Этнокультурное развитие ребенка это

Татьяна Трещева
Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста

Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Воспитание детей в духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление системы преемственности народных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуаций. Это и послужило выбору темы моей статьи.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является:

— приобщение детей к культуре своего народа;

развитие национального самосознания;

— воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;

развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.

Этнокультурная компетентность — это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности. Поэтому к главным компонентам формирования этнокультурнойкомпетентности является создание условий для:

— целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре;

— воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста.

Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп, дети- дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность).Русское народное творчество: сказки, игры, песни легли в основу дошкольного воспитания нашего детского сада, нашей группы.Большое внимание уделяется следующим видам работы:

— изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц;

— знакомство с русскими народными игрушками и играми;

— создание «Русской избы» (мини- играми музея в детском саду).

Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей – это конечно, русские народные потешки, пестушки, песенки, которые используем в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь,обедая: «Ладушки, ладушки», «Потягуни — потягушечки», «Кашку варили».

Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами, народы востока — жемчужиной, нанизанной на ниточку. Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, положим о труде, но они очень похожи по смыслу.У татар: «Без труда и зайца не поймаешь», «Меньше говори – больше делай» у русских – «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Делу время – потехе час».

В младших группах идет приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.). От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом, способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках — они требуют уже не только любознательности, но и смекалки. В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества.

В детском саду традиционно проводятся народные праздники: Колядки, Масленица и другие.Дети знакомятся с христианскими праздниками: Рождество и Пасха. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини-музее «Русская изба» продемонстрированы традиционные национальные костюмы народов Поволжья, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Педагог дает понятия старинных неупотребляемых в современном языке народных слов, объясняя при этом их значение (чугунок, ухват, прялка, керосиновая лампа, лучина и т. д.) В «Русской избе» дети начинают познавать историю своего народа.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей. Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитиев контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.

Источник

Валентина Гулиева
Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста

«Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста».

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей.

В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа.

Этнокультурная и социокультурная ситуации неразрывно связаны между собой и обязательно учитываются при проектировании образовательной деятельности. Задачи приобщения к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа должны быть включены во все образовательные области развития ребенка.

Много ли подрастающее поколение знают культуру наших предков?

Этот пробел нужно заполнять непосредственно как можно раньше. Необходимо пробудить в растущем человеке любовь к родной земле. И эта работа должна начинаться в дошкольном возрасте.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину — задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, а также национальной культуры, традиций, языка коренного населения республики. Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Основной задачей работы по этнокультурному образованию можно считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, селу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию народа, издревле проживающего на территории региона.

Работа по этнокультурному развитию и воспитанию детей построена на следующих принципах:

Принцип природосообразности: учитывает возрастные и индивидуальные особенности, возможности воспитанников при включении их в разные виды деятельности.

Культуросообразность: выстраивает содержание последовательно, способствует выработке ценностных ориентаций.

Принцип личностно-ориентированного общения: предполагает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.

Принцип тематического планирования материала: предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна.

Принцип наглядности: предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.

Принцип последовательности: предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.

Принцип системности: предполагает анализ различных направлений этнокультурного воспитания.

Принцип занимательности: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата. Активное включение детей в разнообразную художественно-творческую деятельность: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную деятельность.

Принцип сочетания научности и доступности: изучаемый исторический материал дается детям с учетом приоритета ведущей деятельности дошкольника – игры.

Принцип интеграции: определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей. Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры и др.).

Принцип индивидуального подхода к детям,учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми, бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно ни проявлялось.

В рамках реализации педагогического опыта используются следующие технологии:

Игровая технология. Чтобы процесс формирования этнического самосознания у дошкольников был результативным, необходимо организовывать образовательный процесс в игровой форме, так как игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Закрепление этнокультурных представлений осуществляется в дидактических играх этнокультурного содержания. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям.

Технология коллективного творческого дела — это воспитательная технология, суть которой заключается в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Данная технология направлена на развитие творческих и интеллектуальных способностей, на реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной деятельности, расширение знаний об окружающем мире, проявление организаторских способностей и формирование способности к рефлексии.

Технология проектной деятельности. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Кроме того, проектная деятельность стимулирует мотивацию детей на приобретение знаний, включает всех воспитанников в режим самостоятельной работы, развивает умения применять знания к жизненным ситуациям, способности к аналитическому, исследовательскому, критическому и творческому мышлению. Концептуальные позиции проектной технологии представлены принципами заинтересованности ребенка, сотрудничества ребенка и взрослого, уважения к иной точке зрения, использования окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

Личностно-ориентированная технология. Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, уникальность самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в образовательном процессе строится на личностно-ориентированной основе, использовании дифференцированного подхода к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности; личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Информационно – коммуникационные технологии. Мультимедийные средства позволяют использовать презентации по ознакомлению с окружающей действительностью, родной природой, организовывать видеопросмотры, обеспечивают получение детьми необходимой информации в доступной и интересной форме.

Здоровьесберегающая технология. Здоровьесбережение реализуется через соблюдение гигиенических критериев рациональной организации образовательной деятельности: плотность занятия, число видов учебной деятельности, средняя продолжительность различных видов учебной деятельности, частота их чередования, наличие эмоциональных разрядок, создание благоприятного психологического климата.

Технология интегрированного обучения. Которая соединяет знания из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.

Наиболее эффективные методы, которые применяются в процессе работы по реализации этнокультурного компонента, это:

• метод моделирования и реконструкции;

• метод проектов;

• метод воспитывающих ситуаций.

• В образовательной деятельности по формированию этнического самосознания у детей дошкольного возраста используются и традиционные методы:

• Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей действительности.

• Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.

• Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с этнокультурным содержанием, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к окружающей действительности.

Для решения поставленных задач применяются следующие активные формы работы, способствующие расширению кругозора детей, обогащению знаний о народном быте и формированию представлений о мире народной культуры:

Использование разнообразных форм этнокультурного компонента позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала.

Для реализации перечисленных выше методов и форм работы используются разнообразные средства:

Использование разнообразных методов, форм и средств работы, включение детей в активную познавательную деятельность, делают занятия интересными, насыщенными. Педагог не даёт детям готовых ответов, дошкольники сами, путём проб и ошибок, делают нужные выводы, находят правильные ответы.

Таким образом, этнокультурное развитие заключается в формировании у детей дошкольного возраста этнического самосознания на основе традиций своего народа, исторических и природных особенностей родного края; воспитание собственного достоинства, как представителя своего народа; уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

Не случайно, в требованиях ФГОС дошкольного образования указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Источник

 «Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста».

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. 

В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа.

Этнокультурная и социокультурная ситуации неразрывно связаны между собой и обязательно учитываются при проектировании образовательной деятельности. Задачи приобщения к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа должны быть включены во все образовательные области развития ребенка.

Много ли подрастающее поколение знают культуру наших предков?

Этот пробел нужно заполнять непосредственно как можно раньше. Необходимо пробудить в растущем человеке любовь к родной земле. И эта работа должна начинаться в дошкольном возрасте.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину — задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, а также национальной культуры, традиций, языка коренного населения республики. Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Основной задачей работы по этнокультурному образованию можно считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, селу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию народа, издревле проживающего на территории региона.

Работа по  этнокультурному развитию и воспитанию детей построена на следующих принципах:

Принцип природосообразности: учитывает возрастные и индивидуальные особенности, возможности воспитанников при включении их в разные виды деятельности.

Культуросообразность: выстраивает содержание последовательно, способствует выработке ценностных ориентаций.

Принцип личностно-ориентированного общения: предполагает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.

Принцип тематического планирования материала: предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна.

Принцип наглядности: предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.

Принцип последовательности: предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.

Принцип системности: предполагает анализ различных направлений этнокультурного воспитания.

Принцип занимательности: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата. Активное включение детей в разнообразную художественно-творческую деятельность: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную деятельность.

Принцип сочетания научности и доступности: изучаемый исторический материал дается детям с учетом приоритета ведущей деятельности дошкольника – игры.

Принцип интеграции: определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей. Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры и др.).

Принцип индивидуального подхода к детям,учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми, бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно ни проявлялось.

В рамках реализации педагогического опыта используются следующие технологии:

Игровая технология. Чтобы процесс формирования этнического самосознания у дошкольников был результативным, необходимо организовывать образовательный процесс в игровой форме, так как игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Закрепление этнокультурных представлений осуществляется в дидактических играх этнокультурного содержания. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям.

Технология коллективного творческого дела — это воспитательная технология, суть которой заключается в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Данная технология направлена на развитие творческих и интеллектуальных способностей, на реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной деятельности, расширение знаний об окружающем мире, проявление организаторских способностей и формирование способности к рефлексии.

Технология проектной деятельности. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Кроме того, проектная деятельность стимулирует мотивацию детей на приобретение знаний, включает всех воспитанников в режим самостоятельной работы, развивает умения применять знания к жизненным ситуациям, способности к аналитическому, исследовательскому, критическому и творческому мышлению. Концептуальные позиции проектной технологии представлены принципами заинтересованности ребенка, сотрудничества ребенка и взрослого, уважения к иной точке зрения, использования окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

Личностно-ориентированная технология. Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, уникальность самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в образовательном процессе строится на личностно-ориентированной основе, использовании дифференцированного подхода к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности; личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Информационно – коммуникационные технологии. Мультимедийные средства позволяют использовать презентации по ознакомлению с окружающей действительностью, родной природой, организовывать видеопросмотры, обеспечивают получение детьми необходимой информации в доступной и интересной форме.

Здоровьесберегающая технология. Здоровьесбережение реализуется через соблюдение гигиенических критериев рациональной организации образовательной деятельности: плотность занятия, число видов учебной деятельности, средняя продолжительность различных видов учебной деятельности, частота их чередования, наличие эмоциональных разрядок, создание благоприятного психологического климата.

Технология интегрированного обучения.  Которая  соединяет знания из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. 

Наиболее эффективные методы, которые применяются в процессе работы по реализации этнокультурного компонента, это:

  • метод моделирования и реконструкции;
  • метод проектов;
  • метод воспитывающих ситуаций.
  • В образовательной деятельности по формированию этнического самосознания у детей дошкольного возраста используются и традиционные методы:
  • Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей действительности.
  • Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.
  • Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с этнокультурным содержанием, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к окружающей действительности.

Для решения поставленных задач применяются следующие активные формы работы, способствующие расширению кругозора детей, обогащению знаний о народном быте и формированию представлений о мире народной культуры:

Использование разнообразных форм этнокультурного компонента  позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала.

Для реализации перечисленных выше методов и форм работы используются разнообразные средства:

Использование разнообразных методов, форм и средств работы, включение детей в активную познавательную деятельность, делают занятия интересными, насыщенными. Педагог не даёт детям готовых ответов, дошкольники сами, путём проб и ошибок, делают нужные выводы, находят правильные ответы.

Таким образом, этнокультурное развитие заключается в формировании у детей дошкольного возраста этнического самосознания на основе традиций своего народа, исторических и природных особенностей родного края; воспитание собственного достоинства, как представителя своего народа; уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

Не случайно, в требованиях ФГОС дошкольного образования указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Источник