Восприятие ребенка 3 года

Восприятие ребенка 3 года thumbnail

От автора: Каждый возраст уникален, в детстве уникален каждый год.

Особенности развития ребенка 3-4 года.

Годы дошкольного детства – это время интенсивного развития и появления новых психических особенностей.

Ведущая потребность этого периода жизни ребенка: общение, уважение и признание самостоятельности.

Основная деятельность этого возраста: игра, которая постепенно переходит от игры с предметами  в ролевую, когда ребенок не просто играет с игрушками, а выполняет в игре определенную роль из окружающей его среды.

Развитие личности ребенка 3-4 года

К 2.5 — 3 годам у ребенка возникает желание действовать самостоятельно вопреки ситуации, вопреки требованиям взрослых. И, как следствие, возникает так называемый «кризис 3-х лет», который выражается во внутреннем противоречии из-за желания ребенка сделать по-своему  и, одновременно, поступать соответственно требованиям взрослых. Поэтому в этом периоде жизни ребенка возможны вспышки негативизма, упрямства и неустойчивости настроения. Внешне это выражается в противостоянии ≪хочу≫ ребенка и ≪нельзя≫ взрослого.

Главным результатом этого «кризиса» становится формирование сознания «Я сам».

  • Когда ребенок заявляет миру «Я сам» выход из этого положения возможен в двух направлениях:
  • Важная роль родителей — сохранить волевой компонент этого периода жизни ребенка, позволить быть самостоятельным.

Чтобы этот период прошел правильно и личность ребенка развивалась в нужном направлении мы рекомендуем:

— разрешайте малышу совершать те действия, которые ему уже по силам. Даже если он делает это очень медленно, а Вы опаздываете. Помогите ему самому овладеть элементами самообслуживания, закрепить новые навыки;

— обеспечьте ему общение со взрослыми и сверстниками, посещение детского сада, развивающих занятий, игровое взаимодействие со взрослыми.

Ребенок в этом возрасте еще с трудом может удержать цель своих действий до конца и поэтому очень часто отвлекается как в процессе игры, так и в процессе обучения.  При этом его больше привлекает сделать что-то для себя и своей игры, чем для общественной пользы. Но он охотно трудится для близкого человека.

В 3-4 года ребенок выходит за пределы семейного круга, и тогда в жизни ребенка появляются взрослые не только как члены семьи, но  «другие взрослые» (воспитатели, преподаватели, няни и т.д.), которые также становятся значимыми фигурами в жизни малыша.

     Именно желание подражания значимым взрослым в жизни ребенка приводит к развитию ролевой игры. Но пока такие игры непродолжительны, сюжеты не развернуты, а игры с правилами только начинают формироваться.

Рекомендуемые игры с ребенком 3-4 года:

Игры на развитие мелкой моторики (сортеры, пазлы, «бусины», любые разновидности «вкладышей»)

Игры на развитие крупной моторики – подвижные игры с крупными игрушками (машины, куклы), спортивные игры (мяч).

Игры на развитие воображения: один предмет – несколько предметов ( ложка: меч, лопата, машина и т.д.). А также на «преображение» в разных животных: больших и маленьких.

Ролевые игры с участием взрослых для «ведения» игры: магазин, больница, детский сад и т.д.

Творческие игры: рисование (карандашами и красками), пластилин (предпочтительно мягкий), аппликация.

Обязательно чтение литературы по возрасту, предпочтительно не большие по объему сказки. Одни и те же произведения могут быть прочитаны многократно. Дети в этом возрасте любят повторение и в конце беседа о героях и их приключениях: что было?, что случилось?. Этот вид вашего общения с малышом хорошо развивает все мышление и речь.

Развитие психических процессов в 3-4 года

Восприятие: основная познавательная функция. В этом возрасте восприятие акцентируется на свойствах предмета: цвет, форма вкус, величина и др. и в сознании ребенка не отделяются от предмета. При восприятии ребенок видит не все свойства предмета, а самые яркие, иногда только одну и именно по ней отличает один предмет от другого.

Внимание.

  •  В этом возрасте способность управлять вниманием очень не велика. Сложно с помощью словесных указаний направить внимание ребенка на нужный объект. Иногда требуется неоднократное повторение инструкции.
  • Активное внимание удерживается не более 7-8 минут
  • Устойчивость внимания зависит от характера деятельности ребенка и импульсивности поведения.

Память

  • В этом возрасте ребенок хорошо запоминает то, что что представляет жизненный интерес и вызывает яркие эмоции.
  • Ребенок скорее узнает предметы, чем вспоминает их.
  • Хорошо запоминается малышу то, что он видит и слышит много раз.
  • Лучше запоминается то, что связано с собственным движением ребенка (двигательная память).

Мышление

  • Появляется способность анализировать и сравнивать предметы и окружающие явления и даже появляются попытки дать объяснение увиденному.
  • С помощью взрослого ребенок должен получать элементарную информацию о природе и быте людей.
  • В этом возрасте дети уже могут сравнивать предметы по форме и цвету, отличать и обобщать их по признакам.
  • К четырем годам уже могут использовать обобщающие понятия: игрушки, овощи, фрукты, животные, посуда.

Воображение

  • В 3-4 года воображение еще слабо развито. То есть игра с предметом по представлению взрослого ( палка – это лопатка) достаточно хорошо принимается ребенком, а самостоятельно ребенок пока не может развить такую игру.
  • Замысел у малыша возникает спонтанно, на фоне эмоций и конкретной ситуации, но развить и реализовать его он еще не может. То есть малыши не умеют направлять свое воображение. Но эти ситуации важны в развитии ребенка, так как это предпосылки планирования игры.
Читайте также:  Капли валерианы ребенку 3 года

Речь

  • В основном сохранятся речевая активность в диалоге и в конкретной ситуации, но усложняется и становится более развернутой.
  • Словарный запас увеличивается до 1 500 слов. Индивидуальные различия составляют от 600 до 2 500 слов.
  • Длина монолога увеличивается, появляются сложные предложения.
  • Особенностью речи в этом возрасте являются так называемые «разговоры с собой» – ребенок сопровождает свои действия порой  малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматыванием». Это очень нужная ребенку возможность позволяет ему удерживать в памяти цели и восполняет пропущенные действия.

Общение с ребенком 3-4 года

В этом периоде ребенок открывает для себя мир общения со сверстниками. У него возникает потребность в таком общении, которое представляет собой эмоционально-практическую форму, то есть зависит от конкретных действий и эмоциональной окраски.

Взрослый по-прежнему остается основным источником информации об окружающем мире и инициатором общения.  Активное общение взрослого с ребенком в этом возрасте развивает внутренний эмоциональный мир, формирует позитивное отношение ребенка к себе и к окружающим, развивает мышление и речь.

Физиологические особенности ребенка 3-4 года

Рост 96 +/- 4,3 см  Вес 12.5 +/- 1 кг

Опорно-двигательный аппарат активно развивается, кости и суставы очень пластичны и при неблагоприятных воздействиях, легко могут деформироваться. Более развита крупная моторика.

Дыхательные пути очень нежны и ранимы и как следствие возникает предрасположенность к заболеваниям ЛОР органов.

Сердечно-сосудистая система более приспособлена к активно растущему организму, но хорошо работает только при условии посильных нагрузок.

Происходит дальнейшее развитие центральной нервной системы: совершенствуется способность к анализу и синтезу окружающего мира. И немаловажную роль в этом процессе играет речь. Процесс удержания внимания еще не полностью сформирован и во время обучения ребенок легко отвлекается на незначительные внешние раздражители.

  1. Юлия Гиппенрейтер,  «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».
  2. Ирина Млодик , «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»
  3. Людмила Петрановская,  «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
  4. Мария Осорина,  «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
  5. Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии» 
  6.   Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя…»
  7.  Адель Фабер, Элейн Мазлиш, «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»
  8. Росс Грин, «Взрывной ребенок».

Источник

Статья:

Действие и восприятие – те проводники, благодаря которым ребенок познает все, что его окружает. Эти процессы позволяют ребенку из наблюдателя окружающего мира стать его полноценным участником. Начиная с 2-3 лет, детское восприятие вступает в стадию наиболее интенсивного развития. 

Восприятие мира в дошкольном возрасте

Дошкольников привлекают яркие предметы, мелодичные или оригинальные звуки, эмоциональные ситуации. Они воспринимают окружающую действительность непроизвольно, направляя свое внимание на то, что их больше привлекает.

Ребенок, видя предмет, способен оценить известные ему функции, интуитивно проанализировать свой опыт и понять, что он видит, слышит или чувствует. Небольшой багаж жизненного опыта помогает понять, что это за ощущение, распознать предмет, звук или запах.

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста позволяет перейти им на следующую ступеньку, когда они научаются целенаправленно изучать объекты, определять их характеристики, дифференцированно воспринимать отдельные свойства.

Что такое восприятие ребенка

За несколько дошкольных лет ребенок проходит путь от непосредственного восприятия предмета с помощью прикосновений до умения вычленять существенные признаки и составлять обобщенное представление об объектах.

Функция познания работает следующим образом: возникает перцепция, как отражение явления или предмета при помощи зрения, слуха или касаний.

Восприятие или перцепция – процесс получения и преобразования информации с помощью органов чувств, благодаря которому у человека складывается картина реального мира.

Механизм восприятия можно кратко описать следующим образом:

  • Окружающий мир состоит из множества сигналов: это звуки, краски, картинки, осязаемые предметы;
  • Вдыхая запах или прикасаясь к листу бумаги, малыш оценивает предмет, используя один из органов чувств;
  • Данная информация поступает в мозг, где рождается ощущение;
  • Ощущения складываются в комплексную «картинку», образуя восприятие.

На восприятие также влияет ранее полученный опыт. Органы чувств помогают ребенку сократить обработку информации там, где он видит знакомую обстановку. Получив единожды представление об игрушечном зайчике, ему не нужно будет повторно его ощупывать или пробовать на вкус.

Восприятие – основа дальнейшего формирования познавательных функций, необходимых для полноценного развития, успешной учебы.

Формирование процессов ощущения и восприятия

С рождения ребенок обладает так называемым «сенсорным восприятием». Запахи, тактильные ощущения, шум достигают его мозга, только младенец пока не умеет использовать эти сигналы. В первые годы жизни дети овладевают предметной деятельностью и накапливают информацию о свойствах объектов, в результате чего формируются сенсорные эталоны.

С трехлетнего возраста восприятие постепенно становится точным и осмысленным. Развиваются высшие анализаторы – зрительный и слуховой.

Читайте также:  Какие витамины давать ребенку в 3 года от простуды

Ребенок еще не может всесторонне проанализировать предмет или явление, но он ухватывает самые заметные признаки, непроизвольно сравнивая их с эталонами и делая выводы.

От общего представления о предметах в 3-4 года младший дошкольник переходит к более сложным формам интерпретации. При активной поддержке взрослых характеристика ощущений меняется, ребенку удается осознать, что форма, цвет, материал, величина более абстрактные характеристики и не привязаны к конкретному предмету.

К старшему дошкольному возрасту ребенок знакомится с основными фигурами геометрии, выделяет все цвета, учится определять размеры предметов. Также он понимает, что в мире имеется время – утро всегда переходит в день, а затем сменяется ночью. Является достижением осознание пространства – до парка от дома нужно дойти, а дома и деревья тянутся ввысь.

Важность развития восприятия в дошкольном возрасте заключается в том, что при его ограниченном функционировании значительно затруднится развитие речи, памяти, мышления, внимания и воображения. Данный познавательный процесс становится необходимым помощником для проявления различных видов мышления, умения образно говорить и придумывать яркие истории.

Виды восприятия у дошкольников на основе перцептивных систем

Основные виды восприятия у дошкольников основываются на базе различных анализаторов:

  • Зрительный, позволяющий визуально оценивать все свойства предмета;
  • Слуховой, помогающий обучаться речи, распознавать родной язык, чувствовать звуки природы, слышать музыку;
  • Осязательный, обеспечивающий познание объекта при помощи прикосновений.

Слуховое

При помощи слуха ребенок учится распознавать звуки родного языка, слова и слоги. Если в младенчестве восприятие речи опирается на ритмичную и мелодичную структуру слов и предложений, то уже в 1 год начинается формирование фонематического слуха. Еще год требуется малышу, чтобы оформилось принятие всех звуков родного языка и началось формирование звуковой культуры речи.

Развитие слухового восприятия наиболее эффективно при прогулках, когда малыш слушает шум улицы, пение птиц, стук дождя, шаги. Отличное упражнение – предложение закрыть глаза и попробовать понять, с какой стороны поет птичка, далеко или близко едет автомобиль.

Зрительное

Зрительное восприятие является ведущим в дошкольном возрасте. От него зависит умение читать, видеть красоту мира, оценивать опасность. Его ведущая роль обоснована тем, что зрение позволяет охватить вниманием весь объект в целом, а также увидеть детали.

Зрительные сигналы поступают прежде, чем дошкольник ощупает предмет или попробует на вкус. К тому же, осмотр объекта гораздо безопаснее других способов исследования.

Только в раннем возрасте, когда малыш начинает постигать окружающую действительность, его «глазами» являются руки. Но на этом этапе родители заботятся, чтобы ребенок находился в защищенном пространстве и в его руках оказывались исключительно безопасные предметы.

По статистике, количество визуалов (предпочитающих зрительное восприятие) превалирует в мире, поэтому развитие данного вида требует особенного внимания. Задача взрослого в дошкольном возрасте зрительное восприятие ребенка обострить, а также помочь ему расширить диапазон воспринимаемых деталей.

С дошкольниками нужно больше рисовать, изучать картинки и иллюстрации. Именно такие дети с увлечением занимаются аппликацией, собирают пазлы и мозаику, продолжая развивать зрительные ощущения.

Тактильное

Тактильное или кинестетическое восприятие напрямую связано с прикосновениями. Младшие дошкольники все еще больше доверяют своим рукам при ознакомлении с новым предметом. Поэтому они так настойчиво просят дать им в руки то, что их заинтересовало. Детальнее о тактильном восприятии.

Игры с материалами различной структуры, лепка, природные вещества – отличный способ развивать осязание. С закрытыми глазами дети с удовольствием скатывают шарики из фольги и разглаживают ее. Большую радость вызывает упражнение на определение сыпучего материала в чашке. Глаза, разумеется, также должны быть завязаны.

Особенности восприятия у младших дошкольников

В раннем дошкольном возрасте восприятие характеризуется следующими особенностями:

  • Неотделимостью свойства от предмета. Большой пушистый тигр в зоопарке будет назван кисой.
  • При изучении предметов выделяется самая яркая, запоминающая деталь. Именно поэтому широкая шляпа ведьмы на картинке превращает всех элегантных старушек на улице в злых колдуний.
  • Резкое изменение привычного антуража вокруг знакомого предмета мешает малышу опознать его. Мама и папа в бальных нарядах становятся чужими людьми.

Подобная специфика характерна для детей 3-4 летнего возраста, в дальнейшем восприятие станет более дифференцированным, будут выделяться отдельные функции, целое раздробится на частное.

Восприятие пространства детьми 3 — 4 лет

Сложность понимания пространства заключается в неспособности его потрогать, понюхать и увидеть. Первым шагом становится опознавание «близкого» пространства, то есть окружающего мира на расстоянии вытянутой руки с игрушкой.

В дальнейшем младший дошкольник начинает осознавать понятия «далеко-близко», но они не точны. Небольшие статуи на мосту могут казаться куклами, и ребенок вполне может попросить мать достать одну из них.

Согласно исследованиям, для того, чтобы дошкольник начал правильно воспринимать пространство, ему необходимо сначала оценить собственное тело в этом мире. Научиться различать и называть руки и ноги, понимать, какие части тела парные. Дополнительный способ для овладения понятием пространства – постоянная работа взрослого, направленная на указание направления. Чем чаще звучат слова: «право», «лево», «сбоку», «впереди», «наверху», тем проще малышу будет освоить ориентирование в пространстве.

Читайте также:  Туроператор ребенку 3 года

Следующий этап – задачи на сравнение длины, ширины и высоты. Со временем малыш начинает решать такие задания «на глаз», демонстрируя понимание того, что такое пространство и как располагаются в нем люди и предметы.

Цветовосприятие

Различие цветов доступно малышу с раннего возраста. Сейчас речь не идет о тончайших оттенках, но основные тона спектра он выделяет.

В 3-4 года дошкольник отчетливо различает 4 основных цвета:

  • Красный;
  • Желтый;
  • Синий;
  • Зеленый.

Подобный аспект связан с возрастной особенностью видеть главное, отбрасывая несущественное, то есть, непонятные и неизвестные оттенки. Данные, эталонные оттенки усваиваются походя, без специального обучения. Но для того чтобы малыш не страдал «бедностью» цветового восприятия, названия остальных тонов и оттенков ему необходимо называть и показывать.

Дети склонны заменять цвет понятиями «красиво» и «некрасиво», в результате чего возникают картинки, где оттенки объектов мало соответствуют реальности. В этом возрастном периоде краски отбрасываются как несущественный фактор, основой становится форма.

Поэтому развитие восприятия цвета должно состоять из упражнений, где простейшие задания сложить элементарную цветовую фигуру меняются на более сложные.

Особенности восприятия у старших дошкольников

Старший дошкольный возраст отмечается наличием сформированных пространственных представлений. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, воспринимает расстояния и отношения между объектами, умеет наглядно моделировать часть конкретного помещения. Также способен построить модель сюжета рассказа или сказки.

Будущий школьник уже способен оценивать такое абстрактное понятие как время, а также видеть окружающий мир с точки зрения эстетики. Именно эти два направления требуют наибольшего внимания.

Восприятие времени

Главные особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста – это осознание комбинации пространства и времени. Однако невозможность услышать или потрогать данные величины ведут к их продолжительному распознаванию.

Ребенок в 5-6 лет способен запомнить временные промежутки: вчера, сегодня, завтра, минута, час, но навыки использования данных понятий отсутствуют. Своеобразие восприятия времени связано с тем, что ребенок не имеет возможности направленно им манипулировать, а термины – просто слова, не имеющие визуального выражения.

В этом возрасте еще слабо дифференцируются временные показатели последовательности событий – вчера, завтра, послезавтра. Уже осознается будущее время, но прошедшее вызывает затруднение. Дошкольники с удовольствием говорят, кем они будут, когда вырастут, что они будут иметь, чем займутся. Прошлое у них воспринимается дискретно и всплывает в образах запомнившихся событий.

Взрослые помогут ребенку воспринимать небольшие отрезки времени, если будут соотносить его деятельность с временным интервалом: за 10 минут нарисовать домик с садом, через 3 минуты сесть за стол, 1 минуту чистить зубы.

Эстетическое восприятие

Зато эстетическое восприятие расцветает «пышным цветом». В старшем дошкольном возрасте каждый ребенок – творец. Дети лепят, рисуют, конструируют, данные занятия помогают им лучше познавать мир.

Значительная заслуга в данной деятельности принадлежит зрительному восприятию. Старший дошкольник научается целостно осматривать объекты, прослеживая контур и вычленяя детали.

Эта информация становится образцом, на который ребенок ориентируется в своем рисунке и лепке.

Если суждения пятилетнего ребенка об эстетике определяется внешностью, а предметы оцениваются по принципу «нравится — не нравится», то в 6-7 лет дошкольник обращает внимание на художественную композицию, на сочетаемость цвета. Например, в картине он уже способен улавливать не лежащие на поверхности характеристики, которые художник вложил в содержание.

Задача родителей и воспитателей не просто сообщить ребенку о красоте того или иного объекта. Важно понятными словами объяснить, что именно обеспечивает эстетику явления, взаимосвязь между отдельными чертами и целостным результатом.

Регулярные занятия такого характера помогают воспитать чувство прекрасного в маленьком человеке. Он обучится видеть красоту в стуке капель по стеклу или падающих листьях.

Способы развития восприятия дошкольников

В дошкольном возрасте ведущая деятельность — игра. Именно в такой форме наилучшим образом проходит обучение детей и развитие необходимых функций.

В дидактике представлено множество игр на развитие восприятия, которые помогут родителям или воспитателям заниматься с ребенком:

  • Капельки – обучают объединению предметов на основе цветового критерия. При выполнении задания необходимо сложить в емкости кружки соответствующих оттенков.
  • Зонтики – формируют понимание формы и цвета предметов. Для игры необходимо 4 зонтика основных цветов и картонные геометрические фигуры. Воспитатель сообщает, что пошел дождь, необходимо срочно спрятать кружочки и треугольники под зонтики разных цветов.
  • Мешочек с секретами – позволяет определить предмет на основе тактильных ощущений. Непрозрачный мешок наполняется игрушками. Ребенок, не глядя, должен описать, что попалось ему в руку.

Аналогичные игры проводятся для развития умения узнавать объект или предмет по запаху или по звуку.

Регулярные занятия на развитие восприятия у дошкольников обеспечат в дальнейшем формирование целостной, нравственной личности. Такой человек, вероятнее всего, будет иметь нестандартное мышление, высокий уровень креативности.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник