Все для развития аутичного ребенка

Все для развития аутичного ребенка thumbnail

Здесь выкладываются материалы для занятия, развития и игр с детьми

В данном пособии представлена авторская программа музыкальной психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы друг другу рады!». В книгу включены описания этапов реализации программы, ее инновационная структура, план проведения и содержание групповых занятий. К книге прилагается CD-диск с аудиофайлами, который сделает проведение музыкальных психокоррекционных занятий удобным и легким для специалиста, работающего с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, воображения, восприятия, креативности.

В этой книге представлены методические разработки, которые могут быть полезны при работе с теми неговорящими детьми, у которых не удалось вызвать звучащую речь с помощью методов эмоционального растормаживания (Соботович Е. Ф., 1981), использования звукоподражаний (Румянцева О. А., Старосельская Н. Е., 1997) и на сеансах холдинг-терапии (Либлинг М. М., 2000) (суть данного метода состоит в том, что кто-то из родителей (обычно мать) крепко прижимает к себе ребенка, ласково с ним при этом разговаривая. Вначале ребенок сопротивляется, порой даже проявляет агрессию, но потом успокаивается и, чувствуя особую близость взрослого, внутренне «раскрывается»).

https://www.knigi-psychologia.com/osobye-deti/alternat..

Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра
Тип обложки: Мягкая Количество страниц: 288 Год издания: 2016 Автор: сборник В сборнике представлены статьи зарубежных и российских исследователей и практиков в области альтернативной и дополнительной коммуникации (ААС), которые помогут профессионалам начать или продолжать использовать ААС, опираясь на сравнительные исследования, теорию, описание случаев и представленную аргументацию важности данного подхода. Сборник адресован логопедам, психологам, специальным педагогам, специалистам по социальной работе, работающим с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра.

Елена Янушко
Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия
Книга «Игры с аутичным ребенком» – обобщение опыта работы с аутичными детьми, подкрепленное знанием неудовлетворительного состояния организации помощи таким детям в нашей стране. Главная цель автора – помочь конкретными советами и рекомендациями всем, кто работает с аутичными детьми. Другая, не менее важная цель, – помочь специалистам, которые впервые столкнулись со случаем раннего детского аутизма. Надеюсь, книга позволит вовлечь в работу с аутичными детьми новых специалистов, а примеры из практики пробудят у них интерес к этой проблеме. Пока не организована систематическая помощь аутичным детям, индивидуальная помощь на дому может стать компромиссом; а для кого-то из аутичных детей такой вариант обучения – единственно возможный.

Учебное пособие адресовано студентам педагогических институтов, обучающимся по специальности «Логопедия», логопедам, дефектологам, медицинским работникам, а также родителям, имеющим детей с речевой патологией.

Автор будет благодарен всем, кто пришлет свои отзывы, замечания и предложения по улучшению содержания книги, которые будут учтены при ее переиздании. Адрес e-mail: diakova@yandex.ra.

В пособии представлен подход авторского коллектива к решению проблемы отбора содержания и образования детей с выраженным недоразвитием интеллекта, основанный на современных достижениях в области коррекционной педагогики и специальной психологии, изучении отечественного и зарубежного опыта воспитания и обучения этой категории детей. Авторы предлагают примерный учебный план обучения детей и раскрывают примерное содержание по разным предметам, включенным в него. Кроме того, даются методические рекомендации. Пособие адресовано учителям и воспитателям коррекционных школ, студентам дефектологических факультетов вузов и ссузов, а также родителям, имеющим детей с проблемами интеллектуального развития.

В монографии представлены результаты комплексной диагностики и коррекции детей, подростков и молодых людей с умственной отсталостью. Особое внимание уделяется социализации и интеграции этих лиц в общество. В связи с этим подробно рассматриваются вопросы их социально-психологической адаптации, формирования коммуникативных навыков, семейных взаимоотношений, полоролевого поведения, а также вопрос психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых лиц в различных условиях обучения, воспитания, реабилитации и поддерживаемого проживания. Книга может быть полезна для педагогов, психологов, де-фектологов, психоневрологов, логопедов, аспирантов, студентов и родителей детей с нарушением интеллекта.

В пособии раскрывается одна из наиболее важных проблем в отклонениях развития – аутизм. Представлена информация об особенностях психического развития детей с ранним аутизмом, клинико-психологической классификации, сравнительная характеристика развития моторики, речи нормально развивающегося ребенка и ребенка с РДА, о методах коррекционно-педагогической помощи, диагностике при аутизме. Предложенные методы обследования помогут своевременно выявить у детей нарушения в развитии интеллектуальной, эмоциональной и других сфер и обратиться за консультацией к специалистам.
Автор предлагает игры, упражнения, фрагменты занятий, которые можно использовать на разных этапах коррекционной работы учителями-дефектологами, воспитателями, родителями.
Книга рассчитана на широкий круг специалистов, которые работают с аутичными детьми, также может быть использована студентами педвузов и средних специальных учебных учреждений, родителями, имеющими детей с диагнозом РДА.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка в доу

Тара Делани. Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми

Одну из основных проблем для родителей особых детей представляют трудности с освоением основных навыков, которые у обычных детей формируются естественным образом. Тара Делани, авторитетный американский специалист по работе с детьми с аутизмом, синдромом Аспергера и трудностями обработки сенсорной информации, разработала методику, которая, опираясь на психофизиологические возможности ребенка, способствует поэтапному освоению ребенком навыков: от базовых до наиболее сложных. Чтобы процесс занятий был психологически комфортным для каждого из участников, автор предлагает увлекательный игровой подход. Игры, сгруппированные по типам и уровням навыков, помогают развивать сенсорную систему, крупную и мелкую моторику, речевые и коммуникативные способности ребенка и тем самым создают условия для его адаптации в различных жизненных ситуациях, в том числе в общении с окружающими людьми и при обучении в школе.

Детский аутизм и вербально-поведенческий подход

Описанный в книге Мэри Барберы вербально-поведенческий подход на сегодняшний день зарекомендовал себя как наиболее оптимальный способ коррекции и развития детей с диагнозом «аутизм». Будучи сама матерью аутичного ребенка и одновременно сертифицированным специалистом по прикладному анализу поведения, Мэри Барбера смогла изложить весьма непростые концепции и методы этой науки языком, понятным каждому родителю, воспитывающему аутичного ребенка. Книга содержит множество конкретных рекомендаций и примеров. В этом смысле она может быть рекомендована как специалистам, так и самой широкой родительской аудитории — не только тем, кто воспитывает аутичного ребенка, но и тем, кто просто сталкивается с проблемами «трудных» детей.

Источник

Дети-аутисты, как и их нейротипичные сверстники, очень любят играть – это свойство можно и нужно использовать для развития физических, сенсорных, социальных и языковых навыков, а также познавательного мышления. Поэтому выбирать игрушки для аутичных детей необходимо с учетом их индивидуальных особенностей и предпочтений. Об основных правилах выбора и распространенных ошибках, которых нужно избегать при выборе игрушек, мы и поговорим в этой статье.

Особенности выбора игрушек для детей с аутизмом

Перед тем, как выбрать игрушку для ребенка с аутизмом, необходимо решить, будет ли она полезной для развития ребенка и не нанесет ли она ему вреда? Чтобы малыш получал удовольствие от своих игр и одновременно обучался новым навыкам, игрушки для аутистов должны соответствовать следующим требованиям:

  • прочность и безопасность. Иногда аутята с силой бросают игрушки на пол или в стену, наступают на них, пытаются порвать или согнуть просто потому, что пока еще не умеют играть по-другому. Важно, чтобы игровой предмет выдержал все эти испытания и не стал опасным для ребенка – например, не поранил его острыми краями;
  • удовлетворение особых сенсорных потребностей. Хотя аутизм проявляется очень разнообразно, дети с РАС имеют и общую черту – сенсорная информация, поступающая извне и от собственного тела, интерпретируется мозгом не так, как у нейротипичного ребенка. Поэтому маленький аутист ищет каких-то особых ощущений, и оптимальным вариантом будет сделать так, чтобы он получал их при помощи игрушек – это снизит тревожность, а также даст новые возможности для общения. С этой точки зрения могут пригодиться различные музыкальные игрушки, книжки, выполненные из шершавого картона или текстиля, жевательные трубки, разноцветные кубики с буквами, цифрами, животными, разнообразные рельефные фигурки, которые интересно рассматривать и ощупывать и т. д.;
  • соответствие интересам ребенка. Зачастую аутенок больше всего интересуется какой-то конкретной темой – динозаврами, машинками, цифрами, поездами и т. д. Нужно использовать это стойкое увлечение для развития – например, учиться читать, подбирая картинки с изображениями машинок к картинкам с их названиями. Этот метод обучения называется «глобальным чтением» (чтение не по буквам, а целыми словами) и широко используется с 70-х годов прошлого века.
Читайте также:  Педагогическая диагностика развития ребенка дошкольного возраста

Кроме того, развивающие игрушки для детей аутистов должны «работать» на создание повода для общения с другими людьми. Так как большинство детей с РАС имеют сложности с общением, развитие коммуникативной способности существенно расширяет их возможности социальной адаптации. Поэтому идеальным выбором станут игрушки, играть с которыми можно вдвоем или в группе.

Все для развития аутичного ребенка

Как выбрать игрушку для аутичных детей разных возрастов

Специалисты не рекомендуют слишком «привязываться» к возрасту, выбирая игрушки для аутят. Ребенок с РАС в 6 лет может играть с погремушкой или мягким медведем с тем же удовольствием, с которым он играл с ними в 3 года – просто потому, что ему нравится звук именно этой погремушки или приятно прикасаться руками к меху именно этого медведя.

Поэтому, вне зависимости от возраста ребенка, нужно стараться подбирать для него игрушки, которые соответствовали бы его специфическим интересам. Например, если его интересуют различные механизмы – купите ему заводную игрушку, если он любит складывать «узоры» из предметов – подарите мозаику, мозаичную головоломку, набор для аппликаций и т. д.

Среди «беспроигрышных» подарков для разных возрастов родители аутичных детей называют следующие:

  • детям 3–4 лет и старше – игрушки в виде героев любимых мультфильмов. Знакомые малышу персонажи будут восприняты им спокойно и с радостью – ведь он уже знает «кто они такие». Эти игрушки можно использовать в развивающих социально-ролевых играх (больные звери у Айболита, гости на дне рождения, покупатели в магазине и т. д.);
  • 4–8 лет – железная дорога, конструктор. Такие игрушки заинтересуют не только мальчика, но и девочку, а играть с ними можно как в одиночестве, так и в паре или группе, развивая навык совместного внимания.

Очень полезными покупками станут наборы для рисования с альбомом для малышей и настоящим мольбертом для старших детей.

Ребенку с РАС дошкольного или подросткового возраста можно купить планшет со специальными развивающими и обучающими программами. Планшет или телефон – очень «комфортная» игрушка для аутиста, поэтому нужно следить за тем, чтобы она не стала конкурентом живым игрокам. Старайтесь принимать максимальное участие в играх ребенка с планшетом.

В большинстве своем аутята неравнодушны к «сенсорным» материалам, вызывающим приятные осязательные или зрительные ощущения. Обычно у родителей легко получается заинтересовать ребенка любого возраста кинетическим песком, специальным мягким «тестом» для лепки, светящимися шарами, фонариками, которые умеют менять цвет, мыльными пузырями, лампами-проекторами и т. д.

Гиперчувствительных детей с обостренным слухом и/или зрением могут напугать слишком громкие и/или яркие игрушки – вплоть до истерик и судорожных припадков. А вот для гипочувствительных малышей такие подарки будут очень кстати – благодаря им дети получают недостающие сенсорные ощущения.

Интересно, что предложив ребенку выбрать для себя игрушку самостоятельно, можно открыть для себя совершенно неожиданные предпочтения малыша. По рассказам родителей, среди игрушек, выбранных самими детьми, были наборы контурных карт, туалетный ершик (обязательно зеленого цвета), десяток одинаковых крупных пуговиц, воланчик для бадминтона, пустая бутылка с пробкой и даже медицинская клизма – на ней ребенок нарисовал глазки и играл с ней целый год, попросив еще одну клизму меньшего размера ей «в подружки».

Все для развития аутичного ребенка

Как играют дети с аутизмом

Аутичным детям в процессе игры обычно свойственны некоторые отличия от нейротипичных детей, например:

  • стремление выстраивать игрушки в ряды по какому-либо признаку (цвет, размер, тип игрушки);
  • игра в одиночестве и отсутствие желания поиграть с другим человеком, вплоть до бурного протеста;
  • монотонность движений, цикличность действий.

Такие особенности игры связаны с недостатком ряда навыков:

  • имитации;
  • сюжетно-ролевой символической игры;
  • социальной коммуникации;
  • совместного внимания.

Для преодоления этой проблемы необходимо деликатно и ненавязчиво прививать малышу интерес к совместным играм, обучать его наблюдению за игровыми действиями и их повторению. Расширить навыки, которые ребенок применяет в собственных играх – значит расширить границы его мира и помочь ему заинтересоваться происходящим вокруг.

Все для развития аутичного ребенка

Как разнообразить игры с аутичными детьми

Чтобы сделать игровой процесс более привлекательным и полезным для малыша, можно использовать:

  • батут. Домашние мини-батуты – отличный способ не только доставить ребенку удовольствие, но и развить крупную моторику, снять тревожность, простимулировать сенсоры, научить управлять своим телом. Благодаря регулярным прыжкам на батуте у детей с РАС снижается частота эпизодов и интенсивность стереотипного поведения;
  • пазлы. Отличный вариант для развития терпения и концентрации. Для начала предложите малышу небольшой набор пазлов, а когда он освоится с ними – переходите к более сложным вариантам;
  • нравящиеся ребенку персонажи из мультфильмов. Маленькие аутисты часто сильно привязываются к героям любимых мультиков, поэтому заинтересовать их игрой с участием этих героев будет проще, чем игрой с «незнакомыми» игрушками. Главное – выбирать игрушечных мультяшных персонажей высокого качества, чтобы они долго не ломались (потеря любимого героя огорчает аутичного ребенка гораздо сильнее, чем нейротипичного);
  • головоломки, конструкторы, игрушечные железные дороги. Эти игрушки не только развивают фантазию, но и могут использоваться для игры вдвоем, что прекрасно улучшает способность взаимодействия малыша с другими людьми. Играйте с ребенком, не оставляйте его в одиночестве – от этого он только глубже погрузится в себя;
  • «Сделай сам». Несмотря на распространенность проблемы аутизма, в ассортименте магазинов до сих пор имеется довольно мало сенсорных развивающих игрушек – но это не беда, ведь их можно сделать самостоятельно. Отличной многофункциональной сенсорной игрушкой станет настенный коврик или стенд с большим количеством элементов с самыми разнообразными свойствами (шуршание, яркие цвета, пушистость/колючесть, звон, мелодия, круглые и угловатые формы, замочки с ключиками, липучки, карманы, шнуровка, различные застежки и т. д.). Такие игрушки становятся буквально незаменимыми для развития у малыша крупной и мелкой моторики, визуального восприятия, слуха, тактильных ощущений, а также мышления и коммуникативных навыков.
Читайте также:  Основные виды движения при развитии ребенка

Кроме того, чтобы обратить заинтересованное внимание малыша на игру, очень полезно включать в нее надувные горки и детские домики, вибрирующие массажные подушки, анимированные видео и интерактивные развивающие программы.

Помните, что отсутствие игровых навыков – это не приговор, а просто одна из обычных особенностей аутизма, с которой можно успешно бороться. Практически во всех терапевтических методиках предусмотрены те или иные способы развития игровых навыков. Особенно эффективен в этом плане прикладной поведенческий анализ, обучиться которому могут родители и специалисты, посетив очные курсы АВА-терапии.

Все для развития аутичного ребенка

Распространенные ошибки при выборе игрушек для аутичных детей

Довольно часто родители, выбирая новую игрушку для ребенка-аутиста, руководствуются принципом подобия – то есть покупают игрушку, похожую на уже имеющиеся по цвету, форме, типу (мягкая, музыкальная и т. д.). Такой подход обусловлен тем, что аутичные дети обычно испытывают трудности с восприятием всего нового, в том числе и настороженно воспринимая новые игрушки. Однако такое постоянство можно назвать главной ошибкой при выборе, поскольку в итоге ребенок вообще может отказаться от восприятия всего нового, что негативно скажется на его развитии. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют придерживаться принципа максимального разнообразия, а не подобия.

ВАЖНО! Не пытайтесь заинтересовать ребенка популярной игрушкой «спиннером». Существует распространенное заблуждение, что спиннер придуман специально для аутичных людей, так как может развивать и успокаивать их. Однако на самом деле эта игрушка способна погружать аутистов глубоко в себя, как бы «гипнотизируя» их – а этого необходимо избегать всеми силами, чтобы не ухудшить и без того проблемную социализацию ребенка.

Еще одной распространенной ошибкой является избыточное количество игрушек. Помните, что ребенок с РАС испытывает чувство тревоги, находясь в комнате, загроможденной множеством предметов – даже если они красивые и интересные. Старайтесь не «засыпать» малыша игрушками, покупайте их в разумных количествах.

Ни в коем случае нельзя навязчиво заставлять ребенка играть с тем или иным игровым предметом. Даже если вы прочитали, что аутичные дети любят мыльные пузыри – это совсем не означает, что ваш ребенок их тоже полюбит: пузыри, наоборот, могут напугать его или вызвать ассоциации с чем-то неприятным ему. Каждый маленький аутист всегда остается уникальной личностью с собственными предпочтениями и особенностями, поэтому не стоит пытаться подвести его под какой-то иллюзорный «аутистический стандарт».

Источник