Воспитание ребенка с нарушениями в развитии
Воспитание детей с нарушениями в развитии и поведении
Призвание педагога заключается в создании условий для развития каждого ребенка с учетом его возможностей. В современном мире значительно возросло количество детей с нарушениями нормального развития: если в середине XX в. 60 — 70% новорожденных были практически здоровыми, то сегодня к 40-50% детей имеют определенную склонность к изменениям в развитии. Количество детей со сложными нарушениями развития за это время почти не изменилась (4-5%), однако значительно больше детей с «предельным», их развитие может быть приближено к нормальному лишь при условии правильного воспитания и специального обучения.
К детям с проблемами развития относятся дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые), с отклонениями в познавательном развитии (с задержанием психического развития), с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением речи, с эмоциональными расстройствами, в том числе с ранним детским аутизмом (болезненным состоянием психики), с нарушениями поведения и деятельности, с тяжелыми комплексными нарушениями.
Детям с врожденными и приобретенными пороками развития нужны специальные условия воспитания и обучения, направленные на коррекцию их недостатков, продвижение в общем развитии и социализации. Работают с ними педагоги, специалисты в области коррекционной педагогики, которая ранее называлась дефектология.
Систему специального обучения применяют относительно детей следующих категорий:
- — С нарушениями в развитии. Они отстают в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы;
- — С отклонениями в психофизическом развитии. Имеющих отклонения в развитии анализаторов, выраженность которых так резко ограничивает их возможности, как у детей с нарушениями в психофизическом развитии;
- — С ограниченными возможностями здоровья. Нарушения в развитии этих детей оказывают им особый статус, есть определенные льготы (по традиционной терминологии — дети-инвалиды);
- — С особыми образовательными потребностями. Для этой категории детей необходимы специальная коррекционная поддержка и специфические методы обучения, которые могут быть обеспечены и в общеобразовательном дошкольном учреждении, и в дошкольных учреждениях компенсирующего типа. педагогический интегрированный воспитание обучение
Дети с нарушениями развития имеют общие и специфические трудности, связанные с характером и выраженностью первичных нарушений, особенностями вторичных. Первичные нарушения обусловлены непосредственно болезнью, вторичные возникают вследствие первичных нарушений, подвержены ранней коррекционной помощи. Специфические трудности, с которыми сталкиваются больные дети, обусловленные характером и степенью выраженности отклонений, условиям социально-педагогического окружения на ранних этапах развития. Общими проблемами этих детей является социальная дезадаптованисть: низкий уровень психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти); несформированность мотивационной и эмоционально-волевой сфер; снижена произвольность психических процессов, деятельности и поведения; трудности овладения языком; отклонения в восприятии, осмыслении и использовании информации из окружающей среды.
Коррекционная педагогика изучает особенности физического и психического развития, закономерности организации коррекционного учебно-воспитательного процесса, разрабатывает специальные методы обучения и воспитания детей с особыми потребностями. Актуальной проблемой воспитания является их интеграция в общество в соответствии с определенными международными законодательными документами прав каждого ребенка на жизнь, защиту, образование и т.д.
Многие дети с серьезными и устойчивыми патологиями развития находятся под постоянным надзором и опекой врачей, психологов, дефектологов в специальных дошкольных учреждениях компенсирующего или коррекционного типа. Дети с нерезко выраженными отклонениями в развитии по желанию родителей могут воспитываться в детских садах общеразвивающего типа. Интегрированное воспитание (совместное воспитание с детьми с нормальным развитием) возможно в следующих формах:
- — Комбинированная интеграция (воспитание в массовых группах одного-двух детей близко к возрастной норме уровнем психофизического и речевого развития, способных к самообслуживанию и психологически готовых к общему со здоровыми ровесниками обучения);
- — Частичная интеграция (дети, которые не могут вместе со здоровыми ровесниками овладеть предусмотренным программой учебным и воспитательным материалом, находящихся в их группе лишь часть дня);
- — Временная интеграция (детей с проблемами развития объединяют со здоровыми детьми один-два раза в месяц для общих форм воспитательной работы).
Интегрированное воспитание в любой форме предполагает обязательное руководство воспитателя-дефектолога, участие психолога.
Включение таких детей в группы здоровых сверстников требует ранней диагностики, специального обучения, максимальной коррекционной психолого-педагогической поддержки, помощи родителей, а также соответствующего оборудования, специальных средств реабилитации.
Взрослые (родители, члены семьи, педагоги) должны обладать исчерпывающей информацией о состоянии здоровья ребенка, его психофизических особенностях, темпе и уровне общего развития. Педагогическая диагностика должна проанализировать особенности развития ребенка, определить его потенциальные возможности, задатки и интересы, которые могут быть использованы как опорные звенья в разработке и осуществлении коррекционно-развивающих воздействий.
Применение методов педагогической диагностики в обучении и воспитании детей способствует своевременному выявлению их трудностей, целенаправленному анализу поведения и деятельности, установлению причин отклонений в развитии, подбору средств коррекционных воздействий.
Важна готовность педагогов дошкольных учреждений к привлечению детей с проблемами развития в коллектив сверстников, а также положительное отношение к ним других детей. Педагоги и родители детей с определенными нарушениями должны осознавать необходимость сотрудничества семьи и детского сада, работать на принципах равного партнерства, осуществлять эффективное развивающие-коррекционное обучение и воспитание ребенка с целью преодоления неблагоприятных тенденций ее развития.
Включение детей в обычные группы способствует их социализации, овладению необходимыми для жизни в обществе умениями. Здоровые дети также приобретают новый опыт: учатся понимать и воспринимать других людей, сочувствовать детям, имеющим проблемы, помогать им преодолевать трудности.
В настоящее время создаются предпосылки для интеграции детей с особыми потребностями в активную жизнь общества, что предусматривает:
- — Равный доступ к обществу для всех людей, в том числе и с ограниченными возможностями, на основе одинаковых гражданских прав, свобод, привилегий;
- — Обеспечение равных возможностей для ответственного выбора в жизни;
- — Создание для детей с особыми потребностями возможностей реабилитации в естественном социальном окружении;
- — Эффективное взаимодействие образовательных учреждений с родителями, привлечение их к учебному процессу;
- — Партнерство педагогов, родителей, дефектологов, психологов, физических реабилитологов, социальных работников к оценке потребностей и перспектив развития ребенка, определении индивидуальной программы его воспитания и обучения.
Актуальность и значимость этой работы очень важна, поскольку социально-педагогическая поддержка и реабилитация детей с особыми потребностями развития, создание условий для их успешной социальной и психофизиологической адаптации, развитие их жизненной компетентности является принципиальным признаком демократического образования и общественной жизни.
Источник
Коррекционное воспитание детей с отклонениями в развитии
Сущность коррекционного воспитания состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением имеющихся у него нарушений речи, моторики, сенсорных функций, поведения и др. Коррекционное воспитание направлено на предупреждение и коррекцию аномалий психического развития, подготовку ребенка к обучению в жизни и в обществе. Оно предполагает сочетание педагогических и лечебных мероприятий, а также учет специфики аномального развития и возрастных особенностей ребенка. В каждом случае важно оценить не только степень отставания в развитии по сравнению с возрастными нормами, но и учесть качественные особенности этого отставания, клинический диагноз, а также потенциальные возможности развития. Решающим фактором, от которого зависит положительная динамика психомоторного развития, выступают адекватные условия воспитания в семье и раннее начало комплексных лечебно-коррекционных и коррекционно-педагогических мероприятий.
Коррекционное воспитание предполагает, как преодоление имеющихся отклонений в развитии, так и предупреждение возможных нарушений, связанных с перенапряжением нервной системы ребенка, а также психических травм, приводящих к возникновению особых болезненных состояний нервной системы – неврозов. Чем младше ребенок, тем менее значительные раздражители могут привести к психической травме. Для ребенка раннего возраста это могут быть незнакомые предметы и резкие звуки (гром, гудок автомобиля, лай собаки и т.п.). Особенно тяжелой травмирующей ситуацией является отрыв от родителей вследствие помещения в больницу, ясли или детский сад. У детей с поражением центральной нервной системы психические травмы могут оказывать острое неблагоприятное влияние на весь организм: отрицательные переживания сочетаются с повышением температуры, резким побледнением или покраснением кожных покровов, нарушением сердечной деятельности, рвотой и т.п. В особо тяжелых случаях такие состояния могут представлять угрозу для жизни ребенка. Результатом психической травмы может быть утрата сформированных навыков, например навыка опрятности, возникновение мутизма (активного отказа от речевого общения) с последующим развитием заикания и т.п. Кроме того, у ребенка могут появиться страхи. Некоторые дети с отклонениями в развитии особенно склонны к образованию страхов. Это, прежде всего, дети с аутизмом, ДЦП, дефектами зрения и пр.
Воспитание детей со зрительными аномалиями.
Нарушения зрения выражаются, как в тотальной (слепота), так и неполной (слабовидение) потере зрения, причем, в настоящее время, число слабовидящих значительно больше, чем тотально слепых. Слепота и слабовидение часто развиваются при различных аномалиях и заболеваниях зрительного нерва. Одной из частных проблем, беспокоящей родителей детей с отклонениями в развитии, является косоглазие. Оно представляет собой не только недостаток внешности. При косоглазии часто нарушается зрительное восприятие, а именно бинокулярное зрение, т.е. возможность одновременно воспринимать обоими глазами все особенности предмета. Различают две основные формы косоглазия – содружественное и паралитическое. От истинного косоглазия следует отмечать мнимое, или кажущееся косоглазие. Ложное впечатление о наличии косоглазия может создаваться, если у ребенка имеет место ассиметрия лица и глазниц. Истинное косоглазие часто сочетается со снижением остроты зрения. Выделяют две формы содружественного косоглазия: сходящееся и расходящееся. Наиболее частой причиной содружественного косоглазия являются поражения нервной системы.
Для детей с отклонениями в развитии особенно важное значение имеет гигиена зрения и общее укрепление здоровья начиная с самого раннего возраста. Родителям ребенка, страдающего дефектами зрения, необходимо четко представлять себе характер зрительного нарушения, степень снижения зрения, состояние интеллекта. Естественно, что психическое развитие ребенка протекает различно в зависимости от того, является ли он слепым или слабовидящим, сочетается ли у него зрительный дефект со снижением интеллекта и в какой степени. Во всех случаях психическое развитие протекает неравномерно. С самого раннего возраста необходимо активизировать функционирование всех сохранных анализаторов, а так же постоянно стимулировать остаточное зрение.
Для психического развития ребенка с дефектами зрения решающее значение имеет организация его активной, самостоятельной деятельности, способствующей познанию окружающего мира. Для этого необходимо развитие процессов предметного восприятия на основе двигательно-кинестетических ощущений, речи, памяти, т.е. в основе развития на первом этапе работы лежит комплексных характер восприятия окружающего.
Одной из основных форм общения с маленьким ребенком, имеющим тяжелые дефекты зрения, является тесный физический контакт. Надо чаще брать его на руки, его ручками ощупывать части тела у него самого и у взрослого, тут же называть их, учить его различать отдельные игрушки и предметы обихода на ощупь, одновременно называя их и объясняя их назначение. Важно научить ребенка различать голоса, шаги, прикосновения близких для него людей, развивать у него эмоциональные привязанности. Особое значение имеет развитие моторики, ручных игровых действий со звучащими игрушками. Слепого и слабовидящего ребенка необходимо специально обучать действиям с предметами и игрушками. Игрушки подбираются с учетом возможности их использования. В настоящее время разработаны специальные приемы воспитания слепых детей раннего возраста в семье.
Воспитание детей с моторными нарушениями.
В особом подходе нуждаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Среди них особую группу составляют дети с церебральными параличами. Степень выраженности и характер проявлений двигательных нарушений различны. При одних формах заболевания больше страдают ноги, при других руки; недостаточность движений может проявляться на одной стороне тела.
Но независимо от степени двигательных дефектов у детей с церебральными параличами могут быть нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, умственного развития. Психическое развитие ребенка с церебральным параличом отличается неравномерностью: одни психические функции могут развиваться соответственно возрасту, другие – значительно отстают. Для большинства детей с церебральным параличом характерно отставание речевого развития. Важное значение для развития речи у ребенка имеет овладение ходьбой и манипулятивной деятельностью. В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог пробует внедрять в свою коррекционную работу как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы для развития мелкой моторики у детей с проблемами психического развития.
Традиционные:
- Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
- Игры с пальчиками с речевым сопровождением (и без сопровождения);
- Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
- Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
- Игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок;
- Игры на развитие тактильного восприятия;
Нетрадиционные:
- Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щетками;
- Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Наиболее эффективными считаются:
- Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами);
- Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, «ёжики», «скалочки», семена);
- Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки);
- Завязывание бантиков, шнуровка, застегивание пуговиц, замков;
- Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение);
- Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров);
- Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант);
- Игры в «сухом бассейне», наполненном мячиками разной величины и цвета;
- Нахождение заданных предметов;
- Угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь;
- Использование методики Су-Джок (работа с различными семенами);
- Сортировка, выкладывание узоров (можно использовать различные мозаики);
- Применение аппликаторов Н.Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук;
- Работа с пластилином, проволокой;
- Различные виды аппликаций;
- Конструирование из бумаги в технике оригами.
На основе изучения психолого-педагогической литературы была разработана система упражнений:
- развитие пальцев рук, ладони и кисти;
- развитие свободного движения руки;
- тактильные ощущения, силу тонуса мышечного напряжения руки, сформированность щепоти руки.
Развитие тактильных ощущений осуществляется посредством определения предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем. В процессе визуального и тактильного контроля ребенок:
знакомится с различными качествами предметов, связанными с материалом, из которых они сделаны(резиновый, стеклянный, деревянный, бумажный, кожаный и т.д.)
учится резать предметы по форме (круглый, овальный, квадратный, прямоугольный), определяет величину предмета (тонкий, толстый, узкий, широкий, короткий, длинный) – только в сравнении с другими предметами.
Координировать движение пальцев, кисти, всей руки помогает также рисование, штриховка, раскрашивание, работа с трафаретами, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую предмета.
Воспитание ребенка с нарушениями общения.
Ребенок, активно уклоняющийся от общения с окружающими, должен быть обследован врачом-психиатором и детским психологом. Таким путем будет уточнен диагноз, при необходимости назначено лечение и даны рекомендации родителям по коррекционной работе с малышом. Нарушения общения у детей могут возникать по разным причинам. В особом подходе нуждаются дети с ранним детским аутизмом. При воспитании аутичного ребенка в семье надо стремиться установить с ним взаимодействие, развивать у него предпосылки для бытовой и социальной адаптации – навыки опрятности, самообслуживания, речевого общения, стимулировать у него психическую активность и целенаправленность поведения. При этом одновременно важно преодолевать целый ряд болезненных форм его поведения, таких, как негативизм, аффективная возбудимость, расторможенность влечений, агрессивность, страхи и т.п.
Одной из характерных особенностей детей с аутизмом является преобладание у них стереотипных форм движений, речи и поведения. Правильно используя эти стереотипы и насыщая их эмоциональным взаимодействием с ребенком, можно добиться положительного эффекта в аспекте бытовой и социальной адаптации т.е. научить его соблюдать порядок, режим дня, освоить бытовые и трудовые навыки. При работе с возбужденными детьми широко используется музыкальная терапия. Спокойная, мелодичная музыка успокаивает ребенка, создаёт у него положительный эмоциональный настрой, активизирует его деятельность. При проведении занятий с аутичным ребенком, родителям следует иметь ввиду его выраженную психическую пресыщаемость, т.е. невозможность целенаправленно заниматься каким-либо видом деятельности по инструкции взрослого. В тяжелых случаях внимание ребенка удается привлечь лишь на несколько секунд. Эти и другие особенности аутичных детей требуют от родителей большой выдержки и терпения. Родителям следует иметь ввиду, что неконтактность ребенка может иметь множество различных причин и наблюдаться не только у детей с аутизмом. В каждом конкретном случае используются те или иные воспитательные приемы. Иногда неконтактность является единственной особенностью ребенка, отличающей его от сверстников. В этих случаях малая общительность может быть проявлением индивидуального психического склада малыша. Контакты такого ребенка очень избирательны и определяются направленностью его интересов. Родителям мягко и неназойливо следует использовать избирательные интересы ребенка для расширения его контактов со сверстниками. Причиной неконтактности ребенка может быть психотравмирующая обстановка в семье, которая часто имеет место при распаде семьи, противоречивом подходе к воспитанию ребенка, при алкоголизме родителей, а так же при эмоциональном стрессе у матери, возникшем в связи с рождением больного ребенка. Если психотравмирующая ситуация является затяжной, то и стремление уйти от общения со сверстниками и взрослыми приобретает более стойкий характер, постепенно становится личностной особенностью ребенка. Тяжелые переживания формируют у ребенка внутренний конфликт, который и обуславливает нарушения общения: ребенок становится замкнутым, у него наблюдается стойко пониженный фон настроения, он часто плачет, плохо спит, у него снижен аппетит. Иногда такой ребенок становится легковозбудимым, двигательно-расторможенным, агрессивным по отношению к некоторым членам семьи или сверстникам. У него легко возникают различные невротические проявления: тики, ночное, а часто и дневное недержание мочи, страхи.
У таких детей иногда наблюдается мутизм – отказ от речевого общения. Это может быть протест против конфликтной ситуации в семье или против поступления в детское учреждение. Бывают случаи, когда ребенок не хочет разговаривать с определенными лицами. Родителям важно помнить, что мутизм может возникнуть у ребенка с трудностями звукопроизношения, которого принуждают к речи, постоянно поправляют, заставляют говорить правильно. Это особенно часто наблюдается у детей с врожденной повышенной реактивностью центральной нервной системы – у детей с невропатией или врожденной детской нервностью. При воспитании такого ребенка родителям следует постоянно учитывать чрезмерную чувствительность, тревожность, пугливость ребенка. Поэтому любой отрицательный опыт общения фиксируется, и ребенок может длительно избегать общения со сверстниками, в результате чего он оказывается вне детского коллектива. Одной из причин нарушений общения у детей с отклонениями в развитии может быть изначальная установка родителей на изоляцию ребенка от коллектива здоровых сверстников. Поэтому важно, чтобы родители всячески расширяли круг общения ребенка. Правильное воспитание ребенка с отклонениями в развитии в семье возможно только в том случае, если родителям, особенно матери, удается сохранить душевное равновесие. Только такая мать становится активным помощником своему малышу. Она старается как можно лучше понять проблемы своего ребенка, внимательно прислушивается к советам специалистов. Такая мать часто ведет дневник наблюдений за своим ребенком. Ведение дневника не только очень важно для родителей, но и для специалистов, наблюдающих ребенка. Необходимым условием правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка является адекватное отношение близких к его состоянию. Поэтому родители, имеющие детей с отклонениями в психическом развитии, нуждаются в квалифицированной помощи специалистов, моральной поддержке окружающих. Для развития здорового и особенно больного ребенка большое значение имеет его общение с матерью, в ходе которого у ребенка формируется его эмоционально-коммуникативное поведение, имеющее важное значение для дальнейшего психического развития. Стресс матери, возникающий при рождении больного ребенка, мешает установлению нормальных взаимоотношений со своим малышом. Такая мать скованна, напряжена, она редко улыбается, крайне непоследовательна и неровна в обращении с малышом. В результате ребенок растет нервным, возбудимым, у него в еще большей степени проявляется отставание в развитии, особенно задержано развитие речи. В дальнейшем у него не редко наблюдаются выраженные нарушения общения и поведения. Поэтому очень важно, что бы мать с помощью специалистов – врача и психолога – смогла бы преодолеть свое стрессовое состояние и стать активным участником проведения коррекционной работы со своим ребенком. Для того чтобы родители могли помочь своему больному ребенку максимально, важно, чтобы они не замыкались на своем горе, а, оставаясь активными членами общества, постепенно вводили в него малыша, постоянно расширяя его контакты с окружающим миром. Важно, чтобы больной ребенок не чувствовал своей исключительности или обделённости. Так же необходимо, чтобы и мать не чувствовала себя виноватой, или неполноценной, оставалась привлекательной и общительной, сохраняла свои интересы и увлечения, знакомых и друзей. Ни в коем случае не должны быть ущемлены и интересы здоровых братьев и сестер больного ребенка. Нередко здоровому ребенку в таких семьях уделяют мало внимания, требуют чтобы он всегда уступал больному, не жаловался на его неадекватные поступки. Все это неблагоприятно отражается на развитии личности как больного, так и здорового ребенка, а также на психологическом климате семьи. Совершенно недопустима и раздражительность взрослых по отношению к больному ребенку. Нельзя допускать, чтобы родители по пустякам кричали на ребенка, несправедливо наказывали его, ставя в пример здорового брата или сестру, не учитывая при этом ограниченные возможности больного малыша. При воспитании ребенка с отклонениями в развитии очень важно своевременно развивать у него навыки самообслуживания, включать его в жизнедеятельность семьи. К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители, потрясенные горем, стараются оградить ребенка от всех трудностей, удовлетворяют любые прихоти. Это оказывает крайне неблагоприятное влияние на его психическое, и прежде всего личностное, развитие. Такой ребенок часто становится деспотом, и контакт с его окружающим миром еще более нарушается. Родители больного ребенка должны быть в своей семье психотерапевтами. Особенно это относится к семьям, в которых имеются дети с церебральным параличом, ранним детским аутизмом, синдромом Ретта, эпилепсией, сложным дефектом, выраженными формами умственной отсталости. Специалисты объясняют родителям, как ухаживать за ребенком и проводить с ним коррекционные упражнения. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии – нелегкая задача. Очень важно, чтобы родители и окружающие относились к нему естественно, каков бы ни был у него дефект. Поэтому главным условием, при котором ребенок с нарушениями развития вырастет общительным и счастливым, — это прежде всего правильное отношение к нему родителей. Если родители получают радость от общения со своим ребенком и любят его таким, какой он есть, не проявляют излишнего беспокойства, чрезмерно не суетятся вокруг него, не критикуют его, не стесняются его внешнего вида и поддерживают его общение с другими детьми, он вырастает уравновешенным, общительным и ему будет легче адаптироваться в коллективе здоровых сверстников. Особенно это относится к детям с физическими недостатками, и прежде всего с церебральным параличом. Жалость и чрезмерная опека родителями этих детей в значительной степени утяжеляет их дальнейшую социальную адаптацию.
Источник