Всестороннее развитие ребенка через театрализованную деятельность

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 «Рябинка»

«Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»

(выступление из опыта работы)

                                                                               Коваленко И.А., воспитатель

I квалификационной категории

г. Радужный

Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка являются театрализованные игры, которые пользуются у малышей неизменной любовью, являясь благоприятной средой для творческого развития способностей детей.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического развития. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Театрализованная деятельность является также источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Исходя из этого, основной целью моей деятельности является:

—  формирование на эмоциональном уровне представлений о театре, как виде искусства;

—  развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность;

— вырастить творчески мыслящего ребёнка, помочь ему в полной мере раскрыть свои возможности и способности.

Театрализованная деятельность позволяет решать следующие задачи:

  1. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
  2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественных образов, используя игровые импровизации.
  3. Расширять представления детей об окружающей действительности.
  4. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров.
  5. Обогащать и активизировать словарь детей.
  6. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
  7. Развивать диалогическую и монологическую речь.
  8. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.
  9. Развивать память, мышление, воображение, внимание.
  10. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
  11. Воспитывать желание играть театральными куклами.
  12. Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

При использовании следующих форм, методов и приемов:

  • Традиционные методы (игровой, словесный, наглядно-слуховой, практический), которые использую на занятиях;
  • Метод драматизации, позволяющий решать поставленные задачи через перевоплощение в художественный образ;
  • Метод активного восприятия, дающий детям возможность накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
  • Просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним.
  • Игры драматизации.
  • Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
  • Знакомлю не только с текстом сказки, но и со средствами её драматизации – жестами, мимикой, движениями, костюмами, декорациями.
  • Танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Денс».

В группе общеразвивающей направленности от 3-х до 4-х лет в первую очередь я создала условия для развития театральных способностей детей:

— подготовила соответствующую литературу;

— перспективный план работы с детьми в группе общеразвивающей направленности от 3-х до 4-х лет;

— театрализованную зону;

— пополнила предметно-развивающую среду группы различными видами театров, атрибутами к театральным постановкам.

В театральном центре имеются различные виды театров: настольный театр, театр масок, пальчиковый театр, ложковый театр, теневой театр, театр би-ба-бо, «уголок ряженья», маленькие дети — замечательные актёры: стоит, кому-то надеть хотя бы часть какого — то костюма, как он сразу же входит в образ.

Так же центр оснащен ширмами, различными домиками, мебелью для игр. Костюмами и декорациями, изготовленными совместно с детьми и родителями.

В работе с детьми большое количество времени уделяю танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Данс».

 Основными задачами танцевально-игровой гимнастики являются:

1.  Укрепление здоровья, что: 

— способствует оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

— формирует правильную осанку;

— содействовует профилактике плоскостопия;

— содействовует развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной систем организма.

2.  Совершенствование    психомоторных    способностей дошкольников, что:

— развивает мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;

— содействует развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

— формирует навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;

— развивает ручную умелость и мелкую моторику.

3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся, что:

— развивает мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

— формирует навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

— развивает умение эмоционально выражать свои чувства;

— способствует раскрепощенности  и проявлению творчества в движениях;

— развивает лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Читайте также:  Что такое системное сопровождение развития ребенка

Программа «Са-Фи-Данс» подразделяется на следующие разделы:

Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. 

 Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе «Са-Фи-Данс». В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению обшей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танцы.

В разделе «Танцевально-ритмическая гимнастика» представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Физические упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на занимающихся, решают конкретные задачи программы. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.

Раздел «Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме.

Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

Раздел «Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают   внутренний   мир   ребенка,   но   и   оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

  Раздел «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

          Раздел «Музыкально-подвижные игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех уроках, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования — все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

          Раздел «Игры-путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь.

          Раздел «Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.

Использую программу «Са-Фи-Данс» в работе, так как она помогает всестороннему развитию личности воспитанников.

Так же использую принцип сотрудничества, ребенок-воспитатель-родитель, по следующим направлениям:

  • основы домашнего театра;
  • мастерство руководства игрой;
  • обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности;
  • театральная гостиная;
  • творческая мастерская;
  • совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности;
  • консультации по вопросам творческого развития детей;
  • родительские собрания;
  • презентации.

  Результат моей работы с детьми:

— у детей совершенствовались память, внимание, мышление, воображение, восприятие;

— дети стали более эмоциональными, социально адаптированными;

-у детей сформировался устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

— заметно улучшилась диалогическая и монологическая речь.

Результат моей работы с родителями:

— установились партнерские отношения с семьями воспитанников;

— создала атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

— родители научились понимать мир детства и своего ребенка;

— стали активно принимать участие в тематических праздниках ДОУ;

— пополнили театральный уголок различными видами театра, которые изготовили совместно со своими детьми.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали моими помощниками, творчески развивались вместе с детьми, убедила их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Взаимодействие родителей и детского сада — это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Поэтому встречи проводятся яркие, увлекательные, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Ребёнок, умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции, становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью!

Источник

Ирина Горячкина
Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность

План работы по самообразованию

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ягодка»

Тема: Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность

Цель:

Формировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства.

Читайте также:  Особенности развития ребенка после кесарева

Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

Последовательное знакомство детей с видами театра.

Поэтапное освоение детьми видов творчества.

Совершенствование артистических навыков детей.

Раскрепощение детей.

Работы над выразительностью речи, интонации.

Коллективные действия, взаимодействия.

Умение сочувствовать, сопереживать.

Актуальность:

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста,с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?». В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Театрализация в первую очередь — это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии,связаны с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

развитием коммуникативных качеств личности;

• обучением вербальным и невербальным видам общения;

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театрализованной деятельностью помогает развитьинтересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитиюассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Проект «Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность» рассчитан на четыре учебных года.

В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:

• Чтение и совместный анализ сказок.

• Проигрывание отрывка из сказок.

• Прослушивание сказок, потешек

• Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

• Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

• Словесные, настольные и подвижные игры.

• Пантомимические этюды и упражнения.

• Дыхательная гимнастика

• Артикуляционная гимнастика.

• Пальчиковые игры со словами.

• Разучивание чистоговорок.

Правила работы с детьми.

• Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.

• Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.

• Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.

• При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием проекта

Дети будут знать и уметь:

• Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.

• Снимать напряжение с отдельных групп мышц.

• Научатся запоминать и описывать любого героя.

• Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.

• Сочинять этюды по сказкам.

• Строить простейший диалог.

• Распределять между собой обязанности и роли.

• Использовать средства выразительности драматизации.

(поза, жесты, мимика, голос, движения).

Занимаясь театрализованной деятельностью дети приобретут:

• Уверенность в себе.

• Умение играть в коллективе.

Работа проекта складывалась следующим образом:

1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. Детьми старшего дошкольного возраста разыгрывались такие этические сказки и басни, как «Стрекоза и муравей», «Два барана», «Две козы», «Старик и сыновья».

2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания,например:

— покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

— покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;

— произнеси от лица «мамы»фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т. д.

Читайте также:  Поможет родителю в воспитании и развитии ребенка

3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.

4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагала детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали змей, собак, пауков, светящуюся тыкву к празднику Хеллуин и т. д., затем я предложила разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.

5. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких,смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».

6. Метод обратной связи или (рефлексия, который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.

Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей. Ежегодно в нашем детском саду проводится «Фестиваль добрых дел», который подводит итог проделанной работы театрального кружка.

Для реализации поставленной выше цели и задач программы проекта было организовано наблюдение за развитием творческой инициативы детей. Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития, творческой инициативности детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.

Сроки работы над проектом: октябрь 2015 г. – май 2016г.

№ Раздел плана Сроки Форма работы Практические выводы

1 Подготовительный этап.

Аналитико-диагностический. Октябрь – Февраль Знакомство с театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

2 Основной этап. Январь-Март Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками. Распространение материала на уровне ДОУ.

3 Заключительный этап. Апрель Диагностика. Мониторинг.

4 Обобщение. Май Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов на педсовете.

Используемая литература:

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.

3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М., 1990.

4. Буренина А. И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.

5. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.

6. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. — М.:ВАКО, 2007

7. Ерофеева Т. И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.

8. Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. — М., 1994.

9. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк. восп., 2005.-N4.

10. Игры-драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1983.

11. Караманенко Т. Н., Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам. -М., 1982.

12. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. -М.: Академия, 2000.

13. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника. -М. 2004.

14. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк. восп. –1999.- N11.

15. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. -М.: Сфера, 2001.

16. Николаичева А. П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание,1980.-N10.

17. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.

18. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.

19. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. —М. ,1989.

20. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. –1983.-N12.

21. Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание,1988.-N8.

22. Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание. –1983.-N4.

23. Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. – 1983. – N7.

24. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. — 1997.-N6, 10, 12;1998-N2.

25. Стрелкова Л. П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой. -М. ,1985.

.

Источник