Возрастные закономерности развития ребенка

Мухамеджанова Зифа
Основные закономерности развития ребенка как личности
Основные закономерности развития ребенка как личности.
Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенкабыстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.
Ранний возраст сенситивный для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.
Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).
В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. В раннем возрасте проходит два этапа развития речи:
• подготовительный (гукание, гуление, лепет)
• этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.
К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.
Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитиидетей на этапе раннего возраста:
• быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго;
• приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;
• эмоциональность как ведущая характеристика возраста;
• потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.
В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.
Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению.Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.
Дошкольный возраст —период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь
Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенкаформируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.
Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.
К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.
Таким образом, в качестве закономерностей развитиядошкольника можно выделить:
• смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное);
• развитие произвольности познавательных процессов;
• развитие эмоций, воли;
• формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности;
• становление творческой игры как социальной школы ребенка.
Источник
Краткая характеристика детей младшего школьного возраста (7-10 лет)
Младший возраст называют вершиной детства
- Учение – ведущая деятельность Детская непосредственность утрачивается, появляется логика мышления.
- Высокий авторитет взрослого Дети охотно принимают руководство старших. К их предложениям относятся с доверием, готовностью откликаться на них. Суждения и оценки взрослого становятся суждениями и оценками детей. Резкие замечания «Ты подводишь отряд», «Ты мешаешь всем» могут стать ярлыком, характеризующим ребенка в коллективе. Лишняя похвала может также нанести вред. Дети начнут избегать этого ребенка, и относится с нескрываемой неприязнью. Возрастает роль оценок, мнения окружающих.
- Взрослый – защита и опора Оставшись вдалеке от родителей, дети видят в вожатых защиту
- Отсутствие или слабое развитие навыков самообслуживания Часто детям этого возраста требуется элементарная помощь в решении бытовых проблем, выполнении правил личной гигиены.
- Подвижность, эмоциональность, любознательность Интересы детей данного возраста постоянно меняются, так как пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг. Из личных качеств больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость и верность другу. Захватывают игры с тайнами, приключениями.
- Неумение концентрировать свое внимание на чем-то одном долгое время Осуществляйте систематический контроль за действиями ребенка и детского коллектива
- Первые признаки самостоятельности Дети хотят ощущать себя в положении людей, облеченных обязанностями и ответственностью.
- Сложности коммуникации в малознакомом коллективе Взаимодействовать между собой дети начинают посредством взрослого.
- Дифференциация поведения и предпочтений мальчиков и девочек Рост девочек опережает рост мальчиков. Мальчики шумят, девочки шепчутся. Для популярности мальчиков большое значение имеет сила и ловкость, девочек – привлекательная внешность и красивая одежда.
- Эмоциональность Отличаются большой жизнерадостностью.
Краткая характеристика детей подросткового возраста (11-14 лет)
Средний возраст (подростковый) сопровождается перестройкой организма – половым созреванием.
- Потребность в общении Присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Интимно-личностное общение, подростковая дружба. Пытаются заслужить уважение, требуют верности и меняют друзей.
- Подростковая субкультура Повышается роль субкультуры, т.е. некоторые нормы, стиль общения и одежды, интересы, взгляды, предпочтения характерные для молодежи. Желание быть взрослым.
- Требования к себе Возникновение собственных моральных требований и обращение их на себя. Может возникнуть расхождение между тем, что подросток от себя требует, и тем, в какой мере он фактически может соответствовать этим требованиям.
- Стремление к самостоятельности и независимости Тенденции проявления стремления к независимости усиливаются и связаны с началом интенсивного физиологического созревания. Отстаивает свои новые права и часто идет на конфликт. Если взрослые не учитывают положительного стремления быть взрослым, то это может перейти в упрямость, грубость и резкость.
- Вредные привычки и асоциальные поступки Нежелание отстать от группы и боязнь быть осмеянным. Желание испытать новые ощущения.
- Познавательная активность и любознательность вне рамок школьной программы Поверхность, разбросанность, хаотичность.
- Интерес к собственной личности. Самооценка Не могут достаточно полно проанализировать свои поступки. Склонны к заниженной или завышенной самооценке. Формирование своей точки зрения. Склонность к самоанализу.
- Тяга к романтике и значимой деятельности Способны к серьезным социально-трудовым усилиям.
- «Подростковая лень» и неуклюжесть Для девочек характерны обидчивость, частая и резкая смена настроения. У мальчиков возрастает двигательная активность, суетливость, неусидчивость. Снижение работоспособности.
- Способность к сложной и малоинтересной работе Способны сознательно добиваться поставленной цели
- Признание завоеванного авторитета взрослого Склонны признавать только настоящий авторитет, сопротивляются критике.
- Ценностный конфликт Отстаивание собственного понимания принципов и норм справедливости, равенства, честности. Зачастую вожатые используют методику «Критикуешь – делай сам!» или «Критикуешь – предлагай, предлагаешь – защищай, защищаешь – делай!».
Краткая характеристика детей старшего возраста (15-17 лет)
Молодой человек разными способами пытается приобщиться к жизни взрослых
- Устремление в будущее Без достаточной уверенности в себе подростки не смогут сделать нужный шаг. Самооценка ранней юности выше подростковой.
- Формирование самосознания и собственного мировоззрения Период стабилизации личности. Формируется мировоззрение. #Стремление заново критически осмыслить все окружающее, создать теории любви и жизни.
- Профессиональное и личное самоопределение Выбирает будущую профессию. Мотивы осознанны.
- Доказательство своей независимости Независимость от семьи. Пренебрежительное отношение к советам старших. Повышенное влияние сверстников. Единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали.
- Различие в развитии между детьми, мальчиками и девочками Завершается рост скелета. Мальчики отстают в развитии от девочек на 2 года. Наблюдается беспокойство за своей внешностью, привыкание к своему телу. У девушек – потребность к ласке и нежности, у молодых людей – чувственно-сексуальное влечение к физической близости.
- Интерес к отдельным сверстникам, противоположному полу Появляется первая любовь. Девочки начинают интересоваться мальчиками раньше.
Дополнительно
- Возрастные особенности детей в ДОЦ
Источник
Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.
1-й закон — цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.
2-й закон — неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.
3-й закон — «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
4-й закон — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.
Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.
Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.
Источник: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы
Источник

КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
Выделяют следующие закономерности возрастного развития: переодичность (поэтапность, стадиальность», новообразования, которыми каждый последующий период отличается от предыдущего; динамичность, неравномерность, последовательность и преемственность, интегративность, единство биологического и социального в развитии.
Рассмотрим каждую закономерность отдельно: периодичность состоит том, что возрастное развитие человека характеризуется последовательной сменой эпох и периодов или стадий и фаз, которые во времени по-разному отделены друг от друга. Эпохи (детство, взрослость, старение) более всего отдалены друг от друга, периоды — менее, но резко критически, фазы характеризуются медленным, менее заметным, эволюционным течением, поскольку в них идет постепенный, «молекулярный» процесс латентного развития.
Каждая эпоха, каждый возрастной период, каждая фаза характеризуются своими отличительными особенностями, несмотря на их включенность друг в друга и неразрывное единство.
Следующей закономерностью возрастного развития является наличие новообразований, отличающих каждый последующий период от предыдущего.
«Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени, и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» (Выготский).
Изменения, приводящие к новообразованиям и переходу с одного периода на другой, могут проходить незаметно, плавно, постепенно путем скрытых, внутренних накоплений (латентное развитие) и путем резких, стремительных, капитальных и переломных сдвигов, при которых происходят диалектические преобразования. «Ребенок -говорит Выготский, -в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности… как по темпу происходящих изменений, так и по смыслу совершающихся перемен. Это поворотные пункты в детском развитии, принимающем иногда форму острого кризиса». Кризис подготавливается постепенно, поэтому границы, отделяющие его начало и кульминацию, проявляются неотчетливо. Но в период кульминаций и появления новообразований в развитии обнаруживаются как позитивные (положительные), так и негативные (отрицательные) качества. Так, например, приобретая в дошкольном возрасте самостоятельность («я сам»), ребенок проявляет своеволие, упрямство, негативизм, строптивость.
Подросток, стремясь к самоутверждению, становится трудновоспитуемым. Применяемые методы его воспитания нередко «не поспевают за быстрыми изменениями его личности».
Следующей закономерностью развития является его динамичность(изменчивость, подвижность, гибкость). Под динамикой развития, как считает Выготский, следует понимать совокупность всех тех законов, которыми определяется период возникновения, изменения и сцепления структурных новообразований каждого возраста. К началу любого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для него, исключительное, единственное, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его средой, прежде всего социальной. «Это отношение, -говорит Л.С.Выготский,—мы и назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте». Именно она, эта социальная ситуация, представляя исходный момент для всех динамических изменений, происходящих у ребенка в течение данного периода. Социальная ситуация целиком и полностью определяет те формы, тот путь, продвигаясь по которому ребенок приобретает новые личностные свойства, «черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Это обязывает при изучении динамики любого возраста выявлять социальную ситуацию развития и исследовать, как из жизни ребенка в данной ситуации с необходимостью возникают и развиваются новообразования, свойственные как возрасту, так и конкретное ребенку.
Следующая закономерность состоит в том, что развитие — процесс неравномерный,который состоит в том, что в каждом возрастном периоде есть центральное новообразование — ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку на новой основе всей психики и, прежде всего личности ребенка. Вокруг этого центрального новообразования (центральной, сензитивной линии развития) группируются все остальные — «побочные линии развития».
Следующая закономерность развития состоит в том, что развитие всегда есть последовательный и преемственный процесс.В нем более сложная функция строится на простой. И если это простое не появляется, то не может появиться и более сложное. Например, ребенок не овладел уменьем держать голову, сидеть и стоять, а, следовательно, он не может овладеть навыком ходьбы. Или, если он не накопил словарного запаса, то не овладеет фразовой речью. Такую же последовательную и преемственную смену в развитии (от простого к сложному, от единичного к общему) мы можем отметить в формировании самосознания и видов мышления и т.д.
Развитие — процесс интегративный,характеризующейся перерастанием отдельных, единичных свойств и качеств в устойчивые, Характерные черты, присущие в целом личности ребенка. В результате этого он на определенном этапе овладевает своим поведением, у него формируется характер и направленность личности. Вот почему говорят: «посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер -пожнешь судьбу».
Развитие представляет собою единство биологического(природного) и социального(исторического, культурного, психического). С одной стороны, в процессе развития идет созревание и функционирование органов и систем, поэтому человек (как индивид) «подчинен» биологическим законам: У него в определенное время созревают костная и мышечная системы, начинают интенсивно функционировать железы внутренней секреции, ускоренно идет половое развитие и т.д. С другой стороны, человек живет в общественной среде и формируется как личность. Поэтому можно сказать, что развитие -процесс биологически обусловленный, но социально целенаправленный, осуществляющийся в обучении и воспитании. Эти два вида развития (биологическое и социальное) представляют собою неразрывное единство: что идет на пользу или во вред одному, непосредственно сказывается на другом.
Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 87; Нарушение авторских прав
Источник