Возрастные закономерности развития ребенка в норме и с отклонениями

Возрастные закономерности психомоторного

 развития в норме и патологии.

   Много лет назад И.М. Сеченов опубликовал работу «Рефлексы головного мозга», в которой он привел убедительные доказательства рефлекторной природы психической деятельности мозга. Он подчеркивал, что ни одно впечатление, ни одна мысль не возникает сама по себе, а всегда в результате конкретной причины. Саамы разнообразные переживания, чувства, мысли в конечном итоге к тем или иным ответным действиям.

   В процессе наблюдения было установлено, что простые врожденные рефлексы с возрастом постепенно усложняются. Огромное влияние на этот процесс усложнения рефлексов оказывают обучение и воспитание. В результате человек овладевает сложными формами поведения.

   Процессы обучения и воспитания, имеющие огромное значение для становления личности ребенка, как в норме, так и патологии , неразрывно связаны  с процессом развития. Процесс развития носит неравномерный характер. Неравномерность созревания различных функциональных качеств обусловлено их неодинаковой значимостью на различных этапах индивидуального развития.

   Во внутриутробном периоде созревают главным образом  те функциональные качества мозга, которые обеспечивают жизненно важные функции: дыхание, кровообращение, питание, и т.д.

   Созревание функциональных качеств в после родовом периоде самая большая во всем эволюционном ряду.

   Новорожденный от рождения не способен ни к чему, кроме способности всему учиться.

   Обучение и воспитание, имеют определяющее значение для психического развития ребенка. Существует и обратная связь. Продвижение в развитии оказывает положительное влияние на обучение и воспитание.

   Есть два уровня развития: актуальный уровень развития и зона ближайшего развития. В процессе обучения ребенок может выполнить задание, опираясь на уже имеющиеся знания, опыт, навыки. Это актуальный уровень развития.  Если ребенок самостоятельно не справляется с каким – то заданием, он может выполнить его с помощью педагога, который использует для этого дополнительные объяснения, показ, наводящие вопросы. Это второй уровень возможности ребенка – зона ближайшего развития.

   Смысл обучения состоит в переходе зоны ближайшего развития в актуальное развитие.

   В развитии ребенка выделяют несколько возрастных кризов.

   Наиболее ответственным является 1-ый возрастной криз. Этот охватывает первые 2 – 3 года жизни ребенка. На первом году закладываются основные фазы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеет для грудного ребенка огромное значение. Происходит первичное обучение. Если ребенок не получает на этом этапе достаточного количества информации, заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков.

   К концу первого года или несколько позже, когда ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды.

   В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате обогащаются его зрительные, осязательные и др. ощущения и восприятия. Во время передвижения он овладевает и чувством трехмерности пространства. На этом этапе моторное развитие связано с речевыми; чем увереннее передвигается ребенок, тем он лучше  овладевает речью, хотя возможны и отклонения. Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует и формированию чувства «Я», т.е. выделению себя из окружающего мира.

   До 2 – 2,6 лет ребенок общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха.

   От 2 – 4 лет поведение ребенка мало заметно изменяется. Более выражено чувство «Я». У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя бы небольшой собственный опыт, отмечается тяга к самостоятельности. Одним из последствий является упрямство, не всегда понятное родителям. Упрямство ребенка часто бывает реакцией на неверное поведение взрослых (когда взрослые пытаются препятствовать проявлению допустимой самостоятельности).

   В возрасте  5 – 7 лет ребенок вступает в новый период. Это второй критический период.  В этом возрасте у ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. Но нет еще достаточной самокритики и достаточного самоконтроля. У ребенка еще не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые моменты.

   Психомоторная нестабильность —  это энурез, тики, заикание. Они могут сочетаться друг с другом. Это относится к заиканию и тикам. Подобное сочетание чаще встречается при холерическом темпераменте. При флегматическом темпераменте заикание будет дополняться энурезом.  Патогенным будет избыточная стимуляция их активности типа подстегиваний и понуканий, что приводит к неестественному для них перевозбуждению днем и компенсаторному торможению ночью. При холерическом темпераменте у детей с тиками более патогенным оказывается повсеместное ограничение активности: замечания, запреты, осуждения, предостережения.

   При заикании один из родителей стимулирует активность детей, а другой его подавляет, что создает резкий контраст в их отношениях с детьми. Сочетание противоположных типов темперамента родителей (холерик — флегматик) способствует возникновению у детей психомоторных расстройств.    

Источник

Иванова Ирина Анатольевна
Памятка для родителей «Норма и отклонения в развитии ребенка»

Памятка для родителей на тему:

«Норма и отклонения в развитии ребенка»

Мечта всех родителей иметь здоровых и счастливых детей. Для этого многие супружеские пары перед зачатием ребенка проходят тщательные обследования, ведут здоровый образ жизни, выполняют все предписания врача. Но… Человеческий организм не настолько предсказуем, как хотелось бы. Доктора не всегда всемогущи. И вот в семье появился ребенок – милый, прекрасный, нежный, ласковый.

Есть ли у него отклонения в развитии? Это определить не просто. Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.

ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка:

• наследственность;

• факторы внешней среды.

Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации.По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:

• пренатальные (внутриутробные);

• натальные (в период родов);

• постнатальные (после рождения).

Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы:

• эмоциональная депривация;

• педагогическая запущенность;

• социальная запущенность.

ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей:

Читайте также:  Как стресс влияет на развитие ребенка при беременности

• Физические.

• Психические.

• Педагогические.

• Социальные.

К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.

Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.

Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную группу.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Г. М. Дульнев и А. Р. Лурия выделяют 4 основные условия, необходимые для нормального развития ребенка:

1) «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;

2) «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов»;

3) «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром»;

4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, детском саду, общеобразовательной школе.

Нарушение данных условий может привести к возникновению дизонтогений различной степени выраженности.

Так что такое норма для ребенка? Это,прежде всего:

1. Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет.

2.Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален.

3. Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды.

Итак,вывод можно сделать следующий: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.

Ребенок развивается соответственно норме при:

• правильной работе головного мозга и его коры;

нормальном психическом развитии;

• сохранности органов чувств;

• последовательном обучении.

Может возникнуть вопрос о соответствии этих пунктов для детей с уже имеющимися отклонениями. Сразу определим такой момент, что ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция. Благодаря совместным усилиям родителей (в первую очередь, медиков и коррекционных педагогов многие патологии в развитии психики можно обойти благодаря компенсационным процессам, которые возможны у детей с отклонениями.

Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.

КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ В ЕГО РАЗВИТИИ?

В дошкольном возрасте:

1. В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.

2. Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.

3. Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.

4. Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами).

5. Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.

6. Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.

В младшем школьном возрасте:

1. Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.

2. Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.

3. Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.

4. Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.

5. На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.

6. Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.

В подростковом возрасте:

1. Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.

2. Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.

3. Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.

4. Полное отрицательное отношение к учебе.

5. Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.

Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА НАБЛЮДАЮТСЯ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ?

Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.

Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.

Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК, где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.

Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

Источник

1.3. Îáùèå çàêîíîìåðíîñòè íîðìàëüíîãî è àíîìàëüíîãî ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñòðóêòóðà äåôåêòà

Читайте также:  Дошкольное развитие ребенка с помощью сказок

Äëÿ ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè îñîáîå çíà÷åíèå èìååò âîïðîñ îá îáùèõ çàêîíîìåðíîñòÿõ àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ, ò. å. çàêîíîìåðíîñòÿõ, íå ÿâëÿþùèõñÿ ñïåöèôè÷åñêèìè äëÿ îòäåëüíûõ âàðèàíòîâ îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ, à ïðèñóùèõ âñåì èì. Çíàíèå òàêèõ çàêîíîìåðíîñòåé ïîìîãàåò íàì ðàçãðàíè÷èòü ëîãèêó íîðìàëüíîãî è îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ, à òàêæå îñóùåñòâëÿòü äèàãíîñòèêó è ïðîãíîç ïîñëåäíåãî. Áîëåå øèðîêîé êàòåãîðèåé, õàðàêòåðèçóþùåé âñå òèïû ðàçâèòèÿ – è íîðìàëüíîãî, è àíîìàëüíîãî, ÿâëÿþòñÿ îáùèå çàêîíîìåðíîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ïîñëåäíèå èçó÷àþòñÿ ïñèõîëîãèåé ðàçâèòèÿ. Ê íèì îòíîñÿòñÿ ñëåäóþùèå çàêîíîìåðíîñòè:

• íåðàâíîìåðíîñòü – íåîäèíàêîâîñòü, íåïîñòîÿíñòâî â ðàçâèòèè îòäåëüíûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, ïðîöåññîâ, ñâîéñòâ, åãî êîëåáàòåëüíûé õàðàêòåð. Âûäåëÿþòñÿ ñòàäèè ïîäúåìà, ñòàáèëèçàöèè è ñïàäà â ðàçâèòèè èíäèâèäà;

• ãåòåðîõðîííîñòü – ðàçíîâðåìåííîñòü, àñèíõðîííîñòü, íåñîâïàäåíèå âî âðåìåíè ôàç ðàçâèòèÿ îòäåëüíûõ îðãàíîâ è ôóíêöèé;

• íåóñòîé÷èâîñòü ðàçâèòèÿ – èçìåíåíèå äèíàìèêè ðàçâèòèÿ, ïðîÿâëÿþùååñÿ â êðèçèñàõ ðàçâèòèÿ;

• ñåíçèòèâíîñòü ðàçâèòèÿ – íàëè÷èå îòäåëüíûõ ïåðèîäîâ ïîâûøåííîé âîñïðèèì÷èâîñòè ðàçâèòèÿ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé ê âíåøíèì âîçäåéñòâèÿì (îáó÷åíèþ è âîñïèòàíèþ);

• êóìóëÿòèâíîñòü ðàçâèòèÿ – íàêîïëåíèå ðåçóëüòàòîâ ðàçâèòèÿ êàæäîé ïðåäøåñòâóþùåé ñòàäèè, ïðè êîòîðîì îíè âêëþ÷àþòñÿ â ïîñëåäóþùóþ ñòàäèþ, îïðåäåëåííûì îáðàçîì òðàíñôîðìèðóÿñü. Ïðèìåðîì ìîæåò ñëóæèòü ïðîöåññ ïåðåõîäà îò íàãëÿäíî-äåéñòâåííîãî ê íàãëÿäíî-îáðàçíîìó è ñëîâåñíî-ëîãè÷åñêîìó ìûøëåíèþ;

• äèâåðãåíòíîñòü-êîíâåðãåíòíîñòü õîäà ðàçâèòèÿ – äèôôåðåíöèàöèÿ è ïîâûøåíèå ðàçíîîáðàçèÿ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, ñ îäíîé ñòîðîíû, è èõ èíòåãðàöèÿ, ñâåðòûâàíèå – ñ äðóãîé.

Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî çàêîíîìåðíîñòÿì ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïîä÷èíÿþòñÿ ëþäè íå òîëüêî ñ íîðìàëüíûì ïñèõè÷åñêèì ðàçâèòèåì, íî è ñ îòêëîíÿþùèìñÿ îò íîðìû.

Ñîãëàñíî Ë.Ñ. Âûãîòñêîìó, ëþáîå îòêëîíåíèå â ðàçâèòèè èñêàæàåò îòíîøåíèÿ ðåáåíêà ñ îêðóæàþùèì åãî ìèðîì è â ïåðâóþ î÷åðåäü ñ äðóãèìè ëþäüìè[20]. Ýòî âàæíåéøàÿ îáùàÿ çàêîíîìåðíîñòü àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Îíà èìååò êîíêðåòíîå âûðàæåíèå â ïÿòè âûäåëåííûõ íà ñåãîäíÿøíèé äåíü çàêîíîìåðíîñòÿõ[21].

1. Ñíèæåíèå ïîçíàâàòåëüíîé àêòèâíîñòè (ìîòèâàöèè). Ðåáåíîê ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè ïðîÿâëÿåò ñëàáóþ àêòèâíîñòü è çàèíòåðåñîâàííîñòü â èññëåäîâàíèè îêðóæàþùåãî ìèðà. Äàííàÿ çàêîíîìåðíîñòü ìîæåò áûòü ñâÿçàíà ñ íàðóøåíèÿìè íåéðîäèíàìèêè, äåôèöèòîì ïîëó÷àåìîé èíôîðìàöèè, åå ôðàãìåíòàðíîñòüþ.

2. Íàðóøåíèå ïðèåìà, ïåðåðàáîòêè, ñîõðàíåíèÿ è âîñïðîèçâåäåíèÿ èíôîðìàöèè, ñíèæåíèå èõ ñêîðîñòè. Çàêîíîìåðíîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ â îãðàíè÷åííûõ ïî ñðàâíåíèþ ñ íîðìîé âîçìîæíîñòÿõ ïîçíàâàòåëüíûõ ôóíêöèé (â ïîâûøåíèè ïîðîãîâ îùóùåíèé; íàðóøåíèÿõ êîíñòàíòíîñòè âîñïðèÿòèÿ; ïðîñòðàíñòâåííîé îðèåíòèðîâêè; óâåëè÷åíèè âðåìåíè, çàòðà÷èâàåìîãî íà ïåðåðàáîòêó èíôîðìàöèè; ñíèæåíèè óìñòâåííîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè è íàðóøåíèÿõ âíèìàíèÿ, ñóæåíèè îáúåìà çàïîìèíàåìîé èíôîðìàöèè è äð.). Òàê, íàïðèìåð, ó ãëóõèõ äåòåé îòìå÷àåòñÿ çàìåäëåííîñòü âîñïðèÿòèÿ çðèòåëüíûõ ñèãíàëîâ (ñ âîçðàñòîì îíà óâåëè÷èâàåòñÿ è ïðèáëèæàåòñÿ ê íîðìå). Äåôèöèòàðíîñòü ðàçâèòèÿ îäíîãî àíàëèçàòîðà îòðèöàòåëüíî ñêàçûâàåòñÿ íà ðàçâèòèè äåÿòåëüíîñòè äðóãîãî. Êðîìå òîãî, ïðè äåôèöèòàðíîì ðàçâèòèè (íàðóøåíèÿõ ñëóõà, çðåíèÿ) âîïðåêè ðàñïðîñòðàíåííîìó ïðåäñòàâëåíèþ ïîðîãè îùóùåíèé ïîâûøàþòñÿ, à íå ñíèæàþòñÿ. Ó äåòåé-îëèãîôðåíîâ âûÿâëåíû íàðóøåíèÿ çðèòåëüíîãî âîñïðèÿòèÿ, ïðîÿâëÿþùèåñÿ â çàìåäëåííîñòè, ñóæåíèè åãî îáúåìà (îäíîâðåìåííîì âîñïðèÿòèè ìåíüøåãî ïî÷òè â äâà ðàçà ÷èñëà îáúåêòîâ), íåäèôôåðåíöèðîâàííîñòè (ãëîáàëüíîñòè, ñèíêðåòè÷íîñòè), ñíèæåíèè öâåòîâîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè (ïëîõîì ðàçëè÷åíèè îòòåíêîâ öâåòîâ), ïëîõîì óçíàâàíèè õîðîøî çíàêîìûõ îáúåêòîâ â íåîáû÷íîì ðàêóðñå (íàïðèìåð, â ïåðåâåðíóòîì èçîáðàæåíèè), íåäîñòàòêàõ ïðîñòðàíñòâåííîãî âîñïðèÿòèÿ è ïðîñòðàíñòâåííîé îðèåíòèðîâêè.

3. Íåäîñòàòî÷íîñòü ïðåäñòàâëåííîñòè çíàêîâ â ñòðóêòóðå ñîçíàíèÿ (íàðóøåíèÿ ñëîâåñíîãî îïîñðåäñòâîâàíèÿ). Ýòà çàêîíîìåðíîñòü îòðàæàåò íàðóøåíèÿ â ðàáîòå ñîçíàíèÿ, ðàçâèòèå êîòîðîãî ïðåäïîëàãàåò îâëàäåíèå çíàêîâî-ñèìâîëè÷åñêèìè ñðåäñòâàìè, ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ â íåäîðàçâèòèè îñìûñëåííîñòè âîñïðèÿòèÿ, ìûñëèòåëüíîé îïåðàöèè îáîáùåíèÿ, ïðîèçâîëüíîé è âîëåâîé ðåãóëÿöèè äåÿòåëüíîñòè, ñëîâåñíî-ëîãè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ è äð. Íàïðèìåð, ïðè çàäåðæêå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòè ìîãóò íàçâàòü ìåíüøå ñëîâ, îòíîñÿùèõñÿ ê ðîäîâîìó ïîíÿòèþ (öâåòû, æèâîòíûå), à ñ äðóãîé ñòîðîíû, íåàäåêâàòíî ðàñøèðÿþò ñëîâåñíûå êàòåãîðèè (ìåáåëü – ýòî è óáðàíñòâî êîìíàòû, è ýëåêòðîòåõíèêà, è ðàäèîàïïàðàòóðà), ÷àñòî çàìåíÿþò ðîäîâîå ïîíÿòèå îïèñàíèåì äåéñòâèÿ, êîòîðîå îíî âûïîëíÿåò (òî, íà ÷åì ñëóøàþò ìóçûêó, – ýòî ïðîèãðûâàòåëü). Ó äàííîé êàòåãîðèè äåòåé ýòà çàêîíîìåðíîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ è â íåäîðàçâèòèè ôóíêöèè çàìåùåíèÿ â èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè.

Ïðè óìñòâåííîé îòñòàëîñòè îñîáåííîñòÿìè îáëàäàåò ðàçâèòèå ñëîâåñíî-ëîãè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ (äåòè ïîíèìàþò ñîäåðæàíèå òåêñòîâ ïðèáëèçèòåëüíî, íå óëàâëèâàþò êîíòåêñòû è ïîäòåêñòû; ñ òðóäîì îñìûñëèâàþò ïîñëåäîâàòåëüíîñòè ñîáûòèé, ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûå, âðåìåííûå, óñëîâíûå è äðóãèå ñâÿçè; îòìå÷àåòñÿ ñòåðåîòèïèÿ ìûøëåíèÿ). Êðîìå òîãî, íàðóøåíèÿ çíàêîâî-ñèìâîëè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè íàõîäÿò âûðàæåíèå â ïîñòðîåíèè ãðàììàòè÷åñêè âåðíûõ âûñêàçûâàíèé áåç ïîíèìàíèÿ èõ ñìûñëà («ýôôåêò ìàãíèòîôîíà»), ÷àñòûõ àãðàììàòèçìàõ, òðóäíîñòÿõ ïåðåíîñà ñïîñîáîâ ðåøåíèÿ çàäà÷.

4. Ñíèæåííûé òåìï ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Çàêîíîìåðíîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ â çàìåäëåííîé ïî ñðàâíåíèþ ñ íîðìîé äèíàìèêîé ðàçâèòèÿ. Ïðåäñòàâëåíèÿ î òåìïå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ íàøëè îòðàæåíèå â òàêèõ ïîíÿòèÿõ, êàê «óìñòâåííûé âîçðàñò» è «ñîöèàëüíûé âîçðàñò» (À. Áèíå, Å.À. Äîëë è äð.). Ñîîòâåòñòâåííî, ñíèæåíèå òåìïà ðàçâèòèÿ ìîæíî ïðîèíòåðïðåòèðîâàòü êàê íåñîîòâåòñòâèå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ èíäèâèäà íîðìàòèâàì åãî âîçðàñòà. Òàêîå íåñîîòâåòñòâèå ìîæåò îáíàðóæèâàòüñÿ êàê ïî êîëè÷åñòâåííûì ïîêàçàòåëÿì (ñîîòâåòñòâèå óðîâíÿ ðàçâèòèÿ áîëåå ðàííåìó âîçðàñòó), òàê è ïî êà÷åñòâåííûì (íåñîîòâåòñòâèå âîçðàñòà íîðìå ïî ñòðóêòóðå è ñîäåðæàíèþ).  îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãè÷åñêîé òðàäèöèè â áîëüøåé ñòåïåíè ïðèíÿò ïîñëåäíèé ïîäõîä ê îöåíêå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Òàê, íàïðèìåð, ïðè çàäåðæêå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ íàáëþäàåòñÿ îòñòàâàíèå â ôîðìèðîâàíèè ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû, ñëîâåñíî-ëîãè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ, îïîñðåäîâàííîãî çàïîìèíàíèÿ, ðå÷è.

5. Áîëüøàÿ, ÷åì â íîðìå, çàâèñèìîñòü ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé äðóã îò äðóãà. Äàííàÿ çàêîíîìåðíîñòü ñâÿçàíà ñ òðóäíîñòÿìè ôîðìèðîâàíèÿ ñèñòåìíûõ ñâÿçåé è âçàèìîäåéñòâèÿ îòäåëüíûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé.  ðåçóëüòàòå âîçíèêàåò ïðîáëåìà îïîñðåäîâàíèÿ äåÿòåëüíîñòè îòäåëüíûõ ôóíêöèé äðóã äðóãîì. Ïñèõèêà ðàáîòàåò êàê íåðàñ÷ëåíåííàÿ öåëîñòíîñòü. Ïî ñóòè, äàííóþ çàêîíîìåðíîñòü ìîæíî ïîíÿòü êàê íàðóøåíèå äåéñòâèÿ çàêîíîìåðíîñòè îáùåãî ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ñâÿçàííîé ñ äèôôåðåíöèàöèåé è èíòåãðàöèåé ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé.

Ïðèìåðàìè äàííîé çàêîíîìåðíîñòè ìîãóò ñëóæèòü íåñôîðìèðîâàííîñòü âçàèìîäåéñòâèÿ ðàçëè÷íûõ âèäîâ âîñïðèÿòèÿ (íàïðèìåð, çðèòåëüíîãî è îñÿçàíèÿ, ÷òî ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ âîñïðèÿòèÿ ïðîñòðàíñòâà), íàðóøåíèÿ îïîñðåäîâàíèÿ ïàìÿòè ìûøëåíèåì (ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ ñìûñëîâîé è îïîñðåäîâàííîé ïàìÿòè), ïîâåäåíèÿ è ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ðå÷üþ (òðóäíîñòè ïðîèçâîëüíîé ðåãóëÿöèè) ïðè çàäåðæêå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è óìñòâåííîé îòñòàëîñòè.

Èçó÷åíèå ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû äåôåêòà ïîçâîëÿåò ñîñòàâèòü öåëîñòíóþ êàðòèíó òîãî èëè èíîãî òèïà îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ, ðàñêðûâàÿ åãî êëþ÷åâûå îñîáåííîñòè è ñïåöèôè÷åñêèå çàêîíîìåðíîñòè. Çíàíèå ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû äåôåêòà ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàíî äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ äèôôåðåíöèàëüíîé äèàãíîñòèêè îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè, ïîñêîëüêó ïîìîãàåò îòäåëèòü ñëó÷àéíûå èëè íå ñïåöèôè÷åñêèå îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà îò ñóùåñòâåííûõ äëÿ õàðàêòåðèñòèêè äàííîãî òèïà îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ. Ïîñêîëüêó êàæäûé òèï àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ èìååò ñâîþ îñîáóþ ñòðóêòóðó, òî çíàíèå åå ïîçâîëÿåò âûÿâëÿòü êà÷åñòâåííûå, à íå òîëüêî êîëè÷åñòâåííûå, ðàçëè÷èÿ ìåæäó ðàçíûìè òèïàìè îòêëîíåíèé. Ýòî âàæíî, òàê êàê íå âñåãäà êîëè÷åñòâåííûå ïîêàçàòåëè ïîçâîëÿþò äèôôåðåíöèðîâàòü ñõîæèå ïî âíåøíèì ïðîÿâëåíèÿì òèïû ðàçâèòèÿ (íàïðèìåð, çàäåðæêó ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è íîðìó). Êðîìå òîãî, çíàíèå ñòðóêòóðû äåôåêòà ïîçâîëÿåò ñäåëàòü ïðîãíîç ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, îöåíèòü åãî âîçìîæíîñòè ïðè îïðåäåëåííûõ ñîöèàëüíûõ óñëîâèÿõ (îáó÷åíèÿ, âîñïèòàíèÿ, ïîääåðæêè, êîððåêöèîííîé ïîìîùè). Ïðàêòè÷åñêèé ñìûñë èçó÷åíèÿ ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû äåôåêòà ñîñòîèò òàêæå â òîì, ÷òî îíà îïðåäåëÿåò îñíîâíûå ìèøåíè äëÿ ïñèõîêîððåêöèîííîãî âîçäåéñòâèÿ è ñïåöèàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ. Áåç çíàíèÿ ñòðóêòóðû íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ïñèõîäèàãíîñòèêà ñòàíîâèòñÿ ñèìïòîìàòè÷åñêîé, îðèåíòèðîâàííîé íà ôèêñàöèþ è îïèñàíèå ëèøü âíåøíèõ èëè âòîðîñòåïåííûõ îñîáåííîñòåé ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, à ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïîìîùü íå ó÷èòûâàåò õàðàêòåðíûå äëÿ äàííîãî òèïà îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ ìåõàíèçìû è çàêîíîìåðíîñòè.

Читайте также:  Принятия ребенка успешного развития

Ïîíÿòèå ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû äåôåêòà, íà íàø âçãëÿä, ðîäñòâåííî ïîíÿòèþ ðåãèñòð-ñèíäðîìà, èñïîëüçóåìîìó â ìåäèöèíñêîé ïñèõîëîãèè (À.È. Êóäðÿâöåâ, Â.Ì. Áëåéõåð, È.Â. Êðóê). Ïîñëåäíèé îòðàæàåò «ÿäåðíûå íàðóøåíèÿ» ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ïðè òîì èëè èíîì ïñèõè÷åñêîì ðàññòðîéñòâå. Íàïðèìåð, ïðè øèçîôðåíèè îòìå÷àåòñÿ íàðóøåíèå ñåëåêòèâíîñòè îáðàáîòêè èíôîðìàöèè, ïðè îðãàíè÷åñêîì ñèíäðîìå – ñíèæåíèå ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ è óìñòâåííîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè, ïðè ïñèõîïàòèÿõ – àôôåêòèâíàÿ îáóñëîâëåííîñòü ïîâåäåíèÿ â ñî÷åòàíèè ñ ïàðöèàëüíîé íåêðèòè÷íîñòüþ è íåóñòîé÷èâîñòüþ óðîâíÿ ïðèòÿçàíèé[22].

Ïåðâûå ïîïûòêè ñòðóêòóðèðîâàòü ïñèõè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü äëÿ öåëåé äèàãíîñòèêè ïðåäïðèíÿë Ã.È. Ðîññîëèìî. Îí âûäåëèë òðè ñôåðû: 1) ïñèõè÷åñêèé òîíóñ (âíèìàíèå è âîëÿ); 2) ïàìÿòü; 3) âûñøèå ïðîöåññû. Äëÿ êàæäîé ñôåðû èñïîëüçîâàëèñü ñâîè äèàãíîñòè÷åñêèå çàäàíèÿ, ìåòîäèêè â ñî÷åòàíèè ñ ïðèìåíåíèåì êëèíè÷åñêîé áåñåäû è ñáîðîì àíàìíåçà (èñòîðèè çàáîëåâàíèÿ). Ïîçäíåå ïîÿâèëèñü ðàáîòû Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, À.Ð. Ëóðèÿ, Á.Â. Çåéãàðíèê, Â.È. Ëóáîâñêîãî, Â.Â. Ëåáåäèíñêîãî, â êîòîðûõ òàê èëè èíà÷å çàòðàãèâàëàñü ïðîáëåìà ñòðóêòóðû äåôåêòà[23].

Ïîíÿòèå ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû äåôåêòà àêòèâíî ðàçðàáàòûâàëîñü â ïñèõîëîãèè Â.È. Ëóáîâñêèì[24]. Îíî îñíîâûâàåòñÿ íà ïðåäñòàâëåíèè Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî î ïåðâè÷íûõ è âòîðè÷íûõ äåôåêòàõ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ[25]. Ïåðâè÷íûé äåôåêò íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàí ñ îðãàíè÷åñêèì èëè ôóíêöèîíàëüíûì íàðóøåíèåì. Íàïðèìåð, ïîðàæåíèå óëèòêè ñëóõîâîãî àïïàðàòà âûçûâàåò âûïàäåíèå ñëóõîâîãî âîñïðèÿòèÿ (ãëóõîòó) èëè åå íåäîñòàòî÷íîñòü (òóãîóõîñòü), êîòîðàÿ âûñòóïàåò â êà÷åñòâå ïåðâè÷íîãî äåôåêòà. Äèôôóçíîå ïîðàæåíèå êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà ïðè îëèãîôðåíèè ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ óðîâíÿ ïñèõè÷åñêîé àêòèâíîñòè.

Âòîðè÷íûé äåôåêò ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì ïåðâè÷íîãî è â ýòîì ñìûñëå ñâÿçàí ñ îðãàíè÷åñêèì ïîâðåæäåíèåì îïîñðåäîâàííî. Òàê, ïðè íàðóøåíèè ñëóõà âòîðè÷íûì äåôåêòîì ÿâëÿåòñÿ íàðóøåíèå ôîðìèðîâàíèÿ ðå÷è. Áåç ñïåöèàëüíîãî îáó÷åíèÿ ðåáåíêà ôîðìèðîâàíèå ðå÷è ñóùåñòâåííî çàòðóäíåíî èëè íåâîçìîæíî.  ýòîé ëîãèêå ìîæíî ãîâîðèòü î äåôåêòàõ òðåòüåãî, ÷åòâåðòîãî ïîðÿäêîâ è ò. ä. Òàê, íàðóøåíèÿ â ðàçâèòèè ñëîâåñíîé ðå÷è ìîãóò ïðèâîäèòü ê íàðóøåíèÿì â ðàçâèòèè ìûøëåíèÿ (òðåòè÷íûé äåôåêò), à òå, â ñâîþ î÷åðåäü, ê íàðóøåíèÿì ñàìîñîçíàíèÿ è ëè÷íîñòè.

Ñîãëàñíî Ë.Ñ. Âûãîòñêîìó, ÷åì äàëüøå äåôåêò óäàëåí îò ïåðâè÷íîãî íàðóøåíèÿ, òåì â áîëüøåé ìåðå îí îáóñëîâëåí ñîöèàëüíîé ñèòóàöèåé ðàçâèòèÿ ðåáåíêà è òåì áîëüøå âîçìîæíîñòåé äëÿ åãî èñïðàâëåíèÿ. Äåôåêòû âûñîêîãî ïîðÿäêà îí íàçûâàë «ñîöèàëüíûì âûâèõîì», ïîñêîëüêó èõ ôîðìèðîâàíèå ñâÿçàíî ñ ñîçäàíèåì íåàäåêâàòíûõ ñîöèàëüíûõ óñëîâèé ðàçâèòèÿ è ðåàêöèåé ëè÷íîñòè íà ñâîé äåôåêò.  ýòîì ñìûñëå âàæíåéøèì óñëîâèåì ïðåäîòâðàùåíèÿ âîçíèêíîâåíèÿ äåôåêòîâ âûñîêîãî ïîðÿäêà ÿâëÿåòñÿ ôîðìèðîâàíèå àäåêâàòíîãî îòíîøåíèÿ êàê ó ñàìîãî àíîìàëüíîãî ðåáåíêà, òàê è ó îêðóæàþùèõ åãî ëþäåé, ê íåìó è åãî äåôåêòó, ñîñòîÿùåãî â ïðèíÿòèè ñïåöèôè÷íîñòè åãî ðàçâèòèÿ è ïðèçíàíèè íåîáõîäèìîñòè äîïîëíèòåëüíûõ óñèëèé äëÿ ïðåîäîëåíèÿ íàðóøåíèÿ. Ìîæíî ïîëàãàòü, ÷òî ÷åì áîëåå âûñîêîãî ïîðÿäêà äåôåêò, òåì ìåíåå îí ñïåöèôè÷åí äëÿ äàííîãî òèïà îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè, òàê êàê â ìåíüøåé ñòåïåíè îáóñëîâëåí èñõîäíûì ôàêòîðîì.

 çàâèñèìîñòè îò ñîîòíîøåíèÿ ïåðâè÷íûõ, âòîðè÷íûõ è ò. ä. äåôåêòîâ, à òàêæå îò ñïåöèôèêè êàæäîãî èç íèõ âîçìîæíî îïðåäåëåíèå ñòðóêòóðû àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Íàïðèìåð, ïðè äèôôóçíîì ïîðàæåíèè êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà (îëèãîôðåíèè) õàðàêòåðíû: 1) òîòàëüíîñòü íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî íåäîðàçâèòèÿ, ò. å. íàðóøåíèå äåÿòåëüíîñòè âñåõ ôóíêöèé è îðãàíîâ (ïåðâè÷íûé äåôåêò), ñíèæåíèå îáùåé ïñèõè÷åñêîé àêòèâíîñòè; 2) èåðàðõè÷íîñòü íàðóøåíèé: âûñøèå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè ñòðàäàþò â áîëüøåé ñòåïåíè ïî ñðàâíåíèþ ñ íàòóðàëüíûìè (íåäîñòàòî÷íîñòü ïðîñòðàíñòâåííîãî ãíîçèñà è ïðàêñèñà, íåïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ è ìåõàíè÷åñêîé ïàìÿòè âûðàæåíà ìåíüøå, ÷åì íàðóøåíèÿ âåðáàëüíîãî ìûøëåíèÿ, ðå÷è)[26].

Íåñìîòðÿ íà äîñòàòî÷íî äàâíþþ èñòîðèþ ðàçðàáîòêè ïîíÿòèÿ î ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðå äåôåêòà, îíî åùå îñòàåòñÿ íå äî êîíöà èçó÷åííûì. Íà íàø âçãëÿä, ýòî âî ìíîãîì ñâÿçàíî ëèáî ñ îòñóòñòâèåì ÷åòêèõ îáùåïñèõîëîãè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé î äåÿòåëüíîñòè è ðàçâèòèè âñåé ïñèõèêè êàê ñëîæíî îðãàíèçîâàííîé è öåëîñòíîé ñèñòåìû, ýëåìåíòû êîòîðîé âçàèìîñâÿçàíû äðóã ñ äðóãîì, ëèáî ñ òåì, ÷òî ýòè ðàçðàáîòêè íå èñïîëüçóþòñÿ ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèåé. Íàïðèìåð, ñ îäíîé ñòîðîíû, íåäîñòàòî÷íî èçó÷åí âîïðîñ î òîì, êàê çàâèñèò êà÷åñòâî èíòåëëåêòóàëüíîé äåÿòåëüíîñòè îò ëè÷íîñòè è ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû è êàê èçìåíÿþòñÿ ýòè âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ âîçðàñòîì. Íåäîñòàòî÷íî ðàçðàáîòàíû ìåõàíèçìû ó÷àñòèÿ ñîçíàíèÿ â èíòåãðàöèè äåÿòåëüíîñòè îòäåëüíûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé è êîìïåíñàöèè èõ äåôåêòîâ. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, â ðàìêàõ ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè ìíîãèå ïîíÿòèÿ è êîíöåïöèè íå çàäåéñòâîâàíû. Íàïðèìåð, îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè ïðè ðàçëè÷íûõ òèïàõ îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ, êàê ïðàâèëî, ïðåäñòàâëåíû â îïèñàòåëüíîì êëþ÷å, áåç îïîðû íà êàêóþ-ëèáî òåîðèþ ëè÷íîñòè. Õàðàêòåðèñòèêà îòêëîíåíèé â ýìîöèîíàëüíîé ñôåðå â îñíîâíîì ñâîäèòñÿ ê îïèñàíèþ âûÿâëåííûõ ýìïèðè÷åñêèõ ôàêòîâ, ñâÿçàííûõ ñ óçíàâàíèåì èëè âíåøíèìè ïðîÿâëåíèÿìè ýìîöèé. Ïðàêòè÷åñêè íå èçó÷åííûìè îñòàþòñÿ îñîáåííîñòè è çàêîíîìåðíîñòè ðàçâèòèÿ âîîáðàæåíèÿ ó ëèö ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè. Ôðàãìåíòàðíîñòü òàêîãî ðîäà èññëåäîâàíèé ïðåïÿòñòâóåò ñèñòåìíîìó âèäåíèþ ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ïðè îòêëîíÿþùåìñÿ ðàçâèòèè è, ñëåäîâàòåëüíî, çàêðûâàåò ïóòü ê îïðåäåëåíèþ ñòðóêòóðû íàðóøåíèé.  ýòîì ïëàíå íåîáõîäèìî âñïîìíèòü ìûñëü Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî î òîì, ÷òî ïðàêòè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ íå äîëæíà ïîíèìàòüñÿ óòèëèòàðíî, à äîëæíà îïèðàòüñÿ íà öåëîñòíóþ îáùåïñèõîëîãè÷åñêóþ òåîðèþ[27].

Ðåçþìèðóÿ ñêàçàííîå, ìû ìîæåì îïðåäåëèòü ïñèõîëîãè÷åñêóþ ñòðóêòóðó äåôåêòà êàê ñèñòåìó «ÿäåðíûõ» íàðóøåíèé ïñèõèêè, çàäàþùèõ ñïåöèôèêó è âåñü ñïåêòð ÷àñòíûõ ïðîÿâëåíèé îïðåäåëåííîãî òèïà àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ.

Ñëåäóåò îòìåòèòü íåäîñòàòî÷íóþ èçó÷åííîñòü ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû äåôåêòà ïðè ðàçëè÷íûõ òèïàõ îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ. Çäåñü ìîæíî îòìåòèòü ðàáîòû Â.Â. Ëåáåäèíñêîãî, ðàññìàòðèâàþùåãî ñòðóêòóðó äåôåêòà ñ ïîçèöèé Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, ò. å. âû÷ëåíåíèÿ ïåðâè÷íûõ, âòîðè÷íûõ è äðóãèõ íàðóøåíèé[28]. Ñïåöèôèêó êàæäîãî òèïà îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ àâòîð ñîîòíîñèò ñ îðãàíè÷åñêèì äåôåêòîì è ñôåðîé ïñèõèêè, êîòîðàÿ ïåðâè÷íî ïîâðåæäåíà – çðåíèå, ñëóõ, ìîòîðèêà, ðå÷ü, èíòåëëåêò, ïîòðåáíîñòíî-ýìîöèîíàëüíàÿ ñôåðà – è îáîçíà÷àåò êàê âàðèàíò äèçîíòîãåíåçà.  ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì îí âûäåëÿåò ñëåäóþùèå åãî âàðèàíòû: îáùåå ïñèõè÷åñêîå íåäîðàçâèòèå (îëèãîôðåíèÿ), çàäåðæàííîå ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå (çàäåðæêà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ), ïîâðåæäåííîå ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå (äåìåíöèÿ), äåôèöèòàðíîå ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå (àíîìàëèè ñëóõà, çðåíèÿ, äâèãàòåëüíîé ñôåðû), èñêàæåííîå ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå (ðàííèé äåòñêèé àóòèçì), äèñãàðìîíè÷åñêîå ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå (ïñèõîïàòèÿ).

Ïðîáëåìà ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû äåôåêòà ó äîøêîëüíèêîâ ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ èçó÷àëàñü â ðàáîòàõ Å.Ñ. Ñëåïîâè÷[29]. Îíà âûäåëèëà òðè îñíîâíûõ êîìïîíåíòà ñòðóêòóðû äåôåêòà ïðè äàííîì îòêëîíåíèè â ðàçâèòèè: 1) íåäîñòàòî÷íàÿ ñôîðìèðîâàííîñòü ìîòèâàöèîííî-öåëåâîé îñíîâû äåÿòåëüíîñòè; 2) íåäîñòàòî÷íàÿ ñôîðìèðîâàííîñòü ñôåðû îáðàçîâ-ïðåäñòàâëåíèé (èõ äèôôóçíîñòü, ðèãèäíîñòü, êîíêðåòíîñòü); 3) òðóäíîñòè â ñòàíîâëåíèè çíàêîâî-ñèìâîëè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Ýòè îñîáåííîñòè ïðîÿâëÿþòñÿ âî âñåõ ñôåðàõ ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà: èãðå, îáùåíèè, ðå÷è, ïðåäñòàâëåíèÿõ î ñåáå, ìîðàëüíîé ðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ.

Îäíàêî íåñìîòðÿ íà âñå ýòè èññëåäîâàíèÿ âîïðîñ îá èçó÷åíèè ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû äåôåêòà ïðè ðàçëè÷íûõ òèïàõ îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ äëÿ ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè îñòàåòñÿ àêòóàëüíûì è ñëàáî èçó÷åííûì. Åãî âàæíîñòü ñîïðÿæåíà òàêæå ñ ïîíèìàíèåì ñïåöèôè÷åñêèõ çàêîíîìåðíîñòåé àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ.

Источник