Вред здоровья и развитие ребенку

Могут ли какие-то вещи, показанные или рассказанные ребёнку, причинить ему вред? В обществе, перенасыщенном самой разной информацией, мнение об этом постоянно меняется.

Кто-то готов бить тревогу из-за каждой мелочи, другие, наоборот, утверждают, что «ребёнка должны воспитывать родители, а общество на это никак не влияет».

Тем временем данный вопрос давно обозначен законодательством РФ.

Существует Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Попадает эта информация и под некоторые пункты Конституции РФ.

Оказываем юридическую помощь. Звоните ???? .

Каким образом информация причиняет вред ребенку?

Само существование такого закона подразумевает, что причинять вред информация может.

Справка. Возраст до 18 лет – тот период, когда формируются жизненные приоритеты и ценности, общая картина мира, понимание добра и зла и многие другие вещи, которые в дальнейшем сильно повлияют на поведение и поступки человека.

Некоторые негативные примеры и призывы могут дать о себе знать уже через короткий срок.

Другой вопрос, каким образом она может причинять вред. К примеру, информация, вызывающая страх и панику, оказывает мгновенное влияние на психику детей. Никакое связующее звено не требуется, а степень причинённого вреда зависит только от восприятия конкретным ребёнком и его возраста.

Если же брать информацию другого характера, например, призывы к суициду, то она проходит через фильтр воспитания, мировоззрения, влияния привычного окружения и других факторов. Поэтому результат такого воздействия может наступить через продолжительное время или не наступить совсем.

Однако психологи и педагоги сходятся во мнении, что ребёнку, человеку с ещё не сформировавшимися ценностями и миропониманием, такая информация очень легко может навредить.

Юридическая консультация. Гарантия результата. Звоните ???? .

Психический вред может нанести порой самая доступная и «безобидная», на взгляд взрослого, информация. Это могут быть:

  • сцены жестокости и насилия;
  • их красочные описания;
  • любая информация, вызывающая у большинства детей страх, паническое состояние, ужас.

Полный перечень разновидностей представлен в законодательном документе, в общем списке – в ст. 5, п.2 и п.3.

Какой контент несет угрозу?

К информации, которая может причинить вред здоровью детей, относятся:

  • призывы к суициду;
  • побуждение к причинению себе физического вреда;
  • призывы, склоняющие к употреблению наркотических веществ, алкоголя;
  • и т.п.

Она способна исказить в понимании ребёнка осознание ценности собственной жизни и здоровья; внедрить в его разум мысли о своей ненужности, бесцельности существования, всеобщей несправедливости и других вещах, способствующих появлению депрессивных состояний и психических расстройств.

СПРАВКА. Для влияния на ребёнка информации подобного характера необходима, как правило, систематическая её подача в течение какого-то времени. Под её влияние попадают не сразу и не все. Но факт явной угрозы подтверждается специалистами. Поэтому она входит в перечень запрещённой и ограниченной для лиц определённого возраста.

Также существует понятие информации, способной причинить вред духовному и нравственному развитию ребёнка. Сюда относятся, например:

  • оправдание насилия и противоправного поведения;
  • пропаганда жестокости, выставление её как нормы или способа самовыражения.

Такие вещи искажают нормы общепринятого мировоззрения, традиционных ценностей. В долгосрочной перспективе люди, которым в детстве внушали подобную информацию, с большой вероятностью могут стать нарушителями закона.

Влияние возраста на восприятие окружающего мира

Согласно классификации информационной продукции, обозначенной в ст. 6, п. 3 рассматриваемого ФЗ, несовершеннолетние «делятся» на 4 возрастных категории.

  1. До 6 лет. Регулируется ст. 7 данного Закона.
  2. «Достигших возраста 6 лет», в данном случае законодательство подразумевает возраст с 6 до 12 лет. Список допустимой информации указан в ст. 8.
  3. «Достигших 12 лет», то есть в возрасте с 12 до 16. Регулируется ст. 9.
  4. «Достигших 16 лет» – с 16 до 18. Список указан в ст. 10.

Данная классификация никак не влияет на запрещённую информацию, она относится к ограниченной разновидности. Ограничение налагается именно согласно возрасту детей.

В соответствии с этим любые организации, занимающиеся распространением/созданием информации какого-либо характера, должны:

  • указывать возрастные ограничения, в том случае, если сами они не принимают непосредственного участия в её показе или любом ином способе подачи;
  • не допускать донесения до детей той информации, которая не соответствует их возрасту согласно данному ФЗ, ст.6, п.7-10, а также той, которая запрещена совсем.

Первый случай относится преимущественно к организациям, информацию выпускающим: мультипликационные студии, издательства, СМИ и т.д. Второй – к обучающим и развлекательным центрам, образовательным учреждениям.

Решаем юридические вопросы любой сложности. Звоните ????.

Что запрещено для распространения?

Информация, которая считается потенциально опасной для здоровья или развития ребёнка, согласно законодательству, делится на две разновидности:

  1. распространение которой среди детей запрещено.
  2. Распространение которой среди детей ограничено. Ограничение налагается на определённые возрастные категории.

Оба вида регулируются ст. 5 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Подробно каждый из них описан в п. 2 и п. 3.

В списке полностью запрещённой – следующие разновидности информации:

  • оправдывающая любое противоправное поведение. Сюда может относиться какая-либо информация, где в положительном виде выставляются преступления.
  • Содержащая в себе нецензурную брань.
  • Показывающая, что жестокость и насилие допустимы, и оправдывающая такие поступки. Сюда же относится информация, в которой различными способами побуждают к осуществлению насильственных действий над животными или людьми.
  • Провоцирующая неуважение к людям из своей семьи, к родителям.
  • Отрицающая семейные ценности. Сюда также входит информация, в которой можно узреть пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений.
  • Побуждающая к действиям, результатом которых является причинение вреда своему здоровью; к суициду; к действиям, представляющим угрозу жизни и здоровью. Под «представляющими угрозу» подразумеваются действия потенциально опасные, несущие в себе большую долю риска.
  • Способная вызвать у ребёнка желание пробовать психотропные, одурманивающие вещества и наркотические, продукцию спиртосодержащую, табачные изделия. В этом же пункте ФЗ рассматривается побуждение к занятию бродяжничеством, проституцией, попрошайничеством, а также участию в азартных играх.
  • Информация порнографического характера.

СПРАВКА. Отдельным пунктом в ст. 5 Закона о защите детей от вредной информации (а именно п.2, пп. 8) идёт ещё один запрет. Он направлен на ограждение от распространения данных не тех, кто может их посмотреть/прочитать, а того, о ком эти данные.

В ст. 5, п.1, пп. 8 упоминается, что запрещено распространение информации о несовершеннолетнем, который пострадал в результате какого-либо противоправного действия (либо бездействия). Нельзя предавать огласке или выкладывать в свободный доступ любые данные, по которым можно было бы установить его личность. То же относится к информации о его родителях.

Что ограничено?

Список ограниченной информации распространяется на разные возрастные категории согласно п. 7-10 стать 5 Федерального закона.

В этот перечень входит информация:

  • в которой содержатся выражения и слова, являющиеся бранью, но к нецензурной брани не относящиеся;
  • представляемая как описание либо изображение половых отношений между женщиной и мужчиной;
  • вызывающая ужас, паническое состояние либо страх;
  • представляемая как описание либо изображение преступлений, жестокости и других действий антиобщественного характера.

СПРАВКА. Стоит учитывать, что ограничения налагаются не только на возраст. Также они подразумевают стиль подачи: не должно быть какой-либо пропаганды, призывов к аналогичным действиям, выставления негативных черт характера и/или поведения как достоинств и т.д.

Например, возможны сцены насилия (исключая сексуальное) в мультиках для детей до 6 лет, но при условии, что оно осуждается, либо при условии выражения сочувствия к жертве. Также это должно быть подано в контексте последующей победы добра над злом. Такие сюжеты часто встречаются в сказках и мультфильмах.

Читайте также:  Этап развития ребенка с 2 лет

Несмотря на обширный охват темы, данный закон имеет множество слабых звеньев. Нередко возникают споры даже среди экспертов о том, допустима ли какая-либо информация или её нужно запретить. Иногда вводятся ограничения на безобидные, с точки зрения родителей, материалы, а агрессивные мультфильмы могут легко попасть на ТВ.

Также то, что описано в ст. 5 данного Федерального закона, в отдельных случаях может входить в список исключений. Данный перечень указан там же, в ст. 1, п. 2.

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Пункт 2

Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения в сфере:

  1. оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию;
  2. распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими федеральными законами;
  3. оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;
  4. рекламы.

Источники «плохой» информации

Хотя Закон действует уже давно, уследить на 100 % за потоком потенциально вредной для детей информации на данный момент невозможно. Значительная её часть некоторое время находится в свободном доступе, пока её не запретят. Иногда это длится довольно долго.

Внимание! Самым крупным источником любой информации является интернет. Здесь сложнее всего уследить за тем, что попадётся ребёнку на очередном сайте. Даже несмотря на то, что где-то стоит ограничение 18+, для просмотра таких страниц нужно всего лишь нажать кнопку в качестве подтверждения того, что пользователь уже достиг этого возраста. При этом новые сайты, форумы, группы появляются ежедневно, закрывать их так быстро просто не успевают.

Но вредную для детей информацию можно встретить и в других местах, хотя там её распространяют с большей осторожностью. Это могут быть детские телеканалы, спектакли, книги, а иногда даже школьные мероприятия.

Поэтому, а также по причине возможных лазеек в законе, возлагать всю ответственность на других родителям не стоит. Самый главный контроль имеет смысл осуществлять им самим, причём контролировать как ребёнка, так и деятельность образовательных организаций, которые он посещает. Обращать внимание уполномоченных лиц на нарушения закона, больше времени уделять интересам ребёнка. Это лучший способ оградить его от вредной информации.

Видео по теме

Подробнее о законе «Защите детей от информации причиняющей вред».

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните ????

Автор статьи

Ведущий юрист сайта. Стаж – 26 лет. Закончил Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина. Все виды юридической поддержки для физ.лиц, ИП, организаций.

Источник

1. К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится:

1) информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей;

2) информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7 — 10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

2. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;

(в ред. Федерального закона от 18.12.2018 N 472-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

3.1) содержащая изображение или описание сексуального насилия;

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 93-ФЗ)

4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2013 N 135-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера;

8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

(п. 8 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 50-ФЗ)

3. К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия), преступления или иного антиобщественного действия;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Открыть полный текст документа

Источник

Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими: «любить»… «мечтать»…

Попробовать, конечно, можно. Пробуем? «Люби меня!» «Мечтай!» «Читай!» «Да читай же, паразит, кому сказано — читай!»

Марш к себе и читай!

Результат?

Никакого.

Даниэль Пеннак. Как роман

Современного подростка недосмотренным назвать сложно, разные, конечно, бывают ситуации, разные подростки и разные родители, но в целом, можно отметить вовлечённость родителей в жизнь чад и в образовательный процесс.

В настоящее время у родителей подростков есть желание и возможность активно участвовать в жизни детей, что, безусловно, не может не радовать. Но порой включённость в ребёнка принимает чрезмерные черты, а забота превращается в невроз.

Показательным в этом смысле становится отношение родителей к чтению юного человека. Всем известна трагедия «не читает», но если книжные феи всё же миловали и ребёнок тянется к книжке, то — level up — всё семейство рискует оказаться на следующем кругу читательского ада: что читать?

Классическая литература отметается как устаревшая, нудная и малопонятная. Ребёнку сложно разобраться в языке Гоголя, и это, действительно, так; реалии описываемые авторами XIX века ему незнакомы, суть конфликтов неясна, а значит, и движение сюжета, чаще всего тоже.

Советская классика отрицается как что-то отжившее или не особо художественное, а современная литература представляет собой тёмные лес, где непонятно ни как выбрать, ни чего ждать от этих новых писателей. Темы, поднимаемыми нынешними авторами, настолько актуальны, что сложно переносимо для родительского восприятия их обнаружение в подростковой литературе. Злободневное несётся с экранов телевизоров, с мониторов компьютеров, дисплеев гаджетов, из наушников и колонок, но почем-то именно к книге, видимо, по инерции как к источнику прекрасного и вечного, предъявляются особые требования, как будто именно книга привносит в мир ребёнка зло или добро.

Читайте также:  Возрастные особенности развития ребенка в период детства

Желание оградить своего отпрыска от тяжёлых переживаний, грустных раздумий и травмирующей информации характерно для большинства родителей. Из благих намерений взрослые пытаются поместить своих детей в стерильный информационный мир, где всё происходящее позитивно, любые истории заканчиваются хеппи-эндом и все герои благородны и бессмертны. Составляются и обсуждаются всевозможные списки художественных произведений, что читать и в каком возрасте.

Много лет в воздухе витает идея создания единого универсального списка школьного чтения. Особой вехой стало принятие в 2010 году Федерального закона N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Закон предписывает ранжировать всю информацию по степени травмоопасности и в зависимости от этой классификации определять, для какого возраста указанная травматичность переносима. Возрастная переносимость должна быть указана на обложке. Книга этими предупреждающими знаками получила клеймо, как табачная или алкогольная продукция.

С одной стороны информационный поток сейчас так силён и так перенасыщен информацией всякого рода, что желание отфильтровать, запретить, оградить естественно, но с другой — возможно, ли эту защищающую функцию переложить на законодательную и исполнительную власть, чей язык в силу своей природы так абстрактен, а формулировки так универсальны и обтекаемы?

Взять хотя бы основное понятие закона «информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей», которое в самом документе объясняется так: «информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом».

То есть вредная информация та, что запрещена, а запрещённая информация та, что вредна. В статье 5 закона указаны виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей:

«1. К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится:

1) информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей;

2) информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7 — 10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено» .1️⃣

Далее по тексту предпринимается попытка объяснить критерии классификации информации, но канцелярский язык не делает их яснее в практическом приложении.

Если обратиться к области психологии за объяснением понятие «информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей», специалисты укажут, что речь идёт о травмирующей информации, под которой понимается не некий набор определённых компонентов, а те последствия, которые оставляет после себя полученная информации.

Психическая травма — это травма от опыта, к получению которого человек не был готов. То есть травматичность той или иной информации, того или иного события для каждого отдельного ребёнка индивидуальна. А также травматичность будет зависеть от того, какое участие в проживании потенциально травмирующего события принимали значимые взрослые.

Безусловно травмирующими ситуациями с точки зрения психологов являются дорожно-транспортные происшествия, утрата близких, нападение, сексуальное и домашнее насилие, техногенные катастрофы, стихийные бедствия, терроризм, войны, локальные конфликты.

Для ребёнка травмирующим может стать развод родителей, эмиграция, травля со стороны сверстников и взрослых. Общее в том, что это ситуации, которые превышают по силе получаемого шока способность человека с ними справиться. Человек оказывается оглушен, ошеломлен, он замирает, стекленеет или наоборот приходит в нездоровое возбуждение, совладать с которым не в состоянии.

Типичные травмирующие ситуации — это ситуации, которые сопряжены с действиями, сильно нарушающими благополучие человека. В случае с художественными текстами героев может быть жаль, очень, до слез, от того, какие перипетии выпадают на их долю, может быть очень больно, но это не травма.

По-настоящему сюжеты книг редко кого могут травмировать, поскольку даже для ребёнок очевидно, что описываемое это что-то выдуманное или произошедшее некогда с кем-то где-то, где количество неизвестных переносит описываемое из области реального в область фантазии. Если же события художественной литературы травмируют, то возникает вопрос о способности к тестированию реальности и проблема здесь тогда не с жалостливыми сюжетами безжалостных авторов, а значительно серьёзнее.

Возрастные цензы, введённые сейчас согласно закону, — это «0+», «6+», «12+», «16+», «18+».

Получается, что до 18 лет мы оберегаем юное человеческое существо от информации, содержащей «нецензурную брань и другие ругательные слова, от информации, оправдывающая преступления, жестокость и другие противоправные действия и изображение последствия кровавого насилия, не исключающего сексуального насилия; от информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия)» 2️⃣, а по достижению сакрального возраста отправляем в армию и наделяем избирательным правом. Что будет с ребёнком, чей покой тщательно оберегался родителями, а поступающая информацию фильтровалась до дистиллята, когда он столкнётся с реальностью, которая имеет очень мало общего с теми воздушными замками, что помогли ему выстроить взрослые? Не будет ли это столкновения для него фатально травматичным?

Современный мир далёк от идиллических картинок, для того чтобы ребёнок мог в нём адаптироваться, нужно готовить его и к тяжёлой стороне жизни. Эта подготовка заключается не в умолчании определённых тем, а совместном с ним проживании и обсуждении. Текст в этом отношении может быть прекрасным поводом для того, чтобы поговорить с подростком о том тяжёлом, что не произошло с вами сейчас, но отчего ни он, ни вы не защищены. Кроме того, через такие, казалось бы, отвлечённые — «книжные» — разговоры у ребёнка формируется понимание того, что с вами он может обсуждать самые больные, самые щекотливые, самые неудобные темы и вас это не разрушит, не сломает и на вас можно положиться. Собственно, этим и ценно домашнее семейное чтение.

Если маленькому ребёнку принято читать, то в отношении подростка действует другой воспитательный подход: умеешь — читай сам.

Но в ценность традиции семейного чтения заключается не освоении механического складывания букв в слоги, слогов в слова, а слов в предложения, а в близости и в приобщении ребёнка к культурным, нравственным и духовным ценностям через знакомство с тексами и возможность обсуждения их со значимым взрослым. Юного человека в книжную культур нужно ввести буквально за руку, а не оставить его на тропинке в неизведанном лесу, как только он научился ходить.

Даниэль Пеннак, французский писатель, литературовед и педагог, в книге «Как роман», посвящённой детскому чтению, рассматривает типичный для современного ребёнка путь знакомства с книгой как путь от-вращения, отворачивания ребёнка от художественного текста, потому что чтение из времени единения с родным взрослым превращается в испытание и наказание.

«Утраченная близость… Вот так лежишь, и не можешь уснуть, и думаешь, вспоминаешь — ведь этот вечерний ритуал чтения, когда он [подросток — А.Ф.] был маленьким, был сродни молитве. Каждый вечер в один и тот же час после дневной кутерьмы наступало затишье, непременная встреча, вопреки любым обстоятельствам, миг сосредоточенного молчания перед первым словом рассказа, голос, наконец-то наш, настоящий, литургия эпизодов…

Да, вечернее чтение выполняло самое прекрасное предназначение молитвы — самое бескорыстное, наименее отвлеченное, чисто человеческое: оно освобождало от обид. Мы не каялись в грехах, не пытались обеспечить себе толику вечности, мы вместе причащались словом, получали отпущение и возвращались в единственный рай, который чего-то стоит: близость. Сами того не подозревая, мы открывали для себя едва ли не главное назначение сказки, и даже шире — назначение искусства: устанавливать перемирие в битве жизни. <…>

Так что же все-таки произошло? Куда девалась наша близость и откуда взялся он теперешний, уткнувшийся в книгу-стену, в то время как мы пытаемся его понять (то есть успокоить себя), обвиняя наш век и телевизор, который мы, быть может, забыли выключить?» 3️⃣

Подростковое чтение от взрослого отличается, тем, что оно должно проходить при поддержке взрослого, при возможности обсуждения и формирования отношения к затронутым вопросам.

Но это сложно. И требует постоянного участия. Не то, что составление магического универсального списка, который если не все, то многие проблемы воспитания возьмёт на себя. Или издание запретительного закона, благодаря которому всё опасное минует стороной.

Читайте также:  Ручной труд развитие ребенка

Перепоручить заботу о круге чтения и понимании прочитанного магическим спискам или универсальным законам невозможно. Чтение это не только отдых и возможность погрузиться в виртуальные миры, что актуально для взрослого, но работа души и ума, и компонент работы особенно весом в подростковом чтении. Художественный текст для молодого человека, не обладающего богатым жизненным опытом и широким набором стратегий совладания с трудными житейскими ситуациями, становится помощником в их решении и проживании, подобно личному психотерапевту. А терапия, как известно, это про сложное, про тяжёлое, болезненное и, часто, неуместное. Но в этой — книжной — терапии взрослый может и должен участвовать.

По тому, какие книги предпочитает ребенок, можно определить, какие вопросы актуальны для него, в чем он нуждается. Вполне возможно, что ему трудно сказать или невозможно самому нащупать свое больное, но интуитивно читающий ребенок находит именно ту книгу, которая может ему помочь. Аристотель лечил поэзией депрессию.

Важно не оставлять болезненное переживание не проговорённым. Научив ребёнка говорить о тяжёлых местах книг, вы научите его находить слова и для того, чтобы выразить собственную боль.

В западной культуре уже на протяжении века распространяется такое явление как библиотерапия. Основные механизмы психотерапевтического воздействия такого чтения заключаются в отождествлении себя с героем произведения, в сопереживании, эмоциональной разрядке, в изменении отношения и поведения, в помощи в преодолении физических страданий и пр. Чтение выступает также как тренинг чувств. Над входом в библиотеку фараона Рамзеса II (1300 год до н. э.), в древнее хранилище книг, была высечена надпись «Аптека для души».

Иллюзия, что человеческие беды, не коснуться подрастающего инфанта или что родителю удастся создать беззаботное будущее для своего дитя, свидетельство собственной родительской инфантильности и неспособности вынести негативные не только чьи-то, но и свои собственные переживания. Желание избежать жизненных тягот проецируется на ребёнка, ему предлагается заботливо подготовленный родителем мирок. Ребёнок как нарциссическое расширение взрослого достоин самого лучшего, и всё тленное и земное не должно его коснуться даже через страницы книг.

Запретительная позиция в отношении ребёнка со стороны взрослого, часто признак ощущения собственной родительской слабости и отсутствия уверенности того, что он обладает хоть каким-то родительским авторитетом, чтобы иметь возможность обсуждать недетские темы, хотя бы тему наркотиков.

Взросление — это во многом про формирование собственной позиции относительно сложных вопросов, тяжёлые книги, с неоднозначными ситуациями как нельзя лучше помогают в этом. Если в детстве не приучить детей, что над книгами надо думать, то во взрослом возрасте они будут читать — если будут — только массовую развлекательную литературу, у них останется не развитым опыт глубокого, вдумчивого чтения.

Нежелание взрослого касаться каких-либо тем, не означает, что они исчезнут из информационного пространства ребёнка. Скорее всего, понимая, что от взрослого не добиться необходимых сведений для формирования своего понимания, ребёнок доберёт информацию из других источников. Сейчас в них, в источниках, нет недостатка. Нет взрослых и детских тем, темы универсальны, есть разница в степени серьёзности, «взрослости» их подачи. Она определяется запросом читателя. Взрослый и юный читатель из одной той же книги вытащат разную информацию. Взрослого читателя и ребёнка удовлетворят разные степени раскрытия темы.

Ольга Дробот, переводчик с норвежского, в одном из интервью рассказывала анекдотическую историю из собственной практики, когда она переводила книжку для детей четырёх-пяти лет, а главного героя хотела назвать Корешок, потому что так он назывался по-норвежски. Но в издательстве ей запретили, мотивируя это тем, что дети знают, что кореш — это тюремный сленг. На вопрос о том, откуда это известно детям, Дробот получила ответ: «Из сериалов про ментов». Потому что смотреть сериал про ментов детям можно, а печатать слово «корешок» в детской книжке нельзя.

Другим возможным последствием от взращивании чада в информационно стерильных условиях может стать то, то выросший человек окажется неспособен на сострадание, не способен к эмпатии, не способен признать и в других, и в себе негативные качества и переживания. В целом, хорошо воспитанный человек может оказаться эмоционально неразвитым и в чём-то даже ущербным, потому что к какой-то части его души старались обращаться как можно реже.

Ребёнок не будет думать, что мир — это мрачное место только оттого, что он прочитал грустную, сложную или трагическую книгу. Такое восприятие реальности возможно только в том случае, если он сам находится в темной и мрачной среде, где происходит психическое или физическое насилие, а отношения с родителями являются созависимыми и разрушающими.

Ситуации того, что градус обсуждения детского чтения приобрёл такой накал, а внутрисемейной вопрос разросся до законодательных масштабов страны, может иметь различные интерпретации: о того, что это показатель невротизации общества, или, как закономерное явление, связанное с нарциссическим характером современного человека, ребёнок для которого является нарциссическим расширением и за которого всё должно быть решено тоталитарно, где отправной точкой для принятия решения будет являться собственное представления о том, что травматично, а что нет.

А ещё в этом можно усмотреть желание «автоматизировать» ситуацию детского чтения и воспитания, где отлаженный механизм будет исправно функционировать, выдавая по итогу годного юного человека, удобного для включения во взрослую общественную жизнь.

Вообще, в мировой культуре есть история про мальчика, которого родители ограждали от знания о человеческих страданиях. Было это в Индии в 5-6 веке до н.э. Потом мальчик вырос и, уже будучи взрослым, однажды увидел нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника — всё то, что сейчас классифицировалось бы в отношении детей как «причиняющее вред их здоровью и развитию». Всё увиденной так потрясло его, что он срочно просветился и стал Буддой. Но был он такой за всю известную историю человечества один. И был ли?

Анна Фатеева,
«Книжный шкаф детям»

………………….
Не забудьте ПОДПИСАТЬСЯ!

Источник