Врачи по развитию речи ребенка

Врачи по развитию речи ребенка thumbnail

Развитие речи – к какому специалисту обратиться?

Дата:20 Декабря 2014

 В быстро меняющемся современном мире каждый год появляются новые специалисты, которые помогают нам решать задачи, раньше казавшиеся трудноразрешимыми. Уже все знают, чем занимается логопед. Но не все знают, кто такой дефектолог. И еще меньше людей могут сказать, кто такой логопед-дефектолог. Попробуем разобраться в особенностях работы всех этих специалистов.

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся выявлением, устранением и профилактикой речевых нарушений у детей и взрослых.

 Распространённым считается мнение, что логопед занимается исключительно коррекцией звукопроизношения, т.е. «ставит» звуки. В действительности, в задачи логопеда входит всестороннее развитие речи: совершенствование слоговой структуры слова, формирование навыков звукового анализа и синтеза, расширение и обогащение словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, обучение грамоте, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения.

Так как речь относится к высшим психическим функциям человека, то работа логопеда также связана с развитием у детей психических процессов: внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, общей и мелкой моторики.

Кроме логопеда есть и другие специалисты, которые занимаются развитием и коррекцией разных сторон психики ребенка. К таким специалистам относят дефектологов.

Дефектолог — это педагог, специализирующийся на работе с детьми, имеющими различные недостатки в развитии.

Дефектологи работают с детьми, имеющими такие нарушения, как:

— задержка психического развития (ЗПР);

— задержка психомоторного развития (ЗПМР);

— задержка психоречевого развития (ЗПРР);

— задержка речевого развития (ЗРР);

— олигофрения (умственная отсталость);

— аутизм (РДА);

— синдром Дауна;

— перинатальная энцефалопатия (ПЭП);

— минимальная мозговая дисфункция (ММД);

— синдром дефицита внимания и гипервозбудимости (СДВГ);

— сложная структура дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно);

— общее недоразвитие речи (ОНР I-III р.ур., алалия моторная, алалия сенсорная — вторичное нарушение в структуре дефекта);

— нарушения в физической и психоэмоциональной сфере;

-трудности в усвоении знаний в предшкольный период;

— проблемы обучения в школе.

На занятиях дефектолог осуществляет работу по следующим направлениям:

 — всестороннее развитие и коррекция речи;

— развитие и коррекция внимания (зрительное, слуховое);

— развитие и коррекция восприятия (зрительное, слуховое, тактильное);

— развитие и коррекция памяти (зрительная, слуховая);

— развитие и коррекция мышления;

— развитие и коррекция моторики (моторной функции);

— развитие и коррекция зрения;

— развитие и коррекция слуха;

— развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;

— восполнение пробелов в познавательной сфере;

— развитие и формирование конструктивной деятельности.

 То есть, разница между логопедом и дефектологом в том, что дефектолог работает с более широким спектром нарушений в развитии, нежели логопед: логопед занимается развитием речи, а дефектолог — развитием интеллекта.

 Логопеды, как правило, работают с очевидной симптоматикой. Однако им бывает трудно сделать верное заключение и выстроить стратегию коррекции дефекта в сложном случае, например, когда в основе нарушения речи лежит первичное нарушение (например, когда ребенок не говорит, потому что первично у него нарушено мышление).

 Поэтому оптимальным является совмещение обеих профессий (логопеда и дефектолога) в одном специалисте.  Такой специалист называется логопед-дефектолог. Логопед-дефектолог может учитывать возможности параллельного развития речи ребенка при разработке общей коррекционной программы.

 Поскольку логопед-дефектолог — это достаточно редкая профессия, попробуем ответить на следующие вопросы. Что нужно знать родителям о таком специалисте, как логопед-дефектолог? С какими детьми работает логопед-дефектолог? Когда нужна консультация и занятия с логопедом-дефектологом?

 Речь относится к высшим психическим процессам и выполняет очень важные функции, помогая человеку взаимодействовать с другими людьми, организовывать свою деятельность, накапливать опыт, планировать и т.д. Именно поэтому так много внимания уделяется развитию речи ребенка.  Согласно современной точке зрения формирование речи и общее психическое развитие у каждого ребенка протекает сугубо индивидуально. Такой подход требует периодического обращения к специалисту, который поможет установить, соответствуют ли индивидуальные особенности норме или требуется коррекция.

 Таким специалистом является логопед-дефектолог, который может провести обследование не только речевого, но и общего развития ребенка.

Когда нужна консультация и занятия с логопедом-дефектологом?

  • При наличии особенностей речевого развития: ребенок говорит невнятно, искаженно произносит некоторые звуки, использует одно слово вместо целого предложения (например, «Кукла» вместо «Дай мне куклу»); ребенок не говорит до 3-х лет, используя жесты и отдельные звуки в общении с окружающими.
  • При наличии поведенческих особенностей: ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или,  наоборот, безучастен ко всему;  постоянно недоволен всем; у него может быть нарушен сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен или вообще отсутствует интерес к играм, затруднено общение со сверстниками.

 На первичной консультации логопед-дефектолог выясняет уровень развития ребенка и дает рекомендации родителям, как конкретно необходимо заниматься с ребенком, какие виды развивающих игр будут полезны для него. При наличии какого-либо нарушения логопед-дефектолог определяет, в чем заключается его причина, является ли оно первичным, или в его основе лежит другое нарушение. Логопед-дефектолог может порекомендовать обратиться к другим специалистам (невропатологу, патопсихологу). В случае необходимости логопед-дефектолог разрабатывает коррекционную программу индивидуальных занятий для ребенка.

Читайте также:  Глен доман гармоничное развитие ребенка fb2

 Индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом проводятся с учетом возраста и индивидуальных особенностей развития ребенка и носят комплексный характер. Работа ведется по следующим направлениям:

— развитие артикуляционной моторики;

— формирование навыков правильного звукопроизношения и коррекция звукопроизношения;

— развитие фонематического слуха;

— общее развитие речи;

— растормаживание речи (у не говорящих детей от 3 лет);

— развитие интеллекта.

 При проведении занятий используются различные формы и методы работы, что позволяет обеспечить всестороннее развитие ребенка. Для закрепления материала, пройденного на занятии, каждый ребенок получает тетрадь домашних заданий. Домашние задания выполняются детьми при обязательном участии родителей. Это необходимо для того, чтобы процесс коррекции речевого и общего развития был более эффективным.

← Перейти к списку статей

Источник

Марина Х.

3 февраля 2019  · 67,6 K

Ребенку скоро 4 года, очень плохо разговаривает, словарный запас ограничивается десятком предложений. Какой врач занимается данной проблемой?

Здравствуйте не поверите меня мама родила в 41 год я третий ребёнок до трёх лет не разговаривала вообще спросят во дворе сколько мне лет я мычу и на пальцах показываю 4 годика мама говорит мне не правильно тебе 3 годика.Меня не водили к специалистам и не лечили мозги током .Сома стала говорить .И живу с диагнозом до сихор астигматизм глаза и очки не ношу.Больше любви и ласки к детям и не орать если тебе плохо на работе а малыш раздражает сдерживать нервы что б стресса не было.

«Дети с потенциально высоким интеллектом часто начинают говорить позднее. Они…… Но, если ребёнок хочет… Читать дальше

Врач -педиатр.
Медцентр «Инпромед»

Диагностика задержки речевого развития требует комплексного подхода и консультации следующих специалистов:
• Педиатр — оценивает развитие ребенка с учетом возраста и индивидуальных особенностей организма.
• Детский невролог – с помощью ряда исследований (ЭЭГ, УЗДГ) сможет диагностировать нарушение кровообращения и нервной системы.
•… Читать далее

А нам помог не Пантогам, а гопантеновая кислота от Северной Звезды помогла, как раз при задержке развития речи… Читать дальше

Мы сталкивались с такой проблемой и помог нам не один врач, а сразу несколько. Начинали с невролога, он сделал назначения относительно медикаментозного лечения, потому что оно тоже необходимо в данной ситуации (нам назначали Пантогам), направил к психологу и логопеду, плюс занимались дома. В течении шести месяцев занимались по усиленной программе… Читать далее

Подскажите а по какой программе занимались ?

Восточные практики, хинди, Индия. Политика, юриспруденция, право. Книги…

Есть несколько причин задержки речи у ребенка:
1. Ребенок не понимает, как говорить (как поставить язык, губы, какие движения производить).
2. Ребенок не понимает, что говорить (звуки, слоги, слова произносит, но не понимает их значения. Это как повторять за иностранцем непонятные слова).
3. Ребенок унаследовал особенность от родителей. Например, моя… Читать далее

Мы эксперты в вопросах развития речи детей и вопросах коррекции нарушений речи. На…  · yamirclub.ru

Задержка речевого развития — это не диагноз и не болезнь.

Это состояние речи на данный момент времени. Именно поэтому для решения этой проблемы нужно обратиться к хорошему логопеду-дефектологу. Он проведет обследование, составит план занятий и начнет учить ребенка говорить. Именно учить говорить, а не лечить ребенка. А вот за лечением нужно… Читать далее

«По мнению Л. С. Выготского, советского психолога,…… если ребёнок не знает названия вещи, то он как бы не видит её. Таким образом, чем обширнее словарный запас у ребёнка, тем лучше он понимает окружающее. Решающая роль в психоречевом, а значит и в умственно развитии на данном этапе принадлежит семье. Ребёнок охотнее и прочнее усваивает те слова… Читать далее

«Но, если ребенок хочет выразить мысль и не может, — это плтхо. Тогда он раздражается, нервничает, впадает в гнев… Читать дальше

Буду откровенна, тоже перечитала много информации, были у логопедов, результатов практически никаких. Нашему сыну сейчас только исполнилось 5 лет. Но мы практически не разговаривали, только пальцами и звуками. Знакомые посоветовали попробовать занятия по методу Томатис. На тот момент я не знала что это такое. Порылась в интернете, нашла много… Читать далее

Семейный медицинский центр «Опора» проводит лечение взрослых и детей в г.Самара по…  · mc-opora.ru

Читайте также:  Подростковый период развития ребенка

Для решения этого вопроса рекомендуем обратиться к сертифицированному врачу — остеопату. На консультации остеопат осмотрит малыша, полностью проанализирует акушерский анамнез, анамнез течения заболевания, выявит причины появления задержки речевого развития, объяснит родителю, какая стратегия лечения нужна.
Остеопат изучает и диагностирует… Читать далее

????Индивидуальный подход в комплексном лечении нервной системы для активации и стимуляции…  · newneuro.ru

Разумеется при задержках речевого развития могут помочь различные специалисты — неврологи, логопеды, нейропсихологи, дефектологи и тд. Но надо понять одну простую вещь, задержки речевого развития это результат именно дисфункций в головном мозге. Поэтому главным и ведущим доктором должен быть невролог. И именно он будет назначать остальных… Читать далее

«Итак, к двум годам совершается чудо-ребёнок начинает говорить. Родители показывают двухгодовалому ребёнку картинку, одновременно поясняя, что изображено на ней, и побуждает говорить и его. Продолжая развивать психомоторные навыки, они усаживают двух годовалого ребёнка на стульчик, дают ему карандаш и бумагу. Зажав карандаш в кулачке, ребёнок… Читать далее

Каковы симптомы дислексии?

Я — искатель приключений в мире слов и их значений.

Дислексия — это нарушение навыков чтения и письма, при котором ребёнок может неправильно понимать знаки/символы. Симптомы — изменение порядка букв при составлении или зачитывании слова/предложения, разворот букв при написании, плохая память, низкое внимание, трудности в изучении алфавта, отказ от чтения вслух.

Прочитать ещё 3 ответа

Если ребенок не выговаривает звуки в 5 лет, нужно ли обращаться к логопеду? Или до школы выправится само по себе?

Если к пяти годам у ребенка не «встали» все звуки, то необходимо немедленно обращаться к специалистам. Ни каким чудесным образом к школе нарушения сами не исправятся. Нарушенное звукопроизношение скорее не единственная проблема в речевом развитии Вашего ребенка, просто она на поверхности и очевидна.

В последние годы значительная часть детей 5-6 лет имея нормальный слух и интеллект начиная обучение в начальной школе испытывает трудности при освоении учебной программы. Особенно это становится заметно, когда ребенок начинает обучаться грамоте. Так что же мешает нормально осваивать азы чтения и письма?

На первый план выходят недостатки в процессе развития звуко-буквенного анализа и синтеза в дошкольном возрасте. Звуковой анализ слова это умение различать звуки, из которых оно состоит, и соотносить их с нужными буквами. Поэтому ребенок должен не только правильно произносить все звуки, но и уметь их различать на слух! Получается, обучение грамоте, вопреки всеобщему мнению, должно начинается не с обучения чтению, а именно с работы над звуками. И не в школе, а в дошкольном детстве.

Следовательно, если ваш ребенок неправильно произносит тот или иной звук, заменяет его в речи схожим звуком к 5 годам, это является серьезным сигналом о недостаточной готовности к освоению звуко-буквенного анализа. Ему будет трудно даваться обучение чтению и письму. Как этого избежать? Заниматься вовремя исправлением звукопроизношения, посетить логопеда для консультации. Главное не терять время!

Прочитать ещё 3 ответа

Почему уже повзрослевшие люди не пробуют избавиться от дефектов речи
(шепелявости, картавости)?
На сколько сложно этого добиться?

Не думаю, что оно намного сложнее, чем для ркбёнка..

Наверное, это как-то неловко — всё равно что под старость лет в школу идти. Стереотипы и всё такое. Ну и просто как-то привыкаешь к этому с годами. Мне вон, например, мать вообще сказала, что специально (!) к логопедам нас с сестрой не таскала, ибо «да круто же!»

Мне 22, и с кем ни заговорю, почти все сразу «оо, как ты прикольно картаавишь».

Короче, понимают — и ладно. Оно у меня уже как бы «неотъемлемая часть образа», чё тут менять-то уже(

Прочитать ещё 1 ответ

Ощущение, что не хватает воздуха. К какому врачу обратиться?

Электроснабжение и промышленная безопасность зданий и сооружений. Экспертиза и аудит в…  · obryv.ucoz.ru

К терапевту, конечно, можно, но, уверяю Вас — последовательность, которая в результате получится будет такая: кардиолог > невролог > психиатр (психотерапевт).

Если никаких выраженных болевых ощущений нет, то это что-то вегетативное в форме т.н. «сочетанной травмы» (например, недостаточность кислородного обмена + стресс на работе).

А для начала — просто возьмите тонометр и по нескольку раз в день померьте давление крови. Головокружение — верный признак непорядка с давлением, а там и недостаток воздуха с зеванием подтянутся..

Прочитать ещё 10 ответов

Источник

Многие родители знают, что нужно обращаться к неврологу или логопеду при задержке развития речи у ребенка (если к 2 годам ребенок не заговорил). Однако часто вмешательства этих специалистов недостаточно для успешной коррекции, необходимо точно установить причины ЗРР, поставить дифференциальный диагноз, как можно раньше составить полную картину развития ребенка.

Читайте также:  Центр развития ребенка сказка ковылкино

Аппаратные обследования при задержке речи

Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования (очень часто неврологи ими пренебрегают, поэтому родители могут провести их по собственной инициативе):

  1. Допплерография сосудов шеи и головы. Статистически доказано, что при моторной алалии часто встречаются проблемы с мозговым кровообращением (например, венозный застой). То есть мозгу недостаточно питания. Чтобы исключить этот фактор, необходимо провести исследование, и по результатам невролог при необходимости назначит терапию. Обычно если есть подобные проблемы, лечение включает мануальное воздействие – массаж, остеопатию, а также гирудотерапию, иногда мочегонные препараты (для снижения ВЧД) и т.д.
  2. ЭЭГ – электроэнцефалограмма. Данное исследование показывает уровень зрелости коры головного мозга посредством измерения его биоэлектрической активности. Как правило, оно не дает четкого понимания структурных нарушений, зато позволяет исключить эпилептиформную активность, пароксизмальную активность и выявить наиболее заметные патологии. Например, часто выявляется нарушение электрогенеза в области стволовых структур, что помогает в постановке так называемого топического диагноза.
  3. Вызванные потенциалы. Данное обследование может выполняться отдельно по различным сенсорным системам. Для «неговоряшек» я рекомендую делать АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы) и КВП или Р300 (когнитивные вызванные потенциалы). В различных клиниках их делают немного по-разному, но основная задача исследования везде решается отлично: необходимо исследовать качество обработки слухового импульса на подкорковом и корковом уровне. Это НЕ исследование слуха. Физиологический слух может быть нормальным, при этом ребенок может не понимать обращенную речь (речевая слуховая агнозия/сенсомоторная алалия). Даже при сохранном на первый взгляд понимании речи («всё понимает, но не говорит») часто выявляются нарушения в проведении слухового импульса, а также признаки структурных подкорковых дисфункций (часто – ствол мозга, мозжечок).
  4. МРТ. Многие родители боятся делать маленькому ребенку МРТ, т.к. якобы его делают под наркозом. Нужно различать наркоз и седацию, то есть медикаментозный сон. Это разные вещи. Седация не травматична для нервной системы. Часто можно обойтись и без данного обследования, но в некоторых случаях для уточнения диагноза оно может оказаться необходимым. Магнитно-резонансная томография очень информативна и точна.

Специалисты, которые помогут ребенку с задержкой развития речи

  1. Невролог. Важно выбрать хорошего врача, который имеет представление обо всех указанных выше методах диагностики и может аргументировать все свои назначения. Например, часто неврологи назначают такие препараты, как пантогам, энцефабол, янтарная кислота, глицин и отправляют «гулять» до 3 лет. Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» — просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения. Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача. Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально (через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребенку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию.
  2. Логопед-дефектолог. Специалист должен иметь опыт работы с маленькими детьми. К сожалению, многие не умеют или не знают, как работать с неговорящими детками до 4 лет. А в 4 года отсутствие речи уже дает необратимые изменения в интеллектуальном развитии. Важно начать коррекцию как можно раньше. В нашем центре логопед берет на занятия деток с самого раннего возраста, когда уже заметно, что есть проблемы с речью (пока самые маленькие наши клиенты — ребенок 1 г. 10 мес.).
  3. Нейропсихолог. Кроме речи необходимо обследовать поведение, коммуникацию, моторику (праксис), восприятие (гнозис), сенсорные системы. Например, часто неговорящие дети имеют неустойчивое внимание, полевое поведение, не воспринимают плоские изображения (например, картинки в книгах). Все эти характеристики говорят об определенных дисфункциях в структурах головного мозга. В нашем центре для составления общей картины развития используется комплексная консультация нейропсихолога и логопеда (то есть специалисты дополняют друг друга и пишут общее заключение).
  4. Детский психолог. При задержке речи довольно часто в качестве причин выступают психогенные факторы. Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется менять тип воспитания и стиль взаимодействия с ребенком. Например, в моей практике часто встречаются неговорящие 3-летки, которые не ходят на горшок, спят вместе с мамой и иногда сосут грудь. Для некоторых родителей сложно принять, что данные вещи в воспитании могут влиять на развитие речи, однако это действительно так.

После комплексного обследования коррекция ЗРР будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Источник