Возрастные особенности развития ребенка педагогика
Эльвира Александровна Петрова
Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых педагогов с возрастной периодизацией ребёнка
В соответствии с периодизацией:
Младенческий возраст (0 – 1 года);
Ранний детский возраст (1 – 3 года);
Дошкольный возраст (3 – 7 лет).
Возрастные особенности детей раннего возраста.
От 1 года до 3-х лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и формировании личности ребенка. Характерной особенностью этого периода жизни человека является быстрый темп физического и психического развития.
Еще одной отличительной особенности развития ребенка в раннем возрасте является тесная взаимосвязь и взаимовлияние физического и психического развития. Недостатки в развитии движений, например, сказываются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.) приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечет за собой замедление в развитии речи.
Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста является возникновение речи и наглядно-действенного мышления, которое развивается оно на основе действий с предметами.
В этот период происходит формирование активной речи ребенка и понимание речи взрослого в процессе совместной деятельности. С развитием слушания и понимания сообщений, происходит использование речи как средства познания действительности, как способ регуляции поведения со стороны взрослого.
Внимание, восприятие и память детей раннего возраста носят непроизвольный характер. Развитие восприятия происходит на основе внешне-ориентированного действия (по форме, величине, цвету, при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Узнать и запомнить ребенок может только то, что ему понравилось или заинтересовало.
Важнейшим механизмом развития ребенка в этом возрастном периоде является подражание. В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Постепенно общение малыша со взрослыми становится все более социальным, в том смысле что у ребенка появляются не только биологические, витальные потребности, но и социальные в общении, в овладении человеческими способами познания и действия.
Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но она тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности – игры. Игровая деятельность носит предметно-манипулятивный характер.
Основной способ познания ребенком окружающего мира в данном возрасте — это метод проб и ошибок.
Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.
К трем годам появляется первичная самооценка, осознание не только собственного «Я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой», сознание этого и появление личностных действий подвигает ребенка на новый уровень развития. Начинается кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. По выражению Д. Б. Эльконина, кризис выделения своего «Я». Л. С.Выготский описал 7 характеристик кризиса 3-х лет: негативизм, упрямство, строптивость, протест-бунт, деспотизм, ревность, своеволие.
Формирование личности ребенка во время кризиса 3-х лет происходит во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Кризис 3-х лет напоминает маленькую революцию.
Реакции на «Я сам»бывают двух видов: первая – когда взрослый поощряет самостоятельность ребенка и как следствие происходит сглаживание трудностей во взаимоотношениях. Во втором случае если взрослый, несмотря на качественные изменения в личности ребенка продолжает сохранять прежний тип взаимоотношений, то происходит обострение отношений, проявление негативизма.
Следующий период – дошкольное детство. Дошкольное детство – большой период в жизни ребенка: он продолжается с 3 до 7 лет. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этом возрасте по отношению к окружающим у ребенка формируется собственная позиция. Активность и неутомимость малышей проявляется в постоянной готовности к деятельности.
Особенности развития детей 3-4-х лет.
В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования.
На основе наглядно-действенного мышления к 4 — м годам у детей формируется наглядно-образное мышление. Постепенно происходит отрыв действий ребенка от конкретного предмета.
Речь становится связной, словарный запас обогащен прилагательными. Преобладает воссоздающее воображение.
Память носят непроизвольный характер, и характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается то, что интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, все, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен долго удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одного вида деятельности на другой.
Способ познания – экспериментирование, конструирование.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.
Особенности развития детей 4-5 лет
Психическое развитие детей характеризуется использованием речи, как средства общения и стимуляции, расширением кругозора ребенка, открытием им новых граней окружающего мира.
Ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главный вопрос ребенка данного возраста «Почему? Активно развивается потребность в новых знаниях. Мышление – наглядно-образное.
Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. В этот возрастной период заканчивается формирование активной речи детей.
Внимание и память продолжают носить непроизвольный характер. Сохраняется зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса.
Активно развивается фантазирование.
Способом познания окружающего мира являются рассказы взрослого, экспериментирование.
Игровая деятельность носит коллективный характер. Сверстники становится интересными как партнеры по сюжетной игре, складываются предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более устойчивыми.
Особенности развития детей 5-6 лет
В 5-6- летнем возрасте интерес ребенка направлен на сферу взаимоотношений между людьми.
Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.
К этому периоду у ребенка накапливается довольно таки большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополнятся.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребенка-дошкольника.
Начинается формироваться образно-схематическое мышление, планирующая функция речи, происходит развитие целенаправленного запоминания.
Основной способ познания – общение со сверстниками, самостоятельная деятельность и экспериментирование.
Происходит дальнейшее углубление интереса к партнеру по игре, усложняется замысел в игровой деятельности.
Происходит развитие волевых качеств, которые позволяют ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
К концу дошкольного возраста ребенок знает, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также может оценить не только чужое, но и свое поведение.
Формируется крайне важный механизм соподчинения мотивов. Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый – наказание, еще более слабый – собственное обещание.
Еще одна важная линия развития личности – становление самосознания. У ребенка к 7-ми годам появляется самоконтроль и произвольное поведение, самооценка становится более адекватной.
На основе наглядно-образного мышления у детей формируются элементы логического мышления.
Происходит развитие внутренней речи.
Способ познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. Сверстник воспринимается как собеседник, партнер по деятельности.
К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек.
Достижением дошкольного возраста является развитиеразных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность.
Главной, ведущей деятельностью является игра. По сравнению с тем, как играл ребенок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Теперь она гораздо длительнее. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т. п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.
Дошкольник способен к трудовому усилию, которое может проявляться в самообслуживании (сам одевается, сам ест, в уходе (под руководством взрослого) за растениями и животными, в выполнении поручений. Появляется и интерес к умственному труду. Постепенно фор-мируется готовность к обучению в школе.
Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.
Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты; проявляют друг к другу доброжелательность. Возникает дружба.
С течением времени ребенок становится все более само-стоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.
Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно-личностной. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений.
Давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям.
Можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие эмоций, воли, интеллекта; развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных направлений наблюдается динамика в становлении ребенка как существа социального.
Самый главный результат дошкольного периода – это готовность детей к обучению в школе.
На основе обобщения теоретических подходов в решении проблем готовности к школе можно выделить ряд признаков:
— Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).
— Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.
— Способность к выполнению основных мыслительных операций.
— Достижение определенного уровня психической и физической выносливости.
— Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.
-Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.
Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства, т. е. с 3 до 7 лет и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.
Источник
Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ è ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïåðèîäèçàöèè äåòñêîãî âîçðàñòà. Îñîáåííîñòè âîñïèòàíèÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ. Áèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè âîçðàñòà. Ïîçíàâàòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü, èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè äåòåé. Ïîìîùü ñåìüè â ïåðèîä àäàïòàöèè ðåáåíêà ê øêîëå.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
1. Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ äåòåé
Òî, ÷òî ðàçâèòèå êàê ôèçè÷åñêîå, òàê è óìñòâåííîå òåñíî ñâÿçàíî ñ âîçðàñòîì, ïîíèìàëè óæå â ãëóáîêîé äðåâíîñòè. Ýòà ñàìîî÷åâèäíàÿ èñòèíà íå òðåáîâàëà îñîáûõ äîêàçàòåëüñòâ: áîëüøå ïðîæèë ÷åëîâåê íà ñâåòå — ñòàë âûøå ðîñòîì è êðåï÷å òåëîì, ñ âîçðàñòîì ïðèõîäèò ìóäðîñòü, íàêàïëèâàåòñÿ îïûò, óìíîæàþòñÿ çíàíèÿ. Êàæäîìó âîçðàñòó ñîîòâåòñòâóåò ñâîé óðîâåíü ôèçè÷åñêîãî, ïñèõè÷åñêîãî è ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Ðàçóìååòñÿ, ýòî ñîîòâåòñòâèå ñïðàâåäëèâî ëèøü â îáùåì è öåëîì, ðàçâèòèå êîíêðåòíîãî ÷åëîâåêà ìîæåò îòêëîíÿòüñÿ â òó èëè äðóãóþ ñòîðîíó.
Äëÿ ïðàâèëüíîãî óïðàâëåíèÿ ïðîöåññàìè ðàçâèòèÿ ïåäàãîãè óæå â äàëåêîì ïðîøëîì äåëàëè ïîïûòêè êëàññèôèöèðîâàòü ïåðèîäû ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè, çíàíèå êîòîðûõ íåñåò âàæíóþ èíôîðìàöèþ äëÿ ïîñâÿùåííûõ. Åñòü öåëûé ðÿä ðàçðàáîòîê ïåðèîäèçàöèè ðàçâèòèÿ. Íå ñòàíåì âíèêàòü â òåîðåòè÷åñêèå òîíêîñòè âûáîðà êðèòåðèÿ.
Ïåðèîäèçàöèÿ îñíîâûâàåòñÿ íà âûäåëåíèè âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé. Âîçðàñòíûìè îñîáåííîñòÿìè íàçûâàþòñÿ õàðàêòåðíûå äëÿ îïðåäåëåííîãî ïåðèîäà æèçíè àíàòîìî-ôèçèîëîãè÷åñêèå è ïñèõè÷åñêèå êà÷åñòâà. Ïîñêîëüêó áèîëîãè÷åñêîå è äóõîâíîå ðàçâèòèå ÷åëîâåêà òåñíî ñâÿçàíî ìåæäó ñîáîé, òî ñîîòâåòñòâóþùèå âîçðàñòó èçìåíåíèÿ íàñòóïàþò è â ïñèõè÷åñêîé ñôåðå. Ïðîèñõîäèò, õîòÿ è íå â òàêîì ñòðîãî ïîðÿäêå, êàê áèîëîãè÷åñêîå, ñîöèàëüíîå ñîçðåâàíèå, ïðîÿâëÿåòñÿ âîçðàñòíàÿ äèíàìèêà äóõîâíîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Ýòî è ñëóæèò åñòåñòâåííîé îñíîâîé äëÿ âûäåëåíèÿ ïîñëåäîâàòåëüíûõ ýòàïîâ ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è ñîñòàâëåíèÿ âîçðàñòíîé ïåðèîäèçàöèè.
Ïîëíûå ïåðèîäèçàöèè ðàçâèòèÿ îõâàòûâàþò âñþ ÷åëîâå÷åñêóþ æèçíü ñ íàèáîëåå õàðàêòåðíûìè ñòàäèÿìè, à íåïîëíûå (÷àñòè÷íûå, óðåçàííûå) — òîëüêî òó ÷àñòü æèçíè è ðàçâèòèÿ, êîòîðàÿ èíòåðåñóåò îïðåäåëåííóþ íàó÷íóþ îáëàñòü. Äëÿ ïåäàãîãèêè øêîëû íàèáîëüøèé èíòåðåñ ïðåäñòàâëÿåò ïåðèîäèçàöèÿ, îõâàòûâàþùàÿ æèçíü è ðàçâèòèå ÷åëîâåêà øêîëüíîãî âîçðàñòà.  ñîâðåìåííîé íàóêå ïðèíÿòû ñëåäóþùèå ïåðèîäèçàöèè äåòñêîãî âîçðàñòà:
Òàáëèöà 1.
Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ | Ïåäàãîãè÷åñêàÿ |
Ïðåíàòàëüíûé ïåðèîä | Ìëàäåí÷åñòâî (1 ãîä æèçíè) |
Ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè (äî 6 íåäåëü æèçíè) | Ïðåääîøêîëüíûé âîçðàñò (îò 1 äî 3 ëåò) |
Ãðóäíîé ïåðèîä (äî 1 ãîäà) | Äîøêîëüíûé âîçðàñò (îò 3 äî 6 ëåò): |
Ïîëçóíêîâûé âîçðàñò (1-3 ãîäà) | Ìëàäøèé äîøêîëüíûé âîçðàñò (3-4 ãîäà) |
Äîøêîëüíûé âîçðàñò (3 — 6 ëåò) | Ñðåäíèé äîøêîëüíûé âîçðàñò (4 — 5 ëåò) |
Ñòàðøèé äîøêîëüíûé âîçðàñò (5 — 6 ëåò). | |
Øêîëüíûé âîçðàñò (6-11 ëåò) | Ìëàäøèé øêîëüíûé âîçðàñò (6-10 ëåò) |
Ïóáåðòàòíûé ïåðèîä (11-15 ëåò) | Ñðåäíèé øêîëüíûé âîçðàñò (10 — 15 ëåò) |
Þíîøåñêèé ïåðèîä (15-20 ëåò) | Ñòàðøèé øêîëüíûé âîçðàñò (15-18 ëåò) |
Íåòðóäíî çàìåòèòü, ÷òî îñíîâó ïåäàãîãè÷åñêîé ïåðèîäèçàöèè ñîñòàâëÿþò ñòàäèè ôèçè÷åñêîãî è ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû, è óñëîâèÿ, â êîòîðûõ ïðîòåêàåò âîñïèòàíèå, — ñ äðóãîé.
Âîçðàñò öåïêî óäåðæèâàåò ðàçâèòèå è äèêòóåò ñâîþ âîëþ. Çàêîíîìåðíîñòè, äåéñòâóþùèå â ýòîé îáëàñòè, æåñòêî ëèìèòèðóþò âîçìîæíîñòè ðàçâèòèÿ.
ß.À. Êîìåíñêèé áûë ïåðâûì, êòî íàñòàèâàë íà ñòðîãîì ó÷åòå â ó÷åáíî-âîñïèòàòåëüíîé ðàáîòå âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé äåòåé. Îí âûäâèíóë è îáîñíîâàë ïðèíöèï ïðèðîäîñîîáðàçíîñòè, ñîãëàñíî êîòîðîìó îáó÷åíèå è âîñïèòàíèå äîëæíû ñîîòâåòñòâîâàòü âîçðàñòíûì ýòàïàì ðàçâèòèÿ. Êàê â ïðèðîäå âñå ïðîèñõîäèò â ñâîå âðåìÿ, òàê è â âîñïèòàíèè âñå äîëæíî èäòè ñâîèì ÷åðåäîì — ñâîåâðåìåííî è ïîñëåäîâàòåëüíî.
Ó÷åò âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé — îäèí èç îñíîâîïîëàãàþùèõ ïåäàãîãè÷åñêèõ ïðèíöèïîâ. Îïèðàÿñü íà íåãî, ó÷èòåëÿ ðåãëàìåíòèðóþò ó÷åáíóþ íàãðóçêó, óñòàíàâëèâàþò îáîñíîâàííûå îáúåìû çàíÿòîñòè ðàçëè÷íûìè âèäàìè òðóäà, îïðåäåëÿþò íàèáîëåå áëàãîïðèÿòíûé äëÿ ðàçâèòèÿ ðàñïîðÿäîê äíÿ, ðåæèì òðóäà è îòäûõà. Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè îáÿçûâàþò ïðàâèëüíî ðåøàòü âîïðîñû îòáîðà è ðàñïîëîæåíèÿ ó÷åáíûõ ïðåäìåòîâ è ó÷åáíîãî ìàòåðèàëà â êàæäîì ïðåäìåòå. Îíè îáóñëîâëèâàþò òàêæå âûáîð ôîðì è ìåòîäîâ ó÷åáíî-âîñïèòàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè.
âîñïèòàíèå øêîëüíèê âîçðàñò ñåìüÿ
2. Îñîáåííîñòè âîñïèòàíèÿ äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà
2.1 Âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü äàííîãî âîçðàñòíîãî ýòàïà
Ïåðåõîä â øêîëüíûé âîçðàñò ñâÿçàí ñ ðåøèòåëüíûìè èçìåíåíèÿìè â åãî äåÿòåëüíîñòè, îáùåíèè, îòíîøåíèÿõ ñ äðóãèìè ëþäüìè. Âåäóùåé äåÿòåëüíîñòüþ ñòàíîâèòñÿ ó÷åíèå, èçìåíÿåòñÿ óêëàä æèçíè, ïîÿâëÿþòñÿ íîâûå îáÿçàííîñòè, íîâûìè ñòàíîâÿòñÿ è îòíîøåíèÿ ðåáåíêà ñ îêðóæàþùèìè.
Ïîñòóïèâøèé â øêîëó ðåáåíîê àâòîìàòè÷åñêè çàíèìàåò ñîâåðøåííî íîâîå ìåñòî â ñèñòåìå îòíîøåíèé ëþäåé: ó íåãî ïîÿâëÿþòñÿ ïîñòîÿííûå îáÿçàííîñòè, ñâÿçàííûå ñ ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòüþ. Áëèçêèå âçðîñëûå, ó÷èòåëü, äàæå ïîñòîðîííèå ëþäè îáùàþòñÿ ñ ðåáåíêîì íå òîëüêî êàê ñ óíèêàëüíûì ÷åëîâåêîì, íî è êàê ñ ÷åëîâåêîì, âçÿâøèì íà ñåáÿ îáÿçàòåëüñòâî (íåâàæíî — âîëüíî èëè ïî ïðèíóæäåíèþ) ó÷èòüñÿ, êàê âñå äåòè â åãî âîçðàñòå.
2.2 Áèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè âîçðàñòà
 áèîëîãè÷åñêîì îòíîøåíèè ìëàäøèå øêîëüíèêè ïåðåæèâàþò ïåðèîä âòîðîãî îêðóãëåíèÿ: ó íèõ ïî ñðàâíåíèþ ñ ïðåäûäóùèìè âîçðàñòîì çàìåäëÿåòñÿ ðîñò è çàìåòíî óâåëè÷èâàåòñÿ âåñ; ñêåëåò ïîäâåðãàåòñÿ îêîñòåíåíèþ, íî ýòîò ïðîöåññ åùå íå çàâåðøàåòñÿ. Èäåò èíòåíñèâíîå ðàçâèòèå ìûøå÷íîé ñèñòåìû. Ñ ðàçâèòèåì ìåëêèõ ìûøö êèñòè ïîÿâëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü âûïîëíÿòü òîíêèå äâèæåíèÿ, áëàãîäàðÿ ÷åìó ðåáåíîê îâëàäåâàåò íàâûêîì áûñòðîãî ïèñüìà. Çíà÷èòåëüíî âîçðàñòàåò ñèëà ìûøö. Âñå òêàíè äåòñêîãî îðãàíèçìà íàõîäÿòñÿ â ñîñòîÿíèè ðîñòà.  ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå ñîâåðøåíñòâóåòñÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà, èíòåíñèâíî ðàçâèâàþòñÿ ôóíêöèè áîëüøèõ ïîëóøàðèé ãîëîâíîãî ìîçãà, óñèëèâàåòñÿ àíàëèòè÷åñêàÿ è ñèíòåòè÷åñêàÿ ôóíêöèè êîðû. Âåñ ìîçãà â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå ïî÷òè äîñòèãàåò âåñà ìîçãà âçðîñëîãî ÷åëîâåêà è óâåëè÷èâàåòñÿ â ñðåäíåì äî 1400 ãðàììîâ. Áûñòðî ðàçâèâàåòñÿ ïñèõèêà ðåáåíêà. Èçìåíÿåòñÿ âçàèìîîòíîøåíèå ïðîöåññîâ âîçáóæäåíèÿ è òîðìîæåíèÿ: ïðîöåññ òîðìîæåíèÿ ñòàíîâèòñÿ áîëåå ñèëüíûì, íî ïî-ïðåæíåìó ïðåîáëàäàåò ïðîöåññ âîçáóæäåíèÿ è ìëàäøèå øêîëüíèêè â âûñîêîé ñòåïåíè âîçáóäèìû. Ïîâûøàåòñÿ òî÷íîñòü ðàáîòû îðãàíîâ ÷óâñòâ. Ïî ñðàâíåíèþ ñ äîøêîëüíûì âîçðàñòîì ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê öâåòó óâåëè÷èâàåòñÿ íà 45%, ñóñòàâíî-ìóñêóëüíûå îùóùåíèÿ óëó÷øàþòñÿ íà 50%, çðèòåëüíûå — íà 80% (À.Í. Ëåîíòüåâ).
Íåñìîòðÿ íà âûøåñêàçàííîå, íè â êîåì ñëó÷àå íåëüçÿ çàáûâàòü, ÷òî åùå íå ïðîøëî âðåìÿ áóðíîãî ðîñòà, êîãäà äåòè òÿíóòñÿ ââåðõ. Îñòàåòñÿ è äèñãàðìîíèÿ â ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè, îíî ÿâíî îïåðåæàåò íåðâíî-ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà. Ýòî ñêàçûâàåòñÿ âî âðåìåííîì îñëàáëåíèè íåðâíîé ñèñòåìû, ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ â ïîâûøåííîé óòîìëÿåìîñòè, áåñïîêîéñòâå, ïîâûøåííîé ïîòðåáíîñòè â äâèæåíèÿõ. Âñå ýòî, à îñîáåííî íà Ñåâåðå, óñóãóáëÿåò ñèòóàöèþ äëÿ ðåáåíêà, èñòîùàåò åãî ñèëû, ñíèæàåò âîçìîæíîñòü îïîðû íà ðàíåå ïðèîáðåòåííûå ïñèõè÷åñêèå îáðàçîâàíèÿ.
Èç ñêàçàííîãî ñëåäóåò, ÷òî ñàìûå ïåðâûå øàãè ðåáåíêà â øêîëå äîëæíû íàõîäèòñÿ ïîä ïðèñòàëüíûì âíèìàíèåì ðîäèòåëåé, ïåäàãîãîâ è âðà÷åé.
2.3 Íà ÷òî íàïðàâëåíà ïîçíàâàòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü
Ïîçíàâàòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü ìëàäøåãî øêîëüíèêà ïðåèìóùåñòâåííî ïðîõîäèò â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ. Íåìàëîâàæíîå çíà÷åíèå èìååò è ðàñøèðåíèå ñôåðû îáùåíèÿ. Áûñòðîòåêóùåå ðàçâèòèå, ìíîæåñòâî íîâûõ êà÷åñòâ, êîòîðûå íåîáõîäèìî ñôîðìèðîâàòü èëè ðàçâèâàòü ó øêîëüíèêîâ, äèêòóþò ïåäàãîãàì ñòðîãóþ öåëåíàïðàâëåííîñòü âñåé ó÷åáíî-âîñïèòàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè.
Áîëüøîå çíà÷åíèå â ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè øêîëüíèêà èìååò ïàìÿòü.
Êàêàÿ ñôåðà ðàçâèâàåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî (èíòåëëåêòóàëüíî-ïîçíàâàòåëüíàÿ; ëè÷íîñòíàÿ; ìîòèâàöèîííî-ïîòðåáíîñòíàÿ)
Ìûøëåíèå ó äåòåé íà÷àëüíîé øêîëû ðàçâèâàåòñÿ îò ýìîöèîíàëüíî-îáðàçíîãî ê àáñòðàêòíî-ëîãè÷åñêîìó. «Äèòÿ ìûñëèò ôîðìàìè, êðàñêàìè, çâóêàìè, îùóùåíèÿìè âîîáùå», — íàïîìèíàë ó÷èòåëÿì Ê.Ä. Óøèíñêèé, ïðèçûâàÿ îïèðàòüñÿ íà ïåðâûõ ïîðàõ øêîëüíîé ðàáîòû íà ýòè îñîáåííîñòè äåòñêîãî ìûøëåíèÿ. Çàäà÷à øêîëû ïåðâîé ñòóïåíè — ïîäíÿòü ìûøëåíèå ðåáåíêà íà êà÷åñòâåííî íîâûé ýòàï, ðàçâèòü èíòåëëåêò äî óðîâíÿ ïîíèìàíèÿ ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûõ ñâÿçåé.  øêîëüíûé âîçðàñò, óêàçûâàë Ë.Ñ. Âûãîäñêèé, ðåáåíîê âñòóïàåò ñ îòíîñèòåëüíî ñëàáîé ôóíêöèåé èíòåëëåêòà (ñðàâíèòåëüíî ñ ôóíêöèÿìè âîñïðèÿòèÿ è ïàìÿòè, êîòîðûå ðàçâèòû ãîðàçäî ëó÷øå).  øêîëå èíòåëëåêò îáû÷íî ðàçâèâàåòñÿ òàê, êàê íè â êàêîå äðóãîå âðåìÿ. Çäåñü îñîáåííî âåëèêà ðîëü øêîëû, ó÷èòåëÿ. Èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî ïðè ðàçëè÷íîé îðãàíèçàöèè ó÷åáíî-âîñïèòàòåëüíîãî ïðîöåññà, ïðè èçìåíåíèè ñîäåðæàíèÿ ìåòîäîâ îáó÷åíèÿ, ìåòîäèêè îðãàíèçàöèè ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè ìîæíî ïîëó÷èòü ñîâåðøåííî ðàçíûå õàðàêòåðèñòèêè ìûøëåíèÿ äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà.
2.4 Íîâîîáðàçîâàíèÿ, èìåþùèå ìåñòî â äàííîì âîçðàñòíîì ïåðèîäå
Ïðîèçâîëüíîå âíèìàíèå ðàçâèâàåòñÿ âìåñòå ñ äðóãèìè ôóíêöèÿìè è ïðåæäå âñåãî — ìîòèâàöèåé ó÷åíèÿ, ÷óâñòâîì îòâåòñòâåííîñòè çà óñïåõ ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè.
 ïåðâîì-âòîðîì êëàññàõ óðîâåíü ïðîèçâîëüíîãî ïîâåäåíèÿ âñå åùå íåâûñîêèé, äåòè åùå âåñüìà èìïóëüñèâíû è íåñäåðæàííû.
Åñòåñòâåííûå âîçìîæíîñòè øêîëüíèêà ïåðâîé ñòóïåíè î÷åíü âåëèêè: åãî ìîçã îáëàäàåò òàêîé ïëàñòè÷íîñòüþ, êîòîðàÿ ïîçâîëÿåò åìó ëåãêî ñïðàâëÿòüñÿ ñ çàäà÷àìè äîñëîâíîãî çàïîìèíàíèÿ. Ñðàâíèì: èç 15 ïðåäëîæåíèé äîøêîëüíèê çàïîìèíàåò 3-5, à ìëàäøèé øêîëüíèê — 6-8.
Ìûøëåíèå äåòåé ðàçâèâàåòñÿ âî âçàèìîñâÿçè ñ èõ ðå÷üþ. Ñëîâàðíûé çàïàñ íûíåøíèõ ÷åòâåðîêëàññíèêîâ íàñ÷èòûâàåò ïðèìåðíî 3500-4000 ñëîâ. Âëèÿíèå øêîëüíîãî îáó÷åíèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ íå òîëüêî â òîì, ÷òî çíà÷èòåëüíî îáîãàùàåòñÿ ñëîâàðíûé çàïàñ ðåáåíêà, íî ïðåæäå âñåãî â ïðèîáðåòåíèè èñêëþ÷èòåëüíî âàæíîãî óìåíèÿ óñòíî è ïèñüìåííî èçëàãàòü ñâîè ìûñëè.
Ó ó÷åíèêîâ ìëàäøèõ êëàññîâ ðàçâèâàþòñÿ ýëåìåíòû ñîöèàëüíûõ ÷óâñòâ, ôîðìèðóþòñÿ íàâûêè îáùåñòâåííîãî ïîâåäåíèÿ (êîëëåêòèâèçì, îòâåòñòâåííîñòü çà ïîñòóïêè, òîâàðèùåñòâî, âçàèìîïîìîùü è äð.) Âîçíèêàþò êîëëåêòèâíûå ñâÿçè, ôîðìèðóåòñÿ îáùåñòâåííîå ìíåíèå. Ìëàäøèé øêîëüíûé âîçðàñò ïðåäîñòàâëÿåò áîëüøèå âîçìîæíîñòè äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ íðàâñòâåííûõ êà÷åñòâ è ïîëîæèòåëüíûõ ÷åðò ëè÷íîñòè.
2.5 Îòëè÷èòåëüíûå îñîáåííîñòè è ïðîáëåìû, âîçíèêàþùèå â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ äåòåé äàííîãî âîçðàñòà
Âîñïðèÿòèå ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ îòëè÷àåòñÿ íåóñòîé÷èâîñòüþ è íåîðãàíèçîâàííîñòüþ, íî â òî æå âðåìÿ îñòðîòîé è ñâåæåñòüþ, «ñîçåðöàòåëüíîé ëþáîçíàòåëüíîñòüþ». Ìëàäøèé øêîëüíèê ìîæåò ïóòàòü öèôðû 9 è 6, ìÿãêèé è òâåðäûé çíàêè ñ áóêâîé «ð», íî â òî æå âðåìÿ ñ æèâûì ëþáîïûòñòâîì âîñïðèíèìàåò îêðóæàþùóþ æèçíü, êîòîðàÿ êàæäûé äåíü ðàñêðûâàåò ïåðåä íèì ÷òî-òî íîâîå. Ìàëàÿ äèôôåðåíöèðîâàííîñòü âîñïðèÿòèÿ, ñëàáîñòü àíàëèçà ïðè âîñïðèÿòèè îò÷àñòè êîìïåíñèðóþòñÿ ÿðêî âûðàæåííîé ýìîöèîíàëüíîñòüþ âîñïðèÿòèÿ. Îïèðàÿñü íà íåå, îïûòíûå ó÷èòåëÿ ïîñòåïåííî ïðèó÷àþò øêîëüíèêîâ öåëåíàïðàâëåííî ñëóøàòü è ñìîòðåòü, ðàçâèâàþò íàáëþäàòåëüíîñòü. Ïåðâóþ ñòóïåíü øêîëû ðåáåíîê çàâåðøàåò òåì, ÷òî âîñïðèÿòèå, áóäó÷è îñîáîé öåëåíàïðàâëåííîé äåÿòåëüíîñòüþ, óñëîæíÿåòñÿ è óãëóáëÿåòñÿ, ñòàíîâèòñÿ áîëåå àíàëèçèðóþùèì, äèôôåðåíöèðóþùèì, ïðèíèìàåò îðãàíèçîâàííûé õàðàêòåð.
Âíèìàíèå ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ íåïðîèçâîëüíî, íåäîñòàòî÷íî óñòîé÷èâî, îãðàíè÷åííî ïî îáúåìó. Ïîýòîìó âåñü ïðîöåññ îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà íà÷àëüíîé øêîëû ïîä÷èíåí âîñïèòàíèþ êóëüòóðû âíèìàíèÿ. Øêîëüíàÿ æèçíü òðåáóåò îò ðåáåíêà ïîñòîÿííûõ óïðàæíåíèé â ïðîèçâîëüíîì âíèìàíèè, âîëåâûõ óñèëèé äëÿ ñîñðåäîòî÷åíèÿ.
Ïàìÿòü â ýòîò ïåðèîä ïàìÿòü èìååò ïðåèìóùåñòâåííî íàãëÿäíî-îáðàçíûé õàðàêòåð. Áåçîøèáî÷íî çàïîìèíàåòñÿ ìàòåðèàë èíòåðåñíûé, êîíêðåòíûé, ÿðêèé. Îäíàêî ó÷åíèêè íà÷àëüíîé øêîëû íå óìåþò ðàñïîðÿäèòüñÿ ñâîåé ïàìÿòüþ è ïîä÷èíèòü åå çàäà÷àì îáó÷åíèÿ. Íåìàëûõ óñèëèé ñòîèò ó÷èòåëÿì âûðàáîòêà óìåíèé ñàìîêîíòðîëÿ ïðè çàó÷èâàíèè, íàâûêîâ ñàìîïðîâåðêè, çíàíèé ðàöèîíàëüíîé îðãàíèçàöèè ó÷åáíîãî òðóäà.
Ïîäàòëèâîñòü è èçâåñòíàÿ âíóøàåìîñòü øêîëüíèêîâ, èõ äîâåð÷èâîñòü, ñêëîííîñòü ê ïîäðàæàíèþ, îãðîìíûé àâòîðèòåò, êîòîðûì ïîëüçóåòñÿ ó÷èòåëü, ñîçäàþò áëàãîïðèÿòíûå ïðåäïîñûëêè äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ âûñîêîìîðàëüíîé ëè÷íîñòè. Îñíîâû íðàâñòâåííîãî ïîâåäåíèÿ çàêëàäûâàþòñÿ èìåííî â íà÷àëüíîé øêîëå, åå ðîëü â ïðîöåññå ñîöèàëèçàöèè ëè÷íîñòè îãðîìíà.
Íà÷àëüíàÿ øêîëà äîëæíà âêëþ÷àòü ñâîèõ âîñïèòàííèêîâ â ðàçóìíî îðãàíèçîâàííûé, ïîñèëüíûé äëÿ íèõ ïðîèçâîäèòåëüíûé òðóä, çíà÷åíèå êîòîðîãî â ôîðìèðîâàíèè ñîöèàëüíûõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè íè ñ ÷åì íå ñðàâíèìî. Ñòðåìëåíèå ìëàäøåãî øêîëüíèêà ê ÿðêîìó, íåîáû÷íîìó, æåëàíèå ïîçíàòü ïðåêðàñíûé ìèð ÷óäåñ è èñïûòàíèÿ, äâèãàòåëüíóþ àêòèâíîñòü — âñå ýòî äîëæíî óäîâëåòâîðÿòüñÿ â ðàçóìíîé, ïðèíîñÿùåé ïîëüçó è óäîâîëüñòâèå èãðå, ðàçâèâàþùåé ó äåòåé òðóäîëþáèå, êóëüòóðó äâèæåíèé, íàâûêè êîëëåêòèâíûõ äåéñòâèé è ðàçíîñòîðîííþþ àêòèâíîñòü.
2.6 Ïîìîùü ðåáåíêó íà ýòîì âàæíîì ýòàïå â ñåìüå
Íåñêîëüêî ñòðàííî ãîâîðèòü î òîì, ÷òî â ýòîò ìîìåíò âîçðàñòàåò ðîëü ñåìüè. Åñòåñòâåííî, ýòà ðîëü âàæíà âî âñå ýòàïû æèçíè ðåáåíêà. Ðîëü ïåäàãîãîâ ÄÎÓ, â ò.÷. è êàê ïðåäñòàâèòåëåé îòëè÷íûõ îò ñåìüè ñîöèàëüíûõ îòíîøåíèé, â äîøêîëüíûé ïåðèîä òîæå áûëà êðàéíå àêòóàëüíà. Èìåííî â ýòîò ïåðèîä øëî ôîðìèðîâàíèå çäîðîâüÿ è çäðàâèÿ ðåáåíêà, åãî áàçîâûõ ëè÷íîñòíûõ îáðàçîâàíèé. Ñóäüáà ëþáîãî ÷åëîâåêà âî ìíîãîì çàâèñèò îò òîãî, êàê ïðîøëî ó íåãî äîøêîëüíîå äåòñòâî. Ýòî õîðîøî ïîíèìàëè ñâÿùåííèêè, êîãäà ãîâîðèëè «Îñòàâüòå ìíå äèòÿ äî 6-òè ëåò, à ïîòîì áåðèòå îáðàòíî. Òîëüêî ðîëü, åå ñîäåðæàíèå âî âðåìåíè — ðàçíûå. Ñ÷èòàþ íåîáõîäèìûì çàìåòèòü, ÷òî âñå, ÷òî îòíåñåíî â ðàáîòå ê øêîëüíîé ïåäàãîãèêå îòíåñåíî ê íåé óñëîâíî. Ïîä ýòîé óñëîâíîñòüþ ÿ ïîäðàçóìåâàþ, ÷òî øêîëà è ñåìüÿ, ñåìüÿ è øêîëà, îíè âìåñòå, ðóêà îá ðóêó, ó÷àñòâóþò â âîñïèòàíèè è îáó÷åíèè ðåáåíêà. Ãîâîðèòü îá ýòîì âçàèìîäåéñòâèè ìîæíî äîëãî, ðàññìàòðèâàÿ ðàçëè÷íûå àñïåêòû, ïîýòîìó ÿ âîçâðàùàþñü ê áîëåå óçêîé òðàêòîâêå â ðàìêàõ ìîåé ðàáîòû.
Ñ ïåðâûì ïðèõîäîì â øêîëó íà÷èíàåòñÿ òðóäíûé ïåðèîä èñïûòàíèÿ ðåáåíêà íå òîëüêî íåîáõîäèìîñòüþ õîäèòü â øêîëó, áûòü äèñöèïëèíèðîâàííûì (ïðàâèëüíî âåñòè ñåáÿ â êëàññå, áûòü âíèìàòåëüíûì ê õîäó óðîêà, ê óìñòâåííûì îïåðàöèÿì, êîòîðûå íàäî ñîâåðøàòü ïðè èñïîëíåíèè çàäàíèé ó÷èòåëÿ è äð.), íî è íåîáõîäèìîñòüþ îðãàíèçàöèè ñâîåãî äíÿ äîìà, â ñåìüå.
Íå äîáðàÿ âîëÿ «ß ñàì», êàê â äîøêîëüíîì äåòñòâå, à íåîáõîäèìîñòü ñàìîñòîÿòåëüíî è îòâåòñòâåííî èç äíÿ â äåíü îðãàíèçîâûâàòü ñâîþ ó÷åáíóþ äåÿòåëüíîñòü âûçûâàåò ó ðåáåíêà ÷óâñòâî ïîêèíóòîñòè ðîäíûìè è âûñîêóþ ñåíçèòèâíîñòü ê îòíîøåíèþ ñî ñòîðîíû ÷ëåíîâ ñåìüè.
Ðîäèòåëè ñòàðàþòñÿ îðãàíèçîâàòü åãî ïðàâèëüíîå îòíîøåíèå ê ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè — îòíîøåíèå âçÿòîé íà ñåáÿ îòâåòñòâåííîñòè. Îíè, êàê ïðàâèëî, ñïåöèàëüíî áåðóò îòïóñê â ñåíòÿáðå, ÷òîáû ïîìî÷ü ðåáåíêó âîéòè â ó÷åáíóþ äåÿòåëüíîñòü è îïðåäåëèòü åãî ñàìî÷óâñòâèå è óñïåõè íà ãîäû âïåðåä. Îðãàíèçóåòñÿ ðàáî÷åå ìåñòî, âåäóòñÿ áåñåäû î íåîáõîäèìîñòè ïðàâèëüíî ñïëàíèðîâàòü ñâîå âðåìÿ, ÷òîáû õîðîøî ó÷èòüñÿ è óñïåâàòü èãðàòü, ãóëÿòü, çàíèìàòüñÿ äðóãèìè ïðèÿòíûìè èëè îáÿçàòåëüíûìè äåëàìè. Íåêîòîðûå ðîäèòåëè ðåàëüíî, ïðàêòè÷åñêè ó÷àò îðãàíèçîâûâàòü ðàáî÷åå âðåìÿ äëÿ çàíÿòèé. Òàê, â îäíîì ñåìåéñòâå äåòÿì äëÿ èñïîëíåíèÿ äîìàøíèõ çàäàíèé äàâàëè ñïåöèàëüíî îïðåäåëåííîå âðåìÿ, òåì ñàìûì ñòðîãî êîíòðîëèðóÿ èõ äåÿòåëüíîñòü. Çàâåäåííûé áóäèëüíèê ñòàâèëñÿ ïåðåä ðåáåíêîì íà ñòîëå. Òèêàþùèé áóäèëüíèê, ïðûãàþùàÿ ïîìèíóòíî ñòðåëêà äîâîëüíî áûñòðî ïðèó÷èëè äåòåé êîíòðîëèðîâàòü ñåáÿ âî âðåìÿ ðàáîòû è íå îòâëåêàòüñÿ íà ïîñòîðîííåå.
Ñàìîå ãëàâíîå, ÷òî ìîæåò äàòü ñåìüÿ ìëàäøåìó øêîëüíèêó, — íàó÷èòü åãî âîçäåðæèâàòüñÿ îò ðàçâëå÷åíèé â óðî÷íîå âðåìÿ, ïî÷óâñòâîâàòü, ÷òî çíà÷èò «äåëó — âðåìÿ, ïîòåõå — ÷àñ», áðàòü îòâåòñòâåííîñòü íà ñåáÿ, òåì ñàìûì íàó÷èòüñÿ óïðàâëÿòü ñâîåé âîëåé.
Ðàçóìíàÿ è ëþáÿùàÿ ðåáåíêà ñåìüÿ ïîìîãàåò åìó îñâîèòü ïðåäúÿâëÿåìûå ê íåìó òðåáîâàíèÿ ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè è ïðèíÿòü ýòè òðåáîâàíèÿ êàê íåèçáåæíîå è íåîáõîäèìîå. Âàæíî íå çàáûâàòü ñîïðîâîæäàòü ïåäàãîãè÷åñêèé è ïñèõîëîãè÷åñêèé ïðîöåññû ñáàëàíñèðîâàííûì ïèòàíèåì, ïðîãóëêàìè íà ñâåæåì âîçäóõå è âèòàìèíîòåðàïèåé.
Óñïåõè ðåáåíêà â îñâîåíèè íîðì æèçíè â íîâûõ óñëîâèÿõ ôîðìèðóþò ó íåãî ïîòðåáíîñòü â ïðèçíàíèè íå òîëüêî â ïðåæíèõ ôîðìàõ îòíîøåíèé, íî è â ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè. Õàðàêòåð àäàïòàöèè ê óñëîâèÿì æèçíè â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå è îòíîøåíèå ê ðåáåíêó ñî ñòîðîíû ñåìüè îïðåäåëÿþò ñîñòîÿíèå è ðàçâèòèå åãî ÷óâñòâà ëè÷íîñòè.  óñëîâèÿõ ÷óâñòâèòåëüíîé ê èçìåíåíèþ ñîöèàëüíîãî ñòàòóñà ðåáåíêà ñåìüè ðåáåíîê îáðåòàåò íîâîå ìåñòî è âíóòðè ñåìåéíûõ îòíîøåíèé: îí ó÷åíèê, îí îòâåòñòâåííûé ÷åëîâåê, ñ íèì ñîâåòóþòñÿ, ñ íèì ñ÷èòàþòñÿ.
2.7 Èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ
Ãîâîðÿ îá èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòÿõ äåòåé â ïåðâóþ î÷åðåäü ìîæíî âñïîìíèòü î ÿâëåíèè àêñåëåðàöèè, âåäü óæå â äîøêîëüíîì âîçðàñòå îêîëî 8 % äåòåé èìåþò «ðàçáðîñ» ôèçèîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïî ïîêàçàòåëÿì áèîëîãè÷åñêîãî âîçðàñòà â 2-3 ãîäà! Ïåäàãîãó îñîáåííî òðóäíî áóäåò ðàáîòàòü â êîëëåêòèâå, ãäå âûÿâèòñÿ ïîäîáíûé ôåíîìåí.
Äðóãîé àñïåêò: îäèí ó÷åíèê ïðèõîäèò â øêîëó óõîæåííûé, äîìà èíòåðåñóþòñÿ åãî óñïåõàìè, ïîìîãàþò ïðåîäîëåòü òðóäíîñòè — âñå ýòî ñîçäàåò ó ðåáåíêà ñîñòîÿíèå âíóòðåííåé óâåðåííîñòè è çàùèùåííîñòè, ñ íèì è ó÷èòåëþ ëåã÷å íàéòè êîíòàêò. À ó ñèäÿùåãî ðÿäîì ìîæåò áûòü èíàÿ ñðåäà îáèòàíèÿ â ñåìüå: íåóñòðîåííîñòü áûòà, ñêàíäàëû ìåæäó ðîäèòåëÿìè — âñå ýòî âëèÿåò íà óñâîåíèå ìîðàëüíûõ è íðàâñòâåííûõ öåííîñòåé, îò ýòîãî çàâèñèò åãî ðåàêöèÿ íà øêîëüíûå ñîáûòèÿ.
Ïîìèìî ïðîáëåì, ñâÿçàííûõ ñ óñëîâèÿìè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â ïîëíîé ñåìüå, ñóùåñòâóþò ïðîáëåìû âîñïèòàíèÿ â íåïîëíîé ñåìüå èëè óñûíîâëåííîãî ðåáåíêà.
Ðåáåíîê èçî âñåõ ñèë ñòàðàåòñÿ ïðåîäîëåòü âñå âñòàþùèå íà ïóòè ïðåãðàäû, âåäü îãðîìíîå çíà÷åíèå äëÿ ðàçâèòèÿ åãî ëè÷íîñòè ïðèîáðåòàþò ìîòèâû óñòàíîâëåíèÿ è ñîõðàíåíèÿ ïîëîæèòåëüíûõ âçàèìîîòíîøåíèé ñ äðóãèìè äåòüìè. Ãëàâíûì ìåðèëîì, îïðåäåëÿþùèì ïîëîæåíèå ðåáåíêà â ãðóïïå ñâåðñòíèêîâ, ñòàíîâèòñÿ îöåíêà ó÷èòåëÿ, óñïåõè â ó÷åáå. Èìåííî îí ìîæåò ïîìî÷ü ðåáåíêó â åãî ïñèõîëîãè÷åñêîì è ñîöèàëüíîì ñòàíîâëåíèè.  äåòÿõ çàêëþ÷åíî áóäóùåå íàøåé ñòðàíû è ìèðà â öåëîì, è äëÿ ó÷åáû è äëÿ äîëãîé äîðîãè æèçíè èì íóæíî çäîðîâüå, à â Óñòàâå ÂÎÇ ñêàçàíî: Çäîðîâüå — ýòî ñîñòîÿíèå ïîëíîãî ôèçè÷åñêîãî, äóõîâíîãî è ñîöèàëüíîãî áëàãîïîëó÷èÿ, à íå òîëüêî îòñóòñòâèå áîëåçíåé èëè ôèçè÷åñêèõ äåôåêòîâ.
Ñ ïîñòóïëåíèåì â øêîëó ðåáåíîê âêëþ÷àåòñÿ â íîâóþ ñèñòåìó îòíîøåíèé; åãî ýìîöèîíàëüíîå áëàãîïîëó÷èå, îòíîøåíèÿ ñ ðîäèòåëÿìè óæå âî ìíîãîì çàâèñèò îò ó÷èòåëÿ: ïîõâàëèò ó÷èòåëü ðåáåíêà — ìàìà ðàäóåòñÿ è äàðèò åìó ëþáîâü è ëàñêó, à ÷óòü ïðîâèíèòñÿ â øêîëå èëè íåóäà÷íî âûïîëíèò çàäàíèå — è îòíîøåíèå ê íåìó ìîæåò ðåçêî èçìåíèòüñÿ.  ýòîò ïåðèîä ó÷èòåëü ñòàíîâèòñÿ äëÿ ðåáåíêà ôèãóðîé, îïðåäåëÿþùåé åãî ïñèõè÷åñêîå ñîñòîÿíèå íå òîëüêî â êëàññå, íà óðîâíå è â îáùåíèè ñî ñâåðñòíèêàìè, åãî âëèÿíèå ïðîñòèðàåòñÿ è íà îòíîøåíèÿ â ñåìüå.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник