Воспитание детей до 5 лет ребенок царь

Воспитание детей до 5 лет ребенок царь thumbnail

Главное — не бить и не унижать ребенка. Это основное правило. А в остальном, все принципы воспитания делятся на периоды по возрасту наследника.

— До 5 лет. Ребенку ничего нельзя запрещать. Если делает что-то не то, отвлекайте. Если собирается залезть в розетку, делайте испуганное лицо и вскрикивайте. В этом возрасте у ребенка развивается любознательность и интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать логические цепочки. Например, если он разобьет дорогую вазу, ваши крики о том, что для покупки новой нужно много работать, а это тяжело… ребенок не воспримет. Будете за такие вещи наказывать — чадо поймет, что нужно подчиняться тем, кто сильнее. Он не поймет, что нельзя бить вазы.

Почему так: Если подавлять ребенка до 5 лет, вы подавите его интерес к жизни. Приучите подчиняться тем, кто сильнее.

— С 5 до 10 лет. Как говорят в Азии, в это время с ребенком нужно общаться «как с рабом». Ставить задачи и требовать выполнения. Наказывать за невыполнение (но не физически). В это время развивается интеллект, так что нужно побольше нагружать заданиями, учением. Родители должны научить свое чадо тому, что важно вызывать положительное к себе отношение у людей.

Почему так? Если вы будете продолжать общаться с чадом, как с царем, сюскать и во всем помогать, то ребенок вырастет несамостоятельным, не способным к труду.

— 10 — 15 лет. Общаться с ребенком, как с равным. Не на равных, а именно как с равным. Вы опытнее, вы больше знаете, но тем не менее советуетесь с наследником по важным вопросам. Вы даете свободу и хвалите за самостоятельность. Обсуждение, подсказки, советы — только так, и никаких запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления. Так что давить нельзя.

Почему так? Если вы будете общаться с ребенком, как с маленьким, он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда «научат хорошему».

— С 15 лет. Относиться с уважением. Воспитывать уже поздно.

Почему так? Ребенок после 15 уже взрослый. Не будете уважать, он вам этого не простит и уйдет.

КОММЕНТАРИИ РОДИТЕЛЕЙ:

Лариса: Откуда ребенок, который не знал слова нет до 5 лет, узнает его позже? Есть дельные мысли, конечно, но в целом странно.

Евгений: Одно дело не били и не унижали, это ок. А другое дело по схеме «бог-раб-друг».Не применимо для социально культурного окружения, где все общество не следует такому способу. В Индии да, в России ни в коем случае.

Елена: Не обязательно «бить» и «унижать»! Если строго высказать что-то о неправоте поступка, это же не глумление, а отчитывание, если шлепнуть по рукам (не бейсбольной же битой!) или по попе (не в торец же со всей дури), то это не побои….Вот, честно говоря, всегда меня бесила подмена этих понятий. Кстати, меня никогда не «били», ремнем там или чем. Но в подростковом возрасте я была иногда так крута и остроумна, что получала несколько раз от мамочки хороший подзатыльник. И благодарна ей за это. Хамство надо пресекать!

Ольга: Меня в детстве папа бил ремнем за плохие отметки. Все, что я делала в подростковом возрасте, я делала родителям назло. Мне говорили, что я нежеланный ребенок. Я не чувствовала, что меня любят. А сейчас я не могу сказать, что я люблю своих родителей. Я их не люблю.

Алексей: Папа регулярно доставал ремень, когда я хулиганил. Зато я не стал наркоманом, как многие мои друзья. И сейчас у нас с папой отличные отношения.

А вы как думаете? Разумны ли такие правила воспитания? Как воспитывали вас? И как вы воспитываете своих детей?

Источник

От автора: Этапы роста ребёнка и развития отношений с ним.

Развитие ребёнка. Царь, раб, враг, друг.

Что говорит психология о таком описании развития ребёнка?

— Разумеется, возрастных этапов развития ребёнка гораздо больше, но данная схема показывает главный смысл жизни и становления человека. Мы все проходим эти шаги: от привязанности к значимому взрослому, который покровительствует, опекает, — к автономии, когда мы отделяемся и в итоге становимся друзьями.

Как же определить эти этапы? И почему они именно такие?

— Первый этап, когда ребёнок – царь. Самый характерный возраст для этой стадии – от 0 до 1 года. Далее, до 5 лет, ребёнок продолжает быть в роли «царя», но это уже сочетается с его желанием автономии и с другими стадиями развития.

Почему можно назвать ребёнка царём? Есть немало исследований, что люди, которые в детстве получили достаточно любви от значимых взрослых, в жизни добились гораздо большего. В первый год жизни мы ухаживаем за ребёнком, кормим, одеваем, гуляем, максимально общаемся с ним. Через то, как мама общается с ребёнком, малыш познаёт, «какой мир и какой Я в этом мире». И хорошо, если возникает образ мира, который принимает, поддерживает, не отвергает и не осуждает. Далее — до пяти лет особенно – ребёнку нужна эта поддержка! Он напитывается любовью, вниманием, принятием со стороны взрослых на всю оставшуюся жизнь. И его интеллекутальное и психическое развитие протекает более успешно.
Отдавая свою любовь ребёнку, заботясь о нём, мы служим ему, как царю.

Читайте также:  Прыжки на батуте ребенку 5 лет

Вспомните себя. Гораздо легче обращать внимание на свои ошибки и совершенствоваться, когда изначально вы знаете про себя, что вы хороший. И очень трудно сохранять самообладание, если при каждой трудности вы вините себя и сомневаетесь в том, что вас любят и принимают таким какой есть.

Как нужно вести себя родителям, чтобы ребёнок успешно прошёл первый этап?

— В следующих беседах мы опишем каждую стадию развития ребёнка более подробно.
Некоторые рекомендации уже сейчас:
Во-первых, нужно помнить, что только счастливый родитель сделает счастливым своего ребёнка. Взрослым нужно прежде всего самим учиться принимать и любить себя, учиться «служить» себе, то есть заботиться о своем состоянии и своей реализации. Это послужит примером для ребёнка.
На групповых занятиях со взрослыми это одна из основных задач – восстановить контакт с самим собой, чтобы не терять себя в отношениях.
Во-вторых, посмотрите на своего ребёнка как на учителя. Обратите внимание, как он просыпается или радуется простым вещам. Попробуйте однажды проснуться как дитя, потягиваясь, делая десять минут то, что хочется, и после этого принимайтесь за дела. Понаблюдайте, как это простое действие может улучшить ваше состояние.

И, наконец, помните, что в первые годы жизни ребенок познаёт себя через ваше к нему внимание. «Если меня видят, значит, я есть». Выделите время в течение дня, которое вы посвятите только ребёнку, например, 20 минут, и поиграйте или поделайте с ним то, что он хочет. Для него это очень важный процесс, в котором он лучше понимает сам себя и обретает уверенность, что он нужен и интересен миру.

И не расстраивайтесь, если этот этап вы были не очень хорошим родителем. В следующем номере мы поговорим, как восполнить чувство любви и привязанности в отношениях.

Что происходит дальше?  Каком образом ребёнок становится «рабом»?

— Рост ребёнка, конечно, происходит постепенно, и он не обретает новую роль неожиданно. Речь идёт о возрасте от 5 до 12-14 лет. Но уже, научившись ползать, ребёнок постепенно отдаляется от мамы, желая узнать что-то большее. Наступает стадия, когда малыш понимает, что мама – это другой человек, что у неё могут быть свои чувства и желания. Это помогает ему лучше ощутить самого себя, отдельного от других.
Ребёнок называется «рабом», потому что он всё больше встречается с запретами и ограничениями. Теперь он – не центр мира, а он – часть мира, в котором есть ещё другие люди.
На этом этапе ребёнок встречает «нельзя» и «надо», тем самым узнаёт, как можно безопасно и эффективно взаимодействовать с этим миром. Всё больше учится навыкам самообслуживания, самоорганизации.

Что можно посоветовать родителям ребёнка 5-13 лет – на этапе «раба»?

— Нужно отчётливо определить свои требования к ребёнку. Если он  будет слышать слишком много беспорядочных запретов, то запутается в них и у него в голове не выстроится отчётливой и безопасной картины мира.
Лучше выбрать то, что вам важно отстоять и донести до ребёнка. А остальное он может познать сам.

— Ваши требования должны быть обоснованы. При чём, ребёнок 5-6 лет понимает, почему нужно мыть руки, убирать за собой вещи, через игру или сказку, а человек в 11 лет вполне может обсудить с вами тот или иной вопрос, выслушав ваши аргументы.

— Выполняйте сами то, чего вы требуете. Если вы учите одному, а делаете по-другому, ребёнок усвоит только ваши действия и, кроме того, научится не доверять вам.

Итак, человек растет. И что же дальше?

— Дальше наступает этап становления личности, утверждения своих ценностей, убеждений. Ребёнок не сразу становится другом. Сначала ему нужно пройти этап противостояния. Точнее было бы сказать, что наступает подростковый возраст и сначала растущий человек выглядит для родителей как враг, и, затем, утвердившись в своём мировоззрении, становится другом. Возраст – от 12-15 и старше.

Как общаться с подростком?

— Это трудный этап для любого родителя, так как ребёнок выходит из опеки, сопротивляется, отрицает ваш авторитет.
Но на самом деле подростку самому очень трудно. Ему больно, если вы отворачиваетесь от него, и одновременно он хочет вырваться на свободу. У него в душе и голове возникает путаница в чувствах и мыслях, и мы обязательно уделим внимание этому возрасту в наших следующих выпусках, чтобы лучше понять и себя, и ребёнка.
Что вы можете сделать сейчас?
Первое, вспомните себя в этом возрасте. Что вам хотелось больше всего на свете, с какими трудностями вы сталкивались. Это поможет вам немного больше понять вашего ребенка.
Второе, нужно быть родителем, способным выдерживать противостояние и делать это с любовью. Это очень трудная задача, которую мы решаем и на индивидуальных консультациях, и в групповых программах.
Что значат эти слова: вы способны выдержать то, что ребенок меняется и начинает смотреть на мир по-другому. В то же время, вы не теряете себя и выражаете свое личное мнение, оставляя выбор за ним. Он может выслушать вас, но имеет право сделать так, как считает нужным. Это зарождает ответственность за свой выбор, что является важным этапом взросления.
И только если вы выживаете на данном этапе, что с помощью психолога проходит значительно более грамотно, наступает момент, когда вы становитесь друзьями.

Читайте также:  Ребенок 5 лет красные десна

Ребенок-друг – это уже не совсем ребёнок. Это более ответственный растущий молодой человек или девушка, имеющий (ая) своё мнение, свои интересы. На данной стадии ваших отношений вы можете посоветоваться или попросить помощи друг у друга. Молодой человек становится более чутким, отзывчивым, в то же время может высказать своё отношение к чему-то. Взаимодействие становится взаимообогащающим. Вы больше времени посвящаете себе и своей жизни, а ваше чадо – движется по собственнму пути.

Каждый этап в жизни ребёнка важен и нужен. И, если у вас возникла растерянность или негодование, то, возможно, дело не в том, что ребёнок потерял свою «нормальность» или не в том, что вы плохой родитель, а, скорее всего, наступает следующий шаг в развитии ваших отношений, который требует изучения и нового подхода в воспитании.

Основные темы, на которые стоит обратить внимание родителям на разных этапах развития отношений:

— Способность к трепетному принятию себя и других
— Выстраивание здоровых психологических границ, в том числе умение говорить «нет»
— Отчётливый образ себя: «какой я, какие мои желания и ценности»
— Как договариваться в конфликтных ситуациях
— Как быть открытым в близости и не терять себя
 

Наталья Корнилова.
Статья для журнала «Гуру в Дзержинске»

Источник

Воспитание детей в японских семьях. До пяти лет — король, старше пяти лет — раб

Сегодня мало кто из родителей читают «Педагогическую поэму» А.С.Макаренко, которая наполнена светом мудрости и опытом педагогического мастерства. Видимо поэтому, современная российская мама или папа без зазрения совести может накричать или отшлепать за какой-то «нехороший» поступок даже годовалого ребенка. Такие методы воспитания детей, конечно же, не способствуют формированию гармонически развитой и творчески одаренной личности. Даже те родители, которые считают наказание в деле воспитания детей неприемлемым, могут избаловать своего ребенка, стараясь его оградить от трудностей жизни и негативных переживаний.

С методами воспитания молодые родители нынче знакомятся в Интернете, читая статьи на педагогические темы и активно обсуждая отношения между родителями и детьми в других странах. В последнее время особый интерес у всех вызывает опыт воспитания детей в Японии, об особенностях которого мы и хотим вам рассказать. Японская мама приходит в магазин с трехлетним сынишкой. Малыш сначала терпеливо сидит в коляске, затем начинает просить купить ему что-то вкусное. Мама смотрит на него с улыбкой и молча, покупает то, что он просит. А как поступаете вы в такой ситуации?

Раньше в японской семье было в среднем 4-6 детей, сейчас многие японки рожают не более трех. Как только жена сообщает мужу о беременности, об этом становится известно всем родственникам, соседям, друзьям и коллегам, которые до рождения малыша одаривают счастливых супругов многочисленными подарками и поздравлениями. После рождения ребенка акушерка отрезает кусок пуповины малыша, высушивает его и кладет в маленькую деревянную коробочку, на поверхности которой золотыми буквами выбиты имя мамы и дата рождения малыша. С этого дня мама и ребенок сильно привязываются друг к другу. Мать всеми силами старается сделать так, чтобы быть рядом с ребенком и не дать ему повода плакать. В первый год она все время носит его с собой, привязывая его за спину или в специальной вставке одежды спереди.

Отцы в воспитании детей первых лет жизни практически не участвуют, их жизнь поглощена фирмой, в которой они работают. Мужчины в Японии не готовят, не шьют и не стирают, но много работают и обеспечивают семье достойную жизнь. В сыне они видят продолжателя рода. Семья, не имеющая сына, у японцев считается неполноценной. Японская мама выходит на работу только после исполнения ребенку трех лет, если она оставляет малыша с няней или отдает в ясли раньше этого времени, то ее поведение считают легкомысленной. В стране Восходящего солнца общественное мнение ценится больше, чем личное. Поэтому практически все мамы до 3 лет ухаживают за детьми сами, а при воспитании их придерживаются основного правила — не унижать и не бить ребенка.

воспитание японских детей

Все принципы японского воспитания можно разделить на 3 этапа в зависимости от возраста наследника:

I этап — возраст от 0 до 5 лет. До 5 лет ребенок в японской семье король! Ему нельзя ничего запрещать. Если он делает что-то не так, мать с дружелюбной улыбкой старается его отвлечь. Она может только сказать слова типа: «это опасно», «горячо», «мне больно». Ребенок в этом возрасте познает мир и ему очень трудно понять, почему ему что-то запрещают. Он еще не может выстраивать логические цепочки. Например, если он уронит тарелку с кашей на пол, ваши крики о том, что теперь вам придется убирать за ним или варить снова кашу, для него ничего не значат.

Малыш еще не способен понять, почему мама за такое поведение его наказывает. Если будете каждый раз кричать на ребенка и наказывать, он быстро усвоит только одно: «Кто сильнее, тот и побеждает». Подавлять ребенка до 5 лет японские педагоги не рекомендуют, по их мнению, постоянные запреты и наказания в этом возрасте приводят к тому, что во взрослой жизни он проявит себя инфантильным человеком и будет стараться занять позицию подчиненного.

2 этап — возраст от 5 до 10 лет. В Японии, у детей достигших 5 лет, детство заканчивается. С этого возраста родители ставят перед ребенком конкретные требования и задачи, они начинают прививать ему основы правильного поведения и умение прижиться в коллективе. Отныне ребенок перестает быть королем, с ним теперь начинают общаться, как с «рабом». С этого возраста его права строго ограничены, ему больше не разрешается поступать так, как ему хочется. В 5 лет ребенок уже ходит в детский сад, где созданы хорошие условия для правильного духовного и физического развития малыша. В каждой группе 6-8 детей, состав группы через каждые полгода переформировывается. Делается это для того, чтобы малыш научился быстро заводить дружбу и не замыкался в узком кругу общения. В детском саду детей учат писать, читать и считать, и самое главное — найти компромисс в любых ситуациях.

воспитание японских детей

Японцы с детства усваивают правила поведения в стрессовых ситуациях, они умеют найти выход из возникших конфликтов и стараются никогда не допускать соперничества. В Японии родители и воспитатели не имеют привычки сравнивать своего ребенка с другими детьми. Они не ругают их за то, что он плохо рисует или учится. Выделять кого-то в детском саду или школе здесь не принято. По мнению японцев нельзя сравнивать своего ребенка с кем-то и сюсюкаться с ним, в противном случае он станет эгоистом, для которого исполнение своих желаний выше интересов других людей.

III этап — возраст от 10 до 15 лет. Японцы с ребенком, которому исполнилось 10 лет, начинают общаться, как с равным. Родители начинают советоваться с ним при принятии важных решений, обсуждают вместе его проблемы и подсказывают, как ему следует себя вести. В этом возрасте главная задача воспитания — привить ребенку самостоятельность и независимость мышления. Никаких запретов и наказаний! Давить и указывать в этом возрасте нельзя. Если вы будете решать за подростка все его проблемы, то он не вырастит целеустремленным и уверенным в своих силах человеком.

Японец в возрасте 15 лет уже считается взрослым. Его все уважают и разговаривают с ним как с совершеннолетним человеком. Воспитывать ребенка, достигшего 15 лет, по мнению японцев, уже поздно.

Для сведения, 93% японцев закончили высшую школу, из них 40% имеют университетское образование. 12 часовой учебный день для японского школьника не является чем-то из ряда выходящим. После окончания уроков каждый ребенок идет в клуб или кружок, где занимается спортом, пением, танцами, рисованием или музыкой. Популярны в японских школах «дзюку» — дополнительные уроки с углубленным изучением предметов для продвинутых учеников и повторением пройденного материала для отстающих детей. А нам сложно даже представить, как после 12 часового обучения японский школьник находит силы, чтобы сделать домашние задания.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Автор: Искандер Милевски

Оглавление темы «Проблемы современного человека»:

1. Негативные эмоции — тормоз на пути к успеху. Учимся контролировать эмоции

2. Как правильно реагировать на критику? — это знает каждый, но получается не у всех

3. Скромность не в моде. Можно ли избавиться от застенчивости?

4. Как и кому сказать нет? Стоит ли всегда отказывать?

5. Может ли женщина перевоспитать мужчину? Как изменить мужчину?

6. Сочувствие и сострадание — нужно ли воспринимать эти эмоции?

7. Болит душа? — обращаемся за помощью к психологу и к психотерапевту

8. Муж сравнивает вас с другими женщинами? — научим мужчин тому, что не стоит говорить женщине

9. Сплетни и слухи. Как на них реагировать?

10. Почему у нас не хватает времени для себя?

Источник

Читайте также:  Ребенок в 5 лет рано встает