Все для занятий и физического развития ребенка

Физическое воспитание – это один из ключевых элементов в процессе формирования иммунитета и укреплении здоровья детей, от которых напрямую зависят темпы роста, а также умственного развития. Не существует единого возраста для начала занятий, всё сугубо индивидуально. Поскольку в раннем возрасте внимание малышей ещё не очень устойчиво, а движения не до конца сформированы, то принудить ребенка к выполнению каких либо действий практически невозможно. Как только грудничок начнет подражать действиям родителей, то уже можно начинать занятия гимнастикой. Лучше всего это делать в игровой форме, ведь именно игра является самой ранней формой физического воспитания малышей.

Первые 12 месяцев жизни малышей – это очень важный этап, формируются базовые движения: хватание, переворачивание, сидение, стояние. Выполнение комплекса специальных физических упражнений положительно отражается на уровне развития: темпы роста с набором веса значительно повышаются, особенно это касается малоподвижных детей.

Результаты исследований подтверждают, что физически активные дети, менее всего подвергаются риску заболеваний разной этиологии, а в случае болезни – намного легче переносят её, при этом быстро восстанавливаются.

Правильное физическое воспитание малышей

Обязанность физического воспитания детей в раннем возрасте возлагается на самых близких – родителей (или людей, которые их заменяют). Для этого им необходимо:

  • составить сбалансированный рацион питания;
  • организовывать правильный режим дня: пробуждение от ночного сна, умывание, утренний массаж или гимнастика, время питания, прогулки, дневной сон, игры со сверстниками – всё это должно быть правильно распределено по времени;
  • составлять график культурно-оздоровительных мероприятий (например, походы по музеям) и выполнять их;
  • способствовать саморазвитию малыша.

Выполнение всех перечисленных пунктов способно раскрыть и укрепить уже имеющиеся качества у ребенка.

Разделяют стандартные формы физического воспитания, способствующие росту и развитию:

  • Гигиенические оздоровительные мероприятия, включающие: купание, плавание, основы личной гигиены, закаливание. Выполняя комплекс процедур при соблюдении основных правил (сначала мытье рук, а лишь потом читка зубов), малыш становится более выносливым, гораздо меньше подвергаясь риску заболеваний.
  • Физическая активность: занятия спортом в форме игровых упражнений, утренней гимнастики, коллективных спортивных игр. Регулярные занятия способствуют развитию и укреплению мышечной ткани, улучшению обмена веществ, повышению уровня выносливости, а также повышению интеллектуальных способностей.
  • Взаимодействие с природой: регулярные прогулки на улице при любой погоде (легкий дождь, снег). Это способствует закаливанию организма с параллельным укреплением иммунитета.
  • Мелкая и крупная моторика, способствующая развитию концентрации и быстроты реакций. К таким занятиям относятся раскрашивание, вязание, лепка из пластилина или теста. Эффективному развитию реакции способствуют игры с мячом или специальные задания (например, четыре малыша танцую вокруг 3-х стульев, при остановке музыки дети должны присесть).

Благодаря комплексному подходу с учётом всех форм физического воспитания, обеспечивается полноценное поэтапное умственное и физическое развитие детского организма.

Физические упражнения, как залог здоровья

Физические упражнения рекомендуются, как здоровым детям, развивающимся по возрасту, так и детям в период реабилитации после серьезных заболеваний или малышам, отстающим в развитии от сверстников.

Правильная физическая нагрузка оказывает положительное влияние на состояние суставов и костей, содействует укреплению мышц, нормализации систем пищеварения, дыхания и улучшению состава крови. Например, для детей, больных рахитом, основой терапии является прием лекарств в комплексе с длительным пребыванием под прямыми солнечными лучами, и комплекс упражнений, способных укрепить мышцы живота, возвращая его к нормальной форме.

Учёные утверждают, что такие упражнения благоприятно отражаются на физической форме детей, а также значительно улучшают их психоэмоциональное состояние, способствуя повышению внимания, восприятия, памяти и речи.

Как приучить ребенка делать зарядку в игровой форме

Интерес к тому, что происходит вокруг него, является особенно активным в первые 3 года жизни малыша. Этот интерес родители должны использовать при занятиях с физическими упражнениями. Имитация голосов и движений животных (например, котёнок мяукает и потягивается), изображение различных предметов (круглый мяч, квадратный стол) могут стать основой игры, малышу будет интересней заниматься гимнастикой.

Поскольку в раннем возрасте дети лучше всего действуют подражательно, то в качестве примера будущих упражнений можно использовать не только движения родителей, а и специальные потешки или стишки с действиями, сопровождающиеся картинками.

Например, с простыми упражнениями:

Мишка косолапый
По лесу идет.
(топаем ножками, при этом слегка переваливаясь с одной ноги на другую)
Шишки собирает,
В корзиночку кладет.
(собираем в ведерко разбросанные вокруг малыша игрушки)
Вдруг упала шишка –
Прямо мишке в лоб!
(легонько! стукаем себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою — топ.
(топаем ножкой).

Или же с более сложными движениями:

Самолеты загудели,
(сгибаем ручки в локтях, вращаем ими перед грудью в одном направлении)
Самолеты полетели.
(расставляем руки в разные стороны и бежим по комнате (скорость зависит от размера помещения))
На полянку тихо сели,
(медленно опускаемся на пол)
Да и снова полетели.
(плавно подымаемся, расставляем руки в разные стороны и бежим по комнате)

Не обязательно использовать стихотворную форму, можно сочинить собственную сказку, где главные герои совершают разнообразные движения. Зная интерес своего малыша и его предпочтения, достаточно легко организовать такую игру, когда ребенок, получит достаточный уровень физической нагрузки и удовольствие от самого процесса.

Читайте также:  Методика занятий с ребенком с задержкой речевого развития

Где и как делать гимнастику с малышами в домашних условиях

Физическим воспитанием детей раннего и дошкольного возраста на достаточно высоком уровне занимаются в детских садах и других дошкольных учреждениях, но это не избавляет родителей от необходимости занятий дома. В домашних условиях лучшим местом для занятий гимнастикой является просторная комната, с минимальным накоплением лишних предметов. Всё, что может повредиться в процессе или нанести вред здоровью малыша, должно быть спрятано.

Продолжительность занятий должна зависеть от возраста. Не стоит принуждать малыша, если он уже утерял интерес или устал.

Общие нормы занятий гимнастикой для малышей имеют следующий вид:

  • 2 года – длительностью 3-4 минуты (2-3 упражнения с количеством повторов 4-5 раз);
  • 3 года – длительностью 5 минут (4 вида упражнений по 4-5 повторов);
  • 5-6 лет – 10-15 минут, 7-8 видов упражнений.

Разделяют три группы упражнений, направленных на развитие разных мышц, которые рекомендовано использовать во время совместных занятий гимнастикой с малышами:

1. Плечевого пояса:

  • поднятие рук в стороны разные стороны, вверх или вперед;
  • раскачивающиеся движения руками по направлению вперед-назад;
  • заведение рук за спину;
  • сгибание-разгибание рук;
  • хлопки руками на уровне груди.

2. Туловища: наклоны вперед и назад, после трех лет присоединяются наклоны в стороны;

3. Ног:

  • прыжки на одной или двух ногах;
  • приседания.

Упражнения можно комбинировать по своему собственному усмотрению, но не стоит забывать менять их каждые 10 дней для того, чтобы ребенок не терял интерес к происходящему.

В процессе занятий ребенка обязательно нужно хвалить, независимо от того, насколько хорошо у него всё получается. Не стоит сравнивать его успехи с достижениями других детей, ведь вместо стимула можно привить чувство неполноценности.

Веселая разминка для детей

Высокую двигательную активность и неусидчивость малышей можно использовать, стоит лишь направить их энергию в правильное русло. Сделать разминку веселой и интересной помогут стишки или музыка.

Стихи – это могут быть как детские стишки, так и произведения авторов, в которых четко чувствуется рифма. Например:

Головой покрутим резво,
Вправо-влево, вправо-влево.
(вращаем головой в разные стороны)
И попрыгаем на месте —
Ноги врозь и ноги вместе.
(прыгаем на одном месте)

Так как практически все детки любят танцевать, родителям необходимо просто включить любимую мелодию или же напеть её самостоятельно.

Источник

Тема физической активности в жизни ребенка очень актуальна в настоящее время. В данной статье мы ответим на самые популярные вопросы родителей, а именно расскажем о пользе занятий спортом для детей, нормах физической нагрузки, с какого возраста ее начинать и как правильно выбирать, как влияет отсутствие физической активности на здоровье ребенка. Также мы сделали подборку различных комплексов упражнений для детей от 1,5 лет и для детей от 3 лет, которые можно выполнять в домашних условиях или на улице.

Начать стоит с того, что физическая активность заложена в человека природой, это наша биологическая потребность, которая необходима для развития ребенка так же, как хорошее питание и сон. С самого рождения ребенка  развитие всех физиологических процессов в организме связано с движением. К ним относится: сенсорное восприятие, познание своего тела, обучение навыкам крупной и мелкой моторики, а также формирование иммунитета, положительной работы центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Благодаря физической активности ребенок активно познает окружающий мир, развивается интеллектуально и психологически. Говоря об интеллектуальном развитии, мы имеем в виду развитие логики и мышления, получение новой информации и опыта в процессе выполнения различных упражнений.

Читайте также:  Недоношенный шестимесячный ребенок развитие

В середине 20 века известный американский врач – физиотерапевт Гленн Доман даже ввел понятие двигательного интеллекта. Он занимался вопросом раннего гармоничного развития детей и доказал на практике тесную взаимосвязь психического и физического развития. Подробно об этом Гленн Доман рассказывает в своей книге «Гармоничное развитие ребенка».

Итак, когда же нужно начинать занятия спортом?

Первые физические упражнения врачи прописывают ребенку с 2 месяцев, это зарядка и массаж. Она в основном состоит из поглаживающих движений ножек, ручек, спины, а также упражнений для укрепления мышц шеи, развития хватательного рефлекса. Она помогает упорядочить движения ребенка, еще не овладевшего своим телом.

По мере взросления и освоения новых навыков, активность ребенка возрастает. К 1 году многие дети уже начинают хорошо ходить, становятся энергичными и любознательными. Поэтому занятия развивающей гимнастикой с 1 года в спортивном зале являются отличной возможностью для физической активности малышей. Более того, они очень полезны для их здоровья и гармоничного развития. У нас в Центре занятия начинаются именно с 1 года.

Но многие родители спрашивают, зачем в таком возрасте заниматься в спортивном зале, если все то же самое можно выполнять на детской площадке. На самом деле разница колоссальная. Во-первых, на занятиях тренер подбирает детям большое количество разнообразных физических упражнений. Они выполняются под присмотром тренера. Также дети занимаются с родителями. Во-вторых, на гимнастике огромное пространство для движения, различные модули и снаряды – это полностью безопасные условия для развития двигательных навыков ребенка, даже, если он еще плохо ходит.

Если у вас нет возможности посещать гимнастический зал, то заниматься можно самостоятельно, например, на домашнем спортивном комплексе или на детской площадке, но под строгим присмотром родителей.

Предлагаем вашему вниманию различные комплексы упражнений для детей от 1,5 лет, которые можно выполнять дома или на улице.

1)Домашний комплекс упражнений для детей от 1,5 лет;

2) Комплекс упражнений во время летних каникул (от 1,5 лет);

3) Комплекс упражнений «учимся прыгать на двух ногах (от 1,5 лет)»

В качестве дополнительной активности ребенку от 1 до 2 лет полезно много гулять, ходить, ползать, лазить по ступенькам, играть в активные игры, например, копать лопаткой снег.

Важно отметить, что самый благоприятный период для накопления различных навыков – с первого года жизни и до 6 лет. Этому есть научное объяснение: в мозгу новорожденного ребенка гораздо больше нейронов, чем у взрослого человека. Если нейроны стимулировать, то они будут создавать и укреплять новые нейронные связи, в ином случае — отмирать. В возрасте до 5 – 6 лет происходит активное формирование новых нейронных связей, а лучшая их поддержка – это занятия спортом. И чем раньше начать занятия, тем больше у ребенка будет возможностей для всестороннего развития.

Поэтому нейронетипичным детям врачи в качестве терапии назначают развивающую гимнастику. Она больше всего подходит для гармоничного физического развития человека. А период с рождения и до 6 лет является наиболее продуктивным для успешной реабилитации особенных детей.

По тем же причинам врачи советуют пожилым людям вести активный образ жизни. Физическая деятельность помогает предотвратить процесс отмирания нервных клеток, тонизирует нервную систему и улучшает умственную деятельность.

Если детей лишать биологической потребности в полноценном движении, то они перестанут развиваться не только физически, но и интеллектуально. Существует ряд случаев, когда маленькие дети, лишенные на длительное время движения, становились умственно недоразвитыми.

И, напротив, дети, которые занимаются спортом с раннего детства, физически совершенны, имеют крепкий иммунитет, правильное телосложение, хорошее мышление и психику.

Какой вид спорта лучше выбрать?

Гимнастика обязательно должна быть в жизни каждого человека. Объективно, это самый гармоничный вид физической деятельности из всех существующих, поскольку она одновременно развивает все способности человека: силу, выносливость, быстроту, координацию, гибкость, а также доступна для людей любого возраста и возможностей. Гимнастикой можно заниматься хоть в 1 год, хоть в 60 лет и старше.

Плавание в плане возраста и способностей тоже универсальный вид спорта. Но, в нем есть ряд минусов: это аллергия, частые простудные заболевания, а также сложность в подготовке к тренировке: переодевание, сушка, выход распаренным на улицу, особенно зимой.

Все остальные виды спорта все равно не настолько гармонично развивают человека, как гимнастика. Кроме того, набор в любые другие виды спорта самое раннее начинается с 4 лет. А при регулярных занятиях гимнастикой с 1-1,6 лет ребенок к 4 годам будет иметь уже отличную базу физических навыков. С гимнастической подготовкой ребенок будет успешен абсолютно в любом виде спорта.

Читайте также:  Пример заполнения индивидуальной карты развития ребенка в доу

Какой физической активностью можно заменить занятия в спортивных секциях?

Полностью заменить занятия в спортивных секциях не получится, поскольку там дети получают специализированные и углубленные навыки от профессиональных тренеров. Однако в качестве хорошей дополнительной физической нагрузки можно практиковать летом: катание на беговеле, самокате (начинать можно около 2 лет), роликах, велосипеде, играть в мяч, в бадминтон, прыгать на скакалке, плавать, бегать, много гулять, ходить по пересечённой местности, заниматься на спортивных комплексах, играть на детской площадке, кататься с горок.

Зимой можно кататься на лыжах, коньках, санках, горных лыжах, сноуборде, много гулять, играть на детских площадках. В идеале хорошо чередовать все эти виды активностей, в общей сложности не более 2 часов в день. Детям в возрасте 2 – 3 лет кататься на велосипеде, беговеле рекомендуется не более 1-1,5 часов в день, чтобы не перегружать позвоночник. Беговел, велосипед, самокат, ролики хорошо развивают у маленьких детей баланс и координацию движений.

Также мы составили различные комплексы упражнений, которые полезно выполнять детям от 3 лет в домашних условиях или летом.

1)Доступные гимнастические упражнения для дома (от 3 лет);

2)Комплекс упражнений во время летних каникул;

3)Гимнастика и лечение плоскостопия;

4)Формируем правильную осанку;

5)Учимся подтягиваться

Какая оптимальная физическая нагрузка для детей разных возрастов?

Если мы говорим о регулярности тренировок по гимнастике, то для детей от 1 до 3 лет заниматься нужно не менее 1-2 раз в неделю. Связано это с тем, что ребенок должен привыкать к занятиям, запоминать упражнения, вырабатывать дисциплину.

С 3 до 5 лет регулярность занятий должна составлять не менее 2-3 раз в неделю.

От 5 лет оптимальной будет регулярность занятий не менее 3 раз в неделю.

Совмещать различные виды спорта можно. Главное, чтобы у ребенка хотя бы один день был выходным.

В соответствии с рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения тренировки с высокой интенсивностью для детей от 5 лет должны длиться 60 мин, 3 раза в неделю.

В целом физическая активность должна быть в жизни ребенка каждый день в общей сложности не менее 60 мин. Больше – приветствуется.

При выборе интенсивности и регулярности спортивных занятий важно наблюдать за самочувствием ребенка и не перегружать его, то есть не форсировать нагрузку. Спорт на пределе возможностей приводит к травмам.

Но также стоит учитывать, что с улучшением физической формы, у человека становится лучше выносливость, нагрузку можно увеличивать.

Рекомендуется проводить занятия не более 50 мин с высокой интенсивностью. За это время дети успевают выполнить абсолютно всё: упражнения на выносливость, силу, координацию, гибкость. Этого времени им хватает для получения хорошей всесторонней нагрузки, но при этом она не выматывает, а приносит удовольствие. Это очень важно, особенно для маленьких детей, которым важно прививать любовь к спорту!

Если гимнастикой заниматься регулярно, т.е. минимум 2 раза в неделю, то через 2-3 месяца будет заметен результат вне зависимости от возраста: это укрепление мускулатуры; формирование правильной осанки; улучшение координации движений, баланса, работы вестибулярного аппарата, и как следствие, появление уверенности в себе; улучшение гибкости и выносливости.

Особенно важно уделять внимание физической активности школьников. По статистике, более половины школьников имеют ослабленное здоровье. Среди самых распространенных проблем учащихся – частые простуды, искривление позвоночника, близорукость, гастрит, лишний вес, неврозы. Эти болезни возникают из-за ослабленного иммунитета, большой умственной и психологической нагрузки, неправильного питания, пассивного образа жизни.

Занятия спортом, сбалансированное питание и распорядок дня помогут вашему ребенку укрепить здоровье, выработать устойчивость к нагрузкам, повысить успеваемость в школе. Особенно это важно для детей младших классов, поскольку у них происходит активное взросление организма, развитие нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Спорт оказывает в этом лучшую поддержку. Однако научные исследования установили, что у 50 % детей в возрасте 7-9 лет возникает дефицит физической активности. Чем старше класс, тем больше дети стремятся пропускать уроки физкультуры, а родители часто их в этом поддерживают, не осознавая значимости физической активности для здоровья ребенка.

Источник