Возрастные этапы развития ребенка в школе

Возрастные этапы развития ребенка в школе thumbnail

Возрастные этапы развития ребенка. Каждый ребенок преодолевает эти этапы, переходя от одного к другому.  Возрастные этапы сопровождаются развитием умений, навыков, знаний, личностных качеств, характерных особенностей.

Воспитания ребенка должно основываться на возрастных этапах развития, учитывая особенности их протекания.

Существует много классификаций возрастных этапов. Приведём основную и более распространённую:

Возрастные этапы развития ребенка

  1. Внутриутробный возрастной этап – от зачатия до рождения, составляет около 280 дней.
  2. Младенчество – от рождения до 1 года.
  3. Ранний возрастной этап – от 1 года до 3 лет.
  4. Дошкольный возрастной этап – от 3 до 7 лет.
  5. Младший школьный возрастной этап – от 7 до 12 лет.
  6. Старший школьный возрастной этап – от 12 до 16 лет.

А теперь про каждый возрастной этап развития ребенка расскажем более подробно.

Внутриутробное развитие ребенка

Этот этап очень важен. Ведь именно в этот период у ребенка закладываются основы систем органов, ребенок учиться слышать, видеть, дышать. На 14 неделе ребенок запоминает тембр голоса своей мамы и музыку. Поэтому специалисты рекомендуют слушать спокойную классическую музыку, разговаривать с малышом, будучи беременной.

Развития ребенка в младенчестве

Физиологические показатели: рост – 48-55, вес – 3-4 кг.

Младенчество можно поделить в свою очередь еще над этапа: новорожденный и грудничковый. В период новорожденности ребенок уязвим и не защищен от внешней среды. Здесь очень важно правильно ухаживать за ребенком, следить за комфортностью и удобствами. В грудничковый период ребенок начинает изучать мир, стремится к познаниям. Ребенок учится поднимать головку, ползать, сидеть, ходить. Малыш познает мир через тактильные ощущения, поэтому ему хочется всё потрогать и попробовать.

С 6 месяцев ребенок обращает внимание на цвета и проявляет к ним интерес. В этом возрасте развивается восприятие пространства.

С 7 месяцев малыш уже может перекладывать предметы с коробочки в коробочку,  открывать крышки, сложить маленькие предметы в большие.

К году малыш познаёт правила пользования предметами 

Ранний возрастной этап развития ребенка

К весу прибавляется 4 кг, а к росту – 25 см.

Этот этап длится от 1 до 3 лет. Главное в этом этапе – социальное взаимодействие. Ребенок учиться взаимодействовать с детьми и взрослыми, заводить знакомства, дружить. У малыша появляется стремление к самостоятельности и независимости от родителей. Ребенок в три года осознает себя как личность. Он учиться прогнозировать и оценивать действия и ситуации. Любит  фантазировать.

В этом возрасте ребенок уже должен уметь:

  • строить башню из кубиков;
  • складывать простые пазлы для этого возраста;
  • бить ногой по мячу;
  • проявлять исследовательские действия (что-то ломать, что-то разрывать, для того, чтобы исследовать);
  • выполнять самые простые требования взрослых;
  • складывать фразы из 5 слов;
  • рисовать прямую вертикальную линию;
  • рассказывать четверостишья и потешки;
  • знать части своего тела и где они находятся, показывать части тела на других;
  • проситься в туалет;
  • самостоятельно пить из чашки и есть;
  • раздеваться и одеваться с помощью родителей;
  • резать бумагу и стараться правильно держать ножницы;
  • мыть и вытирать ручки.

В три года у ребенка может возникнуть кризис трёх лет. Каждый ребенок переживает его по-своему. Кто-то проявляет негативизм, упрямство, агрессию к окружающим, а кто-то становится уступчивым. Хотя это бывает крайне редко. Это обычные формы поведения, свойственны кризису этого возраста.

Детки этого возраста хотят, чтобы их действия и поступки одобрили взрослые и похвалили.

У детей развивается и усовершенствуется речь, мышление. Игра – самая важная особенность этого возраста. С помощью игры ребенок познает мир, отношения с людьми, учиться вести себя в разных жизненных ситуациях.

Дошкольный возрастной этап развития у ребенка

Этот этап начинается с 3 лет и заканчивается поступлениям ребенка в школу. В этот период первоначально начинают закладываться личностные качества характера ребенка, развиваются личностные механизмы поведения. Ребенок стремится быть похожим на своих родителей, поэтому пример здесь очень важен. Если Вы будете учить малыша не кричать, а сами накричите на него, то ничему Ваш малыш не научиться. Он будет копировать только Вас. Активно развивается речь и общение со сверстниками.

В этот период у ребенка активно развиваются все психические процессы: память, внимание, мышление, воображение и др. Ребенок готовится к школе, учиться брать на себя ответственность.

Дети такого возраста способны делать логические выводы из своих наблюдений.

В 6 лет у детей происходит кризис. Ребенок начинает быстро расти, меняются пропорции тела, появляются постоянные зубы, кардинально меняется поведение. У детей преобладает демонстративная форма поведения. Настроение меняется ежечасно, ребенок кривляется и манерничает.

Ребенок этого возраста должен уметь и знать:

  •  геометрические фигуры;
  • владеть понятиями о величине, длине, высоте;
  • сравнивать предметы по форме и цвету;
  • сравнивать числа;
  • математические знаки и буквы;
  • считать прямо и обратно;
  • находить лишний предметы среди предметов одного типа;
  • составлять рассказ по картинками ,соблюдая последовательность;
  • вести диалог и монолог.
Читайте также:  Влияние гипофиза на рост и развитие ребенка

Младший школьный возрастной этап развития ребенка

Ребенок идёт в первый класс, поэтому он чувствует себя уже «взрослым». Родители немного теряют свой авторитет, на замену им приходит первый учитель. Дети в этом возрасте учат планировать и прогнозировать свою деятельность. Активно развивается интеллект. Ребенок учиться принимать новые социальные нормы, выполнять правила.

Старший школьный возрастной этап развития ребенка

Это этап перехода с детства во взрослую жизнь. Но, не смотря на своё поведения и действия, стремящиеся к похожести на взрослое, еще остаются детские манеры и поступки.

Это период полового созревания. Организм в таком возрасте «неустойчивый».  Ребенок очень эмоциональный, раздражительный и упрямый. У детей этого возраста часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками и взрослыми.

На этом возрастном этапе происходит открытие внутреннего мира ребенка, формируются собственные взгляды.

Нужно помнить, что каждый ребенок индивидуальный и уникальный. Каждый возрастной этап проходит по-своему. Кто-то может опережать своих сверстников, а кому-то наоборот требуется больше времени для развития тех или иных качеств и способностей.

Источник

«Возрастные этапы развития ребенка.»

 Каждый ребенок преодолевает эти этапы, переходя от одного к другому.  Возрастные этапы сопровождаются развитием умений, навыков, знаний, личностных качеств, характерных особенностей.

Воспитания ребенка должно основываться на возрастных этапах развития, учитывая особенности их протекания.

Существует много классификаций возрастных этапов. Приведём основную и более распространённую:

ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

  1. Внутриутробный возрастной этап – от зачатия до рождения, составляет около 280 дней.
  2. Младенчество – от рождения до 1 года.
  3. Ранний возрастной этап – от 1 года до 3 лет.
  4. Дошкольный возрастной этап – от 3 до 7 лет.
  5. Младший школьный возрастной этап – от 7 до 12 лет.
  6. Старший школьный возрастной этап – от 12 до 16 лет.

А теперь про каждый возрастной этап развития ребенка расскажем более подробно.

ВНУТРИУТРОБНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Этот этап очень важен. Ведь именно в этот период у ребенка закладываются основы систем органов, ребенок учиться слышать, видеть, дышать. На 14 неделе ребенок запоминает тембр голоса своей мамы и музыку. Поэтому специалисты рекомендуют слушать спокойную классическую музыку, разговаривать с малышом, будучи беременной.

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСТВЕ

Физиологические показатели: рост – 48-55, вес – 3-4 кг.

Младенчество можно поделить в свою очередь еще над этапа: новорожденный и грудничковый. В период новорожденности ребенок уязвим и не защищен от внешней среды. Здесь очень важно правильно ухаживать за ребенком, следить за комфортностью и удобствами. В грудничковый период ребенок начинает изучать мир, стремится к познаниям. Ребенок учится поднимать головку, ползать, сидеть, ходить. Малыш познает мир через тактильные ощущения, поэтому ему хочется всё потрогать и попробовать.

С 6 месяцев ребенок обращает внимание на цвета и проявляет к ним интерес. В этом возрасте развивается восприятие пространства.

С 7 месяцев малыш уже может перекладывать предметы с коробочки в коробочку,  открывать крышки, сложить маленькие предметы в большие.

К году малыш познаёт правила пользования предметами 

Ранний возрастной этап развития ребенка

К весу прибавляется 4 кг, а к росту – 25 см.

Этот этап длится от 1 до 3 лет. Главное в этом этапе – социальное взаимодействие. Ребенок учиться взаимодействовать с детьми и взрослыми, заводить знакомства, дружить. У малыша появляется стремление к самостоятельности и независимости от родителей. Ребенок в три года осознает себя как личность. Он учиться прогнозировать и оценивать действия и ситуации. Любит  фантазировать.

В этом возрасте ребенок уже должен уметь:

  • строить башню из кубиков;
  • складывать простые пазлы для этого возраста;
  • бить ногой по мячу;
  • проявлять исследовательские действия (что-то ломать, что-то разрывать, для того, чтобы исследовать);
  • выполнять самые простые требования взрослых;
  • складывать фразы из 5 слов;
  • рисовать прямую вертикальную линию;
  • рассказывать четверостишья и потешки;
  • знать части своего тела и где они находятся, показывать части тела на других;
  • проситься в туалет;
  • самостоятельно пить из чашки и есть;
  • раздеваться и одеваться с помощью родителей;
  • резать бумагу и стараться правильно держать ножницы;
  • мыть и вытирать ручки.

В три года у ребенка может возникнуть кризис трёх лет. Каждый ребенок переживает его по-своему. Кто-то проявляет негативизм, упрямство, агрессию к окружающим, а кто-то становится уступчивым. Хотя это бывает крайне редко. Это обычные формы поведения, свойственны кризису этого возраста.

Детки этого возраста хотят, чтобы их действия и поступки одобрили взрослые и похвалили.

У детей развивается и усовершенствуется речь, мышление. Игра – самая важная особенность этого возраста. С помощью игры ребенок познает мир, отношения с людьми, учиться вести себя в разных жизненных ситуациях.

Дошкольный возрастной этап развития у ребенка

Этот этап начинается с 3 лет и заканчивается поступлениям ребенка в школу. В этот период первоначально начинают закладываться личностные качества характера ребенка, развиваются личностные механизмы поведения. Ребенок стремится быть похожим на своих родителей, поэтому пример здесь очень важен. Если Вы будете учить малыша не кричать, а сами накричите на него, то ничему Ваш малыш не научиться. Он будет копировать только Вас. Активно развивается речь и общение со сверстниками.

Читайте также:  Прогнозирование развития личности ребенка и коллектива

В этот период у ребенка активно развиваются все психические процессы: память, внимание, мышление, воображение и др. Ребенок готовится к школе, учиться брать на себя ответственность.

Дети такого возраста способны делать логические выводы из своих наблюдений.

В 6 лет у детей происходит кризис. Ребенок начинает быстро расти, меняются пропорции тела, появляются постоянные зубы, кардинально меняется поведение. У детей преобладает демонстративная форма поведения. Настроение меняется ежечасно, ребенок кривляется и манерничает.

Ребенок этого возраста должен уметь и знать:

  •  геометрические фигуры;
  • владеть понятиями о величине, длине, высоте;
  • сравнивать предметы по форме и цвету;
  • сравнивать числа;
  • математические знаки и буквы;
  • считать прямо и обратно;
  • находить лишний предметы среди предметов одного типа;
  • составлять рассказ по картинками ,соблюдая последовательность;
  • вести диалог и монолог.

Младший школьный возрастной этап развития ребенка

Ребенок идёт в первый класс, поэтому он чувствует себя уже «взрослым». Родители немного теряют свой авторитет, на замену им приходит первый учитель. Дети в этом возрасте учат планировать и прогнозировать свою деятельность. Активно развивается интеллект. Ребенок учиться принимать новые социальные нормы, выполнять правила.

Нужно помнить, что каждый ребенок индивидуальный и уникальный. Каждый возрастной этап проходит по-своему. Кто-то может опережать своих сверстников, а кому-то наоборот требуется больше времени для развития тех или иных качеств и способностей.

Источник

Возраст ребенка следует рассматривать не как сумму прожитого времени, ее лет, месяцев, а как определенную эпоху, цикл или степень развития, относительно замкнутый период, в котором отражаются процессы и законы развития. Каждому этапу развития ребенка характерны определенные условия, требования, особенности отношений с окружающими людьми, уровень психологической струкиуры личности, уровень развития его знаний и мыслей, совокупность определенных физиологических особенностей.

Впоследствии возникает закономерная связь между обучением, воспитанием и учетом возрастных особенностей ребенка. Возрастная периодизация — разделение целостного жизненного цикла человека на возрастные отрезки (периоды), измеряемых годами. Возрастная психология и физиология совместно рассматривают возрастную периодизацию ребенка:

§ от рождения до 10 дней — новорожденный;

§ от 10 дней до 1 года — младенец;

§ от 1 года до 3 лет — переддошкильник;

§ от 3 до 6 (7) лет — дошкольный (3-4 года — младший, 4-5 лет — средний, 5-б — старший)

§ от 6 (7) до 11 лет — младший школьник;

§ от 11 до 15 лет — подросток;

§ от 15 до 17 лет — ранний юноша.

Границы возрастных периодов относительно подвижны, так как природный фонд детей и воспитательное воздействие на них разные.

Каждой возрастной группе присущи определенные анатомо-физиологические, психические и социальные свойства, которые называются возрастными особенностями.

Младший школьный возраст. Важным показателем готовности ребенка к обучению является привычка к умственных усилий, сосредоточенность в работе, умение слушать учителя и выполнять его указания. Познавательная деятельность младших школьников, как правило, происходит в процессе обучения. Память младших школьников наглядно-образная. Мышление развивается в них от эмоционально-образного к образно-логического.

Подростковый возраст. Проходит бурный рост и развитие всего организма. Половое созревание вносит новые переживания и мысли в их жизни. Восприятие находится в стадии становления, поэтому качество его различна. Улучшается производительность и возрастает качество памяти. Подростковые свойственно разнообразие интересов. Значительное место в его жизни играют различные формы общения, большое стремление к дружескому общению. Необходима дифференциация в организации жизни ребят. В конце периода перед учениками реально вырисовывается задача выбора профессии.

Юношеский возраст. Это период формирования мировоззрения, самосознания, характера и жизненного самоопределения. Познавательная деятельность способствует формированию мировоззрения. Память старшеклассников характеризуется зрелостью. Мышление способно абстрагировать и обобщать учебный материал. Язык обогащается научными терминами, становится выразительной и точной. Впервые старшеклассники испытывают чувство любви. В них становятся устойчивыми профессиональные интересы. Стремление к самовоспитанию становится чертой личности.

В каждой возрастной группе есть значительные индивидуальные различия, которые определяются природными задатками, различными жизненными условиями и воспитанием ребенка. Эти особенности называются индивидуальными.

От педагогики зависит соответствующий возрастным особенностям набор типов учебно-воспитательных учреждений (детский комбинат, детский сад, начальная (1-4 кл.), Основная (5-9 кл.), Старшая школа (10-11 кл.), Гимназия ( 5-11 кл.), лицей (8-11 кл.), а также приспособлена к возрасту организация учебно-воспитательного процесса в каждом из этих учреждений.

В процессе воспитания существует субъектно-объектный подход, опирающийся на философские толкования этих понятий.

Субъект — это тот, кто ведет активную деятельность по объекту. В педагогике субъектом является педагог, проводит активную работу по воспитанию учащихся как своих объектов. Теперь получает распространение дифференциация и индивидуализация воспитания, чтобы превратить объект в субъект воспитательного процесса.

Читайте также:  Таблица физического развития ребенка до года по месяцам таблица

Объект — это тот, кто противостоит субъекту в его деятельности. В учебной и познавательной деятельности объектом является тот материал, который изучается или исследуется.

В педагогике объектом для учителя является ученик, сидящий на уроке, слушает учителя, выполняет упражнения в классе и домашние задания.

Современная демократическая система воспитание не ограничивается ется пассивной ролью ученика. Происходит постоянный поиск источников творчества учителя, повышение роли субъекта в учебно-воспитательном процессе, а также путей преобразования ученика из объекта в субъект самовоспитания или перевоспитания (когда оно требуется).

Деятельность — важная форма проявления активного отношения человека к окружающей действительности.

Анатомо-физиологическое, психическое и социальное развитие личности влияют следующие виды деятельности: игровая, учебная, трудовая, творческая, спортивная, художественная, общественная, а также труд по самообслуживанию.

Общение — один из универсальных способов проявления групповой формы бытия людей. Общение бывает следующих видов: личность-личность, личность-группа, личность-коллектив, группа-группа, группа-коллектив. По содержанию оно может быть деловое (формальное) и личное (неформальное).

Важным условием развития и нормирования личности проявление ею активности в этом процессе. Активность может проявляться в действиях, в познании окружающей действительности, в общении, в воздействии на окружающих, в воздействии на самого себя (в самовоспитании).

• Слово «активность» происходит от латинского и означает деятельный, энергичный, инициативный. Активный человек стремится к живого участия во всем. В словаре Даля есть дополнение к определению активности: «Активный деятельный, действующий, живой, жизненный, а не косный, не мертвый». Итак, активность определяется через деятельность. Этих два понятия учеными часто отождествляются. Активность — не врожденное качество, она может меняться с развитием личности, изменением социальной среды. Биологическая активность является предпосылкой для социальной. В. А. Сухомлинский считал, что активность человека свидетельствует о ее убежденность. Понятие активности сложное. С точки зрения биологии — это приспособление к окружающей среде, физиологии — это регулятивная функция мозга, психологии — изменение поведения и своих психических свойств, гносеологии — деятельное познание, педагогики — это черта человека, которая проявляется в готовности, в стремлении к самостоятельной деятельности, а также в качестве осуществления деятельности и выборе оптимальных путей для достижения цели.

Внутренними стимулами активности являются потребности, интересы личности. Потребность — источник активности. Где нет необходимости, не может быть и речи об активности.

Цель как закон определяет средства и характер действий человека, потому что любая деятельность является реализацией цели. Большое значение в реализации цели имеют мотивы деятельности — внутренние возбудители, а также интересы — ориентация на связи с действительностью. Активность связана с волей, волевыми действиями, то есть осознанием достижения цели. Итак, активность — это определенное психологическое состояние, обусловленный потребностями, мотивами, интересами. Пассивной деятельности не бывает, бывает пассивное состояние человека.

Активность бывает гражданская, познавательная, трудовая. Задача учителя — пробудить у своих воспитанников любознательность, интерес.

Есть разные уровни активности:

§ потенциальная активность — готовность и стремление к деятельности;

§ высокий уровень активности — реализована активность — это энергичная, интенсивная, инициативная, самостоятельная, творческая деятельность. Такая активность имеет ситуативный, эпизодический характер, быстро гаснет;

§ высокая активность — направлена, системная, на основе комплекса потребностей, интересов, идеалов. Направленность личности — это единство психического и социального. Нужно формировать у учащихся направленность в главных видах деятельности, осознание себя как личности, способной правильно действовать в нестандартных ситуациях, оценке и выборе вариантов решений, защите творческих проектов.

Ученые в своих исследованиях установили этапы формирования «активности:

1. Диагностика тельный (определение и анализ уровня активности).

2. Формовочный (овладение умениями и готовность к творчеству).

3. Итогово-коррекционный (определение готовности к самообучению, самовоспитания, жизни и деятельности) и корректировки программы совершенствования активности.

Методы формирования активности: теоретические и практические — включение в деятельность. Стимулирование, мотивация, эмоциональность методики обучения и воспитания, поощрения — теоретические методы. Практические: включение детей в деятельность (игровую, учебную, самообслуговуючу, общественно-полезную, продуктивную, творческую) как целостность — качественность. Например, КТС (коллективные творческие дела) по А. Макаренко, В. Сухомлинского и И. Ивановым должны были бы стадий, на каждой из которых есть возможность совершенствовать активность:

1 стадия — стартовый сбор, на котором ученики решают, что проводить, когда, где, для чего.

2 стадия — планирование КТС, когда класс разбивается на микрогруппы, учитывается инициатива каждого. Все участвуют в планировании, для этого создаются консульт-пункты и т.

3 стадия. — Подготовка к КТС, все участвуют.

4 стадия — проведение, все участвуют.

5 стадия — сбор-огонек, подведение итогов: что удалось, а что нет.

6 стадия — планы на будущее.

Как видим, на всех стадиях КТС учитывается инициатива, активность и деятельность учащихся.

Источник