Воспитание как целенаправленный процесс способствующий развитию ребенка
ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
С. М. Халиди
Колледж общественного питания и сервиса, г. Астана, saule_halidi@mail.ru
Рецензент – К.К. Ахметова, к.п.н. ФАО НЦПК «Өрлеу», г. Астана
Искусство воспитания имеет особенность,
что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
К.Д. Ушинский
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Основной задачей реформирования отечественного образования является достижение уровня мировых стандартов. Процесс образования и воспитания, должен основываться на гуманистических принципах и служить всестороннему становлению человека, при этом формирование и удовлетворение образовательных, духовно-нравственных потребностей должно проводиться с учетом возможностей личности. Только в этом случае мы можем повысить статус и авторитет национальной системы образования в государственной и общественной сферах. Образование, в основу которого положены современные достижения науки и техники, культуры и искусства, педагогических технологий, будет служить гарантом формирования интеллектуальной нации. Формирование интеллектуальной личности является одной из актуальных долгосрочных задач единого процесса образования и воспитания, поскольку образованность, интеллектуальность современного человека должны быть сопряжены с его богатым внутренним миром, высоким уровнем культуры, осознанно гуманным отношением к внешнему миру, приверженностью к национальным и общечеловеческим ценностям. Становиться актуальным, необходимым использование в воспитании молодого поколения, анализ общечеловеческих ценностей исходя из накопленного веками опыта в условиях возрождения национального самосознания и социально-экономического развития с момента обретения независимости нашим государством. Привитие национального воспитания в процессе обучения будет иметь свои особенности. Научная значимость увеличивается, так как путем привития национального воспитания мы его связываем с требованиями настоящего времени и учитываем национальные ценности, культуру, историю, обычаи. В процессе привития национального воспитания молодому поколению, молодое поколение посредством национального воспитания не только изучает свои истоки и черпает силы из нее и испытывая чувство гордости и воспитывая в себе патриотизм, также интересуется другими культурами. И как сказал Президент нашей страны: «Мы должны думать не только о том, чтобы мы могли похвастать не только нашими предками, но и оценкой настоящего и возможностями в будущем».
История народного опыта в воспитании, его становление и развитие переживало разное время. Идя в ногу со временем, и подвергаясь веянию времени, не теряя ценностей, которые нужны в быту, а наоборот приобретает все более актуальность и возрождает качество народа. Бич нашего времени это то, что поколение, которое сдает родителей в дома престарелых, отказывается от детей, молодежь, которая предалась употреблению алкоголя и наркотиков, попадание в секты, совершение тяжких преступлений, занятие девушками казашками проституцией, чтобы излечить общество от этого общества, нам необходимо возродить ценности народа, которые лежат в основе национального воспитания. Причиной того, что общество больно такими болезнями, является то, что в образовательных учреждениях не прививается национальное воспитание. Со времени распада Советской эпохи, народ жил, оглядываясь по сторонам и метаясь в своих исканиях, растеряли все свои истинные ценности и приобрели не свойственные ему неприятные черты, такие как описаны выше [1].
В ходе привития казахского национального воспитания, мы берем за основу человеческие качества, прививая им национальную самобытность и вместе с тем в ногу со временем, идущее молодое поколение, которое в условиях глобализации, является современным молодым поколением, которое избавилось от нелицеприятных привычек. «В мировой практике есть одна правда (акикат). Его основой является – государство, точнее говоря национальное государство. Говоря по правде, только та нация, которая создало государство, может влиться в мировой поток и создать свой собственный образ процветания встать на одну линию с процветающими странами» Также, современное состояние нашей страны и стремление занять свое место в мире являются стремлением государственности. Интеллектуальный капитал – это аккумулируемая научно-профессиональная и культурная информация, знания и профессиональные компетенции представителей нации во всех сферах жизнедеятельности, интеллектуальное, культурно-нравственное развитие нации, ее позитивные психические и моральные особенности. Интеллектуальный капитал есть богатство и достояние нации, который составляют образованность, патриотизм, уважение традиций и обычаев народа, а также активная гражданская позиция, смелость, правдивость, дисциплинированность, трудолюбие, т.е. позитивные привычки социального поведения отдельной личности. Сформированность этих основных качеств, как у отдельной личности, так и нации в целом является признаком интеллектуальной нации [2].
Итак, «Национальное воспитание» – это уважение личностью личности, религиозной терпимости, уважение к обычаям и традициям, обучения ценностям национального достояния, все то, что будет способствовать использованию этих навыков и умений в определенных ситуациях, то есть подход к этой науке и создание учебной программы посредством разностороннего анализа. Только в этом случае мы можем воспитать патриотичную личность. Актуальное в современном обществе понятие формирование интеллектуальной нации очень важна роль национального воспитания. Воспитанный человек становится интеллектуально развитой личностью. Поэтому образованный учитель должен рассматриваться не только как в качестве практического орудия для формирования интеллектуального поколения, так и с точки зрения научной необходимости. Орудием для процветания независимого и прославляющегося государства являются знание и образованное поколение. В толковых словарях, понятия педагогика и психология «Человечное воспитание личности самосознание формируют действия и ценностное направление. Воспитание человечности наряду с формированием знания, навыков и привычек развивают еще и совестливость и интерес к новому» дано такое определение [3].
С этой точки зрения возникает такой вопрос: «Оказывает ли положительное воздействие современных технологий в воспитании ребенка?» Можем ли мы утверждать, что телевизор, сотовые телефоны, видео и компьютерные игры, демонстрирующие перестрелку, гонки, сход лавин и другие явления воздействуют на психологию личности и восприятию окружающего. Такие причины в настоящее время разделяют понятие в воспитании ребенка и важно, чтобы мы использовали современные технологии в соответствии с требованиями современности и учебной программы [4].
Для того, чтобы определить научно-теоретические основы национального воспитания, нужно учесть его особенности. По определению академика Волкова Г.Н., к этим особенностям относятся такие понятия, как национальное воспитание должно внедряться с самого рождения; создание социума, подчинение окружающей среды, природы посредством труда. Труд играет огромную роль в становлении первых людей, появление других видов воспитания, правила, которые зародились в ходе приобретения народом опыта и являющиеся эмпирическим знанием. Так как народная педагогика основывается на искусстве и труде, она постоянно развивается и совершенствуется; также народная педагогика основывается на научной системе, не на теории, а на образцах воспитания отдельного индивидуума, результатах, то есть на том, что воспитание непрерывно развивается, полученные виды воспитания не разделяются в обществе и даются неделимо.[5]
В одном и том же классе или студенческой группе обучающиеся изучают математику. Естественно, что условия, в которых они занимаются, примерно одинаковы. Однако качество их успеваемости зачастую бывает весьма различным. Конечно, в этом сказываются различия в их способностях, уровень предшествующей подготовки, но едва ли не решающую роль играет их отношение к изучению данного предмета. Даже при средних способностях школьник или студент могут весьма успешно учиться, если будут проявлять высокую познавательную активность и упорство в овладении изучаемым материалом. И наоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение к учебной работе, как правило, ведут к отставанию. Не менее существенными для развития личности является также характер и направленность той активности, которую проявляет личность в организуемой деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором – индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым педагогом задачу – постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как определяющие факторы воспитания и личностного развития учащегося.
Приведенные суждения, на мой взгляд, достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.
Интеллектуальный потенциал общества формируется и развивается системами воспитания и образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, непрерывным самообразованием, научными исследованиями, а также с помощью инструментов и механизмов, которые применяются при принятии и реализации решений в различных областях [6].
Время диктует необходимость подготовки конкурентоспособных специалистов, в частности, учителей с высоким уровнем интеллекта и культуры, которые призваны сформировать и развить стартовый интеллектуальный потенциал и хорошее здоровье молодого поколения. Так, подготовка кадров направлена на разностороннее развитие будущих специалистов и реализуется в соответствии с современными требованиями общества.
Список литературы
1. https://www.science-education.ru/105-7242 Научное обоснование основных факторов формирования интеллектуальной нации в условиях высшей школы Республики Казахстан Ж.А. Сейсенбаева.
2. Образование Казахстана в годы независимости (1991–2011 гг.); под общ. ред. Министра образования и науки РК, академика Б.Т. Жумагулова / д.п.н, профессор С.Ж. Пралиев, д.хим.н., профессор М.Е. Ермаганбетов, д.ф-м.н., профессор В.Н. Косов, к.т.н., профессор М.А. Нуриев, д.и.н., профессор Е.А. Кузнецов, к.фил.н. Ж.А. Сейсенбаева, А.Н. Якупова, к.фил.н., доцент Цыренжапова Г.Г., д.полит.н., доцент Ж.К. Симтиков, к.филос.н., доцент Г.Р. Кириллова, к.пед.н., доцент М.А. Скиба, к.п.н. Р.Б. Мухитова. – Алматы, КазНПУ имени Абая, Изд-во «Ұлағат», 2011 – 176 с.
3. Пралиев С.Ж., Нуриев М.А., Сейсенбаева Ж.А. «Білім беру сапасы және оқу үдерісін жетілдіру». Материалы научной конференции // Современные проблемы высшей школы Казахстана. – Алматы, 14 сентября 2009.
4. Пралиев С.Ж., Нуриев М.А., Якупова А.Н., Цыренжапова Г.Г., Сейсенбаева Ж.А. Білім беру траекториясын анықтау және оқу процесіндегі реформаны тереңдету // Білім Образование (ғылыми-педагогикалық журнал). – 2009. – № 5(47).
5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Педагогика, 2000. – 188 с.
6. Пралиев С.Ж., Нуриев М.А., Якупова А.Н., Сейсенбаева Ж.А. Пути дальнейшего совершенствования образовательного процесса в Республике Казахстан // Ұлттық тәрбие. – 2010. – № 1.
7. Нуриев М.А., Сейсенбаева Ж.А., Якупова А.Н. Роль национального воспитания в образовательном процессе // Образование и наука XXI век: материалы 7-й международной практической конференции. – Т. 10 Педагогические науки. – София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2011. – 72 с.
Аннотация. Мақалада тәрбие болашақ тұлға бойында қоғамдық әлеуметтік қасиеттер мен сапаларды қалыптастыру мақсатында арнайы ұйымдастырылған педагогикалық ықпал етуші ретінде қарастырылады.
Аннотация. В статье воспитание определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств.
Abstract. In this article is spoken the education is a specially organized educational influence to the developing person with aim of organizing in them, the social attribute and quality, appointing by society.
Источник
Воспитание как целенаправленный процесс развития личности представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, определяющее влияние на выбор которых оказывает личность воспитанника. Именно уровень актуального развития воспитанника в данный конкретный период времени является первопричиной определения цели, а затем и содержания, форм, методов, средств воспитания, на отбор которых в определенной степени оказывает влияние уровень профессионализма педагога. Процесс воспитания может быть эффективным и малоэффективным. Его характер определяется не только культурой общества и микросреды, но и субъектами воспитания, включенными в этот процесс, их целями, мотивами, установками, уровнем культуры в целом.
Воспитание – целеустремленное, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества (Н.Е.Ковалев);
Важнейшие общие закономерности воспитания:
▪ воспитание детерминировано культурой общества;
▪ воспитание и обучение – два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;
▪ эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание;
▪ эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных воспитаннику и педагогу.
▪ воспитательный процесс представляет собой постоянную трансформацию внешних воздействий во внутренние процессы личности;
▪ действенность воспитания обусловлена учетом потребностей, интересов и возможностей личности, отношением к ней как к целостности и самости;
▪ результаты воспитания зависят от понимания и учета влияния на личность объективных и субъективных факторов.
Цель воспитания – формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Социально, духовно и морально зрелая творческая личность – личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции, с присущими ей качествами гражданина, патриота, труженика и семьянина.
Приоритетными принципами воспитания в современных условиях являются:
▪ принцип научности как опора в воспитательном процессе на психологические и половозрастные особенности детей и учащейся молодежи, использование воспитателем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке;
▪ принцип природосообразности, определяемый не только проявлением природных задатков индивида, но и психофизиологическими возможностями человека и их обусловленностью информационными и социальными явлениями;
▪ принцип купьтуросообразности, проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры;
▪ принцип ненасилия и толерантности предполагает терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности, отказ от любых форм психологического и физического насилия;
▪ принцип связи воспитания с жизнью проявляется в учете воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности воспитанников;
▪ принцип открытости воспитательных систем предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, ее реальной жизнедеятельностью, создание на этой основе детских дошкольных учреждении открытого тина, социально-педагогических, социально-культурных, образовательно-культурных комплексов;
▪ принцип вариативности деятельности, соответствие ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности;
▪ принцип эстетизации детской (молодежной) жизнедеятельности.
Методы воспитания:
По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание. В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно. Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.
По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:
1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи.
2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:
1. Методы формирования сознания личности.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности.
Источник
Библиографическое описание:
Караханова, О. Ю. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности / О. Ю. Караханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 15 (74). — С. 272-274. — URL: https://moluch.ru/archive/74/12503/ (дата обращения: 23.09.2020).
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.
В. А. Сухомлинский писал: «воспитание — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления — и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает»(2). Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания.
Великий ученый раннего средневековья Востока Абу Али ибн Сина писал, что “…в воспитании ребёнка ведущую роль играет окружающая среда. Воспитание совершенного, т. е. полноценного человека является делом не одного дня, и поэтому воспитывать ребёнка надо терпеливо”(1).
Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника.
Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса — формирование гармонично развитой, общественно активной личности.
Воспитание — процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу.
Прежде всего следует отметить, что понятие «воспитание» употребляется в самых различных значениях: подготовка подрастающего поколения к жизни, организованная воспитательная деятельность и т. п. Ясно, что в разных случаях понятие «воспитание» будет иметь различный смысл. Это различие особенно четко выступает, когда говорят: воспитывает социальная среда, бытовое окружение и воспитывает школа. Когда говорят, что «воспитывает среда» или «воспитывает бытовое окружение», то имеют в виду не специально организованную воспитательную деятельность, а то повседневное влияние, которое оказывают социально-экономические и бытовые условия на развитие и формирование личности.
Иное значение имеет выражение «воспитывает школа». Оно четко указывает на специально организованную и сознательно осуществляемую воспитательную деятельность. Это отнюдь не означает, что школьное воспитание отгораживается от влияний среды и бытовых влияний. Наоборот, эти влияния должны максимально учитывать, опираясь на их положительные моменты и нейтрализуя отрицательные. Суть дела, однако, состоит в том, что воспитание как педагогическую категорию, как специально организованную педагогическую деятельность нельзя смешивать с разнообразными стихийными влияниями и воздействиями, которые испытывает личность в процессе своего развития.
Но в чем же состоит сущность воспитания, если рассматривать его как специально организуемую и сознательно осуществляемую педагогическую деятельность?
Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств. В других же работах слово «воздействие» как неблагозвучное и якобы ассоциирующееся со словом «понуждение» опускается и воспитание трактуется как руководство или управление развитием личности.
Однако, как первое, так и второе определения отражают только внешнюю сторону воспитательного процесса, только деятельность воспитателя, педагога. Между тем, само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние. Но как раз об этом в приведенных определениях сущности воспитания умалчивается. Не проясняется в нем и вопрос о том, каким само по себе должно быть это педагогическое воздействие, какой характер оно должно иметь, что зачастую позволяет сводить его к различным формам внешнего понуждения.
Воспитание в философии определяется как воспроизводство социального опыта в индивиде, как перевод человеческой культуры в индивидуальную форму существования. Это определение полезно и для педагогики. Имея в виду деятельностный характер воспитания, Ушинский писал: «Почти все ее (педагогики) правила вытекают посредственно или непосредственно из основного положения: давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами неограниченной, поглощающей душу деятельности».
Для педагогики, однако, весьма важным является то, что мера личностного развития человека зависит не только от самого факта его участия в деятельности, но главным образом от степени той активности, которую он проявляет в этой деятельности, а также от ее характера и направленности, что в совокупности принято называть отношением к деятельности. Обратимся к примерам.
В одном и том же классе или студенческой группе обучающиеся изучают математику. Естественно, что условия, в которых они занимаются, примерно одинаковы. Однако качество их успеваемости зачастую бывает весьма различным. Конечно, в этом сказываются различия в их способностях, уровень предшествующей подготовки, но едва ли не решающую роль играет их отношение к изучению данного предмета. Даже при средних способностях школьник или студент могут весьма успешно учиться, если будут проявлять высокую познавательную активность и упорство в овладении изучаемым материалом. И наоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение к учебной работе, как правило, ведут к отставанию.
Не менее существенными для развития личности является также характер и направленность той активности, которую проявляет личность в организуемой деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором — индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым педагогом задачу — постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как определяющие факторы воспитания и личностного развития учащегося.
Приведенные суждения достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.
Литература:
1. Ибрагимов Х. И., Абдуллаева Ш. А. История педагогики и образования. Учебник для магистрантов. Ташкент, 2009.С.49.
2. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
3. Харламов И. Ф. Педагогика. Учебное пособие. М., 2002.
4. https://www.dialectic.ru/pedagogics.htm.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитание, организованная воспитательная деятельность, развитие личности, бытовое окружение, ведущая роль, воспитательный процесс, деятельность, организуемая деятельность, формируемая личность, целенаправленное формирование.
Источник