Возрастные изменения в развитии ребенка
На чтение 6 мин. Обновлено 27.12.2017
Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.
Этапы развития ребенка по возрасту
Причины выделения этапов развития ребенка
В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.
Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.
Кризис новорожденных
Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.
Новорожденный малыш – это отдельная личность
Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.
Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:
- увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
- общение с помощью крика или плача;
- увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
- появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.
В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.
Развитие до года первый этап
С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.
Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)
Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.
Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет
Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться
Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).
Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).
Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.
Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.
Готовимся к школе (3 – 5 лет)
Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.
Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет
Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.
В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.
Развитие младших школьников (6 – 11 лет)
К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.
Младший школьный возраст – первый этап взросления
Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.
Развитие детей от 12 до 15 лет
Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.
Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.
Средний школьный возраст – осознание своего будущего
Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.
Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.
Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.
Формирование личности детей старшего школьного возраста
Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.
Подростковый возраст – самый сложный
Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.
Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.
Оставить комментарий
Источник
Весь процесс взросления ребенка можно разделить на несколько больших периодов. От самого зачатия и до 16-18 лет происходят колоссальные изменения. Каждый из этапов содержит свои ключевые моменты и важные детали.
Родители должны понимать, что часто поведение ребенка на той или иной стадии развития обусловлено внутренними изменениями. Человек растет, меняется физически и психологически. Все возрастные этапы развития ребенка приносят в его жизнь глобальные перемены. Меняются возможности, интересы и увлечения, а также и потребности ребенка. Родители должны помочь своему малышу пройти весь путь взросления.
Возрастные этапы
Развитие ребенка начинается сразу после момента зачатия. Клетки начали делиться — началась жизнь и развитие крохи. Выделяется 7 больших этапов в жизни каждого человека. Стоит отметить, что чем старше мы становимся, тем медленнее протекают все процессы. Например, интенсивность развития в первый период самая высокая. Встречаются две крошечные клетки, а через 5-6 дней уже получается зародыш. За этот период произошел колоссальный рост и усложнение организма.
А всего за 9 месяцев из крошечного неоформленного зародыша получается ребенок. Все его внутренние органы готовы сразу же начать функционировать. Пройдет еще 2 года — ребенок уже может ходить, бегать, говорит простыми фразами, понимает речь взрослых. Он испытывает эмоции, обладает способностью общаться, умеет что-то делать самостоятельно.
В самом начале для перехода на новый этап развития требовались всего лишь часы и дни. Далее этапы физического и психического развития занимают месяцы, годы. Чем старше ребенок, тем медленнее проходят изменения. Считается, что основное взросление идет до 16-18 лет. Затем настает уже взрослая жизнь.
Внутриутробный период
Занимает в среднем 280 дней. От момента зачатия и до самого конца — родов. Этот первый этап является чрезвычайно значимым. От того, как протекает беременность, зависит вся дальнейшая жизнь человека. Здесь важно все:
- наследственность;
- состояние здоровья матери;
- течение беременности (был ли сильный токсикоз, травмы, кровотечения);
- питание матери;
- как прошли роды.
Как только кроха появляется на свет, начинается совершенно новый возрастной этап.
Неонатальный этап
Возможно, этот возрастной период самый трудный. Сейчас очень важно, чтобы первый месяц за малышом был правильный уход. Это те самые 4 недели после рождения. Обязательно важно соблюдать режим питания. Кроха кушает каждые 2-3 часа и днем, и ночью. Сейчас он лишь спит, ест, плачет. Организм набирается сил, получает максимум питательных веществ из маминого молока.
Это незаметно, но идет активное психическое развитие. Кроха впервые видит предметы, людей, цвета. Он ощущает запахи, слышит голоса, привыкает к ним. Все это анализируется и усваивается во сне. Сейчас нужно обеспечить для крохи комфортные условия:
- оптимальная температура в комнате +22 С;
- часто проветривайте помещение;
- свет в комнате крохи должен быть неярким;
- 2 раза в день (утром и вечером) нужно купать кроху в проточной теплой воде;
- следите за состоянием кожи (нет ли покраснений, сыпи, опрелости).
К вам будет приходить врач или медсестра для проверки состояния малыша. В этот период лучше всего, если рядом с крохой будут находиться только родители и ближайшие родственники. Его иммунная система пока очень слабая – даже легкая простуда может стать серьезной угрозой для него.
Грудничковый период
Проходит с начала 5 недели (30-го дня) и до 1 года. Сейчас ваш ребенок стремительно меняется. Он растет каждый месяц на 2-3 сантиметра, прибавляет в весе. Происходит изменение его тела: вытягиваются ручки и ножки, увеличиваются внутренние органы. Пальчики становятся подвижными и ловкими. К 3-4 месяцу начинают резаться зубки.
Кроха сам себя тренирует. Все вокруг такое интересное – нужно скорее научиться держать головку. Сначала всего на пару секунд, затем 2-3 минуты. Шейка крепнет. Затем малыш делает попытки сесть. Так изучать мир гораздо проще. Далее – ползание. Уже к 1 году многие малыши могут легко вставать на ножки, ходить, держась за ручку мамы.
Происходят изменения в его эмоциональном развитии. К 3-4 месяцу кроха уже будет одаривать маму с папой своей улыбкой. Его лепет становится все более эмоциональным, разнообразным. Малыш узнает родных и знакомых людей. Он любит играть, у него появляются любимые игрушки, с которыми не хочется расставаться.
Ясельный период
От 1 года до 3 лет. Главная задача этого периода — подготовить малыша к походу в садик. Конечно, не все пойдут в него, но суть в том, чтобы сделать ребенка чуть-чуть самостоятельнее. Сейчас он уже может кушать более взрослые блюда. Меняется внешний вид крохи: уходит детский жирок, тело принимает более взрослые очертания.
Повышается сопротивляемость организма к инфекциям. К 3 годам все основные прививки уже сделаны. Это значит, что иммунная система работает гораздо эффективнее. Дети становятся очень активными, подвижными. Они проводят за играми практически все время. Чем старше кроха, тем более сложными становятся игры.
Меняется представление ребенка о себе. Теперь формируются многие личностные качества. Вы уже можете понять, какой характер будет у вашего крохи: может ли он идти на компромисс, станет ли отстаивать свое мнение. Потихоньку дети становятся все более самостоятельными. Главное — появляется желание научиться чему-то, действовать без помощи мамы. Все это очень пригодится ему в садике, а потом и в школе.
Стремительно развивается речь ребенка. Чтобы она была правильной, нужно чаще разговаривать с ним, читать сказки, книжки. От вас он перенимает произношение, артикуляцию. Важно следить за тем, что и как вы говорите. Кроха быстро учит новые слова.
Дошкольный период
Длится с 3 до 7 лет. Если кроха идет в садик, значит, для него уже началась «взрослая» жизнь. Это еще не школа, но тут можно многому научиться. В первую очередь, общаться с другими детьми и взрослыми. Дома ваш ребенок может диктовать некоторые правила:
- кушает то, что ему нравится;
- придумывает правила игры;
- всегда выбирает для себя те игровые роли, которые ему нравятся;
- почти всегда с ним соглашаются.
В садике ситуация другая. Там раскрывается социальная составляющая личности крохи. Сумеет ли он найти общий язык со всеми или же будет дружить только с определенными детьми? Станет лидером или будет следовать чужим правилам?
Общение, совместные игры стимулируют развитие мышления. Необходимо принимать решения, основываясь на своем опыте. Так происходит быстрое интеллектуальное развитие. Конечно, родители и воспитатели помогают, но основной прогресс дети делают самостоятельно. Сейчас очень важно поддерживать в них познавательный интерес ко всему.
Данный этап развития подготавливает ребенка к следующему: близится 1 класс и школа. Тут уже нужно быть полностью уверенным в своих силах. Ходит кроха в садик или нет, его необходимо приучать к самостоятельности. Ребенок должен:
- кушать сам;
- знать правила личной гигиены (как мыть руки, чистить зубы);
- знать, как правильно обращаться к взрослым;
- следовать правилам поведения.
Это все важно, особенно для правильного психического развития малыша. Если ограждать его от всех обязанностей, следовать лишь его желаниям, то вы получите инфантильного и эгоистичного ребенка. Это серьезно тормозит правильное интеллектуальное и эмоциональное развитие.
Младший школьный возраст
Время с 7 до 13 лет. Укрепляются кости, меняются зубы. Сейчас ребенку необходимо потреблять достаточно кальция, фосфора, витаминов. Их можно получить через:
- фрукты: бананы, яблоки;
- мясо: говядина, нежирная свинина;
- молочные продукты: молоко, йогурты, творог, ряженка;
- крупы и орехи: гречка, геркулес, рис, фундук.
Ребенок заметно прибавляет в росте, вытягивается. Бывают потери веса, но это обычно связано с активной жизнью, постоянным движением.
Поход в первый класс — всегда стрессовая ситуация. Тут все новое, да еще появляется много обязанностей, уроков. Сейчас лучше не нагружать ребенка большим количеством дополнительных занятий. Чаще бывайте на свежем воздухе.
Период младшего школьного возраста связан с активным психическим развитием:
- совершенствуется память;
- появляются разносторонние интересы;
- улучшается внимание;
- повышается концентрация (ребенок может удерживать внимание на одной теме 30-40 минут).
Кроме того, малыш начинает смотреть на себя с социальной точки зрения. Какой он? Чем может заинтересовать других, чем понравиться? Дети в этом возрасте самокритичны, но их мнение часто меняется.
Старший школьный возраст
Этот этап очень важен. С 12-13 до 16-18 лет идет активное изменение организма. Пубертатный период приносит в жизнь ребенка радости и проблемы. Изменяется тело. Подросток может быстро похудеть или набрать вес. Тело становится немного непропорциональным. Сейчас время для активной работы эндокринной системы: надпочечники, гипофиз начинают выделять все больше гормонов. Какие-то вещества только-только поступают в кровь. Ребенок меняется, его организм становится все более взрослым. Из-за гормональных перепадов может сильно «скакать» настроение.
Сейчас организм переживает стресс – «гормональный бум». Ему нужна поддержка: витамины, правильное питание. Лучше всего исключить жирные и острые продукты, снизить потребление мучного. Включите в рацион больше свежих овощей и фруктов.
Очень важно то, что человек меняется психологически. Ребенок осознает свое место в мире, у него появляются долгосрочные планы. Теперь он начинает оценивать свое поведение со стороны, изменяются его ценности. Это говорит о том, что произошел качественный скачок интеллектуального и психического развития. Конечно, в 16-17 лет подростки еще не всегда готовы к самостоятельной жизни. Но они уже прошли огромный путь развития. Этот возрастной этап считается заключительным. Дальше — взрослая жизнь.
Источник
Признаки нормального развития и отклонений от нормы в каждый возрастной период жизни ребенка. Критические периоды жизни ребенка (привезти примеры).Возрастные периоды развития ребенка сопровождаются изменениями физиологии, приобретением навыков и знаний, формированием характера. Взросление ребенка зависит от внешних и внутренних обстоятельств, поэтому переход на последующий этап происходит у каждого индивидуально. •Внутриутробный. С первого дня зачатия и до рождения крохи;
•Грудной возраст. Длится с рождения и до года;
•Ясельный этап взросления. С первого года до 3 лет;
•Дошкольный период. Считается от 3 до 7 лет;
•Этап младшего школьного возраста. От 7 лет до 12;
•Период старшего школьного возраста. От 12-ти до 17–ти лет.
Внутриутробный период. Возрастные периоды развития ребенка. В течение этого времени у карапуза формируются все органы и системы. Еще в животике он может реагировать на изменения в настроении мамы. Также слышать ее тембр голоса и внешние звуки. Грудной возраст. Период после рождения и до годовалого возраста отличается интенсивностью роста и развитием всего организма. Это обуславливает его физиологическое и умственное развитие в будущем. Младенец слабо приспособлен к окружающей среде, его органы еще не совершенны. Новорожденный очень уязвим ко всякого рода инфекциям, поэтому так необходимо создавать уют и поддерживать чистоту в доме.
Ясельный период. Развитие ребенка во время этого периода происходит по трем направлениям: речь, предметную деятельность и моторика .Ясельный период. Умение говорить и развитие интеллекта взаимосвязаны. Общаясь со сверстниками и родными людьми малыш познает мир, учится высказывать свои мысли и задавать интересующие его вопросы. Во время ходьбы руки малыша свободны и он может брать предметы и изучать их. К трем годам малыш может рассказывать небольшие стихи, ходить в туалет самостоятельно, пользоваться ножницами, следить за гигиеной рук, рисовать прямые линии, начинает проявлять самостоятельность. С этого этапа формируется личность будущего взрослого.
Дошкольный этап.
В течение этого периода в ребенке развивается: внимание, память, мышление, манера поведения и личностные качества. Малыш продолжает развиваться физически и благодаря этому может выполнять упражнения, Дети в этом возрасте могут проявлять усидчивость, заниматься каким-то одним делом продолжительное время. Они копируют поведение своих родителей .Речь ребенка становиться более четкой и связанной. Произношение фраз малыш копирует у взрослых, поэтому так важно близким родственникам правильно говорить и помогать ребенку вести диалог. У малыша важный шаг в жизни – школа. Дошкольная подготовка начинается с 5-ти летнего возраста. Дети такого возраста становятся наблюдательными, способными к логическому мышлению и выводам.
Младший школьный возраст.
Приходя в школу, ребенок начинает активно развивать свой интеллект. Он попадает в новый социум со своими правилами, которые обязан выполнять. У школьника формируется ответственность, чувство долга, усидчивость. В школе тренируют систематичность и необходимость все доводить до конца.
Этап старшего школьного возраста.
Осуществляется переход из детства во взрослый мир. При этом дети растеряны и неуверенны в себе, им необходима поддержка и понимание родных, хотя они и мало к ним прислушиваются.
Развитие личности идет быстрыми темпами. Это обусловлено половым созреванием. Организм развивается быстрым темпом. У вчерашних детей появляются физические признаки взросления: рост волос на теле в разных местах, накопление жира в районе груди и ягодиц у девчонок, изменение тембра голоса у мальчишек, начинают расти зубы мудрости. Пропорции тела становятся похожими на взрослые. Подросток изучает себя, в это время он преодолевает свои недостатки и развивает нужные черты характера, формирует взгляды на жизнь.
Процесс формирования личности. следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденное, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет. Кризис трех лет первый симптом, отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого, причем ребенок отрицательно реагирует не на содержание, а на просьбу взрослого. Второй симптом — это упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Третий симптом является строптивость, которая в отличие от упрямства носит более генерализированный характер, направлена против устоявшихся норм жизни и вызвана стремлением настоять на собственном желании. Четвертый симптом — своеволие, которое проявляется в том, что ребенок настаивает на самостоятельности в принятии решения. Он хочет все делать сам и т.д. Это протест-бунт, когда поведение ребенка начинает приобретать черты протеста, как бы постоянного конфликта. Симптом обесценивания, когда дети начинают употреблять неприличные слова. Дошкольный возраст — важный период становления личности. именно в дошкольном детстве складываются личностные механизмы поведения. В дошкольном возрасте возникает и развивается произвольное поведение. Дошкольник усваивает этические нормы. У него формируются моральные оценки и представления, активное отношение к событиям жизни, сочувствие, заботливость. Кризис семи лет называют кризисом непосредственности. При переходе к школьному возрасту происходят очевидные изменения в характере и поведении ребенка, он начинает «манерничать» и «паясничать». Происходит утрата непосредственности ребенка, и он может прибегать к манерничанью как средству защиты. Ребенок начинает понимать сам себя, ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, причем перестраивается сам характер переживаний. Они начинают приобретать смысл для ребенка. Переживания приводят к потере непосредственности, у ребенка возникают новые отношения к самому себе. Позитивная сторона кризиса семи лет, состоит в появлении таких новообразований, как самолюбие и самооценка.
Источник