Воспитание в семье ребенка с отклонением развития

Воспитание в семье ребенка с отклонением развития thumbnail

Воспитание в семье детей с особыми формами отклонений в развитии.

Кулигина Е.А., воспитатель.

Проблема изучения интеллекта человека ввиду своей значимости постоянно находится в центре внимания психологов, педагогов, философов, физиологов и т.д. Особое значение этот вопрос приобретает в коррекционной педагогике, когда речь идет о работе с детьми, первичный дефект которых непосредственно затрагивает интеллектуальную сферу, и его решение имеет, таким образом, не только развивающее, но и коррекционное значение.

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах — социальной.

Роль родителей умственно отсталых детей  трудно  переоценить  и  в  том случае, если ребёнок живёт дома, и тогда, когда он  помещён   в  специальный детский  дом.  Многие  родители  прилагают  большие  усилия,  чтобы  создать благоприятные условия для развития своего ребёнка, но им  часто  не  хватает знаний и умения. Воспитание  глубоко  умственно  отсталого  ребёнка  требует много  терпения,  настойчивости,  понимания  и  часто  даже   педагогической изобретательности. Однако правильный подход, повседневное приучение  ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупают себя,  поскольку  ребёнок из требующего постоянной опеки и ухода существа, в какой – то мере  деспота, становится самостоятельно обслуживающим себя маленьким человечком и  даже  в меру своих сил помощником родителей.

          В семье ребёнка можно обучить многому: обслуживанию  себя,  выполнять поручения и несложные виды труда,  общаться  с  другими  людьми.  Необходимо использовать склонности, привязанности, которые есть у  детей,  —  любовь  к музыке, прогулкам, интерес к  определённым  игрушкам  и  играм  –  как  меру поощрения и стимуляции выполнения менее приятных, но необходимых заданий. Применение адекватных программ и методов  обучения  умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, — важнейшее  и  в значительной мере решающее  условие  для  развития  всей  их  познавательной деятельности.  Необходимо  такое  развивающее  обучение  умственно  отсталых детей,  при  котором  у  них  осуществляется  элементарный  перенос  знаний, возникает возможность применения их для  решения  новых  аналогичных  задач. Для  достижения  такого  эффекта,  обучение  должно   быть   рассчитано   на актуальный уровень развития детей и возможности  зоны  ближайшего  развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.

          К задачам семейного воспитания детей с нарушениями интеллекта можно отнести:

1.        Обеспечить   максимально   возможную   для    данного    ребенка самостоятельность  в   бытовом   и   санитарно   –   гигиеническом обслуживании себя;

2.        Выработать  положительное  отношение  к  посильным  видам  труда,  готовность к помощи в хозяйственно – бытовом  труде  в  семье,  умение  выполнять  несложные  виды  этого труда;

3.        Сформировать привычку и положительную  установку  к  определенному виду труда в течение установленного времени;

4.        Выработать твердые навыки выполнения  ряда  операций  в  каком-либо  виде труда;

5.        По индивидуальным возможностям  каждого  научить  переключаться  с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять  несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет (до десяти и десятками);

6.        Научить осуществлять действия совместно с товарищами  или родителями, в группе.

          Сегодняшние кризисные условия в России катализируют семейные затруднения. Особенно остро проявляются эти противоречия, если речь идет о семье ребенка с нарушениями интеллекта. Вследствие природы и степени тяжести детского заболевания и особенностей семейного воспитания ситуации, семьи детей с нарушениями интеллекта должны быть готовы к переживанию уникальных стадий развития. Социальная модель объяснения инвалидности утверждает, что нарушение интеллекта, а, следовательно, физического или психического развития не является чисто медицинским явлением. Часто причиной ограниченных возможностей выступает неприспособленность окружающей среды, и в частности, семьи для социализации такого ребенка. Немаловажная роль принадлежит и членам семьи, тому, как они относятся к ситуации нарушений интеллекта у ребенка. От того, насколько позитивно настроена семья, и в первую очередь – мать в плане воспитания, образования и развития ребенка с нарушениями интеллекта, зависит успех партнерских отношений в системе «родители-ребенок-общество».

Читайте также:  Развитие ребенка англ яз

Дошкольные годы – очень важный период для обучения и воспитания ребенка. Нередко родители упускают время, полагая, что их ребенок еще маленький, многого не понимает, и считают, что развитие произойдет само собой или с их помощью, но в позднее время. Это глубоко ошибочный подход, особенно по отношению к детям с нарушением интеллекта. Исправление недостатков этих детей, привитие бытовых навыков, обучение самообслуживанию и правильному поведению так же, как и обучение игре, работе с пластилином, восприятию формы, величины, цвета и многому другому надо начинать в дошкольные годы.

Дети с нарушением интеллекта идут в школу в том же возрасте, как и все дети. Родители должны знать, чему должен научиться их ребенок в дошкольные годы, чтобы его пребывание в специализированной школе было для него посильным, а обучение продуктивным.

Ко времени поступления в школу ребенок должен уметь самостоятельно обслуживать себя в бытовом плане, должен уметь отлучаться от дома, находиться среди детей, делить с ними внимание педагога и его время, играть и работать с другими детьми, слушать объяснения, уметь концентрировать свое внимание, слушать других, в том числе педагога, выполнять несложные поручения дома, раскрашивать, вырезать, лепить. Ребенок должен знать понятия вверх (вниз), справа (слева), уметь доводить начатую работу до конца. Ребенок должен иметь понятия о числе, знать буквы, читать стихи, слушать рассказы и сказки, по вопросам или самостоятельно пересказывать простые рассказы.

Конечно, все отмеченное может быть усвоено каждым из таких детей в разной мере и разной степени. Это зависит от интеллекта ребенка, от воспитывающих и обучающих его людей, и в первую очередь от родителей. Родители должны помнить, что ребенка постоянно учить новому. Пусть ребенок делает ошибки, пусть что – то не удается, не огорчайтесь этому, на этом основывается движение вперед, развитие.

Важно найти те специфические пути педагогического воздействия, с помощью которых можно помочь ребенку максимально полноценно развить столь значимые для жизни и в то же время наиболее трудные для него, в плане овладения, интеллектуальные способности. Семья при этом может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка с нарушениями интеллекта состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

          С особым вниманием следует относиться к детям, у которых какое-нибудь нарушение. Одним из наиболее тяжелых нарушений является умственная отсталость. Воспитывать и обучать умственно отсталого ребенка — дело очень нелегкое. Оно требует от людей, занимающихся этим, больших усилий, много терпения, понимания, неистощимого желания помочь и, наконец, что очень важно, оптимизма — веры в то, что это сделать можно.

Среди умственно отсталых есть небольшое количество детей, которые из-за глубокого поражения мозга не обучаемы. Большинство же детей с нарушением интеллекта способны к обучению, но в каком объеме и за какой срок они могут освоить грамоту, счет и другие полезные знания и навыки, предсказать трудно. Нелегко найти пути коррекции (исправления имеющихся недостатков), а также определить оптимальные формы занятий с каждым ребенком. Очень труден прогноз как относительно близкого, так и далекого будущего. А родителям важно знать, что и как делать с ребенком постоянно, повседневно: чему учить его, каким способом это делать, в какие игры с ним играть и т. д. Необходимо, чтобы родители, имеющие ребенка со сложным нарушением, получали в нужной мере помощь и руководство в вопросах его обучения и воспитания. У таких детей имеются большие потенциальные возможности, которые нужно уметь обнаружить, раскрыть и развивать. Роль в этом семьи, и прежде всего родителей, очень велика.

Жизнь ребенка с нарушением интеллекта, его развитие, обучение обусловлены не только имеющимися у него нарушениями, но и отношением к нему и его дефектам семьи и окружающих. Перед родителями встают сложные вопросы. Они хотят знать, в какой мере их ребенок будет зависим от других, а в какой мере сможет приобрести самостоятельность. Родители обращаются за помощью к врачам, психологам, педагогам. Однако дать удовлетворяющие их разъяснения и рекомендации — дело нелегкое. Прежде всего, трудно поставить окончательный и исчерпывающий диагноз о состоянии ребенка, трудно определить объем и характер имеющихся у него нарушений и оценить его. Практика показала, что даже в тех случаях, которые поначалу казались очень тяжелыми и малонадежными, при правильном подходе и соответствующей помощи можно сделать для ребенка очень многое. Родители должны проявлять инициативу, находчивость, порой изобретательность в деле воспитания своего ребенка, как в дошкольные, так и в школьные годы.

Читайте также:  Развитие ребенка 3 лет и чем с ним заниматься

В жизни, в практике много примеров неожиданных успехов. Есть случаи, когда даже вопреки отрицательным предсказаниям родители добивались очень многого. Очень большая заслуга в этом семьи.

В связи с особой воспитательной ролью семьи актуально звучит  вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание умственно неполноценного ребенка.

Главное условие  для  благоприятного  развития  ребёнка с нарушением интеллекта  –  правильная организация его семейного воспитания.

Таким образом, воспитание ребенка с нарушением интеллекта в семье включает работу родителей по следующим основным направлениям: создание  благоприятных  условий  для  обучения  и охранительного  режима; постоянная стимуляция психического развития ребенка с нарушениями интеллекта; формирование  эмоционально — положительного, предметно — практического и речевого взаимодействия ребенка с родителями. Это будет способствовать социальной адаптации ребенка и предупреждению формирования патологического поведенческого стереотипа. Критерием правильного воспитательного подхода может служить состояние психофизиологического комфорта у ребенка и остальных членов семьи.

Список литературы

  1. Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. — 1973. — №6
  2. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. — Спб.: Речь,
  3. 2003. — 400 с.
  4. У.М. Мастюкова Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. ВЛАДОС, 2004.
  5. Специальная дошкольная педагогика./Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

Источник

Воспитание в семье ребенка с отклонением развития

Ребёнок, который имеет явные отличия от остальных детей, нуждается в особенном воспитании. Часто родители прибегают к крайностям и либо излишне опекают своё дитя, либо чрезмерны требовательны к нему. Первый вариант приводит к капризам, пассивности и равнодушию к происходящему вокруг, а потом и к неспособности к речевому общению, самообслуживанию, желанию заниматься какой-либо деятельностью. Второй вариант воспитания обеспечивает крайнюю плаксивость ребенка, частые перепады настроения, расстройство сна, недержание, иногда судороги. Правильное отношение и подход родителей к воспитанию детей с отклонениями в развитии обеспечивает наиболее комфортные условия для его гармоничного роста и формирования как личности.

Семья как основа воспитания

В каждой семье уникальная система воспитанияВ каждой семье уникальная система воспитания

Все семьи отличаются друг от друга. Состав семьи, ее культурные и идеологические составляющие определяют уникальность отношений между ее членами. При этом присутствие в семье ребенка с отклонениями в развитии составляет далеко не единственную особенность ее структуры.

Факторы, определяющие качественные характеристики семьи

Разберем три наиболее существенных фактора, определяющих базовые характеристики конкретной семьи и взаимоотношения в ней.

Состав семьи

Этот фактор не является постоянным, поскольку структура семьи подвижна. В процессе своего жизненного цикла она может прирастать новыми членами, а может терять их в силу различных жизненных обстоятельств. При этом меняется не только состав, но и возрастные и прочие характеристики членов семьи. И все эти изменения в совокупности оказывают влияние на степень успешности взаимодействий между ее членами.

Культурный бэкграунд

Этот фактор подразумевает совокупность национальных, этнических, религиозных, социально-экономических, образовательных и прочих особенностей, составляющих своеобразный «портрет» конкретной семьи. Данный фактор является относительно статическим элементом семейной «экосистемы», он определяет характер семейного взаимодействия и формирует ценностную, приоритетную систему координат.

 Идеологический бэкграунд

Данный фактор представляет собой совокупность убеждений, жизненных ориентиров, моделей поведения, свойственных членам конкретной семьи. Он испытывает на себе сильное влияние культурного бэкграунда и определяет адаптивные модели семейного поведения в различных ситуациях.

Все эти факторы, не просто предопределяют успешность существования семьи в социуме, но и формируют специфику воспитания в ней. От преобладания того или иного фактора будет зависеть выбор родителями стратегии построения отношений с детьми.

Поведенческие стратегии родителей

Эффективность воспитания во многом зависит от активной родителейЭффективность воспитания во многом зависит от активной позиции родителей

Важно понимать, что выбор поведенческой стратегии родителей в общении с ребенком с отклонениями в развитии будет сделан под влиянием хронического стресса от сложившейся ситуации. Это может быть, как планирование и реализация комплекса действий, направленного на преодоление имеющихся обстоятельств, а может быть и принятие их. Возможно применение семьей и нескольких схем поведения.

Стратегии по своему типу могут быть внутренние и внешние.

Внутренние стратегии

  • Пассивная. Такая позиция представляет собой избегание поиска решений изменения ситуации. В ее основе – надежда, что все утрясется само собой. Все произошедшее расценивается как должное.
  • Активная. Такая позиция заключается в поиске решений для изменения ситуации или принятия условий, которые невозможно изменить в данный момент времени, и примирения с ними.
Читайте также:  Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Внешние стратегии

  • Умение обращаться за помощью к другим людям.
  • Умение находить духовную поддержку.
  • Умение подключать к решению своих задач инструменты поддержки, предоставляемые государством.

Не все люди способны в равной степени воспользоваться этими видами поведенческих стратегий.

Специалисты отмечают, что духовная и общественная поддержка часто незаслуженно игнорируется или избегается супругами, хотя она может оказать реальную помощь.

Как помочь ребенку сформировать активную жизненную позицию: рекомендации родителям

От теоретических основ перейдем к практике и рассмотрим конкретные приемы по воспитанию детей с отклонениями в развитии, в частности поговорим о формировании в них активной жизненной позиции.

Формируем распорядок дня

Грамотное распределение часов на разнообразные виды деятельности и строгое соблюдение графика приводят к улучшению умственных способностей. Постепенно кругозор ребёнка становится шире, память – богаче, повышается уровень наблюдательности и стремления познавать новое.

Ребенок должен знать, когда время для занятий, игр и отдыхаРебенок должен знать, когда время для занятий, игр и отдыха

Для достижения положительного эффекта необходимо чередовать упражнения и часы отдыха, ограничить время перед телевизором и за компьютером. Установленный при обоюдном согласии распорядок исключает возможности капризов и отказа следовать графику. Так у ребёнка формируется умение регулировать своё поведение, сдерживать недовольство и соблюдать уговор.

Помогаем сформировать адекватную самооценку

Как и любой другой человек, ребёнок с отклонениями в развитии нуждается в адекватной самооценке. Она, в свою очередь, зависит от качества и количества заданий, которые предлагает специалист или родитель, и от того, как ребёнок с ними справляется, какие волевые качества задействует при этом. Чтобы результат оказался положительным, необходимо привить ребёнку интерес к развитию двигательных и речевых навыков. В процессе освоения этих способностей в формате игры или элементарного труда у ребёнка формируются активные качества личности.

Со временем упражнения становятся сложнее, а волевые качества ребёнка всё стабильнее. Более сложные задания могут быть решены при условии, если малыш верит в свои способности и не испытывает страха перед возможными ошибками и небольшими неудачами. Таким образом и формируется адекватная самооценка – путём активной умственной и физиологической деятельности, в процессе которой ребёнок приобретает новый опыт, открывает свои возможности и даёт им оценку, опираясь на положительную реакцию родителей.

Направляем ребёнка

При этом предоставляйте достаточную свободу для полёта мысли и самостоятельного поиска ответа на вопрос. Приучить малыша к достижению цели можно собственным примером, показав, как нужно, к примеру, собрать картинку из нескольких частей. Затем попросить повторить алгоритм действий.

Родитель должен объяснять ребёнку цель занятия, его значение и смысл, рассказать, почему вы должны прийти именно к такому результату.

Мотивировать ребёнка на выполнение заданий можно с помощью своего участия, подсказок, поощрения и наград.

В усвоении нового материала или освоении навыка без помощи родителя ребёнку никак не обойтись. В более младшем возрасте чадо нуждается в наглядном изображении действия и его результата. С возрастом процесс должен сопровождаться лишь словесными указаниями на дальнейшие действия. Дошкольник уже должен уметь самостоятельно рассуждать, как ему лучше поступить на том или ином этапе выполнения задания.

Привлекаем к участию в повседневной жизни семьи

Пусть у малыша появятся свои обязанности, доступные и посильные, и в то же время, приносящий очевидный результат. Ребёнок должен осознавать, что он полезен людям, а некоторые его особенности не мешают ему быть полноценным членом общества.

Помочь почувствоват себя полноправным членом семьи помогут не только домашние обязанности, но и совместные развлеченияПомочь почувствовать себя полноправным членом семьи помогут не только домашние обязанности, но и совместные развлечения

Заключение

Воспитание детей в семье – многосложный и вместе с тем тонкий процесс. На его качестве сказывается довольно внушительное количество факторов – от специфики семейного уклада до умения родителей найти правильный подход в развитии тех или иных качеств характера ребенка. При этом одним из основополагающих факторов успеха является поведение взрослых, их умение выбрать выигрышную поведенческую стратегию в конкретной ситуации, умение быть гибкими и чуткими. Но, пожалуй, самое важное для родителей – это их активная позиция во всех вопросах, связанных с воспитанием детей и особенно ребят с отклонениями в развитии. Для них дальнейшая взрослая жизнь, ее качество целиком зависит от того, чему их научат родители и какое понимание себя, мира и людей вокруг они им привьют.

Источник