Возрастные особенности развития ребенка от рождения до 7 лет
Задание:коротко законспектировать
Первые 7 лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в т.ч. и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовывать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительное эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.
Особенностью центральной нервной системы ребенка первых лет жизни является незаконченность морфологической структуры и функционального развития коры головного мозга. Завершение этих процессов происходит в последующие годы под влиянием внешних и внутренних раздражителей.
Уже с первых недель жизни ребенка возможно образование у него условных рефлексов на зрительный и слуховой раздражитель, а также на самые различные внешние раздражители. Если какие-либо внешние раздражители применять длительно, в определенной последовательности, то образуется целостная система ответных реакций – динамический стереотип. Например, можно создать стереотип на весь режим дня, своевременное укладывание спать, обязательное выполнение утренней гигиенической гимнастики после сна и т.д. Учитывая особенности развития движений ребенка на втором году жизни, следует в физкультурные занятия после овладения детьми обычной ходьбой ввести усложненную ходьбу (по дорожке, доске). Ребенок легко справляется с предложенным ему заданием, проявляя интерес к новому движению, стремление его выполнить.
Наличие необходимого оборудования и пособий в повседневной жизни детей, а также систематические занятия способствуют совершенствованию двигательных навыков.
При этом следует учитывать, что у детей дошкольного возраста возбуждения и торможения в коре голоного мозга легко иррадиируют, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер, и дети быстро утомляются. Кроме того, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением.
Развитие движений в первые 7лет жизни ребенка:
На втором году жизни ребенок овладевает сложным двигательным актом – ходьбой, а концу этого года он уже начинает бегать.
На втором и третьем году жизни под влиянием воспитания и обучения усложняются и качественно совершенствуются лазанье, бросание.
На третьем году жизни появляются подготовительные движения к прыжкам, а к концу этого года дети уже умеют прыгать с продвижением вперед.
К трем годам ребенок владеет почти всеми основными движениями и, что очень важно, начинает их реализовывать в своей свободной двигательной деятельности.
На протяжении четвертого-седьмого годов жизни условные связи закрепляются, основные виды движения совершенствуются.
Физическое развитие в раннем и дошкольном возрасте характеризуется непрерывным изменением основных показателей: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки.
Рост ребенка за первый год жизни увеличивается примерно на 25 см – это наибольшая прибавка за весь дошкольный период. К 5 годам рост по сравнению с первоначальным удваивается.
Масса тела ребенка на первом году жизни утраивается (по сравнению с массой при рождении), а после года отмечается довольно равномерная прибавка на каждом году жизни по 2 – 2,5 кг, к 6-7 годам отмечается удваивание массы тела годовалого ребенка.
Окружность грудной клетки также изменяется неравномерно, наиболее быстро это происходит за первый год жизни, когда она увеличивается на 12-15 см. И приблизительно на столько же увеличивается окружность грудной клетки за весь остальной дошкольный период. Величина окружности грудной клетки зависит от упитанности ребенка, его физического развития и физической подготовленности (развития мышц, функций дыхания, сердечно-сосудистой системы).
Изменения окружности головы в раннем возрасте определяется главным образом увеличением массы головного мозга (но не следуе6т забывать и о возможностях рахитических изменений в костях черепа).
Костная системаребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений, мебели, одежды и обуви в соответствии с функциональными и возрастными возможностями ребенка.
Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2— 3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы. S-образный изгиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений.
В дошкольном детстве происходит формирование свода стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Важно также подобрать ребенку соответствующую обувь.
Развитие костной системы скелета тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий, связочно-суставного аппарата.
Мышечная системау ребенка раннего возраста развита недостаточно, мышечная масса у него составляет около 25 % массы тела. По мере развития движений ребенка увеличиваются масса и сократительная способность мышечной ткани. Под воздействием физических упражнений происходит увеличение силы мышц.
К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличиваются сила и работоспособность мышц. Сила мышц увеличивается с 3,5—4 кг в младшем дошкольном возрасте (3 — 4 года) до 13 — 15 кг к 7 годам. С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек.
В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая системапретерпевает морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70,8 г у 3—4-летнего до 92,3 г — у б—7-летнего. Увеличивается сила сердечных сокращений, повышается работоспособность сердца.
С возрастом поднимается артериальное давление: на первом году жизни оно составляет 80/55 — 85/60 мм рт.ст., а в возрасте 3—7 лет оно уже в пределах 80/50—110/70 мм рт.ст.
По мере развития ребенка уменьшается частота дыхания: к концу первого года жизни она равна 30—35 в минуту, к концу третьего — 25—30, а в 4—7 лет — 22—26. У ребенка нарастают глубина дыхания и легочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении двигательных возможностей детей. В процессе развития у ребенка увеличиваются морфологические и функциональные возможности: повышается тренированность мышц, работоспособность, совершенствование организма.
Таким образом, познание особенностей психофизического развития, формирования двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры. Важную роль здесь, об этом нельзя забывать, играют воспитание и обучение.
Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 3061 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
На что направлена и какова миссия деятельности по управлению социальным развитием организации?
Какова структура и сфера ответственности (компетенции) службы персонала по осуществлению социальной деятельности?
Какие существуют квалификационные требования (какова компетентность) к специалисту и руководителю по осуществлению социальной деятельности?
Каковы основные функции служб по управлению социальным развитием организации?
Тема 1. Особенности развития детей от рождения до 7 лет
Физическое воспитание — это целостная система, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие.
1. Развитие движений у ребенка первого года жизни
У новорожденного ребенка нет еще оформленных движений: существуют лишь простые рефлексы, некоторые движения, связанные с питанием, приспособлением к повой окружающей его среде. Он не может поднять голову, передвинуться в пространстве, у него преобладает тонус мышц-сгибателей (обычно это выражено в сжатых кулачках, прижимании рук к груди и ног к животу).
В течение первых трех месяцев в нервно-психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги: развивается зрение, слух, возникает и развивается радостное состояние, изменяется характер общих движений, и некоторые движения оформляются. К концу второго или третьего месяца при условии целенаправленного воспитания ребенок постепенно овладевает умением самостоятельно поднимать и удерживать голову, когда он лежит на животе или находится в вертикальном положении на руках у взрослого. Начиная с 3 и постепенно к 6—7 месяцам в процессе воспитательных влияний оформляются движения рук и развиваются подготовительные движения к ползанию, сидению и стоянию; совершенствуется деятельность органов чувств (зрительный и слуховой анализаторы в целом). Ползание — как и подготовительное к нему переворачивание со спины на живот — укрепляет мышцы рук, ног, грудной клетки и брюшного пресса. В этот же период ребенок овладевает подготовительными движениями к стоянию и ходьбе: «подтанцовывание» с помощью взрослого и поддерживание позы ребенка — сначала подмышки, а позднее за руки. Постепенно он овладевает этой позой и начинает ровно стоять, разогнув ножки в коленных и тазобедренных суставах.
2. Развитие движений у ребенка второго года жизни.
У детей второго года жизни развитие происходит на основе уже имеющихся первоначальных навыков самостоятельной ходьбы. Ребенок соединяет с этим движением простейшие действия и испытывает в них большую потребность. У ребенка этого возрастного периода оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных еще пока ему прыжков. Он упражняется в хождении и лазанье, преодолевает различные препятствия (перешагивание через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.), катает и бросает мяч, возит коляску, играет с разными игрушками. Помимо действий по инициативе ребенка, взрослый организует для него игры (догонялки, прятки, игры с мячами и др.), развивающие целый комплекс движений. Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики в целом и являются в данный период ведущей деятельностью. Эти действия с предметами (с флажками, мячом, обручем, различными игрушками) бывают связаны по большей части с передвижением ребенка, с упражнениями, требующими известной координации.Постепенно, к концу второго года жизни, выполняемые упражнения в игровой форме открывают ребенку новые возможности подражания, когда он может проследить движения взрослого и на этой основе создать себе образ действия, а затем попытаться воспроизвести его.
3. Развитие движений у ребенка третьего года жизни
В условиях систематического руководства ребенок на третьем году жизни овладевает ходьбой, лазаньем, начинает бегать. Однако все эти движения еще мало координированы и недостаточно точны. Ребенок чувствует потребность в частой смене движений, не может сохранять неподвижную позу, нуждается в чередовнии движений и отдыха. По сравнению с предыдущим годом увеличивается вес и рост, изменяются пропорции тела, вес более развивается нервная система, повышается ее работоспособность. Улучшается регулирующая роль коры головного мозга, значительно быстрее формируются условнорефлекторные связи, развиваются тормозные процессы. Для развития разнообразных движений используются игрушки и физкультурные пособия, вызывающие у детей интерес и желание двигаться: обручи, вожжи, шары, мячи, трехколесные велосипеды и др. При ходьбе постепенно исчезают липшие, мешающие ребенку движения, что ведет к их экономии и начальной координации. Развивается некоторая самостоятельность пространственных ориентировок, умение смелее и в то же время спокойнее двигаться на ограниченной, наклонной и поднятой над поверхностью пола плоскости (доски, дорожки и т. д.).
Ребенок постепенно учится согласовывать движения рук и ног, что благоприятствует развитию координации в работе различных мышц; он учится согласовывать свои движения с движениями других детей, приучается своевременно реагировать па сигналы извне, требующие изменить характер движения, его темп, силу или совсем прекратить движением остановиться. Все большее место начинают занимать подвижные игры.
4. Развитие движений у детей четвертого года жизни
Как известно, для детей этого возраста характерен несколько замедленный темп физического развития, но в то же время идет интенсивное окостенение скелета. Несмотря на заметный сдвиг в развитии нервной системы, работоспособность ее невелика и при малейшей перегрузке быстро наступает утомление. Условные рефлексы вырабатываются быстро, однако закрепляются медленно, поэтому приобретенные элементарные навыки движений непрочны и могут легко нарушаться. Ходьба ребенка трех лет сохраняет многие признаки, типичные для преддошкольников: еще заметны неустойчивый темп, недостаточность координации руки ног, неуверенность ориентировки в направлении, тенденция к сгибанию туловища и некоторого его колебания. Однако бегают дети значительно лучше и с достаточно хорошей координацией рук и ног. Этому способствует приспособленность самого тела к бегу: центр тяжести расположен ближе к передней части туловища, чем у взрослых. Совершенно новым движением для ребенка трех лет являются прыжки. Это движение появляется еще в предыдущей группе, однако вначале оно выражается лишь в форме пружинящего движения без отрыва ног от пола. В процессе лазанья у некоторых детей отмечаются еще приставной шаг и нечеткая координация рук и ног. Трудны им приемы метания, требующие обязательного чувства равновесия, но постепенно дети подводятся к этим умениям (бросание мяча, шишек на дальность, в горизонтальную цель).
5. Развитие движений у детей пятого года жизни
Показатели возрастной физиологии ребенка трех и четырех лет не очень различны, особенно в первой половине пятого года жизни. Однако постепенно закономерный процесс роста и развития всего организма под влиянием двигательных упражнений заметно изменяет показатели, имевшиеся вначале. Во второй половине года ребенок по многим признакам все более приближается к старшему возрасту: вес и рост тела, увеличиваются; продолжается дальнейшее окостенение скелета; значительно развивается мышечная и нервная системы. Ребенок становится крепче и самостоятельнее, он очень подвижен и неутомим. Однако эта подвижность, проявляющаяся под влиянием эмоциональности и заглушающая субъективное чувство усталости, не соответствует часто его силам и действительно наступившему утомлению. Поэтому двигательная деятельность детей требует контроля взрослого. В этот возрастной период совершенствуются психические процессы ребенка. Внимание и восприятие становятся более устойчивыми, развивается способность к пониманию существенных признаков предметов и явлений, причинных связей в явлениях, способность к некоторым обобщениям.
Все это облегчает воспитателю руководство развитием движений в процессе систематического обучения детей. Ребенок понимает поставленную перед ним задачу, может осмыслить основные требования к выполнению движений.
6. Развитие движений у детей шестого года жизни
С пятилетнего возраста наступает период интенсивного формирования двигательных навыков. Для этого имеются известные предпосылки: заметно изменяются пропорции тела, что создает устойчивость позы, совершенствуется чувство равновесия, улучшается координация движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобретенного опыта; увеличивается сила мышц. В ходьбе наблюдается координация верхних и нижних конечностей, устойчивость корпуса, ритмичный отрыв ног от почвы. Прыжки совершаются с большей уверенностью, легкостью и мягкостью приземления. Однако ввиду еще значительной подвижности позвоночника и возможного уплощения несформировавшегося свода стопы прыжки должны проводиться под строгим контролем воспитателя. В беге, лазанье и метании дети достигают заметного совершенствования: большая уверенность и точность движений, достаточно развитой глазомер, ловкость, целенаправленность и координация действий. Все это находится в зависимости от происходящих сдвигов в психической сфере ребенка. В условиях воспитания и обучения у ребенка складываются простейшие формы учебной деятельности: понимание учебной задачи, стремление к качеству выполнения ее, проявление любознательности, и интереса к результату своих усилий, удовлетворение от достигнутого.
7. Развитие движений у детей седьмого года жизни
Ребенок седьмого года жизни значительно отличается от ребенка 5 лет. Продолжающийся процесс окостенения делает позвоночник , более прочным. Близко к завершению окостенение мелких костей кисти и пальцев рук. Эти изменения придают телу ребенка большую устойчивость и облегчают ему выполнение таких движений, как повороты туловища, стояние на одной ноге и т. п. В движениях ребенка видна осмысленность, способность к самоконтролю, достаточно правильной оценке процесса и результатов движений как своих, так и товарищей («Я плохо замахнулся, потому и не попал в цель»). Совершенствование движений детей идет в процессе целенаправленных систематических упражнений под руководством воспитателя, постепенного овладения требованиями программы, осмысливания их и, в итоге, правильного выполнения. И если сравнить двигательные навыки детей седьмого года жизни с предыдущими возрастными показателями, становится ясным, какой большой путь развития прошел ребенок. Хорошая осанка и координация движений при ходьбе и беге, легкость в прыжках, меткость и уверенность движений в метании, быстрота и ловкость в лазанье—все это представляет собой известный сплав физических и психических сил ребенка. К моменту перехода в школу ребенок достигает достаточно прочных навыков, необходимых в жизни. Они являются основательным фундаментом для решения более сложных двигательных задач в школе.
Источник