Выготский стадии культурного развития ребенка

Выготский стадии культурного развития ребенка thumbnail

Лев Выготский разработал теорию, где в основе психического развития лежат исторически сформировавшиеся культурные смыслы и значения, коллективно разделяемые и осмысляемые. Мир приобретает для ребенка тот смысл, который определяет для него окружающая культура через представления близких взрослых, а психическое развитие становится процессом, кардинально отличным от биологического созревания или даже научения, определяющих развитие животных. Психическое развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения и присвоения культурно-исторического опыта. А условиями усвоения этого опыта становятся собственная активность ребенка и общение со взрослым, который открывает ребенку смыслы объектов и действий с ними.

Выготский стадии культурного развития ребенка

Лев Семенович Выготский (1896—1934) — российский психолог, автор культурно-исторической концепции развития психики. Внес большой вклад в развитие общей и педагогической психологии, возрастной психологии и дефектологии, психологии искусства и теории психологии. Получил юридическое и историко-филологическое образование, развивал естественнонаучную психологию; создавал педологию в России. Всего за 10 лет научной карьеры разработал учение об общественно-исторической природе сознания, учение о высших психических функциях, учение о возрасте. Экспериментальные исследования всегда сочетались у Выготского с научной рефлексией и методологически м и работами.

Наиболее значимые работы: «Психология искусства» (1925—26), «Орудие и знак в развитии ребенка» (в соавторстве с А. Р. Лурией, 1930), «История развития высших психических функций» (1931), «Педология подростка» (1929—1931), «Лекции по психологии» (1932), «Мышление и речь» (1934). [1][2]

2. Учение о психологическом возрасте. Психологический возраст, который Выготский принципиально отделял от хронологического и биологического, является единицей развития, т.е. той «клеткой», которая максимально проста, но несет в себе общую структуру качественных изменений. Сущностными компонентами психологического возраста являются психические новообразования и социальная ситуация развития ребенка как система отношений с окружающей его действительностью. Кроме того, в понятие «психологический возраст» добавляется и ведущая деятельность, которая определяет в каждом возрасте формирование психических новообразований.

Динамику перехода от возраста к возрасту Выготский определял как критическую, т.е. каждый новый этап развития сопровождается кризисом — противоречием между старой социальной ситуацией (исчерпавшими себя отношениями) и новообразованиями психики как заявкой ребенка на новые отношения с миром. Динамику развития можно условно представить следующей схемой (рис. 3.2).

Динамика возрастного развития

Рис. 32. Динамика возрастного развития:

ССР — социальная ситуация развития, ВД — ведущая деятельность, УН — новообразования в сфере психики

В каждом возрасте социальная ситуация развития отличается своей спецификой и направленностью отношений на освоение нового вида деятельности. Ведущая деятельность, в свою очередь, создает наиболее благоприятные условия для формирования новых качественных сторон психических процессов — новообразований. Изменившийся, повзрослевший ребенок стремится установить новые отношения с социальным окружением, что вызывает конфликт со старой социальной ситуацией развития — кризис. Разрушение старых отношений ведет к созданию новой социальной ситуации, и развитие выходит на следующий круг спирали.

3. Закон развития высших психических функций. «Всякая высшая психическая функция появляется на сцене дважды: сначала как деятельность коллективная, социальная, т.е. как функция интерпсихическая; второй раз как действие индивидуальное, как внутренний способ мышления ребенка, как функция интрапсихическая»[3]. Генезис психических функций идет от натуральных (естественных) к высшим (собственно человеческим) путем интериоризации знаков и развития значений. Высшие психические функции, согласно Выготскому, есть продукт культурно-исторического развития, результат исторического изменения форм поведения, опосредованных орудиями и деятельностью. Вследствие этого высшие психические функции становятся произвольными, осознанными и опосредованными, что делает их фактически психологическими орудиями труда. Кроме того, высшие психические функции являются системными, объединенными в иерархическую структуру.

Натуральная психическая функция восприятия обеспечивает ребенку распознавание стимулов, предметность восприятия, сенсомоторную координацию. Но под влиянием вводимых взрослым эталонов цвета, размера, формы, с помощью речи восприятие уже в раннем возрасте начинает преобразовываться в высшую психическую функцию, так как начинает сознательно регулироваться, строиться по образцу и использовать все более сложные достижения человечества в построении образов окружающего мира. Высшие психические функции формируются в сотрудничестве и взаимодействии ребенка со взрослым, т.е. путем присвоения социального образца в деятельности.

4. Закон ведущей роли обучения для развития. Обучение ведет за собой развитие, потому что через обучение (в самом широком смысле) в сознание ребенка встраиваются высшие формы психики, определяющие его развитие. Без обучения невозможно развитие, невозможно формирование высших психических функций.

В развитии психических процессов выделяются два уровня: актуальный и потенциальный. Актуальный уровень — это те задачи, которые ребенок решает самостоятельно. Уровень потенциального развития определяется задачами, которые ребенок способен решить в сотрудничестве со взрослым. Расстояние между этими уровнями получило название зоны ближайшего развития. Полноценное понимание развития психических процессов возможно только с учетом зоны ближайшего развития, т.е. «завтрашнего дня» ребенка.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка по месяцам до 1 года таблица рост вес

Зона ближайшего развития — расстояние между актуальным уровнем самостоятельной деятельности ребенка и потенциальным уровнем решения задач в сотрудничестве со взрослым.

Понятия зоны ближайшего развития, развивающего обучения, а также исследования Выготского в сфере обучения детей с ограниченными возможностями здоровья перевернули взгляды существовавшей тогда дефектологии и позволили заложить новые подходы к обучению детей с различными траекториями развития. Эти подходы реализуются сейчас во всем мире.

  • 5. Закон гетерохронности развития. Психическое развитие не совпадает по времени с хронологическим, т.е. нельзя требовать от психики простого совпадения во времени с определенными показателями. Различные психические процессы формируются с разной скоростью и интенсивностью, и явление гетерохронности, когда линии интеллектуального, социального, психофизиологического и органического развития существенно расходятся, — совсем не редко.
  • 6. Закон среды. Определяющая роль социальной среды в психическом развитии подчеркивалась многими. Уникальность характеристики среды, предложенной Выготским, заключается в выделении относительного характера влияния среды через переживания ребенка. Влияние среды не абсолютно, а трансформируется отношением к ее элементам самого субъекта, в каждом возрасте это отношение меняется, меняется и значимость различных компонентов среды. Среда проживается и переживается ребенком индивидуально.
  • 7. Закон системного и смыслового строения сознания. Системность сознания заключается в иерархической взаимосвязанной структуре психических функций. Функции развиваются не изолированно, а занимая определенное место в структуре сознания. Смысловое строение сознания воплощено в значениях, которые последовательно развиваются в речи от синкрет (обобщения по субъективным случайным основаниям) к комплексам (обобщения по конкретно-фактическим, объективным, но не существенным основаниям) и, наконец, к понятиям (обобщения по принципиальным, существенным основаниям). Обучение, последовательно формируя понятийное мышление и обобщения, перестраивает и сознание.

При переходе от одного возраста к другому происходит смена центральных и побочных линий развития, меняется структура сознания. Исходным моментом всех динамических изменений является социальная ситуация развития — отношения между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Выготский не успел полностью исследовать и изложить возрастную периодизацию развития. В дальнейшем это было сделано его учениками А. Н. Леонтьевым и Д. Б. Элькониным, которые принципиально доработали и включили в нее многие важные моменты, отражающие логику психического развития ребенка.

В табл. 3.4 представлена периодизация на основе тех ориентиров, которые даны в работах Выготского.

Таблица 3.4

Стадии психического развития в культурно-исторической концепции

Стадия

развития

Социальная ситуация развития

Ведущая психическая функция

Новообразования

Кризис новорожденности

Младенчество,

2 мес. — 1 год

«Пра-мы» — постоянная связь с ухаживающим взрослым. Взрослый — центр социальной ситуации развития

Психические функции не дифференцированы. Система инстинктивного сознания, развивается под воздействием аффектов и влечений

Социальная улыбка ухаживающему взрослому. Развитие изначально социального отношения к действительности

Окончание табл. 3.4

Стадия

развития

Социальная ситуация развития

Ведущая психическая функция

Новообразования

Кризис первого года жизни

Раннее детство, 1—3 года

Аффективная привязанность к взрослому

Восприятие

Овладение речью, ходьба, развитие аффектов. Первичные обобщения, развитие речи

Кризис трех лет

Дошкольный возраст,

3—7 лет

Познание мира взрослых в ролевой игре

Память

Развитие аффективной и волевой сторон личности, внешнее Я сам (проявление личности). Соподчинение мотивов, самостоятельность, обобщенные представления

Кризис семи лет

Школьный возраст, 8—12 лет

Систематическое школьное обучение; отношения с другими детьми

Мышление

Осмысленное отношение к собственным переживаниям; обобщение переживаний; самооценка. Формирование научных понятий

Кризис 13 лет

Пубертатный возраст, 14—18 лет

Сознание как целостная система

Развитие самосознания; развитие рефлексии; изменение интересов; формирование логического мышления

Кризис 17 лет

Основными достоинствами теории Выготского, повлиявшими на развитие психологии дошкольника, являются:

  • — обоснование культурно-исторического принципа развития психики;
  • — разработка теории психологического возраста с выделением структуры и динамики возраста; анализом психических новообразований;
  • — определение социальной ситуации развития как источника психического развития, определение ее структуры и возрастной динамики;
  • — разработка и обоснование закона развития высших психических функций, процесса генезиса сознания человека;
  • — выделение ведущей роли обучения, анализ структуры развивающего обучения, определение понятия зоны ближайшего развития.
Читайте также:  Занятия для развития памяти и внимания у ребенка 7 лет

Ограничениями культурно-исторической концепции стали:

  • — противопоставление натуральных и высших психических функций;
  • — недостаточный учет предметной деятельности в психическом развитии;
  • — иепроработанность идеи о системном и смысловом строении сознания, увлеченность знаковой структурой;

незавершенность периодизации психического развития.

Источник

Ó ìåíÿ íà ïðèåìå, êàê îáû÷íî, ìàìà ñ ñûíîì. Ìàìû áûâàþò ðàçíûå: î÷åíü ìíîãèå ãðîçíî è îñóæäàþùå ãëÿäÿò íà ñâîèõ ÷àä, ïðîèçíîñÿ ïðèãîâîðû «íå ó÷èìñÿ. èãðàåì. êàê ìèìî óøåé âñå, äà?». Êòî- òî óñàæèâàåòñÿ íîãó íà íîãó, è òÿíåò: íó ÷òî, Âàñÿ, ðàññêàæè, çà÷åì ìû ïðèøëè. Ýòèì äåòÿì íå ïîçàâèäóåøü, ïðàâäà? Âèíà è òðåâîãà âèòàåò â âîçäóõå, à ÿ êàê áóäòî íå ñïåöèàëèñò, à ñâèäåòåëü, ïîíÿòîé, ÷òîá òîëüêî «ïîñìîòðåòü» íà ýòîãî ðåáåíêà. Íó, è êîíå÷íî, èñïðàâèòü. È ýòè äåòè, ðàçóìååòñÿ ïëîõî ó÷àòñÿ, è íè÷åãî íå õîòÿò.

Íî ýòà ïàðî÷êà áûëà äðóãîé. Íàñóïëåííûé, ñåðü¸çíûé ïàöàí 11 ëåò, è âñòðåâîæåííàÿ ìàìà, ñ ëþáîâüþ ãëÿäÿùàÿ íà ñâîåãî ñûíà. Ñ îïûòîì óæå íàó÷àåøüñÿ êëàññèôèöèðîâàòü âçãëÿäû, æåñòû, îõè, âçäîõè. Âîò âñå ýòî áûëî ñ ëþáîâüþ è òðåâîãîé.

Êàê îáû÷íî ñïðàøèâàþ: ÷òî ïðèâåëî êî ìíå, è êòî ïåðâûé íà÷íåò ðàññêàçûâàòü? Ïåðâàÿ íà÷àëà ðàññêàçûâàòü, êîíå÷íî, ìàìà.

-Çíàåòå, Äàíèë ñòàë ïëîõî ó÷èòñÿ. Ïèøåò â òåòðàäè ïëîõî, íà óðîêàõ îòâëåêàåòñÿ, äîìàøíèå çàäàíèÿ ó íàñ ñî ñêàíäàëîì (ãîðåñòíûé âçäîõ). Íà÷àë êðè÷àòü íà ìåíÿ, ïðåäñòàâëÿåòå? (Äàíèë ðîáêî îáîðà÷èâàåòñÿ â ñòîðîíó ìàòåðè). Ïîòîì, êîíå÷íî, èçâèíÿåòñÿ. Ó íåãî âñå âàëèòñÿ èç ðóê. Îí êàê áóäòî ïðîòåñòóåò! ß åãî ïåðåâåëà â êàäåòû, íàäåÿëàñü, ÷òî äèñöèïëèíà ïîìîæåò, òàê îí íà÷àë ðóãàòüñÿ ñ îôèöåðàìè è ó÷èòåëÿìè. Ñïîðèò. è íè÷åãî íå äåëàåò. Äâîéêè, äâîéêè… À ìíå è òàê ïëîõî, åùå âîò ýòî…

-ß óñëûøàë, ãîâîðþ. Äàíèë, ìíå âàæíî ïîñëóøàòü è òåáÿ. Äàíèë, åñòåñòâåííî ìîë÷èò, ðàçãëÿäûâàÿ êðîññîâêè. –Õîðîøî, íî, åñëè òî-òî äëÿ òåáÿ áóäåò âàæíî, òû ñêàæåøü íàì ñâîå ìíåíèå. Ìðà÷íîå ìîë÷àíèå ïîñëóæèëî îòâåòîì.

— Âû ñêàçàëè, ÷òî âàì è òàê ïëîõî. ×òî ñëó÷èëîñü?

— Ìû ðàçâåëèñü ñ ìóæåì ïîëãîäà íàçàä. Ìû æèëè â ìàëåíüêîì ãîðîäå, òàì ìîè äåòè ðîäèëèñü è ó÷èëèñü â øêîëå. Çàòåì ïðèøëîñü ïåðååõàòü, ÿ ïðîñòî íå ñìîãëà òàì æèòü.

— À ÿ ìîã!- âäðóã ãðîçíî ãîâîðèò ìàëü÷èê, è ñíîâà çàìîëêàåò

-Ðàçâîä áûë ñëîæíûé, âñå äåòè îñòàëèñü ñî ìíîé, ÿ îäíà âûíóæäåíà èõ òÿíóòü. Ó ìåíÿ âçðîñëàÿ äî÷ü åñòü è ñîâñåì ìàëåíüêàÿ äî÷êà – 3 ãîäà. Äâà ìåñÿöà æèâåì òóò.

— À Äàíèë ïîìîãàåò ñ äî÷êîé? — Êîíå÷íî! Êòî â äîìå ìóæ÷èíà îñòàëñÿ? À âîò òàê ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî….

-Õîðîøî, äàâàéòå ïîñòóïèì òàê. Ñåé÷àñ ìû ïîçíàêîìèìñÿ ñ Äàíèëîì, âû íàñ ïîäîæäåòå. Ïîòîì ïîìåíÿåìñÿ.

Ìàìà âûøëà çà äâåðü, ñ çàìåòíûì îáëåã÷åíèåì. Ìû îñòàëèñü âäâîåì.

-Äàíèë – ãîâîðþ ÿ- êàê òû äóìàåøü, çà÷åì òåáÿ ìàìà ñþäà ïîçâàëà?

— Ïëîõî ó÷óñü, äà è äîñòàëî âñå …Îæèäàë óñëûøàòü ÿ, íî óñëûøàë òîëüêî ìðà÷íîå ñîïåíèå, êîòîðîå ïåðåðàñòàëî â çëîáíîå. Óæå ÷òî-òî.

— Íàâåðíî, òû ðàçîçëèëñÿ íà ìàìó, è âîîáùå íà âñþ ýòó ñèòóàöèþ…

Êèâîê. Åñòü êîíòàêò è ðàçãîâîð î ÷óâñòâàõ. Õîòü è â ôîðìå ìîíîëîãà. Ðàçíèöû ïîêà íåò.

-×òî-òî íå â ïîðÿäêå ñî øêîëîé?

-Äà, íå â ïîðÿäêå. Íå õî÷ó ó÷èòñÿ. ×òî ÿ âàì åùå äîëæåí ñêàçàòü?

-Ñëóøàé, íåëåãêî íàâåðíîå òåáå ïðèõîäèòñÿ. È ìàìà ñ ïàïîé ðàçüåõàëèñü, è øêîëà íîâàÿ, è ïîðÿäêè äðóãèå. À îò òåáÿ îæèäàþò, ÷òî íà÷íåøü õîðîøî ñåáÿ ÷óâñòâîâàòü.

Êèâîê.

-À îáÿçàííîñòè äîìà åñòü?

-Åñòü, íóæíî óáèðàòüñÿ (ãîðåñòíî – çëîáíûé âçäîõ) è ñ Êàòüêîé ìëàäøåé èãðàòü…. Êîðìèòü. Ìàìà ãîâîðèò, ÿ òåïåðü ìóæ÷èíà(âçäîõ)

×òî òóò ñêàæåøü. Ìàëü÷èê íå âûòÿãèâàåò ïðîãðàììó îæèäàíèé. Ðîäèòåëè ðàçâåëèñü, ìàëü÷èê òåïåðü îò÷åãî òî ìóæ÷èíà. Òî åñòü íà ìåñòå ïàïû. Îí òåïåðü, âåðîÿòíî, íàäåæäà è îïîðà. Êîãäà êàê ó ñàìîãî îïîðû íåò.

— Òåáå íå íðàâèòñÿ, ÷òî íà òåáÿ ñòîëüêî âîçëîæèëè. È äðóçåé ñòàðûõ ðÿäîì íåò… Êàê áóäòî âçÿëè èç îäíîãî ìåñòà è ïåðåñàäèëè (äà ñ ìàëü÷èêàìè 11 ëåò, è âûñîêèì èíòåëëåêòîì ìîæíî è íóæíî íàïðÿìóþ ýòî îáñóæäàòü)

-Äà!! Ó ìåíÿ âñå áûëî! Ìû ñ ïàöàíàìè öåëûé äåíü áûëè íà óëèöå(óëûáàåòñÿ), ìîæíî áûëî â ôóòáîë, ìîæíî áûëî íà ãîëóáÿòíè çàëåçàòü, ó ìåíÿ áûëî äâà äðóãà. À òåïåðü òàì êóäà ìû ïðèåõàëè òîëüêî ïóñòûðü…

Читайте также:  Что означает физическое развитие ребенка

Ìàëü÷èê òÿæåëî çàäûøàë, à íà ëèöå áûëî òî, ÷òî ìåøàëî åìó ñåé÷àñ ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ îáû÷íûì, ñ÷àñòëèâûì ïàöàíîì – Çëîñòü. ß íå ÷èòàþ ìûñëè, íî ïî÷òè çíàë íà êîãî – íà ìàìó, íà ïàïó, íà ñåñòðåíêó, íà ñåáÿ, íà ìåíÿ…È ÷òî- òî åùå áûëî, êàæåòñÿ, âèíà. Åå ïîêà ñ óâàæåíèåì ìîæíî îñòàâèòü è ïîãîâîðèòü î çëîñòè.

-Òî åñòü òû çëèøüñÿ íà ýòó ñèòóàöèþ?

-Çëþñü! Ìåíÿ îò âñåãî ýòîãî óâåëè! ß è ñ ïàïîé íå ìîãó âèäåòüñÿ…Îíè ìåíÿ ïîñòîÿííî äåëÿò…

-Õî÷åøü òóäà? Ñ ìàìîé åçäèëè?

-Î÷åíü! Íåò, íå åçäèëè. Îíà êàê ïðî ïàïó ñëûøèò, òàê åå êîðåæèòü íà÷èíàåò.

-È ñàì ñåáÿ íåõîðîøî ÷óâñòâóåøü êàê áóäòî ñäåëàë ÷òî-òî íå òî…

-Íó ÿ ñåáÿ òîãäà âèíîâàòûì ÷óâñòâóþ

Âèíà, è íèêóäà ïðè ðàçâîäå íå äåòüñÿ îò íåå. Åå âñå ÷óâñòâóþò- è ðîäèòåëè, è äåòè. Äåòè îñîáåííî, ïîòîìó ÷òî îíè íå äî êîíöà ïîíèìàþò, ÷òî ïðîèçîøëî. Äàíèë åùå ðåáåíîê âñå òàêè ñîâñåì- à äåòè ïðè ëþáîé íåïîíÿòíîé ñèòóàöèè îáâèíÿþò ñåáÿ. Òàê ÷òî ìû èìååì – ðàñïèðàþùåå ÷óâñòâî çëîñòè, âèíû, è îäèíî÷åñòâà. Ýòî ðåàêöèÿ ãîðÿ â ñòàäèè àãðåññèè, åñëè â òåðìèíàõ ïñèõîëîãèè. Îí âåñü â ýòèõ ÷óâñòâàõ. Îíè ëåçóò â åãî ìûñëè, â åãî íàñòðîåíèå, â åãî ó÷åáó, â åãî îòíîøåíèÿõ. Åìó áû ýòè ÷óâñòâà îòïóñòèòü. À ïîòîì ïðèâûêàòü. Ê íîâîé æèçíè, êîòîðàÿ äîëæíà ñòàòü åãî ñîáñòâåííîé. Îí äîëæåí îñâîèòñÿ. Ïîïðîáóåì ïðîñòî ïðèêîñíóòüñÿ ê Çëîñòè, êàê ê ñàìîìó ñèëüíîìó ÷óâñòâó. Ìîæíî ïîêà ïðîñòî â êîíòåêñòå ñèòóàöèè â øêîëå. Íå íàäî òîðîïèòüñÿ.

-Ñëóøàé, à ÷òî ñ îäíîêëàññíèêàìè?

-Áåñÿò! ß îäíîãî ñõâàòèë çà âîðîòíèê è ê ñòåíêå ïðèæàë, îí ìåíÿ äóõîì îáîçâàë! Ïîòîì ïðèøåë îôèöåð è âåëåë ïðåêðàòèòü (ðóêà Äàíèëà ñèëüíî ñæàëàñü, áóêâàëüíî äîáåëà)

-Òû íà íåãî ñèëüíî ðàçîçëèëñÿ, è õîòåë ñåáÿ çàùèòèòü. Òåáå íå ïîçâîëèëè. À ÷òî òû ñäåëàë ñî ñâîåé çëîñòüþ?

-×åãî?

Ñìîòðè, åñòü ÷óâñòâà, è ýòî çäîðîâî. Íåò ïëîõèõ ÷óâñòâ. Íî èíîãäà îíè ñòàíîâÿòñÿ òàêèìè ñèëüíûìè, ÷òî çàïîëíÿþò íàñ ïîëíîñòüþ. Çíàåøü, åñòü êîòëû ñ ãîðÿ÷èì ïàðîì. À â íèõ åñòü îáÿçàòåëüíî êëàïàí, êîòîðûé íåìíîæêî ñòðàâëèâàåò ïàð. ×òî áóäåò, åñëè ãîðÿ÷èé ïàð áóäåò êîïèòüñÿ â êîòëå, à âûõîäèòü íå áóäåò? Êîíå÷íî, âçðûâ. Ñêàæè, ïîõîæ òû íåìíîæêî íà ýòîò êîòåë?

-Äà, íàâåðíîå, ÿ ãîòîâ ïîñòîÿííî âçîðâàòüñÿ!

-À â ÷åëîâåêå ýòîò ïàð êàê íàçûâàåòñÿ?

-Íó, ßÐÎÑÒÜ.

Äàæå òàê. Ýòî ÿðîñòü. Ê òîìó æå, ñ âèíîé. Ïîêà â ÷åëîâåêå êèïèò ÿðîñòü, è êèïèò ïîñòîÿííî, ñëîæíî êîíöåíòðèðîâàòüñÿ íà ðàáîòå, äàæå âçðîñëîìó. Íî ó íàñ åñòü îïûò. È îñîçíàííîñòü. È ìû óìååì õîòü êàê-òî ñòðàâëèâàòü åå. Ðåáåíîê íå óìååò.

Ó íàñ îñòàâàëîñü 10 ìèíóò. ß ïîêàçàë Äàíèëó ïðîñòóþ òåõíèêó êàíàëèçèðîâàíèÿ ÷óâñòâ. ß ïîñòàâèë ñòóë ñ ïîäóøêîé. È äàë Äàíèëó ïàëêó èç ïîðîëîíà.

-Äàíèë, òû ÷óâñòâóåøü ÿðîñòü. Ïîêàæè, ãäå îíà? (ïîêàçûâàåò íà ãðóäü). Ëþáîå íàøå ÷óâñòâî – ýòî õîðîøî. Òåïåðü ïîäûøè – âäîõ è âûäîõ. Âñïîìíè ñèòóàöèþ, ñ ýòèì ìàëü÷èêîì, ïî÷óâñòâóé ýòó ÿðîñòü, è äûøè. Ðàñêà÷èâàé ðóêó ñ ïàëêîé. Ñìîòðè íà ïîäóøêó È êàê áóäåøü ãîòîâ, íà âûäîõå, áåé, ýòó ïîäóøêó!

Óäàð ïîëó÷èëñÿ íåïëîõîé ñèëû. È ñàìîå ãëàâíîå, ìàëü÷èê âûäîõíóë. Íå âçäîõíóë, êàê îáû÷íî, à èçäàë âûäîõ îáëåã÷åíèÿ. Ýòî ïåðâûé êîíòàêò ñ ýòèì ÷óâñòâîì, è äî õîðîøåãî ñàìî÷óâñòâèÿ åùå äàëåêî. Íî îí çíàåò, ÷òî åñòü ÿðîñòü, çíàåò, ïðî ÷òî îíà, ÷òî ýòî áûâàåò è ýòî íîðìàëüíî. È åñòü âçðîñëûå, êîòîðûå ìîãóò ðàçäåëèòü ÷óâñòâà.

Íàøå âðåìÿ êîí÷èëîñü, ìû ïîïðîùàëèñü äî âîñêðåñåíüÿ. À íà áóäóùåé íåäåëå îíè ïîåäóò â ìàëåíüêèé ãîðîäîê â ãîñòè, ïî äîðîãå ìàìà ïî÷èòàåò õîðîøóþ êíèæêó ïî äåòñêîé ïñèõîëîãèè.

×òî äåëàòü äàëüøå? Ðàáîòû î÷åíü ìíîãî.

Ïîìî÷ü ðåáåíêó : ïåðåæèòü ãîðå

Âûðàæàòü ñâîþ ÿðîñòü äðóãèìè ñïîñîáàìè, îòïóñòèòü åå.

Âñòàòü íà «äåòñêîå ìåñòî», òî åñòü ïðèçíàòü ïàïó êàê åäèíñòâåííîãî, è áûòü Ðåáåíêîì, êàê è ðàíüøå, à íå âûïîëíÿòü ðîëü ìóæ÷èíû â ñåìüå.

Ïîääåðæàòü ìàìó è íàó÷èòü æèòü åå ñ ÷óâñòâàìè- è ðåáåíêà, è ñâîèìè. Âåäü îíà òîæå â ãîðå.

Íî âñå åùå âïåðåäè.

Èëüÿ Áåðåçèí.

https://vk.com/iberezin19

Источник