Воздействие чтения на развитие ребенка

Скажите, как часто вы читаете с детьми книги? Какие ваши любимые с ребенком детские произведения, детский автор или сказочный герой?

Сегодня мы хотим вам рассказать, как чтение книг детям влияет на их развитие. Книга имеет огромное значение в развитие ребенка, а именно: расширяет представление ребёнка о мире, знакомит со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и т. п., влияет на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка, развивает мышление — как логическое, так и образное, расширяет словарный запас, память, воображение и фантазию, учит правильно составлять предложения. Знаете ли вы, что в детской литературе на 50% больше редких слов, чем в разговорах взрослых? Обычная беседа обеспечивает детям только основной лексикон. Редкие слова они могут узнать только из книг.

Дети, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость и безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения. Во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение у миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в ложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести. При активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи. Слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.

Дети, которым родители читают вслух регулярно, начинают понимать структуру литературного произведения (где начало, как разворачивается сюжет, в каком месте наступает конец). Благодаря чтению ребёнок учится слушать – а это немаловажно. Знакомясь с книгами, ребёнок лучше узнаёт родной язык.

С 6 до 8 лет. Круг чтения детей дошкольного возраста стремительно меняется. Детям после 5-6 лет уже не интересны потешки или короткие стихи. В этом возрасте у детей формируется и закрепляется навык чтения. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста предпочитают более объёмные произведения со сложным сюжетом и большим количеством действующих лиц, чтобы читать их (или слушать), и ждать продолжения. Их также могут заинтересовать всевозможные детские энциклопедии, где доступно изложены сведения о мире.

Мы предлагаем вам список книг для детей 6-7 лет, скорее, не методического, не педагогического, а родительского характера. Все родители задумываются над вопросом, что именно читать ребёнку, для чего и в каком возрасте. Кроме того, у нас самих есть любимые с детства строки, которые мы, как заповеданное имущество, хотели бы передать своим детям и внукам.

Какие книги читать ребенку в 6 лет? А какие книги, по вашему мнению, ребёнок должен прочитать к 7 годам, то есть до наступления так называемого младшего школьного возраста? Ниже вы можете просмотреть списки книг для детей дошкольного возраста, рекомендуемые дошкольным образованием.

Русская литература

1. Аксаков С. «Аленький цветочек»

2. Алешковский Юз «Кыш и Два портфеля», «Кыш и я в Крыму» 

3. Александрова Г. «Домовенок Кузька и волшебные вещи» (с продолжениями) 

4. Афанасьев А. Сказки

5. Бажов П. «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы», «Серебряное копытце» 

6. Бианки В. «Лесная газета», «Синичкин календарь» 

7. Булычев Кир «Приключения Алисы» 

8. Велтистов Е. «Приключения Электроника», «Гум-Гам», «Миллион и один день каникул» 

9. Волков А. «Волшебник Изумрудного города» 

10. Гайдар А. «Голубая чашка», «Чук и Гек» 

11. Гераскина Л. «В стране невыученных уроков» 

12. Голявкин В. «Мой добрый папа», «Арфа и бокс», «Как я сидел под партой», Рассказы 

13. Гор Геннадий «Мальчик» 

14. Грабовский Ян «Муха с капризами» 

15. Григорович «Гуттаперчевый мальчик» 

16. Губарев В. «Трое на острове», «В тридевятом царстве», «Королевство кривых зеркал» 

17. Давыдычев Л. «Жизнь Ивана Семенова» 

18. Данько Е. «Побежденный Карабас» 

19. Демыкина Г. «Дом на сосне» 

20. Драгунский В. «Денискины рассказы», «20 лет под кроватью», «Похитители собак» 

21. Дуров В. «Мои звери» 

22. Ермолаев Ю. «Дом отважных трусишек»

 23. Ершов П. «Конек-Горбунок» 

24. Журавлева З. «Сними панцирь» 

25. Заболоцкий «Сказка о кривом человечке», «Колотушка тук-тук-тук» 

26. Иванов С. «Бывший Булка и его дочь» 

27. Ильин М. «Сто тысяч почему»

28. Каверин В. «Песочные часы» 

29. Катаев В. «Цветик-семицветик», «Дудочка, кувшинчик», «Волшебный рог Оберона» 

30. Коковин Е. «Динь-Даг» 

Читайте также:  Рацион 9 месяцев ребенку развитие

31. Константиновский М. «КОАПП» 

32. Коржиков В. «Веселое мореплавание Солнышкина» 

33. Крылов И. Басни 

34. Кумма А., Рунге, С. «Вторая тайна золотого ключика» 

35. Куприн «Слон» 

36. Лагин Лазарь «Старик Хоттабыч», «Голубой человек», «Патент АВ» 

37. Ларри Ян «Необыкновенные приключения Карика и Вали» 

38. Лермонтов «Воздушный корабль» 

39. Магалиф Юрий «Жаконя», «Кот Котькин» 

40. Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка», «Аленушкины сказки» 

41. Маршак С. «Двенадцать месяцев», «Умные вещи» 

42. Медведев В. «Баранкин, будь человеком!» 

43. Михалков С. «Праздник непослушания» 

44. Наумов Е. «Коралловый город», «Волшебная круговерть» 

45. Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля» 

46. Некрасов Н. «Дед Мазай и зайцы» 

47. Нестайко В. «Единица с обманом», «Пятерка с хвостиком», «Таинственный голос за спиной», «Тореадоры из Васюковки», «Похитители ищут потерпевшего» 

48. Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Витя Малеев», «Фантазеры» 

49. Одоевский В. «Городок в табакерке» 

50. Олеша Ю. «Три толстяка» 

51. Осеева В. «Динка», «Васек Трубачев и его товарищи» 

52. Остер Г. «38 попугаев» 

53. Пантелеев Л. «Чесное слово», «Белочка и Тамарочка», «Веселый трамвай» 

54. Пермяк Е. Сказки 

55. Перова О. «Ребята и зверята» 

56. Пивоварова «О чем думает моя голова», «Однажды Катя с Манечкой» 

57. Погодин Р. «Кирпичные острова» 

58. Погорельский А. «Черная курица, или Подземные жители» 

59. Почепцов Г. «Школьные сказки», «Страна городов», «Бюро добрых услуг» 

60. Пришвин М. «Кладовая Солнца», «Кащеева цепь» 

61. Пушкин А. «Песнь о Вещем Олеге» 

62. Раскин А. «Как папа был маленький» 

63. Розанов С. «Приключения Травки» 

64. Рубинштейн Лев «Дедушка русского флота», «В садах Лицея» 

65. Рутковский В. «Гости на метле», «Друзья из тихой заводи» 

66. Рыбаков А. «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел» 

67. Саломатов А. «Наш необыкновенный Гоша» 

68. Салье М. «Сказки 1000 и одной ночи» 

69. Сотник Ю. «Как я был самостоятельным» 

70. Тихомиров О. «Зеленое Окно» 

71. Токмакова И. «Аля, Кляксич и буква А» 

72. Толстой А. «Приключения Буратино», «Боривой, Василий Шибанов, Курган и др.» 

73. Томин Ю. «Карусели над городом», «А,Б,В,Г,Д и др.», «Шел по городу волшебник» 

74. Толстой Л. «Прыжок», «Лев и собачка», рассказы и сказки 

75. Усач Г. пьесы-сказки 

76. Чаплина В. «Питомцы зоопарка», «Мои воспитанники» 

77. Чеповецкий Е. «Непоседа, Мякиш и Нетак» 

78. Черный А. «Дневник фокса Микки» 

79. Чехов А.П. «Каштанка» 

80. Шаров А. «Мальчик Одуванчик и три ключика», «Приключения Ежиньки и нарисованных человечков», «Звездный пастух и Ниночка», «Волшебники приходят к людям», «Дети и взрослые», «Остров Пирроу», «Повесть о десяти ошибках», «Окоем» 

81. Шварц Е. «Золушка», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо», «Два клена» 

82. Эмден Эсфирь «Дом с волшебными окнами», «Приключения маленького актера» 

83. Ягдфельд и Гернет Н. «Катя и крокодил»

Зарубежная литература

1. Андерсен Г. Сказки и истории
2. Бабич И. «Мои знакомые звери»
3. Барнфорд Ш. «Невероятное путешествие»
4. Барри Дж. «Питер Пэн и Венди»
5. Баум Фр. «Страна Оз»
6. Бессон Люк «Артур и минипуты»
7. Бжехва Ян «Академия пана Кляксы»
8. Биссет Д. «Забытый день рожденья», «Крококот», Сказки
9. Блайтон Энид «Знаменитый утенок Тим», «Приключение Нодди»
10. Братья Гримм Сказки
11. Вангели С. «Приключения Гугуцэ», «Голубой шалаш», «Чубо из села Туртурика»
12. Верн Жюль «Путешествия вокруг света за 80 дней» (детское издание).
13. Вестли А-К. «Папа, мама, 8 детей и грузовик», «Аврора из корпуса «Ц».
14. Гауф В. Сказки
15. Гофман Э.Т. «Щелкунчик», «Прекрасное дитя», «Апельсиновая принцесса»
16. Грэм Кеннет «Ветер в ивах»
17. Дарелл Дж. «Зоопарк в моем багаже», «Земля шорохов», «Говорящий сверток», «Гончие Бафута»
18. д’Эрвильи Э. «Приключения доисторического мальчика»
19. Зальтен Ф. «Бэмби»
20. Керн Людвиг Ежи «Фердинанд Великолепный»
21. Киплинг Р. «Маугли», «Маленькие истории»
22. Коллоди К. «Пиноккио»
23. Крюс Дж. «Тим Талер, или Проданный смех», «Мой прадедушка, герои и я», «Колдун в чернильнице»
24. Кэрролл Льюис «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
25. Лагерлеф Сельма «Чудесное путешествие Нильса»
26. Линдгрен Астрид «Братья Львиное Сердце», «Пэппи длинный чулок»
27. Лобату Монтейру «Орден Желтого Дятла»
28. Лобе Мира; Ферра-Микура «Бабушка на яблоне»
29. Лофтинг Хью «Приключения Джона Дулиттла», «Цирк Джона Дулиттла»
30. Льюис Клайв «Хроники Нарнии»
31. Маар Пауль «Суббастик», «7 суббот на неделе»
32. Мало Гектор «Без семьи», «В семье», «Ромен Кальбри»
33. Метерлинк М. «Синяя птица», «Ариана и Синяя Борода»
34. Несбит Э. «Пятеро детей и чудище», «Феникс и Ковер», «Талисман»
35. Пелин Елин «Ян Бибиян»
36. Пройслер О. «Маленькие баба-яга, привидение, водяной»
37. Распе Р.Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»
38. Рауд Эно «Муфта, Полботинок и Моховая Борода», «Сипсик»
39. Родари Джанни «Приключения Чиполлино», «Торт в небе», «Путешествие «Голубой стрелы», «Джельсамино в стране лжецов»
40. Сая Казис «Эй, прячьтесь!»
41. Свифт Дж. «Путешествия Гулливера»
42. Сент-Экзюпери А. «Маленький принц»
43. Сетон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»
44. Стивенсон Р. «Вересковый мед»
45. Твен Марк «Том Сойер», «Гекльберри Финн»
46. Треверс Памела «Мери Поппинс»
47. Фекете Иштван «Лисенок Вук»
48. Франс Анатоль «Пчелка»
49. Харрис Джоэль «Сказки дядюшки Римуса», «Братец Кролик и его друзья»
50. Ходгстон Бёрнетт «Маленькая принцесса», «Маленький Лорд», «Таинственный сад»
51. Хопп Синкен «Приключения Юна и Софуса»
52. Эгнер Турбьерн «Люди и разбойники из Кардамона»
53. Экхольм Ян «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»
54. Энде Михаэль «Бесконечная книга», «Джек-пуговица», «Момо»

Читайте также:  Развитие познавательной деятельности у ребенка 3 4 лет

Источник

«Роль чтения в формировании психически         и нравственно здоровой личности» 

РОЛЬ ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это – книга…

  Детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в  детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Особое место в начальной школе занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги.

При восприятии литературного произведения дети, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Они переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

  Круг чтения  у младших школьников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего школьника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.

В жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенок читает и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным. Эти произведения ему уже говорят о том, что ждет его в будущей взрослой жизни.

С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, заставляет двигаться, развивать речь. Детский фольклор также способствует эстетическому развитию детей и необходим детям для тренировки интеллекта.

 Ребенку младшего школьного возраста свойственно внеконтекстное восприятие искусства. В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем и местом, изменяет произведение по-своему, делая его героями самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг. Детская книга, понравившаяся ребенку берет его в плен настолько, что он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом. Такие качества свойственны детям 1-2 класса. Таким образом идет воспитание таких чувств как сострадание, осуждение, гнев, удивление и так далее. При чтении стихотворений ребенок развивает и совершенствует художественно-речевые исполнительские навыки, а читая книги о веселых приключениях ребенок учится обладать чувством юмора.

Читайте также:  Центры раннего развития ребенка в севастополе

Художественная литература играет не мало важную роль в развитии социального опыта школьника.

В художественной литературе, особенно, в сказках, имеются сюжеты, в которых дети оказываются одни, без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей.

Очень многие произведения, которые написаны для детей школьного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Все это способствует воспитательным возможностям обучения детей трудовым навыкам. Овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель; обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания.

Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литература, книга соответствуют его мировоззрению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции. Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читают (или слушают чтение) и воспринимают сами дети.

Круг чтения школьников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для дошкольника и понималось им, школьнику будет неинтересно или будет переосмыслено им. Для детей 7-9 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.

Таким образом, подбор литературы для детского чтения зависит от возраста ребенка, от его пристрастий и предпочтений, но не только…

На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает то историческое и нравственное время, в которое живет читатель-ребенок. Выбирая книгу для чтения ребенку сегодня, мы обязательно должны думать о ее направленности на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности. Природа искусства такова, что оно вдохновляет любого человека на какие-то свершения, дела, действия.

Вибирая книгу ребенку следует помнить и о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены все темы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема и многие другие. Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные.

Необходимо также помнить и о многообразии авторских имен, которое покажет ребенку многообразие подходов к изображению чего-либо или, наоборот, один и тот же подход, который будет восприниматься как единственно верный по отношению к изображаемому.

Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее.

Логично помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно.

В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка школьного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-школьнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность школьника.

Все эти приоритеты, заложенные в школьном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность. 

Источник