Все о песке в развитии ребенка
Многие родители слышали об удивительных результатах, которые дает песочная терапия для здоровья и развития детей. Но не многие знают, что собой представляет этот метод и как его применять. В этом материале мы расскажем о сути и принципах, о показаниях и противопоказаниях, а также научим мам и пап проводить сеансы пескотерапии самостоятельно.
О методе
Песочная терапия является методом воздействия на психику и поведение ребенка посредством визуализации его внутреннего мира. Метод представляет собой несложные произвольные манипуляции с очищенным и мелким песком, различными фигурками, небольшими предметами. В специальном лотке можно располагать фигурки, ракушки и любые мелочи как угодно, в любой последовательности, в любом месте подноса с песком. Можно строить из песка горки и замки с применением воды, а потом рушить построенную песочную реальность и начинать строить новую.
Создавая и разрушая иллюзорные и непрочные песочные миры, ребенок задействует свое глубинное внутреннее «Я». По мнению психологов и психотерапевтов, создавая произвольный фантастический пейзаж, который выглядит вполне трехмерным, ребенок выражает свои подсознательные страхи, обиды, гнев и раздражительность, а именно эти чувства обычно действуют разрушительно на психику и здоровье детей всех возрастных категорий. Негативные чувства и эмоции выходят наружу вместе с узорами и башенками из песка.
Метод входит в число самых популярных видов арт-терапии наряду с музыкотерапией, сказкотерапией и изотерапией. Конечно, он применяется не в каждом детсаду или в школе, как рисование или лепка, но от этого не становится менее эффективным и интересным.
Метод получил широкое распространение в детской психологии и психотерапии, с помощью этого метода можно:
- диагностировать нарушения состояния личности, стрессовые и травмирующие психику факторы, а также причины необычного или странного поведения ребенка или подростка;
- снимать напряжение, стресс, повышенную тревожность, эмоциональную нестабильность;
- помогать ребенку более гармонично развиваться;
- способствовать установлению контакта, если ребенок не идет на общение в силу особенностей характера или заболевания (при аутизме);
- помогать общему развитию, социализации детей-инвалидов.
Метод, который считается методом логической психотерапии, применяют и в психиатрии, поскольку он способствует более точной диагностике некоторых психических расстройств, а также процессу адаптации ребенка в ходе лечения.
История
Первые песочные зоны для медитации и расслабления упоминаются в литературе и истории Древнего Китая, но выводить круги на песке и расставлять на них камни могли только знатные люди, монахи и именитые воины. Широким массам такие развлечения были недоступны. Основателем метода пескотерапии считается Карл Юнг, именно он создал теоретическую базу, которая объясняет перенос внутреннего вовне. Это было в начале XX века и тогда только ленивые не увлекались психологией и психоанализом. Нет ничего удивительного в том, что эстафету быстро подхватили многочисленные последователи, ученики и поклонники Юнга.
В 1930 году в Лондоне Маргарет Ловенфельд придумывает метод, при котором небольшие игрушки и фигурки помещаются в определенное вещество – воду, песок, глину и т. д. Игра получает название «Мир» и становится невероятно популярна и у обывателей, и у психиатров, которые внимательно наблюдают за тем, как создают миры их пациенты и делают выводы.
В середине прошлого столетия эстафетную «палочку» у Маргарет Ловенфельд принимает Дора Кальфф. Она составила методику довольно внятного объяснения картин из песка, которые создают взрослые и дети. Именно она первой напрямую связала подсознание и глубинные слои сознания ребенка с тем, что он изображает из песка.
В советское время песочницы были в каждом дворе, и в них ежедневно играли сотни и тысячи ребят. Сегодня игры с песком также нравятся детям самого разного возраста.
Понаблюдайте, если будет возможность, за взрослыми, которые с удовольствием пересыпают песок в ладонях на пляже, которые, задумавшись, собирают песок горкой. Все это – проявления глубоко спрятанного «внутреннего ребенка» с его страхами и переживаниями, радостями и мечтами.
Показания и противопоказания
Заниматься песочной терапией можно в любом возрасте, как только ребенок начинает получать удовольствие от игры в песок. Понятно, что до года малыш не сможет моделировать свои миры в песочнице или лоточке с песком, но вот уже в 2-3 года он будет делать это с удовольствием. Поверьте, даже трудный подросток в свои 14-16 лет не откажется на досуге повозиться с мягким и приятным песком, в который так интересно погружать руки.
Первостепенно метод рекомендуется следующим категориям детей:
- детям, переживающим возрастные кризисы (3 года, 6-7 лет, 13-15 лет);
- детям, пережившим тяжелые утраты, психологические или физические травмы, насилие, агрессию, унижение, стихийные бедствия, смерть близких;
- детям с затрудненным выражением эмоций (замкнутым и скрытным, необщительным);
- ребятам с врожденными заболеваниями и приобретенными нарушениями зрения, с аутизмом, некоторыми формами шизофрении, детям с нарушениями слуха, речи;
- малышам, страдающим задержкой развития речи, психомоторного или психофизического развития, ЗПР – задержкой психического развития;
- детям с заболеваниями нервной системы;
- ребятам с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- слишком активным и впечатлительным детям, неврастеникам, страдающим истерией;
- всем ребятам, попавшим в сложные жизненные ситуации, в состояние стресса.
Есть состояния и заболевания, при которых с применением песочной терапии рекомендуется повременить до особых распоряжений лечащего доктора. К таким противопоказаниям относятся:
- синдром дефицита внимания;
- эпилепсия, сопровождающаяся частыми приступами с потерей сознания и судорогами;
- синдром навязчивых движений, при котором ребенок не может творить свободно, повторяющиеся непроизвольные движения будут мешать и злить малыша;
- аллергия на пыль и песок, бронхиальная астма в тяжелой форме;
- туберкулез;
- тяжелые психические расстройства, сопровождающиеся полной идиотией, глубокой дебильностью, неспособностью и нежеланием контактировать с окружающими людьми и предметами;
- детский возраст до 1,5-2 лет.
Эффективность и результаты
Действие песочной терапии комплексное.
Во-первых, ребенок трогает песок руками. Это приятно и полезно, ведь мелкие песчинки стимулируют нервные окончания ладоней, подушечек пальцев. Развивается моторика, головной мозг получает устойчивые сигналы нервных рецепторов в зонах, отвечающих за познание, воспоминания, анализ.
Во-вторых, песок – сыпучий материал, а потому ребенок творит из него практически подсознательно, рассыпая и собирая его именно так, как «берет рука». Этот факт считается важным для диагностики внутреннего состояния малыша или подростка.
Доказано, что систематические занятия песочной терапией позволяют ребенку поверить в себя, избавиться от негативных переживаний и воспоминаний, яснее осознать собственную личность, стать более спокойным и уравновешенным, более самостоятельным.
Наиболее ярко эффект от пескотерапии проявляется у детей, которым занятия совмещали с другими методами арт-терапии, например, включали во время занятия классическую музыку, рассказывали одновременно сказку или басню, читали стихи.
Наиболее успешным признано использование песочной терапии в логопедии, в комплексном развитии дошкольников, в занятиях, направленных на укрепление памяти, внимания, развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка, в диагностике психологических проблем дошкольного, школьного и подросткового возрастов, в реабилитации и обучении детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Оборудование для занятий
Психотерапевты в своей работе стараются использовать готовые наборы. Они состоят из ящика размером 50Х70Х8 см. Песочница обычно сделана из экологического пластика, внутренние бортики окрашены по периметру в голубой цвет, дно в синий. Песок выбирает желтый или белый, специально предварительно очищенный, мелкой фракции.
В наборе есть небольшая емкость для воды, ведь некоторые игры требуют смачивания песка. Также имеются наборы миниатюрных фигурок в виде людей (взрослых, младенцев, стариков), зданий и сооружений, автомобилей, кораблей, животных (как домашних, так и диких). В наборе всегда сочетаются миниатюры, которые вызывают у ребенка симпатию, и фигурки, которые ему неприятны, которых он боится.
Важно, чтобы в наборе присутствовали предметы, которые могут в детском понимании представлять «ценность», символизировать найденные клады и богатства, мечты и цели – маленькие шкатулки, сундучки, ракушки, стеклянные «драгоценные» камни. Набор профессионалов дополняется пластиковыми буквами и цифрами, флажками, религиозными символами, камешками и шишками, а также предметами техногенными – болтами и гайками.
Стоимость готового набора может быть довольно внушительной, все зависит от того, насколько укомплектованным он получится. Обычно фигурки и миниатюры продаются отдельно, по тематике. Но покупать дорогой профессиональный набор вовсе не обязательно. Ниже мы расскажем, как создать его своими руками.
Программы игр
Чтобы ребенок мог творить трехмерные миры, взрослые для начала объясняют, что голубой бортик сбоку – это небо, песок – земля, а синее покрытие дна песочницы – вода. Теперь у малыша есть все основные стихии и измерения для создания удивительных композиций, сказок, целых вселенных и планет.
В начале любого занятия ребенок должен сам выбрать себе миниатюрные фигурки, предметы, «клады» и т. д. Чем разнообразнее будет ваша коллекция, тем больше выбора будет у ребенка. Попросите его обосновать выбор, почему он предпочел не фигуры людей, а маленьких динозавров или котят, почему он взял больше цифр, зачем ему ракушки или пуговицы. Это будет первое задание. Психологи считают, что выбранные предметы символизируют психологическое состояние маленького человечка или подростка на текущий момент жизни.
Уточняйте, что и зачем он создает или рушит в своем песчаном мире – это поможет наладить контакт и откроет немало интересного о мировоззрении, переживаниях и стрессовых факторах. Бережное отношение к песку и фигуркам – третье задание, которое нужно привить ребенку с самого начала. Он не должен их разбрасывать, терять.
После окончания лечебного сеанса нужно будет вернуть фигурки на их места, расставить в первоначальном порядке.
Игры могут быть:
- фонематическими – сопровождающимися произнесением отдельных звуков для закрепления их произношения;
- развивающими и обучающими (чтение, счет);
- проекционными (ребенок ассоциирует с одной фигуркой себя и строит свой собственный мир);
- коррекционными (нужно создать мир, который будет наполнен страшными и пугающими существами, жуткими ситуациями, ребенок должен проиллюстрировать свои страхи);
- семейными (когда одновременно мир строят и чадо, и члены его семьи).
Для детей с нарушениями речи и задержкой речевого развития больше подходят игры фонематического направления – тигры («р-р-р»), петушок («ку-ка-ре-ку») и т. д. Ребенок должен строить мир с фигурками, в названии которых есть проблемные звуки и постоянно практиковать их.
Для детей-аутистов и ребят с трудностями в общении подойдут семейные игры и проекционные. Проекция на себя необходима и ребятам, которые стали жертвами насилия, пережили серьезную утрату, тяжелый стресс. На этапе лечения от проекционных заданий постепенно переходят к коррекционным, чтобы выявить глубинные страхи и проблемы.
Детям с задержкой психического развития пойдут на пользу обучающие и развивающие игры. Эта же категория заданий подходит для всех дошкольников и школьников начальных классов.
Занятия и упражнения бывают индивидуальными и групповыми. Для домашнего практикования песочной терапии родителям понадобится сделать ящик, который будет соответствовать заданным размерам по ширине, высоте (размеры указаны выше). Песок промойте в нескольких водах и хорошо просушите. Если нет желания или возможности покупать наборы фигурок, соберите все миниатюрные предметы, которые, на ваш взгляд, могут представлять интерес для строительства нового мира – пуговицы, заколки, гайки, пробки, металлические крышки, косточки от персиков и детских счет, большие бусины, шишки и семечки, маленькие игрушки (из шоколадных яиц, например).
Перед началом занятий маме нужно определиться, в каком направлении строить лечебные сеансы, для этого нужно провести диагностическую проекционную игру. Ребенок должен нарисовать пальчиками на песке любые знаки и фигуры, это поможет хотя бы приблизительно понимать суть его проблем. Как их расшифровать, расскажем ниже.
Если самостоятельно диагностировать психологические проблемы чада не удается, обратитесь к психологу. Немало полезных знаний даст маме книга Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Чудеса на песке».
Расшифровка знаков
Некоторые распространенные детские постройки из песка и знаки на песке помогут родителям лучше понимать, что чувствует чадо и в чем оно нуждается:
- замки или дома из песка, заборы и валы с толстыми стенами – недостаточно защищенности, неуверенность, боязнь и потребность в защите;
- хаотичный мир, беспорядок в символах и знаках – хаос и смятение внутри самого ребенка;
- отсутствие человеческих фигур при возможности их выбора – желание отгородиться от людей, обида на них, страх и боль;
- круги, нарисованные на песке – желание перемен, нехватка любви и заботы;
- спирали – нехватка общения, усталость, ночные кошмары;
- острые углы и рваные линии – внутренний конфликт, ревность, гнев.
Отзывы
По отзывам родителей, от песчаной терапии уже через пару недель становится заметна польза – у ребенка улучшается сон и аппетит, реже случаются вспышки гнева или истерики. Систематические занятия с песком хотя бы дважды в неделю способствуют повышению успеваемости в школе.
Методика простая и понятная всем, а поэтому отзывы о ней в основном только положительные.
Подробнее о песочной терапии и ее преимуществах вы узнаете в следующем видео.
Источник
Марина Файзова
Конспект занятия-эксперимента «Песок. Что мы знаем о песке?»
Задачи:
Учить детей различать и называть свойства песка: сухой, влажный, очень
мокрый, состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, желтый (светло или темно-коричневый, хорошо пропускает сквозь себя воду (вода уходит в
песок) ; показать, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие,
твердые, неровные, разного цвета.
Развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление.
Воспитывать аккуратность, умение соблюдать правила безопасного
поведения во время проведения опытов.
Оборудование: тарелочка с песком для каждого ребнка, лупа, стакан с
водой, салфетка.
Словарная работа: песчинки.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Воспитатель: Учный кот прислал из своей лаборатории материал для
исследования, а чтоб узнать, что это надо отгадать загадку.
Загадывает загадку о песке.
Из меня кулич испечь удобно,
Только есть его нельзя, дружок,
Я сыпучий, жлтый, несъедобный,
Догадался, кто я? Я – (песок)
Спрашивает, что прислал нам учный кот. Дети стоят в кругу.
Отгадывают загадку, проявляют интерес к теме занятия.
Воспитатель предлагает детям пройти в центр науки, сесть за столы для
исследования песка.
Воспитатель: Ребята, как узнать из чего состоит песок?
Дети: Нужно рассмотреть песок через лупу.
Проходят к столам, садятся за столы, рассматривают песок на тарелочке при
помощи лупы.
Опыт 1. Из чего состоит песок.
Предлагает рассмотреть песок на тарелочках при помощи лупы.
Из чего состоит песок?
Как выглядят песчинки?
Похожи ли песчинки одна на другую?
Чем похожи, и чем отличаются песчинки?
Подводит детей к выводу, что песок состоит из песчинок.
Задат вопрос: «Как вы думаете, как появились эти песчинки?»
Рассказывает о происхождении песка. Ветер, вода разрушают камни, в
результате чего и появляется песок. Когда мы рассматривали песок через
лупу, то видели много маленьких песчинок.
Эти маленькие песчинки похожи на частички мелких камешек.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к
другу. Песчинки бывают разного цвета и имеют разную форму — маленьких
камешек.
Предлагает провести второй опыт.
Опыт 2. Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его
маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется).
Попробуем поставить в стаканчик с песком трубочку от сока.
Что происходит?
Почему трубочка не падает?
Трубочка расталкивает песчинки и поэтому ее легко воткнуть.
Опыт 3. Предлагает взять формочку набрать в него сухого песка и построить
пасочку. Получилась ли пасочка? Почему? Что нужно сделать с песком чтоб
из него можно было строить?
Опыт 4. Полить песок водой и при помощи формочки построить пасочку.
Получилась ли постройка?
Предлагает сделать вывод.
Проводит обобщающую беседу. Что мы узнали о песке? (Он состоит из
песчинок, когда сухой сыпучий, когда влажный, то из него можно строить)
Делают выводы.
Вывод: Песок сыпучий. Сухой песок рыхлый. Из сухого песка нельзя
построить пасочку. С помощью воды песчинки слипаются и крепко держатся
друг за друга, мокрый песок плотный и из него легко сооружать постройки.
Рефлексия.
Предлагает рассмотреть картинки и рассказать, что мы узнали о песке.
Рассматривают картинки, называют свойства песка.
Источник