Возрастная периодизация развития ребенка по блонскому
В 20-30-е годы в советской психологии существовали два направления – социогенетическое и биогенетическое, которые по-разному подходили к вопросу взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии психики. Разрабатывая проблему биологического и социального, ученые прежде всего пытались ответить на вопрос, что же является условием, а что источником, движущей силой этого развития. Не менее значимой была и проблема механизма развития – наименее изученная и наиболее важная для практической психологии, для разработки развивающих программ обучения и коррекции психики.
Стремление изучить материальные основы развития психики привели Блонского к выбору в качестве источника развития такого объективного, материального фактора, как биологический. Понимание развития как роста и созревания определило выбор наследственности в качестве основного фактора, влияющего на этот процесс, так как наследственность в первую очередь задает рост ребенка, его болезни, а среда лишь стимулирует или тормозит этот рост. Отсюда и неприятие Блонским тезиса о возможности ускорения развития, так как темпы умственного развития, по его мнению, связаны не с пластичностью нервной системы, а пропорциональны скорости соматического развития, которое не может быть ускорено. При этом Блонский исходил из того, что формирование психики ребенка не связано автоматически с развитием вида, но определяется логикой самого процесса этого развития, в котором существует закономерная последовательность ступеней. Исходя из этого, он создал свою периодизацию психического развития. Развитие личности он связывал с развитием конституции и темперамента ребенка, выделив несколько этапов в этом процессе. Он доказывал, что на каждом возрастном этапе существует типичный для всех детей темперамент, а потому определенные личностные качества – упрямство и негативизм 2-3-летних детей, неуверенность в себе, закрытость подростков – связывал с особенностями темперамента этого периода. Кроме того, он разработал и общую периодизацию психического развития детей. Блонский считал, что человеческая жизнь состоит из трех этапов – детства, размножения, угасания. При этом детство есть эпоха прогрессирующего роста, предшествующего эпохе размножения. Детство он разделил на 3 периода, а критерием деления возраста на периоды явилась дентиция, т.е. смена зубов.
Связывая динамику развития с процессом обучения детей, Блонский предлагал генетический метод обучения, который, по его мнению, помогает сформировать у детей адекватные представления о предмете той или иной науки, а также развивает их интеллект. Не заставляя детей повторять все ошибки прошлого, такой метод дает им возможность понять логику формирования науки, считал Блонский, и обеспечивает естественность развития детского сознания.
Говоря о воспитании ребенка, Блонский настаивал на сохранении традиционных игр, сказок и методов обучения, которые помогают детям адекватно прожить определенный этап.. По его мнению, ребенок живет современностью, но на определенных ступенях он ее апперцептирует в категориях примитивного мышления. Он доказывал, что ребенок в своем развитии не должен автоматически повторять все этапы развития вида и анти-эволюционно заставлять его переживать все заблуждения человеческого интеллекта. Смысл культурного развития в том, что ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, писал Блонский, поэтому «чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше оно создает стимулов к овладению более сложными культурными средствами, и позволяет ему шире использовать это окружение».
Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы
Источник
Существуют всевозможные точки зрения на процесс возрастного развития детей. Одни ученые считают, что процесс возрастного развития детей — непрерывный, другие считают его дискретным.
Приверженцы непрерывного возрастного развития детей утверждают, что это процесс развития, у которого нет границ, отделяющих один этап от другого. По мнению сторонников дискретного развития, процесс развития имеет стадии и этапы, которые качественно выделяются друг от друга. Так как данный процесс идёт неритмично, то замедляется, то ускоряется, но при этом развивается. При дискретном развитии дети одолевают все стадии развития последовательно, поэтапно.
На сегодняшний день выбор педагогов и психологов падает на дискретную позицию развития детей, вследствие этого, проанализируем ее более подробно. Существуют стихийные и нормативные подходы к периодизации возрастного развития детей. Приверженцы первого подхода считают, что процесс развития детей формируется под влиянием массы случайных обстоятельств и факторов. При правильной организации воспитания и обучения детей с учётом всех воздействующих факторов идеальный процесс развития считается нормативным.
В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, для которого характерны своя структура и динамика. Однако необходимо четко осознавать, что выделение этих этапов условно, а развитие ребенка во многом зависит от способов, форм и содержания его общения с взрослым и сверстниками.
В.В. Давыдов считал, что общение детей с взрослыми и присущие для каждого возрастного этапа виды детской деятельности очень важны для решения образовательных задач в дошкольном возрасте. Дети раннего возраста осуществляют разные виды свободной деятельности: играют, лепят, рисуют, конструируют, экспериментируют, помогают взрослым, слушают сказки, стихотворения, рассказы и др. И в этом состоит ценность раннего детства.
Целесообразным считается такая периодизация развития детей, при котором учитывается вся совокупность детских анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания, обучения детей.
Границы этапов периодизации возрастного развития детей весьма условны, они зависят от социальных, климатических, этнических и других факторов. При изучении возможностей каждого ребёнка огромное значение имеет различия темпов в созревании организма и условий развития детей, следуя из того, что физиологический возраст человека и паспортный (календарный) часто не совпадают, и каждый ребёнок имеет индивидуальный вариант развития. Следовательно, совокупность индивидуального и возрастного подхода к исследованию особенностей функционирования детей может привести педагогов-психологов к разработке адекватных гигиенических и психолого-педагогических мер, которые окажут содействие в здоровом и прогрессивном развитии организма и личности каждого ребёнка.
Возрастную периодизацию в разное время исследовали по различным критериям. Периодизация психического развития детей Л.С. Выгодского отражает внутренние закономерности самого процесса развития. Реальной основой классификации по Л.С. Выгодскому есть только внутренние (психологические) изменения самого развития, ибо только внутренние изменения, а не внешние, которые позволяют определить объективно периоды развития ребенка. На сегодняшний день схема Л.С. Выгодского по периодизации детского развития вполне современна для детской психологии (таблица 1). По мнению Л.С. Выгодского, появление психологических новообразований в жизни детей, связанных с определенной ситуацией развития, является главным критерием периодизации развития.
Таблица 1
Периодизация детского развития по Л. Г. Выготскому
Возраст | Название периода или кризиса | Стадия периода и фазы кризиса |
0 — 2 мес. | кризис новорождённости | а) предкритическая б) критическая в) посткритическая |
2 мес. — 1 год | младенчество | а) раннее младенчество б) позднее младенчество |
1 год | кризис 1-го года | а) предкритическая б) критическая в) посткритическая |
1-3 года | ранее детство | |
3 года | кризис трёх лет | а) предкритическая б) критическая в) посткритическая |
3 — 7 лет | дошкольный возраст | а) ранний дошкольный возраст б) поздний дошкольный возраст |
7 лет | кризис 7 лет | а) предкритическая б) критическая в) посткритическая |
8 — 12 лет | школьный возраст | а) ранний школьный возраст б) поздний школьный возраст |
13 лет | кризис 13 лет | а) предкритическая б) критическая в) посткритическая |
14 — 17 лет | пубертатный период | а) ранний период б) поздний период |
17 лет | кризис 17 лет | а) предкритическая б) критическая в) посткритическая |
Л.С. Выгодский всю периодизацию возрастного развития детей разделяет на три группы.
Первая группа состоит из периодизаций, выстроенных на основе внешнего критерия процесса развития. Например, периодизация развития П.П. Блонского по смене зубов: беззубое детство, молочнозубое, период постоянных зубов.
Вторая группа включает в себя периодизации, созданные на одном произвольно выбранном внутреннем критерии. Вот, к примеру, Ж. Пиаже выделил четыре стадии своей периодизации, за основу взяв умственное развитие:
1) сенсомоторная стадия (от рождения до 18 — 24 месяцев);
2) дооперационная стадия (от 1,5 — 2 до 7 лет);
3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет);
4) стадия формальных операций (от 12 до 17 лет).
Третья группа включает в себя периоды развития, основывающихся на существенных критериев, признаков. Например, периодизация Л.С. Слободчикова:
1 ступень — оживление (от рождения до 1 года);
2 ступень — одушевление (от 1 года до 5 — 6 лет);
3 ступень — персонализация (от 6 до 18 лет);
4 ступень — индивидуализация (от 17 до 42 лет
В настоящее время общепринятой в возрастной психологии считается периодизация возрастного развития детей Д.Б. Эльконина, которая основывается на идеях Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева (таблица 2).
В основе возрастной периодизации детей Д.Б. Эльконина лежат закономерности развития деятельности растущего человека. Вся психическая деятельность детей — это непрерывная смена деятельности.
Таблица 2
Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину
Эпоха | Период | Ведущая деятельность | Основные новообразования |
I | младенчество (от рождения до 1 года) | непосредственно-эмоциональное общение | формирование потребности в общении, эмоциональное отношение |
I | ранее детство | предметно-манипуляционная деятельность | развитие речи и наглядно-действенного мышления |
II | дошкольный возраст | ролевая игра | стремление к общественно-значимой деятельности |
II | младший школьник | учебная деятельность | произвольность психических явлений, внутренний план действия |
III | подросток | интимно-личностное общение | самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости, самостоятельности, подчинение к коллективным нормам |
III | старший школьный возраст | Учебно-профессиональная деятельность | формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы |
Мария Монтессори выделяет четыре стадии развития детей:
1) от 0 до 3 лет — «духовные эмбрионы». Это период когда идёт активное познание окружающего мира. Дети этого возраста впитывают в себя эмоциональные отношения своего окружения к самим себе, к другим людям и происходящим событиям.
2) от 3 до 6 лет — «строители самого себя». В этом периоде идёт активное развитие органов чувств. Детям необходимо создать благотворную развивающую среду для поддержания активизирующихся способностей на данном этапе возрастной периодизации.
3) от 6 до 9 лет — «исследователи». В этот период дети представляют собой настоящих исследователей, которые пытаются познать то, что не поверхностно (как работает машина, почему идет дождь, куда прячется солнце и т.д.).
4) от 9 до 12 лет — учёные. В этот период дети интересуются итогами деятельности предшествующих людей и готовыми энциклопедическими знаниями и фактами.
В процессе развития дети проходят сенситивные (чувствительные) периоды развития. В такие периоды дети особенно восприимчивы к определённым возбуждениям со стороны окружающей среды.
М. Монтессори выделяет шесть сенситивных периодов развития детей:
1) период развития речи (0-6 лет);
2) период восприятия порядка (0-3 года);
3) период сенсорного развития (0-5,5 лет);
4) период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет);
5) период развития движений и действий (1-4 года);
6) период развития социальных навыков (2,5-6 лет)
Разбирая вопросы возрастной периодизации, следует учитывать, что границы этапов развития детей весьма условны. Периодизация развития детей зависит от социальных, климатических, этнических и других факторов.
Список литературы
1. Психическое развитие дошкольников/ Под ред. Дьяченко О.М., Лаврентьева Г. В. — М.: Педагогика; 2. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т.т. — М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия»;
3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : учеб. пособ. для студентов высших уч.заведений, обуч-ся по направлению специальностям психологии.
Источник
Павел
Петрович Блонский выбрал объективный,
легко доступный наблюдению, связанный
с существенными особенностями конституции
растущего организма признак — появление
и смену зубов.
Детство делится поэтому на три эпохи:
беззубое детство (от рождения до 8
месяцев), детство молочных зубов (примерно
до 6,5 лет) и детство постоянных зубов
(до появления зубов мудрости).
Периодизация з. Фрейда.
Зигмунд
Фрейд считал главным двигателем
человеческого поведения бессознательное,
насыщенное сексуальной энергией.
Сексуальное
развитие,
по Фрейду, определяет развитие всех
сторон личности и может служить критерием
возрастной периодизации.
Стадии
развития детской сексуальности
определяются, по Фрейду, смещением
эрогенных зон — тех областей тела,
стимуляция которых вызывает
удовольствие.
Оральная
стадия. На
оральной стадии (до 1 года) эрогенная
зона — слизистая рта и губ. Ребенок
получает удовольствие, когда сосет
молоко, а в отсутствие пищи —
собственный палец или какой-нибудь
предмет. Поскольку абсолютно все желания
младенца не могут быть немедленно
удовлетворены, появляются первые
ограничения, и кроме бессознательного,
инстинктивного начала личности,
названного 3. Фрейдом «Оно», развивается
вторая инстанция — «Я». Формируются
такие черты личности, как ненасытность,
жадность, требовательность,
неудовлетворенность всем предлагаемым.
Анальная
стадия.
На анальной стадии (1-3 года) эрогенная
зона смещается в слизистую оболочку
кишечника. Ребенка в это время приучают
к опрятности, возникает много требований
и запретов, в результате чего в личности
ребенка начинает формироваться третья
инстанция — «Сверх-Я» как носитель
морально-этических норм, внутренняя
цензура, совесть. Развиваются аккуратность,
пунктуальность, упрямство, агрессивность,
скрытность, накопительство и некоторые
другие черты.
Фаллическая
стадия.
Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует
высшую ступень детской сексуальности.
Ведущей эрогенной зоной становятся
гениталии. Если до сих пор детская
сексуальность была направлена на себя,
то сейчас дети начинают испытывать
сексуальную привязанность к взрослым
людям, мальчики к матери (Эдипов
комплекс), девочки к отцу (комплекс
Электры). Это время наиболее строгих
запретов и интенсивного формирования
«Сверх-Я». Зарождаются новые черты
личности — самонаблюдение, благоразумие
и др.
Латентная
стадия.
Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно
прерывает сексуальное развитие ребенка.
Влечения, исходящие из «Оно», хорошо
контролируются. Детские сексуальные
переживания вытесняются, и интересы
ребенка направляются на общение с
друзьями, школьное обучение и т.д.
Генитальная
стадия.
Генитальная стадия (12-18 лет) соответствует
собственно половому развитию ребенка.
Объединяются все эрогенные зоны,
появляется стремление к нормальному
сексуальному общению. Биологическое
начало — «Оно» — усиливает свою
активность, и личности подростка
приходится бороться с его агрессивными
импульсами, используя механизмы
психологической защиты.
Периодизация л. Колберга. Примером частной периодизации, отражающей отдельные стороны детского развития, являются представления Лоренса Колберга о становлении морального сознания ребенка.
Л.
Колберг рассматривает развитие морального
сознания как последовательный
прогрессивный процесс, выделяя в нем
6 стадий развития, объединяющихся в
три уровня.
Первый
— доморальный
уровень.
Нормы морали для ребенка — нечто внешнее,
он выполняет правила, установленные
взрослыми, из чисто эгоистических
соображений. Первоначально он ориентируется
на наказание и ведет себя «хорошо»,
чтобы его избежать (1 стадия). Затем он
начинает ориентироваться и на поощрение,
ожидая получить за свои правильные
действия похвалу или какую-нибудь другую
награду (2 стадия).
Второй
уровень — конвенциональная
мораль
(конвенция
– договоренность, соглашение). Источник
моральных предписаний для ребенка
остается внешним. Но он уже стремится
вести себя определенным образом из
потребности в одобрении, в поддержании
хороших отношений со значимыми для него
людьми. Ориентация в своем поведении
на оправдание ожиданий и одобрение
других характерна для 3 стадии, на
авторитет — для 4. Этим определяется
неустойчивость поведения ребенка,
зависимость от внешних влияний.
Третий
уровень — автономная
мораль.
Моральные нормы и принципы становятся
собственным достоянием личности, т.е.
внутренними. Поступки определяются
не внешним давлением или авторитетом,
а своей совестью: «на том стою и не могу
иначе». Сначала появляется ориентация
на принципы общественного благополучия,
демократические законы, принятые на
себя обязательства перед обществом (5
стадия), потом — на общечеловеческие
этические принципы (6 стадия).
Все
дошкольники и большинство семилетних
детей (примерно 70%) находятся на
доморальном уровне развития. Этот низший
уровень развития морального сознания
сохраняется у части детей и позже —
у 30% в 10 лет и 10% в 13-16 лет.
Многие
дети к 13 годам решают моральные проблемы
на втором уровне, им присуща конвенциональная
мораль. Развитие высшего уровня морального
сознания связано с развитием интеллекта:
осознанные моральные принципы не могут
появиться раньше подросткового возраста,
когда формируется логическое мышление.
Периодизации,
основанные на одном признаке, субъективны:
авторами произвольно выбирается одна
из многих сторон развития. Кроме
того, в них не учитывается изменение
роли выбранного признака в общем
развитии ребенка на протяжении детства,
а значение любого признака меняется
при переходе от возраста к возрасту.
Периодизации
детского развития
по
совокупности внутренних критериев.
В
третьей группе периодизаций предпринята
попытка выделить периоды психического
развития ребенка на основе существенных
особенностей этого
развития.
Это периодизации Эрика Эриксона, Л.С.Выготского
и Д.Б.Эльконина. В них используются
три критерия — социальная
ситуация развития, ведущая деятельность
и центральное возрастное новообразование.
Периодизация
Э.Эриксона.
Эрик
Эриксон — последователь 3.Фрейда,
расширивший психоаналитическую
теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря
тому, что начал рассматривать развитие
ребенка в более широкой системе социальных
отношений.
Основные
понятия теории Эриксона. Одно
из центральных понятий теории Эриксона
— идентичность
личности.
Личность развивается благодаря
включению в различные социальные
общности (нацию, социальный класс,
профессиональную группу и т.д.).
Идентичность (социальная тождественность)
определяет систему ценностей личности,
идеалы, жизненные планы, потребности,
социальные роли с соответствующими
формами поведения.
Идентичность
формируется в юношеском возрасте, это
характеристика достаточно зрелой
личности. До этого времени ребенок
должен пройти через ряд идентификаций
— отождествления себя с родителями;
мальчиками или девочками (половая
идентификация) и т.д. Этот процесс
определяется воспитанием ребенка,
поскольку с самого его рождения
родители, а затем и более широкое
социальное окружение приобщают его к
своей социальной общности, группе,
передают ребенку свойственное ей
мировосприятие.
Еще
одно важное положение теории Эриксона
—кризисность
развития.
Кризисы присущи всем возрастным стадиям,
это «поворотные пункты», моменты выбора
между прогрессом и регрессом. В каждом
возрасте личностные новообразования,
приобретаемые ребенком, могут быть
позитивными, связанным с прогрессивным
развитием личности, и негативными,
вызывающими отрицательные сдвиги в
развитии, его регресс.
Стадии
развития личности.
Эриксон выделил несколько стадий
развития личности.
1-я
стадия.
На первой стадии развития, соответствующей
младенческому возрасту,
возникает доверие
или недоверие к миру.
При прогрессивном развитии личности
ребенок «выбирает» доверительное
отношение. Оно проявляется в легком
кормлении, глубоком сне, ненапряженности
внутренних органов, нормальной работе
кишечника. Ребенок, с доверием
относящийся к миру, без особой тревоги
и гнева переносит исчезновение из его
поля зрения матери: он уверен, что она
вернется, что все его потребности
будут удовлетворены. Младенец получает
от матери не только молоко и необходимый
ему уход, с ней связано и «питание» миром
форм, красок, звуков, ласк, улыбок.
В
это время ребенок как бы «вбирает» в
себя образ матери (возникает механизм
интроекции). Это первая ступень
формирования идентичности развивающейся
личности.
2-я
стадия.
Вторая стадия соответствует
раннему возрасту.
Резко возрастают возможности ребенка,
он начинает ходить и отстаивать свою
независимость, возрастает чувство
самостоятельности.
Родители
ограничивают появляющиеся у ребенка
желания требовать, присваивать, разрушать,
когда он проверяет свои силы. Требования
и ограничения родителей создают основу
для негативного чувства стыда
и сомнений.
Ребенок чувствует «глаза мира», следящие
за ним с осуждением, и стремится
заставить мир не смотреть на него или
хочет сам стать невидимым. Но это
невозможно, и у ребенка появляются
«внутренние глаза мира» — стыд за
свои ошибки. Если взрослые предъявляют
слишком суровые требования, часто
порицают и наказывают ребенка, у него
возникают постоянная настороженность,
скованность, необщительность. Если
стремление ребенка к независимости
не подавляется, устанавливается
соотношение между способностью
сотрудничать с другими людьми и настаивать
на своем, между свободой самовыражения
и ее разумным ограничением.
3-я
стадия.
На третьей стадии, совпадающей с
дошкольным возрастом,
ребенок активно познает окружающий
мир, моделирует в игре отношения
взрослых, быстро учится всему, приобретает
новые обязанности. К самостоятельности
добавляется инициатива.
Когда
поведение ребенка становится агрессивным,
инициатива ограничивается, появляются
чувства вины и тревожности; таким образом
закладываются новые внутренние инстанции
— совесть и моральная ответственность
за свои действия, мысли и желания.
Взрослые не должны перегружать совесть
ребенка. Чрезмерное неодобрение,
наказания за незначительные проступки
и ошибки вызывают постоянное ощущение
своей вины,
страх перед наказанием за тайные
мысли, мстительность. Тормозится
инициатива, развивается пассивность.
На
этом возрастном этапе происходит половая
идентификация, и
ребенок осваивает определенную форму
поведения, мужскую или женскую.
4-я
стадия.
Младший
школьный возраст —
предпубертатный, т.е. предшествующий
половому созреванию ребенка. В это время
развертывается четвертая стадия,
связанная с воспитанием у детей
трудолюбия, необходимостью овладения
новыми знаниями и умениями. Постижение
основ трудового и социального опыта
дает возможность ребенку получить
признание окружающих и приобрести
чувство компетентности. Если же достижения
невелики, он остро переживает свою
неумелость, неспособность, невыгодное
положение среди сверстников и чувствует
себя обреченным быть посредственностью.
Вместо чувства компетентности образуется
чувство неполноценности.
Период
начального школьного обучения — это
также начало профессиональной
идентификации,
ощущения своей связи с представителями
определенных профессий.
5-я
стадия.
Старший
подростковый возраст
и ранняя юность составляют пятую стадию
развития личности, период самого
глубокого кризиса. Детство подходит
к концу, завершение этого этапа
жизненного пути приводит к формированию
идентичности.
Объединяются все предыдущие идентификации
ребенка; к ним добавляются новые,
поскольку повзрослевший ребенок
включается в новые социальные группы
и приобретает другие представления о
себе. Целостная идентичность личности,
доверие к миру, самостоятельность,
инициативность и компетентность
позволяют юноше решить задачу
самоопределения, выбора жизненного
пути.
Когда
не удается осознать себя и свое место
в мире, наблюдается диффузность
идентичности.
Она связана с инфантильным желанием
как можно дольше не вступать во взрослую
жизнь, с состоянием тревоги, чувством
изоляции и опустошенности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник