Взаимодействие между развитием и воспитанием ребенка
Определение понятий развитие и воспитание
Для понимания взаимосвязи между развитием и воспитанием ребенка, а также влиянием воспитательной деятельности на развитие индивида необходимо четко дать определение этим двум основным педагогическим категориям.
Развитие – это не только процесс изменения личности под влиянием различных факторов, таких как среда, наследственность, воспитание и обучение, но это понятие так же включает в себя и результат таких изменений.
Из определения понятия развития становится очевидно, что воспитание является одним из важнейших факторов влияющих на развитие.
Определение
Воспитание – это процесс передачи воспитуемым общественно-исторического опыта, а также целенаправленное формирование системы понятий, ценностей, принципов, путем воздействия на поведение и сознание человека.
Воспитание является исключительно человеческой функцией. Особенностью этой деятельности является не просто передача опыта от воспитателя к воспитуемому, а формирование качеств, которые помогут в приобретении новых знаний и умений.
Теории взаимосвязи между развитием и воспитанием
Проблема взаимосвязи между двумя педагогическими категориями развитием и воспитанием начала волновать ученых достаточно давно. Глубоким изучением данной проблемы занимались швейцарский психолог Жан Пиаже и советский психолог Лев Семенович Выготский. Следует отметить, что их теории имели значительные расхождения.
Ж.Пиаже придерживался мнения, что воспитание идет вслед за развитием. Именно уровень развития определяет и является основным при определении методики воспитания. Воспитание не дает новых качеств человеку, оно лишь определяет степень проявления существующих (Рис.1).
Рис. 1
Согласно теории Л.С.Выготского правильное воспитание ведет к развитию ребенка. Он считал необходимым в процессе воспитания учитывать начальную степень развития, но при этом результатом должен являться переход на более высокий и качественно новый уровень развития. Задача воспитания состоит в преодолении начального уровня развития, а не культивировании его.
Рис. 2
Важным фактором, влияющим на развитие человека, является обучение. Оно должно идти в паре с воспитанием для поэтапного и успешного развития личности. Но при этом необходимо различать эти две категории. Их отличие состоит в том, что обучение – это процесс усвоения знаний и способов деятельности, в то время как воспитание направлено на интериоризацию социальных ценностей и формирование личностного отношения к ним.
Эффективность и степень воздействия воспитания на развитие личности
Для того чтобы воспитание было эффективным и достигало своей основной цели, необходимо выполнение нескольких условий:
- целенаправленность;
- последовательность;
- квалифицированное руководство процессом.
Оценить роль воспитания в развитии достаточно сложно. Справедливым в данном случае будет высказывание Д.Дидро по этому поводу:
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Цитата
«Воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа».
Уровень воспитательного воздействия, а, следовательно, и его эффективность на прямую зависят от правильного определения уровня актуального развития, т.е. того, что ребенок уже умеет и зоны ближайшего развития. Зона ближайшего развития определяется возможностями ребенка, которыми он обладает в настоящий момент времени, но реализация их возможна только с помощью взрослых.
Воспитание является средством достижения своей основной цели – развития личности.
Задачи воспитания
Достижение заданного уровня развития личности возможно вследствие решения основных задач в результате реализации воспитательного процесса:
- естественно-культурные;
- социально-культурные;
- социально-психологические.
Решение естественно-культурных задач воспитания подразумевает достижение физического и сексуального развития соответствующего определенному возрастному этапу.
Социально-культурные задачи различаются своей спецификой для разных исторических социальных групп. Результатом решения таких задач должно стать наделение личности морально-нравственными, ценностными характеристиками, принятыми в окружающем социуме.
Решение социально-психологических задач позволяет развивать личности такие качества как самосознание, самоопределение, самоутверждение. Специфика таких задач и способов их решения определяется возрастными этапами.
Следует отметить, что нерешенные задачи воспитания могут значительно затормозить процесс развития, сделать его неполноценным. Очень важно в воспитательном процессе четко прорабатывать задачи и следовать алгоритму их решения, придерживаясь принципа последовательности.
Источник
В результате изучения данной главы обучающийся будет:
- – знать особенности воспитания ребенка в семье, их отличия от общественной системы воспитания в детских садах, специфику взаимодействия педагога и детей;
- – уметь описывать основные особенности семейного воспитания; описывать педагогическую деятельность как диалог культуры ребенка и педагога; рассуждать о проблемах формирования личностных и профессиональных смыслов взаимодействия детей и взрослых; осуществлять дифференцированный подход к организации педагогического консультирования семей воспитанников;
- – владеть умением анализировать педагогические задачи, направленные на освоение ребенком позиции субъекта разных видов деятельности; подбирать формы взаимодействия педагога и детей в процессе развития творческой индивидуальности дошкольников.
Воспитание ребенка в семье
По определению отечественного социолога А. Г. Харчева, семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Члены семьи связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.
Семья отличается следующими признаками:
- – ее влияние на индивида первично как по времени, так и по содержанию;
- – она формирует личность в целом, а вторичные группы (школа, производство, государство) воздействуют на нее лишь в определенных аспектах;
- – семья представляет собой ассоциацию, которая сама себя воспроизводит.
Ученые выделяют множество характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка.
Среди особенностей семьи ученые в первую очередь называют эмоциональный фактор воспитания. Это бескорыстная безусловная любовь родителей к детям, эмоциональное благополучие ребенка, которые базируются на уверенности в том, что его любят близкие родные люди. Родительская любовь занимает особое место в сфере интимно-эмоциональных отношений как чрезвычайно важный источник духовного и нравственного развития ребенка, поскольку она является основой его понимания, принятия, признания. Семья создает наиболее благоприятные условия для развития индивидуальности личности.
Следующей особенностью воспитания в семье является постоянство и длительность воспитательных воздействий на ребенка, у семейного воспитания нет ни начала, ни конца, ребенок начинает воспитываться уже в утробе матери и, вырастая, также подвергается воздействиям со стороны родителей. Влияние взрослых на ребенка происходит в самых разнообразных жизненных ситуациях, характеризуется непосредственным взаимодействием ребенка и взрослого.
Кроме того, в семье имеются естественные условия для включения детей в самые разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность. Именно в семье ребенок начинает трудиться, формируется его привычка и любовь к труду. От мамы дочка учится шить, печь пироги, заниматься рукоделием, мальчики от папы учатся производить небольшой ремонт бытовой техники, пилить и другим делам. В то же время, если оберегать ребенка от трудовых дел семьи, не давать ему проявить самостоятельность, он вырастет ленивым, поэтому нормальность или ненормальность семьи зависит от того, насколько сформированными, зрелыми личностями она выпускает детей в мир.
Сочетание обозначенных выше особенностей предопределяет действенность, силу, стойкость семейного воспитания. Данные факторы частично действуют и на уровне детского сада, но методы воспитания, которые используются в детском саду и семье, отличаются и по набору, и, что особенно важно, по содержанию, следовательно, по эффективности воздействия на ребенка. В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. В свое время И. Г. Песталоцци отмстил, что семья учит жизни при помощи «живого», жизненно нужного, а не придуманного, суррогатного дела, учит делом, а не словом. В свою очередь, слово в семейном воспитании – только дополнение, и, «падая на распаханную жизнью почву», оно производит совершенно иное впечатление, чем тогда, когда оно звучит из уст воспитателя. В этом отношении семейное воспитание как нельзя больше соответствует сущности, самой идее воспитания, изложенной К. Н. Венцелем: это раскрытие души ребенка и передача ему ответственности за дар свободы.
По этому поводу известный психолог и педагог Ф. Дольто писала, что ребенок это не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым другими, способностью принимать и понимать других. Эта возможность «быть» и «стать», «осуществиться» через принятие и понимание себя и других заложена в самих механизмах воспитания.
Механизмы воспитания как феномена рассмотрены педагогами и психологами: И. Коном, А. В. Запорожцем, А. В. Петровским, Д. Б. Элькониным, С. Г. Якобсон и др. Это подкрепление, идентификация и понимание.
Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тот тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, «что такое хорошо и что такое плохо», и их педагогическим установкам на выбор средств и методов воспитания.
До тех пор, пока от ребенка еще можно требовать послушания, наш родительский долг – требовать. Когда мать позволяет своему чаду стукать ее кулачком по лицу, то поступает очень неразумно, и это никак нельзя считать шуткой, а надо назвать это прямым антивоспитанием, обучением ребенка плохому. Всякое послушание ограничено все-таки свободой. Речь идет о послушании, а не о палочной дисциплине, и поэтому, конечно, возникают трудности, когда ребенок подчиняется, но злится. Родители от него требуют каких-то вещей очевидно справедливых, а он в ответ никак не смиряется, а просто злится. Тяжелая проблема, из которой выхода, может быть, никто и не знает. Но Господь как-то помогает жить в таких ситуациях.
К. Островский. Чудо воспитания
Ценностные ориентации в разных семьях отличаются. Например, в одной семье акцент ставится на воспитание трудолюбия, в другой – на заботе об укреплении здоровья детей, в третьей – на образование детей, воспитание нравственных качеств и др. В некоторых семьях родители считают, что воспитание и обучение еще рано начинать, они говорят: «Вот пойдет ребенок в школу, тогда и будем этим заниматься». Нравственные ориентиры семей также различны. Так, в одних семьях считают необходимым воспитание честности, правдивости, а в других считают, что сейчас надо уметь быть хитрым, предприимчивым. Одобряемое, желаемое поведение подкрепляется положительно и упорядочивается, негативное отрицается. Изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представления. Поэтому необходимо единство требований к детям со стороны всех членов семьи. Иначе ребенок не будет знать, кого ему слушаться, начнет хитрить и приспосабливаться. Такое единство является одним из самых значимых «чудес» воспитания в семье.
Другим чудом становится интуитивное осознание и понимание родителями механизмов обратной связи между ними и детьми, которое начинает влиять на выбор способа подкрепления поведения, соответствующего смыслу ситуации для обеих сторон – отражающего систему индивидуальных ценностей каждого из участников общения, их противоречие и единство. Поэтому оптимально выбранные способы подкрепления разрешают большинство проблемных ситуаций общения детей и родителей. Кэтрин Кволс делит их на четыре группы (табл. 2).
Таблица 2
Стратегии решения проблемных ситуаций общения детей и родителей
Эмоции и желания родителя | Эмоции и желания ребенка | Способ подкрепления, соответствующий смыслу ситуации для обоих |
Раздражение в ответ на действия ребенка | Ребенку требуется просто… ваше внимание, поэтому ему все равно, какое оно: положительное или отрицательное | Нужно действовать молча: подойти, погладить, обнять, поцеловать. Или молча и решительно прервать его действие, заглянув в глаза и твердо сказав: «Не нужно этого делать! Я рядом с тобой» |
Поведение ребенка вызывает злость и гнев, желание заставить ребенка что-то сделать | Ребенок ведет себя так, потому что он борется за зону влияния | Ребенку нужно дать возможность почувствовать себя самостоятельным и самоутвердиться. Для этого не нужно ввязываться в ссору – надо посмотреть ему в глаза и дать понять, что вы его любите, но делать так не позволите. Предложите альтернативу негативному поведению |
Ребенок ведет себя так, что педагогу становится не просто стыдно перед другими, а обидно, появляется желание свести счеты с ребенком | Ребенок обижен на педагога – мстит взрослому за свою боль | Нужно воздержаться от наказания и дать возможность выразить ребенку негативные эмоции и чувства в социально приемлемой форме (дать побить подушку, разорвать на мелкие клочки газету и т.д.) |
Педагог чувствует желание пожалеть или уговорить на фоне чувства отчаяния | Ребенок ведет себя как отверженный, демонстрирует свою беспомощность и желание остаться в одиночестве. И очень жалеет себя | Нужно показать ребенку его ценность и значимость в каком-то деле, научить его не сдаваться и прислушиваться к голосу Ангела-хранителя, например. Надо чаще спрашивать ребенка, чему он научился, и отмечать малейшие достижения |
Приведем пример выбора оптимального способа подкрепления поведения ребенка, соответствующего смыслам общения взрослого и ребенка.
Как успокоить малыша
Пятилетний Джонатан перевозбудился после праздничного семейного обеда. Бегая по комнате и стараясь привлечь к себе внимание, он уронил одну из бабушкиных ваз. Отец взял Джонатана на руки, посадил его на вращающийся стул и сказал: «Я знаю, ты очень переживаешь, что так случилось. Давай пообещаем бабушке, что мы постараемся найти другую вазу, такую же, как та, которая разбилась».
Эда Ле Шан. Когда ваш ребенок сводит вас с ума
Следующий механизм воспитания – идентификация, который предполагает подражание ребенка своим родителям и эмоциональное отождествление себя с ними. Необходимо создавать такие обстоятельства и условия, когда ребенок обратит внимание на образцы поведения, деятельность взрослых – и уметь осуществлять рефлексию такого опыта. Так, если понаблюдать за играми детей, можно заметить, как они ловко распределяют роли и переносят в игру весь семейный опыт, идентифицируя себя со взрослыми. Один ребенок, беря роль отца, грубо ведет себя со сверстниками, другой, наоборот, ласков. Один старается помочь, другой – требует этой помощи. Один – творит, другой – разрушает мир. Такая попытка негативной самопрезентации себя – это ожидание чуда, ожидание принятия себя любым: и хорошим, и плохим – со стороны тех, кто тебя любит. Это возможность понимания жертвы любви и разделенной ответственности за нее. И здесь очень важен детско-родительский опыт формирования совместных ценностей: переживания (разделенных чувств, сочувствия), познания (со-удивления и разделения радости открытий) и преобразования (содействия) с близкими взрослыми. В эти моменты не только время, по и внутреннее пространство мира взрослого и мира ребенка открываются друг другу, объединяются и рождаются заново. Это – настоящее чудо.
Мне довелось знать одного удивительного папу, который в момент первого снега вместе с дочкой слепил маленького снеговика. И отвоевав часть морозилки, оба они всю зиму охраняли это снежное чудо от продуктов и рационального мышления. А когда растаял последний снег и даже что-то зазеленело, счастливые папа и дочка вынесли снеговика на улицу – посмотреть весну. Наверное, никто и никогда не узнает, что значил этот момент в ценности их отношений.
Т. В. Бабушкина. Что хранится в карманах детства
Понимание – следующий механизм воспитания – представляет собой активный процесс поиска и/или конструирования ребенком смысла сообщений, образов, схем, моделей, символов, знаков и других форм представления знаний и информации, а также интерпретации и конструирования смысла действий и поступков других людей в процессе общения с родителями как представителями культуры, способными к трансляции и воспроизведению, трансформации ценностей культуры и переводу их в смыслы личностного взаимодействия с ребенком. Поэтому философы определяют человека как «понимающее бытие» (герменевтический подход).
В процессе такого понимания и конструирования смыслов происходит перевод сообщений и текстов с языка предметных, операционных, символических и концептуальных значений на «внутренний язык» самого ребенка благодаря знанию родителями особенностей его внутреннего мира. Поэтому понимание как механизм воспитания направлено на формирование самосознания ребенка и уверенности в точности и адекватности его представлений о предметах, явлениях и сущности.
В зависимости от сформированности данных механизмов, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными потенциалами – воспринимается обществом как «умеющая творить чудо воспитания» или не умеющая этого делать. В связи с этим нельзя не вспомнить исследования, проведенные по данной проблеме в 1983-1984 гг. В. К. Котырло и С. А. Ладывир в НИИ психологии УССР.
Они показали, что в семье может быть выделено три основных стиля воспитания, каждый из которых характеризуется свойственной ему системой мотивов.
1. Деловое взаимодействие. Возникает при стремлении взрослых организовать детскую деятельность или регламентировать их поведение. Мотивами поведения родителей выступают желание приучать к делу, вооружать соответствующими навыками; стремление умерить активность, унять расшалившегося ребенка или отвлечь его от недостойного занятия.
В условиях сотрудничества ребенок ищет возможность сохранить общение, оправдать доверие взрослых. Воспринимая же ненужность своего участия в совместной деятельности, обусловленное стремлением просто занять его чем-то, отделывается формальным исполнением.
2. Специальные воспитательные воздействия. Включают целенаправленные действия и поступки взрослых, смысл которых состоит в том, чтобы научить, дать образец, побудить к подражанию. Существенным является сам подход к процессу воспитания как к решению воспитательных задач. Он заставляет людей анализировать поведение детей и собственное.
Мотивация преднамеренных воспитательных влияний основана на таком понимании взрослыми своего долга, которое не исчерпывает осознанности, необходимости ухода за ребенком и организации его жизнедеятельности, но включает стремление приобщить его к определенным ценностям, выработать отношение к окружающему миру, заниматься обучением ребенка. При этом отличительной чертой данного стиля воспитания от педагогического стиля, характерного для взрослых, воспитывающих ребенка в образовательном учреждении, выступает субъективизм и имплицитный характер постановки целей и выбора методов воспитания и обучения, потому что в ней выражаются идеалы и представления конкретной семьи, а не общественности, о том, какими она хочет вырастить своих детей.
3. Общение ради общения. Происходит удовлетворение взрослыми своей потребности в любви, чувстве привязанности, родственных уз. Желание приласкать ребенка, поговорить с ним о его детских заботах, просто побыть вместе – и все это ради собственного удовольствия – как раз и отличает интимное общение от делового и воспитательного воздействия. Данный стиль характеризует специфику воспитания детей в семье. Он определяет глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания. Его «проводниками» становятся родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям (Ю. П. Азаров, И. В. Гребенников, Т. А. Маркова).
Учет данных стилей воспитания необходим для налаживания эффективного сотрудничества семьи и детского сада, так как воспитатели, проектируя и организуя педагогическое общение с воспитанниками, не могут не опираться на «зону интимного общения» детей (по А. Н. Леонтьеву) и не учитывать сложившиеся мотивы и стили взаимодействия детей и взрослых. Рассмотрим, как это происходит, в следующем параграфе.
Источник