Всестороннее развитие и самореализация ребенка

Всестороннее развитие и самореализация ребенка thumbnail

Когда в семье появляется ребёнок, родители ставят перед собой великую и понятную цель – воспитать его как Человека с большой буквы. Мама с папой очень хотят, чтобы он вырос настоящей, хорошо развитой личностью, яркой индивидуальностью. Они перечитывают множество методических пособий снова и снова, чтобы понять, как из младенца вырастить физически крепкого и интеллектуально развитого человека, который бы к тому же обладал целым набором крепких нравственных установок.

Наверняка, вы слышали о принципе всестороннего развития личности ребёнка. Специалисты советуют использовать его в обучении как педагогам, так и родителям. Но что именно он означает и что вкладывают в этот термин его создатели?

Что такое принцип всестороннего развития?

Всестороннее развитие – это гармоничное развитие всех сторон человека, при котором всем аспектам уделяется равное количество внимания. Грубо говоря, ребёнок дошкольного возраста должен не только хорошо считать или пересказывать сюжеты книг, но ещё быть физически активным и социально адаптированным к различным ситуациям в мире.

Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.

Всесторонне развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.

всестороннее развитие ребенка

Аспекты всестороннего развития ребёнка

  • Физическое развитие: поддержание физической формы ребёнка и комплексная забота о состоянии его здоровья.
  • Интеллектуальное развитие: повышение умственных способностей, развитие логического и творческого мышления, умение осознавать собственные действия и их возможные последствия.
  • Социальное развитие: коммуникативные навыки, умение общаться, выражать свои мысли, делиться идеями, взаимодействовать с коллективом.
  • Эмоциональное развитие: умение управлять собой и своими переживаниями, сдерживать или преобразовывать негативные эмоции, выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других людей.
  • Творческое развитие: раскрытие способностей и реализация творческого потенциала ребёнка.
  • Духовное развитие: понимание и соблюдение нравственных принципов, принятие общечеловеческих ценностей и идеалов.

Всестороннее развитие ребёнка делает его реализованной во всех отношениях личностью и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.

всестороннее развитие ребенка

Взаимосвязанные принципы

  • Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребёнка воспринимается не как этап на пути к достижению определённой цели, а как самобытный период его жизни с соответствующими особенностями восприятия.
  • Принцип деятельности. Любое развитие должно быть направлено на формирование конкретных умений и навыков, которые пригодятся ребёнку на данном этапе жизни.
  • Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Родители должны воспринимать ребёнка как отдельную личность с собственными взглядами, потребностями и желаниями.
  • Принцип полноты образования. Очень важно позаботиться о качественном образовании, которое даст ребёнку все необходимые знания, навыки и умения.
  • Принцип интеграции образования. Теоретическое образование должно воплощаться в реальной жизни, чтобы ребёнок сам увидел и понял, как помогут ему приобретенные знания.

Считается, что пик познавательной активности у детей попадает на период от 7 до 12 лет. В это же время у ребёнка формируется собственная мотивация к получению новых знаний и обучению. Поэтому очень важно использовать этот период максимально продуктивно.

всестороннее развитие личности ребенка

Как применить принцип всестороннего развития для детей?

Для наглядности рассмотрим способы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.

Аспект развития

Необходимые действия

Физическое развитие

•         * Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребёнка.

•         * Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам.

•         * Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия.

Интеллектуальное развитие

•         * Обсуждайте с ребёнком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями.

•         * Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребёнка.

•         * При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребёнка – например, запишите его на развивающие курсы.

•         * Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие.

Социальное развитие

•         * Общайтесь с ребёнком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы.

•         * Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребёнка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники.

•         * Если ребёнку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти.

Эмоциональное развитие

•         * Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас.

•         * Обсуждайте с ребёнком его эмоции и переживания.

•         * Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребёнка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы.

Творческое развитие

•         * Если ребёнок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок.

•         * Поощряйте творческие занятия ребёнка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал

Духовное развитие

•         * Общайтесь с ребёнком на темы нравственности и морали.

•         * Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность

методы всестороннего развития детей

Некоторые аспекты можно объединять. Методы всестороннего развития детей применяются в «Академии развития интеллекта AMAKids». Так, записав ребёнка на занятия по ментальной арифметике вы делаете вложение в его развитие: интеллектуальное (быстрый счёт, повышение умственных способностей), социальное (общение со сверстниками и педагогами) и творческое (поиск нестандартных решений, активизация правого полушария мозга).

Всестороннее развитие ребёнка – это не просто красивые слова. Это конкретные действия, придерживаясь которых вы поможете своему ребёнку вырасти счастливым и успешным человеком. Поэтому не полагайтесь только на школьное образование – принимайте непосредственное участие в развитии своих детей раннего возраста.

Читайте также:  Развитие ребенка 1года до 3 лет

Источник

Всестороннее развитие личности ребенка – этот термин сейчас популярен. В чем же принцип методики, которую настоятельно рекомендуют практиковать родителям и педагогам?

Что такое принцип всестороннего развития?

Всестороннее развитие ребенка – развитие всех аспектов личности, когда нет преимущества в каком-то одном направлении. Всесторонне развитые дети активны физически и умственно, непринужденно чувствуют себя в обществе и способны поддержать разговор на любую тему.

Принцип всестороннего развития – это совокупность постулатов, которые нужно применять на практике во время воспитания детей разных возрастных категорий.

Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.

Всесторонне развитие личности ребенка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.

всестороннее развитие ребенка

Аспекты принципа всестороннего развития

  1. Физическое развитие: комплексная забота о состоянии здоровья и физической формы – спорт, питание, закаливание.
  2. Интеллектуальное развитие: действия, направленные на развитие умственных способностей, творческого и логического мышления, воображения, умения осознавать свои действия и их последствия.
  3. Социальное развитие: выработка навыков, необходимых для адаптации в социуме – умение выражать мысли, общаться, развивать коммуникативные навыки.
  4. Эмоциональное развитие: способность понимать и принимать чувства окружающих, выражать или сдерживать свои чувства, подавлять негативные эмоции, уметь управлять ими.
  5. Творческое развитие: реализация творческих навыков.
  6. Духовное развитие: понимание идеалов, ценностей, моральных принципов, их соблюдение.

Практическое использование описанных выше аспектов – залог успеха ребенка и его адаптации в социуме.

Всестороннее развитие детей раннего возраста делает их реализованными во всех отношениях личностями и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.

всестороннее развитие ребенка

Взаимосвязанные принципы

  • Принцип интеграции образования. Все полученные знания ребенок должен применять на практике. Так он понимает, что теоретическое образование – это фундамент практики, оно понадобится ему в будущем.
  • Принцип полноты образования. Образование должно быть качественным, полноценным. Позаботьтесь, чтобы ребенок получал полные знания, умения и навыки.
  • Принцип деятельности. Любые знания должны не просто применяться на практике, а направляться на достижение определенной цели.
  • Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Ребенок в любом возрасте является личностью со своими взглядами. Важно, чтобы родители воспринимали его именно так.
  • Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребенка – это самобытный период, для которого характерны определенные особенности и необходим особый подход к воспитанию.

Возраст от 7 до 12 лет считается пиковым в познавательной активности детей. Именно в этот период формируется мотивация получать знания, учиться и практиковать. Этот период рекомендуется использовать максимально продуктивно.

Как создать условия для развития ребенка?

Первое, о чем нужно подумать, это о приоритетах ребенка. Дети, в силу возраста, ещё не могут определить, что для них важно, а что нет. Далее следует позаботиться о физическом состоянии сына или дочери. Развитие ребенка не может происходить в болезни или недомогании. Ребенок не сможет получить никакие знания и умения, если он болен. Кроме этого, нельзя забывать о социальном развитии детей. Чтобы сформировать коммуникационные навыки, малыш должен много общаться.

методы всестороннего развития детей

Как применить принцип всестороннего развития для детей?

Для наглядности рассмотрим методы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.

Аспект развития

Необходимые действия

Физическое развитие

· Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребенка.

· Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам.

· Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия.

Интеллектуальное развитие

· Обсуждайте с ребенком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями.

· Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребенка.

· При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребенка – например, запишите его на развивающие курсы.

· Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие.

Социальное развитие

· Общайтесь с ребенком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы.

· Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребенка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники.

· Если ребенку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти.

Эмоциональное развитие

  • Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас.
  • Обсуждайте с ребенком его эмоции и переживания.
  • Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребенка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы.

Творческое развитие

  • Если ребенок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок.
  • Поощряйте творческие занятия ребенка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал

Духовное развитие

  • Общайтесь с ребенком на темы нравственности и морали.
  • Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность

всестороннее развитие личности ребенка

Описанные выше аспекты совместимы. Например, на курсах ментальной арифметики ребенок дошкольного возраста получает всестороннее развитие:

  • Интеллектуальное – способность быстро считать, думать;
  • Социальное – возможность общения и обмена информацией с другими детьми;
  • Творческое – в процессе занятий ментальной арифметикой развивается правое полушарие, ответственное за творческий потенциал.
Читайте также:  Отклонения в развитии ребенка названия

Для всестороннего развития необходима постоянная поддержка и работа со стороны родителей, а также желание самого ребенка. Школьная программа не в состоянии удовлетворить все потребности, поэтому принимайте активное участие в жизни детей, способствуйте их развитию.

Источник

Олеся Оюн
Консультация для педагогов «Социализация детей и всестороннее развитие личности ребенка»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 15 «Страна детства» комбинированного вида

г. Кызыла Республики Тыва

Консультация для педагогов:

«Социализация детей и

всестороннее развитие личности

ребенка»

Современное состояние общества ставит перед образовательной системой

задачу – создавать условия для успешной жизни ребенка в обществе, а значит

успешной социализации ребенка с самых первых шагов его социального опыта.

Успешность ребенка в его социальных условиях формируется поэтапно

соответственно индивидуальным особенностям. Ощущение своей сопричастности

процессам в обществе, уверенность в наличии своего комфортного места в

социальной системе – формирование этих позитивных состояний происходит только

в случае целенаправленного воспитательного влияния.

Процесс развития ребенка не мыслится без личностного развития ребенка, а

значит, без усвоения им системы социальных связей, отношений, без включения в

них. Социализация детей – важная проблема, поэтому является предметом изучения

у психологов и рассматривается в разных психологических школах. Социализация –

это процесс и результат усвоения воспитанником существующих норм, ценностей и

форм поведения. Синоним слова «социализация» может быть «очеловечивание».

Социализация тождественная «окультуриванию» — присвоению социального опыта

ребенком черт взаимодействию со средой. Опыт превращается в его

индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется через некоторое

время, возвращается в общественную культуру в виде определенных

индивидуальных достижений [2]. Как отмечают исследователи возможность

одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как

нерегулируемого процесса относится и к социализации в семье. Л. П. Буева

определяет семью как исходное пространство человеческих связей и отношений, где

закладываются основы гуманистических связей и доверия человека к человеку С. И.

Ожегов определяет семью как группу живущих вместе родственников. При этом

семья, люди, живущие вместе, их хозяйство, а также квартира, являются домом.

Домашним считается все, кто относится к дому, семье и частному быту. По мнению

Л. А. Колпаковой семья – это социальная группа, члены которой объединены

юридическими либо фактическими брачными отношениями, отношениями родства

или свойства, взаимными правами и обязанностями, вытекающими из семейных

правоотношений, общностью быта и эмоционально-психологическими связями [3].

На социализацию личности в семье оказывают влияние различные факторы, в

частности: структура семьи как единство функционирования ее членов. В. С.

Торохтий отмечает, что современные семьи отличаются между собой по следующим

признакам:

1. по количеству детей: бездетная, или инфертильная, однодетная, малодетная,

многодетная;

2.по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная

(семья нескольких поколений, большая семья, материнская семья, семья

повторного брака;

3.по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из

родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с

детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или

без них; с матерью (отцом) и с детьми;по типу главенства в семье: эгалитарные и

авторитарные семьи;

4. по семейному быту,укладу: семья — «отдушина»; семья дето

центрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба;

семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

5. по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные)

и гетерогенные (неоднородные) семьи;

6.по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка,

семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые

супружеские пары;

7.по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая,

педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

8.по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы

Кавказа);

9.по типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим» или

«наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой

направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т. е. с высоким

уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т. д., семьи

с промежуточным типом потребления;

10.по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная»

семья, «внебрачная семья»;

11.по характеру проведения досуга: открытые или закрытые;

12. по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности

и активные семьи;

13.по степени кооперации совместной деятельности: традиционные,

коллективистские и индивидуалистические;

14.по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая

семья, виктимогенная семья;

15. позиция ребенка в семье, т. е. его роль в семье, отношения с бабушками,

дедушками, родителями, братьями, сестрами.

Формирование в семье объективно оказывается различным, даже если не

вдаваться в рассуждения о стилях воспитания; основные (реальные) воспитатели –

социализаторы, т. е. те члены семьи, которые оказывают наибольшее влияние на

развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те кто наиболее авторитарен

для ребенка, т. е. близкие люди, на кого он хотел бы больше походить; стиль

воспитания в семье, т. е. преобладающий стиль основного воспитателя –

социализатора (например, матери) и вспомогательных социализаторов (бабушки,

отца, деда, братьев, сестер). собственно – личностный, нравственный творческий

потенциал семьи, т. е. вся совокупность позитивных человеческих качеств членов

семьи (наличие-отсутствие лидерских качеств, мужественности, способности

постоять за себя и детей; теплота – холодность в отношениях между людьми;

Читайте также:  Развитие ребенка 1 месяц 2 месяц 3 месяц

уровень интеллекта старших, образование, особенности культуры). Дети

воспитываются той семейной жизнью, которая складывается намеренно или

ненамеренно. Для того чтобы дети могли полностью развить и проявить свои

способности, они должны расти в отзывчивом социальном окружении.

Непосредственная родительская ласка и забота могут обеспечить то эмоциональное

тепло. Семья представляет собой первичную группу, в которой осуществляется

интимный контакт не только родителей, но и детей различных возрастов между

собой. В семье дети постепенно приобщаются к сложному миру взрослых.

Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье позволяет каждому ее члену не

скрывать своего эмоционального состояния, делиться радостями, рассказывать о

неудачах и обидах, получать советы по волнующему вопросу, восстанавливать и

пополнять свои физические и духовные силы и таким образом поддерживать

жизненный тонус.

В ходе выполнения воспитательной функции семья в первую очередь

обеспечивает первичную социализацию ребенка и становление его психических

(интеллектуальных) черт и личностных качеств вплоть до достижения им

социальной зрелости. Семья оказывает систематическое воспитательное

воздействие на каждого своего члена в течение всей жизни. При этом не только

родители влияют на детей, но дети на родителей и других взрослых членов семьи,

побуждая их к самосовершенствованию.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего

поколения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию

систему условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из

ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного

и умственного развития. При этом особенностями социализации ребенка в семье

выступают:

социально-демографическая структура семьи (социальное положение членов

семьи, профессиональный статус родителей, пол, возраст, количество членов семьи,

наличие разных поколений); ·

— преобладающий психологический климат, эмоциональная настроенность

семьи; ·

— продолжительность и характер общения с детьми; · общая и, собственно,

психолого-педагогическая культура родителей; ·

— связь семьи с другими сообществами (школа, родственники и т. д.); ·

— материально-бытовые условия.

Основы успешности процесса социализации закладываются уже в раннем

возрасте из атмосферы, в которой растет ребенок. Удовлетворение базовых

потребностей, положенных в основу психического здоровья, таких как потребность

в любви, безопасности, внимании, границах и признании, закладывается в

подсознательный опыт ребенка в раннем и дошкольном возрасте, определяя вектор

развития личности.

Успешность ребенка в его социальных условиях формируется поэтапно

соответственно индивидуальным особенностям. Ощущение своей сопричастности

процессам в обществе, уверенность в наличии своего комфортного места в

социальной системе – формирование этих позитивных состояний происходит только

в случае целенаправленного воспитательного влияния. Социальная адаптация – это

слаженная работа личности, среды, сверстников, воспитателей и родителей.

Помогая детям в социальной адаптации, мы создаем благоприятные условия для

самореализации ребнка.

Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте усложняется и

дифференцируется. Взрослый человек остается центром жизни ребенка, но

отношения с ним существенно меняются. Если в раннем возрасте социальная

ситуация определялась исключительно отношениями ребенка с его близкими

взрослыми, то начиная с дошкольного возраста ребенок вступает в отношения с

более широким социальным миром. Человеческие отношения, которые существуют

в мире взрослых, становятся предметом игровой деятельности детей, где взрослый

присутствует опосредованно, в идеальной форме. Общение с реальными близкими

взрослыми приобретает внеситуативный характер и побуждается новыми

потребностями. Выделяется новая сфера социальных контактов ребенка – его

отношения со сверстниками. Которые играют в социальной ситуации развития

ребенка большую роль. Устойчивый интерес к взаимодействию с другими детьми

возникает в связи с усложнением игры и расширением сферы социализации

дошкольника. Общаясь со сверстниками, ребенок строит отношения не на основе

подчинения, как с взрослыми, а с позиций равенства. В заключении хотелось бы

отметить, что социально-педагогическая подготовка родителей в воспитании

ребенка предоставляет им время для того, чтобы еще раз взвесить те последствия,

которые повлечет за собой принятие на себя обязанностей по воспитанию детей. Все

семьи будущих родителей должны проходить этап серьезной подготовки, так как

знания и навыки, которые они приобретают в этот период, помогают им справиться

с неизбежно возникающими проблемами в дальнейшем. Все перечисленные формы

организации работы Службы сопровождения позволяют создать условия для

формирования психолого-педагогической компетентности родителей. Современное

состояние общества ставит перед образовательной системой задачу – создавать

условия для успешной жизни ребенка в обществе, а значит успешной социализации

ребенка с самых первых шагов его социального опыта.

Список использованной литературы:

1. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. / Р. С. Буре

Методическое пособие. — М. ; Мозаика-синтез, 2011.

2. Выготский, Л. С. Психология. / Л. С. Выготский — М., Издательство ЭКСМО –

Пресс, 2000 – 1008 с.

3. Закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря

2012 года.

4. Зверева, С. Семейная педагогика и домашнее воспитание / С. Зверева, А.

Ганичева. — М.: Академия, 2010. 6. 4. Лебедев П. А. Семейное воспитание /П. А. Лебедев. –

М.: Академия, 2011. 7. Торохтий В. С. Типология семей / В. С. Торохтий. – М, 2010.

5. Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная

программа дошкольного образования – под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,

М. А. Васильевой. — М; Мозаика,2010.

Источник:

Галушко И. Г. Социализация детей и всестороннее развитие ребенка // Научно-

методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 106–110. – URL:

https://e-koncept.ru/2015/95644.htm.

Источник