Возрастные периоды развития личности ребенка новообразования возраста

Возрастные периоды развития личности ребенка новообразования возраста thumbnail

Содержание:

  1. Возрастные периоды человека
  2. Характеристика основных новообразований в разных возрастных периодах
  3. Теории развития человека
  4. Заключение
Предмет:Психология
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:11.02.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по психологии на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

В течение своей жизни человек проходит ряд этапов своего развития — младенчество, детство, юность, переходный возраст, зрелость, старость и, наконец вымирание. На каждом этапе возникают свои задачи и приоритеты, жизненные проблемы и связанный с ними опыт.

Изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой, могут быть разными:

  • Количественный (увеличение словарного запаса, памяти);
  • Эволюционный — накапливать постепенно, плавно, медленно;
  • Качественный (усложнение грамматических конструкций в речи — от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию);
  • Революционные — глубже, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационный — связан с конкретной социальной средой, ее влияние на ребенка; нестабильный, обратимый и должен быть исправлен.

Понятие возраста определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека. Возраст или возраст — это цикл развития ребенка, который имеет свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) — это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предыдущего развития.

Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут измениться, и один ребенок войдет в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Границы подросткового возраста, связанные с половым созреванием детей, особенно сильны.

Знание и понимание причин, закономерностей, возрастных особенностей человека зависит от организации системы обучения и воспитания, организации различных государственных учреждений, таких как детский сад, школа, профессиональная подготовка и отношение к пожилым людям. Например, многие воображают, что младенчество — это «животный» период в жизни человека. Малыш наделен только инстинктами, не имеет собственной личности. В этом случае ему нужны только еда, сон, воздух и тепло.

Конечно, все это необходимо для младенца, но если понять, что младенческий возраст — это период развития всех будущих психических образований, личности человека, то младенцу также необходимо общение с родителями, развивающие игры и упражнения, которые продвигать его моторное развитие, ему нужны упорядоченная, разнообразная среда обитания и индивидуальный подход. Если мы представим старость как переход к слабости, слабости, потере памяти, снижению интеллекта, то отношение к пожилым людям будет как у низших людей, требующих терпения и снисходительности.

Однако если мы понимаем, что старение — это особый период жизни, в котором психические процессы специально организованы, адаптируя человека к происходящим изменениям, тогда отношение к пожилым людям, помогая им, приобретает характер помощи не слабому человеку. но и человек. Это меняет психологический контекст и отношение к пожилым людям.

Возрастные периоды человека

Психологические новообразования — это психологические приобретения, которые появляются у человека в течение определенного периода времени, как правило, периоды являются возрастными стадиями развития.

Новорожденный — основное новообразование представляет собой комплекс ревитализации.

Младенчество (0 — 1) — вертикальная осанка, функциональные действия, начало формирования объективного действия мышления, страх перед незнакомцами, поиск одобрения у взрослого человека, полный синтез человеческого тела.

Раннее детство (1 — 3) — развитие объективных действий, формируется первичная самооценка, формирование первичных форм наглядно-образного мышления, формирование внутреннего плана действий, базовая структура языка, активная речь и появляется постоянный интерес к сверстникам.

Дошкольный возраст (3 — 7) — формирование произвольных действий и действий знаменует процесс появления нового типа поведения, которое в полном смысле можно назвать субъективным; формирование механизмов правильного субъективного поведения и характера; формируются общие и специальные способности: музыкальные, художественные, танцевальные и др .; наиболее интенсивно развивается воображение, основой для развития которого является игровая деятельность; появляется новая, более высокая форма визуально-образного мышления — визуально-схематическое мышление; процессы восприятия, памяти, внимания становятся произвольными и контролируемыми; формируется прототип мировоззрения.Основным новообразованием является самооценка и осознание своего опыта.

Читайте также:  Лурия в развитии ребенка

Подростковый возраст (7-14 лет) — в процессе освоения полной структуры учебной деятельности у ребенка младшего школьного возраста, основных способностей теоретического сознания и мышления — анализ, планирование, рефлексия; мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер; восприятие приобретает характер организованного наблюдения, осуществляемого по определенному плану; внимание становится сосредоточенным и произвольным, его объем увеличивается, увеличивается способность распределять внимание между несколькими объектами; эмоциональные переживания приобретают обобщенный характер, формируются высшие чувства — познавательные, нравственные, эстетические.

Юность (14 — 21) — способность к самоопределению и саморазвитию; основные новообразования подросткового возраста — это саморефлексия, осознание своей индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка сознательного конструирования собственной жизни и постепенный рост в различных сферах жизни.

Молодость (19 — 33) — здесь возникает свой уникальный внутренний мир; возникает ощущение стабильности своего отношения к миру, своего социального и профессионального я; формируется индивидуальный стиль деятельности.

Взрослая жизнь (32 — 42) — в интервале от 34 до 37 лет наступает второй пик в развитии мышления взрослого человека, устанавливаются все более тесные и устойчивые связи между образным, вербально-логическим и практическим мышлением, которое приобретает человек уникальная полнота самоидентификации, которая состоит из его разнообразия прав и обязанностей в различных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье; и в то же время предельная ответственность за мир и за себя в мире.

Сензитивный период развития — это период в жизни человека, который создает наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и типов поведения. Например, для развития речи наиболее чувствительным, то есть благоприятным периодом является дошкольный возраст.

Характеристика основных новообразований в разных возрастных периодах

Первое из наиболее распространенных парадигматических установок — в его крайнем выражении — это натурализм, концептуальная структура которого определяется отношением «человек — природа». Теоретической схемой, описывающей процессы развития в натуралистических концепциях, является отношение организма к окружающей среде, а носителем этих процессов является человек, как только естественный индивид.

Признавая значительное влияние окружающей среды на развитие психических структур, натурализм придает решающее значение наследственным механизмам, врожденным склонностям и телесной организации генетической программы в целом. Окружающая среда, в силу своей чуждости к телу, является важным, но только внешним обстоятельством при прижизненном формировании психики.

Второе парадигматическое отношение (наиболее характерное для советской психологии) — это социоморфизм, категорическим каркасом которого является отношение «человек — общество»; здесь человек рассматривается прежде всего как социальная личность; его суть не в природе и не в себе, а в обществе. Здесь сама структура общества является источником, основой и объяснительным принципом происхождения и структуры человеческой психики. Общий смысл развития здесь — это социализация личности, формирование («кастинг») внутреннего мира человека в соответствии с определенной, социально определенной нормой, образцом или мерой.

Характеристика основных новообразований в разных возрастных периодах

В рамках естественнонаучного подхода к изучению природы психических явлений также необходимо выделить такую ​​частную, но чрезвычайно важную для любой науки установку парадигмы, как эпистемология, которая считает, что когнитивное отношение человека к миру является исходным и фундаментальным, определяющим или обеспечивающим любые другие его отношения. Психология развития в этой парадигме сводится к когнитивному развитию, к возникновению и формированию когнитивных структур, механизмов, стилей, которые обеспечивают расширяющееся взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта. Более того, конечные причины формирования когнитивных структур находятся за пределами реальной психологии человека. В этом отношении показательна генетическая психология известного детского психолога Ж. Пиаже.

Наиболее кардинальной альтернативой вышеупомянутым парадигмальным установкам (в первую очередь натурализму и социоморфизму) в психологии было направление, центральным пунктом которого является отказ от индивидуальных представлений о человеке, от снижения целостности человеческой реальности до статуса естественный, социальный или познавательный индивид. В основном рассматриваются механизмы трансформации культуры в мир личности и поколения в процессе развития личности в мире (формах) культуры. В соответствии с этим центральным моментом целесообразно выделить это направление в особую парадигму — культурализм, концептуальная структура которой определяется отношением «человек — культура».

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка это основа

Антропологизм — это парадигма единства человека и мира. Главный вопрос в антропологической парадигме заключается в следующем: каким образом, в свете именно психологической теории, человек по сути возможен, который не является комбинацией (и даже не ансамблем) его индивидуальных проекций, какими бы значительными и богатыми они ни были. находятся? И что это за психологическая сущность? Таким образом, мы должны говорить о чисто предметной области человеческой психологии, которая не может быть сведена ни к содержанию психического (его многочисленным функциям и свойствам), ни к формам его организации (разнообразию процессов и структур).

Теории развития человека

Человеческое развитие — это непрерывная динамика изменений. Эти изменения особенно заметны при сравнении ребенка, школьника, взрослого и старика. Развитие человека от момента формирования зародыша будущей жизни до его смерти называется онтогенезом (от греческого онтосущество + генезис — развитие). Термин онтогенез был введен немецким биологом Э. Геккелем.

Есть много теорий человеческого развития. Большинство зарубежных теорий можно объединить в 3 подхода:

  • биогенетический — ребенок считается биологическим существом, наделенным природой с определенными способностями, чертами характера и поведением. Наследственность определяет весь ход его развития. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится лишь условием, позволяющим проявить то, что было дано ребенку до его рождения. (Геккель, В. Стерн, Карл Бюлер)
  • социогенетический — ребенок рождается с чистой душой, как восковая доска (или чистый лист бумаги). На этой доске педагог может написать что угодно, и ребенок, не обремененный наследственностью, вырастет так, как его хотят видеть близкие взрослые. Основным фактором считалась окружающая среда, активность ребенка не учитывалась. (Философ 17-го века Джон Локк)
  • сближение двух факторов — оба фактора одинаково значимы для психического развития ребенка и определяют его две стороны. Эти аспекты развития (один — это созревание наследственно данных способностей и черт характера, другой — развитие под влиянием непосредственного окружения ребенка) пересекаются, то есть происходит сближение. Эта теория затрагивала проблему взаимосвязи между окружающей средой и наследственностью (развитие на 20% определяется окружающей средой, а наследственность — на 80%). Но теория сходимости не учитывала:
  • внутренние причины психического развития;
  • Активность ребенка, учитывая, что он пассивен, адаптируется. (Уильям Стерн, Айзенк)

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в российской психологии, в основном основаны на положениях Л.С. Выготский.

Л.С. Выготский подчеркнул единство наследственных и социальных аспектов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет различный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятий) определяются более наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь).

Современная возрастная психология имеет довольно детальную картину возрастных характеристик психического развития ребенка в младенчестве, раннем детстве, дошкольном, начальном и подростковом возрасте (подростковый возраст). В то же время возрастные особенности стадий онтогенеза, выходящие за рамки детства, более разнообразны, гетерохронны и менее изучены в психологии.

Особенность гетерохронизма (гетеро-греческого иного, хронос-временного) развития означает, что развитие человека, в том числе его психическое развитие, неравномерно как по отношению к разным психическим процессам, так и по отдельным аспектам индивидуального психического развития человека. Итак, процессы восприятия характеризуются ранними стадиями развития, а эстетическое восприятие человека относится к зрелым периодам его жизни.

Формирование самосознания человека происходит в течение всей его жизни, но дифференцированное самосознание как члена общества характерно для подросткового возраста. Более того, индивидуальный гетерохронизм может выражаться в несоответствии физического, хронологического, психологического возраста, в котором также могут наблюдаться неравные психические, социальные, психологические и эмоциональные аспекты развития. Например, интеллектуально развитый взрослый может демонстрировать социально неприемлемые формы поведения, которые более типичны для подросткового возраста.

Читайте также:  Показатели физического развития ребенка физиология

Гетерохронизм развития связан с понятием «чувствительный» и «критический» периоды развития. Чувствительный период — это временной диапазон, наиболее чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Например, чувствительным периодом в развитии речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивалась ни до, ни после этого возраста. Это означает, что именно в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, опыт общения с людьми, образцы обозначения предметов и явлений словами, поддержку и поощрение взрослых в его попытках речи, желание выразить свои чувства и желания определенным устным способом. Интересно, что во всех культурах чувствительный период развития речи одинаков.

Заключение

Сложный и богатый процесс человеческого развития, полный поисков и сомнений, является продуктом совместного действия многих сил: смешения биологических и культурных принципов, переплетения мыслей и чувств, синтеза внутренних мотивов и внешних воздействий. Этот процесс начинается с момента зачатия и длится всю жизнь. Характер его развития во многом определяется окружающей средой, но в то же время он уникален как человек.

Психология развития рассматривает тенденции, закономерности и процессы развития на протяжении всей жизни человека, используя для этого опыт нескольких отраслей знаний.

Предполагается, что изменения, которые человек испытывает в течение своей жизни, являются результатом совокупного влияния биологических, психологических, социальных, исторических и эволюционных факторов, а также зависят от времени их воздействия.

Источник

Психологические новообразования — это психологические приобретения, которые появляются у человека за определенный период времени, как правило, периодами являются возрастные ступени развития.

Новорожденность — основным новообразованием является комплекс оживления.

Младенчество (0-1) — прямохождение, функциональные действия, начало формирование предметно-действенного мышления, страх перед незнакомыми людьми, поиск одобрения у взрослого, полный синтез человеческого тела.

Раннее детство (1-3) — освоение предметных действий, складывается первичная самооценка, формирование первичных форм наглядно-образного мышления, становление внутреннего плана действий, складываются основные структуры языка, активная речь, появляется устойчивый интерес к сверстникам.

Дошкольный возраст (3-7) — формирование произвольных действий и поступков знаменует собой процесс возникновения нового типа поведения, который в полном смысле может быть назван субъектным; формирования механизмов собственно субъектного поведения и характера; формируются общие и специальные способности: музыкальные, художественные, танцевальные и т.п.; наиболее интенсивно развивается воображение, основой развития которого выступает игровая деятельность; складывается новая, более высокая форма наглядно-образного мышления — наглядно-схематическое мышление; произвольными и управляемыми становятся процессы восприятия, памяти, внимания; формируется прообраз мировоззрения; основное новообразование — самооценка и осознание своих переживаний.

Отрочество (7-14) — в ходе освоения полной структуры учебной деятельности у ребенка младшего школьного возраста складываются базовые способности теоретического сознания и мышления — анализ, планирование, рефлексия; мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер; восприятие приобретает характер организованного наблюдения, осуществляющегося по определенному плану; внимание становится целенаправленным и произвольным, увеличивается его объем, возрастает способность распределять внимание между несколькими объектами; эмоциональные переживания приобретают обобщенный характер, формируются высшие чувства — познавательные, нравственные, эстетические.

Юность (14-21) — способности к самоопределению и саморазвитию; главные новообразования юношеского возраста — саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.

Молодость (19-33) — возникает собственный уникальный внутренний мир; приходит ощущение устойчивости своего отношения к миру, своего социального и профессионального Я; формируется индивидуальный стиль деятельности.

Взрослость (32-42) — в промежутке от 34 до 37 лет наступает второй пик в развитии мышления взрослого человека, устанавливаются все более тесные и устойчивые связи между образным, вербально-логическим и практическим мышлением[12]; человек обретает уникальную полноту самобытия, которая складывается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье; и в то же время — предельную ответственность за мир и за себя в мире.

Источник