Семинар особенности развития ребенка

Кузовкова Татьяна
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Психологические особенности детей дошкольного возраста»

Задачи:

1. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов;

2. Раскрытие закономерностей и специфики детского развития;

3. Уточнение основных понятий и терминов, связанных с возрастными характеристиками ребенка, выявление особенностей, присущих различным возрастным категориям.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

1.1. Закономерности детского развития

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.

Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях.

От того, как будут развиваться потребности ребенка, зависит развитие и становление его личности. Рассматривая процесс развития ребенка, возрастная психология ребенка дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство».

Возраст и возрастной период – это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Как же происходит сам процесс развития, каковы его особенности?

Л. С. Выготский установил четыре основных закона – особенности детского развития:

Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: отставание в интеллектуальном развитии на 1 год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным если ему 15 лет. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства.

Собственно, возраст как стадия развития и представляет собой цикл, со своим особым темпом и содержанием. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики в целом.

В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» — это периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Так, сензитивный период развития речи – от года до 3 лет, и если он будет упущен, компенсировать потри в дальнейшем практически невозможно. Сензитиный период совпадает с оптимальными сроками обучения.

Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально на каждом возрастном этапе. Поэтому происходит перестройка их связей, изменение соотношение между ними.

Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные, так что в самой последовательности становления функций есть свои закономерности. Восприятие, интенсивно развиваясь, становится доминирующим психическим процессом, как бы выдвигаясь в центр сознания. Причем само восприятие еще недостаточно дифференцировано: оно слито в эмоциями.

Отдельные функции оказываются на периферии сознания, они зависят от доминирующей. Другие функции как бы обслуживают восприятие, и оно развивается максимально в благоприятных условиях. Период, когда функция доминирует, — это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития. Каждый возрастной период связан с перестройкой междуфункциональных связей – сменой доминирующей функции, зависимостью от нее остальных функций, установление новых отношений между ними. Перестройка старой системы и перерастание ее в новую становится путем развития психических функций.

Метаморфозы. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращение одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, он постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок научился говорить, перестает лепетать. Если же инновационные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые черты.

1.2. Новообразования психического развития ребенка-дошкольника

Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л. С. Выготский рассматривает также динамику перехода от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно выделяют стабильные и кризисные стадии развития.

Для стабильно периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования.

Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они делятся, как правило, по несколько лет. А новообразования оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности. Кроме стабильных периодов развития, существуют кризисные периоды развития. Кризисы длятся не долго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваются до года или двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии ребенка и он резко меняется во многих своих чертах. Кризис начинает и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы.

Детское развитие – сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. В развитии ребенка наступает момент, когда его возросшие возможности, его знания, умения, психическое качества начинают противоречить сложившейся системе взаимоотношений, образу жизни и вида деятельности. Возникает противоречие между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения.

Для Л. С. Выготского развитие – это проявление нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т. е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое не падает с «неба», а появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.

Наиболее полно структура психологического возраста включающая в себя и личностные новообразования, представлена в теории культурно-историчксого развития Л. С. Выготского и его школы. Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельность, в которой преимущественно развивается мотивацонно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов является кризисы – переломные момерты в развитии ребенка.

Л. С. Выготский определил социальную ситуацию развития как «своеобразное, специфическое для данного возраста отношения между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». А. Н. Леонтьев отмечал, что «ведущей может называться только та деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития».

Читайте также:  Развитие ритма у ребенка

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Упражнение «Психологический портрет детей дошкольного возраста».

Воспитатели делятся на пять подгрупп, согласно количеству возрастных категорий детей дошкольного возраста. Педагог-психолог раздает каждой подгруппе надписи с указание возраста детей (2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет).

Так же каждой подгруппе раздается набор карточек «Психологические особенности детей дошкольного возраста», на которых написаны основные показатели развития детей разных возрастных категорий (мышление, речь, произвольность познавательных процессов, физиологическая чувствительность, объект и способы познания, условия успешности, формы общения, отношения со сверстниками и взрослыми, наличие конфликтов, эмоции, игровая деятельность). При этом сами возрастные категории на карточках не указываются.

Педагогам их данного набора нужно выбрать и составить психологический портрет той возрастной категории, которая задана их подгруппе.

2.2. Обсуждение практических ситуаций.

Каждой подгруппе раздается одна из карточек, которые расположены ниже. После коллективного обсуждения в подгруппе педагоги отвечают на вопрос.

Карточка 1.

Максим построил из трех кирпичиков кроватку и положил в нее куклу. Люсе понадобились кирпичики для постройки домика, и она забрала один кирпичик у Максима. Максим расплакался.

Нужно определить возраст детей, принимая за основу их взаимоотношения в игре.

Карточка 2.

Коля взял коробку из-под ботинок, похожую на магнитофон, и стал танцевать, петь, сказав, что магнитофон играет.

Нужно определить возраст Коли, принимая за основу его игровую деятельность.

Карточка 3.

Саша расставил в гараже машинки и стал по одной вывозить их из гараж, голосом передавая звуки машины. В это время Дима, повернулся спиной к Саше, въехал со своими машинами в гараж Саши.

Нужно определить возраст детей, принимая за основу их взаимоотношения в игре.

Карточка 4.

Саша предложил Сереже и Боре построить корабль, чтобы поплыть в Африку. Мальчики с удовольствием занялись постройкой. Сережа стал рассказывать про крокодилов, обезьян, которых они обязательно встретят в Африке. В это время за Сашей пришла мама, и забрала его домой. Игра распалась.

Нужно определить возраст детей, принимая за основу их взаимоотношения в игре.

Карточка 5.

Дети играли в «морское путешествие». Денис был капитаном, Боря – боцманом, Наташа – врачом, четверо детей – матросами. Капитан Денис вдруг объявил, что корабль потерпел крушение и нужны водолазы, чтобы заделать пробоины. Быть водолазами согласились матросы. Но в это время пришел врач и позвал Дениса к себе в кабинет. Денис предупредил, что скоро придет, и он отдал распоряжение водолазам исправить пробоину. Вместо ушедшего Дениса капитаном стал Боря, который принял командование. Игра продолжалась.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Источник

Семинар — практикум для педагогов ДОУ

                        Тема: « Психологические особенности

                                       детей дошкольного возраста»

Задачи:

1.Повышение психолого-педагогической компетентности у педагогов.

2.Раскрытие закономерностей и специфика детского развития.

3.Уточнение основных понятий и терминов, связанных с возрастными характеристиками ребенка, выявление особенностей присущих различным возрастным категориям.

                               План проведения:

1.Информационная часть.

  1. Краткое теоретическое введение в проблему.
  2. Закономерности детского развития.
  3. Новообразования психического развития ребенка-дошкольника.

2.Практическая часть

2.1. Упражнение « Психологический портрет детей дошкольного возраста»

2.2.Обсуждение практических ситуаций.

3. Практический инструментарий.

Рекомендации « Что нужно знать взрослым о развитии и поведении детей дошкольного возраста».

4. Подведение итогов.

1.Информационная часть.

1.1 Краткое теоретическое введение в проблему.

Совершенно очевидным является тот факт, что многие воспитатели не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных возможностях ребенка – дошкольника. Все обучение в ДОУ направлено на овладение и усвоение нормативных, предусмотренных программ

Если педагог заинтересован в том, что, чтобы дети успешно развивались,

если он хочет грамотно осуществлять педагогическое воздействие на воспитанников, то ему необходимо в своей практической деятельности руководствоваться особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста.

Знание закономерностей психического развития позволяет педагогу своевременно выявлять детей с трудностями в психическом развитии, которые не овладевают знаниями и умениями в пределах возрастной нормы, Задача педагога – направлять таких детей к специалистам для оказания им квалифицированной помощи.

Итак, главным критерием при выборе содержания обучения дошкольников должны быть их возрастные особенности. Возрастные особенности – это основа педагогического воздействия на психику ребенка.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

2-3года

3-4года

4-5лет

5-6лет

6-7лет

мышление

Наглядно-действенное

мышление

Наглядно-образное

мышление

Наглядно-образное

мышление

Наглядно-образное, начало формирования образно-схемати-

ного

мышление

Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного

Речь

Словосочетаниями, понимает глаголы

Речь

Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные

Речь

Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли

Речь

Формирование планирующей функции речи

Речь

Развитие внутренней речи

Произвольность

познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные

Произвольность

познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные

Произвольность

познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре

Произвольность

познавательных процессов

Развитие целенаправленного запоминания

Произвольность

познавательных процессов

Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс

усвоения

Физиологическая чувствительность

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Физиологическая чувствительность

Высокая чувствительность к дискомфорту

Физиологическая чувствительность

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Физиологическая чувствительность

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Физиологическая чувствительность

Индивидуально, у большинства

низкая

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их внутренне устройство

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения

Объект познания

Предметы и явления, непосредственно не

Воспринима-емые

Объект познания

Предметы и явления, непосредственно не

Воспринимае-мые, нравствен-ные нормы

Объект познания

Причинно-

следственные связи между предметами и явлениями

Способ познания

Манипулирование предметами, их разбивание

Способ познания

Эксперименти-рование,конст-руктирование

Способ познания

Рассказы взрослого, экспериментирование

Способ познания

Общение со взрослыми, сверстниками, самостоятельная деятельность, экспериментро-вание

Способ познания

Самостоятель-ная деятельность, познавательное общение со взрослыми сверстниками

Условия успешности

Разнообразие развивающей сферы

Условия успешности

Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми

Условия успешности

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Условия успешности  

Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле

Форма общения

Ситаутивно-личное

Форма общения

Ситуативно-деловое

Форма общения

Внеситуатив-но — деловое

Форма общения

Внеситуатив-но- деловое + внеситу-ативно-личност-ное

Форма общения

Внеситуа-тивно-личност-ное

Отношения со сверстниками

Мало интересен

Отношения со сверстниками

Мало интересен

Отношения со сверстникам

Интересен как партнер по сюжетной игре

Отношения со сверстниками

Углубление интереса как к партнеру по играм, так и предпочтения в общении

Отношения со сверстниками

Собеседник, партнер деятельности

Отношения со взрослыми

Источник защиты, ласки и помощи

Отношения со взрослыми

Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

Отношения со взрослыми

Источник информации

Отношения со взрослыми

Источник информации, собеседник

Отношения со взрослыми

Источник эмоциональной поддержки

Наличие конфликтов

со взрослыми

( «Я- сам»)

Наличие конфликтов

со взрослыми как продолжение

( «Я- сам»)

Наличие конфликтов

Отсутствуют

Наличие конфликтов

Отсутствуют

Наличие конфликтов

кризис, смена социальной роли

Эмоции

сильной модальности, резкие переходы

Эмоции

сильной модальности, резкие переключения

Эмоции

Более ровные. старается контролировать

Эмоции

Преобладание оптимистического настроения

Эмоции

Развитие высших чувств

Игровая деятельность

Предметно-манипулятив-ная, игра «рядом»

Игровая деятельность

Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками;

игровое действие

Игровая деятельность

Коллективная со сверстниками; ролевой диалог,

игровая ситуация

Игровая деятельность

Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения

Игровая деятельность

Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью

Читайте также:  Линейный прогресс в развитии ребенка

От 3 до 4 лет.

Ведущая потребность – в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребенка.

Ведущая потребность – игровая.

Переход от манипулятивной игры к ролевой.

Ведущая функция – восприятие.

Особенности возраста:

1.Кризис 3 лет. Формирование «системы Я».

2.Развитие воображения через развития функции замещения одного предмета другим.

3.Приявление смысловой структуры сознания.

4.Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.

5.Развитие происходит через общение. Со взрослыми общение становится внеситуативно — познавательным.

6.Удерживает внимание 7-8 минут.

7.Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

8.При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).

9.Может вести себя некоторое время нормально (хорошо).

10.Способен  играть с другими детьми в игрушки и фантазийные игры.

11.Может помогать взрослым.

12.Может в какой-то мере быть чутким к переживаниям других.

13.Допускае внесение незначительных изменений в обещания взрослых.

Новообразования:

1.Усвоение первичных нравственных норм.

2.Самооценка.

3.Появление элементов партнерского общения.

Нормальное (плохое) поведение:

  • Не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми.
  • Не хочет заботиться о других.
  • Эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным.
  • Истерики, слезы, крик.

Цели и задачи для взрослых:

1.Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.

2.Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.

3.Формировать первые «нравственные эмоции»:  хорошо – плохо.

4.Формирование умения действовать по правилам.

5.Формировать умение сопереживать, сочувствовать, а также эмоциональную отзывчивость.

6.Способность формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения с взрослым.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка (3-4 года)

  • Говорите малышу о любви к нему как можно чаще.
  • Целуйте его, обнимайте и берите на руки при каждом взаимном желании и возможности.
  • Избегайте ситуации, в которых ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле.
  • Терпеливо демонстрируйте культурные формы поведения в ответ на агрессию ребенка.
  • Сопровождайте телесные контакты с ним словами нежности.

От 4 до 5 лет.

Ведущая потребность – познавательная активность; потребность в общении.

Ведущая деятельность – сюжетно – ролевая игра.

Ведущая функция – наглядно-образное мышление.

Особенности возраста:

1.Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

2.Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).

3.Повышенная познавательная активность.

4.Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.

5.Интерес к другому ребенку, к своему окружению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.

6.Усложнение сюжетно-ролевой игры.

7.Появление осознанности собственных действий.

8.Ведет себя нормально (хорошо) более продолжительное время.

9.Способен к сотрудничеству со сверстниками.

10.Может соблюдать правила очередности.

11.Может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие к обиженным.

Новообразования:

1.Контролирующая функция речи.

2.Проявление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.

3.Проявление элементов произвольности.

4.Проявление внеситутивно — личностной формы общения со взрослыми.

Нормальное (плохое) поведение:

Напоминает поведение ребенка более младшего возраста – временный регресс в поведении снимается лаской и терпимостью взрослых.

Цели и задачи для взрослых:

1.Создавать условия для развития творческого воображения.

2.Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.

3.Создавать условия для проявления познавательной активности.

4.Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.

5.Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка (4-5лет):

  • Проявляйте терпение и выдержку, давая оценку негативному поведению малыша.
  • Не отвечайте лаской на агрессивные проявления, но обязательно сообщите ему, что он вас огорчил.
  • Отвечайте вниманием и незамедлительной готовностью к общении. В случаях попыток малыша наладить с вами отношения.
  • Позволяйте ребенку быть маленьким, когда это возможно.

От 5 до 6.

Ведущая потребность – потребность в общении; творческая активность.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

1.Проявление элементов произвольности всех психических процессов.

2.Общение с взрослым внеситуативно — личностное.

3.В общение со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно — деловой.

4.Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.

5.Половая идентификация.

6.Ведет себя нормально (хорошо) в течение всего времени пребывания в ДОУ.

7.Соблюдает распорядок дня.

8.Может ориентироваться во времени по часам.

9.Лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.

Новообразования:

1.Предвосхищение результата деятельности.

2.Активная планирующая функция речи.

3.Внеситуативно – деловая форма общения со сверстником.

Нормальное (плохое) поведение:

  • Разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декламируемых им правил.
  • Бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.
  • Ябедничает на сверстников.

Цели и задачи для взрослых:

1.Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

2.Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

3.Способствовать развитию эмпатийных проявлений.

4.Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

Читайте также:  Наблюдаем за ростом и развитием ребенка

5.Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.

6.Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка (5-6лет):

  • Не обещайте ребенку того, чего не сможете выполнить наверняка.
  • Не давайте прямых оценок нежелательному поведению его сверстников.
  • Обсуждайте с ребенком каждый взволновавший его случай предосудительного поведения других детей, при этом стремитесь помочь малышу сформировать своё отношение к провинившемуся.
  • Внимательно выслушайте претензии ребенка к вам – они могут быть справедливыми.

От 6 до 7 лет.

Ведущая потребность – общение.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

1.Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.

2.Переход к младшему школьному возрасту.

3.Проявлние кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).

4.Повышенная чувствительность.

5.Полное доверие взрослому, принятие его точки зрения. Отношение к взрослому как единственному источнику достоверного знания.

6.Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.

7.Теряет непосредственность в поведении, нормальное (хорошее) поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой.

8.Способен подчинять свои эмоции не очень отдаленным целям.

9.Удерживать принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели.

10.Начинает осознавать свои переживания.

11.Активно интересуется отношением окружающих к себе.

12.Претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве.

Новообразования:

1.Внутренний план действий.

2.Произвольность всех психических процессов.

3.Возникновние соподчинения мотивов.

4.Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.

5.Возникновение первой целостной картины мира.

6.Появление учёбно-познавательного мотива.

Нормальное (плохое) поведение:

  • Лжет в целях самозащиты.
  • Непоседлив и возбудим.
  • Продолжает ябедничать, но теперь уже и на взрослых тоже.
  • Допускает небрежность в выполнении монотонных операций.

Цели и задачи для взрослых:

1.Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.

2.Способствовать развитию мышления.

3.Формировать произвольность всех психических процессов.

4.Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.

5.Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками.

6.Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.

7.Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.

8.Продожать формировать этические представления.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка.

  • Будьте настойчивы и последовательны в предъявляемых ребенку требованиях.
  • Давайте оценку всем самостоятельно выполненным им поручениям и заданиям; при этом оценка должна быть обязательно положительной (найдите что-нибудь достойное похвалы в каждом его поступке и работе и сообщите ребенку об этом).
  • Жестких, неукоснительно предъявляемых дошкольнику требований не должно быть много.
  • Выполняйте монотонные операции вместе с ребенком – достаточно просто вашему присутствия рядом.

Подведение итогов.

Итак, разделение жизненного пути ребенка позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных этапов. Все дети разные, у каждого свой темп развития, свои индивидуальные наклонности и способности. Мы сегодня говорили именно об общих закономерностях развития, которым подчиняется психика любого ребенка. И её качества возникающие на определенных возрастных этапах, — те кирпичики, из которых складывается фундамент успешного обучения в школе.

Закономерности детской психологии выступают в роли призмы, преломляющей исторически накопленный обществом опыт, культуру, содержание общественного сознания.

Обсуждение практических ситуаций.

Задание 1

Определите возраст детей в каждом из приведенных примеров, принимая за основу их взаимоотношения в игре.

        1. Максим построил из трех кирпичиков кроватку и положил в нее куклу. Люсе понадобились кирпичики для постройки домика, и она забрала один кирпичик у Максима. Максим расплакался.

        2. Коля взял коробку из-под ботинок, похожую на магнитофон, и стал танцевать, петь, сказав, что магнитофон играет.

        3. Саша расставил в гараже машинки и стал по одной вывозить их из гаража, голосом передавая звуки машины. В это время Дима, повернувшись спиной к Саше, въехал со своими машинами  в гараж Саши.

        4. Саша предложил Сереже и Боре построить корабль, чтобы плыть в Африку. Мальчики с удовольствием занялись постройкой. Сережа стал рассказывать про крокодилов, обезьян, которых они обязательно встретят в Африке. В это время за Сашей пришла мама, и забрала его домой. Игра распалась.

        5. Дети играли в «морское путешествие». Денис был капитаном. Боря — боцманом, Наташа — врачом, четверо детей матросами. Капитан Денис вдруг объявил, что корабль потерпел крушение и нужны водолазы, чтобы заделать пробоины. Быть водолазами согласились матросы. Но в это время пришел врач и позвал Дениса к себе в кабинет. Денис предупредил, что скоро придет, и отдал распоряжение водолазам исправить пробоину. Вместо ушедшего Дениса капитаном стал Боря, который принял командование. Игра продолжалась.

Ответы

        1. Младший дошкольный возраст. Люся играет одна, она не подчиняется правилам игры. В этом возрасте игры детей непродолжительны.

        2. Средний дошкольный возраст (4 года). Мальчик играет  один, игровые действия разнообразны, в игре ребенок использует предметы-заместители, следовательно, развивается символическая функция сознания.

        3. Дошкольники 3-4 лет. (Так называемая «игра рядом»).

        4. Дошкольники 4-5 лет. Кратковременное объединение играющих. Содержание игры связано с общей тематикой.

        5. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Длительное объединение играющих, много разнообразных ролей, новых сюжетов. В игре дети умело согласовывают свои действия, использую новую, ситуацию и изменение ролевых функций.

Задание 2

        Определите примерный возраст детей. Укажите особенности сенсорного развития детей раннего возраста.

Ситуация. Дети разного дошкольного возраста играли в «угадайку». В игре надо было обследовать фигурки руками, не глядя на них, и дать каждой название.

        Петя держал руки на фигурке, похлопывал по ней, но определить фигурку не смог.

        Сережа пытался ощупать контуры фигурки всей ладонью. Из предъявленных четырех фигурок правильно назвал две.

        Саша ощупывал фигурку двумя руками, тщательно обследовал отдельные ее признаки и определил все фигурки правильно.

Ответ.

Примерный возраст детей: Пете — 3 года, Сереже — 4 года, Саше — 6 лет.

Сенсорное развитие включает:

— развитие органов чувств;

— овладение сенсорными эталонами;

— усвоение способов обследования предметов.

Сенсорное развитие дошкольника в разные возрастные периоды:

— в 3 года — манипулирование предметами без попытки обследования;

— в 4 года — рассматривание предмета, выделение отдельных частей и признаков;

— 5-6 лет — планомерное и последовательное обследование;

— 7 лет — систематическое, планомерное рассматривание.

Источник