Возрастные закономерности развития нервной системы ребенка

Возрастные закономерности развития нервной системы ребенка thumbnail

Нервная система ребенка. Развитие нервной системы ребенка.

Развитие нервной системы ребенка — сложный процесс, предопределяемый генетической программой развития и многообразными влияниями среды на плод и ребенка первых лет жизни.

Внутриутробное и постнатальное развитие нервной системы ребенка обусловлено постепенным, поэтапным включением отделов головного мозга и их физиологическим объединением в функциональные системы, предназначенные для обеспечения жизненно важных функций.

Поэтапность созревания заключается в постепенном переходе от филогенетически древних уровней регуляции к эволюционно более молодым и совершенным уровням, от спинально-стволового и подкоркового уровня к кортикальному. По мере этого происходит усложнение нервной системы, ее функций, возрастает степень морфо-функциональной дифференциации нервных клеток.

Системогенез в общем физиологическом смысле означает поэтапное развитие функциональных систем, обеспечивающее выживание и адекватное приспособление к условиям окружающей среды. По принципу функциональных систем осуществляется вся деятельность нервной системы.

Координация функций основана на сообщении в управляющие центры о том, что делается на периферии. Эта «обратная афферентация» обеспечивает постоянное сличение действия с первоначально заданной программой. Постоянная сигнализация о результатах действия в функциональной системе происходит в первую очередь при участии кинестезии. Кинестезии — своеобразная обратная связь, по которой корковые центры управления осведомляются о выполнении тех приказов, которые посланы на периферию.

Без этой обратной связи стало бы невозможным накопление опыта, необходимого для координации функций.

развитие нервной системы

Теория системогенеза дает возможность с новых методологических позиций на основе системного подхода изучить закономерности развития функций здорового и поврежденного мозга.

В историческом аспекте условием возникновения и совершенствования специфической для человека формы деятельности и общения явилось развитие дифференцированных двигательных реакций, в первую очередь развитие руки как органа труда, а также речи, которая явилась одним из условий формирования человеческой психики.

При этом элементы функциональной системы созревают одновременно, независимо от того, к каким «горизонтальным» уровням они принадлежат.

Различие темпов формирования отдельных функциональных систем приводит к неравномерности созревания их элементов — гетерохронии роста и развития. Подобная гетерохрония наблюдается в пределах каждого «горизонтального» уровня и даже в пределах одного нервного центра. Наряду со сформированными скоплениями клеток и проводящих путей обнаруживаются морфологически и функционально незрелые структуры. У новорожденных в пределах ядра и волокон лицевого нерва в первую очередь формируются участки ядра и волокна, которые иннервируют мышцы, обеспечивающие акт сосания.

Мотонейроны VIII шейного сегмента спинного мозга гораздо раньше обеспечиваются связями со стволом головного мозга, чем соседние спинальные сегменты. Это объясняется участием двигательных клеток VIII сегмента в обеспечении рефлекса схватывания, который срабатывает уже к моменту рождения.

Концепция системогенеза существенно дополнила представления о внутриутробном и постнатальном развитии нервной системы, позволила раскрыть сущность многообразных неврологических расстройств у детей раннего возраста. Подверглось пересмотру положение о том, что новорожденный представляет собой незрелое существо, «онтогенетический нуль». В соответствии с особенностями экологии человека новорожденный ребенок «вооружен» достаточным набором функциональных систем, обеспечивающих жизненно важные физиологические акты: дыхание, сердечную деятельность, сосание и т. д. При этом отмечается отчетливая координированность этих актов. Многие функциональные системы мозга оказываются сформированными задолго до рождения и тем самым обеспечивают жизнеспособность в случае преждевременных родов.

К моменту рождения, как правило, достигается минимальное обеспечение функции, усложняющееся в процессе взаимодействия со средой. Исследование безусловных рефлексов показало, что сосательный рефлекс у новорожденного вызывается лишь при непосредственном раздражении ротовой области. В дальнейшем рецепторная зона этого рефлекса расширяется. Положение ребенка под грудью, вид бутылочки с молоком и другие условные раздражители вызывают сосательные движения, открывание рта.

Гетерохрония развития функций мозга позволяет раскрыть сущность парциальных задержек развития. В клинической практике нередко наблюдаются изолированные задержки формирования тех или иных функций. Наиболее наглядным примером являются различные варианты отставания в двигательном или речевом развитии. Могут наблюдаться моторные алалии и дислалии, дисграфии и дислексии — изолированные задержки формирования центров письма или чтения, обусловленные недоразвитием корковых центров. Встречаются кроме того случаи так называемой моторной дебильности, при которой ребенок, обладая нормальным интеллектом, не в состоянии освоить обиходные двигательные акты: застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок и т. д. Выявление парциальных задержек развития позволяет более целенаправленно проводить коррекционные, лечебные и педагогические мероприятия.

— Также рекомендуем «Факторы влияющие на развитие нервной системы. Окружающая среда и нервная система ребенка»

Оглавление темы «Нервная система детей.»:

1. Нервная система ребенка. Развитие нервной системы ребенка

2. Факторы влияющие на развитие нервной системы. Окружающая среда и нервная система ребенка

3. Стадийность развития нервной системы ребенка. Влияние среды на развитие нервной системы

4. Развитие речи ребенка. Развитие речедвигательного и речеслухового анализатора

5. Принципы развития нервной системы. Принципы развития речи

6. Особенности нервной системы новорожденного. Трудности оценки нервной системы детей

7. Псевдопроцессуальность нервной системы. Оценка развития нервной системы

8. Исследование нервной системы у детей. Сбор анамнеза

9. Общий осмотр в неврологии. Форма черепа

10. Окружность черепа. Выражение лица ребенка

Читайте также:  Роль воспитания в развитии и становлении личности ребенка

Источник

                                                  
СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение………………………………………………………………..с. 3        
  2. Возрастные особенности нервной системы………………………….с. 4
  3. Возрастные особенности высшей нервной деятельности…………….с. 8

Период новорожденности 
и младенческий возраст   (от 0 до 1года)………с.
9 Ранний возраст (с 1 года  до  3 лет)………………………………………….
с. 9

Дошкольный возраст (от
3 до 7 лет)………………………………………….с. 11

Младший школьный возраст
(с 7 до  11-12 лет)……………………………с. 12

Подростковый и юношеский 
возраст………………………………………..с. 14

Список литературы……………………………………………………………с.
16

                                            Введение.    

      В процессе онтогенеза отдельные
органы и системы созревают постепенно
и завершают свое развитие в разные сроки
жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает
особенности функционирования организма
детей разного возраста. Возникает необходимость
выделения определенных этапов или периодов
развития. Основными этапами развития
являются внутриутробный и постнатальный,
начинающийся с момента рождения. Во время
внутриутробного периода закладываются
ткани и органы, происходит их дифференцировка.
Постнатальный этап охватывает все детство,
он характеризуется продолжающимся созреванием
органов и систем, изменениями физического
развития, значительными качественными
перестройками функционирования организма.
Гетерохрония созревания органов и систем
в постнатальном онтогенезе определяет
специфику функциональных возможностей
организма детей разного возраста, особенности
его взаимодействия с внешней средой.
Периодизация развития детского организма
имеет большое значение для педагогической
практики и охраны здоровья ребенка. 
В современной науке нет общепринятой
классификации периодов роста и развития
и их возрастных границ.  В жизненном
цикле человека до достижения зрелого
возраста выделяют следующие периоды:
I новорожденный 1-10 дней; II грудной возраст
10 дней 1 год; III раннее детство 1-3 года;
IV первое детство 4-7 лет; V второе детство
8-12 лет мальчики, 8-11  лет девочки; VI подростковый
возраст 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки;
VII юношеский возраст 17-21 год юноши, 16-20
лет девушки. Каждый возрастной период
характеризуется своими специфическими
особенностями. Переход от одного возрастного
периода к последующему обозначают как
переломный этап индивидуального развития,
или критический период. Продолжительность
отдельных возрастных периодов в значительной
степени подвержена изменениям. Как хронологические
рамки возраста, так и его характеристики
определяются, прежде всего, социальными
факторами.

                          
Возрастные   особенности  
нервной  системы.

        Нервная система
координирует и регулирует деятельность
всех органов и систем, обеспечивая функционирование
организма как единого целого; осуществляет
адаптацию организма к изменениям окружающей
обстановки, поддерживает постоянство
его внутренней среды. Топографически
нервную систему человека подразделяют
на центральную и периферическую. К центральной нервной системе
относят спинной и головной мозг. Периферическую нервную систему
составляют спинномозговые и черепные
нервы, их корешки, ветви, нервные окончания,
сплетения и узлы, лежащие во всех отделах
тела человека. Согласно анатомо-функциональной
классификации, нервную систему условно
подразделяют на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система
обеспечивает иннервацию тела — кожи, скелетных
мышц. Вегетативная нервная система
регулирует обменные процессы во всех
органах и тканях, а также рост и размножение,
иннервирует все внутренние органы, железы,
гладкую мускулатуру органов, сердце.

                                          Головной мозг.

       Масса головного мозга новорожденного 
относительно велика:

340 — 400 г. (у мальчиков на 15 — 20  г больше). По
массе головной мозг наиболее развитый
орган, но это не характеризует его функциональных
возможностей.  Увеличение массы мозга
происходит интенсивно до 7 – летнего
возраста. Мозг достигает максимальной
массы к 20 – 30 летнему возрасту. Первые
1-2 года жизни головной мозг растет быстрее
спинного, в дальнейшем спинной мозг растет
быстрее головного.

                                          Спинной мозг.

        К моменту рождения ребенка
наиболее зрелыми являются спинной мозг
и стволовые структуры головного мозга,
обеспечивающие жизненно важные функции.

   Масса спинного мозга у новорожденного
равна 3 — 4 г (0,1℅ массы тела), к 6 месяцам
она удваивается, к 11-увеличивается в 3
раза. К 3 годам становится в 4 раза больше,
чем у новорожденного, а к 6 годам – в 5
раз. К 20 годам масса мозга уже в 8 раз больше,
чем у новорожденного, и становится такой,
как у взрослого. Спинной мозг у новорожденного
относительно длиннее, чем у взрослого.
Его длина равна 14-16см, что составляет
30℅ длины тела. К 12 годам его толщина удваивается
и в дальнейшем почти не изменяется. Диаметр
канала спинного мозга у новорожденных
относительно больше, чем у детей старшего
возраста и у взрослых.  Спинной мозг
новорожденного заканчивается на уровне
нижнего края 2-го или 3-го поясничного
позвонка. К концу первого года жизни он
занимает такое же положение, как и у взрослых,-
находится на уровне 1-2-го поясничного
позвонка. Ко времени рождения все нервные,
и глиальные клетки спинного мозга хорошо
развиты и по структуре не отличаются
от клеток у детей дошкольного возраста.
У детей старшего возраста они становятся
крупнее.

Читайте также:  Последствия депривации на развитие ребенка

Продолговатый
мозг.

    Продолговатый мозг к моменту рождения
вполне развит и созрел в функциональном
отношении. Его масса вместе с мостом у
новорожденного равна 8 г, что составляет
2℅ массы головного мозга.   Нервные
клетки новорожденного имеют длинные
отростки, в их цитоплазме содержится
тигроидное вещество. Пигментация клеток
усиленно проявляется с 3 – 4 -летнего возраста
и увеличивается вплоть до периода полового
созревания. К полутора годам жизни ребенка
увеличивается количество клеток центра
блуждающего нерва и хорошо дифференцированы
клетки продолговатого мозга. Значительно
увеличивается длина отростков нейронов.
К 7 годам жизни ядра блуждающего нерва
сформированы также как и у взрослого.

                 
Мост.

   Мост у новорожденного расположен выше
по сравнению с его положением у взрослого,
а к 5 годам располагается на том же уровне,
как и у взрослого. Развитие моста связано
с  формированием ножек мозжечка и установлением
связей мозжечка с другими отделами центральной
нервной системы. Внутреннее  строение
моста у ребенка не имеет отличительных
особенностей по сравнению со строением
его у взрослого человека. Ядра расположенных
в нем нервов к периоду рождения сформированы.

                                          Мозжечок.

      Масса мозжечка у новорожденного 
составляет 20,5-23 г, в 3 месяца она удваивается,
а у 6-месячного ребенка равна 62-65 г. Наиболее
интенсивно мозжечок растет в первый год
жизни, особенно с 5-го по 11-й месяц, когда
ребенок учится сидеть и ходить. У годовалого
ребенка масса мозжечка увеличивается
в 4 раза и в среднем составляет 84-95 г. После
этого наступает период медленного роста
мозжечка, к 3 годам размеры мозжечка приближаются
к размерам у взрослого. К 6 годам его масса
достигает нижней границы массы мозжечка
у взрослого. У 15 -летнего ребенка масса
мозжечка – 149г. Интенсивное развитие
мозжечка происходит и в период полового
созревания. Серое и белое вещество мозжечка
развивается неодинаково. У ребенка 
рост серого вещества осуществляется 
относительно медленнее, чем белого. Так,
от периода новорожденности до 7 лет количество
серого вещества увеличивается приблизительно
в 2 раза, а белого – почти в 5 раз.

   Клеточное строение коры мозжечка 
у новорожденного значительно отличается
от взрослого. Ее клетки во всех слоях
отличаются по форме, размерам и количеству
отростков. В период новорожденности и
первых дней жизни разрушение клеток мозжечка
существенно не отражается на регулируемых
им функциях. Становление рефлекторной
функции мозжечка связано с формированием
продолговатого, среднего и промежуточного
мозга.

     Средний мозг.

    У новорожденного масса среднего мозга
составляет 2,5 г.  Его форма и строение
почти не отличаются от среднего мозга
взрослого. Ядро глазодвигательного нерва
хорошо развито, его волокна миелинизированы.
Хорошо развито красное ядро, его связи
с другими отделами мозга формируются
раньше, чем пирамидная система. У новорожденного
черная субстанция представляет собой
хорошо выраженное образование, клетки
которого дифференцированы и их отростки
миелинизированы. Значительная часть
клеток черной субстанции не имеет характерного
пигмента (меланина), который появляется 
с 6 месяцев жизни и максимального развития
достигает к 16 годам. Развитие пигментации
находится в прямой связи с совершенствованием
функций черной субстанции.

    Промежуточный мозг.

   Промежуточный мозг, включает две важнейшие
структуры: таламус (зрительный бугор)
и гипоталамус (подбугровая область). Усиленный
рост зрительного бугра осуществляется
в 4-летнем возрасте, а размеров взрослого
он достигает к 13 годам жизни. Гипоталамус
играет важнейшую роль в регуляции вегетативной
нервной системы. Ядра гипоталамуса созревают
в разное время, в основном к 2 – 3 годам.
К моменту рождения структуры серого бугра
еще полностью не дифференцированы, что
приводит к несовершенству теплорегуляции
у новорожденных и детей первого года
жизни. Дифференциация клеточных элементов
серого бугра заканчивается позднее всего 
к 13 – 17 годам. В процессе роста и развития
промежуточного мозга уменьшается количество
клеток на единицу площади и увеличивается
размер  отдельных клеток и число проводящих
путей. Отмечают более быстрые  темпы
формирования гипоталамуса по сравнению
с корой больших полушарий.

Читайте также:  Влияние сказки на развитие личности ребенка курсовая

Кора больших 
полушарий.

     К моменту рождения кора больших полушарий
имеет такое же количество нервных клеток
(14 – 16 млрд.), как и у взрослого. Но нервные
клетки новорожденного незрелы по строению,
имеют простую веретенообразную форму
и очень небольшое количество отростков. 
Серое вещество коры больших полушарий
плохо дифференцировано от белого. Кора
больших полушарий относительно значительно
тоньше, чем у взрослого; корковые слои
слабо дифференцированы, а корковые центры
недостаточно сформированы. После рождения
кора больших полушарий развивается быстро.
Соотношение белого и серого вещества
к 4 месяцам приближается к соотношению
у взрослого. После рождения идет дальнейшая
миелинизация нервных волокон в разных
отделах головного мозга, но в лобных и
височных долях этот процесс находится
в начальной стадии. К 9 месяцам миелинизация
в большинстве волокон коры больших полушарий
достигает хорошего развития, за исключением
коротких ассоциативных волокон в лобной
доле.

    Изменения функциональной организации
мозга в раннем возрасте связаны, прежде
всего, с дальнейшим созреванием коры
больших полушарий. Интенсивное увеличение
ширины коры и ее слоев происходит на первом
году жизни, постепенно замедляясь и прекращаясь
в разные сроки — к 3 годам в проекционных,
к 7 годам в ассоциативных областях.

              
Возрастные   особенности  
высшей  нервной  деятельности.

     Нервная система, а вместе с ней и высшая
нервная деятельность у детей и подростков
достигают уровня взрослого человека
примерно к 20 годам. Весь сложный процесс
развития ВНД человека определяется как
наследственно, так и многими другими
биологическими и социальными факторами
внешней среды.  

  Период новорожденности
и младенческий возраст   (от 0 до
1года).

    Ребенок рождается  с определенным
набором врожденных, безусловно-рефлекторных,
реакций, и уже со 2-го дня жизни у него
начинают вырабатываться условные связи,
способствующие приспособлению к условиям
внешней среды.                                     
Некоторые исследователи считают, что
к их образованию мозг ребенка     
подготовлен уже в последние месяцы внутриутробного
развития. Возможность простых пищевых
условных реакций возникает уже на 1-2-е
сутки, а к концу первого месяца развития
образуются условные рефлексы с двигательного
анализатора и вестибулярного аппарата.  
Со 2-го месяца жизни образуются слуховые,
зрительные и тактильные рефлексы, а к
5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются
все основные виды условного торможения.
Большое значение в совершенствовании
условно-рефлекторной деятельности имеет
обучение ребенка. Чем раньше начато обучение,
т. е. выработка условных рефлексов, тем
быстрее идет их формирование впоследствии.   
К концу 1-го года развития ребенок относительно
хорошо различает вкус пищи, запахи, форму
и цвет предметов, различает голоса и лица.
Значительно совершенствуются движения,
некоторые дети начинают ходить. Ребенок
пытается произносить отдельные слова,
и у него формируются условные рефлексы
на словесные раздражители. Следовательно,
уже в конце первого года полным ходом
идет развитие второй сигнальной системы
и формируется ее совместная деятельность
с первой.

                                  
Ранний возраст (с 1 года до 3 лет).

     Изменения функциональной организации
мозга в раннем возрасте связаны, прежде
всего, с дальнейшим созреванием коры
больших полушарий.  2-й и 3-й год жизни
отличаются живой ориентировочной и исследовательской
деятельностью. Этот возраст ребенка характеризуется
«предметным» характером мышления, т.
е. решающим значением мышечных ощущений.
Эта особенность в значительной степени
связана с морфологическим созреванием
мозга, так как многие моторные корковые
зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности
уже к 1-2 годам достигают достаточно высокой
функциональной полноценности. Основным
фактором, стимулирующим созревание этих
корковых зон, являются мышечные сокращения
и высокая двигательная активность ребенка.
Прямохождение, расширяет возможность
самостоятельно ознакомиться ребенку
с окружающей средой. Дальнейшее развитие
двигательных действий усложняет манипуляции
ребенка с предметами, ребенок учится
вкладывать  предметы один в другой,
нанизывать их.   Увеличивается разнообразие
манипуляций с кубиками, пирамидкой, карандашами,
бытовыми предметами (чашка, ложка, ботинки),
ребенок постепенно учится использовать
их по назначению. Путем проб и ошибок
начинается использование собственных
способов конструирования. При этом познаются
не только предметы как таковые, но и их
разнообразные свойства. В расширении
возможностей познавательной  сферы
важная роль принадлежит системе зрительного
восприятия.

Источник