Вспышки гнева у ребенка 4 года

Вспышки гнева у ребенка 4 года thumbnail

агрессия у ребенка 4 или 5 лет: почему возникает и что делать

Несмотря на то, что у ребенка кризис 3 лет миновал, зачастую родители сталкиваются с агрессивным поведение детей 4 или 5 лет. В данном возрасте уже завершился процесс формирования активной речи, и сознание ребенка способно выходить за пределы воспринимаемой действительности. Происходит развитие правого полушария, и центров пространственного анализа и синтеза. В последующем это способствует обучению математике, чтению и письму.

Дети возраста 4-5 лет испытывают острую потребность в движении. И если не удовлетворять их двигательную активность, он быстро перевозбуждаются, начинают капризничать и не слушаться. Это может привести к проявлению агрессии. Однако это не единственная причина! Поэтому давайте более детально рассмотрим ситуацию, когда агрессия имеет место у ребенка 4 или 5 лет, узнаем, что делать для нормализации общения с окружающими.

Признаки агрессии у ребенка 4-5 лет

Прежде всего разберемся, как распознать агрессивность, чтобы понимать, когда стоит беспокоиться и предпринимать какие-то меры. Обычно агрессивное поведение у ребенка 4 или 5 лет проявляется так:

• попытки причинить вред другим детям – толкнуть, ударить, укусить, обозвать;

• осознанная порча вещей: игрушек, мебели, предметов декора в доме и за его пределами;

• провокация на ответную агрессию. Чадо ведет себя неподобающим образом с родителями, воспитателями, ровесниками;

• осознанное непослушание – ребенок категорически отказывается делать то, что просят, чтобы рассердить родителей, воспитателей.

Если имеет место описанная ситуация, необходимо срочно задаться вопросом ее нормализации. Вспышки гнева и приступы агрессии нужно устранить немедля, чтобы ребенок не навредил себе или другим.

Причины агрессии у ребенка 4-5 лет

Конечно, первым делом следует разобраться в причинах агрессивного поведения. Именно их понимание и устранение поможет быстрее восстановить нормальное эмоциональное состояние чада, научить его правильно общаться с окружающими.

К основным причинам детской агрессии психологи относят:

• агрессивное поведение родителей. Если в семье малыш постоянно с ним сталкивается, то и сам начинает вести себя точно так же;

• недостаток внимания со стороны родителей. Он часто провоцирует детские кризисы в 4 или 5 лет. Малыши не обидчивые, просто они пытаются всяческими способами привлечь к себе внимание, не находят ничего лучшего, чем непослушание и асоциальные поступки;

• внутренние страхи и переживания. Очень часто они становятся главной причиной проблем эмоционального и поведенческого характера;

• упущение родителей в воспитании. Если малышу раньше не объяснили, как можно себя вести, а как нельзя, он может просто не понимать ситуацию.

• переутомляемость. Когда на ребенка сваливается слишком много дел и забот, он склонен проявлять поведение более младшего возраста. Иногда родители стараются дать ребенку то, чего в их жизни не было (секции, занятия, развлечения и т.д.). При этом они забывают, что психика ребенка еще не до конца сформирована. И это нужно учитывать при выборе нагрузок.

• отсутствие двигательной активности. Огромное количество занятий могут утомить ребенка, но и бездействие негативно сказывается на его поведении. Неудовлетворение потребности в движении способно вызвать агрессивные реакции у детей.

Это основные причины, которые выделяют психологи. Следовательно, на них и нужно ориентироваться, думая, как убрать агрессию у ребенка 4-5 лет.

Как бороться с агрессией ребенка

Рассмотрим несколько полезных советов, которые дает большинство специалистов, работающих в области детской психологии:

• нормализовать эмоциональную обстановку в семье. Перестать ссориться, кричать в присутствии малыша, подавая ему негативный пример для подражания;

• устранить физические наказания, выбрать другие методы. Ни в коем случае не стоит бить ребенка. Такое воспитание не даст положительного результата, а только вызовет ответную агрессивную реакцию;

• предупреждать о недопустимости агрессивного поведения и результатах. Например, выходя на улицу гулять, сразу обозначить, как нельзя себя вести и предупредить, что при первом же непозволительном поступке в процессе игры или общения ребенок пойдет домой. Он будет стараться контролировать эмоции и действия, чтобы не быть лишенным долгожданной прогулки;

• отдать на спортивную секцию. Психологи советуют выбирать командные игры: футбол, хоккей и т.д. Осторожными следует быть с единоборствами. Если выбран такой вариант, нужно отдать малыша хорошему тренеру, который научит держать эмоции под контролем, направлять энергию в правильное русло и проявлять агрессию только когда требуется.

• заниматься воспитанием ребенка с учетом его развития. Уделяйте своему малышу больше времени, играйте с ним на свежем воздухе, общайтесь, и не допускайте переутомления.

Проявляя любовь к своему ребенку, вы учите его правильно взаимодействовать с окружающей реальностью, любить себя и близких. Не жалейте времени на своих детей, ведь они скоро вырастут, а вы уже будете пожимать плоды своего воспитания.

Это основные советы психолога по теме устранения агрессии у ребенка 4 или 5 лет. Придерживаясь приведенных рекомендаций, удастся отметить, что чадо стало спокойнее и послушнее. Главное – правильно реагировать на его поведение. Если же справиться с проблемой не удалось, есть смысл обратиться психологу и пообщаться с ним лично для составления индивидуального плана действий по устранению причин агрессии.

Источник

гнев у ребенка фотоГнев у ребенка – это непроизвольное, незапланированное проявление злости с раздражением, зачастую сопровождающееся вспышкой словесной и физической активности. Большинство людей считает, что реакция гнева у ребенка является способом привлечения внимания. Во время вспышек гнева малыш обычно кричит, плачет, вытягивает ноги и руки. Данное состояние обычно длится от 30 секунд до 2 минут. Для вспышек характерно активное течение вначале и постепенное затухание в конце. Иногда вспышки гневливости затягиваются и сопровождаются агрессивными выпадами с битьем, кусанием, а также щипанием себя и окружающих. Если выражение гнева с приступами агрессии становится привычным и постоянным явлением, то в этом случае это может сигнализировать о психических расстройствах.

Вспышки гнева зачастую всего отмечаются у детей в возрастном промежутке от 1-го года до 4-х лет. Это обычное, нормальное явление, встречающееся у 80% детей в возрасте от 1-го года до 4-х лет.

Причины гнева у детей

Проявление гнева – это ожидаемая, нормальная реакция на обстоятельства, которые кроха пытается изменить, улучшить и при этом вести себя независимо. Например, вспышка гневливости может случиться с малышом, когда он пытается одеть колготки, застегнуть пуговицу, а у него не получается, или когда ему велели идти спать, а он желает еще играть.

Детское недовольство часто проявляется, когда малыш чего-либо боится, чувствует дискомфорт, устал. Во время гнева малыши часто задерживают дыхание, и если это происходит, то спустя несколько минут дыхание автоматически возобновляется. Часто длящееся агрессивное поведение, больше 15 минут, по 3 раза в сутки и более может означать, что у крохи эмоциональные, медицинские и социальные проблемы, требующие помощи. Такое поведение не относят к обычным приступам. О проблемах могут свидетельствовать следующие проявления (битье, толкание, царапанье, щипание окружающих, поломка и бросание вещей, удары головой, нанесение себе повреждений).

Некоторые малыши приступам подвержены чаще, чем другие дети. Факторы, которые провоцируют частоту вспышек следующие: особенности темперамента, усталость, возраст и уровень развития, напряжение в окружении малыша, проблемы с развитием, поведением, а также здоровьем крохи (например, aутизм, СДВГ).

У малыша могут возникать вспышки гнева, если взрослые выставляют крохе завышенные требования и резко реагируют на негативное поведение.

Как справиться с гневом ребенка

Объяснение крохе, как выражать свое раздражение, недовольство и игнорирование вспышек гнева – это самый действенный способ в борьбе с негативным поведением ребенка.

Родителям важно понять, по какой именно причине возникает у малыша такое поведение и тогда они смогут избежать конфликтных ситуаций, будут контролировать поведение крохи до того момента, как он потеряет контроль.

Гнев у ребенка 2 лет это проявление интереса и исследование мира. Если посмотреть на малыша 2-х лет в момент гнева, то можно увидеть искренний азарт и любопытство. Так кроха исследует мир, а взрослые такое поведение зачастую принимают за агрессию. Если малыш проявляет гнев в детском саду, то таким образом он определяет границы нового пространства: разрешат ли тут кричать, швырять игрушки, что будет, если ударить другого ребенка или кинуть в него песком? Задача родителей с пониманием отнестись к малышу и помочь в его «исследованиях».

Читайте также:  Ребенок 4 года передергивает

Гнев у ребенка 3 года означает самоутверждение. Это самый трудный критический период. К 4-м годам вспышки гнева становятся редкими.

В возрасте 3-х лет до 20 % малышей каждый день злятся по различным причинам. Главной причиной данного состояния выступает недовольство тем, что кроха не может выразить, как он хочет свои желания. Малыши 3-х лет уже очень хорошо понимают, что вокруг них происходит, и зачастую желают, чтобы все было, как хочется именно им. Если происходит не так, как хочется крохам, то гнев переходит в приступы злобы, доставляющие существенные беспокойства взрослым, особенно в общественных местах. Чтобы избежать неприятных ситуаций взрослым следует анализировать свои действия перед тем, как отправляться куда-либо с чадом. Обычно малыши капризничают, если голодны, поэтому с собой уходя из дому необходимо брать фрукты или печенье.

Как справиться с гневом ребенка? Иногда снять ярость у крохи можно переключением внимания на что-то интересное и необычное в окружающей обстановке. Если отмечаются приступы зависти к брату или сестре, то это можно предотвратить, если уделять малышу максимум нежности и внимания, а не бранить его. Необходимо стараться не реагировать на выходки малыша и сохранять спокойствие. Разумно не думать и не воспринимать то, что скажут окружающие, ведь большинство из них тоже имеют детей и знают, как с ними бывает нелегко.

Чтобы избежать капризов следует возвращаться домой ко времени дневного сна или уже после того, когда ребенок проснется.

Иногда малыш в ярости плачет и способен вызвать у себя аффективно-респираторный приступ, но это бывает очень редко. Плачущего ребенка следует взять на руки и крепко обнять, чтобы он не вырывался. Находящиеся поблизости предметы, которые он, может бросить или схватить, нужно отодвинуть. Если кроха не хочет с места двигаться, то следует его оставить, но при этом не выпускать из своего зрения. Зачастую малыши всегда бегут за уходящими родителями.

В любых случаях всегда следует оставаться последовательными и спокойными. Нельзя позволять малышу, несмотря на трудности, одержать победу, иначе будет с каждым разом еще сложнее.

В случае приступов гнева у ребенка после 5-ти лет необходима консультация у психолога, который научит справляться с сильными эмоциями.

Гнев у ребенка 7 лет означает, что у малыша есть проблемы во взаимоотношениях с другими детьми или обучением.

Как сдержать гнев на ребенка родителям? Следует прочувствовать и понять то, что зачастую всего малышей обижает крик взрослых. Приняв на себя ответственность за детские обиды, можно научиться сдерживать гнев на ребенка.

Медицинская помощь в лечении необходима тем крохам, которые:

— страдают от частых и продолжительных вспышек гнева;

— регулярно подвержены вспышкам гнева после 4-х лет;

— ранят себя, а также становятся очень злыми.

Необходима консультация у детского психоневролога в следующих случаях:

— если у ребенка приступы гнева наблюдаются часто и длятся более 15 минут, повторяясь более 3-х раз в сутки;

— если поведение крохи не меняется, после того как ему исполнилось 4 года и он наносит повреждения окружающим, себе, предметам;

— если родители не могут справиться с поведением ребенка и желают научиться справляться с поведением крохи.

Что делать, когда вспышки гнева у ребенка? Если у малыша непроизвольное проявление злости, то попробуйте следующее:

— игнорировать поведение ребенка;

— хвалить малыша за то, что он сам успокоился;

— не высмеивать и не наказывать кроху за приступ гнева;

— признать чувства ребенка и после того, как он успокоится, сказать: «я знаю, что ты был расстроен из-за того, что не смог застегнуть пуговицу»;

— научить малыша справиться с чувством гнева;

— поощрять попытки крохи использовать слова в выражении чувств;

— отвлекать внимание малыша от раздражающей деятельности;

— всегда быть примером для ребенка и лично показывать, как нужно справляться в стрессовой ситуации.

Итак, если родители знают, чего ожидать от малыша на разных этапах развития, то они смогут помочь своей крохе повзрослеть и преодолеть различные психоэмоциональные трудности, если нет, то научить родителей развивать чувство независимости у детей, справляться с чувством раздражения и гнева поможет детский психолог или психоневролог. При необходимости специалисты назначат дополнительное обследование.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Вспышки гнева у ребенка: причины, советы родителям

Вспышки гнева — обычные реакции на фрустрацию, особенно когда не разрешают получить или сделать что-то. Они обычны и нормальны у детей младшего дошкольного возраста. Первое, что можно порекомендовать, это собрать сведения, проанализировав пару вспышек раздражения согласно принципу ППП.

Затем обследовать ребёнка, чтобы установить возможные медицинские или психологические факторы. Медицинские факторы включают общую или речевую задержку, повреждение слуха (например, отит) и лечение бронхолитиками или антиконвульсантами.

Анализ вспышек гнева (принцип ППП):

• Предпосылки — что случилось за минуты до эпизода.

• Поведение — как именно проявлялся эпизод.

• Последствия — что случилось в результате.

Стратегия управления вспышками гнева у ребенка:

• Любовь и внимание.

• Отвлечение.

• Избегание предпосылок.

• Игнорирование:

— Эффективно, но может быть трудным.

— Без капитуляции.

вспышки гнева у ребенка

• Лишение позитивного подкрепления:

— Уходите и возвращайтесь, когда успокоится.

— Ставьте в угол на короткое время.

— Уводите от других детей.

• Крепкое объятие.

• Доска звёздочек.

Самый простой способ действовать — отвлечь ребёнка или, если это невозможно, позволить вспышке выгореть самой, тогда как родители покинут комнату и вернутся через несколько минут, когда всё успокоится. Очевидно, это не должно делаться в спокойной, нейтральной манере и, конечно, не должно сопровождаться угрозами покинуть ребёнка.

Вспышки гнева, которые носят характер вымогательства (когда ребёнок требует что-то от родителей), должны встречаться отказом. Они часто могут быть предотвращены простым приёмом установления правил, которые необходимо ребёнку напоминать прежде, чем ситуация разовьется. Другой путь — взять тайм-аут в форме структурированного игнорирования.

Раздражённого ребёнка помещают в какое-нибудь место, вроде коридора, где никто не будет разговаривать с ним какое-то время, например, 1 мин на год жизни. В течение этого периода его полностью игнорируют. Родители часто ожидают, что этот манёвр заставит ребёнка раскаяться, и жалуются, если он не срабатывает немедленно.

На самом деле его принцип в другом (не в реакции на наказание, а в отвлечении внимания), и часто требуется несколько недель, чтобы достичь постепенного улучшения. Может быть полезным попросить мать вести записи, чтобы засвидетельствовать это.

О вспышках гнева у ребенка:

• проанализируйте, относительно предпосылок,

• поведения и последствий;

• используйте отвлечение, избегание предпосылок, игнорирование, тайм-аут.

Агрессивное поведение

Маленькие дети могут быть агрессивными по множеству причин, начиная от проявления злости, кончая припадками ярости. По большей части агрессивному поведению ребёнок учится либо через поощрение (часто неумышленное), либо копируя родителей или братьев и сестёр.

Например, часто агрессивное, претенциозное поведение провоцируется или усиливается тем, что родители кричат или бьют своего ребёнка. Тогда надо менять поведение родителей.

В большинстве случаев действенны те же принципы, которые применяют при вспышках раздражения: устанавливать правила, придерживаться их, оставаться спокойным, не уступать и при необходимости использовать тайм-аут. Последнее может применяться по правилу «1-2-3».

Усталый или расстроенный ребёнок бывает раздражительным и склонным к вспышкам гнева, — так же как и дети, чьи коммуникативные навыки страдают от глухоты или нарушения речевого развития, из-за чего они расстраиваются и приходят в ярость.

Надежда на то, что ребёнок спонтанно «перерастёт» стиль агрессивного поведения, — заблуждение, которое не соответствует действительности: однажды установившийся агрессивный стиль поведения оказывается необыкновенно устойчивым на годы.

Принцип «1-2-3» для борьбы со вспышками гнева и агрессивного поведения:

1. Перестань это делать, потому что…

2. Если ты не прекратишь, то пойдешь в свою комнату (или ещё куда-нибудь).

3. Иди в свою комнату

— Вернуться в оглавление раздела «Профилактика заболеваний»

Оглавление темы «Детская психология»:

  1. Нормальные отношения с родителями в раннем возрасте. Рекомендации
  2. Темперамент у ребенка. Особенности
  3. Самооценка у ребенка. Особенности мышления дошкольника
  4. Реакция детей на серьезную болезнь или бедствие. Особенности
  5. Реакция детей на развод родителей, разногласия в семье. Особенности
  6. Ребенок отказывается от еды. Рекомендации
  7. Причины трудностей укладывания спать ребенка во время. Рекомендации
  8. Нарушения сна у ребенка: хождение по ночам, кошмары
  9. Непослушание ребенка: причины, советы родителям
  10. Вспышки гнева у ребенка: причины, советы родителям

Источник

Агрессивный ребёнок – не редкое явление в современном мире.

К сожалению, для многих родителей это большая беда, с которой они сталкиваются дома при воспитании своего ребёнка, а также в детском коллективе, когда их любимый малыш находится на одной территории с ребёнком, проявляющим агрессию.

«Чем опасна агрессия?», «Как помочь ребёнку с агрессивным поведением?» – на эти и другие вопросы мы попробуем ответить в данной статье.

Содержание:

Портрет агрессивного ребенка

Не заметить ребёнка с агрессивным поведением довольно сложно. Часто это драчливый и грубый ребёнок, который может напасть и ударить сверстника или родителей, ломающий игрушки, кричащий или целенаправленно употребляющий грубые выражения.

Агрессивный ребёнок становится большой проблемой для родителей, воспитателей, учителей. Такого «сложного» ребёнка очень трудно принять, и ещё сложнее понять, в чём причина такого поведения.

Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он даёт понять, что испытывает внутренний дискомфорт, что чувствует себя отверженным и забытым.

Безразличие и жестокость со стороны родителей могут приводить к проблемам в детско-родительских отношениях, итогом которых становится уверенность ребёнка в том, что его не любят. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию и «заслужить» любовь родителей, дети пытаются привлечь их внимание любым способом, в том числе и агрессивным поведением. Если ребёнок чувствует, что уязвим, если он не уверен в себе, если он не может влиться в детский коллектив и почувствовать себя там «своим», то и агрессия со стороны такого ребёнка не заставит себя долго ждать.

Такие дети чаще всего не могут оценить свою агрессивность, они не замечают, что такая форма поведения приводит к каким-то негативным последствиям. Они тревожны, пугливы, им кажется, что весь мир настроен против них.

Очень важно, чтобы родители и педагоги понимали, чем отличается «агрессия» и «агрессивность»:

  1. Агрессия – это «разовый» поступок ребёнка, который нарушает морально-этические нормы и может привести к причинению морального или физического вреда окружающим.
  2. Агрессивность – это форма поведения, которая со временем становится «привычной».

Виды агрессии

Среди видов агрессии можно выделить следующие:

Вербальная агрессия

Этот вид агрессии проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, переходящий на крик, оскорбления и унижения, возможны даже угрозы.

Физическая агрессия

Данный вид агрессии проявляется в конкретном физическом воздействии по отношении к какому-либо лицу или причинении ущерба чужому имуществу: укусы, побои, повреждение различных вещей, техники и т.д.

Прямая агрессия

Вид агрессии, который направлен на определённый объект.

Косвенная (непрямая) агрессия

С помощью этого вида агрессии ребёнок может сплетничать, использовать злобные шутки, провоцировать.

Аутоагрессия

Этот вид агрессии, который ребёнок использует против самого себя. Проявляется в выдирании волос, ресниц, бровей, обгрызании ногтей, частой травматизации.

Как понять, что ваш ребенок агрессивно себя ведет: симптомы и признаки, диагностика

На что же следует обратить внимание родителей в поведении ребёнка:

  • ребёнок не может контролировать свои слова, действия, эмоции, поведение в целом. В редких случаях может пытаться взять под контроль своё поведение, но, ни чего из этого не выходит;
  • ребёнок часто ругается с ровесниками и взрослыми, целенаправленно вступает с ними в споры и выясняет отношения;
  • ломает игрушки, рушит строения, выполненные другими; любит портить вещи других и при этом получает явное удовольствие;
  • не реагирует на просьбы, указания и нарушает установленные правила;
  • намеренно совершает «плохие» поступки, чтобы вызвать негативную реакцию;
  • помнит об обиде и обидчике, зачастую хочет отомстить обидчику;
  • не может признавать свои ошибки, всегда пытается оправдаться или обвинить другого.

Для детей, особенно дошкольного возраста, свойственно непослушание. Если на это есть серьёзная причина (несправедливое наказание, обида), то злость ребёнка и его агрессия вполне оправдана, и в таких случаях считается абсолютно нормальной реакцией ребёнка.

Родителям стоит принимать меры только в том случае, если они замечают у своего ребёнка как минимум несколько признаков из вышеперечисленных регулярно (от шести месяцев).

Диагностика

При возникновении сомнения относительно уровня агрессии ребёнка, родителям следует обратить особое внимание на его рисунки, ведь они могут быть очень информативными. Возможно, пришло время обратиться за помощью в случаях, если ребёнок:

  • изображает себя в виде маленькой фигуры (относительно других объектов, находящихся на рисунке);
  • рисует себя в «закрытой» позой (вытянутая, угловатая фигура с прижатыми к телу или спрятанными за спину руками);
  • рисует себя с большими глазами, с чётко прорисованными зрачками;
  • чётко прорисовывает зубы и ногти;
  • рисует оружие;
  • пожар;
  • огромные руки, кулаки;
  • регулярно «забывает» нарисовать кого-то из членов семьи или оставляет эту фигуру не раскрашенной;

а также:

  • если на рисунке много исправлений;
  • линии рисунка слабые или нет чётких контуров.

Диагностику агрессивного поведения ребёнка должны проводить специалисты (психолог, психотерапевт, невропатолог). Главная цель такого диагностирования – выяснить причину агрессивного поведения, понять зачем, почему и от чего он защищается. Также следует прояснить, какие есть «ресурсы» у данного ребёнка, на них можно будет «опереться» в решении данной проблемы.

Проявление агрессии в разном возрасте

Проявление агрессии у детей можно увидеть на разных возрастных этапах:

Младенчество

Младенцы проявляют свою агрессию, когда голодны, испытывают боль, дискомфорт, находятся в неудобном положении.

Раннее детство

Маленькие дети склонны к проявлению агрессии:

  • к взрослому и связано это с достижением какой-либо цели;
  • к новорождённому брату, сестре, так как обостряется чувство страха потерять материнскую любовь, чувство ревности;
  • после кризиса трёх лет агрессия обычно «притухает».

Дошкольный возраст

Появляется враждебность к сверстникам. Агрессия может проявляться как реакция на обиду.

Школьный возраст

В этом возрасте агрессия проявляется чаще всего в вербальной форме для защиты своих интересов (оскорбления, ругательства) или для выхода из изоляции. Через агрессию школьник может выражать обиду и страх.

Подростковый возраст

В подростковом периоде проявление агрессии носит показательный характер: «Я взрослый и могу себе это позволить!». Чаще всего агрессию проявляют лидеры и/или аутсайдеры, так как агрессия в этом периоде тесно связана с общением со сверстниками.

Причины детской агрессии

Эмоциональная бездна

Если у родителей и ребёнка не установлена или утрачена положительная эмоциональная связь, если родители решают свои проблемы между собой очень бурно и эмоционально, и крайний вариант – винят ребёнка в своих проблемах, то это может привести к появлению и закреплению агрессии в поведении детей.

Здесь возможны два варианта развития событий, ведущие к агрессии:

  1. Подражание. Когда агрессия воспринимается как допустимый вариант поведения и усвоенный способ решения проблем.
  2. Утрата надежной привязанности (когда нет контакта). Если контакт родителя и ребёнка утрачен или он не был установлен с самого начала, проявление агрессии в поведении ребёнка не заставит себя долго ждать.

Неуважение к личности ребёнка

Если взрослый (особенно родители) позволяет себе оскорбления, унижения, некорректные высказывания в сторону маленького человека, то это приводит к развитию глубоких комплексов. Итогом такого общения может стать не только агрессия, но и вспышки сильнейшей ярости.

Низкая самооценка

Одной из причин агрессивного поведения ребёнка может быть низкая самооценка.

Если ребёнок не уверен в себе, то в он не уверен и в окружающих. Низкая самооценка «рисует» в воображении опасность, которая может исходить от ровесников, родителей, педагогов. В подобных случаях ребёнок не дожидаясь, когда его обидят, начинает вести себя агрессивно сам, предупреждая таким образом придуманную атаку «из вне».

Если у таких детей на фоне заниженной/низкой самооценки нет возможности получить эмоциональную поддержку от родителей, то есть вероятность, что ребёнок сделает выбор в пользу агрессивной формы поведения.

Гипер и гипоопека

Полное отсутствие контроля, как и его чрезмерное проявление, несут в себе большую опасность влияния на формы поведения ребёнка и в частности на уровень проявления агрессивного поведения. Чрезмерность контроля со стороны родителей может порождать страх, тревогу, которые аккумулируясь в ребёнке, приведут к неизбежному протесту против существующих правил. Часто это происходит именно в форме агрессии.

Дайте ребёнку больше свободы, обеспечивая при этом его полную безопасность. Установите приложение “Где Мои Дети” из магазинов AppStore и GooglePlay.

Быть лучшим

Желание быть лучшим среди сверстников часто подталкивает детей к проявлению агрессивной формы поведения.

Современные герои мультфильмов, художественных и документальных фильмов, компьютерных игр, вне зависимости от того – положительные они или отрицательные, несут в себе агрессию. Часто на экранах мы видим применение силового вмешательства в якобы «благих» целях. Взрослые понимают, что это – крайний вариант выхода их ситуации, ребёнок же считывает это послание призывом действовать подобным образом в любых ситуациях. Этот путь они считают самым удобным в достижении определённого статуса среди сверстников.

В таких случаях важно объяснить ребёнку, что есть разные пути достижения статуса лидера: например, через способности и увлечения.

«Такой, как все»

В настоящее время ребёнок, попадая в тот или иной социум, детский коллектив видит различные варианты поведения. Если в классе «поддерживается» агрессивное поведение, то ребёнку, дабы не выделяться и не быть аутсайдером проще надеть «маску агрессии», нежели бороться с подобными «нормами». Давление, которое оказывает на ребёнка класс, можно сравнивать с феноменом толпы – противостоять такому давлению сложно даже взрослому человеку, не говоря уже о детях.

Не следует забывать и о таких причинах, как переутомление, запрет на физическую активность, чрезмерное употребление некоторых продуктов питания (шоколад, кофеин и др.), температура воздуха, уровень шума и т.д.

Как бороться с детской агрессией – советы психолога

Родителю нужно знать некоторые истины, которые помогут ему в борьбе с агрессией ребёнка:

Выход, а не подавление

Всегда важно давать выход эмоциям, не «зажимая» их и не «подавляя».

Этому должны научиться сами родители, а уже потом научить этому своих детей. Если вы злитесь, то не бойтесь говорить об этом своему ребёнку. Это нормально. Таким образом, вы проговариваете проблему, и вам становится легче. Параллельно вы показываете ребёнку, что и он может так делать – говорить о том, что ему не нравится, что он зол или чем-то расстроен. Постепенно ребёнок освоит этот «манёвр» и поймёт, что гораздо легче говорить о проблеме, нежели пытаться привлечь внимание своим ужасным поведением.

Правильный пример

Важно, чтобы ваши слова ни расходились с вашими действиями. Отдавайте себе в этом отчёт. Не требуете от ребёнка того, чего не можете выполнить сами.

Если вы хотите, что бы ребёнок экологично выражал свои эмоции, обратите внимание на то, как делает это его окружение, и прежде всего, вы – родители.

Если у вас сложности с выражением своей агрессии и вы не можете «принимать» агрессивное поведение своего ребёнка, то возможно, стоит обратиться к психологу.

Агрессия неминуема

Если «приступ» агрессии уже начался, ребёнок кричит, пытается ударить, то лучший вариант – крепкие объятия. Когда он успокоится, вы можете сказать, что готовы выслушать его всегда, когда ему плохо. Беседовать с ребёнком в такие моменты лучше без посторонних и без эмоционально окрашенных слов и выражений.

Способы коррекции агрессивного поведения

Всех родителей, столкнувшихся с агрессивным поведением ребёнка интересует вопрос: «Как правильно подойти к коррекции такого поведения?»

Следует отметить: для того чтобы был виден устойчивый результат работы, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический характер, а постоянный и комплексный.

К наиболее популярным способам коррекции агрессивного поведения, особенно в дошкольном возрасте, можно отнести арттерапию во всём её многообразии:

  • изотерапия (можно использовать различные способы рисования: кляксотерапия, рисование пальчиками, ладонями, стопами);
  • песочная терапия;
  • глинотерапия;
  • куклотерапия (можно приобрести или сшить самим куклы для кукольного или пальчикового театра, изготовить бумажные фигурки для настольного театра);
  • сказкотерапия (сочинение сказок самим ребёнком и для ребёнка. Важно предлагать для ребёнка роль с позитивной силовой характеристикой, к примеру: рыцари, богатыри и др);
  • танцевальная терапия и др.

Следует обратить внимание на подвижные игры, способствующие снятию напряжения и нейтрализации агрессии; игры на развитие коммуникации ребёнка и позитивной модели поведения, игры на развитие эмпатии и релаксационной направленности.

Для выхода накопившейся агрессии ребёнку можно предложить:

– комкать и рвать бумагу;

– подраться с подушкой или боксёрской грушей;

– использовать «мешочек / стаканчик для криков»;

– использовать надувные дубинки, водяной пистолет, батут;

– пинать ногой консервную банку;

– втирать пластилин в картон.

Ошибки родителей

На формирование и закрепление агрессивного поведения детей могут влиять следующие факторы:

  • низкая степень сплочённости семьи;
  • неадекватный стиль семейного воспитания (гипоопека, гиперопека);
  • разные стили воспитания у родителей;
  • демонстрация модели агрессивного поведения (родителей к детям, отца к матери и др.);
  • поощрение агрессивных тенденций в поведении детей;
  • равнодушное отношение к социальной успешности ребёнка;
  • применение физических наказаний;
  • угрозы, «вербальное насилие»;
  • введение каких-либо ограничений;
  • полное отсутствие поощрения;
  • дефицит внимания на воспитание и внутрисемейное общение;
  • чрезмерный контроль / отсутствие контроля;
  • отсутствие эмоционального контакта;
  • недооценка роли личного примера родителей;
  • «жизнь ради детей»;
  • неконтролируемое использование гаджетов.

Рекомендации родителям агрессивного ребенка

  1. Нельзя запрещать ребёнку выражать негативные эмоции. Подчеркивайте, что любые эмоции – это нормально!
  2. Помогите ребёнку найти способ для «экологичного» выражения агрессии (это может быть спортивная секция, подвижные игры).
  3. Разговаривайте с ребёнком, спрашивайте о том, что его беспокоит.
  4. Повышайте самооценку ребёнка: хвалите за его «сильные» стороны, подчёркивайте достоинства.
  5. Снижайте уровень критики.
  6. Постарайтесь исключить или минимизировать агрессию из окружающего мира ребёнка (наказания, ТВ и компьютерные игры с агрессивными акцентами, грубые фразы в разговоре).
  7. Старайтесь общаться из позиции «на равных».
  8. Следите, чтобы ваши слова ни расходились с делом (к примеру: говорим о недопустимости применения нецензурных слов, а сами их применяем).
  9. Развивайте коммуникативные навыки ребёнка.

Следует помнить, что наказания и запрет на выражение негативных эмоций могут закрепить агрессивное поведение ребёнка, загнать проблемы вглубь. Ищите причину возникновения такого поведения.

Большинство родителей на разных возрастных этапах, рано или поздно сталкиваются с агрессивным поведением ребёнка. И главное, что они должны помнить в такие моменты – решать эту проблему можно и нужно только через любовь, ласку и уважение к своему ребёнку.