Воспитательная работа в школе семье и развитие ребенка
Программа «Семья» является подпрограммой программы развития воспитательной системы школы «Школа — как центр социального института»
Обоснования значимости подпрограммы:
Семья всегда была институтом первичной социализации. Происходящие с семьёй и в семье процессы, безусловно, отражаются на процессе становления личности ребенка. Одной из важнейший функций семьи является воспитательная функция. Вместе с тем, когда большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. А ведь семья, как полноценная составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. Об этом говорится и в Законе «Об образовании в РФ», и в Концепции модернизации российского образования. Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. Следовательно, чем выше культура семьи, тем выше культура общества.
Образовательное учреждение было, есть и остается одним из социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
На сегодняшний день имеется положительная результативность в работе школы с родителями обучающихся:
Заинтересованность большинства родителей в позитивном воспитании детей.
Востребованность форм взаимодействия семьи и школы, особенно совместных дел, помогающих устанавливать в семье обстановку взаимопонимания и уважения.
Постоянная социальная поддержка малообеспеченных семей и многодетных семей:
организация бесплатного питания, оказание помощи из фонда Всеобуча для материальной поддержки нуждающихся, обеспечение бесплатными учебниками, обеспечение через органы социальной защиты бесплатными путевками в летние оздоровительные лагеря
Устойчивое функционирование органов самоуправления родительской общественности:
деятельность общешкольных родительских комитетов (1-4, 5-11);
помощь и содействие родителей в ремонте и благоустройстве школы и школьной территории
дежурство родителей во время проведения общешкольных мероприятий;
совместная подготовка и проведение массовых праздников в школе и поселке.
Проведённое анкетирование среди родителей показало, что большинство довольны тем, что их дети учатся в нашей школе.
Как, по вашему мнению, ваш ребёнок относится к школе?
Как вы оцениваете работу школы по сравнению с другими?
Достижению заметных успехов в создании воспитывающей среды способствовала согласованность действий педагогов школы и родителей.
На сегодняшний день проблемами в отношениях семьи и школы сегодня являются занятость родителей, недостаточное внимание к образованию детей, невысокий образовательный и культурный уровень родителей
Школа располагает объективными, но недостаточно полными данными семьях, социальных запросах семьи, поэтому необходима новая редакция социально-педагогического паспорта на основе современной диагностики.
Растет социальный запрос родителей в корректировке и большей согласованности плана повышения образовательного и общекультурного уровня детей и взрослых.
Требует введения новых форм работы университет педагогических знаний для родителей по профилактике вредных привычек.
Цель :
Достижение согласованности семейного и школьного воспитания на основе активного приобщения родителей к воспитанию детей
Задачи:
Выработать единые установки в подходе к воспитанию в школе и в семье
Использование разнообразных форм повышения общей культуры родителей, гуманизации отношений в семье.
Взаимодействие с родителями в разнообразных сферах жизнедеятельности школы.
Ученический коллектив:
Задачи
Младший школьник
Помочь ребенку осознать свою роль в семье и ответственности перед родителями и родными.
Воспитывать уважение к членам семьи.
Осознание значимости дома в жизни каждого человека.
Подросток
Овладение основами хозяйственно-экономических знаний о бюджете.
Добиваться понимания сущности основных социальных ролей дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены.
Старшеклассник
Знакомство с основами культуры супружеских отношений.
Формировать представления о семье как ячейке общества.
Основная тематика содержания деятельности с учащимися:
Младший школьник
Знакомство с генеалогическим древом семьи.
Знание занятий родителей и их социальной значимости.
Знание истории семьи и семейных традиций.
Отношение к старикам, младшим членам семьи, больным, инвалидам;
Долг дочери, сына.
Подросток
Обязанности членов семьи и их распределения.
Культура быта, домашнее хозяйство.
Бюджет семьи, бережливость и щедрость.
Труд — основа семейного благосостояния.
Старшеклассник
Равноправные дружеские отношения между юношами и девушками.
Дружба, верность, ответственность, честность, доброта.
Любовь как нравственная основа брака.
Моральные основы брачно-семейных отношений.
Ответственность родителей за воспитание детей.
Правовые основы брака и семьи.
Проявление инициативы в подготовке и проведении семейных праздников.
Педагогический коллектив:
Изучение семей учащихся, положения детей в семье, условий их жизни:
диагностика, создание банка данных;
создание « социального паспорта семьи» учащихся из неблагополучных семей;
раннее выявление семей группы риска, посещение семей совместно с представителями администрации , центра «Семья», инспекторами ПДН.
Просветительская, консультативная работа
углубленное изучение социального заказа семьи с целью организации многоуровневого обучения населения;
выработка единства требований семьи и школы к ребенку;
проведение индивидуальных и групповых консультаций:
— беседы для предупреждения конфликтных ситуаций;
— своевременное направление на консультации к специалистам;
регулярное проведение родительского всеобуча.
Социально-оздоровительная:
организация бесплатного питания детей из многодетных, малообеспеченных семей, опекаемых детей;
организация летнего оздоровительного отдыха, в т.ч. обеспечение малоимущих бесплатными путевками;
оказание материальной помощи из фонда Всеобуча;
Родители:
Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями строится в соответствии со следующими целями:
Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями
Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности:
работа родительских комитетов школы и класса;
помощь в благоустройстве школы и пришкольной территории;
участие во внешкольных мероприятиях школы, класса;
консультации педагогов, открытые уроки для родителей;
участие в тематических родительских собраний с привлечением специалистов;
открытие родительского клуба «Подумаем вместе» с целью вооружения родителей психолого-педагогическими знаниями, обмена положительным опытом в воспитании детей;
консультации с родителями, детьми школьных психологов, тренинги;
помощь в организации экскурсий, поездок, туристических походов;
Организация совместного творчества детей и родителей:
участие и помощь в организации и проведении классных часов, школьных КТД;
участие и помощь в организации и проведении классных и общешкольных вечеров, праздников;
работа совместных кружков для детей и взрослых «Для дома, для семьи» (вязание, лоскутная мастерская, бисероплетение, )
Предполагаемый результат
Критерии оценки
Контрольные
показатели
1. Положительное отношение родителей к школе, престижность ее восприятия.
Высокая степень удовлетворенности родителей результатами работы школы.
Отсутствие жалоб и конфликтов между семьей и школой.
Анкетирование
Собеседование с родителями.
Решение родительских собраний.
2.Уважительное отношение к ребенку, как к личности, гордость и радость за его достижения в саморазвитии.
Отсутствие конфликтов и насилия в семье.
Анализ семейных традиций.
Выступление родителей на конференциях.
Рисунки и конкурсы сочинений учащихся, посвященных семье.
Анкетирование учащихся.
3. Повышение общекультурного уровня детей и взрослых.
Взаимопонимание и поддержка родителями занятий детей в учебной и досуговой деятельности.
Активное участие родителей в различных совместных формах жизнедеятельности.
Участие родителей в работе университета педагогических знаний.
Анкетирование, охват, отзывы.
Работа с родителями.
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Выполнение
1
Выявление мнения родителей и детей о жизни школы и их посильном вкладе в ее улучшение
Составление картотеки «Родители и организация школьных дел»
Сентябрь,
Май
В течение года
Заместитель директора по ВР Платонова М.В.
2
Повышение квалификации педагогов по данной теме и обеспечение методического сопровождения
В течение года
Заместитель директора по ВР Платонова М.В.
3
Педагогическая поддержка семьи:
Проведение месячника по всеобучу
сентябрь
Зам. директора по УВР Платонова М.В.
4
Посещение семей 1,5,10 классов
сентябрь
Классные руководители 1- 11 класса
5
Выявление асоциальных семей, постановка их на учет
сентябрь
Фадеева Т.Г., социальный педагог
6
Посещение семей СОП, «группы риска», обследование жилищно-бытовых условий проживания. Составление акта обследования.
ежемесячно
Классные руководители 1- 11 класса
7
Контрольное посещение опекаемых детей, сбор необходимой информации
Сентябрь, март
Классные руководители 1- 11 класса
8
Составление социальных паспортов школы и классов
Сентябрь
Классные руководители 1- 11 класса, заместитель директора по ВР-Платонова М.В.
9
Организация и проведение рейдов в семьи СОП, семьи «группы риска», в семьи обучающихся состоящих на учете ПДН, ВШУ, на «особом» контроле у классного руководителя.
В течение года (по графику)
Фадеева Т.Г., социальный педагог
руководители 1- 11 класса
10
Консультирование родителей по вопросам воспитания несовершеннолетних
В течение года
Классные руководители 1- 11 класса
11
Социальное , правовое просвещение родителей посредством участия в родительских собраниях различных специалистов.
В течение года
Директор школы.
12
Организация дотационного питания детей из многодетных, малообеспеченных семей, опекаемых детей
В течение года
Директор школы
13
Организация летнего оздоровительного отдыха, в т.ч. обеспечение малоимущих бесплатными путевками;
апрель
Фадеева Т.Г.
14
Организация совместной деятельности семьи и школы
Работа родительских комитетов школы и класса;
В течение года
Заместитель директора по ВР-Платонова М.В.
16
Привлечение родителей для профориентационной работы со школьниками
В течение года
Зам. директора по УВР Клочкова Г.В.
17
День открытых дверей для родителей(проведение открытых уроков, консультаций, самопрезентация школы: учащихся, учителей, родителей
Октябрь,
апрель
Заместитель директора по ВР-Платонова М.в.
18
Организация и проведение коллективных творческих проектов:
Лучший ученический класс
Ученик года
Самый классный классный руководитель
Родитель года
Моя семья
В течение года
Заместитель директора по ВР-Платонова М.В.
19
Проведение Фестиваля семейного творчества
декабрь
Заместитель директора по ВР- Платонова М.В.
20
Проведение «Дня благодарения родителей»
май
Заместитель директора по ВР- Платонова М.В.
21
Совместное проведение традиционных школьных мероприятий.
В течение года
Заместитель директора по ВР- Платонова М.В.
22
Помощь в благоустройстве школы и пришкольной территории.
В течение года
Ст. вожатая
Фадеева Т.г.
23
Конкурс презентаций –
«Традиции моей семьи», «Семейные реликвии», «Моя родословная»
Ноябрь- февраль
Ст. вожатая
Фадеева Т.Г.
Директор школы ___________Шкунова И.К.
Завуч директора по воспитательной работе ____________ Платонова М.В.
Источник
Воспитательная программа «Семья»
В настоящее время большинство семей в России находятся в трудной жизненной ситуации, что прежде всего связано с социально-экономическими изменениями последних лет. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций , видоизменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи, ослаблена ее воспитательная функция. Ребенок часто испытывает дефицит эмоциональной поддержки, семья не гарантирует ему защищенности. Часто семьи оказываются психологически не готовыми к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах социальной защиты. Семья является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с противоположным полом. У каждого человека должны быть дом, семья, родня. Каждая отдельно взятая семья — уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношений. У каждого из нас есть желание жить в дружной благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
Цель программы: Способствовать возрождению семьи, основанной на любви, нравственности, взаимном уважении всех ее членов.
Задачи программы:
- Формирование представления о семейных ролях.
- Формирование социо — культурных семейных ценностей
- ∙Приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи.
- Формирование «семейных» отношений в классе.
- Формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений.
Ожидаемые результаты:
- Обретение учащимися умения и желания строить свою жизнь на основе общечеловеческих духовных ценностей многовековой культуры;
- Знание и соблюдение норм культуры поведения в семье;
- Осознание ответственности строительства семьи и семейной жизни.
Перечень направлений работы:
- Разработка системы единых требований и согласования основных направлений школьного и домашнего воспитания;
- Проведение циклов тематических классных часов и внеклассных мероприятий, библиотечных часов по основным направлениям программы;
- Организация лектория для родителей «Школа семейного воспитания»;
- Проведение совместных с родителями и учителями досугово — развлекательных игр,∙праздников, спортивных мероприятий;
- Участие в тематических конкурсах рисунков, фотографий.
Содержание программы определяется социально-психологическим запросом, который выявляется в ходе социально-психологического мониторинга. Реализация программы создает условия для получения психологических знаний и навыков, которые необходимы для организации оптимального межличностного общения и взаимодействия.
Содержание работы
1. Изучение семей учащихся.
Действия | Предполагаемый результат |
1. Изучение семей , знакомство их с системой обучения в школе. 2. Ежегодное составление социального паспорта 3. Сочинение «Моя семья» 4. Посещение семей. 5. Диагностика «Рисунок семьи» | Формирование единых педагогических требований. Создание банка данных. Составление социального паспорта семей. Раннее выявление кризисных семей. Своевременное выявление детей, требующих внимание. |
2. Работа с родителями.
Действия | Предполагаемый результат |
Создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы: 1. День открытых дверей для родителей. 2. День семьи. 3. Вечера ответов и вопросов. 4. Спортивные соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья». 5. Выставка поделок семейного творчества. 6. Выставка семейных газет. 7. Защита семей гербов. 8. Организация кружков и спортивных секций по интересам силами родителей. 9. Поздравление дедушек и бабешек с Днем Победы. Проведение конкурса «А ну-ка бабушки!», «А ну-ка дедушки!» 10. Оформление классных летописей и фотоальбомов силами родителей. 11. Привлечение родителей разных профессий для проведения лекций для учащихся класса. | Вовлечение родителей в воспитательный процесс класса |
Педагогическое и психологическое просвещение родителей: 1. Собрание родителей будущих первоклассников. 2. Занятия для родителей будущих первоклассников. 3. Открытые кроки для родителей. 4.Тематические собрания с привлечением специалистов. 5. Индивидуальная работа с родителями. 6. Итоговые четвертные собрания. | Терапия семейных отношений. Улучшение микроклимата в семье. |
3. Работа с проблемными семьями.
Действия | Предполагаемый результат |
Работа классного руководителя: 1. Регулярное посещение проблемных семей. 2. Индивидуальные беседы с родителями. 3. Проведение малых педсоветов. 4. Составление индивидуальных программ воспитания. 5. Ведение ежегодного учета пропусков занятий учащихся, способных прогуливать уроки без уважительной причины. | Оказание помощи проблемным семьям, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей |
Работа с семьями опекаемых детей: 1. Регулярное посещение семей опекаемых детей. 2. Контроль за их регулярным питанием в школьной столовой. 3. Индивидуальное собеседование с опекунами. 4. Оказание помощи в организации летнего отдыхаю 5. Своевременное выявление детей, проживающих с родственниками при неоформленном опекунстве. | Составление банка данных, составление актов контрольного обследования два раза в год, своевременная помощь семьям в различных ситуациях. |
Работа с многодетными семьями: 1. Контроль за постановкой детей из таких семей на бесплатное льготное питание в школьной столовой. 2. Проведение праздников для многодетных семей и превращение таких праздников в одну из традиций школы. | Составление банка данных. Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из многодетных семей. |
4. Сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы в классе.
Действия | Предполагаемый результат |
1. Работа родительского комитета. 2. Создание инициативной группы родителей. 3. Поиск родителей – спонсоров классных праздников. 4. Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся. 5. Оформление классных альбомов «наши родители» 6. Посещение членами родительских комитетов «проблемных семей». | Создание единого воспитательного пространства «родители – дети – учителя». Создание условий для развития родительских организаций. |
Основные направления совместной деятельности детей и родителей
В системе образования последнее время особое место принадлежит совместной деятельности детей и родителей, которое выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Но современные родители выглядят скованными и серьёзными, они не умеют играть, фантазировать вместе с ребёнком, шалить и веселиться, боясь нарушить «правила взрослого поведения».
Поэтому необходимо четко выстраивать направления совместной деятельности детей и родителей.
Представленные материалы заверяю
Директор школы Г.М. Пушкарева
Источник