Воспитательное значение игры в развитии ребенка

Воспитательное значение игры в развитии ребенка thumbnail

                    «Значение игры в воспитании детей».

«Жизнь – это игра,

 а где игра – там другая жизнь»

       Игра – своеобразная самостоятельная деятельность ребенка дошкольного возраста, особая форма детской деятельности.

       Огромное значение имеет игра как средство воспитания детей, в жизни которых она занимает большое место и делает их счастливыми. Игра для ребенка не только отдых и развлечение, но и необходимый вид деятельности: без игры ребенок не может  нормально расти и развиваться.

       « Речь идет о детском возрасте, у него есть потребность в игре, и ее нужно удовлетворить, и не потому, что делу время, потехе час, а потому, что как ребенок играет, так он будет и работать».                   

       Эти слова принадлежат замечательному педагогу А.С. Макаренко, который большое внимание в своей педагогической практике уделял детским играм.

       Игра является важнейшим средством воспитания детей.

       Во-первых, игра выступает как средство воспитательно-образовательной работы, с помощью которого решаются задачи нравственного и эстетического, умственного и физического воспитания детей, формирования личности ребенка в целом.

       Во-вторых, игра рассматривается как форма организации жизни детей, поскольку она является важнейшей деятельностью ребенка.

       Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети всё как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.

       Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность — словом все, что составляет богатство человеческой личности.

       В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля, характер, но при условии, что игра остается свободной деятельностью ребенка.

       В игре больше, чем в какой либо другой деятельности, ребенок может проявить самостоятельность. Он сам выбирает игры, игрушки, различные материалы для игры, сам строит игровые сюжеты, в которых отражает окружающую жизнь, ставит цель и решает, какими средствами ее осуществить, выбирает товарищей по игре. Все это легко заметить, наблюдая сюжетно-ролевые (творческие), подвижные и дидактические игры детей.

      Игра нужна  и при воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством. Игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.

       Игры вызывают веселое и бодрое настроение, приносят радость. Увлеченные живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают и приобретают различные полезные навыки и знания, которые понадобятся им в жизни.

       Начиная организовывать игры в детском коллективе, воспитатель опирается уже на достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности, а затем планомерно перестраивает существующие интересы детей на желаемые, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом.

      Нельзя отождествлять игру с развлечением. Пусть некоторые игры будут веселым развлечением, а иные любимым занятием в свободной деятельности. Хорошо, если никто не скучает, все заняты делом, интересной игрой. Но не только это определяет неразрывную связь игры со всем процессом воспитания, зависит от методики и техники их организации, от стиля игры, а главное от ее качества.

      Жизнь детей ярко и значительно проявляется в играх, и если эти игры подбирать продуманно, проводить правильно, то именно в играх можно достичь многого, чего нередко трудно добиться путем бесед, очень утомляющих детей.

      Подмечая, как дети ведут себя во время игры, педагог может вовремя поправить ребенка, помочь ему.

      В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества, и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

         Несмотря на большое воспитательное значение игры, ее нельзя обособлять, считать моносредством, рассчитывать путем только одних игр воспитывать детей. Игра – это одно из слагаемых средств, методов и форм, применяемых в целях воспитания. Игра подобна белилам в живописи, без которых не получится картины. Белил нужно больше, чем любой другой краски, они  дают необходимый цвет нужную тональность, но одними ими можно написать картину только на темном фоне. Это сравнение игры с белилами приведено для того, чтобы верно представить место игры во всей композиции воспитательного процесса, понять, что игра нужна чуть ли не везде, дело только в большей или меньшей ее дозировке.

      Вот почему игры во всем своем многообразии широко применяются в воспитательной работе с детьми.

Источник

Автор: Агбалян Валентина Васильевна

«Значение игры в развитии и воспитании ребенка»

    История провозглашает семь чудес света. История скромно умалчивает о восьмом чуде света — игре. Игра дело серьезное. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учили человеческим отношениям.

    Игра имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. С её помощью дети активно развиваются, совершенствуются их мировоззрение и мировосприятие. Существует универсальный способ не только проявления интереса, но и развития личности вообще. Это — творчество детей во всем. Дошкольник не может относиться к миру объективно, он во всем ищет свои интересы, формы своего личного участия или причастности к происходящим событиям. Именно творчество позволяет ребенку обживать, наполнять окружающий мир своими желаниями.

Всякая игра имеет неоценимое’ значение для интеллектуального и психического развития дошкольника. Именно в играх успешнее всего развиваются все уровни личности, психические процессы, разные виды деятельности. В ней ребенок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя какую — то определенную роль животного или человека определенной профессии, ребенок создает особую действительность, в которой он является значимым лицом. Рядом с реальной действительностью ребенок строит воображаемый мир. В этом случае развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей и персонажей, координировать их, проигрывать определенную ситуацию.

Игру для детей дошкольного возраста нельзя заменить другой деятельностью. Игра для ребенка становится смыслом его существования: он общается, развивается физически, укрепляется морально. Если ребенок не играет, то он не получает полноценного знания о жизни, о социальной сфере, о природе. И, наоборот, овладевая в игре определенными умениями и навыками, беря на себя роль других персонажей, дошкольник способен преодолевать все трудности в своем развитии.

В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это школа общения для ребенка.

Воспитание детей раннего и дошкольного возраста представляет собой единый процесс. Содержание и методы его изменяются в соответствии с возросшими психическими и физическими возможностями детей. За первые годы ребенок проходит большой и сложный путь развития. В этот период в игре дети учатся договариваться друг с другом о совместных действиях, о распределении ролей, подбору игрушек.

Большое значение для детей имеют игры, которые они создают сами. В них они создают то, что их окружает. Игра, придуманная самими детьми, — это отражение жизни. Изображая игру «Повар», дети варят суп, как это делает мама; играя в «Моряка», понимают что он — не настоящий, но ведет себя храбро, не боится опасностей. Детям свойственно в играх проявлять свою выдумку, фантазию, аналитические способности.

Читайте также:  Центр развития ребенка район коптева

Воспитание детей в игре — это выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей. Раскрываемые темы игр — это быт, семья, школа, праздники. Мальчики обычно играют в «войну», девочки — в «дочки- матери». Наблюдая за детьми во время игры, можно судить о взаимоотношениях в их семье. Изображая работу родителей, дети учатся подметать и пылесосить пол, стирают кукольное белье. В каждой игре есть своя изюминка, которая определяет ее педагогическое значение, её содержание, закрепляет интерес к новым знаниям.

Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка очень велико. Дети подражают героям книг, воплощающих действия в игре.

Для физического и общего развития ребенка большое значение имеют игры на свежем воздухе. На свежем воздухе дети с большим удовольствием чередуют подвижные игры с творческими. При этом дети играют в песочнице, строят сооружения из различного материала. А зимой дети с удовольствием строят из снега крепости, башни. Такая смена игр поднимает настроение.

Все игры для детей разрабатываются с учетом игрового материала и правил игры. Чтобы понять, для чего ребенку нужна та или иная игра и на что она направлена, педагогом ставится цель игры, которая включает в свою очередь два аспекта:

1)    воспитательный, т.е. чему игра может научить ребенка;

2)    познавательный, который подразумевает объем информации и форму ее подачи.

В обоих случаях цель игры должна формироваться не просто как передача навыков, а как развитие способностей ребенка. Игровой материал также является необходимым атрибутом: он нужен для продуктивного обучения и развития детей.

В игровой деятельности любых форм формируются положительные качества личности ребенка; игра совершенствует навыки, полученные на занятиях, развивает память, побуждает к ответственности за порученное дело и т.д. Дети дошкольного возраста усваивают знания гораздо успешнее в игре, чем на занятиях. Им понятен смысл игры, они заинтересованы ею. Дошкольники не замечают трудностей в игре, сами находят правильное решение в игре, они проявляют интерес к роли ведущего персонажа. В дошкольном возрасте необходимо обучать играм, связанными с жизненными ситуациями.

   Игра развивает  и  радует ребенка, делает его счастливым. В игре развивается его воображение,  фантазия, следовательно, создается почва для  формирования инициативной, пытливой личности.

Игра имеет важное значение в жизни ребенка.  Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в  работе, когда вырастет. Поэтому воспитание  будущего деятеля происходит прежде всего в игре. 

comments powered by HyperComments

Источник

Екатерина Михальчёнок
Значение игры в развитии ребенка-дошкольника

Значение игры в развитии ребенка дошкольника.

«Игра — путь детей к познанию мира,

в котором они живут…».

А. И. Горький

Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних и старших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию обобщать со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Игра в жизни каждого человека имеет очень большую роль. Значение игры в жизни дошкольника вообще трудно переоценить. Для ребёнка она имеет особое значение, т. к. посредством игр развивается личность ребёнка, формируется характер. И нет такого человека, который никогда ни во что не играл, хотя бы сам с собой. Игра — отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления из жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актёры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актёры; они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящее время. Поэтому игра — всегда импровизация. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный мир. Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольника.

Игра — важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок рассуждает над тем, что видел, о чём ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. В игре ребёнок формируется как личность; у него развиваются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Публикации по теме:

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольникаЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника
СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра — это основной вид игры ребенка.

Значение экспериментирования в развитии ребенка
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование,.

Консультация для родителей «Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка»
И. М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони.

Консультация для родителей «Значение лепки в развитии ребенка-дошкольника»
Консультация для родителей. «Значение лепки в развитии ребенка-дошкольника» Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности,.

Консультация для воспитателей «Значение лепки в развитии личности дошкольника»
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому.

Литературная гостиная «Значение чтения в развитии ребенка»
Литературная гостиная на тему: «Значение чтения в развитии ребенка»‘ Воспитатель: Дорогие родители, сегодня мы поговорим с вами о роли.

Совместное чтение: польза и значение в развитии дошкольника
Совместное чтение: польза и значение в развитии дошкольника. Корхова Юлия Александровна — воспитатель Структурное подразделение детский.

Сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации. Их значение в развитии дошкольников
«Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Значение общения в психическом развитии ребенка
Значение общения в психическом развитии детей дошкольного возраста Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики,.

Значение пальчиковых игр и упражнений в развитии речи ребенка
Еще древнее китайское учение утверждало, что упражнения, выполняемые руками, увеличивают мозговую активность человека. Ловкая и слаженная.

Источник

Мир впервые предстает перед ребенком в образах,
звуках, красках и в играх. Все это в изобилии
несет в себе народное творчество, богатое и
разнообразное по своему содержанию.

В России игры называли забавами, развлечениями,
потехами и даже утехами. А ведь утешиться — это
успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою
жизнь, свое положение, перестать огорчаться,
горевать, успокоиться. Русская народная культура
издавна богата играми, в которых живут уважение к
прошлому и вера в будущее.

Русские народные игры имеют многовековую
историю, они сохранились и дошли до наших дней из
глубины старины, передавались из поколения в
поколение, вбирая в себя лучшие национальные
традиции.

Ребенок — «существо играющее». Игра — это
неотъемлемая часть его детства. Вот почему как
взрослый человек обязан работать, так и ребенку
необходимо играть.

Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями
здоровья, особенно с отклонениями психики,
ставят диагноз: «Дети в детстве не доиграли».
Есть даже такое выражение — «игровая дистрофия
детей». Есть отрасль медицины и психологии —
игротерапия . Игрою можно диагностировать,
познать ребенка. С помощью игры можно
корректировать, улучшать, развивать в детях
важные психические свойства, человеческие
личностные качества.

Воспитательное значение игры, её влияние
на развитие личности ребенка

Читайте также:  Центры развития ребенка анапа

Игра обладает поразительным воспитательным
потенциалом. Ребенок, играя, все время стремится
идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы
делают втроем: их подсознание, их разум, их
фантазия «работают» синхронно, участвуют в
осмыслении и отражении мира постоянно.

Детские игры окупаются золотом самой высокой
пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке
целостно милосердие и память, честность и
внимание, трудолюбие и воображение, интеллект
фантазию, справедливость и наблюдательность,
язык и реактивность — словом все, что составляет
богатство человеческой личности.

В игре формируются все стороны детской души: ум,
сердце, воля, характер, но при условии, что игра
остается свободной деятельностью ребенка. При
этом руководящая роль воспитателя сохраняется.
Он должен научить детей играм, помочь подобрать
товарищей, найти средство либо прекратить игру,
если она вредно действует. К игре
непосредственно примыкают и внеурочные занятия:
копание грядок, посадка цветов, шитье платьев для
кукол, рисование и т.п. Для ребенка, писал
Ушинский, это столь же игра, сколь и серьезное
занятие. Это игра — работа, которую он выполняет с
удовольствием, так что «может переносить
лишения и страдания из-за этой игры-работы».

Известно, что у ребят усвоение новых знаний в
игре происходит значительно успешнее, чем на
учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная
в игровой форме имеет то преимущество, что в игре
ребенку понятна сама необходимость новых знаний
и способов действия.

Если на занятиях дети выполняют задания
взрослого, то в игре они решают собственную
задачу.

Методика организации развивающих игр

Развивающие игры мы проводим чаще всего в
помещении, в условиях класса, школы. Этих игр
существуем много. Например, «Чьи это слова?»:

— Кто, в какой книге, и о ком сказал: «Он с
детских лет мечтал о том, чтоб на родной земле жил
человек своим трудом и не был в кабале?»

— Кем и о ком написаны эти стихи: «Любимых
детских книг творец и верный друг ребят, он жил,
как должен жить боец и умер, как солдат?»

  • различные задачи на смекалку.
  • отгадывание полученных чисел.
  • отгадывание задуманных чисел (х·3+6):3=?

Чтобы получить задуманное, надо от полученного
вычесть два.

  • всевозможные викторины

Методика проведения познавательных игр всем
известна.

Если в подвижных играх командное соревнование,
то тут чаще всего на лучшего и сообразительного
ученика, на личное первенство.

«Конкурс смекалки»- это комплексная
игра-соревнование, охватывающая самые различные
виды деятельности детского коллектива.
Продолжается она весь учебный год.

Условия конкурса краткие, четкие, ясные:

ответы на задачи-задания сдаются в письменном
виде (вопрос переписывать не надо). Надо указать
имя, фамилию, класс, номер задачи и решение;

б) за правильный ответ, решение присуждается
один балл;

в) тот, кто решит любую задачу первым, получит
три балла, кто сдаст решение вторым — два, а
остальные — по одному;

г) зачет в игре лично- командный: балл получит не
только участник, но и его класс;

д) участники и коллективы, набравшие число
баллов, по окончании игры награждаются призами.

Главное — это широкое разнообразие
вопросов-заданий из самых разных областей
знаний, разнообразных по степени серьезности и
глубины. Сочетаются сложные и легкие задачи,
требующие именно смекалки.

Второе условие — учет возраста. Хотя игра
общешкольная и большинство вопросов доступны
всем, все же для уравнения шансов нужно
подготовить, например, серию «Только для
учащихся 1-10 классов», куда включить загадки,
шарады, ребусы, скороговорки и пр.

Третья отличительная черта конкурса —
совместное участие детей и взрослых. Присутствие
педагогов в игре повышает интерес детей. Успехи в
конкурсе помогают детям по-новому себя проявить,
занять в коллективе совершенно новые позиции.

Литературные игры

В наши дни, когда школа переориентируется с
памяти на мышление, роль книги неизмеримо
возрастает. А читают современные дети все меньше
и меньше, т.к. существует жесткая конкуренция
телевизора, компьютера и т.п.

Основная задача литературных игр — приохотить
ребят к чтению, а также к придумыванию сказок,
дать информацию о книгах, пользующихся
устойчивым спросом у детей.

Отвечая на вопросы литературных игр —
приохотить ребят к чтению, а также к придумывание
сказок, дать информацию о книгах, пользующих
устойчивым спросом у детей.

Отвечая на вопросы литературной викторины,
дети обязательно должны сказать, кто автор
данного литературного произведения, как оно
точно называется. За верный ответ на каждый
вопрос — одно очко, за знание фамилии автора и
названия книги- по одному очку, т.е. максимально
за некоторые вопросы можно получить три очка.

Решая литературные кроссворды, также
желательно указывать автора литературного
произведения и его название, даже если они не
фигурируют в вопросах.

Подвижные игры

Активный отдых — наиболее эффективный способ
восстановления работоспособности организма.

Произведенные специалистами исследования
показали, что весьма важным фактором в решении
задачи по обеспечению работоспособности детей
является целенаправленное использование
перемен и послеурочного времени в виде игр и
спортивных развлечений. Это обеспечивает
правильное протекание физиологических функций и
более длительное сохранение умственной
работоспособности.

Приступая к проведению игры, воспитатель
располагает учащихся таким образом, чтобы все
участники хорошо его видели и слышали, объясняет
содержание и правила игры. Основные движения
игроков воспитатель показывает сам, а
взаимодействие между несколькими игроками с
помощью играющих. Он указывает назначение линий,
проводимых на площадке. Обязательно надо
предупредить о сигналах, которые будут даваться
для начала и остановки игры.

Надо четко ограничить пределы игровой
площадки, чтобы не возникали споры, связанные с
переходом через линии.

При проведении игры на местности очень важно
выбрать точные правила или, если сделать это
затруднительно, назначить в каждой команде
посредников, которые на месте разрешают
возникающие споры. К проведению игр желательно
привлекать старшеклассников.

При проведении игр на новом месте обязательно
осмотреть состояние площадки или помещения и
устранить все, что может быть причиной травм.

Подвижных игр существует очень много.
Классификация их сложная; буду говорить о тех
играх, которые нам приходится проводить в
процессе работы с детьми. Это:

а) подвижные игры,

б) спортивные игры и состязания,

г) «Ярмарка подвижных игр».

Подвижные игры разделяются на игры малой,
средней и большой интенсивности.

Игра малой интенсивности.

Все участники игры могут стоять или сидеть,
водящий отходит на некоторое расстояние. В это
время выбирают «заводилу», который показывает
любые движения, принимает различные позы, а все
повторяют. Водящий должен узнать, кто
«заводила». Угадывает — выбирают нового
«заводилу» и нового водящего. Игра
продолжается. Дети эту игру принимают и охотно в
неё играют.

2) Игра средней интенсивности с бегом отдельных
ребят.

Играющие делятся на две равные по числу игроков
команды и становятся в шеренги на
противоположных сторонах площадки. Перед
носками игроков каждой шеренги проводится черта.
По указанию капитана одной из команд начинается
«вызов». С правого фланга этой команды выходит
игрок. Он подбегает к противоположной шеренги.
Навстречу ему все игроки этой команды вытягивают
правую руку. Он три раза касается рукой то одного,
то другого игрока и громко произносит: «Раз, два,
три!» — быстро убегает к себе за черту. Вызванный
игрок должен догнать убегающего раньше, чем тот
успеет перебежать черту. А если догнал, то
возвращается в свою команду с пойманным игроком.
Он становится и стоит позади этого игрока. После
этого другая команда направляет своего игрока.

Длительность игры устанавливается по
усмотрению руководителя. Побеждает команда,
которая к концу игры будет иметь больше
пленников.

3) Игры большей интенсивности. Сюда можно
отнести всевозможные салочки или пятнашки.
Например, салочки с ленточками. У каждого из
играющих за воротничком ленточка длиной 35-40 см, а
водящий этой ленточки не имеет. Он бегает за
играющими, стараясь выхватить у них ленточку. У
кого он выхватит ленточку, тот становится
водящим. Игра продолжается.

Салочки — пересекалочки уже без ленточек. Один
игрок может спасти товарища, преследующего
«салкой». Для этого надо пробежать между ними.
Теперь «салка» должен гнаться за тем, кто
пересек его путь.

Читайте также:  Диагностические приемы на выявление проблемы в развитии ребенка

Салки по-турецки. Для спасения от преследующего
«пятнашки» надо присесть по-турецки, т. е.
скрестить ноги.

Салочки с домиками на одного, двоих и т. д. В этих
играх все дети бегают. Эти игры большой
интенсивности. Длительность игры устанавливает
руководитель.

Методика организации и проведения подвижных
игр

Организовать игру могут взрослые, а могут сами
дети, а руководить игрой должны взрослые.

Из чего же складывается руководство?

  1. Теоретическая подготовка и планирование.
  2. Организация игры.
  3. Оценка игры и поведения играющих, рекомендации
    на будущее.

Теоретическая подготовка и планирование в свою
очередь состоят из:

а) знание живых игр,

б) изучение теории из сборника игр,

в) планирование в соответствии с общим планом
работы и индивидуальными особенностями
воспитанников и воспитателя.

Организация игры подразделяется на следующие
разделы:

а) объяснение игры или показ игры,

б) обеспечение времени, места и инвентаря,

в) организация играющих, выборы ведущего,
водящих, команд и др.

г) контроль за ходом игры, поведением играющих,

д) регулирование интенсивности и длительности
игры. Завершение игры.

е) место педагога в игре; наблюдатель, участник,
ведущий, судья и т. д. — любая игровая роль.

Оценка игры и поведения играющих, рекомендации
на будущее.

Прежде всего надо говорить о хорошем,
подчеркнуть удачи ребят. Сделать это надо
кол-лективно.

Дифференцированный подход к учащимся требуют
учета возраста, пола, состояние здоровья, уровня
физической подготовленности, психологических
черт характера каждого ученика. Для этого надо
постоянно наблюдать за каждым играющим,
беседовать, иметь объективные сведения о его
здоровье от врача.

Дети с ослабленным здоровьем требуют особенно
тщательного индивидуального подхода. Их надо
удерживать от больших напряжений, но в то же
время постоянно увеличивать нагрузку за счет
большей продолжительности участия в игре.

«Ярмарка подвижных игр» (из опыта работы)

Описание

Подобрать 10-12 игр: «Заяц и морковка», «Переход
через болото», «Танец с картошкой», «Витязи»,
«Проворные мотальщики», «Петушиный бой»,
«Перетягивание каната», «Бег в мешках», «Узнай
номер» и др.

Приготовить реквизит для каждой игры (канат,
мешки, морковку, рисунок с изображением зайца,
листочки с двузначными номерами, булавки,
повязки на глаза и т.д. )

За 5-6 дней до праздника педагогу надо провести
все эти игры со своим классом (2-3 игры в день).
Потом выбрать из числа детей по 2 игровика на
каждую игру и предложить им провести эти игры
самостоятельно со своими товарищами.

Выдать игровикам судейские свистки, по сигналу
которых начинается или заканчивается игра.

Из плотной бумаги вырезать кружочки и написать
на них свою фамилию. Это будут жетоны, которые
игровики выдают победителям ( по одному за каждый
выигрыш).

Выбрать 2-3 девочек ( по желанию ) — это продавцы.
Одеть их в русские костюмы. Помочь им изготовить
ценники на призы (таблички с указанием жетонов за
каждую покупку).

Ярмарку лучше всего проводить на улице, где
легко рассредоточить детей, избегая большого
скопления в одном месте.

Накануне повесить объявление с сообщением о
проведении «Ярмарки подвижных игр».

В назначенный день и час дети всей школы
(лагеря) выходят на улицу. Игровики приглашают их
поиграть, объясняют им правила игры и проводят
эти игры.

Победители получают жетончики и, набрав нужное
количество для покупки, бегут «в магазин» и
получают призы. Ими могут быть игрушки, конфеты,
надувные шарики, поделки кружка «Умелые руки»
или «Мягкая игрушка».

Игровики (а их на каждой игре по два) во время
праздника чередуются. Это дает возмож-ность им
самим быть участниками.

Во время проведения игр включить веселую
музыку, иногда можно объявить снижение «цен».

В конце праздника поблагодарить и наградить
игровиков, убрать территорию.

В празднике игр принимает участие с большим
интересом все дети. Игры дарят им массу
положительных эмоций. Каждая победа, каждый приз
сопровождается детской радостью.

Этот праздник можно рекомендовать для
проведения в любой школе (лагере).

Описание некоторых подвижных игр и методика их
организации.

Салочки

У этой игры несколько названий: «салки» ,
«пятнашки» , «ляпки», «догонялки»:Но как
играть понимают все. Стоит одному крикнуть:
«Давайте в салочки!» «Чур, не я» — и сразу все
заторопятся, закричат: «Чур, не я! Чур, не я!» Кто
крикнул последним, тот- водит: гонится за
разбегающими во все стороны игроками и старается
«осалить», «за-пятнать» кого-нибудь, т.е.
коснуться его рукой. Тогда водит уже
«осаленный». Он гониться за остальными игроками
(только что водившего салить нельзя), а они не
должны убегать за установленные границы
площадки.

В салки можно играть на коньках, на лыжах, на
велосипеде, плавая, ныряя, перекидываясь мячом.
Есть салочки с «домиками» (начерченные на земле
кружки), когда нельзя салить преследуемого, если
он встал в свободный домик. Бывают салки с
«домиками на двоих», когда нельзя салить
игроков, схватившихся за руки, с «домиками в
ряд», когда нельзя салить ребят вставших в ряд из
четырех человек. Еще легче спасаться от салки в
игре «салочки- приседалочки», где нельзя салить
присевшего, в «пятнашках по-турецки», где нельзя
салить присевшего по-турецки, т.е скрестив ноги.

Веселая эстафета

Когда хочется не просто состязаться, но и
просто повеселиться, в таком случае надо
предложить веселую эстафету.

Например, каждая пара игроков из одной команды
прежде чем бежать, встает спиной друг к другу и
сцепляется сзади согнутыми в локтях руками,
продев их под локти напарника. Таким образом,
после старта один торопится бежать лицом вперед,
другой поспевает как может спиной вперед.

Вот где проверятся характеры — умение не
теряться в самых непривычных условиях!

Эстафета-ромашка

Эта игра популярна была в «Артеке» и
«Орленке». Участники разбиваются на несколько
равных команд, в которых по 5-10 человек, выбирают
капитанов, придумывают для своей команды
шутливое название. Организаторы заранее
изготавливают ромашку — желтый картонный круг и
лепестки из плотной белой бумаги, прикалываемые
булавкой. Команды получают одинаковое
количество лепестков (1-2) и уединяются, чтобы
придумать интересные неожиданные задания друг
другу и записать их по одному на каждом лепестке.
Лепестки прикрепляют к середине ромашки в
произвольном порядке надписями вниз. Каждая
команда отрывает для себя лепесток и уходит
готовить задание:

1. Разыграть мимическую сценку «У зубного
врача», «На рыбалке», «У фотографа».

2. Сочинить маленький рассказ по началу,
например: «До полета осталось 5 минут:»

3. Изобразить известную картину «Охотники на
привале» Перова, «Опять двойка» Решетникова и
др. и оживить её (показать дальнейшее развитие
событий).

4. Составить сюиту из танцев разных народов.

5. Произнести с разной интонацией одно и то же
слово, фразу, например: «Неплохо!», «Ну и ну!»,
«Пустите, пожалуйста» (на подготовку 10-15 минут.)
Команды собира- ются и начинают свои выступления.

Оценку выполнения заданий может вести
специально выбранное жюри.

Конкурс барона Мюнхгаузена

Кому не известен этот неутомимый фантазер,
выдумщик веселых небылиц. Ну, а кто не любит
весело фантазировать? Проводится конкурс: чья
история окажется самой неправдоподобной и
смешной — тот получит приз «самого барона
Мюнхгаузена».

Кухня

Приглашаются те, кто любит посмеяться и не
обижается, попав в комическое положение. Каждый
играющий должен выбрать себе название
какой-нибудь кухонной вещи: сковороды, мясорубки
и т.д. Водящий спрашивает одного из игроков, а тот
должен отвечать только названием выбранной им
вещи. Например, водящий спрашивает: «Что у вас на
носу?» — «Сковорода», «На чем вы сидите?» — «На
сковороде». Если спрашиваемый рассмеется или
собьется в ответе, он сменяет водящего или платит
фант- смотря по уговору. В этой игре можно
нахохотаться до слез, особенно весело зрителям,
которые даже прощают несколько излишний шум.

Литература

  1. «Русские народные подвижные игры»,
    М.Литвинова, «Просвещение»,1986 г.
  2. «Игры-шутки, игры-минутки», С. Шмаков, «Новая
    школа», 1993г.
  3. «Играйте с нами -играйте сами», Москва,
    «Русский язык», 1991г.
  4. В.Л. Заворотов «Группа, где всем интересно»,
    Москва, «Просвещение», 1989г.
  5. Минкин «Игры и развлечения в группе
    продленного дня».
  6. Былеев, Коротков, Яковлев «Подвижные игры» ,
    «Физкультура и спорт», 1977г.

Источник