Возможности индивидуального развития ребенка

Возможности индивидуального развития ребенка thumbnail

Выполнила: Черемисова Галина Станиславовна
Воспитатель средней возрастной группы.
МАДОУ ЦРР Детский сад №31

Программа индивидуального развития ребенка

2016

Программа индивидуального развития ребенка

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни.

Данная программа помогает решить одну из актуальных задач — индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.

Нормативно-правовые основания программы:

Конвенция о правах ребенка,

Закон об образовании.

Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.

В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере.

В моём классе есть ученица, которая уже в первом классе привлекла моё внимание. Девочка старательна, её отличает интерес к чтению, математике, сочинительству. Её ответы всегда логичны и последовательны.

Работая с ребёнком, я старалась пробудить в ребёнке потребность в саморазвитии и открыть девочке пути реализации этой потребности.

Программа индивидуального развития

Создание условий, способствующих полноценному развитию личности ребенка.

1. поддерживать высокую учебную мотивацию;

2. поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

3.формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

4. содействовать творческому развитию;

5. создать условия для активного сотрудничества родителей, ребёнка, педагога

Если с учетом имеющихся способностей и осуществлением индивидуальной программы развития ребёнка, активно включать ребёнка в творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекать в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то, возможно, повысить: качество знаний, уровень самостоятельности ребёнка, развивать мыслительную деятельность, речь ученика, развивать творческие возможности учащегося.

2. Учет возрастных особенностей детей.

1. Познавательная деятельность учащихся.

2. Эмоционально-личностная сфера.

3. Межличностные отношения.

4. Психологическое и физическое здоровье.

Этапы работы над программой:

1 этап — информационно-аналитический.

На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей, собеседование). По результатам работы составляется «Характеристика учащегося». Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

— постановка цели на предстоящий учебный год;

— выявление проблем и имеющихся ресурсов;

-составление банка данных о ребенке

1. Сомневается в своих силах, не уверена при ответах.

2. Не всегда проявляет инициативу, не всегда является зачинателем новых дел.

3. Не всегда решительна, иногда колеблется перед ответственным решением.

4. Быстро утомляется.

1. Имеется возможность участвовать и проявить себя в городских, школьных конкурсах и олимпиадах.

2. Есть возможность развивать творческие способности через сотрудничество и организацию занятий с классным руководителем.

3 этап — коррекционно-развивающий.

Цель. реализация индивидуальных программ развития.

1. создание мотивационного поля;

2. дифференцированный подход к формированию мотивации;

3.сотрудничество родителей, учеников, педагогов;

4.ведение документации (индивидуальный план, карта успешности, матрица коллективных дел, портфолио).

5.предупреждение нервно-психического утомления, нежелательного поведения.

Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию. Составлен план работы на год.

Включение в коллективно-творческие дела класса. После каждого проведённого КТД классный руководитель оценивает, какой статус занимал ребёнок в этом деле.

Включение в систему дополнительного образования.

Индивидуальные занятия c ребенком.

4 этап – саморазвитие.

Цель – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.

1.развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

2.формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

3. развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

4. воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;

5.формировать культуру межличностных отношений.

Одаренность без границ: сопровождение одаренных детей с особыми образовательными потребностями:

В настоящее время особенно остро стоит проблема развития будущего общества, которое предполагает заботу о настоящем, прежде всего о детях. Родившийся ребенок – это реальное завтра, возможность видеть которое получают родители и общество. То, каким оно будет, во многом зависит от нашей поддержки и усилий. Увидеть ростки одаренности ребенка, создать условия для того, чтобы они превратились в достояние человека, преобразовав его индивидуальность, – это одна из задач, стоящая перед педагогами и психологами. Особенно актуальна эта задача по отношению к детям, которые в силу специфики своего физического и соматического состояния вынуждены развиваться в иных образовательных условиях, нежели большинство детей. Дарования детей могут носить разную природу, но всегда встает проблема их диагностики, бережного отношения и развития. Необходимо формировать условия, среду, чтобы сделать все возможное для развития одаренных детей.

В. И. Панов (2007) определяет одаренность как индивидуальную форму становления психической реальности, которая представляет собой системное сочетание природной предрасположенности к реализации психических возможностей в предельной форме индивидуального развития, оптимальной для выполнения социально значимой деятельности одного или нескольких видов. В связи с этим можно выделить актуальную и потенциальную одаренность.

Читайте также:  Центр развития ребенка станица северская

При этом одаренность, по В.И. Панову, выступает как становящаяся реальность, поэтому в работе с одаренными детьми необходимо перейти от диагностики одаренности и развития явной или скрытой одаренности к созданию условий для проявления одаренности как становящегося системного качества психики. А это предполагает обеспечение в процессе обучения и развития таких условий, такой развивающей образовательной среды, которые способствовали бы раскрытию и наиболее оптимальному проявлению творческой природы психики человека.

Психологическое сопровождение одаренных детей в условиях образовательных учреждений является по-прежнему актуальной проблемой. Но если в работе с одаренными детьми, обучающимися в общеобразовательных учреждениях, педагоги-психологи могут опираться на имеющиеся исследования, разработанные и апробированные программы, то психологи специальных образовательных учреждений находятся в другой ситуации. Их позицию можно обозначить как творческую, поскольку она предполагает поисковую исследовательскую деятельность, направленную на поиск и разработку технологий, программ, методик сопровождения одаренных детей с особыми образовательными потребностями. Сотрудничество Педагогического института ЮФУ г. Ростова на Дону с дистанционным центром образования инвалидов при школе-интернате № 28 возникло из необходимости решения обозначенной выше проблемы в теоретическом, прикладном и практическом аспектах.

Нами был разработан проект «Одаренность без границ», в рамках которого в настоящее время реализуется программа «Психологическое сопровождение одаренных детей с особыми образовательными потребностями». Проект разрабатывался с учетом особенностей данного образовательного учреждения, поскольку обучение в нем проходит для многих детей дистанционно. Направления деятельности, виды и формы взаимодействия с субъектами образовательного пространства были разработаны с учетом особенностей дистанционного образования.

В ходе разработки проекта мы объединили три основных направления деятельности психолога – академическое, прикладное и практическое. Подобный подход позволит осуществить научное обоснование психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с особыми образовательными потребностями, создать психолого-педагогические и коррекционные методики работы с этими детьми, а также разработать программу психологической помощи педагогам и родителям.

Основная цель программы – психологическое обеспечение индивидуальной траектории развития одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями.

  • разработать теоретическое обоснование психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с особыми образовательными потребностями;

  • подготовить программу диагностики (выявления) различных видов одаренности детей с особыми образовательными потребностями;

  • создать психологическое портфолио каждого одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями;

  • регулярно проводить индивидуальный мониторинг развития психической сферы каждого ребенка и успешности овладения учебным материалом;

  • способствовать расширению социальных границ и контактов одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями;

  • проводить профилактику зависимостей (компьютерной и др.) одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями.

Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач были выделены следующие направления психологического сопровождения одаренных детей:

  • диагностика одаренных учащихся;

  • разработка индивидуальных образовательных траекторий для каждого одаренного ребенка;

  • разработка и внедрение развивающих программ;

  • консультирование по проблемам одаренных детей (по запросу родителей, детей, педагогов);

  • кризисная интервенция в режиме онлайн (аналог кризисной телефонной службы);

  • психологическое просвещение родителей одаренных детей;

  • содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

Особым направлением нашего сотрудничества с центром является разработка форм коррекционной работы с одаренными детьми. Предполагаются следующие виды работ, направленные на:

  • формирование адекватной Я- концепции и самооценки ребенка;

  • преодоление страхов, работу с психотравмой и т.д.;

  • преодоление неуверенности, внутренней скованности, внутреннего напряжения посредством пластического моделирования;

  • преодоление трудных жизненных ситуаций (техники совместного рассказывания, элементы сказкотерапии, ароматерапия и т.д.).

По отношению к педагогам центра планируется проведение следующих видов работ:

  • профилактика эмоционального выгорания педагогов и сотрудников школы-интерната (тренинговые занятия);

  • психологическое просвещение учителей (семинары, дискуссии, мастер-классы и др.);

  • помощь в разрешении педагогических конфликтов.

Одним из аспектов сотрудничества с центром является сопровождение родителей одаренных детей с особыми образовательными потребностями. Это направление включает работу по запросам родителей, психологическое просвещение родителей. В настоящее время имеется запрос штатных психологов центра, который касается оказания помощи в содействии гармонизации детско-родительских отношений.

Отличительной особенностью данного проекта является активное привлечение студентов психологов (бакалавров, магистрантов), аспирантов кафедры психологии образования Педагогического института ЮФУ г. Ростова-на-Дону, которые, взаимодействуя с детьми-инвалидами, реализуют волонтерский принцип «помощь равного равному».

Таким образом, настоящая программа направлена на психологическое сопровождение одаренных детей с особыми образовательными потребностями, помощь ребенку в реализации его творческого потенциала, содействие в процессе формирования психологически адекватной и социально-адаптированной личности.

Источник

Детское развитие — это важная часть воспитания ребенка. Если интеллектом малыша заниматься с раннего возраста, взрослея, он будет легче воспринимать информацию, добиваться значительных успехов в умственной, творческой, эмоциональной сферах. При этом не существует универсальной методики развития мозга ребенка. Родители должны подобрать ее индивидуально, опираясь на особенности собственного малыша. Для этого нужно прислушиваться к его потребностям и интересам, избегать чрезмерной критики, помогать и поддерживать на пути к взрослению. Как вырастить ребенка способным? Каких ошибок следует избегать родителям и какими правилами руководствоваться?

Периодизация детского развития

Жизнь малыша начинается с периода младенчества. Этот этап входит в закономерности детского развития, когда новорожденный только начинает осваиваться в мире. Постепенно совершенствуются способности видеть и слышать, различать цвета и формы.

Годовалый ребенок переходит в период раннего детства. Теперь он начинает активно интересоваться предметами. Закономерности детского развития утверждают, что на этом этапе малыш особенно любознателен, поэтому родителям стоит уделять больше времени играм и обучению.

Далее следует дошкольный возраст, который делится на младший и старший. Это время для развития речи, совершенствования мыслительных процессов. Ребенок увлекается ролевыми играми, ставит себя на место взрослых. Он интересуется общением со сверстниками, стремится совершенствовать слуховое восприятие речи окружающих.

Следуя закономерностям детского развития, далее, наступают младший школьный возраст, а после него – подростковый возраста. В это время заканчивается основная часть формирования интеллектуальных способностей и личности человека.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года таблица воз для детей

Какие бывают теории детского развития

Существует множество теорий, объясняющих процесс развития ребенка. Распространена гуманистическая концепция А. Маслоу, согласно которой, человек подвергается влиянию своих потребностей и мотивация. Благодаря этому происходит детское развитие. Человек постепенно удовлетворяет свои потребности в безопасности, любви, самореализации и других сферах общества, стремясь к независимости, духовному росту.

Психоаналитическая теория Э. Эриксона сосредоточена на эмоциях и взаимоотношениях. Согласно ей, ребенок постепенно переходит от чувств доверия и недоверия к миру к ощущению полноты жизни, преодолевая различные возрастные и поведенческие этапы.

Развитие детского интеллекта попытался объяснить З. Фрейд. По его теории, ребенок проходит несколько стадий (от оральной до генитальной). Во время прохождения каждой из них он концентрирует внимание на определенном участке тела, приносящем ему удовольствие.

Родителям полезно знать основные теории детского развития, чтобы помочь ребенку вырасти всесторонне развитой и здоровой личностью.

Что такое раннее детское развитие?

Развитие детского интеллекта необходимо начинать с появлением младенца в доме. Чем раньше родители возьмутся за обучение малыша, тем проще ему будет учиться в дальнейшем.

Раннее детское развитие может начинаться с младенческого возраста – ребенок развивается, когда с ним общаются взрослые, знакомится с простыми игрушками и предметами, эмоционально откликается на поведение родителей. именно эти реакции малыш закладывают в нем хорошую основу для высокого уровня интеллекта в будущем.

Ранее детское развитие, также, предполагает занятия с ребенком дошкольного возраста, то есть, от трех до шести лет. В это время дети начинают по-настоящему интересоваться окружающим миром. Им хочется бегать, прыгать, исследовать и изучать окружающий мир. Они овладевают речью, их привычки формируются, поведение становится более осознанным. Детское творчество и развитие родители часто стараются стимулировать дополнительными занятиями, которые проводят дома или водят малыша на специальные кружки. Это возможность заниматься развитием ребенка всесторонне.

Психологи, однако, напоминают, что не нужно резко отрывать ребенка от игрушек и приучать к умным книгам. Развивать умственные способности малыша нужно в игровой форме, не требуя от него напряженной работы.

Методики детского развития: что нужно знать родителям?

Многообразие методик позволяет родителям подобрать что-то подходящее конкретно их ребенку. Прежде чем приступить к обучению малыша, необходимо ознакомиться со всеми вариантами.

Метод Глена Домана предполагает развитие детского мышления практически с рождения. Родителям необходимо позаботиться о том, чтобы все игрушки, упражнения, карточки, которыми занимается малыш, совершенствовали его интеллектуальные навыки.

Методика М. Лазарева предполагает обучение ребенка с малых лет при помощи музыки, ярких цветов и движения. Техника гарантировано стимулирует развитие детского интеллекта, а для ее применения на практике существуют специальные «бимбаскеты» — специальные наборы.

Популярный метод М. Монтессори гласит, что детям необходимо лишь создать атмосферу для развития умственных способностей. По теории специалиста, ребенок до трех лет обучается быстрее и эффективнее.

Что включает в себя развитие детской моторики

Развитие детской моторики тесно связано с формированием речи и интеллекта ребенка, что обеспечивает близость двух отделов головного мозга. Именно по способности управлять руками часто судят подготовленность малыша к занятиям в школе, усвоению информации.

Заниматься ребенком нужно с младенчества. Развитие детской моторики предполагает игры с бусами, ладушки, манипуляции с бумагой. Можно предоставить ребенку возможность играть с маленькими крупинками или порисовать на песке, обязательно под присмотром взрослых. Моторику развивает классический массаж ладоней.

Развитие детской моторики стимулирует лепка, раскрашивание, вырезание и собирание паззлов. Способности рук улучшает перелистывание страниц книги, завинчивание крышек.

Какие бывают детские игры для развития речи?

Детские игры для развития речи — это действенный способ научить ребенка говорить четко и правильно. Малыши охотно учатся, когда они делают это в игровой форме. Родителями важно максимально разнообразить процесс обучения детей, сделать его проще и приятнее.

Необходимо заинтересовать ребенка, прежде чем начать работать над его устными навыками. Родители могут начать детские игры для развития речи с изучения животных. Мама или папа должны научить малыша имитировать звуки различных зверей и время от времени просить повторять их. Таким образом, ребенок сумеет отточить произношение отдельных слогов.

В специальной развивающей литературе и на просторах интернета можно найти множество стихов, полезных для совершенствования устных навыков малыша. Они легко запоминаются и содействуют отработке произношения различных звуков.

Детские игры для развития речи предполагают дыхательную гимнастику. Она помогает овладеть звуками «ш», «с», «э» и некоторыми другими.

Детские скороговорки для развития речи

Использовать детские скороговорки для развития речи можно с одного года, едва малыш научиться произносить первые отчетливые слоги и полноценные слова. Однако лучше всего заниматься с ребенком позже, когда он начнет понятно излагать собственные мысли.

Главное условие, которое нужно соблюдать, выбирая детские скороговорки для развития речи — веселье. Важно стараться превратить обучение в игру, а фразы подбирать запоминающиеся и забавные. Тогда ребенку будет интереснее повторять их за мамой или папой, учебный процесс не оставит плохих впечатлений.

Чтобы выучить вместе с малышом детские скороговорки для развития речи, следует повторить фразу несколько раз, четко проговаривая слова и звуки. Нельзя сразу требовать от ребенка быстрого произношения. Лучше всего использовать короткие стишки, чтобы их было проще запоминать. Для того чтобы был хороший результат – детские скороговорки для развития речи помогли сформировать речевой аппарат – заниматься необходимо регулярно, каждый раз внося в занятия разнообразие, чтобы ребенок не потерял интерес.

Читайте также:  Комплекс оживления и его значение в развитии ребенка

С чего начать детское творчество и развитие?

Развитию младенца содействует постоянное общение. Когда мама и папа читают малышу книги, поют песни, рассказывают стихи, они активизируют его умственную деятельность. Таким образом, детское творчество и развитие начинается с первых дней жизни.

Чтобы дополнительно стимулировать ребенка, можно начать интенсивные занятия. Проводить их можно как самостоятельно, так и с помощью педагога. В любом случае необходимо подобрать индивидуально методику обучения в соответствии с особенностями малыша. Некоторые из них можно применять с рождения, другие — при достижении определенного возраста.

В детском творчестве и развитии главное – постепенность и отсутствие напряжения. Нельзя многого требовать от малыша и заставлять его учиться, иначе можно «отбить» у него тягу к знаниям.

Развитие детской инициативы

Самостоятельность — качество, которое необходимо воспитывать в ребенке с малых лет. Главное в этом деле — запастись терпением и приучать малыша постепенно.

Детское воспитание и развитие не должно начинаться со сложных поручений. Родители должны обучать ребенка самостоятельности с задач, которые он точно сможет выполнить. Для начала можно попросить собрать лишь часть игрушек в ящик или надеть штаны без помощи мамы или папы. Постепенно нужно усложнять задачи.

Важная часть детского воспитания и развития — родительская поддержка. Если ребенок проявляет инициативу и пытается справиться с вопросом самостоятельно, не нужно подавлять это желание и оказывать помощь, пока ее не попросят.

Что такое развитие детского самоуправления?

Детское самоуправление — это способность ребенка справляться без посторонней помощи. Формировать самостоятельность необходимо, ведь она важна для развития детского мышления. Ребенок, способный учиться и ухаживать за собой с минимальной помощью взрослых людей, упрощает и свою жизнь, и родительскую и вся семья получает больше времени для приятных и веселых совместных занятий.

Приучать малыша к самостоятельному выполнению заданий необходимо постепенно, однако, с раннего возраста. Пусть сначала дети собирают игрушки в комнате и одеваются с помощью родителей, но, с каждым разом помощь должна уменьшаться. Важно объяснять ребенку, почему необходимо поддерживать порядок и делать что-либо самостоятельно, хвалить его за проявление инициативы.

Детское воспитание и развитие невозможно без доверия и свободы. Если родители запрещают малышу делать элементарные вещи без посторонней помощи, он не сможет стать самостоятельным. Важно постепенно увеличивать масштабы свободы и больше доверять ребенку, чтобы помочь ему добиться успеха.

С чего начинается развитие детской одаренности

Одаренный ребенок требует повышенного внимания родителей и педагогов. Для развития детского интеллекта в таком случае необходимы особые условия. Важно окружить его предметами, нужными для удовлетворения любознательности и проявления изобретательности. Главным фактором развития является поддержка, исходящая от родителей и педагогов. Нельзя подавлять инициативу и творчество малыша, строго наставлять его и диктовать, что делать.

Кроме этого необходимо подобрать грамотного педагога, способного составить индивидуальную программу для ребенка. Полноценное развитие детского мышления со школьным учителем, который устанавливает для всех единые требования, может не привести к развитию детской одаренности.

Развитие детского интеллекта: правила

Тренировать умственные способности ребенка можно как дома, так и с педагогом. Однако в любом случае важно обеспечить ощущение поддержки и атмосферу дружелюбности во время занятий.

Развитие ребенка должно проходить в игровой форме. Не нужно заставлять малыша заниматься целыми днями — достаточно часа ежедневно. Для совершенствования умственной деятельности рекомендуют решать с ребенком логические задачи, отгадывать загадки на смекалку. Вероятно, детей постарше заинтересуют головоломки и интеллектуальные игры.

Детские отклонения в развитии

Для родителей ребенка, у которого наблюдаются детские отклонения в развитии, воспитание может стать трудным процессом. Стоит всерьез заняться малышом при проявлении следующих признаков:

  • страсть к однообразию;
  • нежелание общаться;
  • беспричинная агрессия;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • нарушения сна.

При подборе правильной методики обучения и профессиональных педагогов можно значительно уменьшить детские отклонения в развитии или ликвидировать их вовсе, в том случае, если они вызваны педагогической запущенностью.

Если причиной детского отклонения в развитии является задержка умственных способностей, ребенку нужно дополнительное сопровождение педагогов и родителей, возможно, занятия в коррекционной школе.

Какие есть нарушения психического развития в детском возрасте

Родители могут столкнуться с сенсорными нарушениями у ребенка. В таком случае у него будут наблюдаться серьезные проблемы со слухом и зрением. При поражениях нервной системы заметны умственная отсталость, нарушения речи и двигательных функций.

Если родители своевременно заметили тревожные симптомы и обратились за помощью к специалисту, есть высокий шанс ликвидировать детские отклонения в развитии. Поэтому при необычном поведении ребенка, прогрессировании нарушений стоит немедленно начать терапию.

Детское развитие — область, требующая определенных знаний и умений. Когда родители и педагоги активно вкладываются в этот процесс, у них есть все шансы вырастить психически здорового и способного ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Исследование способности к выбору в детских возрастах / Носкова Н. В. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология.. = 2010. — ВАК
  2. Формирование языковой картины мира ребенка раннего возраста / Ефимова М. В. // Ярославский педагогический вестник. = 2016. — ВАК
  3. Игра — форма организации жизни и деятельности детей / Батурина О. В. // Достижения науки и образования. = 2018
  4. Лепка в дошкольном возрасте как универсальное средство развития и познания окружающей действительности / Алексеева С. О., Башкатов И. А. // Историческая и социально-образовательная мысль. = 2017. — ВАК
  5. Творческая деятельность ребенка как основа развития психики и личности / Юнхуэй Се // Эксперимент и инновации в школе. = 2013
  6. Интеллектуальное развитие ребенка / Фенев Е. А. // Вопросы науки и образования. = 2017

Источник