Вредно ли ребенку 2 3 года

Вредно ли ребенку 2 3 года thumbnail

Содержание:

  • Надо ли строго воспитывать ребенка до 3 лет?
  • Каким вырастет ребенок, если ругать его каждый день?

Кто такие строгие родители? Те, кто без конца одергивают и ругают ребенка, даже кричат на него, — или те, кто «не ведется» на капризы и истерики и спокойно учит правильному поведению? В новой книге «До трех — самое время» Масару Ибука критикует японский метод воспитания и объясняет, как вырастают капризные и непослушные дети.

Надо ли строго воспитывать ребенка до 3 лет?

В магазине игрушек часто можно увидеть, как двух-трехлетние дети выпрашивают игрушки и капризничают. Обычно в конце концов мать сдается и неохотно покупает игрушку. Когда я вижу подобную картину, я каждый раз хочу сказать: «Нельзя уступать ребенку в таких случаях!».

На это мне могут возразить, что ребенок 2-3 лет все равно не поймет, что бы вы ему ни сказали, поэтому убеждать его имеет смысл только в том возрасте, когда он способен это осознать. Японские мамы считают, что до трех лет ребенка нужно баловать, а с четырех лет, когда начинается формирование личности, нужно строго его воспитывать.

Но если до трех лет не быть с ребенком строгим, то как бы сурово вы его ни воспитывали позже, никакого эффекта от этого не будет. В результате даже когда ребенок вырастет и станет студентом, а потом полноценным членом общества, он будет капризничать, как в детстве, если его желания не будут исполняться. И таких людей становится все больше.

Воспитание заключается в том, чтобы ребенок усвоил определенную модель поведения. Для лучшего результата прививать эту модель нужно именно в возрасте образов. Маленький ребенок не осознает до конца, что такое нравственность и человечность, поэтому матери важно демонстрировать правильную модель поведения, в том числе и через строгость.

Императрица Митико (императрица Японии с 1989 года, супруга действующего императора Акихито) очень интересовалась ранним воспитанием и воспитывала трех своих детей, включая наследного принца Нарухито, очень строго. По словам бывшего камергера Минору Хамао, они с императрицей договорились, что тот будет строгим, когда наследный принц совершает плохой поступок. Ребенок, видя непреклонность родителей и их принципиальную позицию, усвоит, что делать можно, а что нельзя. Я хочу, чтобы японские мамы брали пример с императрицы и иногда позволяли себе быть строгими со своими детьми в раннем детстве.

Но воспитывать строго — не значит ругать ребенка. Вот к чему это может привести.

Каким вырастет ребенок, если ругать его каждый день?

С рождения и до трех лет дети удивительно восприимчивы к стимулам, поступающим из окружающего мира. Есть множество подтверждений тому, что если ребенок каждый день получает один и тот же стимул, то эффект от такого воздействия закрепляется в его сознании и становится способностью.

Лучший пример — родной язык. Раньше считалось, что способность говорить на родном языке у детей наследственная. Но на самом деле они усваивают язык после рождения, потому что каждый день слышат, как взрослые вокруг говорят на нем.

Детей инуитов, живущих на самых северных территориях Северной Америки, с самого рождения каждый день окружает холод, и их организм на физическом уровне вырабатывает способность выдерживать сильный мороз.

Если в возрасте образов ребенок получает «плохие» стимулы, у него вырабатываются «плохие» способности. Например, раздражительная мама злится на ребенка и ругает его каждый раз, когда тот плачет. Это закрепляется в его сознании, и у него вырабатывается способность вообще не реагировать, когда его ругают. Если ребенок растет, постоянно слушая, как мать бранит отца, то он не сможет к нему хорошо относиться.

Многие матери во всем мире воспитывают детей таким образом, а потом, когда ребенок поступает в детский сад, они жалуются, что сколько бы ни ругали его, он их не слушает. И ребенок, который привык к тому, что его ругают, и ребенок без музыкального слуха, и ребенок, который презирает своего отца, — они не родились такими, это не наследственность, их так воспитала мать.

Допустишь ошибку на старте — не сможешь благополучно добраться до финиша. Даже если вы в итоге заметите проблему и решите откорректировать курс, с каждым днем это будет сделать все труднее и труднее.

Профессор Судзуки Синъити назвал это «законом способностей»: «Способности — это то, что ребенок вырабатывает в ответ на повторяющиеся стимулы окружающего мира, при этом он не различает, добро это или зло, красота или уродство».

Судзуки Синъити понял это еще сорок лет назад и прикладывал все силы для реализации на практике знаменитого во всем мире «метода Судзуки», чтобы через обучение игре на скрипке прививать детям хорошие способности. Профессор Судзуки формулирует свой совет таким парадоксальным образом: «Если каждый день злиться на ребенка и ругать его, из-за постоянного повторения такого стимула у него начнет вырабатываться способность спокойно сопротивляться негативному воздействию, и вскоре вы получите ребенка, который вообще вас не слушается. Хотите добиться такого результата — попробуйте на вашем двух-трехлетнем ребенке».

Источник

В наш век интернета и телевидения гаджеты начинают становиться частью досуга все более и более маленьких детей. Рассмотрим, насколько допустимо или вредно влияние мультфильмов для малышей от 0 до 3-х лет.

Действительно ли вредны мультфильмы детям до трёх лет

Когда известного учёного Елену Смирнову, доктора психологических наук, профессора, специалиста в области детской психологии и психологии развития, на сегодняшний день научного руководителя Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета,
спросили, какие мультфильмы подойдут для детей до трёх лет, она ответила просто: никакие. По мнению Елены Олеговны, мультфильмы детям до трёх лет категорически противопоказаны по следующим причинам:

Мультфильмы способны блокировать развитие мозга. До трёх лет ребёнок не способен проследить сюжет и воспринимает показанное на экране как череду мелькающих ярких образов. И когда эти картинки отделены от реальной жизни (даже если ребёнок узнает на экране мяч, он не может взять его в руки), происходит блокировка развития корковых отделов мозга, нейронные связи не создаются в количестве, необходимом для полноценного развития.

Мультфильмы способствуют отставанию в развитии речи ребёнка. Американский психолог Контон доказал, что ответную реакцию, а, следовательно, и возможность воспроизводить, вызывает исключительно живая речь: в процессе исследования как только младенец слышал слова, сказанные вживую, его тело плавно и активно настраивалось на говорящего, малыш откликался, пытался ответить. При воспроизведении записи различного формата и содержания этого отклика не происходило совсем. Таким образом, замещая живое общение электронным, мы помещаем ребёнка в своеобразный вакуум, где нет возможностей для развития речи.

Мультфильмы приводят к замедлению развития речи

Мультфильмы вызывают плохую усвояемость речи на слух и трудности с чтением. Данный пункт вытекает из предыдущего: отставание в речи приводит к недоразвитию внутренней речи, которая является механизмом запоминания и осознания входящей информации. Такие дети «теряют» из памяти даже предыдущую фразу, им сложно выстраивать предложения в логическую цепочку. Услышанное не приводит к созданию образа и четкого впечатления. Отсюда же проблемы с чтением: зная смысл слов и недлинных предложений, эти дети не в состоянии их связать и получить логическую картину.

Мультфильмы способны лишить ребёнка волшебства чтения, вызывая проблемы с восприятием

Ребёнок может перепутать реальность. До трёх лет дети изучают реальность предметно: кубики, конусы, мячи — это то, что малыш в состоянии познать через тактильные ощущения. До тех пор, пока ребёнок осваивает физический мир, его нельзя вводить в виртуальный. Елена Олеговна отмечает случаи, когда дети переносили виртуальную реальность в обычный мир: мальчик разводит пальцы на оконном стекле, на полной серьезности стараясь увеличить увиденное на улице. Или девочка, которая на ругающуюся маму говорит «Delete» (удалить).

Если раньше на оконном стекле рисовали, то сегодняшние дети его используют как сенсорный экран

Мультфильмы снижают фантазию и творческую активность. Если с младенчества показывать придуманные сюжеты, малыш вырастает неактивным. Такой ребёнок не тратит усилий для придумывания игр, ему неинтересно рисовать, лепить и т. д. Такого малыша ничего не увлекает.

Мультфильмы способны снизить интерес ребёнка к творчеству и вызвать скуку и апатию

Мульфильмы не смогут донести свою цель до малышей. Даже качественные, эстетические мультфильмы (те же Диснеевские) не выполнят свою обучающую роль и функцию привития художественного вкуса, если их начать показывать детям до трёх лет. Малыш в этом возрасте просто не отследит причинно-следственные связи, не поймёт сюжет. А когда возраст будет соответствующим, ребёнок просто не захочет смотреть то, что он уже видел.

Даже качественные мультфильмы не смогут привить ребёнку чувство прекрасного при слишком раннем показе

Мультфильмы способны привести к ранней половой самоидентификации ребёнка. Этот пункт — о современных мультфильмах. Сегодня есть тенденция полового разделения: мультфильмы отдельно для мальчишек и отдельно для девчонок. Для ребёнка до 3-х лет половая самоидентификация не должна являться первостепенной. Сначала он должен воспринять себя как человек и как часть мира, и только потом осознать половое разделение.

Гендерное разделение мультфильмов вызывает слишком раннюю половую самоидентификацию у малышей до трёх лет

Мультфильмы приводят к дефициту общения и снижения общения между сверстниками. Многие мамы оправдывают показ мультиков тем, что ребёнок «не будет в детском саду белой вороной и сможет на равных обсуждать мультфильмы». Но всё как раз наоборот: просмотр развлекательного контента приводит к снижению общения: дети перестают обсуждать, спорить, им легче нажать на кнопку и получить готовые впечатления.

Мультфильмы ухудшают общение малышей друг с другом

Мультфильмы приводят к гастриту и ожирению. Отдельная опасность заключается в показе мультфильмов во время еды. Мозг, «отвлечённый» мультиком, не даёт команду органам ЖКТ, а значит, не выделяется слюна и желудочный сок. В будущем это чревато для малыша гастритом и другими заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Помимо этого, из-за просмотра теряется контроль за количеством съеденного, что может привести к ожирению в более взрослом возрасте.

Привычка есть перед телевизором увеличивает риск ожирения во взрослом возрасте

В распространении синдрома дефицита внимания, гиперактивности и других отклонения у малышей Елена также подчеркивает влияние телевизора:

Елена Смирнова также обозначила невозможность изучения мультиков на предмет качества для малышей до трёх лет:

Более подробно о пагубном влиянии мультиков на детей 0–3 лет, с описанием физиологии и проведённых исследованиях и экспериментах, на которые ссылается Елена Олеговна, можно найти в электронной версии журнала «Дошкольное образование».

Иной точки зрения придерживается детский и семейный психолог Наталья Удовенко. Наталья утверждает, что мультфильмы становятся менее опасными, если около малыша будет находиться взрослый, объясняющий происходящее на экране. Аи вот если кроха сутками смотрит всё подряд без объяснения, это страшно.

По мнению Удовенко, показывать мультфильмы можно детям с двух лет, только от начала до конца, не допускается переключение с одного мультика на другой, «клацание».

Также Наталья Удовенко делает условное разделение на опасные и безопасные мультфильмы:

Придуманный обществом герой человек-паук непонятен для детей, поэтому опасен

Вера Абраменкова рассказала о проведённом несколько лет назад в России исследовании.

Изучалось влияние на малышей мультфильмов «Ну, погоди!» и «Белоснежка и семь гномов». Выяснили, что в обоих мультфильмах есть скрытая агрессия. Также в ходе исследования был отмечен интересный факт: дети часто сочувствовали волку больше, чем зайцу, поскольку, по мнению маленьких респондентов, заяц обижал волка.

Таким образом, даже качественный мультипликационный продукт представляет реальную угрозу для неокрепшей психики малышей.

Читайте также:  Ребенок 2 года не откликается на свое имя комаровский

Наталья Матушкина устанавливает минимальный возраст первых мультфильмов — 3 года и указывает на законодательные меры:

Закончить статью хочу словами Елены Смирновой:

Главное право ребёнка — это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Сажая дошкольника перед экраном и освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ним, взрослые забирают у него это право и нарушают основной закон развития психики ребенка.

Видео: Елена Смирнова о мультфильмах для детей

Вам понравилась статья? Помогите проекту!

Наша команда старается сделать ваше пребывание на сайте удобным и полезным. Мы будем благодарны, если вы поддержите наш проект, это поможет нам сделать его еще лучше!

Давайте же помнить, что мы для ребёнка — целый мир, и не менять его на гаджеты. Ведь дарить своё время, внимание — это и значит любить.

Источник

А развивающие программы на планшете? Давайте разберёмся.

Итак, про телевизор, гаджеты и экраны в целом. Существует очень много доводов против того, чтобы разрешать детям до 3 лет смотреть и пользоваться ими. Для начала картинка, на которой указано, почему этого делать не стоит. А я тем временем буду эти доводы приводить.

Гаджеты и зрение

Начнём со зрения. И дело не столько в том, что оно «портится», а в том, что вообще формируется неправильно.

Бинокулярное зрение (способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами) и острота зрения развиваются где-то до 4 лет. А тонкая моторика, управляющая глазной мускулатурой, полностью развивается годам к девяти.

Глаз учится искать и выделять объекты. Вот только ему это делать нужно в 3Д-пространстве, когда есть все три измерения и объекты трёхмерны, плюс они могут находится в движении. Ситуация, в которой глаз один раз сфокусировался на определённом расстоянии и больше не движется (как происходит во время телепросмотра), очевидно, развитию этих функций не способствует. 

Наблюдали ли вы когда-нибудь картину, когда ребёнку (и даже гораздо старше 3 лет) кидают мяч, а он стоит, не двигаясь и вообще не понимает, что происходит, пока мяч в него не попадёт? Одна из причин — увлечение детей экранами, которые плоские, так что зрительные функции не формируются должным образом и ребёнок получает неверное представление о реальности, потому что реальность на экране двухмерна.

А вот чтобы они развивались правильно, важно переключать внимание ребёнка с предметов, которые вблизи, на те, что далеко и наоборот. Так что вместо экранов — прогулки, где можно показать и на небо, и вооон на ту кошечку или машинку, и на жука под ногами и т. д. Ну а дома можно хотя бы в окно посмотреть, а потом на то, что рядом. Это упражнение, кстати, и окулисты советуют, для укрепления глазных мышц.

Кстати, слабость глазных мышц, неспособность расширить зрачки, сказывается затем и на освоении чтения: дети часто теряют строку или не могут понять смысл длинного слова, быстро устают от чтения.

Нарушение пищевых привычек 

Далее: нарушение пищевых привычек, которые могут привести в дальнейшем к ожирению. К сожалению, нередкая картина, когда родители, лишь бы накормить ребёнка, сажают его перед телевизором или планшетом.

К сожалению, срабатывает эффект собаки Павлова: ребенок, которого с детства пичкают манной кашей перед телевизором, очень быстро увязывает экран и привычку поглощать пищу вне зависимости от своего желания. И получаем ситуацию, когда ем, не потому, что голоден, а потому, что горит экран…. Исследований на эту тему уже много. Кстати, обращали внимание, что значительная часть рекламы, рассчитанной на детей, — это реклама пищевых продуктов?

Проблемы со здоровьем

При злоупотреблении экранами возникают такие проблемы:

  • с позвоночником (остеохондроз, сколиоз);
  • нарушение кровообращения в шейном отделе, головные боли;
  • повреждение связок запястья (даже термин специальный появился, этим заболеванием начинают страдать те, кто слишком много держит в руках смартфоны и планшеты);
  • нарушение мелкой моторики (у детей она просто не развивается несмотря на то, что он вроде как тычет пальчиком в экран).

Гаджеты и развитие мозга

Первая и решающая стадия развития мозга заканчивается в три года. Если на этом этапе диапазон возможных действий ребёнка был ограничен, то многие связи в мозгу просто не образуются и его объем остается на 25 — 30% меньшим.

До четырёх лет малыш должен успеть освоить способность стоять прямо, ходить и координировать движения рук. Если этого не произошло, то до 10-летнего возраста ещё можно развить моторику с помощью специальных упражнений, потом эта возможность исчезает.

Нарушения эмоционально-волевого развития

Замечали, как после просмотра телевизора или планшета ребёнок становится возбудимым? И это не просто так. Происходит визуальная и аудиальная перестимуляция, плюс в кровь выбрасываются гормоны стресса — и вот мы уже готовы бежать или сражаться. А вместо этого продолжаем спокойно сидеть в кресле.

Читайте также:  Как часто давать мясо ребенку в 2 года

Этот механизм мобилизации тела был разработан природой для исключительных случаев, а тут такой случай происходит раз в несколько секунд. Естественно, организм постепенно перенасыщается этими гормонами, происходит перевозбуждение. И, во-первых, этот стресс организму нужно как-то сбросить, а во-вторых, он становится причиной многих заболеваний.

Кроме того, экраны воздействуют на мозг на низких А-волнах, что делает человека менее критичным и более внушаемым. Когда говорят о зависимости от экранов — это не преувеличение. Во время просмотра мозг выделяет два вещества: эндорфин (природный опиум) и дофамин (который вызывает удовольствие, любовь и привязанность).

Если дофамин вырабатывается постоянно, это становится привычкой. Под их воздействием меняется структура мозга. В Германии и Южной Африке проводились исследования, в результате которых выяснили, что дети до 3 лет в результате постоянного просмотра телевизора становились зависимыми и подверженными любого рода программированию. Опыт многих мам это подтверждает.

Кроме того, происходит задержка эмоционального развития. Вместо лиц дети видят экран, он и становится основным проводником ребёнка в мир. Он диктует законы и предлагает модели поведения детям, у которых нет еще критического отношения к миру. Обучение дошкольников построено на имитации и прямом копировании того, что они видят перед собой. А поведение героев большинства мультфильмов и фильмов, несколько преувеличено, гротескно.

Дети опять же относятся к происходящему некритично, воспринимая многое за чистую монету, даже то, что в реальной жизни невозможно или опасно.

Первая история, привлекшая к этому факту внимание общественности, произошла еще в далеком 1969 году. Мальчик выдавил брату глаз, пытаясь повторить гэг из комедийного шоу. «Когда так делают в телевизоре, никому не бывает больно», — объяснял потом он. Сейчас подобными случаями никого уже не удивишь. 

Гаджеты и развитие речи

В наше время 25% пятилетних детей страдают грубыми нарушениями речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз. Телевизор — «точечный» источник звука, а в реальности звуки «объемны», так что дети не учатся концентрировать внимание на звуке.

Интересно, что просто звук включенного телевизора тормозит развитие речи ребёнка. Специалисты 2 года наблюдали за 49 малышами в возрасте 1–3 лет, родители которых общались с ними в среднем около 5,5 часов в день.

Во время эксперимента на заднем фоне при общении малышей с родителями были включены телевизионные передачи, которые предназначены для взрослых. Исследователи выяснили, что, несмотря на содержание диалогов и их продолжительность, такое «сопровождение» приводит к замедленному развитию речевых навыков у детей. Причём совершенно неважно, о чём и как долго идёт разговор между ребёнком и родителем. Так что лучше всего во время ваших игр и общения выключать телевизор.

Другой пример: во время другого исследования (ученый из Англии Селия Вард) были получены результаты: у 20% исследуемых детей в возрасте 9 месяцев наблюдалась задержка развития, если они смотрели телевизор или слушали приемники, пластинки, то есть любые электронные девайсы.

Если они продолжали до 3 лет смотреть телевизор, то они отставали в своем развитии на год по речи, наблюдались отклонения в моторном и сенсорном развитии. Если родители изымали электронную технику в пользу непосредственного общения с ребёнком, то тогда буквально за 4 месяца ребёнок возвращался к адекватным своему возрасту нормам.

Чтобы ребёнок приобрел человеческую речь ему нужно:

1. Слышать.

2. Обладать развитым речевым аппаратом.

3. Иметь желание и потребность говорить.

А третий пункт возможен только при живом общении с другим человеком. То есть с нами, взрослыми, в первую очередь.

Несколько слов про «обучающие» программы для планшетов и смартфонов

Производители очень красочно описывают, как развивается ваш малыш, когда играет в эти игры. Но мы же помним с вами, что в этом возрасте ребёнку нужен разнообразный сенсорный опыт — только тогда мозг получает необходимую пищу.

Чем больше внешних стимулов в детстве, тем активнее и формируется мозг. Вот почему так важно, чтобы ребёнок физически, а не виртуально исследовал мир: копался в земле в поисках червяков, вслушивался в незнакомые звуки, ломал предметы, чтобы понять, что внутри, разбирал и безуспешно собирал устройства, играл на музыкальных инструментах, бегал и плавал наперегонки, боялся, восхищался, удивлялся, озадачивался, находил выход из положения, принимал решения… Именно это нужно растущему мозгу сегодня, как и тысячу лет назад. Ему нужна пища — опыт. Поэтому создавайте правильную среду и условия для развития вашего малыша и тогда телевизор и гаджеты ещё долго не понадобятся. Их время тоже придёт, когда ребёнок будет к этому готов.

Так что просмотр мультфильмов и вообще доступ к экранным технологиям — однозначно после трёх и очень дозированно! Выбирайте мультфильмы с реалистичными сюжетами, добрыми героями, лучше без излишнего экшена. Многие советские мультфильмы, например, попадут под это описание. Но и хорошие современные мультфильмы тоже есть, просто прежде чем показывать, просмотрите их сами.

Анастасия Кузнецова — психолог, практикующий Монтессори-педагог АМИ, консультант по вопросам воспитания и развития детей, эксперт курса Развитие и воспитание ребёнка до 3 лет

Источник