Воспитание и развитие ребенка по системе монтессори

Воспитание и развитие ребенка по системе монтессори thumbnail

История появления

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!  

Поэтому Мария вместе с мужем начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора. 

Мария Монтессори

В чём суть педагогики Монтессори

Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей. 

Основные принципы методики

  • Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Каждый ребёнок занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.
  • Монтессори — методика раннего развития. Но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты и одновременно учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую.
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
  • Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
  • Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
  • В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
  • Обязательно присутствуют правила, которые помогают упорядочить жизнь в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.

Преимущества системы

Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори — то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Поэтому на занятиях детям не скучно, они любознательны и инициативны. Также дети могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями. 

Минусы системы

  • Идеи Монтессори-педагогики направлены на развитие только интеллекта и практических навыков.
  • Творчеству не уделяется должного внимания — нет зоны, в которой дети могут просто творить. 
  • Отсутствие подвижных и ролевых игр.
  • После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
  • Дети не играют в ролевые игры, они только индивидуально занимаются, поэтому договариваться они умеют, но играть вместе и дружить — нет.
  • Пособия довольно дорогостоящие, они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.

Кому подойдёт система Монтессори

Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку, такая система подойдёт. А вот авторитарных родителей, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка в свободное плавание, метод, скорее всего, не устроит. 

Если ребёнок любит творчество, то ему может быть скучно в Монтессори-группе, поэтому необходимо будет задуматься о дополнительных творческих занятиях.

В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. У стеснительных детей проблемы с общением могут усугубиться, поскольку дети в группе мало общаются между собой.

Резюме

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Взрослые играют лишь второстепенную роль — они наставляют ребёнка, а не навязывают своё видение. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь с остальными ровесниками.

Но методика имеет и минусы — например, она достаточно изолирована от традиционного образовательного процесса, и после Монтессори-сада или школы ребёнку может быть трудно влиться в обычный коллектив.

Источник

Итальянский педагог Мария Монтессори разработала собственную методику обучения детей в начале XX века. Она полагала, что в любом ребенке от природы заложено стремление к знаниям, и педагогам и родителям остается только создать комфортную для развития малыша среду. Это позволит ему получить нужные навыки и сохранить интерес к обучению. Редакция TAM.BY попросила специалистов детского центра «Крошкин дом» рассказать, в чем специфика системы Монтессори и каким детям она подходит.

Самое ценное в Монтессори-классе — это самостоятельная работа ребенка

Читайте также:  София центр развития ребенка

Кто такая Мария Монтессори и в чем заключается ее методика?

Мария Монтессори — это первая итальянская женщина-врач и педагог, создавшая свою систему обучения детей. Монтессори верила, что в детях с рождения есть потребность получать новые знания, и задача взрослых заключается в том, чтобы создать подходящую для их развития среду.

Педагог долго работала с детьми с диагнозом «умственная отсталость». Они плохо говорили и понимали речь. Чтобы помочь малышам, Монтессори придумала пособия и игры, благодаря которым они постигали мир с помощью органов чувств и тренировали мелкую моторику рук — там есть нервные окончания, которые связаны с речевой зоной в коре головного мозга.

Монтессори-класс – это место, где главный объект – ребенок. Все материалы доступны для работы и находятся в идеальном порядке

Когда дети, признанные необучаемыми, научились читать и писать лучше и быстрее здоровых сверстников, методику Монтессори решили адаптировать для всех. В 1907 года в итальянском городе Сан-Лоренцо открылся первый «Дом ребенка». Здесь педагог продолжила работать над своей методикой и открыла сенситивные периоды (от лат. sēnsus — чувство, ощущение).

Что значит сенситивные периоды?

Монтессори полагала, что дети от рождения до 6 лет проходят несколько этапов развития, во время которых им наиболее легко освоить те или иные навыки. Если упустить этот период, ребенку будет неинтересно или трудно.

Педагог выделяла несколько сенситивных периодов:

  • Период восприятия порядка длится — от 0 до 4 лет. По мнению Монтессори, от того, настолько упорядоченной будет среда в это время, зависит, сможет ли ребенок построить внутренний порядок в мыслях, поступках. Взрослые должны соблюдать основные закономерности в соотношении между предметами: посуда — на кухне, одежда — в шкафу и так далее. Важен и порядок во времени: малышу необходимо чувствовать ритм своего дня.
  • Развитие движений и действий — от 1 до 4 лет. Дети этого возраста необычайно активны. У них развивается координация и укрепляются мышцы. Мозг ребенка учится контролировать точность и силу движений.
  • Сенсорное развитие — от 0 до 5,5 лет. Это период утончения чувств. Всю информацию из окружающего мира ребенок получает через анализаторы (органы чувств), рассматривая, пробуя, слушая. У него появляются представления о свойствах предметов — их размере, форме, весе, оттенках. Благодаря этому сенситивному периоду ребенок способен научиться видеть тончайшие различия свойств предметов.
  • Период восприятия маленьких предметов — от 1 до 2,5 лет. В это время важно тренировать мелкую моторику рук. Взрослые приходят в ужас, когда видят, как ребенок играет с пуговицами или горошинами. Особенно, если он пытается засунуть их в ухо или нос. Но это естественный интерес, важно только сделать мелкие предметы безопасными для ребенка. Например, нанизать бусины на прочный шнурок — получатся бусы, которые надолго заинтересуют малыша.
  • Развитие речи — от 0 до 6 лет. Ребенок постепенно осваивает устную речь, расширяет словарный запас, начинает проявлять интерес к буквам. Помогают карточки, книги, наглядные предметы. И, безусловно, необходимо участие взрослого.
  • Развитие социальных навыков — от 2,5 до 6 лет. Это время социальной адаптации и усвоения норм поведения в обществе. Ребенку нравится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, он подражает правилам вежливого поведения. Постепенно вежливость становится свойством его личности. При этом насильно заставлять малыша здороваться или говорить «спасибо» не нужно — нет смысла.

Сенситивные периоды универсальны, они есть у всех детей. Но при этом они уникальны — у разных детей периоды возникают и длятся по-разному. Поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Как создать развивающую среду для детей?

Если кратко, то предоставить ему объекты для изучения и не мешать самостоятельно приобретать знания. Взрослые могут помогать ребенку только по необходимости или если он сам просит.

Ребенку важно понять все, что происходит вокруг, будь то явления природы или деятельность человека

В классическом Монтессори-классе есть пять зон: языковая, математическая, сенсорная, зона естествознания, а также зона практической жизни. Ребенок сам выбирает, чем ему заняться. Материалы представлены в единственном экземпляре. Это нужно, чтобы дети, которые хотят получить одну и ту же игрушку, учились договариваться и терпеливо ждать своей очереди. В Монтессори-классах нет парт. Вместо них используют коврики и маленькие столики, которые дети могут переносить в любое место.

Монтессори-материалы помогают ребенку познавать мир с помощью органов чувств, развития мелкой моторики рук. Например, чтобы научить малыша читать и писать, используют металлические рамки-вкладыши, шершавые буквы. А для сенсорного развития необходимы конструкторы-головоломки, шумовые цилиндры, тактильные таблички. В зоне практических навыков могут стоять настоящие предметы — утюг, гладильная доска, кухонные принадлежности, которыми дети пользуются под присмотром педагога.

Навыки практической жизни помогут ребенку чувствовать себя независимым и подготовят ко взрослой жизни

Родители могут предлагать Монтессори-материалы ребенку и дома. Но нужно использовать их не как игрушки, а как рабочий материал, благодаря которому малыш получает нужные навыки.

Какова роль педагога, если дети играют сами?

Основные задачи, которые стоят перед педагогом, — это направлять детей и не мешать им. Наставник необходим, чтобы объяснять малышам, как работать с материалами. От правильной презентации зависит, поймет ли ребенок смысл упражнения и захочет ли его самостоятельно выполнить.

Движение и отдых одинаково важны для детей

Педагог должен внимательно наблюдать за детьми и помогать им осваивать новые навыки. Если он видит, что малыш заинтересовался карточками со слогами, то может предложить ему и другие материалы — например, подвижный алфавит или рамки для обвода и штриховки. То есть он должен создать вокруг ребенка языковую зону.

Читайте также:  Физические параметры развития ребенка до года

Правда ли, что одну группу могут посещать дети разного возраста?

Да. В Монтессори-группах, как правило, занимаются дети от 3 до 6,5 лет. Считается, что это полезно для них. Глядя на старших детей, младшие быстрее осваивают материал. А старшие заботятся о младших, например, помогают им одеваться на прогулку.

Так как интересы детей разного возраста отличаются, то в группе не возникает конфликтов из-за материалов. Пока шестилетки читают и пишут, малыши выполняют упражнения на развитие мелкой моторики рук. Когда старшие ребята покидают группу, чтобы пойти в школу, на их место приходят младшие. Но так как состав не меняется полностью, сохраняется преемственность, атмосфера.

Маленьким ручкам нужно много тренироваться, чтобы справиться с самыми простыми вещами в жизни, например, замочками

Кстати, в Монтессори-группах приветствуется большое количество детей — минимум 20. С ними работают два педагога: монтессори-гид и помощник.

Что обучение дает ребенку?

Преимущество системы Монтессори в том, что дети учатся легко, в своем темпе, они не соревнуются со сверстниками. Благодаря этому у них сохраняется любознательность и мотивированность на обучение. Дети умеют найти себе дело, справляются с бытовыми обязанностями.

Помимо этого, дети учатся общаться, договариваться друг с другом, идти на компромисс, уважать личное пространство другого. Умение найти выход из конфликтной ситуации пригодится и в школе.

Доступность для детей всех материалов в среде – это фактор доверия со стороны взрослых, который учит детей бережному отношению к каждой вещи в классе

Кому подходит методика?

Сторонники системы Монтессори говорят, что методика подходит всем детям, но не всем родителям. Чересчур авторитарным мамам и папам может быть непросто отпустить малыша в «свободный полет». Если же родители готовы признать, что ребенок — отдельная личность со своими потребностями, то система Монтессори станет прекрасным инструментом.

Монтессори-группа «Крошкин дом» – это современная альтернатива детскому саду. Мы помогаем ребенку стать самостоятельным, поддерживаем и развиваем в нем желание учиться и познавать мир.

Источник

В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок. Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори. Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?

Марии Монтессори

Немного истории…

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Суть педагогики Монтессори

тезисы методики Марии Монтессори

Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!».

Основные пункты:

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.

Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила:

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

В чем особенность занятий по Монтессори?

цитаты-марии-монтессори

В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

  1. Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
  2. Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
  3. Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
  4. В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
  5. Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.
Читайте также:  Рост вес ребенка в 2 года его развитие

ИНТЕРЕСНО: Бизиборд — развивающая доска с замочками и кнопочками для малышей своими руками

Фото:

Maria-with-children-big_1286305075 (2)

maria_montessori_1

int_montessori-2

Спорные моменты в методике Монтессори

Главное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Что же касается существенных минусов методики, то к ним специалисты относят следующее:

  1. Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.
  2. Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.
  3. Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.
  4. Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее, добавляя собственные наработки.

Беседа со специалистом по системе Монтессори в раннем развитии малышей: Что нужно знать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок развивался с ранних лет

Наше мнение

Методика раннего воспитания итальянского доктора и ученого Марии Монтессори достаточно интересна и своеобразна. Дети, воспитанные в монтессори-классах, самостоятельны и уверены в себе, умеют решать бытовые проблемы. Они не только отстаивают свое мнение, но и способны нести ответственность за собственные поступки. Если у вас есть желание видеть эти качества в своем ребенке, попробуйте прочитать несколько книг и пособий автора: “Дом ребенка”, “Мой метод”, “Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет”, «Помоги мне это сделать самому», “Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается”, “Самовоспитание и самообучение в начальной школе (сборник)”, “Дети – другие”, “Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг)”, “Впитывающий разум ребенка”, “После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития” – и возьмите на заметку некоторые советы по детскому развитию и воспитанию.

Далее: Методика Монтессори своими руками: организуем развивающую среду дома

Полезная книга – 60 занятий с ребенком по методике Монтессори

Читаем также о других популярных методиках развития и воспитания:

  • Методики раннего воспитания
  • Методики раннего развития

Юля на своем опыте делится положительными и отрицательными сторонами методики Монтессори:

Фильм о Марии Монтессори

Метод Монтессори . Развитие детей от 8 месяцев до 3 лет

Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого – просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт – опыт мысли, чувства, действия.

Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности.

Эти, казалось бы, простые упражнения – переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. – действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он – совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие – появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно!

Мамина школа: Развитие ребёнка по системе Монтессори

Источник