Воспитание и развитие ребенка педагогика

Воспитание и развитие ребенка педагогика thumbnail

Воспитание в педагогическом процессе

        План лекции:

        1. Характеристика воспитания как общественного явления и воспитательной деятельности педагога.

        2. Основы педагогической технологии.

        3. Семейное воспитание, его цели и задачи.

        Содержание лекционного материала

1. Характеристика воспитания как общественного явления и как воспитательной деятельности педагога.

        Понятие «воспитание» — одно из ведущих в педагогике. Данное понятие употребляется как в широком, так и в узком смыслах. Воспитание в широком смысле представляет собой общественное явление, как воздействие общества на личность, подрастающее поколение. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов (воспитателей) и воспитанников по реализации целей обучения и воспитания в условиях педагогического процесса. В первую очередь, это относится к формированию у человека личностных качеств, взглядов, убеждений, ценностей и норм.

        Воспитание в широком смысле – передача накопленного социального опыта, норм, ценностей  от старших поколений младшим.

        Воспитание в узком смысле – специально организованное воздействие на человека со стороны общественных институтов (педагога) с целью формирования у него определенных качеств личности, ценностей, норм, взглядов и т.д.

        Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений (Лихачев Б.Т.).

        Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее общая классификация включает в себя умственное (интеллектуальное), нравственное, трудовое, физическое  воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяются также гражданское, политическое, поликультурное, эстетическое, этическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, воспитание в детских, юношеских организациях (например, в турклубах – туристское воспитание), воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателем и воспитанником различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются гуманистическое, прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Гуманистическое воспитание – представления о воспитании, целью которого является гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического взаимодействия.

Воспитание физическое – воспитание, направленное на физическое развитие человека, тренировку двигательных навыков, повышение иммунитета и работоспособности человека, а также силы воли и характера.

Воспитание умственное – воспитание, которое направлено на развитие интеллектуальных способностей личности, интереса к познанию окружающего мира и себя, формирование культуры учебного труда.

Воспитание нравственное – воспитание, основой которого являются этические требования современного общества и соответственное формирование у личности морально-нравственных норм, ценностей, нравственного поведения.

Воспитание трудовое – воспитание, предполагающее социально-трудовую адаптацию человека к жизни в обществе, развитие  трудовых качеств личности (добросовестности, трудолюбия, ответственности), формирования положительного отношения к труду и миру профессий, создания условий для профессионального самоопределения личности.

        Формирование личности начинается только тогда, когда происходит внешних знаний, ценностей, норм, опыта, правил поведения во внутренний психический план, в убеждения, установки, поведенческие реакции, т. есть наблюдается процесс интериоризации, создание внутренних структур человеческой психике благодаря усвоению внешней социальной деятельности. Таким образом, с позиции психологии воспитание есть процесс интериоризации.

        Воспитание – многофакторный процесс. В процессе воспитания происходит влияние как объективных, так и субъективных факторов. Объективными факторами являются:

  1. генетическая наследственность;
  2. социальная и культурная принадлежность семьи;
  3. обстоятельства биографии;
  4. профессиональный и жизненный статус;
  5. особенности нации и исторической эпохи.

        Субъективными факторами могут служить:

  1. психические особенности личности;
  2. мировоззрение и ценностные ориентиры;
  3. система взаимоотношений человека с другими людьми;
  4. организованные воспитательные воздействия со стороны отдельных людей, групп, организаций и всего общества.

        Выделяется целая совокупность задач воспитания личности:

1. Философско-мировоззренческая подготовка молодежи и оказание ей помощи в профессиональном и личностном самоопределение.

2. Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности и общении.

3. Формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения и отношений.

4. Воспитание гражданских чувств, качеств и поведения.

5. Умственное воспитание, формирование опыта познавательной деятельности, способности к творчеству, потребности в непрерывном образовании и самообразовании.

6. Экологическое образование и воспитание.

7. Развитие культуры чувств и опыта межличностного общения;

8. Эстетическое воспитание, приобщение личности к общечеловеческим ценностям и традициям, способности воспринимать произведения искусства, природу, прекрасное.

9. Физическое воспитание, развитие потребности в здоровом образе жизни.

10. Формирование позитивного отношения к труду и готовность к трудовой деятельности.

Читайте также:  Общие и специфические закономерности развития ребенка лубовский

        Концепция воспитания современной личности:

  1. Быстрая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, умение ориентироваться в экономической, социальной, культурной среде, сохранять свою мировоззренческую позицию.
  2. Высокая социальная активность, целеустремленность и предприимчивость, стремление к поиску нового и способность находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях.
  3. Потребность в жизненных достижениях и успехе, способность к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию и самовоспитанию.
  4. Законопослушность, способность к объективной самооценке и конкуренции с другими.
  5. Наличие в разумной мере индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, обладание рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни.
  6. Обладание национальным сознанием, патриотизмом, а также широтой взглядов и толерантностью.

        2. Основы педагогической технологии.

        Понятие технология в современной науке и практике понимается достаточно широко:

  1. как совокупность методов, приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве;
  2. как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния объекта (Шепель В.М.);
  3. как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения целей;
  4. и т.д.

        Главное, что любая технология позволяет четко описать достижение поставленных целей по этапам (шагам), выбрать наиболее оптимальный путь достижения этих целей, впоследствии возможность воспроизводить данную технологию другими.

        Педагогический процесс также нуждается  в конкретизации и постановке четких целей обучения и воспитания личности и ее последовательной и эффективной реализации. Под педагогической технологией понимают следующее.

        Педагогическая технология — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.      [ЮНЕСКО]

Педагогическая технология связана с педагогическим мастерством. Совершенное владение технологией и есть технологическое мастерство педагога. Содержание педагогической технологии как совокупность педагогических умений и навыков подразумевает следующие:

  1. постановка цели педагогического взаимодействия;
  2. анализ сложившейся ситуации и формулирование педагогических задач;
  3. осуществление целенаправленного воздействия на личность и взаимодействие с ним;
  4. передача опыта вербальными и невербальными способами;
  5. организация жизнедеятельности детей и воспитательного процесса;
  6. предъявление педагогических требований; оценка воспитанника и ее положительное подкрепление;
  7. умение управлять своим поведением и реакциями.        

Питюков В.Ю. выделяет следующие слагаемые педагогической технологии, раскрывающие специфические направления деятельности педагога в процессе воспитательной работы: технология педагогического общения, технология педагогической оценки, технология педагогического требования, технология педагогического разрешения конфликта, технология информативного речевого и демонстрационного воздействия, технология организации групповой деятельности, технология создания ситуации успеха, технология психотерапевтического воздействия, технология создания проблемной ситуации и другие.

        Выделяются следующие методы воспитания:

  1. методы формирования сознания (рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, анализ воспитательных ситуаций);
  2. методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручение, упражнение, приучение, создание воспитывающих ситуаций);
  3. методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников (требование, соревнование, поощрение, наказание, «взрыв», метод естественных последствий);
  4. методы самовоспитания (рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самообсуждение и др.);
  5. методы контроля и самоконтроля (педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опросы, анализ результатов деятельности, создание контрольных ситуаций).

        Формы организации воспитательной работы зависят от поставленных целей, содержания работы, возраста учащихся, степени их воспитанности, проявляемых интересов, опыта и мастерства педагога. Воспитательная работа может организовываться как в школе на уроках, внеклассная (внешкольная) работа, дома – семейное воспитание, в рамках различных детских и юношеских организаций, детских оздоровительных лагерях и т.д. В советское время были распространены формы воспитания в условиях деятельности пионерских и комсомольских организаций.

        В настоящее время используются различные формы воспитательной работы, классифицируемые по количеству участников:

  1. Массовые формы – тематические вечера, утренники, фестивали, смотры и конкурсы, выставки, ярмарки, походы, экспедиции, митинги, собрания, турниры, собрания, клубная работа, театр и др.
  2. Групповые формы – кружки, факультативы, студии, ансамбли, секции, классные часы, коллективные творческие дела, гостиные, чтения, круглые столы, конференция, диспуты, КВН, стенгазеты, психологические тренинги и игры.
  3. Индивидуальные  формы – поручения, коллекционирование, внеклассное чтение, физическое самосовершенствование, любимые занятия (хобби), компьютерные игры и т.п.

        Существует ряд принципов организации воспитательной работы с обучающимися (воспитанниками):

  1. добровольность и свобода в выборе форм и направлений;
  2. разнообразие форм работы;
  3. демократичность и открытость всех форм работы;
  4. активность, инициативность и самодеятельность воспитанников;
  5. широкое вовлечение всех;
  6. принцип романтики, игры и интереса.

        3. Семейное воспитание, его цели и задачи

        Семейное воспитание  — система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Читайте также:  Анкета для родителей по развитию речи ребенка

        Семья служит одним из самых важных и сильно воздействующих социальных институтов на развивающуюся личность, она является естественной средой для воспитания ребенка. Говорят, что ребенок начинает улыбаться улыбкой мамы или другого человека ее заменяющую. Именно в семье ребенок получает первые знания и умения, нормы и правила поведения, формирует отношение к самому себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Кроме этого, ребенок все основные знание об окружающем мире, свое будущее мировоззрение ребенок формирует до 5-летнего возраста, когда он большую часть времени проводит в кругу семьи, значимых для него людей.

        В современном обществе преобладает моногамная, супружеская семья – родители и их дети. Большой процент российских семей также являются неполными, когда отсутствует один из родителей, чаще всего это папа. По существующему законодательству о семье именно родители несут полную ответственность за воспитание детей вплоть до полного его совершеннолетия (18 лет).

        Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу.

        Целью семейного воспитания является формирование  и развитие личности, таких личностных качеств, которые помогут человеку эффективно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолевать жизненные трудности, а также создание условий для личностного и профессионального самоопределения ребенка.

        Задачами семейного воспитания являются:

  1. создание условий для роста и развития ребенка;
  2. передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей;
  3. научение полезным прикладным навыкам и технологиям самообслуживания;
  4. воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного Я.

        Наиболее общими принципами семейного воспитания  являются:

  1. гуманность и милосердие к растущему человеку;
  2. вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправного участника;
  3. открытость и доверительность отношений в семье;
  4. оптимальность взаимоотношений в семье;
  5. последовательность старших в своих требованиях;
  6. оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы;
  7. справедливость оценки действий и поведения ребенка.

        При этом можно выделить некоторые практические советы, направленные на гуманное семейное воспитание ребенка. Вот эти правила:

  1. Не применять к ребенку насилия!
  2. Не срывать зло на ребенке!
  3. Не бить ребенка!
  4. Не лгать и не обманывать ребенка!
  5. Не запугивать ребенка!
  6. Не разочаровывать ребенка!
  7. Нельзя постоянно назидать и опекать ребенка!
  8. Не считать ребенка виноватым!
  9. Не бояться активности ребенка.
  10. Не ограничивать свободу ребенка понапрасну!
  11. Не перехваливать и не превозносить ребенка перед другими.
  12. Не выставлять ребенка на посмешище.
  13. Не нарушать данных ребенку обещаний!
  14. Не внушать ребенку негативных эмоций или действий.

Литература

  1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М., 2004.
  2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии – М., 2001.
  3. Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006.
  4. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. – М., 2002.
  5. Семейный кодекс РФ.
  6. Конвенция о правах ребенка  — https://pedlib.ru/Books/1/0123/1_0123-1.shtml 

Источник

Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка.

Педагогическая теория рассматривается как система знаний, описывающая и объясняющая строго вычлененный круг педагогических явлении. В литературе существует общепринятая классификация педагогических теорий (глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности). Глобальные педагогические теории подразделяются на теории воспитания и теории обучения (Б.И. Коротаев, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др.).

Одной из центральных проблем психолого-педагогической теории является рассмотрение соотношения обучения, воспитания и развития ребенка. К концу 30-х г.г. XX в. сложились три основные теории, посвященные этой проблеме.

Первая теория рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). Данной теории соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности. Эта теория не признает развивающего обучения. В данной теории главное это спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.

Вторая теория признает взаимосвязь развития и обучения (Т.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др.).Согласно этой теории, развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем, обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение тождественно друг другу.

Третья теория полагает, что развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский). Взрослый, опираясь на «зону ближайшего развития» «забегает» немного вперед, опережая развитие ребенка. Взрослый «ведет» за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей человека. Данные положения были конкретизированы и обоснованы определенным предметным содержанием в работах АН. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др.

Читайте также:  Проблема периодизации возрастного развития ребенка

Полученные результаты позволили обосновать положение о ведущей роли обучения в развитии, выявить психолого-педагогические условия развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Педагогическая теория развивающего обучения предполагает высший теоретический уровень трудности обучения; быстрый темп обучения; непрерывное повторение учебного материала в новых условиях; воспитание у детей положительной мотивации учения и познания; гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей.

Педагогическая теория развивающего обучения нашла отражение в современной практике школьного образования (Ф.А. Сохин. Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, А.П. Усова, В.А. Петровский. З.А. Михайлова. В.Т. Кудрявцев и др. Приоритетом   деятельности   школьной ступени,   согласно   теории   развивающего   обучения,   становится   развитие воображения  и система творческих способностей детей, задача педагогов активно задействовать игры, конструирование, восприятие сказки. Самостоятельное   сочинительство,         символическое          замещение, моделирование, экспериментирование (А.А. Агаева. О.М. Дьяченко. A.3. Зак, З.А. Михайлова. Н.Н. Подьяков, Т.И. Ерофеева и др.). Необходимо помнить о недопустимости игнорирования возрастных периодов детского развития.

     Подлинными источниками     развития     должны    стать    специфические     виды    детской деятельности.   Именно   здесь   происходит  возникновение   и   развитие   таких базовых    качеств   личности,   как   творческая   активность,  инициативность, компетентность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим. 

В педагогических теориях дается классификация воспитания по содержанию. Традиционный подход включает умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о необходимости расширения содержания воспитания за счет правового, экологического, этнокультурного и других сторон воспитания.

Современные научные исследования, обогащающие педагогическую теорию,    выявляют    позитивную    тенденцию    сближения    разных    видов деятельности, средств, форм на интересном для детей содержании и концентрацию на этом содержании. Дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности детей, добиться необходимого образовательного эффекта за оптимальное время (см. С.Н. Зырянова, Г.М. Киселева. Л.А. Парамонова и др.).

Современные отечественные педагогические теории, как правило, охватывают локальные направления развития ребенка, учитывают данные психологии и педагогики дошкольного детства, обобщают результаты работы авторов в течение многих лет над той или иной проблемой. Так, например, за последние десятилетия отечественная наука и практика обратились к изучению роли экономики в формировании личности дошкольника. Проблема экономического воспитания до недавнего времени рассматривалась в аспекте трудового, нравственного воспитания (Л.С. Буре, Л.М. Казарян, СМ. Котлярова, Н.М. Крылова. В.Г. Нечаевой, Д.В. Сергеевой, Л.И.Сайгушевой). В настоящее время проблема экономического образования рассматривается в работах А.Д. Шатовой, А.А. Смолеевой, Л.Н. Галкиной и др

Педагогическая теория экономического образования направлена на осуществление элементарного экономического образования , включающая: формирование элементарных экономических знаний (труд как категория экономическая, деньги как социокультурное явление, реклама, полезные навыки и привычки в быту), формирование базисных качеств экономической деятельности (бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие); развитие предпосылок экономического образа мышления и становление ценностных ориентации дошкольников.  Задачи  и содержание экономического образования предполагает задействование сюжетно дидактической игры («Ярмарка», «Аукцион», «Выставка-продажа», «Супермаркет», «Экономический КВН») (см. Шатова А.Д., Струнилина Н.А. Некоторые аспекты методики экономического воспитания дошкольников. //Библиотечка педагогов Москвы. Выпуск третий. Дошкольное воспитание. Традиции и современность. М.. 1996).

Можно использовать дидактические игры с экономическим содержанием, типа: «Я — спонсор», «Доход — расход»; сюжетно-дидактических играх: «Банк», «Биржа», «Бюро добрых услуг» и др. Данный подход охватывает как механизмы, так и содержание экономического образования как самостоятельной области педагогической теории.

Таким образом, современные педагогические теории рассматривают проблемы обучения, воспитания и развития ребенка в контексте соотношений данных понятий. Изучение зарубежных педагогических теорий обогащает отечественную систему образования. (Идеи С. Френе о журналистике: газета, «пресса», создаваемая детьми и родителями для самих себя; идея обустройства художественно-содержательной развивающей среды по методу Реджио Эмилия — Италия: идея воспитания личной ответственности за свою деятельность — США).

Педагогическая наука как совокупность педагогических теорий постоянно развивается и модернизируется, с учетом накопленного позитивного опыта работы образовательных учреждений.

Источник