Выготский о развитии ребенка в раннем возрасте
Развитие в раннем детстве характеризуется особым отношением, которое устанавливается между ребенком и окружающей действительностью. Оно проявляется в поведении малыша в конкретной ситуации – ребенок становится целиком полезависимым. От каждого предмета исходит как бы аффект. Предмет тянет ребенка к тому, чтобы он его потрогал, взял в руки и т.п. Любая вещь, которая попадает в поле восприятия ребенка, управляет его поведением. В этом возрасте, оказавшись в ситуации, ребенок не приносит в нее никаких других знаний, его не привлекает ничего, что лежит за пределами данной ситуации. Он не может говорить ни о чем, кроме того, что он видит в данный момент. Л. С. Выготский совместно с Л. С. Славиной проводил следующий эксперимент: детям двухлетнего возраста предлагалось сказать «Таня идет» в то время, когда Таня сидела непосредственно перед ребенком. Все дети говорили: «Таня сидит».
Указанное отношение ребенка раннего возраста к ситуации говорит о возникновении в сознании ребенка сенсомоторного единства. Все что ребенок видит, он трогает. При этом вся его активность определяется теми предметами, которые его окружают. Восприятие еще не отделено от аффекта, оно непосредственно переходит в действие. Мыслить для ребенка, по словам Л. С. Выготского, «значит разбираться в данных аффективно окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соответственные этой внешней воспринимаемой ситуации действия». Таким образом, эффективность детского восприятия определяет его господство на данном этапе развития. Восприятие выступает в качестве доминирующей функции детского сознания, соответственно оно оказывается в наиболее благоприятных для развития условиях и развивается раньше остальных функций.
Психолог формулирует два основных закона детского развития. Согласно первому закону для каждого возраста существует определенная доминирующая функция. Согласно второму закону те функции, которые нужны для развития других функций, развиваются в первую очередь. Поэтому в раннем возрасте лучше всего развивается восприятие. Ребенок этого возраста подчинен реальности и еще не может построить воображаемую ситуацию, сколько-нибудь отличную от того, что он видит перед собой. Малыш этого возраста абсолютный реалист, он не может говорить неправду.
Поскольку взрослый постоянно пытается интерпретировать детское поведение, общность «пра-мы» сохраняется на протяжении, по крайней мере, первой половины периода раннего возраста. Постепенно из единства ребенок – взрослый выделяется собственное Я ребенка.
В раннем возрасте появляются элементы игры. Ребенок может играть с куклой, выполняя простейшие действия: качать, укладывать, кормить и т.д. Однако это еще не игра в полном смысле этого слова. Отсутствует ее главный признак – мнимая ситуация, в которой значения одних предметов переносятся на другие.
Особую важность Л. С. Выготский придавал развитию речи в раннем возрасте. Ее становление приводит к разрушению социальной ситуации развития, так как благодаря речи расшатывается сенсомоторное единство ребенка и ситуации. Развитие речи определяет основное новообразование возраста, так как именно благодаря речи кардинально меняется связь ребенка с социальным окружением, т.е. возникает новая социальная ситуация развития. Л. С. Выготский рассматривает речь ребенка как часть диалога со взрослым, который выступает как носитель культурных образцов. Образцы выступают в качестве источника развития детской речи. Их освоение происходит в ходе сотрудничества взрослого и ребенка, которое приводит последнего к новым содержаниям общения, что, в свою очередь, ведет к формированию обобщений и новому шагу в речевом развитии.
Овладение речью ведет к перестройке всей структуры детского сознания. В частности, становится осмысленным восприятие окружающего мира. Осмысленность восприятия достигается не только за счет перцептивного структурирования видимого мира, но и за счет интеллектуальных структур, которые возникают благодаря освоению речи и развитию детских обобщений. Это приводит к тому, что ребенок начинает воспринимать предметы не только как принадлежащие ситуации, но и как входящие в обобщение, стоящее за словом. Проявляется осмысленность восприятия в том, что ребенок начинает задавать вопрос: «Что это?» У ребенка строится устойчивая картина мира, в которой вещи приобретают известное значение. Поскольку этот мир только возникает, ребенок задает вопросы, направленные на раскрытие значений видимых объектов. Таким образом, благодаря речи в раннем детстве возникает осмысленное и системное строение сознания.
Системное строение определяется отношением отдельных функций друг к другу. Л. С. Выготский пишет: «Для раннего детства характерно такое взаимоотношение отдельных функций, при котором аффективно окрашенное восприятие и потому через аффект приводящее к действию является доминирующим, находится в центре структуры, вокруг которого работают все остальные функции сознания». Например, память проявляется в узнавании того, что видит ребенок. Мышление выступает как наглядно-практическое переструктурирование видимого поля. Системное строение сознания выражается в характере детских обобщений. Ребенок конца раннего возраста мыслит обобщенными восприятиями. Обобщенным восприятием предметов и характеризуется значение слова. Ребенок начинает освобождаться от власти видимой им ситуации. Но продолжает быть связанным с образами предметов, через которые передается значение слов. Данная связь выступает в словах, усваиваемых ребенком: «мазелин» вместо «вазелин», «мокрее» вместо «компресс» и т.п. Значения этих слов определяются через образы предметов. Мазелин означает соединение двух впечатлений: мазать + вазелин; мокрее – компресс + мокрый. Выготский отмечает, что такая связь слова с предметами объясняет одну особенность детской речи. Она заключается в том, что хотя ребенок и произносит слово, он его не видит. Слово воспринимается им как стекло: он смотрит через него сразу на предмет, стоящий за словом. Речь ребенка при этом оказывается неосознанной. Но хотя ребенок и не видит самого слова, однако предметы группируются в соответствии с его значением. Данное обстоятельство говорит о том, что благодаря слову ребенок может переструктурировать воспринимаемую ситуацию на основе сложившегося обобщения. Возникновение системного строения сознания, обусловленного определенной структурой психических функций, в центре которой стоит восприятие, представляет собой основное новообразование раннего возраста.
Анализируя проблему кризиса трех лет, Л. С. Выготский ставит задачу определить основное новообразование критического периода, которое является необходимым переходным моментом в детском развитии и при этом уходит из поведения ребенка по окончании критического периода. Для того чтобы выявить это новообразование, он обращается к исследованию симптоматики кризиса трех лет. При этом перечисляются такие формы поведения, как упрямство, протест, своеволие, строптивость, обесценивание и др. Выготский неоднократно подчеркивает, что негативизм необходимо отличать от обычного непослушания, упрямство от настойчивости. Если, например, ребенку, который захвачен какой-либо игрой, предложить отправиться спать, а он, вероятно, откажется, то подобное поведение будет типичным примером непослушания. Негативистическая же реакция проявляется в том случае, когда ребенку безразлично, о чем его просит взрослый, или даже, когда он сам хотел бы это сделать, но отказывается из-за негативного отношения к взрослому. Аналогично упрямство характерно для тех случаев, когда ребенок настаивает на том, чего ему совсем не хочется или давно перестало хотеться, или он настаивает только потому, что он это сказал. Особенность подобного поведения заключается в том, что ребенок мотивирует его не на основе характера ситуации, а на основе своего отношения к другим людям. Данные симптомы указывают на специфическое новообразование, которое Выготский называет «гипобуликой». Гинобулика характеризует такое поведение ребенка, которое руководствуется не мотивом, а необходимостью разрядки. В качестве примера приводится реакция ребенка, который проснулся один и понял, что мать ушла гулять без него. Когда она вернулась и предложила ему пойти в парк, чего ребенок страстно желал, он все-таки отказался. Гипобулическая реакция состоит именно в своеобразном поведении по отношению к взрослому, ребенок как бы не может пересилить себя в отрицательном отношении, хотя при этом наблюдается разделение волевых и аффективных компонентов: ребенок хочет пойти в парк, но отказывается. В дальнейшем гипобулические реакции уходят, происходит перестройка социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих взрослых.
Источник
Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.
1-й закон — цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.
2-й закон — неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.
3-й закон — «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
4-й закон — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.
Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.
Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.
Источник: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы
Источник
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
В статьях: «Проблема возраста», «Младенческий возраст», «Кризис первого года жизни», «Ранний возраст», «Кризис трех лет», «Кризис семи лет» Выготский выделяет существование стабильных и кризисных возрастов. Стабильный возраст характеризуется тем, что в этот период незаметны внутренние изменения личности ребенка, нет резких сдвигов и изменений. Тогда, как в кризисные периоды происходит резкий сдвиг, изменение личности ребенка и все это за весьма непродолжительный период. Говоря о кризисах, он выделяет помимо очевидного негативного характера (ребенок становится капризен и трудновоспитуем), еще и позитивный, то есть возникновения новообразование.
Выготским были введены такие понятия, как «центральная линия развития, побочная линия развития и социальная ситуация».
Центральная линия развития- те процессы развития, которые более или менее связаны с новообразованием, а частичные процессы — побочные линии развития.
Социальная ситуация развития — специфическое, своеобразное для данного возраста отношение между ребенком и окружающей действительностью. У каждого возраста свои особенности.
В младенческом возрасте Выготский выделял период новорожденности, который длится примерно месяц. В этот период центральным новообразованием является индивидуальное существование, собственная психическая жизнь, хотя, отделяясь от матери физически, ребенок еще зависит биологически от нее (способ питания новорожденного смешанный — внеутробное, своеобразен сон, составляющий большую часть его времени, новорожденный уязвим и беспомощен). Новообразования этого периода не сохраняются, становятся частью психического образования более высокого порядка.
Выготский выделял в качестве важнейшего компонента психического развития — аффект, который меняется на каждой новой ступени развития личности. Начальный аффект новорожденного ограничивает его психическую жизнь узкими пределами сна, питания, крика, затем принимает форму рецептивного интереса к внешнему миру, а затем и активный интерес к окружающему.
Социальная ситуация развития младенца — младенец пассивен, зависим от взрослого, от которого зависит удовлетворение его потребностей. Новообразования младенца: возникает интерес к внешнему миру, что является переходом к активности, сон и бодрствование занимает одинаковое время, начинает совершать простейшие действия с предметами, затем младенец учится подражанию, то есть возникает новое поведение.
Младенческий возраст завершается кризисом первого года жизни, который был изучен раньше всех остальных, но не был подчеркнут его критический характер.
Причины появления кризиса в этом возрасте, связаны с:
1- становление ходьбы
2-появление речи (она, как и ходьба не появляется в один день, латентный период ее становления- 3 месяца)
3-аффект и воля, гипобулические реакции (по Кречмеру) – появляются первые реакции протеста, оппозиции, гипобулические, поскольку связаны с волей, при неправильном воспитании могут развиться в гипобулические припадки.
Автор считал. Что особое внимание нужно уделить именно развитию речи, поскольку она является связанной с детским сознанием и с социальными отношениями ребенка.
Переход от безъязычного к языковому период развития совершается посредством автономной детской речи.
Особенности автономной речи:
-значение слов — ситуационно, нет словесного мышления, оторванного от наглядной ситуации
-слова соединяются образу связь непосредственный впечатлений
, мышление носит несамостоятельный характер.
Таким образом, автономная речь представляет своеобразный этап развития мышления. Начало и конец автономной детской речи рассматривают как симптомы начала и конца кризиса, когда возникает настоящая речь, автономная исчезает и заканчивается кризис первого года жизни.
Теперь ребенок переходит в период раннего возраста, для которого характерно:
-единство сенсорных и моторных функций — все, что видит ребенок, он хочет потрогать.
-восприятие и аффект тесно связаны, в последствии мы научаемся смотреть на вещи без особой эмоциональной окрашенности, ребенок этого возраста пока так не может
-единство аффективно-рецептивных моментов, аффективного восприятия и действия, предмет имеет притягательную силу, аффективная заряженность каждой вещи таит в себе источник притяжения для ребенка.
Ребенку этого возраста сложно взаимодействовать с предметом, который находится вне поля его зрения, который он непосредственно не воспринимает. (Это хорошо иллюстрирует опыт К.Левина, когда ребенку нужно было сесть на камень, чтобы сесть на него, нужно было повернуться к нему спиной, убрать из поля зрения).
Новообразованием является появление речи, что рушит всю социальную ситуацию, сложившуюся ранее, рушится сенсомоторное единство, разбивается ситуационная связность ребенка. Речь начинает выступать как деятельность, связанная с людьми. При овладении речью возникают обобщения, то есть вещи начинают видеться не только в ситуационном отношении друг к другу, но и в обобщенном, создается устойчивая картина мира, возникает системное и смысловое строение сознания, но в этом возрасте доминающим в сознании является процесс восприятия, а другие процессы подчиняются доминающему. Также Выготский говорил, что уже в этом возрасте появляется игра, но это квазиигра — «игра в себе», не отделенная от реальности, серьезная игра.
Этот возрастной этап заканчивается кризисом 3 лет, который в первую очередь связан с перестройкой социальных отношений ребенка, перестраивается социальная позиция по отношению к окружающим людям, к авторитету матери, отца. Этот кризис выражается в 7 симптомах, причем из них только 4 Выготский считал главными, остальные второстепенными:
1)-возникновение негативизма — поведение ребенка идет вразрез с тем предлагают ему взрослые, реакция не на содержание, а на предложение взрослого (если ребенок чего-то не делает, потому что не хочет это не негативизм)
2)-упрямство- ребенок настаивает на чем-то, причем не, потому что это сильно хочет, а потому что он это потребовал, то, что он потребовал ему может быть вовсе не нужно
3)-«тротц»- строптивость, это поведении направлено не против кого-то, а против норм поведения, установленных для ребенка, направлено вовне, вызвано желанием настоять на собственном желании.
4)-своенравие, стремление к самостоятельности, своеволие
5)-протест-бунт, все в поведении ребенка носит протестующий характер, состояние войны с окружающими, постоянный конфликт с ними
6)-обесценивание взрослых, начинает ругаться на родителей (Ш. Бюлер описала негодование семьи, когда мать услышала от ребенка, что она дура)
7)-деспотизм (в семьях с одним ребенком) и ревность (с несколькими детьми) — стремление проявить деспотическую власть по отношению к окружающим
Ребенок становится трудновоспитуем, происходит изменение аффективно-волевой сферы, возрастает самостоятельность и активность ребенка, меняется отношение не только к окружающим, но и к собственной личности.
Также Выготский писал о проявлениях кризиса семи лет, который в литературе появился раньше остальных, поскольку ребенок резко меняется при переходе от дошкольного к школьному возрасту. Ребенок кардинально меняется, причем не только внутренне, но и внешне (смена зубов, вытягивание в длину).
Поведение дошкольника характеризуется наивностью и непосредственностью, что говорит о том, что ребенок внешне такой же, кА и внутри, когда такой дошкольник вступает в кризис, то он теряет эту наивность и непосредственность в поведении, в поступки приносится интеллектуальный момент. Поведение характеризуется манерностью, капризами, начинает ходить не так как раньше, появляется что-то искусственное, нелепое, вертлявость, паясничанье.
Особенности кризиса:
-переживания приобретают смысл. В семилетнем возрасте возникает такая структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен». Сердящийся ребенок понимает, что он сердит
-возникают обобщенные переживания, логика чувств, аффективное обобщение (если со школьником случалась много раз какая-то ситуация, у него возникает аффективное обобщение, характер которого относится к единичному аффекту, обобщая переживания, приходит к определенному выводу)
Новообразования в этом возрасте — самолюбие, самооценка (дошкольник любит себя, но у него нет самолюбия, как обобщенного отношения к себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях)
Меняется у ребенка отношение к среде, хотя бы, потому что при переходе в школьную среду она сама меняется, в связи с этим меняется ход развития ребенка.
В период этого кризиса ребенок становится трудновоспитуем, конфликтен, возникают противоречивые переживания, неразрешимые противоречия.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Источник