Протокол на ребенка по развитию речи

Протокол на ребенка по развитию речи thumbnail

Протокол обследования речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Ф.И.О._______________________________________________________________________________

Дата рождения________________________ Учреждение_____________________________________________

Обследование состояния артикуляционного аппарата _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Обследование состояния мелкой моторики _____________________________________________________

Обследование состояния звукопроизношения——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Обследование состояния фонематического восприятия ____________________________________________________________________________________

Определ. наличие или отсутствие

заданного звука в слове

молоток, вишня, комар, сорока, ежик, мак, карандаш  [ м]

молоток, вишня, комар, сорока, ежик, мак, карандаш  [ ш]

Выделить гласный звук, стоящ. в начале, в конце, в середине слова

обруч, иней, артист, улитка

кольцо, очки, кенгуру

кот, дым, лук,

Выделить соглас. звук, стоящ. в начале, в конце слова

мак, кошка, булка, чашка, трава

дом, камыш, ключ, танк, барабан

Определить последовательность звуков в слове

мак                суп               каша

Определить количество звуков

дом           рак                луна

Синтез слова

ком                     лапа

Повторить:           та-да -та

    да-та-та              па-ба-па

            том-дом-ком

Обследование состояния слоговой структуры слова ______________________________________________          

Барабана                                       самолет                                            бабочка

светофор                                       мотоцикл                                          цыпленок

ласточка                                        свечка                                               телевизор                                                                                                            

Обследование состояния лексики ______________________________________________________________

Существительные

Обобщающие понятия

Части предметов

Название профессий

Название детенышей

Игрушки

Посуда

Одежда

Обувь

Овощи

Фрукты

Мебель

Животные

Транспорт

инструменты

Тела

Одежды

автомобиля

Врач

Повар

Продавец

Художник

Учитель

Шофер

летчик

Кто у:

коровы

козы

свиньи

собаки

зайца

лисы

медведя

ежа

Глаголы

Назвать действия по предъявленному предмету (по картинкам)

корабль                                           птица                                            змея

пешеход                                         спортсмен                                   девочка    

солнце                                            рыба                                             дождик

Назвать близкие по значению слова — действия

шьет                                               вяжет                                      вышивает

варит                                              жарит                                      печет

Прилагательные

Подобрать слова противоположные по смыслу

Легкий                                          кислый —                                    холодный —

Маленький —                                 низкий —                                     короткая –

Широкое —                                    толстая —                                     высокий —

Качественные прилагательные. Назвать какой формы предмет; какого цвета; какие на вкус ягоды и фрукты.

Треугольный                  овальный                      круглый                       квадратный

Красный                          желтый                        зеленый                     синий

Оранжевый                     голубой                        розовый                    фиолетовый

Серый                              черный                         коричневый

Сладкая  (ягода)             кислый (лимон)           горькая (рябина)

Прилагательные по тактильному ощущению. Определить.

Какой в чайнике чай?                                       Какой снег на ощупь?

Какой дождь летом?

Относительные прилагательные.

Деревянный                                                                 шерстяная

Стеклянный                                                                 металлическая

Притяжательные прилагательные.

Чей хвост?      заячий                                               лисий                                                  волчий

Обследование состояния грамматического строя речи____________________________________________

Понимание предлогов Покажи где:

птичка в клетке                       птичка на клетке                     птичка около клетки

Птичка над клеткой                 птичка под клеткой                птичка вылетает из клетки

Изменение существительных по падежам

И. п. Что это?    (дом)                                                     В. п. заходит в дом

Р. п. выходит из дома                                                     Т. п. прячется за домом

Д. п. подходит к дому                                                    П. п. сидит в доме

Читайте также:  Центры развития ребенка в туле 2 лет

Согласование существит. с прилагат. Назови, какой по цвету этот предмет?

Желтая майка                                               желтый  мяч                                     желтое яблоко

Красная роза                                                 красный флаг                                    красное кресло

Изменение сущ.                     Мн. ч.                                          Род. П.

ложка                                      ложки                                                ложек    

 гриб                                        грибы                                               грибов

 стол                                         столы                                               столов

Согласование существительных с числительными

1 машина                                          2 машины                                            5 машин

1 карандаш                                       2 карандаша                                        5 карандашей

1яблоко                                             2 яблока                                              5 яблок

Словообразование

Образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Дом                                 книга                                             звезда                                           кукла

Образование приставочных глаголов

Что делает мальчик?   подходит                                                       переходит

 входит                                           выходит                                        обходит

Обследование состояния связной речи  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Составить предложения по картинке____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составить рассказ по картинке____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: __________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата обследования:

Учитель – логопед: _______________________

Логопедическое представление (2, 5 — 3 года)

Фамилия, имя _________________________________________________

Дата рождения ________________ Учреждение ___________________

Исследование импрессивной речи   __________________________________________________________________

Исследование словаря

Понимание существительных

Показать на картинке отдельные предметы, части тела человека (стол, стул, окно, мальчика, девочку, голову, ноги девочки, глаза мальчика, нос, ухо).

Понимание

обобщающих слов

Показать на картинках (мяч, машинка, чайник, кофта, шорты, тарелка) сначала игрушки, потом посуду, потом одежду.

Понимание действий

Показать, где мальчик рисует, стоит, сидит, играет

Понимание словесной инструкции

Покатай машинку, поставь машинку на стол, положи машинку в коробку.

Исследование понимания грамматических форм словоизменения

Понимание ед. и мн. числа существ.

Показать один и много предметов (кот-коты, мяч-мячи, рука-руки, дом-дома).

Понимание размера предметов(большой и маленький)

 Показать, где стул-стульчик, кукла-куколка, миска-мисочка.

Понимание действий

Показать, где собака стоит — собаки стоят, самолет лети — самолеты летят.

Понимание содержания текста знакомой сказки

 «Курочка Ряба» Показать на картинке, о ком эта сказка, что снесла курочка, кто разбил яичко.

Исследование экспрессивной речи __________________________________________________________________

Назвать существительные

Игрушки (машинка, коляска, клоун), посуду (тарелка, чайник, стакан), одежду (брюки, платье, юбку), животных (лошадь, кошку, корову, козу)

Назвать действия на сюжетных картинках

Сидит, стоит, играет, рисует, умывается.

Назвать цвет игрушек

Красный мяч, синий шар, зеленый листок, желтый цыпленок

Назвать размер игрушек

Большой шар, маленький мяч, большой дом

Назвать вкус продуктов

Сладкая конфета, кислый лимон

           Исследование состояния грамматического строя речи

Назвать сущ. в Им. п. ед. и мн. числа

Стол — столы, петух-петухи, сумка-сумки

Назвать сущ. в В. п.

Что ты видишь? Дом, рыбку

Согласование прилагат. с сущ. ед. ч. м. и ж. рода

Какой? Красный мяч, синий шар, красная чашка, синяя лопатка

Употребление предложно падежных конструкций

Где лежит кубик? В коробке, на коробке

Употребление сущ. с уменьшит-ласкат суфф.

Дом-домик, стул-стульчик, кукла-куколка

Употреблен. глаголов в форме ед. и мн. числа

Петух поет – петухи поют, мальчик играет – мальчики играют

Употреблен.возвратных. и невозврат. глаголов

Мальчик умывается – мама умывает мальчика

Девочка одевается – мама одевает девочку

Исследование фонетической стороны речи _________________________________________________________________

Состояние имитивных способностей ребенка с опорой на картинки

Девочка укачивает куклу (а-а-а), поезд гудит (у-у-у), кричат гуси (га-га-га), лат собака (ав), кудахчет курица (ко-ко), мяукает кошка (мяу)

Звукослоговая структура слова

Дом, бык, нога, ухо, вагоны, бананы

Звукопроизношение

Отсутствие, замена, искажения звуков в речевом потоке. Произношение гласных, согласных раннего онтогенеза

Дыхательная функция

Голос

 Верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное, объем дыхания

Нормальный, громкий, тихий. глухой

Темп речи

Нормальный, ускоренный, замедленный

Исследование фонематической функции _________________________

Дифференциация на слух

Показать: кот — кит, миска — киска

Способность к фонематическ. анализу

Показать собачку, как только ребенок услышит в слове ее «рычание»: дом, рак, носки, рыбка

Заключение ___________________________________________________

______________________________________________________________

Логопедическое представление (3 года)

Фамилия, имя _________________________________________________

Дата рождения ________________ Учреждение ___________________

Исследование импрессивной речи   __________________________________________________________________

______________________________________________________________

Исследование словаря

Понимание существительных

Показать на картинке отдельные предметы, части тела человека (стол, стул, окно, мальчика, девочку, голову, ноги девочки, глаза мальчика, нос, ухо).

Понимание

обобщающих слов

Показать на картинках (мяч, машинка, чайник, кофта, шорты, тарелка) сначала игрушки, потом посуду, потом одежду.

Понимание действий

Показать, где мальчик рисует, стоит, сидит, играет

Понимание словесной инструкции

Покатай машинку, поставь машинку на стол, положи машинку в коробку.

Исследование понимания грамматических форм словоизменения

Понимание ед. и мн. числа существ.

Показать один и много предметов (кот-коты, мяч-мячи, рука-руки, дом-дома).

Понимание размера предметов(большой и маленький)

 Показать, где стул-стульчик, кукла-куколка, миска-мисочка.

Понимание действий

Показать, где собака стоит — собаки стоят, самолет лети — самолеты летят.

Понимание содержания текста знакомой сказки

 «Курочка Ряба» Показать на картинке, о ком эта сказка, что снесла курочка, кто разбил яичко.

Читайте также:  Развитие ребенка до года по месяцам барагозик

Исследование экспрессивной речи __________________________________________________________________

______________________________________________________________

Назвать существительные

Игрушки (машинка, коляска, клоун), посуду (тарелка, чайник, стакан), одежду (брюки, платье, юбку), животных (лошадь, кошку, корову, козу)

Назвать действия на сюжетных картинках

Сидит, стоит, играет, рисует, умывается.

Назвать цвет игрушек

Красный мяч, синий шар, зеленый листок, желтый цыпленок

Назвать размер игрушек

Большой шар, маленький мяч, большой дом

Назвать вкус продуктов

Сладкая конфета, кислый лимон

           Исследование состояния грамматического строя речи

Назвать сущ. в Им. п. ед. и мн. числа

Стол — столы, петух-петухи, сумка-сумки

Назвать сущ. в В. п.

Что ты видишь? Дом, рыбку

Согласование прилагат. с сущ. ед. ч. м. и ж. рода

Какой? Красный мяч, синий шар, красная чашка, синяя лопатка

Употребление предложно падежных конструкций

Где лежит кубик? В коробке, на коробке

Употребление сущ. с уменьшит-ласкат суфф.

Дом-домик, стул-стульчик, кукла-куколка

Употреблен. глаголов в форме ед. и мн. числа

Петух поет – петухи поют, мальчик играет – мальчики играют

Употреблен.возвратных. и невозврат. глаголов

Мальчик умывается – мама умывает мальчика

Девочка одевается – мама одевает девочку

Исследование фонетической стороны речи _________________________________________________________________

______________________________________________________________

Состояние имитивных способностей ребенка с опорой на картинки

Девочка укачивает куклу (а-а-а), поезд гудит (у-у-у), кричат гуси (га-га-га), лат собака (ав), кудахчет курица (ко-ко), мяукает кошка (мяу)

Звукослоговая структура слова

Дом, бык, нога, ухо, вагоны, бананы

Звукопроизношение

Отсутствие, замена, искажения звуков в речевом потоке. Произношение гласных, согласных раннего онтогенеза

Дыхательная функция

Голос

 Верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное, объем дыхания

Нормальный, громкий, тихий. глухой

Темп речи

Нормальный, ускоренный, замедленный

Исследование фонематической функции _________________________

Дифференциация на слух

Показать: кот — кит, миска — киска

Способность к фонематическ. анализу

Показать собачку, как только ребенок услышит в слове ее «рычание»: дом, рак, носки, рыбка

Заключение ___________________________________________________

______________________________________________________________

       Учитель-логопед _______________________________________________

Дата обследования

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Звездочка» города Буденновска Буденновского района»

ПРОТОКОЛ № 2

родительского собрания

Тему:«Развитие речи младших дошкольников»

Цель: вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребенка, убедить в их целесообразности.

Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность.

Задачи: Формировать доверительные и доброжелательные отношения между родителями и детьми, педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями.

-Развивать самосознания родите­лей и педагогов; конструктивных представлений о детях (у родителей), о воспитанниках (у педагогов).

-Обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях детей среднего дошкольного возраста, использовать их в процессе семейного воспитания; способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка.

Дата, время проведения: 05.12.2016г

Место проведения: помещение группы.

Присутствовали:16

Отсутствовали:4

Повестка дня:

  1. Сообщение на тему: «Развитие речи младших дошкольников»

  2. «Особенности развития речи детей 2-3 лет»

  3. Подведение итогов собрания – принятие решений

Ход собрания:

  1. По первому вопросу слушали воспитателя Савенко Е.В. она подготовила сообщение на тему «Развитие речи младших дошкольников»

Речь – форма общения.

Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как неисправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребёнка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.

Решение: Утвердить состав первой инициативной группы, обеспечивающей помощь в проведении мероприятий по развитию речи в течение учебного года

Голосовали: «за»- 16 ; «против»- 0 ; «воздержались» — 0

  1. По второму вопросу слушали воспитателя Савенко Е.В.

Она рассказала о «Особенностях развития речи детей 2-3 лет»

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до 1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.

Также воспитатель приготовила буклеты с рекомендациями по развитию речи и показала на примере с родителями игровые артикуляционные упражнения.

Решение: Принять к сведению Рекомендации для родителей по развитию речи (проведение игровых артикуляционных упражнений).

Голосовали: «за»- 16 ; «против»- 0 ; «воздержались» -0

  1. По третьему вопросу выступила воспитатель Савенко Е.В. она подвела итог данного собрания

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи , песни, прибаутки.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой.

Ваши малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Решение: Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи — созданию благоприятного климата для образования детей в сложившемся коллективе.

Голосовали: «за»- 16 ; «против»-0 ; «воздержались» — 0

Председатель ____________ /______________/

Секретарь ____________ / ______________/

С решением родительского собрания ознакомлены:

Источник

Протокол родительского собрания

(подготовительной группы) тема:

«Речевое развитие детей 6-7лет»

13.09.2019 года

Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. ; расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей 6-го года жизни; дать рекомендации родителям по детскому чтению и пригласить к сотрудничеству, потому что культура общения с книгой закладывается, прежде всего, в семье.

Председатель: Арбузова Е.В..

Секретарь: Жидрова Л.А.

Присутствовало: 13 чел.

  1. Жидрова Л.А
  2. Белоусова А.А.
  3. Курноскина Е.В
  4. Чернышова М.В.
  5. Шатура А.А.
  6. Орлова Е.С.
  7. Байгильдинова А. Ю.
  8. Гонышева М.И.
  9. Гизи И.Э.
  10.  Панова И.Г.
  11. Сулейманова И.В.
  12. Муртазина З.Р.
  13. Гарпенко А.С.

Отсутствовало: 2 человека

Повестка дня

1) Консультация «Воспитание культурно-гигиенических навыков в подготовительной группе».  Воспитатель Арбузова Е.В.

2) Консультация «Речевое развитие детей 6-7лет». Воспитатель Арбузова Е.В.

3)  Консультация «Научите ребенка любить книгу». Воспитатель Арбузова Е.В.

4) Консультация «Родители первые помощники у воспитателя». Гизи И.Э.

Ход родительского собрания

1. По первому вопросу о воспитание культурно-гигиенических навыков в подготовительной группе Арбузова Е.В., ознакомила родителей с основными культурно- гигиеническими правилами: приучать детей следить за своим внешним видом, формировать элементарные навыки поведения во время еды. Было подчёркнуто, что работа ведётся как на подгрупповых занятиях, так и индивидуально.

2. По второму вопросу о развитие речи старших дошкольников выступила Арбузова Е.В.  Она рассказала, что основная задача речевого развития детей — это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способностей общаться. Сам ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Речевое развитие, которое ребенок получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника. Характерные особенности развития речи детей 6 – 7 лет:

1. Словарный запас ребёнка растет стремительно. В речи появляются собирательные существительные – обозначающие совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое (листва, дубняк, осинник, детвора, бельё и т.д.). Прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший и т.д.), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный).

Читайте также:  Основная движущая сила развития ребенка

2. Дошкольники начинают активно использовать образные выражения, метафоры («солнечная улыбка», к слову сказать и т.д.). Выстраивают грамматически верные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (склоняют все члены предложения по роду, числу и падежу).  Несколько простых предложений могут объединять в одно с помощью союзов «потому что», «когда», «если» и так далее.

3. В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам.

4. Ребёнок старается не только объяснить значение знакомого слова, но и рассуждает о возможном значении незнакомых выражений.

5. Ребенок способен в беседе озвучить свое эмоциональное состояние и мнение по поводу определенной ситуации, рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями, регулирует громкость, интонацию, темп речи.

6. При условии правильного речевого развития и при отсутствии органических нарушений к шести годам дети овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.

7. В этом возрасте у детей уже сформировано фонематическое восприятие. Они умеют отличать на слух звонкие звуки от глухих (з-c, ж-ш, б-п, в-ф, г-к, д-т), твёрдые от мягких (т-ть, д-дь…), не путать акустически сходные (с-ш, ч-щ, з-ж, р-л…).

Нормы речевого развития детей 6 – 7 лет:

1. Словарный запас от 3500 слов.

2. Дети шестого года жизни хорошо владеют обобщающими понятиями (например: «транспорт» указывая, что транспорт бывает подземный, наземный, водный, воздушный).

3. Правильно употребляют в речи предлоги времени и пространства (за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после).

4. Различают предметы, похожие по звучанию или по назначению (кувшин – ковшик; миска — чашка, тарелка; кружка – стакан; фартук – сарафан; шофер – шахтер).

5. Знают из чего состоят предметы (дерево — ствол, ветки, листья, корни; стул — спинка, сиденье, ножки).

6. Имеют представление

  • о сезонных изменениях в природе;  
  • о выращивании овощей и фруктов;  
  • о лесных ягодах и грибах;  
  • о хищных и травоядных, домашних и диких животных;  
  • о насекомых, птицах, рыбах.  

7. Хорошо ориентируются в пространстве (право, лево, сзади и т.д.), времени (вчера, сегодня, утром и т.д.).

8. Знают

  • названия месяцев, дней недели, части суток;
  • название своей страны и столицы государства;
  • географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;
  • правила дорожного движения для пешеходов.

9. Владеют достаточным количеством глаголов. Не путают сходные действия (идет-ползёт-скачет, отдает-передает-выдает, подчеркнуть-зачеркнуть, переехал-выехал-заехал); знают, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют), как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут).

10. Умеют не только образовывать множественное число существительных (стул-стулья), но и уменьшительные и увеличительные формы слов (хвостик, хвостище), свободно подбирать антонимы (низкий-высокий) и синонимы (умный, сообразительный, смышленый и т.д.).

11. Правильно проговаривают длинные слова (электричество, милиционер, регулировщик, конструктор, строительный материал и т.п.).

12. Могут рассказать о событии собственной жизни, описать игрушку, придумать рассказ по картинке, рассказать знакомую сказку.

13. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

14. Владеют монологической и диалогической речью.

Отклонения в речевом развитии ребёнка 6 – 7 лет:

Вас должны насторожить следующие показатели:

1. Ограниченный словарный запас (менее 3000 слов).

2. Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими.

3. Трудности различения звуков или их смешение.

4. Грубые аграмматизмы в речи.

5. Заикание, запинки, чрезмерные паузы между словами, скандирование слов.

6. Не проговаривание окончаний в словах.

7. Сложности с запоминанием стихов, пересказом текста.

8. Частая расстановка неправильного ударения.

Методы развития:

При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет эффективно разрешить возникшую проблему.

Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Для того чтобы ребенок  правильно говорил, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:

1. Ваша речь – эталон для ребёнка — говорите правильно, четко и внятно, используйте грамотную и культурную речь, объясняйте незнакомые слова.

2. Разговаривайте с ребёнком как можно чаще, спрашивайте как он провел свой день, обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные мультфильмы, совместные походы в кино, театр и т.д.

3. Читайте вместе соответствующие возрасту ребёнка книги, запишитесь в детскую библиотеку.

4. Развивайте у ребёнка мышцы челюсти и языка (пережевывание твердой пищи, артикуляционная гимнастика).

5. Развивайте речевое дыхание, темп и ритм произношения.

6. Облекайте занятия в игровую форму.

7. Увеличивайте время занятий постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.

8. Развивайте фонематический слух ребёнка.

9. Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.

10. Не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.

Дыхательная гимнастика:

Правильно поставленное дыхание – залог успешного становления речи. Оно улучшает кровообращение, укрепляет речевую мускулатуру.

Вот некоторые упражнения для развития дыхания:

1. «Задуй свечу». Взять в правую руку подобие свечи, левую положить на живот. Вдохнуть воздух полной грудью, надув живот, потом долго выдыхать, пытаясь задуть свечи, как на день рождения.

2. «Летят гуси». Ходим по комнате имитируя полет гуся. Поднимая руки вверх – вдох, опуская – выдох и при этом тянуть «гуууу».

3. «Шарик». Сделать около 5 вдохов подряд под счет от 1 до 5, и также выдыхать.

4. «Трубач». Подражаем трубачу. Сначала набираем полную грудь воздуха, затем, издавая звуки трубы, «ту-ту-ту», выдыхаем.

Важно! Перед началом артикуляционной гимнастики для детей 6-7 лет нужно проводить дыхательные упражнения. В этом возрасте малыши импульсивны и, стремясь рассказать все и сразу, глотают воздух, а вместе с ним и звуки. От этого зачастую можно наблюдать своеобразные дефекты речи.

Дыхательную гимнастику лучше выполнять перед артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения выполняются напротив зеркала, в котором ребенок видит свое отражение и отражение родителя, который с ним занимается.

1. «Чистим зубки» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

2. «Вкусное варенье» — рот открыт, тонким языком проводим по верхней губе вправо, затем влево. Подбородок неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз.

3. «Очень вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 5 -10 раз.

4. «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

5. «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.

6. «Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 сек. (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.

7. «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз.

8. «Барабанщик» — улыбнуться, широко открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами: Д-Д-Д… Следить за тем, чтобы язык поднимался к нёбу сам (без нижней челюсти), рот должен быть постоянно открыт, нижняя челюсть неподвижна, язык с силой упирается в нёбо.

Речевые игры:

«Отгадай-ка»

Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения.

Ход игры: взрослый перечисляет части задуманного предмета (кудрявая, белоствольная, зеленая, с сережками), ребенок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.

 «Я знаю 5…»

Цель: расширение сло