Возрастные особенности развития ребенка с нарушением зрения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад №40 «Солнышко»
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
с нарушениями зрения.
Профилактика возрастных заболеваний.
Воспитатель:
Бокатуева Виктория Вячеславовна
Учитель-дефектолог (Тифлопедагог):
Дозорова Алена Анатольевна
2016
За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Помимо врождённых отклонений отмечается увеличение числа хронических заболеваний различных органов и систем. Особое место в детской патологии занимают различные виды нарушения зрения, которые могут привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.
В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Помимо этого многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и многими другими видами нарушения зрения.
Структура зрительной патологии детей:
- Врожденная миопия
- Гиперметропия разной степени
- Сходящееся косоглазие
- Амблиопия
- Сходящееся косоглазие
Поэтому для них необходимо создать условия, которые будут способствовать успешному лечению той или иной патологии, восстановлению зрения.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
с нарушениями зрения
Возраст детей | Особенности развития познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения |
3 -4года | Снижение функций зрения приводит к снижению скорости и точности восприятия, искажённость восприятия единичных предметов. Дети с нарушениями зрения испытывают серьёзные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов. Для работы с детьми создаются специальные условия, компенсирующие недостатки цветовосприятия: — усиление насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях; применение специальных средств для рисования. Для знакомства с предметами нужно правильно использовать остаточное зрение. Для этого важно направлять внимание ребёнка на то, какой формы предмет, сочетать зрительное прослеживание с движением пальчика по контуру предмета. |
5-6 лет | Существенно повышается уровень произвольного управления своим поведением, что оказывает положительное воздействие на внимание, память, мышление. Существенные сдвиги происходят в умении ориентироваться в пространстве. Интенсивно развиваются высшие формы наглядно- образного мышления. Продолжают совершенствоваться все стороны речи. |
6-7 лет | Умеют отделять главное от второстепенного, понимают, что явления связаны между собой. Мышление приобретает высокую степень отвлечённости и обобщённости. Неумение сосредоточить внимание на объекте за счёт прослеживающих функций глаза. Освоение предметного мира, развитие предметных действий носят замедленный характер. Зрительные нарушения осложняют формирование речи (обеднённая смысловая сторона, чувственная сторона речи). Затруднена ориентировка в пространстве. |
Одним из требований при организации коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном образовательном учреждении является строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных не только с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций, но и профилактикой зрительных нарушений. Профилактика зрительных нарушений является неотъемлемой составляющей коррекционно-педагогической деятельности в образовательном процессе детей с нарушениями зрения.
По мнению Г.Г. Демирчогляна, педагоги могут и должны сделать всё возможное для нормального развития детского зрения. В связи с этим педагогический коллектив МБДОУ детский сад № 40 «Солнышко»» большое внимание уделяет охране и гигиене зрения дошкольников, проведению различных занятий, игр и упражнений, способствующих качественному улучшению зрительных функций.
В программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И. Плаксиной наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья предусмотрены упражнения для глаз, направленные на преодоление зрительных нарушений, развитие зрительной ориентации, снятия зрительного утомления, совершенствования центрального и периферического зрения.
Зрительная гимнастика – это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика эффективна в случае её регулярного проведения, с учётом нарушенных зрительных функций и под обязательным наблюдением врача-офтальмолога. Офтальмологами доказано положительное влияние физкульминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей, при котором улучшается мозговое кровообращение и укрепляется склера глаза.
Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.
Эффективность зрительной гимнастики:
— способствует более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала;
— снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность;
— способствует предупреждению нарушений зрения и развитию глазных заболеваний;
— улучшает кровооращение.
Условия проведения зрительной гимнастики.
1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.
2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.
3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.
Методика проведение зрительной гимнастики
- Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим.
- Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой.
- При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше.
- Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д.
- Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию.
- Следует отмечать старание, желание и результаты детей.
В практике нашего ДОУ педагогами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:
— со зрительными стимулами (предметами)
— с сигнальными метками;
— с индивидуальными офтальмотренажерами;
— с настенными офтальмотренажерами;
— с опорой на схему.
Изучив методические рекомендации Базарного В.Ф., Григоряна Л.И., мы разработали материал по использованию тренажеров различного направления (офтальмотренажеры, «держалки», сигнальные метки), целью которых является:
— снижение психической и зрительной утомляемости;
— повышение остроты зрения;
— развития зрительно-двигательной координации;
— упражнение детей в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете;
— повышение общей активности детей во всех видах деятельности.
Упражнения со зрительными стимулами (предметами)
Для этой цели используется яркий предмет, который прикрепляется к указке (игрушка, бабочка). Ребёнку предлагается отправиться в путешествие, следить при этом только глазами, голова неподвижна. Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих (стоящих) детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей остановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные – располагаются дальше. Применение зрительных ориентиров позволяет упражнять детей в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете. Кроме того, дети более осознанно выполняют глазодвигательные действия за конкретным предметом, чем просто за пальцем, при этом, не напрягая зрение.
Для упражнений, где необходимо следить за пальцем руки, можно использовать пальчиковый кукольный театр, или специально сделанные, изображения героев сказок, которые можно надеть на палец. Эти приёмы помогут детям с интересом выполнять однообразные упражнения, направленные на развитие зрительного анализатора.
Упражнения с сигнальными метками: в различных участках комнаты, в пределах которой проходят занятия на потолке фиксируются (либо подвешиваются) привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. ими могут служить игрушки или красочные картинки.
Игрушки (картинки) мы подбираем с таким расчётом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки (одна лексическая тема). С целью повышения эффективности упражнений по активизации чувства координации и равновесия, их выполняют только в положении «стоя».
Настенные офтальмотренажеры представлены виде схем, размещаются на стене, против лица. Упражнения заключаются в поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.
Зрительные тренажеры и лабиринты используются для стимуляции, активизации и развития зрения; укрепления и восстановления работы мышц глаза на стене, снятию напряжения с глаз.
В комплекс зрительной гимнастики включаются также упражнения на улучшение и укрепление аккомодации для детей с расходящимся косоглазием, а для детей со сходящимся косоглазием – упражнения на расслабление конвергенции, на улучшение кровообращения и циркуляции глазной жидкости; на укрепление глазодвигательных мышц; для снятия зрительного утомления; на совершенствование центрального и периферического зрения.
При расходящемся косоглазии зрительные гимнастики на полу; при сходящемся косоглазии – на стене и потолке.
Упражнения на усиление аккомодации при расходящем косоглазии
При расходящемся содружественном косоглазии упражнения предназначены усилить аккомодацию, что предполагает направление взора вблизь и вниз.
Упражнения:
Сортировка геометрических фигур по цвету, форме.
Составление целого из частей – кубики.
Работа с мозаикой средних размеров: сортировка, выкладывание узора.
Нанизывание колец, счетных палочек, катушек, пуговиц на леску.
Выкладывание узора из цветных палочек.
Вдевание лески в модель игры.
Обведение контура.
Перерисовка изображений через кальку.
Игры с мячом: отбивание о пол, прокатывание по полу.
Игра «Поймай рыбку»
Вырезание фигур, их деталей.
Игра « Набрось колечко», «Поймай рыбку».
Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.
Упражнения на расслабление конвергенции при сходящемся косоглазии
При сходящемся содружественном косоглазии задача упражнений — расслабить конвергенцию, что предполагает направление взора ребёнка вдаль и вверх.
Упражнения:
Рассматривание картинок, уменьшая и увеличивая расстояние до них.
Рассматривание далеких и высоких предметов.
Работа с магнитным конструктором.
Раскрашивание картинок, укреплённых на доске.
Вдевание лески в модель иглы на расстоянии.
Игры в лото, домино на подставке.
Кольцебросы.
Бадминтон, волейбол.
Метание мячей, мешочков, снежков в цель.
Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу.
Опыт нашей работы позволил отметить, что профилактика глазных заболеваний, основанная на специальных двигательных упражнениях для зрительного прослеживания с применением специальных тренажеров является эффективной и неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса. Использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций детей обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.
Источник
Ранняя сенсорная депривация снижает развитие зрительного восприятия, формирование образа, не отражает точно и дифференцированно качества изучаемого объекта, а также дефицит мотивационного внимания и негативность эмоциональной реактивности на воздействие извне. Нежелание получить новую информацию может привести к вторичной задержке психического развития ребенка.
Поскольку все младенцы с нарушением зрения имеют врожденную патологию зрительного аппарата, то есть раннюю сенсорную деривацию, то формирование психики такого ребенка по сравнению с нормально видящими отличается как по темпу развития, так и по качественным характеристикам. Однако наблюдения за развитием и поведением двух-трех месячного младенца с нарушением зрения свидетельствует о том, что его реакция и действия мало чем отличается от зрячего ровесника. Такое поведение свидетельствует о том, что первичные сенсорные реакции ребенка носят генерилизованный характер. В связи с этим выпадение зрительных стимулов из комплексов раздражителей не наносит ущерба самому поведению малыша.
Примерно к двум-трем месяцам, когда у нормально видящих детей развиваются такие зрительные функции, как фиксация взора, первые попытки прослеживающих движений глаза, отсутствие или глубокое поражение зрения становится фактором, ограничивающим психическое развитие.
Ребенок с ослабленным зрением более чем нормально видящий, зависит от выбора, обработки, удержания в памяти и использования слуховой информации. Развитие у него, дифференцированного слухового образа относится к пяти-шестимесячному возрасту, когда малыщ способен выделять и различать звуковые качества предметов, относить их к осязаемым объектам.
Выделение и дифференциация слуховых образов у детей с глубокими нарушениями зрения тесно связаны с движением. Формирование активного осязания как персептивного действия наиболее часто проходит в результате манипуляцией с предметами. Объективные свойства предметов, с которыми ребенок играет, формирует проприоцептивные сенсорные функции. Формирование двигательного аппарата младенца происходит одновременно с совершенствованием кожно-механических анализаторов. Отсутствие зависимости развития движений и манипуляций с ними от нарушений зрения в первые месяцы жизни способствует тому, что к трех-четырехмесячному возрасту нерводвигательный аппарат ребенка с глубокими нарушениями зрения готов к гаптическому восприятию. Следовательно, именно эта модальность может стать базой, обеспечивающей создание осязательного поля, а именно к выделению и дифференцированию и слуховых восприятий, формированию слуховых образов предметного мира. Развитие дифференциации слуховых сигналов и формирование слухового восприятия способствует активности речевой деятельности.
В четыре-пять месяцев происходит значительный прогресс тактильной чувствительности и кинестезии, который связан с эволюцией двигательных рефлексов, на базе которых формируется сложная система движений, обеспечивающая манипуляции с предметами. Ребенок с нарушениями зрения из-за отсутствия согласующей движение функции начинает отставать в развитии координации рук, что ведет к задержке формирования мелких движений пальцев. Меньшая психическая активность младенца с нарушением зрения, связанная с отсутствием зрительных впечатлений, является фактором и условием, затрудняющим развитие его психики и ведущим к отставанию от зрячего. Процесс психического развития наиболее интенсивно происходит в ведущей для каждого возраста деятельности. В раннем детстве такой деятельностью является общение с взрослым. У малыша с нарушением зрения общение затруднено. Своеобразная диспропорция психического развития дает возможность ребенку с нарушением зрения компенсировать недостатки, связанные с дефектом, опираясь на те психические образования, которые на этом этапе сформировались независимо от недуга. В возрасте до шести месяцев такими опорными моментами служат двигательная сфера, кинестетика, осязание и слух. Поэтому, расширение круга всевозможных раздражителей, возбуждающих слух, осязание, вкус, обоняние является необходимым условием развития и установления связей между различными объектами и действиями и готовит почву для формирования компенсации слепоты.
После шести месяцев жизни слепые дети начинают резко отставать в развитии движений от зрячих ровесников, хотя для локомоций период от года до двух лет является оптимальным, сензитивным.
Тормозящее влияние слепоты и слабовидения на развитие движений замедляет темпы их формирования, поэтому дети с глубокими нарушениями зрения еще длительное время оказываются несамостоятельными и зависимыми от взрослых в передвижении, а, следовательно, и недостаточно активными в познании окружающего мира. Формирование движений ребенка связано с его ознакомлением с пространством, с объектами, наполняющими его, то есть с созданием у малыша образов предметного мира и своих действиях.
У детей с нарушениями зрения, так же как и у нормально видящих, интенсивно формируются процессы восприятия и совершенствования предметной деятельности. Однако сама эта деятельность замедленна, а ее становление затягивается до трех-четырех лет из-за задержек развития двигательных компонентов. Специфика формирования предметных действий в раннем возрасте заключается в медленном темпе их развития. Первые специфические манипуляции появляются у слепых детей после двухлетнего возраста. К концу третьего года жизни еще не у всех сформировалась и стала ведущей предметная деятельность.
Общение продолжает играть активную роль в развитии слепого и в усвоении им социального опыта, служит важным мотивом совместной с взрослыми деятельности, а эмоциональная его сторона сочетается с формированием речи и овладения ею. Интенсивно развивающаяся речь ребенка является тем звеном, опираясь на которое можно способствовать его психическому развитию. Процесс речевого общения позволяет ускорить формирование предметных действий, обозная их словом, что дает возможность их совершенствования. Развитие же предметных действий, в свою очередь, ведет к улучшению сенсорной организации слепого, формированию его осязательных образов и восприятию других модальностей.
Сложные и серьезные задачи встают перед ребенком с нарушениями зрения в период дошкольного возраста, когда акцент развития переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижениями в пространстве и коммуникациям со сверстниками не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности. В это время психическое развитие детей с нарушениями зрения испытывает отрицательное влияние ограниченного запаса образов представлений и знаний, затруднения в осуществлении совместной предметной деятельности и в ориентировании и передвижении в пространстве. Эти вторичные нарушения приводят к замедлению темпа психического развития и к длительному пребыванию ребенка на качественно низком уровне по сравнению с нормально видящим.
Компенсаторная роль практической деятельности в развитии слепого ребенка раннего и дошкольного возраста состоит в том, что, основываясь на словесном подкреплении и мотивации общения, она способствует развитию основных процессов мышления, готовит более совершенные формы и способы решения стоящих перед детьми задач. Анализ различных видов деятельности слепых дошкольников показал, что в каждой из них формируются разнообразные компоненты компенсации слепоты. Так, манипуляции предметами обеспечивают развитие в первую очередь процессов восприятия. Перцептивные действия, достигая более высоких уровней в своем развитии, опираются на сенсорные эталоны. Изучение процессов овладения сенсорными эталонами слепыми и слабовидящими детьми показало, что оно осуществляется интеллектуальным путем (Л.И. Солнцева). Осязание незрячим ребенком предметного мира длительное время строится на выделении лишь отдельные признаки объекта, не образуя единого образа. Образ остается очень конкретным и фрагментарным. Этому соответствуют и перцептивные действия, не имеющие еще планомерности и целенаправленности. Лишь к концу дошкольного периода хаотичные осязательные обследования приобретают характер планомерных и целенаправленных.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте особенности развития психики незрячего младенца.
2. Каковы особенности формирования познавательных процессов у незрячих детей раннего и дошкольного возраста.
3. В чем заключается компенсаторная роль практической деятельности в развитии незрячего ребенка?
Список литературы
1. Волкова Л.С. Выявление и коррекция устной речи у слепых и слабовидящих детей. — Л, 1982.
2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, воспитание и обучение детей с нарушениями зрения.- М,2000.
3. Жоков В.П., Кормакова И.А., Плаксина Л.И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. — М,1989.
4. Жильцова О.Л. Индивидуальные особенности развития речи и фонематического слуха у старших дошкольников с глубокими нарушениями зрения.// Дефектология,1971 -№ 2.
5. Земцова М.И. Общественное дошкольное воспитание детей с нарушением зрения и его коррекционная направленность. Материалы Всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения (отв.ред. А.Н.Кондратов) — М,1980.
6. Ковалев Л.П. К вопросу о психолого-педагогическом изучении слабовидящих дошкольников, поступающих в детский сад. Вопросы обучения воспитания слепых и слабовидящих. — Л,1981.
7. Кондратов А.М. Если ребенок не видит. — М,1991.
8. Коробко С.Л. Коррекция речевых недостатков у слабовидящих школьников.- М,1973.
9. Лукошевичене А.Л. К вопросу об особенностях смысловой стороны речи слабовидящих дошкольников.// Дефектология,1985.- № 6.
10. Морозова Н.Г. Воспитание активного познавательного отношения к окружающей действительности у дошкольников с нарушением зрения. Вопросы активизации обучения в школах для детей с нарушениями зрения.// Сб.научных трудов НИА дефектологии АПН СССР — М,1976.
11. Малаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих детей.- М,1992.
12. Малаев Д.М. Психолого-пе6дагогические предпосылки по воспитанию дефицита нравственного и физического развития слепых и слабовидящих детей в игре. // Дефектология,1993. — № 5.
13. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения.- СПб,1995г.
14. Пакутнева С.А. Развитие связной речи дошкольников с нарушением зрения. Автореферат дис. ….канд. пед наук. — М,1988.
15. Плаксина Л.И. Коррекционно-воспитательное значение подвижных игр в развитии детей с амблиопией и косоглазием. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях.// Сб.научных трудов НИИ дефектологии АПН СССР.- М,1978.
16. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения. — М,1988.
17. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения.- М,1988.
18. Рудакова Л.В. О готовности слабовидящих детей к обучению. Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения.- Л,1983.
19. Свиредюк Т.П. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими детьми дошкольного возраста.- Киев,1981.
20. Свиредюк Л.И. Подготовка слабовидящих детей к школе. Киев,1984.
21. Сековец Л.С. Организация двигательного режима детей дошкольного возраста с нарушением зрения.\ Дефектология,1987. — № 6.
22. Слабовидящие дети./ Под ред. Ю.А.Кулагина, Н.Г.Морозовой, М.Б.Эйдиновой.- М,1967.
23. 33.Совершенствование процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей /Под.ред. Л.И.Солнцевой, В.П.Ермакова, М.И.Земцовой.- М,1986.
24. Солнцева Л.И. Воспитание слепого дошкольника.- М,1967.
25. Самбикин Л.Б. Игры для слепых детей.- М,1979.
26. 40.Феоктистова В.А. У истоков обучения слепых в России. //Дефектология,1984. — № 4.
27. Хорош С.М. Игрушка как средство познания окружающего мира слепыми дошкольниками.// Дефектология,1983.- № 2.
28. Хрестоматия по истории тифлопедагогики// Дефектология,1983.- № 2.
29. Шапиро С.Л. О некоторых особенностях развития речи детей с глубокими нарушениями зрения.- Л,1972.
Источник