Воспитание индивидуальности ребенка включает в себя развитие активности

Воспитание индивидуальности ребенка включает в себя развитие активности thumbnail

Воспитание
индивидуальности как одно из направлений становления личности  .

     Основными
параметрами личностного развития ребенка на сегодняшний день можно считать его
ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность,
чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития
этих качеств можно рассматривать как показатель сформированности социальной
компетентности и социального развития личности.

  Создание
условий для интеллектуального и духовного развития, самопознания,
самоопределения, самореализации личности в соответствии с индивидуальными
личностными особенностями, все чаще рассматривается как важнейшая задача
образования. Поэтому в последние годы акцент в воспитательной практике смещается
в сторону поддержки становления в растущем 
человеке  ярко индивидуального,
которое призвано ему помочь стать самим собой и добиться благодаря этому
жизненного успеха.

        В
качестве требований воспитания, ориентированного на развитие индивидуальности
растущего человека, избираются следующие принципы построения воспитательного
взаимодействия: целостности; бинарности;
доминанты; вариативности; помогающих отношений; творческой активности;
рефлексивности.

   Принцип
целостности:
педагогические действия
не должны распыляться ради формирования каких-то отдельных, порой и не очень
существенных, сторон и качеств человека, а должны сосредотачиваться на развитии
системообразующего свойства, придающего человеку целостность.

     Принцип бинарности: (бинарный двойной, двуединый, состоящий из двух
частей, компонентов и т.п.) предполагает выделение парных методов
«воспитания-самовоспитания».

          Принцип
доминанты
требует от воспитателя
внимательного изучения воспитанников и тщательного анализа их поступков, что
способствует выявлению, осознанию пониманию педагогом доминантных состояний у
детей. Это является несомненно важным для развития индивидуальности школьников,
ведь из совокупности присущих им доминант формируется «руководящий стержень» их
мыслей и действий, т.е. авторское отношение к жизни.

 Принцип вариативности требует от педагога умения проектировать и создавать
в воспитательном взаимодействии с учащимися ситуацию выбора. Без выбора
невозможно развитие индивидуальности ребенка, проявление его способностей.
Педагог может и должен помочь учащемуся жить, учиться и воспитываться в
условиях постоянного выбора цели, содержания, формирования способов организации
индивидуальной и коллективной деятельности.

Принцип
помогающих отношений
нацеливает
воспитателя на отказ от использования средств формирующей педагогики, на
обогащение своего педагогического арсенала индивидуальностно-ориентированными
формами и способа ми воспитательного взаимодействия.

Принцип
творческой активности
обращает
внимание воспитателя на необходимость проектирования и создания условий для
проявления и развития креативных способностей учащихся, на стимулирование у них
желания стать субъектами индивидуального и коллективного жизнетворчества.

Принцип
рефлексивности
. является отражением
необходимости осуществления педагогической деятельности по формированию у детей
умений и навыков самоанализа и самооценки, потребности в рефлексии событий,
происходящих в совместной и индивидуальной жизни.

Приемы и методы педагогического взаимодействия
педагога и воспитанника в процессе воспитания индивидуальности представлены в
таблице: (См. Табл №1).

          Таким образом, воспитание,
содействующее развитию индивидуальности, включает в себя следующие приоритетные
направления:

1.Создание авторского отношения человека к
собственной жизни, к своему социальному и природному окружению.

2.Развитие задатков и способностей растущего человека.

            3.Освоение социокультурного
опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности.

4.Формирование нравственной направленности ребенка.

5. Развитие творческой активности детей.

Развитию
и проявлению индивидуальности ребенка способствуют следующие формы
воспитательной работы:

1.Учебные занятия спецкурсов «Самосовершенствование
личности» (Г.К. Селевко), «Философия жизни» (Т.Е. Щуркова) и др.

2. Циклы тематических классных часов: «Стать самим
собой», « Познай самого себя», «Сотвори сам себя» и др.

3.Тренинги саморазвития, личностного роста.

4. Мастерская самопроектирования.

5.Творческая самопрезентация.

6. Персональная выставка.

7.Смотр — конкурс «Ученик года», «Зажги свою звезду»

8. Дневник достижений.

9. Личный сайт школьника.

  В этом учебном
году я являюсь классным руководителем 5-го класса.  Систему воспитательной работы в классе я
решила построить с применением технологий развития индивидуальности ребенка,
так как  это направление отвечает
требованиям воспитания в современных условиях. В классе всего 9 учащихся, таким
образом есть возможность индивидуально поработать с каждым учеником в классе,
помочь ему выстроить свою  личную
программу саморазвития. Небольшая наполняемость классов является на сегодняшний
день особенностью нашей школы. В связи с этим, 
учебно-воспитательный процесс школы может строиться таким образом, чтобы
каждый ребенок нашел в школе свою нишу и почувствовал себя комфортно,
осознавая, что есть дела, в которых он захочет участвовать и будет оценен по
достоинству. Для этого в нашей школе созданы все необходимые условия: действуют
кружки и клубы по интересам, спортивные секции, компьютерный класс, библиотека,
школьный краеведческий музей.

 Прежде чем начинать планирование
воспитательной работы, нужно хорошо представлять себе особенности класса. Важно
дать объективную характеристику совместной деятельности и оценить специфику
общения членов классного коллектива, сформированных волевых и
эмоционально-психологических отношений, установленных с другими сообществами
детей и взрослых, формальных и неформальных связей. Охарактеризовать  возможности детей можно по следующей таблице:
(См. Табл.№2)

    Таблица позволяет в сжатой форме
выразить наиболее очевидные особенности ребенка. Заполнение ее легко
осуществить после проведения в классе анкетирования среди учащихся, родителей,
а также других методик, позволяющих представить себе внутренний мир школьника.
Имея перед собой такую таблицу, можно определить, какие существуют общие
тенденции и возможные специфические маршруты развития  учеников класса. На этом этапе работы он может
сделать пометки о возможных индивидуальных поручениях, соответствующих
особенностям характера, интересам, способностям конкретных ребят; о школьных и
районных мероприятиях, в которых могут принять участие ученики класса.                       

    Система индивидуальностно-ориентированной деятельности
педагога может складываться из совокупности представленных в таблице  элементов. (См. Табл.№3)

  Конечная
цель работы по самопознанию и саморазвитию развитие потребности в постоянном
самосовершенствовании. Одним из путей формирования этого мотива выступает
обучение навыкам рефлексии, умению планировать свое будущее, определять
собственные перспективы. Формой такой дельности может стать заполнение своего
рода дневника: «Дневник достижений», «Тетрадь саморазвития», «Мой дневник»
ит.д. Среди разделов или рубрик «дневника» могут быть выделены следующие:

— что мне больше всего в себе нравится;

-я хотел(а) бы в себе изменить;

-лучше всего я умею;

-я не очень хорошо умею;

-я хочу научиться.

    Примером педагогической технологии, которую я
взяла в основу своей воспитательной системы может стать технология, представленная
в журнале «Классный руководитель» № 4, 2009 г.: «Как стать личностью»: технология
поддержки социального становления школьников», разработанная   Тыртышной М.А.( замдиректором Центра Образования
№18 по научно-экспериментальной работе, г. Йошкар-Ола.). Она предусматривает
организацию деятельности учащихся в классе и в местном сообществе через самостоятельную
работу с дневниками развития.

Читайте также:  Развитие ребенка в новочеркасске

 Технология
рассчитана на 5-9-й класс и представлена комплектом методических рекомендаций
для педагогов и индивидуальных дневников развития для каждого ребенка: 5-6-й
класс: «Шаги к познанию», 7-8-й класс: «Воспитание характера», 8-9-й класс: «
Ключ».

   В части А определяются цели и задачи
программы, формы и методы индивидуального участия каждого ребёнка. Проводится
тренинг групповой работы.

 В части Б определяется, формируется общее представление о способностях
человека и проводится психолого-педагогическое тестирование способностей.

    В части В формируется представление о познании вообще, о формах
познания мира человеком. Проводится тренинг на развитие информационно познавательных
компетентностей учащихся.

   В части Г проводится тренинг на развитие общеучебных навыков,
мышления и памяти.

  В части Д проводится тренинг
управления эмоциями и чувствами человека (тренинг эффективного поведения). (См.
Табл.№4)

   Работа
с «дневником» выполняет двойную роль. С одной стороны, он способствует
стимулированию работы по самопознанию и саморазвитию, с другой служит
диагностическим материалом для педагогического наблюдения.

   Роль
родителей в развитии индивидуальности трудно переоценивать. Они должны стать
заинтересованными участниками этого процесса. 
Эдвайс-встреча — форма работы с родителями в технологии «Как стать
личностью»,разработанной  Тыртышной М.А.
Она может использоваться для обсуждения учебных результатов и достижений
(проблем) личностного развития и представляет из себя индивидуальные
консультации с учителями-предметниками, воспитателями, психологами,
администраторами школы, руководителями кружков, секций и др. По специальному
расписанию родители и дети приглашаются на консультации-встречи (по 10—15
минут), на которых обсуждаются проблемы и перспективы личностного развития
отдельных учащихся. При этом сообща вырабатываются пути разрешения проблем, определяются
оптимальные формы учебной и специальной деятельности. Эдвайс — встречи
проводятся не реже двух раз в год. Могут быть приняты специальные оценочные
рефлексионные формы. Они используются как рекомендации родителям или входят в
дневник развития ребёнка. (См. Табл.№5)

  При
организации деятельности по развитию индивидуальности важно помнить об
оптимальном сочетании групповых и индивидуальных форм работы. А можно
попытаться найти такие, которые способны логично соединить в себе развитие
индивидуальности ребенка и его вклад в общее дело. Примером может служить «дерево достижений класса». В течение года
это дерево заполняется плодами, под которыми понимается вклад отдельного
ребенка в достижения класса..

    Несколько страниц в конце дневника
развития следует отвести для подведения итогов за текущий год. В эту часть
дневника ребята собирают свидетельства своих достижений: грамоты,
благодарственные письма, отзывы, характеристики от организаторов и др. Фиксацию
достижений следует отражать в специальном бланке. (См. табл. № 6).   

    Критериями сформированности
индивидуальности ребенка и эффективности процесса воспитания могут выступать
следующие:

1.  Умение и стремление к познанию и проявлению своих
возможностей.

2.     Креативность личности.

3.Выбор нравственных форм и способов самореализации и
самоутверждения.

4.Адекватная положительная самооценка, уверенность в
своих силах и возможностях.

5.     Способность к рефлексии.                        

                            ( смотри таблицы в приложении)    

Источник

Краткое описание документа:

Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.

Для ребенка школа и все, что с ней связано, является единственным источником его радостей и разочарований, его успехов и неудач. Именно школа и классный руководитель являются определяющим фактором в развитии личности ребенка, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в школе. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть шанс на успех и в жизни. А для этого необходим долгий и упорный труд. Поэтому каждый ребенок должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей. Мне близки слова Томаса Эдисона: «Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда»

Но мы не должны забывать и о том, что природа сильнее, чем воспитание. Природа – корни, воспитание — крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Содержание воспитательной работы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества.

Ядром индивидуальности, по нашему глубокому убеждению, является формирующееся в процессе жизнедеятельности творческое отношение человека к себе и своему бытию. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выбора форм и способов поведения и отношений с окружающими.

Компонентом индивидуальности являются задатки и способности. По их проявлениям, как правило, и судят об индивидуальности того или иного человека. И это не случайно, ведь сделанный индивидом выбор предмета собственных привязанностей и увлечений из широкого спектра человеческих занятий, устойчивый интерес к какому-либо делу, раскрытие в нем своих способностей обусловливает формирование индивидуального стиля и неповторимого образа жизнедеятельности человека. Склонности и способности можно образно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности. Не зря В.А. Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является стремление и умение педагога: «подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».

У каждой личности есть социально-культурный опыт, который включает в себя знания, умения и навыки самопознания, самопроектирования, самостроительства. От богатства такого опыта зависит яркость и многогранность человеческой индивидуальности,

Следующий компонент – нравственная направленность, которая соотносится с духовно-нравственными ценностями общества.

И, наконец, заключительным компонентом индивидуальности является творческая активность. Если она отсутствует, то невозможно представить формирование яркой индивидуальности и полномасштабного самоосуществления человека, так как при этом проявится типичность, стандартность, незаметность.

Источник

Марина Полянская
«Воспитание индивидуальности дошкольников»

Читайте также:  Развитие ребенка к концу 1 месяца жизни

Актуальность

Потребность педагогов в комплексном подходе к обучению, воспитанию и развитию ребенка. Своевременная помощь детям, на раскрытие оптимальных возможностей и неповторимой индивидуальности каждого ребенка с учетом психологических особенностей.

Цель: Всестороннее воспитание и развитие индивидуальности каждого ребенка дошкольного возраста. Создание оптимальных условий ребенку для возможности радостно и содержательно прожить детские годы.

Задачи:

1. Воспитание социально-адаптированной личности.

2. Воспитание уверенного в себя ребенка с чувством собственного достоинства.

3. Воспитание самостоятельного ребенка, умеющего обслужить самого себя и желающего оказать помощь другим.

4. Воспитание творческой личности, умеющей найти себе занятие по своим интересам и способностям

ПЛАН РАБОТЫ:

1. Сотрудничество ДОУ с семьей в организации воспитательного процесса.

— задачи воспитания детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

— формы работы с родителями в организации воспитательного процесса

2. Адаптация ребенка к условиям ДОУ

— взаимодействие педагогов ДОУ в период адаптации детей

— организация развивающей среды в группах с целью всестороннего воспитания и развития детей

3. Общение ребенка с взрослыми и сверстниками.

-ребенок познает сам себя

— общение ребенка с детьми

— общение ребенка со взрослыми

— общение детей в игровой деятельности

4. Ознакомление ребенка с окружающим миром

5. Игровая деятельность ребенка.

6. Трудовая деятельность ребенка.

— осваиваем гигиеническую культуру

— осваиваем элементарную трудовую деятельность

— изучаем труд взрослых

7. Самостоятельная деятельность ребенка.

Направления воспитательного воздействия

1. Сотрудничество ДОУ с семьей в организации воспитательного процесса.

2. Адаптация ребенка к условиям ДОУ.

3. Общение ребенка с взрослыми и сверстниками.

4. Ознакомление ребенка с окружающим миром.

5. Игровая деятельность ребенка.

6. Трудовая деятельность ребенка.

7. Самостоятельная деятельность ребенка.

Направления воспитательного воздействия

Направления задачи

Сотрудничество ДОУ с семьей в организации воспитательного процесса Наладить тесное взаимодействие, надежную взаимопомощь, искреннее взаимопонимание с родителями по проблемам воспитания ребенка в семье.

Адаптация ребенка со взрослыми и сверстниками Способствовать благоприятной адаптации ребенка в ДОУ, установлению добрых отношений с педагогами и сверстниками, ус-тойчивому положительному самочувствию

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками Воспитывать культурного, коммуникабельного ребенка, способного понимать чувства, настроения, потребности окружаю-щих его людей и умеющего находить средства межличностного взаимодействия

Ознакомление ребенка с окружающим миром Воспитывать доброго, чуткого, гуманного ребенка, умеющего познавать, любить, ценить и беречь окружающий социальный, предметный и природный мир

Игровая деятельность Воспитывать находчивого, умного ребенка, умеющего самостоятельно и в коллективе играть в разнообразные игры и переносить знания, умения и навыки, по-лученные в игровых процессах, в различные жизненные ситуации

Трудовая деятельность Воспитывать трудолюбивого, бережливого, старательного ребенка, способного самостоятельно обслуживать себя, оказывать помощь окружающим, умеющего ценить чужой труд

Самостоятельная деятельность ребенка Воспитывать творческого, инициативного ребенка, умеющего проявить свои индивидуальные способности в самостоятельной художественно-речевой, музы-кально-театрализованной, игровой и трудовой творческой деятельности

Формы работы с родителями в организации воспитательного процесса с детьми дошкольного возраста

1. Анкетирование и тестирование.

• Тестирование детей «Моя семья»

• Тестирование родителей «Моя семья»

• Анкетирование «Знаю ли я своего ребенка?»

• Анкетирование родителей с целью изучения спроса на дополнительные услуги в ДОУ.

• Анкетирование с целью изучения уровня педагогических условий семейного воспитания, а также эмоционального самочувствия ребенка в семье.

2. Беседы, консультации, рекомендации.

• Внеплановые индивидуальные беседы

• Рекомендации по изучению новой педагогической литературы

• Рекомендации по использованию методических пособий

• Консультация врача

• Консультация учителя — логопеда

• Консультация педагога – психолога

• Консультация инструктора по физвоспитанию

• Консультация музыкального руководителя

3. Организованные мероприятия.

• День открытых дверей

• Дискуссия «Мнения педагогов специалистов и мнение родителей»

• Дискуссия «Защита прав и достоинств ребенка – дошкольника»

• Родительские собрания по проблемам воспитания детей.

• Родительская школа «Воспитание без конфликтов»

4. Выставки

• Выставка детского творчества

• Выставка творчества взрослых

• Выставка игрушек для игр дома

• Выставка детской литературы для семейного чтения

• Выставка педагогической литературы для семейного воспитания

5. Наглядность

• Рекламно – информационный стенд

• Подборка лекций педагогов — специалистов

• Подборка рекомендаций педагогов-специалистов.

• Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности.

6. Организация праздников и развлечений.

• Подарки и приглашения к праздникам.

• Подготовка детей.

• Изготовление костюмов и атрибутики.

• Исполнение ведущих ролей.

• Организация дней рождения детей.

• Участие в спортивных развлечениях.

• Фотографирование детей, видеосъемка.

7. Помощь группе.

• Оформление развивающей среды.

• Изготовление пособий и атрибутов для занятий.

• Ремонт мебели и оборудования.

• Ремонт групповой комнаты.

• Ведение кружков по интересам детей.

• Организация экскурсий.

• Спонсорская помощь.

Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста

(Советы для родителей)

Как же создавать в семье развивающую среду, т. е. такую обстановку, в которой бы ребенок активнее и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых? Естественно, что ребенок должен осваивать все пространство квартиры. Но у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизиологических особенностей и возможностей.

«Детское зеркальце, скажи.». Очень важно организовать «детское» зеркало, лучше трельяж. Важно потому, что, как утверждают психологи, люди любят свое собственное отражение, а дети дошкольного возраста особенно. И мы советуем предоставить им такую возможность. Кроме того, на полочке мы рекомендуем расположить расчески и набор детской косметики.В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учится приводить себя в порядок и, вернувшись, осматривает себя вновь и меняет, в случае необходимости, что-либо в своей внешности. При наличии таких условий у ребенка, несомненно, начнет формироваться культура своего внешнего вида, а также качества трудолюбия, самостоятельности.

«Картинная мини-галерея»

Важно приучить глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Сейчас можно приобрести отдельные или в наборе иллюстрации и приобщить к этому дошкольника.Рекомендуем следующий материал: ,

• произведения одного или нескольких авторов;

• портретная живопись;

• орнаментальная живопись и т. д.

Причем подавать материал следует ненавязчиво, к месту, к примеру.

«Мешочек добрых дел»

Мы рекомендуем использовать идею замечательного, выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили организовать «Мешочек добрых дел». Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой.И рядом ваша коробочка с наличием мелких предметов: камешков, ракушек. За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещаете мелкий предмет. Итоги любовно подводятся в субботу или воскресенье, т. е. еженедельно. Главное в данном случае -умело руководить этим процессом, не использовать мешочек как средство поведения ребенка напоказ.

Читайте также:  Уровень речевое развитие ребенка 3

«Детская лаборатория – это серьезно»

Ребенок сам по себе исследователь. Очень часто он ломает игрушку, раздевает куклу, пытаясь исследовать предмет, попавший к нему в руки. Полезнее создать элементарную детскую лабораторию, т. е. собрать в ящичке или на полочке такие предметы, как магниты, уже не работающие телефоны, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, диктофоны, термометры, микровесы, микрокалькуляторы, компасы. Организуя эту лабораторию, нужно в обязательном порядке постепенно вводить новые предметы и показывать способ действия, т. е. для чего нужно, где и как используется.

«Столярничаем или вышиваем»

В зависимости от пола ребенка в квартире продумывается уголочек будущей мастерицы или уголок умелых мужских рук.

«Шкаф находок»

В этот шкаф ребенок приносит все необычное, что находится в окружающем мире и природе. Это может быть коряга, красивый листочек, фантик, камешек. Важно для поддержания интереса дать детям план-задачу,к примеру: Чем тебе нравится этот камешек? На что похож? Давай вместе придумаем волшебную историю этого камешка.

«Уголок ребусов, шарад, головоломок»

Хотим ли мы умного ребенка? — на этот вопрос все ответят положительно. Если речь идет об уме ребенка, его сообразительности, гибкости, быстроте реакции — значит, вы, уважаемые родители, согласитесь организовать уголок шарад, ребусов, головоломок. Любая наглядность в этом плане должна заставлять думать, но по принципу «Учите, играя». Это могут быть сюжетные лабиринты типа «Как собачке добраться до будки?»; это могут быть ребусы типа «Отгадай название цветка»; это могут быть загадочные контуры, завуалированные цифры, буквы.

«Книжки в вашем доме»

Можно было бы опустить разговор о них, если бы мы с вами в полной мере выполняли основную задачу развития интереса к книге, вначале к рассматриванию иллюстраций, слушанию содержания, а затем к чтению. В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Каждый ребенок выбирает полюбившуюся только ему книжку. Удовлетворяйте его желания, но и постоянно расширяйте поле его книжного зрения.

«Нужна ли дома волшебная палочка»

Известно, что дошкольник не различает реальный и воображаемый мир. Но где-то к 5 — 6 годам дети могут и должны понимать, что так не бывает. Создавать дома каждодневный интерес для детей — это одна из наших маленьких задач. И помочь может сделанная нами волшебная палочка. Она может служить средством переключения внимания ребенка, поможет поощрить малыша, уложить его спать.

«Моя родословная, или ленточка моей жизни»

Очень хорошо, когда на виду, в детской, имеется семейная фотография. Но еще лучше, когда рядом фотографии из нашей родословной.

«Важность детских плечиков»

Обычно одежда детей хранится в шкафу, а то, что носится сегодня, — на стульях. Хорошо, когда ребенок имеет свой стульчик и вешает туда свою одежду. Но лучший вариант — приобрести детские плечики.

«Альбомы по интересам»

Мы советуем приобрести несколько альбомчиков,куда можно собирать и наклеивать: фантики от конфет, открытки с изображением цветов, картинки с изображением машин, иллюстрации с изображением животных.

«Звучит музыка»

Доктор мед. наук Ю. Змоновский утверждает, что классическая музыка в тихом звучании способствует усыплению ребенка, легкому, радостному пробуждению, в целом успокаивает нервную систему.

«Уголок потерянных вещей»

Он важен для воспитания собранности. Если кто увидит, что вещь лежит не на своем месте — сразу же несет ее в этот уголок.

Наверное,родители скажут: «Где же найти место для всех этих уголков?»На что мы хотим ответить: «Было бы желание — место найдется и в маленькой квартире!»

ЛИТЕРАТУРА

1. Шипицына Л. М. Азбука общения. -С-Пб., 1998.

2. Журнал «Няня», 2002 год, № 6,

3. Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад. / / Дошкольное воспитание, 1998, №4.-с. 2-9.

4. https://www.nanya.ru

5. АнуфриевА. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. -М., 1998.

6. Баряева А. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — С-Пб., 2001.

7. Белая К. Первые шаги. -М., 2002.

8. БондаренкоА. К. Воспитание детей в игре. -М., 1983.

9. БондаренкоА. К. Дидактические игры в детском саду. -М., 1990.

10. БуреР. С. Воспитаниевтруде. -М., 1987.

11. Венгер А. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. -М., 1988.

12. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Воспитание дошкольников –Воронеж 2007.

13. Гришина Г. Н. Любимые детские игры. -М., 1997.

14. Декларация прав человека. Права ребенка. Основные международные

документы. -М., 1992.

15. ЖуковскаяР. И. Воспитание ребенка в игре. -М., 1963.

16. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. — М., 2000.

17. КряжеваН. Л. Развитие эмоционального мира детей. -Ярославль, 1996.

18. КлюеваН. В. Учим детей общению. -Ярославль, 1996.

19. Лазарева А. Г. Сборник авторских программ дополнительного образо

вания. -М., 2002.

20. ЛогиноваВ. И. Программа развития и воспитания детей в детском саду.

С-Пб.: Детство-Пресс, 2000.

21. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями

в развитии. — М., 2000.

22. Маркова А. С. Организация коррекционно-развивающего обучения

дошкольников с задержкой психического развития. — М., 2000.

23. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. -М., 1982.

24. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. -М., 1993.

25. ПетеринаС. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного

возраста. -М., 1986.

26. СергееваД. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе тру-довой деятельности. -М., 1987.

27. СиротюкА. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. -М., 2000.

28. СоломенникбваО. А. Программы дошкольных образовательных учреждений. -М. ,2002.

29. Фееюкова Л. Б. От трех до семи. Харьков. 1996.

30. Шевченко С. Г. Программа обучения и развития для детей с задержкой

психического развития. -М., 1996.

31. ШевченкоС. Г. Коррекционно-развивающее обучение. -М., 1999.

Источник