Вопросы воспитания и развития ребенка инвалида

Вопросы воспитания и развития ребенка инвалида thumbnail

Методические рекомендации родителям,

воспитывающих детей-инвалидов

Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и подержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.

Результат воспитания зависит от отношения родителей к самому факту рождения «особого» ребенка, выбора стиля и тактики его воспитания, понимания особенностей заболевания на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи. Даже само понимание того, в каком состоянии родители находятся, производит терапевтический эффект. Все негативные переживания имеют право на существование, человек не робот, и он не может реагировать по-другому. Эмоции, которые испытывают родители, очень неприятные и тяжелые, но все, же они имеют право на существование потому, что они попали в ситуацию психологической травмы, а при этом возникают именно такие переживания.

Вопросы воспитания и развития ребенка инвалидаПринять ситуацию, это не значит бездействовать, напротив, это означает действовать, исходя из тех условий, в которые они попали, искать оптимальное взвешенное решение. Родители должны осознать истинное состояние ребёнка, принять и осуществить, рекомендованные врачом, психологом, педагогом-дефектологом, логопедом меры по дальнейшему воспитанию и обучению их ребёнка. Семьям, воспитывающим ребёнка с ОВЗ, необходимо понять себя, свои переживания, не загонять эти переживания в «угол». Обратиться за помощью к специалисту – не малодушие, а знак того, что человек хочет изменить свое состояние, хочет успешно действовать в сложившейся ситуации.

Советы родителям в сложившейся ситуации

Для того что бы помочь себе справиться с этим тяжелым эмоциональным состоянием, следуйте некоторым советам.

  • Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
  • Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

Вопросы воспитания и развития ребенка инвалида

  • Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  • Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
  • Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
  • Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.

Вопросы воспитания и развития ребенка инвалида

  • Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.
  • Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
  • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.
  • Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  • Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
  • Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками.
  • Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления.
  • Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
  • Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе.
  • Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
  • Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
Читайте также:  Упражнения для развития речи у ребенка при зрр

В результате следования этим простым советам произойдёт трансформация негативных родительских ожиданий и представлений о ребенке в позитивные. Постепенно устранятся чувства вины, депрессивного фона настроения, страхи и комплексы.

Желаем Вам любви, терпения и удачи в деле воспитания и развития ваших детей!

Информацию подготовила Климова П.М., социальный педагог

Источник

Мы мечтали о том, как наши дети появятся на свет. Хотели гордиться их способностями и талантами. Но жизнь дала нам особую задачу: воспитание детей-инвалидов.

Осознание того, что твой ребенок — инвалид, тяжело обрушилось на одних из нас еще в роддоме. Это коснулось тех семей, чей ребенок имел врожденные пороки развития или генетические аномалии, например, синдром Дауна. Ничуть не легче переживали трагедию в тех семьях, где причиной инвалидности стал несчастный случай или психофизические нарушения в развитии малыша.

Детей инвалидов фото

После первого шока возникает ураган вопросов:

— Что делать? Чем я, как мать или отец, могу помочь своему малышу?
— На какое обеспечение и обучение может рассчитывать мой ребенок? Какие правовые нормы определяют воспитание и обучение детей-инвалидов?
— Какие социальные проекты могут помочь родителям, имеющим ребенка-инвалида?
— Как обеспечить детям-инвалидам максимальное физическое и умственное развитие? Что если такой ребенок растет в неполной семье?

Вопросы правового и социального обеспечения детей-инвалидов имеют решение, предоставленное государством. Существуют обучение детей-инвалидов на дому и метод инклюзивного образования. Дополнительную поддержку родителям, имеющим ребенка-инвалида, оказывают социальные проекты и мероприятия. Но главный вопрос, от которого зависит судьба ребенка, часто остается висеть в воздухе:

Что будет с нашими детьми-инвалидами, когда не станет нас самих? Как обеспечить такое обучение и развитие личности ребенка-инвалида, чтобы инвалидность не стала преградой его самостоятельной реализации?

Решение существует. Об этом в нашей статье.

Воспитание детей-инвалидов: вдохновляющие примеры

Учиться и перенимать опыт мы можем только у тех, кто действительно имеет серьезные результаты в воспитании детей-инвалидов. У тех, кто знаком с проблемами детей-инвалидов не понаслышке и сумел с ними справиться.

История знает немало таких примеров. Ник Вуйчич, который от рождения не имел ни рук, ни ног, сегодня счастливый муж и отец, обладатель крупного состояния. Юлия Самойлова, несмотря на жизнь в инвалидной коляске, вышла замуж, создала рекламное агентство и в 2017 году номинирована на Евровидение от России.

воспитание детей инвалидов картинка

Воспитание и обучение детей-инвалидов дается очень нелегко. Как удалось родителям этих известных людей помочь своим детям реализовать их способности в обществе? Как обобщить этот опыт и взять его на вооружение?

  1. Семьи этих детей-инвалидов сумели привить своим детям навык преодоления трудностей. Не взирая на проблемы здоровья, физическое недомогание или психические особенности.
  2. Отцу и матери удалось сделать упор на развитие тех способностей, что дала ребенку природа.
  3. Родители, имеющие ребенка-инвалида, сумели сохранить собственную высокую стрессоустойчивость и психологическое равновесие. Тем самым передавая детям любовь к жизни и силу. Помните: ваше состояние, ваше спокойствие и умение справляться со стрессом — исключительно важно. Тогда вы сможете дать ребенку так необходимое ему для развития чувство защищенности и безопасности.

Как этого достичь в каждом конкретном случае?

Ребенок-инвалид: тяжело не значит — невозможно

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан объясняет, что психика любого человека подчиняется двум природным силам: либидо (влечение к жизни, деятельности) и мортидо (стремление к неподвижности, статичности). Чтобы стимулировать силу жизни, желание действовать, научите ребенка получать удовольствие через доступную ему реализацию его врожденных свойств. Это задаст ему активную позицию на всю дальнейшую жизнь, помогая стать более реализованным в обществе.

Читайте также:  Дополнительное образование способствует развитию личности ребенка

Если ребенок родился или стал инвалидом, его психика устроена так же, она по-прежнему работает по принципу наслаждения. Не понимая этого, в семье мы часто подменяем жалостью истинное добро для детей-инвалидов. Нам кажется, что в силу диагноза ребенок не способен преодолеть даже те проблемы, которые явно ему по плечу. Ограничивая социальное, учебное и трудовое развитие детей, мы наносим им колоссальный ущерб. Специалисты называют это «стигматизацией» или «инвалидизацией».

Решение проблем детей-инвалидов требует и понимания индивидуальных особенностей ребенка. Что будет стимулом преодоления трудностей для вашего малыша? Какими способностями он наделен? Важно знать, чтобы задать правильное направление развитию.

воспитание и обучение детей инвалидов изображение

Развиваем врожденные таланты

— Ваш ребенок демонстрирует целеустремленность? Несмотря на проблемы со здоровьем, стремится конкурировать, добиваться первых мест?

В воспитании детей-инвалидов с кожным вектором очень важен режим дня, посильные физические упражнения, навыки организованности. Именно из таких ребят вырастают будущие паралимпийские чемпионы. Поощрительным стимулом для них будут призы или поход в новые места.

— Ваш ребенок очень привязан к матери, зависим от ее мнения? Он медлительный, с трудом адаптирует перемены? Вы только усугубите инвалидность, если ребенка-инвалида с анальным вектором будут прерывать, торопить. Дайте ему больше времени на выполнение заданий — он выполнит их качественно. Своими «золотыми руками» он сможет создавать интересные поделки, настоящие произведения искусства . Лучшее поощрение — заслуженная похвала.

— Ребенок «не от мира сего»? Отвечает на вопросы с опозданием, погружен в себя? Ему диагностируют умственную отсталость или ранний детский аутизм? Не спешите отчаиваться. Если соблюдать звуковую экологию и правила воспитания детей со звуковым вектором, состояние может выправиться. Сильной стороной такого ребенка может быть прекрасный музыкальный слух, особый интерес к «умным» книжкам, к решению математических задач.

Это лишь единичные примеры. Полная картина психофизических особенностей личности ребенка позволяет безошибочно определять необходимые мероприятия учебы, досуга, трудовой деятельности. Но главная предпосылка успеха — психологическое равновесие родителей.

Где взять силы?

Воспитание и обучение на дому детей-инвалидов требует от родителей недюжинной стрессоустойчивости. Нередко такие дети растут в неполных семьях, потому что не каждой паре удается преодолеть стресс, сохранить свои отношения. Картину дополняет колоссальное отвержение социума, через которое приходится пройти.

Но от нашего состояния (особенно матери) напрямую зависит состояние ребенка. Не отчаивайтесь, есть возможность помочь выровнять стресс, чтобы начать действовать и помочь своему ребенку! Послушайте результаты мам, прошедших тренинг:

Любовь и добро для детей-инвалидов начинаются со счастливых родителей и понимания особенностей ребенка. Начать можно на бесплатных онлайн-тренингах «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Автор Евгения Астреинова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Просмотров:
458

Поделитесь этим с другими:

Источник

Воспитание детей с ограниченными возможностями – комплексный процесс умственного и физического развития ребенка с отклонениями сенсорного, психического, умственного, физического характера с целью его полноценной интеграции в общество. Особенности воспитания и обучения детей-инвалидов Современное общество придерживается патерналистских взглядов на проблему детей с ограниченными способностями, воспринимая их как недееспособных, зависимых, физически и умственно ограниченных, а также неполноценных членов общества, воздвигая на пути их развития и становления множественные препятствия. Воспитание и обучение детей инвалидов в корне отличается от подхода к образованию здоровых детей. Каковы основные аспекты воспитания аномальных детей? Каковы основные подходы к личностному становлению ребенка с отклонениями в развитии?

Роль семьи в воспитании детей с ограниченными возможностями и их становлении в обществе

В организации процесса воспитания детей с ограниченными возможностями необходимо учитывать две основные составляющие:

  • Характер нарушений и отклонений в развитии ребенка;
  • Социальные аспекты проблемы.

Современное общество является неподготовленным для нормального взаимодействия с детьми, имеющими отклонения в развитии. Социальное решение проблемы детей с отклонениями сводится к их умышленной либо косвенной изоляции от общества. Такое обособление способствует осознанию самими детьми своей неполноценности и отличия от нормальных детей, что сказывается на их психо-эмоциональном состоянии. Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители детей-инвалидов:

  • Отсутствие образовательных учреждений для создания полноценных условий для развития детей;
  • Нехватка кадров – воспитателей, психологов, реабилитологов, педагогов, способных помочь ребенку развить необходимые для самостоятельной жизни умения и навыки;
  • Игнорирование правильных подходов к воспитанию детей-инвалидов.
Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка консультация для воспитателей

Воспитание детей с ограниченными возможностями начинается в семье. Основной ошибкой, допускаемой каждой семьей в процессе воспитания аномального ребенка, является актуализация проблемы, проще говоря, «зацикливание» родителей на дефекте либо отклонении ребенка. Итак, с раннего детства сами родители прививают ребенку мысль о его неполноценности и отличии от других деток. Как правило, родители пытаются всячески оградить и уберечь ребенка от влияния общества, сверстников, чтобы не нанести ему психическую либо физическую травму. Задачей родителей в процессе воспитания детей с ограниченными возможностями является обучение ребенка самостоятельности. Ребенок с каким-либо нарушением физического либо психического развития может и должен стать полноценным членом общества. Воспитание и образование детей с ограниченными возможностями должно быть направлено на их полноценную интеграцию в общество, а не на актуализацию их изоляции, что повышает их уязвимость в обществе. Ребенок, справляющийся со своим недугом, способный к обучению и развитию вместе с обычными детьми, получает больше шансов на полноценную жизнь в обществе. Семья должна выполнять вспомогательную функцию в воспитании детей с ограниченными возможностями, обучая их справляться с бытовыми ежедневными задачами с учетом их физических и умственных особенностей. Зависимый от взрослых, несамостоятельный ребенок с ограниченными способностями получает заведомо меньше шансов на успешное становление в обществе.

Для воспитания детей с ограниченными возможностями необходимо:

  • Создание атмосферы спокойствия, взаимопонимания и взаимопомощи в семье;
  • Содействие ребенку, а не ограничение его действий;
  • Восприятие ребенка таким, какой он есть, без завышенных требований к нему. Однако родители должны проявлять настойчивость, соблюдать регулярность занятий, привлекать специалистов к процессу образования.

Основные цели воспитания и обучения детей инвалидов

Воспитание детей с ограниченными возможностями не ограничивается их распределением в специализированные образовательные учреждения. Воспитание и образование детей-инвалидов начинается в семье, где ребенок должен получить основные навыки и умения для обеспечения своего бытия без посторонней помощи с учетом его психических и физических отклонений. Как правило, в семьях с детьми-инвалидами преобладающей методикой воспитания является гиперопека, когда ребенок максимально ограничивается в действиях, а члены семьи берут на себя его функции. Так, ограничивается физическая активность ребенка во избежание травмы, ограничивается его социальная активность во избежание психической травмы, нанесенной сверстниками. Семьи, как и общество в целом, позиционирует детей-инвалидов как больных, концентрируя внимание на их отклонении в развитии, отличии от здоровых детей. Чрезмерная опека и изоляция от сверстников провоцирует у ребенка страх на подсознательном уровне быть непринятым, отвергнутым полноценным обществом. Еще одной ошибкой воспитания детей с ограниченными способностями в семье является игнорирование речевых и двигательных дефектов и ошибок, что в дальнейшем превратится в непреодолимую проблему.

Основной целью воспитания детей-инвалидов в семье является становление полноценной самостоятельной личности и члена общества, способного к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Позиционирование ребенка-инвалида как больного является грубейшей ошибкой родителей, провоцирующей надлом психики ребенка, а также закладку неверных ценностей, понятий о мире и окружающем обществе. Каждый родитель должен понять, что современное общество лишено сочувствия, которым ребенок окружен в семье. Резкий переход от гиперопеки к непониманию сверстников может спровоцировать замыкание в себе, развитие внутренних комплексов и противоречий, нежелание развиваться и совершенствоваться.

Умственное и физическое воспитание аномальных детей

Аномальный ребенок – ребенок с существенными отклонениями в психическом или физическом развитии, требующий особых условий для воспитания и развития, обеспечивающих компенсацию и коррекцию его отклонений. Организация воспитания детей с ограниченными возможностями Воспитание аномальных детей не должно акцентироваться на их отклонении от норм физического и психического развития. Процесс воспитания детей с ограниченными возможностями требует особого подхода. Воспитание детей-инвалидов в семье не должно отличаться от обычного процесса, однако родители должны выполнять также вспомогательную функцию с учетом отклонений ребенка. Ответственным этапом воспитания является образовательное учреждение, где ребенок получит помощь квалифицированных специалистов. Психологи полагают, что основные знания ребенок приобретает в первые 7 лет жизни, затем происходит совершенствование и преумножение базовых способностей. Этот же принцип работает и с детьми с отклонениями в развитии.

Правильная организация процесса воспитания, позиционирование ребенка-инвалида как полноценного члена общества существенно повышает его шансы на полную социальную интеграцию.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник