Выжигание в развитие ребенка

Выжигание в развитие ребенка thumbnail

Пирография, или выжигание по дереву, как вид искусства появилась очень давно. Произведения, выполненные в этой технике, можно встретить у разных народов. Интересно, что и по сей день пирография живёт и развивается, а ею занимаются уже не только взрослые, но и юные художники. Выжигание для детей стало отличным способом с пользой провести досуг. Чем же оно так привлекает к себе, — об этом пойдёт речь ниже.

Выжигание в развитие ребенка

В чём состоит суть пирографии

Суть пирографии очень проста: создание графических рисунков. Другое дело, что используемые в этой технике материал и инструмент являются необычными, — это кусок фанеры вместо листа бумаги и специальный выжигатель вместо карандаша.

Сам выжигатель состоит из двух частей:

  • ✨пластмассовой ручки
  • ✨и стальной проволоки – жала на конце.

Его подключают в розетку, и жало начинает нагреваться. Проводя раскалённым жалом по поверхности дерева, можно получить тёмные следы разной интенсивности, в зависимости от времени воздействия, поскольку дерево начинает потихоньку обгорать. Нанося подобные «штрихи» согласно художественному эскизу или просто авторской задумке, можно получить настоящее графическое изображение, причём, как плоскостное, так и объёмное.

⚠️Выжигание по дереву для детей привлекательно тем, что представляет собой возможность заняться любимым рисованием, но при этом выполнить работу необычным образом.

Выжигание в развитие ребенка

С какого возраста детям можно заниматься пирографией

Пирография – специфическое занятие, требующее от юного художника полного понимания протекания процесса «рисования» по дереву, а также усидчивости, внимательности и, конечно же, хорошего развития мелкой моторики и, как следствие, уверенного владения пишущими инструментами.

Поэтому первые занятия по выжиганию взрослому нужно обязательно провести вместе с ребёнком, чтобы убедиться, что он справляется со всем творческим процессом самостоятельно. Разумеется, следует объяснить и правила техники безопасности при работе с выжигателем, чтобы юный художник не обжёгся сам и не оставлял нагретый инструмент на столе, — держать его нужно либо в руках, либо в специальной подставке.

⚠️Что касается конкретного возраста детей, то многие специалисты сходятся во мнении, что художники до 9 лет должны посещать занятия по выжиганию обязательно вместе со взрослыми, а те, кто немного постарше могут заниматься пирографией самостоятельно, после предварительного обучения и инструктажа, и под постоянным контролем педагога-взрослого.

Выжигание в развитие ребенка

Что нужно для работы

Для того чтобы погрузиться в процесс выжигания по дереву, нужно приобрести всего 2 вещи:

  • ⚡️непосредственно выжигатель
  • ⚡️и любую деревянную заготовку (обычно кусок фанеры),
  • ⚡️а также подготовить исходный рисунок.

⚠️Пару десятков лет назад выжигатели приходилось покупать отдельно, как и подыскивать подходящую деревянную основу для рисунка. Сегодня же подготовиться к занятиям творчеством стало намного проще: во многих магазинах можно приобрести уже готовые наборы для выжигания по дереву для детей.

Они укомплектованы сразу всем необходимым, и покупателю остаётся только выбрать понравившийся. Это очень удобно, да и позволяет выбрать набор в зависимости от уровня его сложности и навыков, имеющихся у ребёнка.

Выжигание в развитие ребенка

Правила выжигания по дереву

Процесс выжигания по дереву имеет свои нюансы, которые обязательно нужно объяснить ребёнку ещё в самом начале работы, чтобы процесс обучения и создания картин был лёгким и интересным.

  • ⚜️Во-первых, давить на фанеру жалом выжигателя не стоит, — при разной интенсивности нажатия следы на поверхности дерева будут оставаться примерно одинаковыми. Зато существует большая вероятность погнуть или испортить жало. Хитрость работы заключается не в силе нажатия, а во времени. Чем дольше удерживать жало на поверхности, тем глубже останется след.
  • ⚜️Во-вторых, в процессе выжигания деревянную основу можно поворачивать в разные стороны, как лист бумаги, чтобы линии получались красивыми и ровными. Сам процесс выжигания очень схож с привычным всем рисованием карандашами, и поэтому и приёмы здесь используются те же самые. Единственным отличием можно назвать лишь то, что удалить неудачные «штрихи» с поверхности дерева крайне затруднительно.
  • ⚜️Отсюда правило №3: выжигание рисунка нужно сразу выполнять максимально старательно и аккуратно, и тогда результат непременно порадует.
  • ⚜️В-четвёртых, работая с выжигателем, нужно обязательно соблюдать правила элементарной техники безопасности, а также поддерживать своё рабочее место в идеальном порядке.
  • ⚜️В-пятых, работать следует в хорошо проветриваемом помещении, чтобы дым от обгорающего дерева не наполнял комнату. Также следует выжигать, периодически делая перерывы – на небольшую гимнастику и отдых для глаз и ума, чтобы избежать переутомления или «замыливания» (потери критической ясности) художественного взгляда на свою работу.

В остальном же следует полностью следовать инструкции, которая всегда входит в любой набор для выжигания по дереву, а также слушать взрослого, находящегося рядом (родитель, педагог).

Выжигание в развитие ребенка

Что можно выжечь на дереве

Картинка для выжигания по дереву для детей может быть практически любой, — переводной из магазина товаров для творчества, распечатанной раскраской из Интернета, нарисованной просто от руки в качестве предварительного эскиза, — одним словом, настоящий простор для творчества и фантазии.

Выжигание в развитие ребенка

⚠️Что касается тематики изображений, то они, конечно, должны быть близки и понятны детям в соответствии с их возрастом. Только в этом случае работа будет для них интересной, и они смогут довести её до конца.

Выжигание в развитие ребенка

И ещё важный момент: размер картинки для выжигания должен полностью соответствовать навыкам и умениям юного художника. Не стоит выбирать слишком большие изображения, — в процессе работы над ними ребёнок может устать или просто охладеть к такой работе. Да и слишком маленькие тоже не годятся, — с ними можно справиться за очень короткое время, так и не сумев насладиться творческим процессом, и уже тем более, потрудиться, приложить усилия или хоть чуть-чуть развиться как художник. Важно подыскивать так называемую «золотую середину». Но это, конечно, приходит с опытом, и будет зависеть ещё и от того, насколько часто ребёнок занимается пирографией и каких успехов уже достиг.

Читайте также:  Уровень развития ребенка для школы 8 вида

Выжигание в развитие ребенка

Польза выжигания по дереву

Польза выжигания по дереву для детей уже давно доказана разными специалистами и педагогами. Этот вид творческой деятельности помогает:

  • ✅развивать и совершенствовать мелкую моторику рук,
  • ✅учит видеть объём и образ в картинке,
  • ✅способствует развитию творческого анализа и планирования (когда по эскизу ребёнок сразу учится «видеть», как именно он будет выжигать картинку по дереву, — направление штрихов, интенсивность воздействия инструментом и т.д.),
  • ✅также во время занятий пирографией развиваются усидчивость и концентрация внимания.

Всё это самым лучшим образом отражается на успехах ребёнка и в обычной повседневной жизни, и на уроках в школе.

Выжигание в развитие ребенка

Нельзя не упомянуть и о том, что маленький художник развивается как гармоническая творческая личность. Создавая красоту своими руками, он учится видеть её и вокруг себя, в работах других людей, учится уважать и беречь чужой труд и творчество. Поэтому заниматься выжиганием по дереву в детском возрасте можно и нужно.

Источник

Выжигание по дереву снова на пике своей популярности, как в 1980-е годы. Это неудивительно – техника очень интересная, творческая, занимательная. Если Вы рассматриваете выжигание по дереву в качестве хобби для своего ребёнка-школьника, то Вы на правильном пути. Это дело может стать для него неожиданно увлекательным – не хуже, чем компьютерные игры. И уж точно полезнее, чем игромания. Главное – правильно подойти к приобщению ребёнка к пирографии (это второе название выжигания).

Выжигание по дереву или пирография – не столь важно. Сущность творчества та же: получение необычных картинок на древесной структуре.

Для детей выжигание по дереву особенно полезно. Это творческое занятие развивает у них не только воображение, но и усидчивость, терпение, целеустремлённость, уверенные навыки мелкой моторики рук и пальцев. Выжигание по дереву является искусством, не терпящим спешки. Чтобы достичь успехов и получить настоящее удовольствие от процесса, необходимо с головой погрузиться в него, тщательно осмысливая каждый свой следующий шаг.

А ещё – это очень позитивное занятие в том плане, что во время творчества на рабочем месте мастера царит приятный запах древесины.

Материалы и инструменты

Прибор для выжигания

Первое, с чего нужно начать освоение нового хобби, – это подарить ребёнку электрический прибор для выжигания. В самом простом и элементарном варианте это пластиковая коробочка с маленьким паяльником внутри. Нагреваемый докрасна наконечник данного прибора выполнен в виде металлической петельки и напоминает своей формой канцелярскую скрепку.

В принципе, его вполне достаточно для создания не только простейших «детских» картин, но и настоящих шедевров данного искусства. Те, кто занимался выжиганием в детстве, ещё при Советском Союзе, не дадут соврать.

Более продвинутый вариант прибора, который прежде был редкостью, – это выжигатель с набором сменных насадок – жал (или перьев). Жала из латуни считаются самыми лучшими. Они могут быть самой разнообразной формы и толщины. Имеются жала в форма волн и зигзагов. Такими насадками очень легко и приятно выполнять разнообразные орнаменты.

Прибор для выжигания

Современные наборы предлагают юному мастеру до двадцати видов всевозможных насадок-перьев: от базовых, необходимых при создании любого рисунка, до фигурных, которые требуются не так уж часто (если быть точным – то совсем нечасто), но значительно расширяют круг возможностей мастера.

Толщина ручки выжигателя – той, которую ребёнок непосредственно будет брать в свою руку – должна быть не слишком большой. Чтобы творчество не доставляло дискомфорта, и к инструменту не нужно было долго приспосабливаться и привыкать, юному мастеру обязательно должно быть удобно держать инструмент в руках.

Выжигательные приборы продаются в специальных коробочках (зачастую – из твёрдого пластика), поэтому они очень удобны с точки зрения хранения транспортировки. Также в стандартный комплект часто входит подставка для паяльника, набор насадок.

Вполне логично, что следующим или одновременным приобретением должна стать древесина. Прежде всего, она должна быть абсолютно гладкой. Кроме того, к ней предъявляются и ряд других особенных требований.

Какой должна быть древесина для выжигания

По структуре дерева – она должна быть однородной и мелкопористой, без трещин и царапин, без следов механического брака; не смолистой (чем, как известно, особенно отличаются хвойные породы); светлых оттенков – такой фон в большинстве случаев смотрится гораздо более выигрышно; изготовленной из твёрдых пород дерева; с чистой и ровной поверхностью.

Удачнее всего подходят для выжигания разной сложности следующие породы дерева: возьмите липу, ольху, тополь, берёзу, каштан, осины – с такой древесиной, качественно обработанной соответствующим образом, наилучший результат гарантирован.

Самый оптимальный выбор для начинающего мастера – это готовые наборы для выжигания. В такие комплекты нет входят гладкие доски с уже нанесёнными на них изображениями. По тому же принципу, как в бумажных детских раскрасках.

Какой должна быть древесина для выжигания

В другом варианте, в наборе могут быть чистые доски и эскизы, которые юный мастер по выжиганию будет самостоятельно переносить на деревянную основу (трафареты).

Читайте также:  Развитие спинного мозга ребенка

Беспроигрышный вариант для начинающих – это, разумеется, фанера. Доски же должны быть сухими, без сучковатых вкраплений, с однородной структурой поверхности.

На светлых заготовках любой рисунок будет выглядеть более выразительным, и с ним намного проще будет работать. Если речь идёт не о готовой, тщательно обработанной древесине, а о выбранной самостоятельно, то перед тем, как начинать выжигание, поверхность такой заготовки не помешает дополнительно зачистить наждачной бумагой с мелкозернистой.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Выбираем изображения

Основное и практически единственное условие – чтобы рисунок был с ярко выраженным контуром. На всевозможных тематических сайтах, посвящённых организации детского творчества, подобных работ очень много. Нужно всего лишь определиться с выбором и распечатать тот эскиз, который Вам (и, конечно, ребёнку) понравится больше.

Будь то обычный узор, простой пейзаж или натюрморт, а может быть – сюжетная сцена, или иллюстрация из сказки (или мультфильма), это не так уж важно. Без сомнения, начинать следует с работ попроще, постепенно усложняя рисунки и оттачивая своё мастерство.

Как нанести изображение на заготовку

Эскизы для выжигания могут располагаться на бумаге. А можно наносить рисунки сразу же на заготовки. Для этого пригодится копировальная бумага. С её помощью можно быстро и аккуратно переносить выбранные контуры на деревянную основу. Ведь далеко не всем удаётся рисовать сразу на фанере или дереве, без предварительной заготовки бумажных эскизов. Карандаши для нанесения изображения необходимо задействовать разные. Для дерева – твёрдой, а для бумаги – средней плотности.

Подготавливаем рабочее место

Ничего особенного. Нужен только прибор и набор для выжигания (досочки с эскизами), стол и стул. Если же в последующем ребёнок займётся выжиганием более серьезно, то в его мастерской можно будет завести ножовку либо лобзик, круглогубцы или пассатижи, а также кусачки, отвертку, наждачную бумагу, проволочную щётка для чистки перьев, стальную линейку, остроконечные карандаши, ластик, клейкую ленту, копирку, наборы шаблонов, и так далее.

Подготавливаем рабочее место

Но новичку всё это, разумеется пока совершенно не нужно. Всё, что ему требуется – это хорошая и ровная рабочая поверхность достаточно просторного стола, достойный источник света (естественный дневной или настольная лампа), полотенце (сделать валик-опору под запястье).

Необходимо учесть, что свет на рабочую поверхность должен падать под острым углом. При таком виде света юный мастер сможет без труда разглядеть все едва заметные тени, которые отбрасывают разноразмерные бороздки на его работе. Как Вы, так и он сам сможете правильно оценить сам визуальный результат штриховки, ещё во время её создания. Конечно же, совсем рядом со столом должна находиться электрическая розетка.

Виды и техники выжигания по дереву (относительно изображений)

В общей сложности, можно выделить три основных техники выжигания. От простого – к сложному:

  • Контурное выжигание

Условно это наиболее элементарный и простой вид выжигания по дереву, с которого всегда и начинают юные мастера-пирографисты. Начинать осваивать контурное выжигание нужно с простого плоскостного рисунка, а впоследствии уже учиться выполнять более подвинутые работы с рельефом, фоном, комбинированные сюжеты, и так далее.

Контурное выжигание производят кончиком жала, и рука мастера должна при этом иметь надёжную опору. Данная творческая техника во многом напоминает обыкновенное рисование карандашом. Линию нужно проводить ровно, не оставляя точек и учитывая структуру древесины. Твёрдое дерево потребует большего нагрева наконечника, мягкое же прожигается гораздо быстрей.

Виды и техники выжигания по дереву (относительно изображений)

Работать в контурной технике есть смысл с небольшим нагревом. Нужно аккуратно и не спеша водить жало по касательной. Контурное выжигание замечательно подходит для создания разнообразных надписей и штриховок. Для любого начинающего юного мастера контурная техника – то, что нужно. Она точно подойдёт самым наилучшим образом и позволит качественно выработать все необходимые навыки работы с выжигательным прибором, начиная с самых минимальных.

  • Силуэтное выжигание

Оно демонстрирует светлый рисунок, который окружает выжженная деревянная поверхность. Сам рисунок выделяют чётким светлым рельефом в тёмном обрамлении. Добиваться такого результата можно при помощи добавления фона либо удаления картинки.

На фанерную или деревянную поверхность рисунок переводится при помощи копировальной бумаги, а все мелкие детали и линии уже нуждаются в более тщательной прорисовке.

Самые простые рисунки выжигаются равномерным образом, но есть и такие работы, в которых в силу вступают законы светотени. Достигать необыкновенных и интересных переходов тонов получается при помощи нанесения светлых штрихов – снижения температуру накаливания наконечника, либо уменьшая время прижигания / снижая надавливание жала на доску.

Силуэтное выжигание

Для силуэтного выжигания лучше всего использовать особенный наконечник. Кончик жала должен быть расклёпан и зашлифован. Иглу проводят строго вдоль волокон древесины. При правильном выполнении данной творческой техники получается гладкая и однородная тёмная поверхность, без вкрапления светлых и затемнённых пятен. Если проводить иглой побыстрее, то есть возможность получить разнообразные коричневые оттенки: от светло-коричневого до радикального тёмного цвета кофейного типа.

Картины в творческой технике силуэтного выжигания зачастую создаются без предварительно нанесённых контуров. Они идеальным образом подойдут для украшения и оформления столов, стульев, разделочных досок.

Разумеется, для начинающих юных мастеров – школьников данная техника будет несколько сложноватой. Но обязательно покорится, после не такой уже долгой подготовки и оттачивания навыков владения прибором в силуэтном выжигании.

  • Художественное выжигание
Читайте также:  Тазовое предлежание плода развитие ребенка

Данную технику по праву считают наиболее сложной и серьёзной в пирографии – это уже настоящее искусство. Она базируется и на силуэтной, и на контурной техниках, совмещая в себе их специфику и взаимно дополняя два этих основных стиля. Но начинать творческую работу в художественной технике всё-таки стоит с несложных геометрических фигур. А потом постепенно оттачивать работу с игрой теней и света.

Художественное выжигание

Очень значительную роль играет умение верно передавать перспективу, учитывая фон формируемой картины. Для достойного воплощения такой продвинутой творческой техники нужно уметь прилично рисовать хотя бы карандашами. В этом случае можно смело браться и за выжигание в художественном стиле. Разумеется, ошибки будут обязательно. Но на них, как известно, учатся, а это значит – не стоит бояться ставить перед юным мастером-пирографом сложные и неоднозначные задачи.

Финальная обработка

После того, как картина уже готова, её не помешает обработать мелкой наждачной бумагой. Особенное внимание в глубоком рисунке следует уделить обработке впадин. Это необходимо для того, чтобы удалить лишние микро-угольки, которые образуются при выжигании. Обрабатывать готовую картину следует тщательным образом, но аккуратно и осторожно – для того, чтобы не допустить повреждения своего художественного шедевра. И, конечно же, не сделать отколов древесины.

Уже обработанную, идеально гладкую поверхность картины можно (а в некоторых случаях и нужно) дополнительно обработать лаком для дерева. Чтобы полностью предотвратить будущее влияние на картину негативных факторов.

Краткий пошаговый (поэтапный) мастер-класс по выжиганию

Начинается творческий процесс выжигания с подготовки деревянной основы. Юному мастеру нужно зачистить её мелкой шкуркой, после чего для особенно старательных совсем не лишним будет натереть её водно-меловым раствором. Доска должна хорошенько высохнуть, и на совершенно сухой деревянной поверхности можно спокойно работать.

  • Нанести на гладкую и сухую поверхность фанеры или доски желаемый эскиз, воспользовавшис копировальной бумагой или трафаретом.
  • Включить прибор для выжигания, аккуратно соблюдая все предписанные данному аппарату правила техники безопасности. Дождаться, пока перо выжигателя как следует накалится, покраснев.
  • Расположить дощечку или фанерку на ровной рабочей поверхности стола таким образом, чтобы работать выжигателем ребёнку было удобно. С одинаковым нажимом вести пером по контуру и остальным элементам рисунка – так, чтобы на обработанных таким образом линиях появлялась равномерная и выразительная полоса тёмно-коричневого цвета.
  • Начинать процесс выжигания лучше всего с внешних линий, а после их проработки переключиться уже на основную часть своей картины. Фрагменты второстепенные выжигаются потом, в последнюю очередь. Когда картины сложные, то надо мысленно разбивать её на фрагменты, выжигать каждый выбранный фрагмент поэтапно. И ни в коем случае не перескакивать с одной части своей работы на другую её часть.
  • Выжигание картины заканчивается тем, что прорисованными становятся абсолютно все линии и детали выбранного эскиза. Когда обработанный выжигательным прибором эскиз уже превратится в законченный рисунок – можно выключать прибор для выжигания.

Нужно не забывать о замене насадок, если этого требует рисунок. Даже новичкам, которые находятся ещё в самом начале пути, не стоит бояться частой замены насадок. Наоборот, подобный опыт быстрее учит выжиганию, а также правильному анализу результатов. Он же полно и достоверно знакомит ребёнка со всеми возможностями прибора для выжигания.

Краткий пошаговый (поэтапный) мастер-класс по выжиганию

В тех случаях, когда есть желание получить комбинированную работу, можно дополнительно разрисовать её красками или просто хорошенько обработать поверхность бесцветным лаком.

Важные моменты для новичка

  • На первых же уроках выжигания надо пробовать делать штрихи и линии различной толщины, регулируя интенсивность прожига.
  • Для того, чтобы линия получилась тонкой и аккуратной, нужно вести ручку выжигателя быстро, равномерно, и без сильных нажимов.
  • Для красивых толстых линий и штрихов необходимо использовать медленное выжигание.
  • Насыщенность оттенков нужно корректировать увеличением температуры пера. А самый большой накал вообще использовать редко – ведь чреват преждевременным перегоранием жала.
  • Главное – для первых работ рекомендуется выбирать только простые изображения, чтобы результат был достойным, а охота творить и прогрессировать дальше не пропадала.

Часто пишут, что выжигание по дереву – является чем-то средним между рисованием и гравировкой. Это так. Однако гравировки в этом творчестве всё-таки побольше. Поэтому новички, которые имеют дело с современными китайскими безопасными приборами для выжигания, вскоре понимают, что эти пирографы зачастую не в силах реализовать все задумки мастера. Поэтому работы, выполненные 20-40 лет назад, смотрятся намного более убедительно: приборы тех времён хоть и «опасные» (условно), но зато не такие «беззубые». Поэтому лучше приобрести всё-таки выжигатель, так сказать, «советского образца» и отечественного производства.

Способы оформления готовых работ

Чаще всего, естественная текстура дерева является лучшим украшением. Можно лишь при желании лакировать её поверхность, и готово.

Но имеются и другие варианты: узорная рамка (часть самой картины); контур спила дерева (если выжигание произведено было на спиле дерева); рамка или багет; самодельные рамочки из ПВХ-плинтусов и тому подобное.

Не спешите, действуйте пошагово, соблюдайте золотой принцип «от простого к сложному», не бойтесь допускать ошибки и не будьте слишком критичны к юному мастеру. Выжигание по дереву – действительно интересное направление творчества, которое не зря получило такое широкое распространение и завоевало заслуженную популярность.

Источник