Выявлению уровня и особенностей развития ребенка

Выявлению уровня и особенностей развития ребенка thumbnail

Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника

Диагностика развития дошкольника.

В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

психологическая — психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;

педагогическая — освоение ребёнком образовательной программы;

Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Принципы организации диагностической работы:

1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях,с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.

3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.

Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.

Виды диагностики

В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.

2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.

Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе — в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.

Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.

Диагностика развитияпознавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: — начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; — конец года (апрель, май) — отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.

После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.

Источник

Инна Разумная
Методики выявления уровня развития личности дошкольника

Проведенное теоретическое исследование проблемы развития личности детей дошкольноговозраста 4-5 лет позволило нам определить цель нашего практического исследования данной проблемы: экспериментальным путем выявить влияние занятий художественного цикла на развитие личности детей дошкольного возраста. Нами были обследованы дети 4-5 лет средней группы детского сада № 9 «Ромашка» г. Гуково (5 человек).

Для этого мы провели исследование трех наиболее важных для данной возрастной группы новообразований – развитие речи детей среднего дошкольного возраста, развитие воображения и мелкой моторики.

Для исследования речевого развития мы использовали методику О. С. Ушаковой. Эта методикапредполагает обследование речи детей по следующим направлениям:

— составлять связный текст, соблюдая структуру, используя разнообразные способы связей в описании или повествовании;

— понимать смысловые оттенки слова в зависимости от суффикса, его прямой и переносный смысл;

— употреблять образные слова и выражения в связном высказывании [10].

Рассмотрим кратко речевые задания по отношению к детям пятого года жизни.

Словарь

1) Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;

2) понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);

3) подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;

4) сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.

Грамматика

1) Соотносить названия животных и их детенышей (лиса — лисенок, корова — теленок);

2) употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);

3) правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);

4) составлять предложения разных типов.

Фонетика

1) Правильно произносить звуки родного языка;

2) находить слова, сходные и различные по звучанию;

3) правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.

Связная речь

1) Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;

2) составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;

3) выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;

4) выявить умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.

Связная речь:

Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: I — высокий, II — средний (достаточный) и III (ниже среднего).

3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

Примерные (возможные)ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности:

1) правильный ответ;

2) частично правильный;

3) неточный ответ.

В конце проверки производится подсчет баллов. Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.

Обследовав группу детей среднего дошкольного возраста, мы получили результаты, которые представлены в таблице 1.

Читайте также:  Ооо академия развития ребенка

Таблица 1. Уровень речевого развития детей 4-5 лет

№ Фамилия и имя ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1 Коля П. +

2 Света З. +

3 Света И. +

4 Сережа К. +

5 Кристина М. +

Результаты, представленные в таблице, показывают, что только один ребенок имеет высокий уровень речевого развития и средний уровень. Трое из опрошенных имеют низкий уровень речевого развития.

Далее нами было исследовано воображение детей.

О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.

Изучать воображение можно в словесном творчестве, в речевой и изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при построении образов сказочных персонажей. Все эти методы по-своему хороши, позволяют выявить и исследовать различные стороны воображения.

Методика 1. Изучение воображения при понимании сказочных образов, предложенная Субботиной Л. Ю. [30].

Подготовка исследования. Подобрать сказку для чтения (например, «Петушок — Золотой гребешок и чудо-меленка», составить вопросы, помогающие ребенку при пересказе сказки в случаях затруднения. Подготовить бумагу, цветные карандаши для рисования.

Проведение исследования. Детям 4-5 лет выразительно читают сказку. После чтения проводят 2 серии экспериментов.

1 серия. Выясняют, насколько ребенок понял сюжет и образы главных героев сказки. Если ребенок затрудняется,то ему задают подготовительные вопросы:

1) назови главных героев сказки.

2) кто тебе понравился в сказке? Почему?

3) Кто не понравился? Почему?

4) О чем эта сказка?

2 серия. Детей просят нарисовать главных персонажей сказки (Петушка -Золотого гребешка, чудо-меленку, горох). Занятие можно проводить коллективно, но при этом необходимо следить, чтобы каждый ребенок выполнял задание индивидуально.

Обработка данных. Определяют степень соответствия оригиналу созданного детьми образа (количество соответствующих деталей, усложнение и обогащение созданного образа). Описывают изменения в понимании согласно возрасту ребенка — воссоздании сказочных образов. Результаты оформляют в таблицу.

Интерпретация результатов.

1) особенности воображения, которые дошкольник проявляет при воспроизведении сказочных образов можно наблюдать и в игровой деятельности (высокий уровень);

2) развитие воображения и развитие игровой деятельности взаимозависимые процессы, важные для нормального развития ребенка (средний уровень);

3) для диагностики и развития воображения необходима специально организованная взрослыми игровая деятельность (низкий уровень).

Таблица 2. Уровни развития воображения детей 4-5- лет.

№ Фамилия и имя ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1 Коля П. +

2 Света З. +

3 Света И. +

4 Сережа К. +

5 Кристина М. +

Из таблицы видно, что двое детей имеют высокий уровень развития воображения, один средний и два ребенка имеют низкий уровень. Из чего очевидно, что воображение опрошенных детей находится на недостаточном уровне и необходима целенаправленная работа в этом направлении.

Далее мы провели исследование мелкой моторики детей 4-5 лет с помощью следующей методики, которая состоит из нескольких блоков.

1 блок. Упражнения на повторение фигур из пальцев

«Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

«Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

«Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

2 блок. Упражнения на дорисовывание.

— Дорисуй прямую линию;

— Дорисуй волнистую линию;

— Дорисуй ломаную линию (заборчик).

При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке,как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

3 блок. Работа с бумагой.

— Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);

— сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок. Упражнения на координацию движений.

«Ладонь, кулак, ребро» — вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;

— Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);

— Катание шарика.

Методика проведения обследования развития мелкой моторики.

(+) – 1 балл – с заданием справился;

(-) – 0 баллов – с заданием не справился;

(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;

2 — балла и ниже – низкий уровень;

2-2,5 баллов – средний уровень;

3-4 баллов – высокий уровень;

2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Таблица 3. Уровни развития мелкой моторики детей 4-5 лет.

№ Фамилия и имя ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1 Коля П. +

2 Света З. +

3 Света И. +

4 Сережа К. +

5 Кристина М. +

Из таблицы видно, что два ребенка имеют средний уровень развития и три ребенка низкий уровень развития мелкой моторики. Ни один из детей не показал высокий уровень развития данного показателя. Педагогам следует уделить особое внимание развитию данного показателя развития личности опрошенных детей.

Данные проведенного исследования мы обобщили и представили в виде диаграммы.

Диаграмма 1. Результаты констатирующего эксперимента

Уровни

развития

личности

показатели развития личности

Высокий

Средний

Низкий

Мелкая моторика

Речевое развитие. Вообра

жение

.

Из диаграммы видно, что из всех исследуемых показателей развития личности дошкольников 4-5 лет наиболее развито воображение. На более низком уровне находится речевое развитие дошкольников и совсем низкий уровень имеет такой показатель, как развитие мелкой моторики дошкольников. Из чего мы можем сделать вывод о том, что работа педагогов по развитию речи детей и мелкой моторики находится на недостаточно высоком уровне. В этой связи нами был проведен формирующий этап нашего эксперимента, в ходе которого была организована целенаправленная работа на занятиях художественного цикла.

После проведения формирующего этапа эксперимента мы провели диагностику развития исследуемых показателей развития личности детей дошкольного возраста. Мы использовали те же методики, что и в начале эксперимента. Нами были получены результаты, которые мы обработали и представили в виде диаграммы.

Диаграмма 2. Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента

Уровни

развития

личности

Читайте также:  Какие бывают патологии в развитии ребенка

показатели развития личности

Высокий

Средний

Низкий

Мелкая моторика

Речевое развитие. Вообра

жение

Из полученных данных очевидно, что работа, проведенная целенаправленно по развитию личности дошкольников, привела к следующим результатам. Занятия художественного цикла способствовали тому, что показатели развития мелкой моторики дошкольников возросли (с низкого уровня до среднего уровня). По показателю речевого развития дошкольников также результаты улучшились. Кроме того, была продолжена работа и по развитию воображения детей средней группы. Из чего мы можем сделать вывод о том, что занятия художественного цикла, которые были организованы целенаправленно по следующим показателям – развитие речи, мелкой моторики и воображения дошкольников – дали положительный результат. Таким образом, занятия художественного цикла положительно влияют на развитие личности дошкольников 4-5 лет.

Источник

На чтение 14 мин.

Активность познавательного развития ребёнка у каждого своя, кто-то яркий теоретик, а кому-то легко на практике. Это связано с индивидуальными особенностями развития познавательных процессов, полученными знаниями и умениями. При этом каждому возрасту характерна своя степень интенсивности и выраженности, цельность и направленность познавательного содержания.

Игровая диагностика детей 3-4 лет “Кто что делает”

Общие требования

Для детей 2-3 лет объектом познания выступают окружающие предметы, звуки, действия. Благодаря манипуляции с ними, зарождающейся игровой деятельностью, наблюдениям за людьми, животными, явлениями природы происходит накопление и усвоение познавательной информации.

Дошкольников 4 лет привлекают не только предметы и действия, но и их признаки и свойства (цвет, форма, размер). А это способствует их умению проводить сравнительный анализ по каким-либо категориям, объединять предметы в группы по одному признаку и т.д.

К 5 годам у дошкольников главным средством познания выступает речь. Дети этого возраста легко воспринимают информацию, неплохо запоминают и могут применять её на практике.

Качественная диагностика позволяет внести коррективы в развитие детей

У ребёнка старшего дошкольного возраста особенностями познавательного развития являются формирующиеся умения анализировать, делать умозаключения, обобщать, классифицировать.

Опираясь на эти возрастные особенности детей, проводится диагностика. Для младшего возраста обязательно подбираются игры и задания, старших дошкольников нужно настроить на рабочий лад.

Разрабатываются критерии оценки, они могут быть такими:

  1. Низкий уровень — ребенок не понимает или не выполняет задания даже при помощи взрослого.
  2. Средний уровень — ребенок хорошо понимает, что требуется, выполняет правильно задания и отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого. Пытается самостоятельно объяснить свой выбор.
  3. Высокий уровень — ребенок с удовольствием, правильно самостоятельно выполняет предложенные задания, грамотно отвечает на вопросы. Делает простейший анализ своих действий, поясняет свой ответ.

Задания для диагностики и результаты оценивания

Разговаривать с ребенком необходимо спокойным, доверительным тоном, хвалить за успехи, подбадривать, если что-то не получается. Итоги диагностики покажут уровень познавательного развития детей, взрослый увидит, какие вопросы вызывают затруднения и требуют дополнительного внимания.

Диагностическое обследование детей 2-3 лет

Поскольку у детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышления, все задания подкрепляются иллюстративным материалом.

Знания предметов ближайшего окружения

«Что где?».  Перед ребёнком предметы (по 4-5 шт.), объединённые одной лексической темой «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь». Взрослый показывает на каждый из них и спрашивает: «Что это?», или найти из ряда предметов один, например, «Покажи чашку», можно спросить: «Из чего сделана юбка ткани или стекла?»

Тест на знание названий цветов

«Поручения». Подготовить большого и маленького зайцев, матрёшка, машинка, красная и зелёная чашки, большой и маленький кубики. Попросить ребёнка перечислить предметы, определить их цвет и размер и выполнить задания такого типа:

  • угости большого зайца чаем из зелёной чашки, Из чего ещё можно пить?
  • поставь машинку на большой кубик. Куда нужно убирать машинки после игры? И т.д.

Знания членов семьи

Ребёнок рассматривает сюжетную картинку «Моя семья» и отвечает на вопросы:

  • кто изображён на картинке? А с кем живёшь ты?
  • что делает мама? А как зовут твою маму? Я чем твоя мама занимается дома?
  • чем занята бабушка? И т.д.

В завершении беседы желательно спросить: «Нужно ли заботиться друг о друге? Как?»

Знания об объектах и явлениях природы

«Живое и неживое». Перед малышом иллюстрации различных предметов, нужно разложить картинки на две группы «живое» и «неживое». Например, самолёт и птица; рыба и лодка и т.д.;

Тест для детей 3-х лет: назови зверушку

«Кто у кого?». Перед ребёнком фигурки диких и домашних животных. Взрослый спрашивает «Какие животные перед тобой? Где живут медведь и лиса? Конь и собака?». Затем просит найти и назвать их детёныша и поставить рядом со взрослым животным.
«Где чей домик?». Для игры желательно сделать макеты или коллаж двора с хозяйственными постройками и леса. Взрослый показывает малышу картинки с изображением диких и домашних животных и просит его найти их дом: рядом с макетом леса положить диких животных, двора – домашних. Затем ребёнок говорит, кого куда расселил.

«Кто как голос подаёт?». Ведущий показывает карточки с изображением животных и птиц и просит сказать, кто как подаёт голос, например, корова мычит, собака гавкает, утка крякает и т.д.

«Кто как передвигается?». Для ребёнка заранее подбираются фигурки животных, птиц, насекомых, взрослый кого-то из них называет, а ребёнок его находит и говорит, как он передвигается (кузнечик прыгает, рыба плавает).

Тест для детей 2-х лет

По аналогии проводятся задания на выявления других знаний и умений, а именно о:

  • травах и деревьях (3-4 вида);
  • домашних птицах;
  • диких птицах (2-3 вида);
  • овощах и фруктах (5-6 видов);
  • некоторых свойствах песка и воды;
  • трудовых действиях взрослых и детей;

Диагностическое обследование детей 3-4 лет

Для диагностики понадобятся игры, аналогичные играм для детей 2- 3 лет.

Знания о ближайшем окружении

«Четвертый лишний». Закрепляются знания по лексическим темам «Игрушки», «Мебель», «Обувь», «Одежда», «Посуда», «Транспорт». Ведущий раскладывает по 4 предметных картинки, ребёнку нужно выбрать лишнюю и объяснить выбор, например, стол, стул, чашка, диван.

Тест для детей 4-х лет на знание эмоций

«Каждой вещи свое место». Подготовить небольшие картинки (одежды, обуви, посуды, игрушек) и крупные с изображением шифоньера, полки для обуви, ящика, буфета. Взрослый раскладывает большие картинки перед ребёнком, и поочерёдно показывая маленькие, спрашивает: «Где место для чашки, сапог, кубиков и т.д.».

Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями

«Что сделано человеком, что природой?». Нужно подготовить конверты, на одном изображён человек, на другом – солнце; предметные картинки с изображением объектов природы и природных явлений (куст, река, дождь, облака); предметов, изготовленных людьми (брюки, чашка, стул, машина). Ведущий просит ребёнка положить в конверт с изображением солнца, картинки с природными объектами, а человека – те, что сделаны людьми и объяснить почему.

В 4-е года ребенок уже должен быть знаком с книгами

«Когда это бывает?». Взрослый даёт малышу картинки с изображением разных действий, которые совершает человек (спит, обедает, готовится ко сну, чистит зубы, делает зарядку, ужинает) и задаёт вопросы: «Что мы делаем ночью? Утром? Днём? Вечером?». Дошкольник должен показать соответствующую картинку.

Знания об объектах и явлениях природы

«Чудесный мешочек». Ведущий заранее кладёт в мешочек овощи и фрукты (яблоко, апельсин, банан, огурец, чеснок). Ребёнок должен выбирать по одному предмету и на ощупь определить, что нашёл.

Читайте также:  Бытовое развитие ребенка это

Игра “Чудесный мешочек” – угадай фрукт на ощупь

«Узнай по описанию». На столе в хаотичном порядке разложены карточки с изображением диких и домашних животных. Взрослый перечисляет характерные признаки одного из них, малыш должен узнать, о ком говорится. Например, живёт с человеком, пасётся на лугу, мычит, даёт молоко и мясо.

Диагностика может быть оформлена в таблицу.

Знания и уменияКритерии оценки
Умение определять состояние погоды: холодная, тёплая, жаркая, ветреная, дождливая
Знание характерных особенностей времен года (осенью – желтеют листья, весной – бегут ручьи…)
Знание 3-4 комнатных цветов, их частей. Понимание, что для их роста необходимы вода и свет, забота человека.
Определение овощей и фруктов, узнавание их на вкус.
Первоначальные представления о диких и домашних животных: названия, места проживания, детёныши.
Названия членов семьи, их домашние обязанности
Название города, улицы, некоторые особенности района.
Профессии (3- 4 вида)

Диагностическое обследование детей 4- 5 лет

Для этого возраста также предлагаются игры для закрепления лексических тем с некоторым усложнением.

Знания о предметах ближайшего окружения

«Виды транспорта».  Для ребёнка подбираются картинки с видами транспорта. В одном варианте ему нужно разделить его на специальный, пассажирский, грузовой; в другом – водный, наземный, воздушный.

Задание для детей 4-х лет на знание геометрических фигур

«Что из чего?». На столе предметы из разных материалов: пластмассовый мяч, деревянный и стеклянный стаканы, пластмассовый и деревянный кубики, деревянная ложка, стеклянный шар, пластмассовая ложка. Взрослый просит ребёнка разделить предметы на группы из стекла, пластмассы, дерева, рассказать о качестве материалов (твёрдый или мягкий, хрупкий или прочный, что ещё может быть изготовлено из этих материалов).

«Школа дорожного движения». Для этого возраста обязательно нужно проводить игры по ознакомлению с правилами дорожного движения. Полезно изготовить макет улицы, который подойдёт и для этой игры, дородные знаки лежат отдельно «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход». Сначала взрослый беседует:

  • Как называют людей, идущих по улице?
  • Где должны ходить пешеходы?
  • Где можно переходить улицу. Расставь недостающие знаки.
  • Что означают цвета светофора?

Карточки для знания причин пожара

«Причины пожара». Ребёнку предложены сюжетные картинки (ёлка украшена горящими свечами, у мальчика в руках спички, дети кормят глубей, рядом с сухими листьями разведён костёр и т. д.). Нужно выбрать ситуации, из-за которых может возникнуть пожар, и объяснить свой ответ.

«Кому что нужно». Для детей подготовлены иллюстрации людей разных профессий и игрушечные орудия труда. Взрослый просит положить орудия труда к нужным картинкам.

«Что загадано?». Заранее для дошкольников разложить 4-5 предметов одежды. Взрослый описывает вещь, но не называет её, нужно угадать, о чём идёт речь. Например, «Эта вещь длинная, красного цвета, тёплая, есть пояс, белые квадратные пуговицы, воротник. Что это?»

Знания об объектах и явлениях природы

«Детки с ветки». Заранее подготовить карточки с изображениями ели, сосны, берёзы, дуба, рябины и их плоды, для детей будет полезнее, если они будут настоящими – шишки, жёлудь, серёжка рябины, ягоды рябины. Ведущий интересуется, все ли деревья знакомы и просит к каждому дереву подобрать их «деток».

«Что хорошо, что плохо». Игра будет интересней, если будут принимать участие несколько детей. Нужно приготовить круглое игровое поле со стрелкой в середине, разделённое на сектора, в каждом изображение отрицательного и положительного поведения человека (кормление птиц, рыхление почвы, спиленное дерево, сорванный цветок и др. Дети по очереди крутят стрелку и поясняют выпавшее поведение.

Задание для детей 4-5 лет на внимательность

«Кто чем питается?». Для дошкольников подготовлены карточки с изображением животных и продуктов питания. Ведущий показывает карточку с изображением еды, а ребёнок – карточку с соответствующим животным (банан – обезьяна, орехи – белка, капуста – коза и т.д.).

Результаты диагностики познавательного развития также могут быть занесены в таблицу.

Знания и уменияКритерии оценки
Овощи и фрукты, способы ухода.
Название частей растения: корень, ствол (стебель), ветки, листья
Названия деревьев (5-7 видов)
Названия садовых цветов (5-6 видов)
Времена года
Зимующие и перелётные птицы (по 4-5 видов)
Домашние птицы, детёныши
Насекомые
Некоторые свойства воды, песка
Профессии (5-7 названий). Орудия труда
Владение обобщёнными понятиями: посуда, мебель, обувь, одежда, головные уборы.
Транспорт (наземный, подземный, водный, воздушный)
Семья. Имена членов семьи, их профессии, домашние обязанности.
Названия страны, столицы, узнавание символов государства.
Названия родного города (посёлка), улицы, достопримечательностей, 1-2 известных земляков.
Государственные праздники.
Некоторые рода войск, военной техники

Диагностическое обследование детей 6-7 лет

Для выявления уровня познавательного развития дошкольников этого возраста задания могут проводиться в форме беседы, поскольку у детей уже есть некоторый багаж знаний, позволяющий не опираться на иллюстрации.

Занятие с ребенком 6-ти лет

Знания о национальной культуре

У старших дошкольников происходит начальное знакомство с историей и культурой России. Для развития познавательного интереса, расширения кругозора, воспитания патриотических чувств детей этого возраста необходимо водить в музеи, выставки, готовить развлечения познавательного характера.

«Одень куклу». Игру лучше будет проводить для двоих детей, тогда она будет иметь не только познавательный, но и соревновательный характер. Подготовить бумажных кукол (мальчика и девочку), изображения современной одежды и национального костюма (сарафан, кокошник, платок, передник, рубашка-косоворотка, кушак, кафтан, лапти). Детям нужно одеть кукол в национальные костюмы, выигрывает тот, кто это сделает быстро и правильно.

Тест в игровой форме на знание русского национального костюма

«Русские обычаи». Сюжетные картинки с изображением праздников, издавна отмечаемых на Руси (Рождество (Коляда и Святки), Масленица, Пасха и др.). Взрослый просит ребёнка назвать изображённые праздники вспомни народные праздники и рассказать о них, опираясь на вопросы:

  • Когда отмечают Рождество?
  • На какой праздник пекут блины?
  • Когда красят яйца?
  • Для чего сжигают чучело?

Знания об объектах и явлениях природы

«Цепь питания». Игра для развития умений устанавливать причинно-следственные связи. Приготовить предметные картинки, на основе которых ребёнок будет составлять цепь питания (например: лиса, мышь, зерно; водоросли, белый медведь, рыба; яблоко, птица, гусеница и т.д.).

«Кто где живёт?». Ведущий предлагает рассмотреть картинки с изображением животных, птиц, насекомых. Заранее подготовлены рамки разных цветов. Ребёнку нужно разместить обитателей воздуха в белую рамку; в голубую — водных обитателей, в зелёную — обитателей земли.

Проверка знаний детей 6-7-ми лет

«Что где растет?». Макеты или коллажи леса, луга, сада, огорода, поля. Предметные картинки с изображением деревьев и кустарников, садовых, полевых, луговых цветов, грибов, овощей и фруктов, ягод. Ребёнку нужно назвать растения, разместить по местам их произрастания и объяснить свой выбор.

«К дереву – беги!». Игра проводится на улице, лучше в парке или в лесу. Ведущий даёт команду: «Раз, два, три к берёзе – беги!», а ребёнок её выполняет.

«Неживая природа». Перед ребёнком три сосуда с песком, глина, водой; пустые сосуды, воронка, краски.
Взрослый просит назвать содержимое сосудов и беседует по вопросам:

  • Из чего состоит песок?
  • Где люди используют песок?
  • Можно ли лепит из сухого песка? Почему? Что нужно сделать, чтобы была возможность слепить?
  • Что лучше пропускает воду песок или глина? Докажи.
  • Назови свойства воды.
  • Смогут ли обходиться без воды жив?