Возможности развития ребенка в детском саду и дома
Содержание:
- С какого возраста лучше начать водить ребенка в детский сад?
- Как выбрать для ребенка подходящий детский сад, если есть такая возможность?
Когда ребенку исполняется два года (а иногда и намного раньше), родители начинают задумываться о том, оставить ли малыша дома или устроить его в детский сад. Обсуждая с окружающими второй вариант, они сталкиваются со шквалом пугающих рассказов о частых болезнях детишек, посещающих садик, о непрофессиональном поведении педагогов, о «замечательных» словечках, которые расцвечивают словарь малыша… Иногда еще всплывают не самые светлые свои собственные воспоминания о дошкольном детстве. И вот принимается решение оставить ребенка дома: нанимается няня, кто-то из родственников соглашается помочь в воспитании сына или дочки, приглашаются педагоги — и мамы с папами начинают беспокоиться, все ли «правильно» делают они и их помощники…
Каждая конкретная семья в целом и ребенок достаточно уникальны, поэтому и выбор в каждом случае необходимо делать с учетом возможностей и особенностей жизни семьи и ребенка относительно этих двух форм организации воспитательного процесса.
Довольно популярно мнение о том, что детский сад необходим для общего развития каждого ребенка. Что действительно может дать садик? Главное — это условия для социального развития ребенка (возможность общения со сверстниками, включенность в группу, умение сотрудничать, умение подчиняться определенным правилам, соблюдать нормы взаимодействия и пр.). Конечно, и «домашний» ребенок вполне может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада. Но лишь в том случае, если вы действительно готовы к очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании — это не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Более того, именно в этих направлениях умная семья может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития — обеспечить достаточное и разнообразное общение со сверстниками, детьми постарше и другими взрослыми, чем жизнь ребенка в детском саду достаточно насыщена.
Общение детей в этом возрасте строится, главным образом, вокруг игры. Именно игра дает толчок развитию интеллекта и воображения. Именно в игре ребенок «примеряет» на себя самые разные социальные роли, учится действовать по правилам. Именно игра помогает сбросить лишнее напряжение, которое накапливается из-за постижения правды жизни (хочется больше, чем можно). Об этом, кстати, можно почитать у выдающегося отечественного ученого Л. С. Выготского в работе «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка».
Еще недавно было распространено мнение, что «домашние» дети с трудом привыкают к школьным правилам, испытывают трудности в контактах с ровесниками. Детей, воспитывавшихся дома, было немного, подавляющее большинство составляли именно дети из садика. Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и «детский сад» уже не тот. Теперь, например, есть домашние детские сады — некая смесь домашнего и садовского воспитания. «Домашние» дети стали иными: они могут быть и общительными, и воспитанными, и с огромным багажом самого разного жизненного опыта. А из детского сада могут прийти дети, не готовые к школьному обучению, с низким уровнем воображения и нежеланием учиться. Но может быть и все наоборот…
Постараемся выделить в сравнении некоторые значимые возможности «домашнего» воспитания и воспитания в детском саду, а оценить их как положительные или отрицательные и отдать предпочтение чему-то — это уже ваше решение.
Характеристики | Детский сад | «Домашнее» воспитание |
Среда | Новая, приспособленная для группы детей, есть период адаптации | Привычная, домашняя с учетом особенностей жизни семьи |
Общение со сверстниками | Пять дней в неделю с утра до вечера (через взрослого или напрямую) | Круг, время и формы общения определяются возможностями семьи и регламентируются родителями |
Общение с детьми разного возраста | Если в садике не практикуются межвозрастные группы, то в рамках мероприятий (праздники, утренники и пр.) | Круг, время и формы общения определяются возможностями семьи и регламентируются родителями |
Общение с другими взрослыми | Сменные воспитатели, няни и другой персонал садика | Круг, время и формы общения регламентируются родителями |
Общение с родителями | Утро, вечер, выходные | Столько, сколько хотят и могут родители |
Самостоятельность | Поощряется хотя бы тем, что воспитатель один на 5-20 детей | Зависит от умения родителей (няни) не делать за ребенка то, что он может делать сам |
Режим дня | Стабильный, обязательный тихий час | Регламентируют родители |
Образовательный процесс | «Мини-школа» — общая для всех программа, рассчитанная на усредненную возрастную норму и ориентированная на подготовку к школе, возможны дополнительные образовательные услуги | Организуют родители в зависимости от своих возможностей и педагогических установок. Выбор педагогов и форм занятий (индивидуальные, в группе, дома, на выезде). Возможность учета религиозных и национальных особенностей. |
Знакомство с окружающим миром | Занятия по программе «Окружающий мир», прогулки, иногда — экскурсии | Самые разные варианты |
Мониторинг развития ребенка | Проводится специалистами садика (врач, психолог, логопед, педагоги) по тем критериям и с той периодичностью, которые определены образовательной программой учреждения. Психолого-педагогический мониторинг чаще всего включен в общий образовательный процесс и для ребенка незаметен. | Частота мониторинга и выбор специалистов — решение родителей. Для ребенка, как правило, это тестирование-собеседование, обследование. |
Уход | Стандартный, один воспитатель на 5-20 человек (в зависимости от типа садика) | Домашний уход |
Питание | Строго по режиму. Общее меню для всех, в частных садиках — иногда учет некоторых индивидуальных пожеланий родителей. Минимальная сервировка. Время на прием пищи строго регламентировано. Чаще всего у ребенка нет возможности заменить нелюбимое блюдо чем-то другим. | Домашнее питание, домашняя сервировка, возможен нестрогий режим и питание вне дома (кафе, рестораны, гости). Ребенок проводит за столом столько времени, сколько позволяют родители. Блюда — обычно по вкусу ребенка. |
Болезни | Риск частых заболеваний в адаптационный период, а некоторые болеют часто на протяжении всего периода посещения сада. Больше риск подхватить детские инфекции. | Зависит от иммунитета, практикуемой системы закаливания и частоты контактов с другими детьми. |
«Особый» ребенок | При отсутствии квалифицированного сопровождения специалистами есть риск усугубления проблемы и получения диагноза | Имеет шанс «уйти» от диагноза |
Стоимость | От 500-700 руб до 30 тыс. руб. в месяц и выше | Зависит от набора занятий, стоимости часа привлекаемых специалистов |
С какого возраста лучше начать водить ребенка в детский сад?
На все вопросы такого типа, когда речь идет об абстрактном ребенке и ожидается универсальная рекомендация, конечно, можно ответить по принципу «чаще всего». Но как игнорировать тот факт, что современная детская популяция характеризуется своеобразием и неоднородностью развития? По данным проф. Б. А. Архипова, в среднем около половины современных детей не отвечает в той или иной степени принятым в отечественной медицине, педагогике, психологии нормам возрастного развития (в чем-то опережение, в чем-то отставание). Наряду с этим можно наблюдать тенденцию к отходу от единого сценария построения жизни семьи, стремление к определению собственных норм, к организации своего семейного пространства по своим правилам и со своими границами. В связи с этим каждый ответ об уместности того или иного взрослого действия по отношению к каждому конкретному ребенку (в том числе и зачисление его в детский садик) требует выяснения особенностей ребенка, специфики его жизненной ситуации.
Сегодня в большинство яслей принимают детишек с полутора лет. В СМИ для родителей психологи и педагоги твердят: «Чрезвычайно рано!» Так ли это? Воспитатели отмечают, что детишки, посещающие ясли, быстрее осваивают бытовые навыки, более адаптивны, более самостоятельны. Но есть и такие малыши, которые долго не могут справиться с «тяжелым» наследством, оставшимся от посещения яслей.
Тем не менее, можно дать некую обобщенную «картинку» закономерностей развития ребенка, которую можно положить в основание размышлений о вашей конкретной ситуации.
Если все в жизни малыша и мамы в первые месяцы было «правильно», то примерно в 8 месяцев (а у кого-то из малышей ближе к году) появляется стремление к общению с людьми разного пола и разного возраста, а не только с мамой. Ребенку больше нравится находиться с папой, бабушками, дедушками, старшими детьми, нянями, а к маме он приползает только когда что-то не получается, если он ударился, расстроился, ему стало скучно. Интересно, что и у мамы, которая в «правильном» случае живет в ритмах ребенка, также появляется потребность снова стать социально активной личностью, и она начинает уходить на некоторое время. Возвращаясь, она обнаруживает приятный сюрприз: с малышом все в порядке! В этом случае сынишка или дочка к полутора годам вполне могут провести без мамы 6-8 часов со знакомым человеком в знакомой среде. Таким образом, вопрос о походе в ясли в 1,5 года — это скорее вопрос о том, как помочь ребенку адаптироваться в новой для него среде. Важно, чтобы садик (и, прежде всего, воспитатели) понравились ребенку. Вы можете попробовать отвести ребенка в ясли в 1,5 -2 года, если знаете, что малыш спокойно относится к вашему отсутствию в течение нескольких часов, и если вы готовы очень неспешно, в том темпе, который комфортен сыну или дочке, вводить его в новую среду. Многие ясли даже рекомендуют сначала совместное пребывание мамы вместе с ребенком в группе в течение двух-трех часов. Потом (и мама должна почувствовать этот момент) ребенок уже будет не против остаться без мамы (конечно, не на весь день). Идеал, к которому нужно стремиться — плавное, мягкое и неспешное привыкание к детскому саду. Не стесняйтесь быть настойчивыми и твердыми, обсуждая с воспитателем программу адаптации вашего малыша. Если в яслях не готовы идти вам навстречу, то задайтесь вопросом, а нужно ли вам такое образовательное учреждение. А если вы не готовы в такому длительному процессу «вхождения» в садик, то лучше тогда не травмировать ребенка и поискать другие варианты. Иными словами — если есть желание, можно отправить ребенка в сад и в 1,5 года.
Стандартный ответ на вопрос о том, когда следует отдавать ребенка в детский сад: «Самый оптимальный возраст для выхода в свет — четыре года». Аргументами «за» служит то, что к трем годам ребенок начинает интересоваться общением с другими детьми. Это, конечно, так, но не стоит забывать, что ровесники нужны и до трех лет. Многим родителям хорошо известны потасовки в песочнице, перемежающиеся нытьем, плачем, нежеланием делиться и одновременным стремлением отобрать все понравившиеся. Возраст от 1,5 до 2,5 лет — это возраст расцвета собственнического поведения, возраст установления границ своего «могу». Бесценную роль в этом процессе играют именно сверстники, а не только и даже не столько мамы, няни и бабушки.
Три года (а иногда и 2,5 г.) — это начало игр со сверстниками. Однако сегодня программы детских садов настолько насыщены, что зачастую игре отводится место и время по остаточному принципу. Если в садике ребенок занимается всем мыслимым и немыслимым, но не играет, то лучше оставить малыша дома и подумать, какие необходимо внести изменения в окружающую его среду с учетом возросших потребностей.
Надо помнить также, что если в семье планируется рождение еще одного ребенка, отлучение от груди, переезд, выселение ребенка из родительской кровати или еще какие-то серьезные изменения, то поход в сад лучше не форсировать.
Дать однозначную рекомендацию относительно возраста, когда ребенку пора в садик, очень непросто. Каждая конкретная ситуация требует своего решения. Можно пойти в садик в 1,5 года, в два, в три, в четыре и в пять лет, а можно и вообще не ходить в садик. У «домашнего» ребенка ничуть не меньше шансов прийти готовым к школьному обучению, реализовав все задачи дошкольного детства.
Как выбрать для ребенка подходящий детский сад, если есть такая возможность?
Чтобы детский сад стал и уютным, и полезным местом пребывания вашего ребенка, нужно сначала понять, для чего именно садик нужен вам и вашему малышу.
Если в любом поисковике набрать запрос «Как выбрать детский сад?», вы получите массу рекомендаций, содержащих информацию о том, какие есть сады (муниципальные, ведомственные, домашние, частные) и о различиях между ними (количество детей в группе, режим работы, качество питания и игрушек, охрана, стоимость и пр.). На многочисленных «родительских» сайтах вам доступны рейтинги детских садов. Там вы можете найти отзывы о разных садиках, группах, центрах развития и задать какие-то конкретные вопросы, получить необходимый совет.
Конечно же, даже без чужих подсказок, а просто руководствуясь здравым смыслом, вы постараетесь выбрать садик поближе к дому, приемлемый по цене. Придя туда, вы, вероятнее всего, оцените территорию, осмотрите внутренние помещения, спросите о программах и методиках, по которым работают в садике, о наборе дополнительных образовательных услуг, узнаете режим работы, особенности медицинского сопровождения и все то, что вас интересует.
Возможно, вас впечатлит и порадует набор занятий, который предлагает детский сад (окружающий мир, развитие речи, знакомство с художественной литературой, ИЗО, начальная математика, музыка, физкультура, иностранный язык, хореография и пр.) и перечень тех знаний и умений, которыми будет владеть будущий первоклассник (читать, писать, считать и пр.)
И, скорее всего, вы не спросите о том, как организуется пространство игр и сколько времени отводится на игры, на общение со сверстниками и с более старшими детьми, как строится это общение, как разрешаются конфликты, как учат сотрудничать, как поощряется детская инициатива…
Недавно на детской площадке мне пришлось стать свидетелем вот такого диалога мальчика четырех лет и его мамы:
— Пойдем домой!
— Ну, еще немного мы поиграем, а?
— Ты же целый день в саду только и играл!
— Нет, я целый день занимался, а поиграть совсем не успел…
Но если в четыре года некогда играть, то когда же?
Познакомьтесь с персоналом, посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок. Уютно ли в помещении? Нравятся ли вам воспитатели? Поговорите с ними о том, что им ценно, что важно в воспитании ребенка. Их взгляды созвучны вашим? Вам хорошо рядом с этими людьми? Вы доверите им своего ребенка? Понаблюдайте, как взрослые разговаривают между собой и с малышами, играют ли с детьми во время прогулки. Оцените, как общаются между собой дети, как дети реагируют на вас. Вашему ребенку здесь будут рады? Смогут ли разглядеть таланты вашего малыша и создать условия для их раскрытия? Вашему сыну или дочке здесь будет хорошо?
Если у вас есть возможность выбора, учтите, что целенаправленный подбор детского сада отнимет у вас много времени. Главное — не торопиться и искать. Тогда вам непременно удастся найти такой садик, в котором условия развития оптимально подходят для вашего ребенка и соответствуют вашим семейным ценностям и представлениям, вашим возможностям. Удачи вам!
Морозова Анна, педагог-психолог,
научный сотрудник Института современного детства,
научный консультант Службы детского здоровья
Семейного центра «Ого-Город»
Осипова Наталья, психолог,
старший научный сотрудник Института современного детства
Источник
Некоторые родители говорят, что если бы не работа, то детей своих они не водили бы в садик. Правы ли они? Нужен ли вообще ребёнку детский сад? Однако есть и неработающие мамочки, которые продолжают водить своих малышей в садик. Я считаю это правильным. Детский сад — это первый выход в социум, школа коллективного общения, где без помощи родителей дети самостоятельно решают проблемы общения, учатся самостоятельности. Давайте разберём эти факторы поподробнее.
Ребёнок растёт, познаёт мир, ему уже тесно дома, нужно расширение жизненного пространства. Контакт с внешним миром должен увеличиваться. Ему необходимо общаться со сверстниками. Если до 2,5 лет ему достаточно было одного общения с близкими, с мамой, то теперь этого явно не хватает! Нужно осваивать разные модели отношений со сверстниками.
Садик, в первую очередь, это — режим, дисциплина, установление определенного распорядка, дневной сон, сбалансированное питание.
Ещё одни из главных плюсов, это, несомненно, приучение ребёнка к самостоятельности. Многим родителям быстрее и удобнее делать что-то вместо ребёнка, не давая ему возможность проявить самостоятельность. Поэтому, что удобно вам, не всегда нужно и необходимо малышу. Позже вы сами же будете возмущаться по поводу беспомощности своего ребёнка, что он абсолютно ничего не старается делать сам. А вы ему давали такую возможность? Многому дети учатся в детском саду, возможно тому, чему они не научились и не привыкли делать дома. А потом, в садике срабатывает эффект соревнования (кто быстрее умоется, ляжет спать. покушает, оденется и пр.), и малышу уже захочется проявлять самостоятельность. Но, часто бывает так, что дома ребёнок продолжает лениться. Вероятно потому, что дома за него многое так и продолжаете делать вы, уважаемые родители. Дети быстро это понимают и действуют по обстановке. С разными людьми и в разной обстановке дети ведут себя по-разному. Это нормально. Но, если вы не привьёте самостоятельность в дошкольном возрасте — возможны проблемы в школе!
Далее. Общение со сверстниками крайне необходимо малышу. Вот вы, когда идёте по улице, вы на кого больше обращаете внимание? Конечно на своих ровесников! Также и дети. Им, в первую очередь, интересны такие же малыши, как они. В детском саду дети учатся общаться со сверстниками, делиться игрушками, учатся от чего-то отказаться, где-то смолчать, а где-то и показать свой характер, отстоять своё мнение, свою любимую игрушку. Тяжело тем детям, которым дома разрешается всё. Здесь они учатся спрашивать, что можно делать. Узнают слово «нельзя!» Учатся выходить из конфликтных ситуаций без слёз и драк. В садике им объясняют, что фраза «давай сдачи» не всегда уместна. В саду обязательно разбирают конфликты и выясняют, кто прав, а кто виноват. Может ребёнок сам спровоцировал ссору, а потом ещё «даёт сдачи». Старайтесь беседовать с малышами и прорабатывать конфликтные ситуации дома, так вы сами поможете ребёнку научиться общаться и в дальнейшем малышу будет проще налаживать отношения с другими детьми.
Ещё хочу отметить, что интровертам(замкнутым детям) очень непросто в больших детских коллективах, я всегда стараюсь понять, какой психотип у моих детей в группе. Застенчивых, нелюдимых детей, для которых большая группа внушает страх и ужас, я бы не советовала отдавать на весь день в садик. Для таких малышей это большой стресс. По-возможности, было бы хорошо для них оставаться в саду по полдня. Ну, это мои личные наблюдения. Если экстравертам, чем больше детей, тем интереснее и веселее, то для интровертов наоборот — страшно и скучно (страшно скучно)!
Ну и ещё очень важный и неоспоримый аспект. Обучение. В детских садах обязательно действуют образовательные программы развития малышей и подготовка к школе. С детьми работают педагоги дополнительного образования, музыкальные работники, логопеды, психологи. Дети осваивают навыки чтения, логики, лепки, рисования. Ко всем праздникам педагоги и воспитатели пишут и разрабатывают сценарии проведения мероприятий (утренников), в которых активно принимают участие все дети, они учат стихи и разучивают песни.
Программа детского сада даёт и психологическую подготовку к уже следующему и обязательному этапу в жизни ребёнка — к школе. Уже давно замечено, что те дети, которые не ходили в детский сад сложнее привыкают к школе. Дети, посещающие детский сад, приобретают правильные навыки коммуникации, необходимые им для жизни в социуме. Если вы не имеете возможность водить ребёнка в садик, найдите альтернативу: всевозможные дошкольные центры развития, кружки, секции. Они тоже развивают детей и дают психологическую подготовку общения ребёнка в коллективе. И у вас будет свободное время, которое можете потратить на себя, на своё развитие и совершенство.
Подписывайтесь на канал, пишите своё мнение.
Источник