Воспитательная работа в школе семье и развитие ребенка

Программа «Семья» является подпрограммой программы развития воспитательной системы школы «Школа — как центр социального института»

Обоснования значимости подпрограммы:

Семья всегда была институтом первичной социализации. Происходящие с семьёй и в семье процессы, безусловно, отражаются на процессе становления личности ребенка. Одной из важнейший функций семьи является воспитательная функция. Вместе с тем, когда большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. А ведь семья, как полноценная составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. Об этом говорится и в Законе «Об образовании в РФ», и в Концепции модернизации российского образования. Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. Следовательно, чем выше культура семьи, тем выше культура общества.

Образовательное учреждение было, есть и остается одним из социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

На сегодняшний день имеется положительная результативность в работе школы с родителями обучающихся:

  • Заинтересованность большинства родителей в позитивном воспитании детей.

  • Востребованность форм взаимодействия семьи и школы, особенно совместных дел, помогающих устанавливать в семье обстановку взаимопонимания и уважения.

  • Постоянная социальная поддержка малообеспеченных семей и многодетных семей:

организация бесплатного питания, оказание помощи из фонда Всеобуча для материальной поддержки нуждающихся, обеспечение бесплатными учебниками, обеспечение через органы социальной защиты бесплатными путевками в летние оздоровительные лагеря

Устойчивое функционирование органов самоуправления родительской общественности:

  • деятельность общешкольных родительских комитетов (1-4, 5-11);

  • помощь и содействие родителей в ремонте и благоустройстве школы и школьной территории

  • дежурство родителей во время проведения общешкольных мероприятий;

  • совместная подготовка и проведение массовых праздников в школе и поселке.

Проведённое анкетирование среди родителей показало, что большинство довольны тем, что их дети учатся в нашей школе.

  1. Как, по вашему мнению, ваш ребёнок относится к школе?

  1. Как вы оцениваете работу школы по сравнению с другими?

Достижению заметных успехов в создании воспитывающей среды способствовала согласованность действий педагогов школы и родителей.

На сегодняшний день проблемами в отношениях семьи и школы сегодня являются занятость родителей, недостаточное внимание к образованию детей, невысокий образовательный и культурный уровень родителей

Школа располагает объективными, но недостаточно полными данными семьях, социальных запросах семьи, поэтому необходима новая редакция социально-педагогического паспорта на основе современной диагностики.

Растет социальный запрос родителей в корректировке и большей согласованности плана повышения образовательного и общекультурного уровня детей и взрослых.

Требует введения новых форм работы университет педагогических знаний для родителей по профилактике вредных привычек.

Цель :

Достижение согласованности семейного и школьного воспитания на основе активного приобщения родителей к воспитанию детей

Задачи:

  • Выработать единые установки в подходе к воспитанию в школе и в семье

  • Использование разнообразных форм повышения общей культуры родителей, гуманизации отношений в семье.

  • Взаимодействие с родителями в разнообразных сферах жизнедеятельности школы.

Ученический коллектив:

Задачи

Младший школьник

  • Помочь ребенку осознать свою роль в семье и ответственности перед родителями и родными.

  • Воспитывать уважение к членам семьи.

  • Осознание значимости дома в жизни каждого человека.

Подросток

  • Овладение основами хозяйственно-экономических знаний о бюджете.

  • Добиваться понимания сущности основных социальных ролей дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены.

Старшеклассник

  • Знакомство с основами культуры супружеских отношений.

  • Формировать представления о семье как ячейке общества.

Основная тематика содержания деятельности с учащимися:

Младший школьник

  • Знакомство с генеалогическим древом семьи.

  • Знание занятий родителей и их социальной значимости.

  • Знание истории семьи и семейных традиций.

  • Отношение к старикам, младшим членам семьи, больным, инвалидам;

  • Долг дочери, сына.

Подросток

  • Обязанности членов семьи и их распределения.

  • Культура быта, домашнее хозяйство.

  • Бюджет семьи, бережливость и щедрость.

  • Труд — основа семейного благосостояния.

Старшеклассник

  • Равноправные дружеские отношения между юношами и девушками.

  • Дружба, верность, ответственность, честность, доброта.

  • Любовь как нравственная основа брака.

  • Моральные основы брачно-семейных отношений.

  • Ответственность родителей за воспитание детей.

  • Правовые основы брака и семьи.

  • Проявление инициативы в подготовке и проведении семейных праздников.

Читайте также:  Игры для развитие ребенка от года до полутора

Педагогический коллектив:

Изучение семей учащихся, положения детей в семье, условий их жизни:

  • диагностика, создание банка данных;

  • создание « социального паспорта семьи» учащихся из неблагополучных семей;

  • раннее выявление семей группы риска, посещение семей совместно с представителями администрации , центра «Семья», инспекторами ПДН.

Просветительская, консультативная работа

  • углубленное изучение социального заказа семьи с целью организации многоуровневого обучения населения;

  • выработка единства требований семьи и школы к ребенку;

  • проведение индивидуальных и групповых консультаций:

— беседы для предупреждения конфликтных ситуаций;

— своевременное направление на консультации к специалистам;

    • регулярное проведение родительского всеобуча.

Социально-оздоровительная:

  • организация бесплатного питания детей из многодетных, малообеспеченных семей, опекаемых детей;

  • организация летнего оздоровительного отдыха, в т.ч. обеспечение малоимущих бесплатными путевками;

  • оказание материальной помощи из фонда Всеобуча;

Родители:

Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями строится в соответствии со следующими целями:

  • Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

  • Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

  • Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями

Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности:

  • работа родительских комитетов школы и класса;

  • помощь в благоустройстве школы и пришкольной территории;

  • участие во внешкольных мероприятиях школы, класса;

  • консультации педагогов, открытые уроки для родителей;

  • участие в тематических родительских собраний с привлечением специалистов;

  • открытие родительского клуба «Подумаем вместе» с целью вооружения родителей психолого-педагогическими знаниями, обмена положительным опытом в воспитании детей;

  • консультации с родителями, детьми школьных психологов, тренинги;

  • помощь в организации экскурсий, поездок, туристических походов;

Организация совместного творчества детей и родителей:

  • участие и помощь в организации и проведении классных часов, школьных КТД;

  • участие и помощь в организации и проведении классных и общешкольных вечеров, праздников;

  • работа совместных кружков для детей и взрослых «Для дома, для семьи» (вязание, лоскутная мастерская, бисероплетение, )

Предполагаемый результат

Критерии оценки

Контрольные

показатели

1. Положительное отношение родителей к школе, престижность ее восприятия.

Высокая степень удовлетворенности родителей результатами работы школы.

Отсутствие жалоб и конфликтов между семьей и школой.

Анкетирование

Собеседование с родителями.

Решение родительских собраний.

2.Уважительное отношение к ребенку, как к личности, гордость и радость за его достижения в саморазвитии.

Отсутствие конфликтов и насилия в семье.

Анализ семейных традиций.

Выступление родителей на конференциях.

Рисунки и конкурсы сочинений учащихся, посвященных семье.

Анкетирование учащихся.

3. Повышение общекультурного уровня детей и взрослых.

Взаимопонимание и поддержка родителями занятий детей в учебной и досуговой деятельности.

Активное участие родителей в различных совместных формах жизнедеятельности.

Участие родителей в работе университета педагогических знаний.

Анкетирование, охват, отзывы.

Работа с родителями.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Выполнение

1

Выявление мнения родителей и детей о жизни школы и их посильном вкладе в ее улучшение

Составление картотеки «Родители и организация школьных дел»

Сентябрь,

Май

В течение года

Заместитель директора по ВР Платонова М.В.

2

Повышение квалификации педагогов по данной теме и обеспечение методического сопровождения

В течение года

Заместитель директора по ВР Платонова М.В.

3

Педагогическая поддержка семьи:

Проведение месячника по всеобучу

сентябрь

Зам. директора по УВР Платонова М.В.

4

Посещение семей 1,5,10 классов

сентябрь

Классные руководители 1- 11 класса

5

Выявление асоциальных семей, постановка их на учет

сентябрь

Фадеева Т.Г., социальный педагог

6

Посещение семей СОП, «группы риска», обследование жилищно-бытовых условий проживания. Составление акта обследования.

ежемесячно

Классные руководители 1- 11 класса

7

Контрольное посещение опекаемых детей, сбор необходимой информации

Сентябрь, март

Классные руководители 1- 11 класса

8

Составление социальных паспортов школы и классов

Сентябрь

Классные руководители 1- 11 класса, заместитель директора по ВР-Платонова М.В.

9

Организация и проведение рейдов в семьи СОП, семьи «группы риска», в семьи обучающихся состоящих на учете ПДН, ВШУ, на «особом» контроле у классного руководителя.

Читайте также:  Идея развития защиты прав ребенка

В течение года (по графику)

Фадеева Т.Г., социальный педагог

руководители 1- 11 класса

10

Консультирование родителей по вопросам воспитания несовершеннолетних

В течение года

Классные руководители 1- 11 класса

11

Социальное , правовое просвещение родителей посредством участия в родительских собраниях различных специалистов.

В течение года

Директор школы.

12

Организация дотационного питания детей из многодетных, малообеспеченных семей, опекаемых детей

В течение года

Директор школы

13

Организация летнего оздоровительного отдыха, в т.ч. обеспечение малоимущих бесплатными путевками;

апрель

Фадеева Т.Г.

14

Организация совместной деятельности семьи и школы

Работа родительских комитетов школы и класса;

В течение года

Заместитель директора по ВР-Платонова М.В.

16

Привлечение родителей для профориентационной работы со школьниками

В течение года

Зам. директора по УВР Клочкова Г.В.

17

День открытых дверей для родителей(проведение открытых уроков, консультаций, самопрезентация школы: учащихся, учителей, родителей

Октябрь,

апрель

Заместитель директора по ВР-Платонова М.в.

18

Организация и проведение коллективных творческих проектов:

  • Лучший ученический класс

  • Ученик года

  • Самый классный классный руководитель

  • Родитель года

  • Моя семья

В течение года

Заместитель директора по ВР-Платонова М.В.

19

Проведение Фестиваля семейного творчества

декабрь

Заместитель директора по ВР- Платонова М.В.

20

Проведение «Дня благодарения родителей»

май

Заместитель директора по ВР- Платонова М.В.

21

Совместное проведение традиционных школьных мероприятий.

В течение года

Заместитель директора по ВР- Платонова М.В.

22

Помощь в благоустройстве школы и пришкольной территории.

В течение года

Ст. вожатая

Фадеева Т.г.

23

Конкурс презентаций –

«Традиции моей семьи», «Семейные реликвии», «Моя родословная»

Ноябрь- февраль

Ст. вожатая

Фадеева Т.Г.

Директор школы ___________Шкунова И.К.

Завуч директора по воспитательной работе ____________ Платонова М.В.

Источник

Воспитательная программа «Семья»

В настоящее время большинство семей в России находятся в трудной жизненной ситуации, что прежде всего связано с социально-экономическими изменениями последних лет. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций , видоизменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи, ослаблена ее воспитательная функция. Ребенок часто испытывает дефицит эмоциональной поддержки, семья не гарантирует ему защищенности. Часто семьи оказываются психологически не готовыми к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах социальной защиты. Семья является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с противоположным полом. У каждого человека должны быть дом, семья, родня. Каждая отдельно взятая семья — уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношений. У каждого из нас есть желание жить в дружной благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

Цель программы:  Способствовать возрождению семьи, основанной на любви, нравственности, взаимном уважении всех ее членов.

Задачи программы:  

  • Формирование представления о семейных ролях.
  • Формирование социо — культурных семейных ценностей
  • ∙Приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи.
  • Формирование «семейных» отношений в классе.  
  • Формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений.

Ожидаемые результаты: 

  1. Обретение учащимися умения и желания строить свою жизнь на основе общечеловеческих духовных ценностей многовековой культуры;  
  2. Знание и соблюдение норм культуры поведения в семье;
  3. Осознание ответственности строительства семьи и семейной жизни.

Перечень направлений работы:

  • Разработка системы единых требований и согласования основных направлений школьного и домашнего воспитания;
  •  Проведение циклов тематических классных часов и внеклассных мероприятий, библиотечных часов по основным направлениям программы;  
  • Организация лектория для родителей «Школа семейного воспитания»;
  • Проведение совместных с родителями и учителями досугово — развлекательных игр,∙праздников, спортивных мероприятий;
  •  Участие в тематических конкурсах рисунков, фотографий.

 Содержание программы определяется социально-психологическим запросом, который выявляется в ходе социально-психологического мониторинга. Реализация программы создает условия для получения психологических знаний и навыков, которые необходимы для организации оптимального межличностного общения и взаимодействия.

Читайте также:  Центр развития ребенка кораблик детства

Содержание работы

1. Изучение семей учащихся.

Действия

Предполагаемый результат

1. Изучение семей , знакомство их с системой обучения в школе.

2. Ежегодное составление социального паспорта

3. Сочинение «Моя семья»

4. Посещение семей.

5. Диагностика «Рисунок семьи»

Формирование единых педагогических требований.

Создание банка данных.

Составление социального паспорта семей.

Раннее выявление кризисных семей.

Своевременное выявление детей, требующих внимание.

2. Работа с родителями.

Действия

Предполагаемый результат

Создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы:

1. День открытых дверей для родителей.

2. День семьи.

3. Вечера ответов и вопросов.

4. Спортивные соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья».

5. Выставка поделок семейного творчества.

6. Выставка семейных газет.

7. Защита семей гербов.

8. Организация кружков и спортивных секций по интересам силами родителей.

9. Поздравление дедушек и бабешек с Днем Победы. Проведение конкурса «А ну-ка бабушки!», «А ну-ка дедушки!»

10. Оформление классных летописей и фотоальбомов силами родителей.

11. Привлечение родителей разных профессий для проведения лекций для учащихся класса.

Вовлечение родителей в воспитательный процесс класса

Педагогическое и психологическое просвещение родителей:

1. Собрание родителей будущих первоклассников.

2. Занятия для родителей будущих первоклассников.

3. Открытые кроки для родителей.

4.Тематические собрания с привлечением специалистов.

5. Индивидуальная работа с родителями.

6. Итоговые четвертные собрания.

Терапия семейных отношений. Улучшение микроклимата в семье.

3. Работа с проблемными семьями.

Действия

Предполагаемый результат

Работа классного руководителя:

1. Регулярное посещение проблемных семей.

2. Индивидуальные беседы с родителями.

3. Проведение малых педсоветов.

4. Составление индивидуальных программ воспитания.

5. Ведение ежегодного учета пропусков занятий учащихся, способных прогуливать уроки без уважительной причины.

Оказание помощи проблемным семьям, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей

Работа с семьями опекаемых детей:

1. Регулярное посещение семей опекаемых детей.

2. Контроль за их регулярным питанием в школьной столовой.

3. Индивидуальное собеседование с опекунами.

4. Оказание помощи в организации летнего отдыхаю

5. Своевременное выявление детей, проживающих с родственниками при неоформленном опекунстве.

Составление банка данных, составление актов контрольного обследования два раза в год, своевременная помощь семьям в различных ситуациях.

Работа с многодетными семьями:

1. Контроль за постановкой детей из таких семей на бесплатное льготное питание в школьной столовой.

2. Проведение праздников для многодетных семей и превращение таких праздников в одну из традиций школы.

Составление банка данных. Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из многодетных семей.

4. Сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы в классе.

Действия

Предполагаемый результат

1. Работа родительского комитета.

2. Создание инициативной группы родителей.

3. Поиск родителей – спонсоров классных праздников.

4. Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся.

5. Оформление классных альбомов «наши родители»

6. Посещение членами родительских комитетов «проблемных семей».

Создание единого воспитательного пространства «родители – дети – учителя». Создание условий для развития родительских организаций.

Основные направления совместной деятельности детей и родителей

 В системе образования последнее время особое место принадлежит совместной деятельности детей и родителей, которое выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Но современные родители выглядят скованными и серьёзными, они не умеют играть, фантазировать вместе с ребёнком, шалить и веселиться, боясь нарушить «правила взрослого поведения».

Поэтому необходимо четко выстраивать направления совместной деятельности детей и родителей.  

Представленные материалы заверяю

Директор школы                                                  Г.М. Пушкарева

Источник