Все стадии развития ребенка

Все стадии развития ребенка thumbnail

Психическое развитие ребенка – очень сложный, тонкий и длительный процесс, на который влияет множество факторов. Представление о том, как проходит тот или иной этап поможет вам не только лучше понять своего ребенка, но и вовремя заметить задержку развития и принять соответствующие меры.

Общепринятую периодизацию развития детской психики разработал советский психолог Даниил Борисович Эльконин. Даже если вы никогда не сталкивались с его трудами, эта система вам хорошо знакома: в аннотациях к детским изданиям часто указывается, что это произведение «для дошкольного возраста» или «для младших школьников».

Система Эльконина описывает психическое развитие ребенка от младенчества до 15 лет, правда, в некоторых его работах указывается возраст 17 лет.

По мнению ученого, характеристика каждого этапа развития определяется ведущей деятельностью ребенка в конкретном возрасте, в рамках которой появляются определенные психические новообразования.

1. Младенчество

Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.

Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы. Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур. До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.

Читайте также: Учимся писать грамотно при ОНР

2. Раннее детство

Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.

Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.

Особенности этапа раннего детства:

  1. постижение названий и назначения предметов, освоение правильной манипуляцией конкретного предмета;
  2. освоение установленных правил;
  3. начало осознания собственного «Я»;
  4. начало формирования самооценки;
  5. постепенное отделение своих действий от действий взрослых и потребность в самостоятельности.

Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.

3. Дошкольный возраст

Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.

Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.

  1. Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
  2. Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
  3. Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.

Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.

4. Младший школьный возраст

Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.

Что это значит?

  • Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
  • Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
  • Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
  • Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
  • Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.

Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в новом коллективе, подчиняться школьной дисциплине.

Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.

Читайте также: Развитие речи после кохлеарной имплантации

5. Подростковый возраст

Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».

Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.

Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.

Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.

6. Юношеский возраст

Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.

Взрослеть сложно в любом возрасте – и в 3 года, и в 7, и в 15 лет. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло.

Читайте также:  Центр развития ребенка проектирование

Источник

Большинство новоиспеченных родителей, с появлением на свет ребенка, приобретают определенное беспокойство, с которым очень трудно справиться. Постоянное беспокойство присуща молодым родителям всех поколений, это неотъемлемый элемент жизни, если ты становишься родителем. Мы обеспокоены прежде всего здоровьем наших детей, о том, довольны ли они, правильно ли заботимся о них, и гармонично ли развивается ребенок. Чтобы развеять сомнения родителей, читающих нас, мы подготовили небольшой сборник знаний о развитии маленького ребенка.

Развитие ребенка: самое главное, что нужно знать.

Прежде, чем вы начнете диагностировать вашего ребенка, искать недостатки развития и писать всевозможные страшные сценарии, вы должны понять и запомнить одну простую вещь: все дети разные. Мы не должны жестко держаться в рамках, которые кто-то когда-то опубликовал в книге или в интернете. Мы не должны постоянно оценивать ребенка и сравнивать его со сверстниками, ища отклонения. Очень важно относиться к вашему ребенку максимально индивидуально. Это может быть очевидно, но это не всегда так. Все больше и больше родителей могут быть вовлечены в нездоровое «соперничество» под названием «а мое любимое чадо уже сидел в этом возрасте» или «а моя Кристина уже не писалась в этом возрасте» и т.д. Такое сравнение бесполезно и никому не помогает.

Этапы развития ребенка.

Так зачем читать что-нибудь о развитии, если каждый ребенок особенный? Ну, чтобы знать, когда нужно действительно бить тревогу, на что обратить особое внимание и когда стоит обсудить ваши сомнения с педиатром. Этот врач должен быть первым специалистом в случае возникновения каких-либо сомнений, связанных с развитием вашего ребенка. Друзья, подруги, и тетеньки с форумов вам в этом не помогут! Врач-педиатр настоящий специалист в данной области, только он может сделать надежный диагноз на основе беседы и обследования ребенка.

Основные этапы развития ребенка.

Первый год жизни маленького человека приносит с собой массу эмоций и впечатлений. Ребенок меняется практически каждый день, приобретает новые, а гордые родители не могут преодолеть восхищение от своего маленького исследователя. Первый год — это время так называемых основ — важных навыков, которые ребенок приобретает в течение первых двенадцати месяцев жизни. Это:

  • реагирование на окружающую среду;
  • поднимание головы и корпуса;
  • захват;
  • вращение;
  • лепетание;
  • ползание;
  • самостоятельно сидите;
  • вставать на ножки;
  • реагировать на свое имя;
  • первые шажки.

Этапы развития ребенка на первом году жизни.

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому некоторые из них быстрее овладевают навыками. Важно дать вашему ребенку время, наблюдать, а не принуждать его. Малыш должен быть физически и умственно готов к новом навыкам и будет рад представить их, когда наступит время. Однако, чтобы узнать, когда и какие «аттракционы» мы можем ожидать в первый год жизни ребенка, мы подготовили краткое описание каждого месяца жизни ребенка, включая наиболее важные функции и навыки.

1 месяц жизни ребенка.

В этом периоде у ребенка все еще тонкая розовая кожа, которая очень чувствительна к раздражителям. В это время прикосновение является самым важным коммуникатором ребенка с внешним миром. Голова новорожденного в первый месяц жизни непропорционально велика по сравнению с остальными частями тела, она все еще может слегка деформироваться, особенно после родов, но это не должно вызывать беспокойства. Кости черепа новорожденных все еще очень пластичны, только со временем они приобретают правильную форму и твердость. В первый месяц малыш набирает примерно полкилограмма.

2 месяц жизни ребенка.

На втором месяце жизни ребёнка пропорции тела изменяются незначительно, а форма головы принимает правильную форму. В этом возрасте ребенок может подняться и удерживать голову на несколько секунд, лежа на животе. Стоит укладывать малыша в этом положении как можно чаще. Это хорошо влияет на укрепление мышц спины, а также помогает легче удалять воздух из пищеварительной системы. Зрение ребенка на втором месяце улучшается, он начинает узнавать лицо своей матери, в этот период мы можем ожидать первую улыбку.

3 месяц жизни ребенка.

На третьем месяце жизни ребенок все больше и больше интересуется окружающим миром. Он реагирует на звуки и визуальные раздражители, поворачивает голову к ним, он также знакомиться со своим телом, обнаруживает существование своих рук и ног, которые он с радостью кладет себе в рот, узнавая новые вкусы. В это ребенок начинает гулить, то есть издавать отдельные звуки, часто в ответ на слова, сказанные ему — первые беседы начинаются.

4-й месяц жизни ребенка.

Ребенок этого возраста все более мобилен, с радостью лежит на животике, наблюдая за окружающим его миром и игрушками, начинает поворачиваться со спины на животик и обратно. В течение этого периода малыш также начинает брать ручками игрушки, а также смеется в голос. Социальное и моторное развитие ребенка в это время часто поражает молодых родителей. Сон ребенка также стабилизируется. 4-месячный малыш обычно спит 2-3 раза в течение дня.

5 месяц жизни ребенка.

На пятом месяце жизни ребенок обычно удваивает вес при рождении, он довольно большой и сильный младенец, он хорошо вращается со спины на живот и на спину. Все, что он находит, тянет себе в рот, поэтому вам нужно уделять очень много внимания, чтобы в поле зрения малыша не было мелких предметов, которые он мог бы проглотить. В этот период ребенок начинает издавать первые слоги — мы можем слышать «мя» «ра» «гу» или «гхы».

6 месяц жизни ребенка.

Полгода — очень важный момент в жизни младенца. Именно тогда мы обычно начинаем изменять диету ребенка и изучать новые вкусы. Иногда у шестимесячных детей прорезаются первые зубки. В этот период ребенок много и часто плачет, любит играть руками и ногами, а также охотно подходит к игрушкам.

7 месяц жизни ребенка.

Первые попытки сесть — веха в развитии ребенка в возрасте 7 месяцев. Очень важно не помогать им. Ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы сесть. Если он не готов, и мы окружим его подушками, чтобы он мог сидеть, мы слишком нагрузим его спину — так как он еще не сел, а это означает, что мышцы спины еще недостаточно сильны. Семимесячный ребенок может держать предмет в двух руках и играть с ним, добираться до игрушек.

8 месяц жизни ребенка.

Ребенок на восьмой месяц совершенствует навыки сидения и движения. Некоторые дети этого возраста овладевают искусством хлопать в ладоши и размахивают руками.

9 месяцев жизни ребенка.

В этот период некоторые дети уже быстро ползают, а также садятся самостоятельно. Эмоциональное развитие ребенка продолжается — он охотно идет на контакт, начинает имитировать жесты, он также улучшает малые двигательные навыки, играя с меньшими и меньшими объектами, он учится хватать их пальцами, а не всей рукой, как это было раньше.

Читайте также:  Общее речевое развитие ребенка

10 месяц жизни ребенка.

Десятимесячный ребенок уже очень самостоятелен, как правило, он сидит стабильно и быстро ползает, некоторые дети уже пытаются встать опираясь на мебель. Здесь также ребенка нельзя «преследовать» и провоцировать встать или вести за руки. Это неестественная поза. Ранняя ходьба будет также оказывать неблагоприятное воздействие на позвоночник ребенка. Мы должны дать ребенку время и свободу, быть рядом, поддерживать, а не помогать или упрощать .

11 месяцев жизни ребенка.

До первого дня рождения многие дети умеют вставать сами и стоять у мебели, некоторые дети даже самостоятельно передвигаются. Ребенок может пинать мяч, строить башенку из нескольких блоков, а также есть яблоко или банан. Оглядываясь назад, родители замечают огромное физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка всего за двенадцать месяцев.

12 месяц жизни ребенка.

Первый день рождения ребенка — очень важный момент. Эффективный, энергичный и любознательный малыш вырос из маленького младенца. У ребенка уже несколько зубов. Возможно, он уже тренируется в одиночестве, и он даже говорит первые слова. Он многое понимает и может выполнять некоторые команды.

Небольшой шаг, большое дело!

Как вы видите, в первый год наша маленькая радость проходит огромную трансформацию. Тысячи новых навыков, переход от лежачего положения к стоячему и развивается речь ребенка. Как родители, мы, вероятно, знаем, что это только начало прекрасного пути, в котором мы имеем честь участвовать и помогать. Перед нашим маленьким человечком еще есть много проблем, на разных этапах развития ребенка, которые обеспечат ему необходимые навыки, необходимые для преуспевания во взрослой жизни. В качестве родителей мы должны обеспечить, чтобы в эти трудные моменты мы были рядом с ребенком, подавать пример и создать самое безопасное убежище, в которое он всегда сможет вернуться.

Не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк! Ваши мысли вы можете выразить в комментариях.

Источник

От пары клеток до состояния взрослого человека проходит не так уж и много времени. Ученые поделили процесс взросления любого человека на стадии. Сначала они занимают лишь дни и месяцы, после – годы жизни. Чем старше человек, от зачатия до родовтем медленнее темп его развития. Каждый человек сильно изменяется физически и психологически, проходя эти стадии.

Родителям нужно быть готовым, что крошечный малыш очень скоро превратится в маленького человечка, а еще через некоторое время в самостоятельного, взрослого человека. У всех стадий есть отличительные черты, показывающие, как сильно меняется ребенок. До взросления проходит 17-18 лет, но даже после этого развитие не останавливается.

Основные показатели развития

Как оценивать переход от одной стадии к другой? Самые простые показатели – антропометрические:

  • длина тела;
  • вес;развитие ребенка
  • насколько пропорционально развито тело;
  • сложность совершаемых движений.

Для правильного развития ребенка необходимы забота, внимание, хорошее питание, витамины. Этот список можно продолжать и продолжать, ведь влияющих факторов очень много. Их можно разделить на физическое и психическое взросление. Без одного не будет другого.

В конечном итоге из малыша получается взрослый, самостоятельный человек. Его физические качества и психика должны быть развиты равномерно. Исключением является патологический путь развития ребенка (наличие серьезных заболеваний, мешающих правильному развитию).

Взросление

Процесс совершенствование личности — взросление. Любой человек проходит через эти стадии, открывая для себя что-то новое.

Физическое развитие

Совершенствование физической деятельности начинается буквально от рождения. Малыш постоянно двигает ручками и ножками, потом пытается держать голову, сидеть. Все это этапы подготовки к важнейшему событию – хождению. Путь новорожденныйразвития ребенка таков, что ходить, бежать, владеть своим телом нужно обязательно. Чем раньше он станет на ноги, тем лучше. Мы не можем научить малыша совершенствовать свою физическую активность – он это делает сам.

Это процесс лишь кажется легким. На самом деле идет сложное «обучение» нервной системы, вестибулярного аппарата, мозга. Задача родителей в это время — мотивировать ребенка сидеть, ползать, ходить.

Психическое

Психическое развитие проходит гораздо дольше, чем физическое. Если в 4-5 лет малыш уже отлично ходит, бегает, занимается физкультурой, то его психика еще недостаточно развита. Для такого развития необходимо обучение, дети играютстимулирование мышления, логики. Дети не должны быть предоставлены сами себе. Сегодня очень много развивающих центров, садиков. Если не хотите отдавать ребенка в садик, то занимайтесь с ним сами по обучающим программам.

Если не обеспечивать нормальное психическое развитие малыша, он не сможет пойти со всеми в школу, заводить друзей, общаться. Правильное психическое развитие помогает нам социализироваться, находиться среди людей, следовать нормам и правилам нашей жизни.

Внутриутробное развитие

Первая стадия — внутриутробная. На этой стадии происходит настолько стремительный скачок развития, что его нельзя не заметить. Начинается все с эмбрионпростого: две клетки соединяются, и уже через 24 часа деление достигает невероятных масштабов.

Всего пребывание малыша в теле матери длится около 280 дней. За это время из двух клеток получается настоящий человечек: органы, системы, кровь, волосы, ногти — у него есть все необходимое для жизни. На этой стадии есть несколько критических моментов:

  • деление клеток может пойти неправильно (возможна остановка процесса или патологическое развитие);
  • после формирования зародыша, он должен прикрепиться к стенке матки (если этого не произойдет, зародыш погибнет);
  • первый триместр беременности самый сложный, ведь риск выкидыша очень велик (организм воспринимать малыша как инородное тело);
  • мама должна придерживаться строгих правил: хорошее питание, отсутствие вредных веществ, алкоголя, опасных лекарств (прием всех этих препаратов может стать причиной сильного отклонения в развитии ребенка или его смерти).

Проходит 9 месяцев – кроха появляется на свет. Наступает вторая в жизни стадия развития.

Рождение

Пуповину перерезали, малыш отделился от матери. С этого момента начинается его самостоятельная жизнь. Конечно, сам он еще ничего делать не может. Этот момент отделения ребенка важен во всех смыслах.

  • Физически

Теперь это отдельный человек, а значит, все его органы должны работать правильно. Первый вздох раскрывает новорожденныйлегкие. Это настолько огромный стресс для организма, что взрослый человек его не выдержал бы. Первый вздох меняет все: от состава крови до усиленной работы мозга. Теперь малышу нужно постоянно развиваться, чтобы выжить. Организм начинает работу сразу после отделения пуповины. Больше он физически не зависит от мамы. У него будет своя еда, свой воздух, своя кровь.

  • Психически

Удивительно, но процесс рождения очень важен для психики. Особенно если это нормальное рождение. Это начало самоидентификации. Разделение с матерью происходит на обоих уровнях. Физически это теперь два разных человека, и психологически тоже. Уже с этого момента матери необходимо уважать ребенка, как самостоятельную личность.

Данная стадия включает первые 4 недели после рождения. Сейчас малыш очень уязвим, ему необходимы уход и внимание 24 часа в сутки.

Грудной возраст

Прошли первые 4 недели – теперь это грудничок. На стадии грудничкового возраста родителям все еще нужно быть практически целый день с малышом. С каждым месяцем он взрослеет. Этот период продлится до первого дня рождения (1 года). Что сейчас важно:

  • малыш научится ползать и ходить;грудничок
  • режутся зубки;
  • смена питания: к полностью молочной кухне добавляются прикормки;
  • начало развития речи: малыш обращает на себя внимание звуками, криками, плачем.
Читайте также:  Развитие строения тела ребенка

Он все еще много спит, но стал гораздо активнее. Уже к 6 месяцу должен начаться процесс перевода на более твердую пищу. Теперь можно давать каши, пюре из овощей и фруктов, немного вареного мяса. Одного молока для правильного развития уже недостаточно.

Удивительно, но всего год требуется малышу для того, чтобы полностью измениться. Его рост прибавляет до 100% за эти 12 месяцев. Из младенца он стал уже вполне сформировавшимся ребенком. За первые несколько месяцев изменяется структура крови. Внутренние органы учатся работать слажено.

Дольше всего у ребенка развивается мозг. Этот процесс продолжается и после рождения. С каждым прожитым месяцем он становится сложнее, добавляются бугры и извилины.

Младший дошкольный период

Этот период продолжается с 1 года до 3 лет. На стадии младшего дошкольного возраста ребенок очень быстро развивается. Сейчас его главные навыки:

  • ходить;
  • учиться кушать самостоятельно;
  • начинается осмысленная речь;
  • развивается мелкая моторика.

Обычно к 3 годам родители отдают малыша в садик. В этом нет ничего плохого, даже наоборот. Тут его психическое развитие и физические навыки заметно улучшаются. Дети играют между собой, общаются. Они быстро учат новые слова, и речь становится грамматически верной уже к концу ребенку 3 годаэтого периода. Конечно, речь еще очень простая, многие слова и понятия могут быть заменены на выдуманные. Тут действует правило: чем больше вы разговариваете, читаете, общаетесь с малышом, тем быстрее он научится правильной речи.

Ребенку необходимо обрести самостоятельность. В возрасте 2-3 лет проявляется кризис «я сам». Это кстати, ведь ребенку все хочется делать самостоятельно, не зависеть от взрослого. Конечно, полностью это невозможно. Но к концу периода нужно научить его:

  • элементарной гигиене (мыть ручки после прогулки, чистить зубы, умываться, пользоваться туалетом);
  • самостоятельно одеваться;
  • убирать за собой игрушки (хотя бы начать это делать);
  • самому кушать (держать ложку, вилку).

Дошкольный период

Большинство детей посещает садик. Это период с 3 до 7 лет. Когда он закончится, малыш пойдет в школу. Это значит, что он должен быть морально и физически готов к большей самостоятельности и ответственности. К 6 годам молочные зубы уже все выпадут, появятся коренные. Это еще одно напоминание нам о том, что ребенок взрослеет. Теперь он ребенку 6 летможет есть всю ту же пищу, что и взрослые.

На стадии дошкольного возраста дети очень активные. Сейчас игра – главное для них занятие. Этим можно воспользоваться, обучая ребенка всему посредством игровых техник. В этот период важно физическое развитие. Дети теряют свою былую пухлость, становятся похожи на маленьких взрослых уже к 4-5 годам.

Сейчас можно вводить более серьезную физкультуру, учить ребенка кататься на велосипеде, коньках, роликах… Дети любят движение, а оно идет им на пользу. На этой стадии необходимо комбинировать оба типа развития: физическое и психическое. Скоро начнется школа, а это во многом поможет повзрослеть каждому малышу.

Начальная школа

Первый класс еще очень похож на детский садик. Но, конечно, тут больше ответственности, самостоятельности, появляются задания и уроки. Уже нельзя просто так пойти играть, пока начальная школадругие занимаются. Хороший учитель начальных классов понимает, что перед ним еще маленькие дети. Их нужно научить правильно учиться.

У ребенка в 6-7 лет уже достаточно знаний о мире, морали, нормах поведения, чтобы оказаться один на один с обществом. Сейчас время для психического и умственного развития. Для этого необходимы:

  • активная учеба;
  • развивающая творческая деятельность;
  • волевое воспитание;
  • общение со сверстниками и учителями.

На этой стадии общение очень важно. Не только в школе, но и дома. У ребенка должно быть адекватное окружение, чтобы он мог нормально развиваться психологически. Родителям и учителям нужно соизмерять нагрузку в школе, дома, на дополнительных занятиях. Сейчас нужно учиться, но нельзя перегружать ребенка. Иначе будут частые болезни, организм просто не справится с повышением нагрузки.

Начальная школа — подходящее время для начала изучения иностранного языка

. Сейчас у ребенка достаточно хорошая память и ассоциативное мышление. Многие садики и дошкольные учреждения уже ввели иностранный язык, так что теперь можно продолжить его изучать на более серьезном уровне.

Старшая школа

С 12 до 17-18 лет проходит стадия конечного взросления. Считается, что уже к 17 годам молодой человек становится полностью дееспособным, разумным, готовым к самостоятельной жизни. На деле это старшеклассникине всегда так. Детям тяжело определиться, что делать дальше.

Сейчас у них активно проходит пубертатный период, который не всегда заканчивается к 17 годам. Молодые люди подвержены влиянию гормональных изменений. Сейчас у них часто меняется мнение: сегодня хочется быть врачом, а завтра актером, начать свой бизнес, организовать рок-группу. Очень важно проводить с этими взрослеющими детьми адаптационные лекции, рассказывать о возможностях, профессиях, образовании.

На этой стадии развития идет активный рост. С 13 до 15 лет молодой человек или девушка могут сильно прибавить в росте, похудеть или, наоборот, набрать вес. Все это – следствия гормональных изменений. Тело приобретает девушке 16 летвзрослые очертания, кости становятся крепче, изменяется половая система. С точки зрения биологии, многие из детей уже в 16-17 лет могут сами стать родителями. С точки зрения нашего общества, они к этому, конечно, не готовы.

В этот период развития ребенка очень важно поддерживать правильный баланс витаминов и полезных веществ в организме. Проще говоря, нужно хорошее, сбалансированное питание. Это бывает сложно из-за частых перекусов в школе. Обязательно в рацион должны входить:

  • мясо и птица (лучше всего нежирное мясо);
  • рыба (хотя бы один раз в неделю);
  • каши, орехи;
  • фрукты и овощи;
  • вода (не менее 1 литра в день для правильного обмена веществ).

Взрослый человек

Нельзя точно сказать, когда человека можно назвать взрослым. С физиологической точки зрения – уже в 16-18 лет, но психологическое взросление продолжается еще не один 20 летгод. Для ребенка нормально в 14-15 и даже 16 лет еще не знать, кем он хочет быть, чем заняться дальше, куда пойти. Но сегодня очень много возможностей для развития – было бы желание.

Одно из свойств «взрослости» – возможность и желание брать на себя ответственность. Другое — критическое отношение к своим поступкам. Оба этих качества развиваются гораздо раньше, но полностью раскрываются только к 20-23 годам. Считается, что в это время мозг полностью сформирован. Многие именно это время считают концом детства.

Источник