Воспитание ребенка 5 лет в игре
Воспитание ребенка 5 лет имеет много особенностей. В этом возрасте у малыша вырабатывается свой определенный стереотип поведения в обществе. Ребенок уже многое знает и умеет делать, но его память еще весьма рассеяна. Как правильно воспитывать ребенка в этом возрасте? Прежде всего, родители должны иметь огромное терпение, чтобы постепенно вырабатывать умение у малыша выполнять последовательные действия, напоминать ему о его обязанностях.
Важные задачи воспитания ребенка
Дети — отражение родителей. Детство — это период жизни, когда все возможное еще впереди. Это время без каких-либо обязательств и серьезных переживаний (все негативные и положительные события в розовых тонах). Да, это так. Но если посмотреть с другой стороны, то именно детский возраст — это фундамент новой личности. От чего же? Просто дети — это копия той среды, где они растут. Заложено добро, любовь, порядочность — вырастет воспитанный и успешный человек. Если же заложено зло, ненависть, обида, вырастет неадекватная личность. Конечно, есть исключения, когда ребенок рос в неблагополучной семье, а выбился в люди (большую роль здесь играет самовоспитание). Жаль, но таких случаев мало.
Воспитать сильную и духовную личность — это счастье для родителей, но для этого нужно подавать крохе пример. Самый хороший способ — это определить негативные стороны характера и их переломить (чем раньше, тем лучше). Больше всего будет результат, когда и мама, и папа тоже работают над собой (занимаются самосовершенствованием).
Проблемы в воспитании ребенка 5 лет
Психологически здоровый малыш в 5 лет — это тот ребенок, который полноценно общается со сверстниками, не имеет страхов и достаточно развит для своего возраста. Если хоть один из пунктов отсутствует, тогда нужно действовать: выяснять причину и устранять ее.
Основные проблемы в развитии 5-летнего ребенка:
- Детские страхи. Например, малыш боится того, чего нет (развито сильное воображение в негативную сторону). Бороться с ними — это не простое занятие. Для начала нужно разобраться, откуда они появились (ребенок что-то увидел или услышал, или кто-то сказал). Потом необходимо малышу объяснить суть всего происходящего, так легче будет бороться с его страхами.
- Общение. Если видно, что ребенок не умеет играть вместе с другими детьми, а только балуется, это явный признак недоразвитости ребенка. Уже с 4-х лет малыш должен уметь общаться со сверстниками. Понятие вежливости, уступчивости, успешности и доброты закладывается уже в таком возрасте, ведь ребенок начинает осознанно строить контакты. Чтобы научиться общению, родителям нужно приобщаться к совместному досугу с детьми. Можно поиграть в «дочки и матери» или в «доктора», или порисовать (кто лучше изобразит что-либо) или почитать своими словами детскую книжку (глядя на картинки). Все эти игры очень плодотворно влияют на маленькую личность.
- Ребенок, который превозносит себя над другими детьми, — это тоже негативный элемент. Всегда и везде малыша нужно учить с уважением относиться к старшим, к младшим и к детям своего возраста. Нужно дать понять ребенку, что если кого-то обидел, то попроси прощения, угостили — поблагодари, увидел знакомого — поздоровайся, идешь домой из гостей — попрощайся. Выучив эти простые правила, вырастет вежливый человек.
Развитие ребенка в 5 лет
В этом возрасте малыш должен сам одеваться и раздеваться, легко ориентироваться в пространстве, самостоятельно есть и пить. Также физическая активность более развита (прыгает на одной ноге, в сторону, вперед и назад, марширует в такт музыке, ходит спиной вперед). Слова и фразы становятся более обдуманными. Учитывая все эти факторы, можно понять — развит ребенок или нет.
Как учить малыша в этом возрасте? В 5 лет воспитание ребенка не может обходиться без психологических наставлений. Если родители хотят помочь малышу, то лучше начать с подготовки в детский сад. Чтобы правильно воспитать ребенка, нужно научить его следующим вещам:
- любить себя;
- быть заинтересованным;
- понимать, что можно говорить, а что нельзя;
- доверять родителям;
- не унывать;
- думать что правильно, а что нет;
- не реагировать на все болезненно.
Как правило, если малыш чувствует себя счастливым, оптимистичным, любознательным, дружелюбным, уверенным себе, это заслуга родителей. Такой человечек будет хорошо и с удовольствием учиться, сможет смело бороться с неудачами и будет любить своих родителей.
Воспитание малыша 5 лет часто заставляет родителей прибегать к наказаниям. Но такое воздействие на ребенка в обществе категорически запрещается. Необходимо найти некую альтернативу и научиться наказывать свое чадо правильно. Следует обязательно объяснять малышу, что его действие может причинить боль людям или иметь плохие последствия. Лишь после того, как ребенок несколько раз ослушался после бесед с родителями, можно будет его наказать.
Кризис 5-летнего возраста
Что такое кризис в возрасте — это такой период в жизни, когда у человека меняется отношение к окружающей среде. Дети — не исключение. Такие кризисы у человека происходят с самого рождения, а именно, в 1 год, в 2, 3, 5, 7 лет. Затем следует подростковый возраст, а позже — средний.
Что указывает на начало кризиса 5 лет? То, как ребенок переживает период своего взросления, зависит напрямую от его характера, генетики, окружающей среды и воздействия общества на его психику. Некоторые дети очень бурно и довольно сложно переносят такой период, а другие могут быть абсолютно спокойными, и это время в их жизни для родителей пройдет совершенно незаметно. Пятый год жизни малыша во многом проявляет ошибки в воспитании родителей.
Кризис 5 лет один из самых сложных, а длительность его может составлять от нескольких недель до пары месяцев, что, безусловно, утомительно не только для родителей, но и для самого ребенка. Важно знать все основные симптомы, которые указывают на начало такого периода у вашего чада.
Основные признаки кризиса у малыша 5 лет:
- смена поведения, в основном в худшую сторону;
- раздражительность, злость, проявления нервозности по пустякам;
- быстрая утомительность;
- при разговоре как со взрослыми, так и с детьми начинает кривляться или же вовсе примерять роль шута, что практически у всех вызывает в ответ агрессию;
- агрессивность самого ребенка будет повышена, иногда очень общительные малыши могут замыкаться в себе;
- в отдельных случаях наблюдается неуверенность, боязнь и т. д.
Что делать родителям, когда у ребенка кризис 5 лет? Существует 2 варианта, согласно которым протекает такое состояние:
- родители не обращают на это внимания, то есть все пускается на самотек;
- родители активно воспитывают малыша.
Какой вариант правильный, как воспитывать чадо? Как утверждают психологи, чаще всего более эффективным является внедрение наказаний по отношению к ребенку, но стоит учесть, что все дети индивидуальны. Поэтому для того, чтобы этот период в жизни чада был максимально комфортным, требуется смотреть на ситуацию с двух сторон, а именно — с позиции взрослого и ребенка. В некоторых случаях наказание, упреки и крик будут бесполезны и не дадут никакого результата, они лишь усугубят моральное состояние взрослого. А иногда ребенок после такого отношения может начать бунтовать.
Как себя вести, чтобы улучшить поведение ребенка? Необходимо:
- показать крохе серьезность своих намерений;
- доверять выполнение серьезных (на взгляд малыша) дел;
- повышать самооценку ребенка;
- приучать чадо к самостоятельности.
В заключение можно сказать, что если дать немного свободы малышу для проявления самостоятельности и самовыражения, то кризис закончится быстрее.
Источник
Дети с восторгом принимают все новое, но это не значит, что нужно каждый день покупать им очередную машинку, куклу или конструктор. Для пятилеток легко придумать увлекательное занятие с подручными средствами или совсем без них.
В этой статье мы расскажем, во что поиграть с ребенком 5 лет дома.
Есть разные виды игр:
- Сюжетно-ролевые. Часто практикуются в детском саду, где много ребят.
- Подвижные. Упражнения для физического развития предлагаются в игровой форме.
- Дидактические. Развитие моторики, логики, речи и внимания в увлекательной форме возможно и без использования специальных пособий или игровых наборов.
1. Сюжетно-ролевые игры
Игра — это подготовка к взрослой жизни. В домашних условиях можно примерить на себя несколько ролей, используя только то, что есть в каждом доме.
- Официант. Девочке, которая любит помогать маме на кухне, будет интересно стать официантом. Накрыв на стол, раздав порции всем членам семьи, она почувствует себя настоящей хозяйкой и научится носить полные тарелки и чашки. Можно заранее нарисовать красочное меню, чтобы все было по-настоящему. Если мама не решается доверить ребенку настоящую еду, можно играть пластмассовыми продуктами.
- Продавец. На кухне пусть будет гастроном, а в детской — магазин игрушек. Продавать настоящие крупы и фрукты интереснее, чем пластмассовые. Из купленных товаров можно вместе приготовить обед.
- Водитель автобуса. Мальчик может развозить кукол и мишек на большой машинке или сделать автобус из составленных вместе стульев, чтобы места хватило всем. В игре легко повторить названия знакомых остановок и привычные маршруты, уделить внимание правилам дорожного движения и этикету в общественном транспорте.
2. Подвижные игры
Дети не могут долго сидеть на одном месте. Когда сорванцам хочется порезвиться, лучше организовать подвижную игру, развивающую координацию, силу и ловкость.
- Танец. На празднике, где собирается много детей (например, в день рождения), можно организовать веселый танцевальный флешмоб. Подойдет для этого любимая музыка из мультфильма «Фиксики», дополненная смешными движениями, имитирующими работу бытовых приборов. Эта игра помогает развить координацию.
- Тачка. Взрослый держит ноги ребенка на весу, а тот передвигается на руках. Упражнение хорошо укрепляет мышцы плечевого пояса, при этом воспринимается не как зарядка, а как игра.
- 12 записок. Взрослым потребуется время на подготовку, но зато с каким азартом ребятня будет разгадывать загадки, и искать очередную записку. Сам процесс поиска не менее интересен участникам, чем приз в конце.
3. Дидактические
Учиться новому проще в игре. Можно купить готовые наборы и игрушки, а можно использовать подручные материалы.
- Паззлы. Их легко сделать самостоятельно, разрезав на куски картинку с интересным сюжетом. Полезно собирать круг или квадрат из нескольких фрагментов.
- Шнуровки, пуговицы и молнии. Если ребенку трудно усвоить навык самостоятельного одевания-обувания, нужно тренировать его в игре, одевая-раздевая кукол и мишек.
- Буквы и фигуры. Предложите сложить из спичек или зубочисток буквы, геометрические фигуры. Дидактическое занятие легко совмещать с приготовлением обеда.
- Болтики и винтики. Сын поможет папе навести порядок в ящике с инструментами и всяческими гаечками-болтиками. Мальчик с удовольствием рассортирует их по форме и размеру, заодно научится различать саморезы и болты. С хозяйственным папой дел хватит на все выходные.
4. Интересные игрушки
Зачастую детям быстро надоедают дорогие коллекционные Барби и навороченные автотреки. А другие подарки используются почти каждый день и не приедаются. Покупая игрушку, взрослый должен задуматься, чему научится ребенок с ее помощью и соответствует ли она его интересам. Вот несколько игрушек, которые понравятся практически любому и займут надолго:
- Электронный конструктор. Дети учатся читать схемы, действовать по инструкции. Особенно любим мальчиками с техническим складом ума.
- Конструктор Репейник. Возможность проявить фантазию, создавая разные фигуры.
- Лизуны и сквоши. Некоторые родители считают, что дети занимаются ерундой, катая и растягивая бесформенные комки. На самом деле такая деятельность очень хороша для развития мелкой моторики.
5. Когда руки заняты
Делая что-то по дому, родители могут придумать совместные увлекательные занятия. Пока руки работают, можно вдвоем играть со словами, придумывать загадки, вспоминать детские песенки и даже учить буквы.
- Слова тематической группы. Нужно составить цепочку слов на определенную тему, чтобы каждое следующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего. Например, тема «Животные»: волк — козел — лиса… Ребенок учится выделять из слова отдельные буквы.
- Я знаю больше слов на букву… Выберите любую букву алфавита, а затем по очереди называйте слова, которые с нее начинаются. Отличное занятие для расширения словарного запаса.
- Антонимы. Один игрок называет слово, другой подбирает к нему антоним. Большой — маленький, плакать — смеяться, день — ночь. Развивает логическое мышление.
- Угадай мелодию. Участники игры по очереди напевают мелодию знакомых песен, а остальные их отгадывают. Все слова заменять слогами «ла-ла-ла» или «на-на-на». Развивает память и музыкальный слух.
Родителям нужно играть вместе с детьми, чтобы направлять их интерес в сторону полезных и познавательных занятий.
Вдохновите нас — поделитесь материалом с друзьями в соцсетях:
Загрузка…
Реальные фото детских комнат:
Навигация по записям
Источник
Детки в возрасте 5 лет быстро развиваются и все больше общаются с новыми людьми. Они посещают детский сад, спортивные секции, кружки, и их общение с родителями постепенно сводится к минимуму. Именно в этом возрасте у малыша появляется страх потерять любовь и внимание взрослых. Поэтому будет здорово после насыщенных будней окунуться вместе с малышом в его мир игры и фантазий.
10 лучших игр для девчонок и мальчишек
1. «Съедобное — несъедобное»
Это, пожалуй, самая известная и популярная игра среди детей. Ведущий поочередно бросает мяч игрокам, называя при этом предметы. Если произносится «съедобное» слово, мячик нужно поймать, если «несъедобное» — отбросить. Ребятишки обычно хохочут до колик, когда противник, например, «съедает» шкаф.
Суть игры не просто в перекидывании мячика друг другу, но и в выделении существенных признаков предметов. Освоив классический вариант игры, можно пофантазировать вместе с ребенком и превратить ее в «живое — неживое» или в «полезное — неполезное».
2. «Пойми меня»
Смысл игры заключается в следующем:
Малыш должен дать устное определение предмету, но запрещается показывать на сам объект, который нужно отгадать. Например, ребенок загадывает слово «коробка» и теперь должен описать взрослому признаки этого предмета.
Обычно это бывает так: «Ну, такая красненькая у тебя в комнате на верхней полке». Задача родителей не просто правильно угадать ответ, но и научить малыша задавать уточняющие вопросы, чтобы постепенно заменить размытые описания предметов на более конкретные. В случае с коробкой можно задать вопрос: «Это емкость для хранения вещей?». Поочередно меняйтесь ролями, чтобы ребенок попробовал и давать задание, и отгадывать его.
3. «Крокодил»
В отличие от предыдущей игры, в этой, наоборот, нужно показывать, а не рассказывать. Ведущий с помощью мимики и жестов изображает задуманное слово, а игрок, задавая наводящие вопросы, угадывает, что же он загадал. Наводящие вопросы помогают ребенку направлять свое мышление в нужное русло. К примеру, он спрашивает: «Это живое?» и, получив утвердительный ответ, начинает вспоминать всех известных ему животных. По ходу игры у него будет возникать еще масса подобных вопросов, пока эта цепочка не выведет его к правильному ответу. Так ход мышления малыша развивает навыки алгоритма.
Эту игру можно разнообразить не менее популярной забавой — «море волнуется раз».
Участники двигаются под считалочку:
Море волнуется — раз,
Море волнуется — два,
Море волнуется — три,
На месте, фигура, замри!
На последней фразе игроки замирают. Водящий дотрагивается и «оживляет» понравившуюся фигуру. «Оживший» игрок показывает мимикой и жестами ту фигуру, которую он задумал (например, животное). Водящий должен ее отгадать.
4. «Ничего не вижу»
Игры с закрытыми глазами помогают детям развивать концентрацию, внимание, координацию движений и умение ориентироваться в пространстве. Для начала можно потренироваться на простых заданиях. Например, пусть ребенок с закрытыми глазами переоденется в приготовленную одежду или найдет нужную вещь среди других в коробке. Вот еще несколько игр, в которые полезно и интересно поиграть с малышом дома.
«Жмурки»
Эта игра знакома каждому взрослому с детства. Почему бы теперь не научить в нее играть и своего ребенка? Будет веселее, если участие в игре примут оба родителя. Правила просты: действие происходит в пределах ограниченной площадки. Один игрок выбирается жмуркой. Ему завязывают глаза, ставят на середину ковра и разворачивают несколько раз вокруг себя.
Остальные разбегаются в стороны. Жмурка начинает их ловить. Можно приседать, ползать на четвереньках, но не выходить за пределы комнаты. Чтобы уберечь жмурку от столкновения с опасными предметами следует предупреждать его словом «Огонь». Пойманного игрока жмурка должен опознать на ощупь. Если ему это удается, попавшийся участник становится новым жмуркой.
«Раскопки»
Для этой игры необходимы миски, тарелки с разным содержимым (гречкой, песком, пшеном, рисом), а также мелкие игрушки (это могут быть пуговицы, конфеты, монеты, игрушки из шоколадных яиц). Ребенку завязываются глаза и поочередно подставляются миски. Он должен рассказать, что чувствует на ощупь руками. Постепенно задание усложняется. Теперь можно предложить найти 5 монет, 2 конфеты. В конце игры желательно оставить малышу хотя бы одну находку.
«Кладоискатель»
Цель игры: с закрытыми глазами собрать все части конструктора, пазла, детали разборных игрушек, следуя указаниям ведущего. К примеру: «Один шаг вперед, два шага влево, встать на носочки, открыть шкафчик, взять игрушку…» Когда малыш найдет все детали, повязка снимается и можно приступить к сборке всех частей в единое целое.
5. «Рисование на спине»
Взрослый рисует указательным пальцем на спине ребенка знак, букву, цифру. Через одежду все хорошо чувствуется, но можно «писать» и на голой спинке. Малыш должен догадаться, что же на нем изобразили. Со временем можно перейти на более сложные рисунки или рисовать несколькими пальцами. Движения должны быть плавными, чтобы кроха смог их расшифровать.
6. «Вы поедете на бал?»
Главное правило этой игры: «Черное и белое не носить, «да» и «нет» не говорить!». Если игрок произносит хотя бы одно запрещенное слово, он проигрывает. Ведущий задает ребенку вопросы о предполагаемом бальном наряде, карете, гостях. Малыш должен пофантазировать на эту тему, но не забывать главное правило. В случае с мальчишками это может быть рыцарский турнир или пиратская вечеринка. Эта игра научит кроху контролировать свою речь, создавать сюжеты и следить за ходом мысли.
7. « Комиксы»
Игра заключается в рисовании истории в картинках. Это учит ребенка разбираться в причинно — следственных отношениях и составлять логические цепочки. Допустим, можно на первой картинке нарисовать курицу, сидящую в гнезде, на второй — яйцо, на третьей — яйцо с трещинкой, на четвертой — цыпленка, а на пятой — курицу с цыпленком.
То же самое можно проделать с множеством вариантов событий. Комиксы помогут наглядно объяснить ребенку различные явления, происходящие в окружающей среде. Можно усложнить задачу. Нарисовать только первую и завершающую картинки и предложить малышу самому предположить ход событий, происходящих между ними.
8. «Кто здесь прячется?»
Это настольная игра для развития смыслового запоминания и припоминания у детей. Для игры необходимы предметные картинки, на которых изображены животные, посуда, одежда, фрукты, игрушки, а также люди. Далее взрослый составляет несколько наборов картинок из предметов, объединенных общим смыслом, и их хозяина. Например: плита, кастрюля, сковорода, чашка и женщина (хозяйка); машинка, солдатик, мяч и мальчик (хозяин игрушек). В каждом наборе должно быть не меньше 6 предметов.
Теперь каждый получает по одному набору картинок и сам определяет смысловую связь между ними. Пусть ребенок разложит картинки в том порядке, какой ему кажется предпочтительнее. Лучше проговаривать свои действия, это способствует лучшему запоминанию содержания картинок и их расположения.
Например: «Здесь у нас девочка, рядом с ней я поставлю мячик, в серединку — куклу, возле куклы — коляску, чтобы катать ее в ней…». После этого все картинки переворачиваются, т. е. «прячутся». Взрослый берет карандаш и стучит возле любой картинки малыша со словами: «Тук — тук, кто здесь прячется?». После ответа ребенка взрослый переворачивает картинку. Если ответ правильный, отгаданная картинка убирается, и ход переходит малышу. Так играют до тех пор, пока не останется ни одной неугаданной картинки.
9. «Мемори»
Еще одна достойная игра для развития памяти и внимательности ребенка. Она состоит из набора парных карточек с картинками. Можно изготовить их самим, либо приобрести готовые в магазине детских игрушек. Для 5 — летнего ребенка подойдет набор из 72 карточек.
Цель игры: собрать наибольшее количество парных карт.
Правила просты: карточки тщательно перемешивают и раскладывают в случайном порядке картинками вниз. Каждый игрок за один ход может открыть любые 2 карточки. Если открылась пара, то карточки можно забрать себе и сделать следующий ход. Если пара не совпала, карточки кладутся обратно, и право хода отдается другому игроку. Победитель тот, кто наберет больше парных карт.
10. «Художники»
Рисуя, ребенок создает свой собственный мир. Не стоит ограничивать его популярными фломастерами, ведь краски, карандаши и мелки способны создать неповторимую палитру цветов.
Есть такая занимательная игра, в которой нужно сообща нарисовать картину. Но трудность в том, что рисовать надо поочередно: один рисует голову, второй — шею, затем опять по очереди — туловище, ноги и т. д. Именно в 5 — летнем возрасте ребенок проговаривает вслух свои фантазии или разыгрывает их. Поэтому на листе бумаги можно создавать целые истории.
В эти игры можно играть и вдвоем с ребенком, и большой детской компанией. Помимо них существует еще масса увлекательных занятий для досуга с малышом.
С ребенком этого возраста обязательно нужно:
— читать: слушая чтение взрослого, малыш переживает за героев.
— рассказывать сказки: можно рассказывать сказку совместно с ребенком — родитель начинает, малыш развивает сюжет.
— перевоплощаться: играть в сюжетно — ролевые игры, устраивать мини — спектакли, импровизировать.
— отвечать на вопросы: не оставлять вопросы ребенка без ответа.
— отгадывать загадки.
— подбирать рифмы.
Игра для ребенка — это способ познания мира. Именно самые близкие в его жизни люди — родители — должны помочь ему освоить эту науку играючи.
Автор статьи: педагог Половинкина Ольга Владимировна
Post Views:
1 044
Источник