Вопросы воспитания и развития ребенка

Вопросы воспитания и развития ребенка thumbnail

Успешно подготовить ребенка к школе способны комплексные образовательные программы.

Узнать подробнее…

Дополнительные развивающие занятия с логопедом и психологом помогут ребенку обрести уверенность в общении и лучше адаптироваться к школе.

Подробнее о занятиях…

Период воспитания ребенка дошкольного возраста нередко становится для родителей одним из самых сложных. Как подготовить ребенка к школе, на что обратить внимание, каким критериям должен соответствовать дошкольник, чтобы легче адаптироваться к учебе и быть успешным?

С момента рождения и до поступления в школу ребенок проходит довольно сложный, но интересный путь первого познания мира. Что можно, а что нельзя, какое это на вкус, на запах, на ощупь, он делает первые шаги и говорит свои первые слова, учится пользоваться горшком и выполнять несложные поручения. Школа становится новым этапом развития, от готовности к которому, однако, зависит успешность его прохождения. Есть ли у ребенка жажда знаний и открытий, хочет ли он учиться или его трудно чем-либо заинтересовать, умеет ли он читать и хорошо ли физически подготовлен для своего возраста, как общается с другими людьми – со сверстниками и взрослыми, имеет ли свои принципы и понимание добра и зла, некоторых нравственных вопросов? Все это напрямую будет влиять на интерес к учебе и умению его адаптироваться в коллективе.

Способы и средства воспитания детей

Воспитанием называют целенаправленное формирование личности, процесс, который помогает ребенку подготовиться к взаимодействию в социуме. Это передача накопленного опыта, развитие в ребенке определенных качеств и умений. Как правило, в любом воспитании используется три основных способа – наказание, поощрение и личный пример. Причем последний способ считается чуть ли не самым эффективным, поскольку дети склонны повторять за взрослыми, копировать их привычки и поведение. Это не означает, что метод «кнута и пряника» не работает, просто следует помнить о том, что все хорошо в меру. При чрезмерном наказании можно задушить в ребенке инициативность, создать психологическую травму – особенно, если он не понимает, за что его наказывают. При чрезмерном поощрении можно избаловать или поощрить развитие формата общения под названием «шантаж», когда ребенок соглашается выполнять свои обязанности только взамен предоставления каких-либо благ и удовольствий.

Поэтому, в идеале, всегда помните о том, какой пример вы подаете вашему ребенку. Если вы не занимаетесь спортом, то заинтересовать ребенка зарядкой будет сложно. Если вы не читаете книг и много время проводите в Интернете, то не удивляйтесь, почему вашего малыша не интересует литература.

Развитие ребенка 1 – 5 лет

Перед детьми от одного до трех лет встает задача постижения огромного окружающего мира и приобретения самых необходимых навыков. К двум годам они делают резкий рывок в интеллектуальном развитии, формируются первые навыки абстрактного мышления, обогащается воображение, начинает развиваться память. В этом возрасте стимулировать развитие можно в игровой форме: полезно читать, петь, заниматься совместным творчеством, играть в игры.

Третий год в жизни ребенка детские психологи называют кризисным, он становится переломным с точки зрения осознания себя как личности. В этот период во избежание формирования в дальнейшем комплексов крайне важно правильно выстраивать общение с ребенком, уважая особенности его личности.

Важным аспектом становится и развитие речи, которая сейчаc является для малыша полноценным средством общения: происходит тренировка речевой функции, обогащение словарного запаса.

Основным видом деятельности для детей этого возраста является игра, однако сейчас игры переходят из разряда абстрактных в сюжетные.

В первые три года у ребенка формируются основные чувства, определяется эмоциональная составляющая личности, а также его характер. В этот период также активно совершенствуется моторика, усложняются мыслительные операции. К четырем годам основным видом игры становятся ролевые игры. С 4 лет ребенок вступает в дошкольный период, поэтому большинство родителей смещают главный акцент на воспитание, обучение и дальнейшее развитие психики. Однако не следует забывать и о физическом развитии.

Физическое воспитание

Первые 6-7 лет – наиболее важные для физического воспитания, ведь именно в эти годы формируется общая выносливость и работоспособность, идет интенсивный рост. Это время, когда дети наиболее активны, много двигаться для них – легко и естественно, поэтому стоит пользоваться этой природной возможностью и уделять особое внимание физическому развитию. Кстати, это же поможет и укрепить иммунитет, увеличить сопротивляемость различным заболеваниям, развить привычку к здоровому образу жизни.

Что можно делать в это время:

  • Укреплять здоровье. Например, заниматься закаливанием, формировать правильную осанку, предупреждать плоскостопие;
  • Формировать жизненно необходимые двигательные навыки (например, учиться плавать, бегать, лазать);
  • Развивать ловкость, выносливость, скорость, координацию.

    Что могут делать родители?

    • Если родители сами ведут здоровый и активный образ жизни, то достаточно будет приобщать ребенка к совместным занятиям (зарядке, обливанию, пробежке или плаванию).
    • Если позволяет место и пространство, можно приобрести домой простой спортивный инвентарь – установить шведскую стенку или турник, купить фитбол, скакалку.
    • Если вы сомневаетесь в том, что у вас хватит времени и сил, чтобы контролировать физическую активность ребенка, можно отдать его в спортивную секцию, кружок или на специальные занятия по детскому фитнесу. Последний вариант даже более предпочтителен, поскольку здесь ребенка не готовят к спортивным рекордам и состязаниям, а в интересной и увлекательной форме проводят занятия, помогающие укрепить мышечный корсет, улучшить координацию и т.д. Причем спектр таких занятий достаточно широк – от йоги до плавания и танцев.

Умственное воспитание

Если физическое воспитание – это база для здоровья и хорошего самочувствия вашего ребенка, то умственное может значительно упростить учебу в школе. К умственному воспитанию можно отнести развитие любознательности и познавательного интереса, памяти и внимания, речи и мышления, творческого восприятия мира и воображения.

Вот далеко не полный список того, что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет перед первым классом:

  1. Копировать в точности узор или движение; уметь находить до шести отличий между разными предметами, в течение 15 минут выполнять одно задание, не отвлекаясь. Скорость и самостоятельность выполнения этих заданий свидетельствуют об уровне внимания у ребенка.
  2. Рисовать, штриховать картинки, не выходя за границы. Владение карандашом и кистью, а также способность видеть строку и не вылезать за ее пределы поможет ребенку развить мелкую моторику, а это, в свою очередь, облегчит процесс обучения письму.
  3. Читать небольшие стихи наизусть, пересказывать сюжет прочитанной книжки, рассказа, помнить 3-4 предложения и 8-10 картинок. Все эти умения говорят о том, какая память у дошкольника.
  4. Немаловажны и математические умения: знать цифры (в прямом и обратном порядке), складывать и вычитать, соотносить цифру и количество предметов, уметь определять время, знать формы предметов (круг, квадрат, треугольник).
  5. Ну и, наконец, ребенок должен знать ФИО (свое и родителей), а также, в каком городе/стране/области он живет. Иметь представление о временах года, месяцах, днях неделях и времени суток, животных и птицах, цветах и деревьях. Все это относится к знакомству с окружающим миром.

Получается, что в процессе дошкольного воспитания стоит уделить внимание сенсорному восприятию (развитию органов чувств), мыслительной деятельности, становлению речи, воспитанию любознательности (т.е. «научить ребенка учиться»), формированию общего элементарного представления об окружающем мире.

Что могут сделать родители?

  • Заниматься дома, используя различные развивающие игры. Сегодня существует огромное количество разных систем, помогающих формировать у ребенка те или иные знания и навыки.
  • Просто больше общаться, читать, рассказывать. Например, гуляя, можно считать дома, птичек на деревьях, кошечек, искать только красные или синие машины, определять номера домов и т.д.
  • Отдавать ребенка на специальные занятия, в группы, специализированные дошкольные учебные заведения, где с дошкольником будут работать профессионалы, помогающие подготовиться к первому классу.

Нравственное и духовное воспитание

Ну и, наконец, еще один немаловажный аспект – формирование моральных принципов, то есть нравственное и духовное воспитание ребенка. У детей еще нет способности анализировать последствия своих поступков, поэтому ведут они себя так, как, по их мнению, повели бы взрослые, которые являются для них авторитетом. Поэтому очень многое в этом вопросе зависит от родителей.

Важно, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс сформировались представления о справедливости, заботе, доброте, вежливости. Все эти знания должны подкрепляться соответствующими поступками и поведением. Кроме того, стоит уделить внимание и развитию самостоятельности, ответственности, настойчивости, организованности – то есть таким качествам, которые также помогут ребенку успешно учиться в школе.

Что могут сделать родители?

  • Много общаться с ребенком, стараться его выслушать, объяснять, почему плох тот или иной поступок;
  • Читая книги и просматривая фильмы, задавать ребенку вопросы, вместе анализировать героев и их поступки: «А какой герой тебе больше нравится? Как ты считаешь, хорошо он поступил или нет? А как бы поступил ты в этой ситуации?»;
  • Уважать достоинство ребенка, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, открытые доверительные отношения. Ведь чувство собственного достоинства помогает ребенку более правильно и адекватно оценивать свои и чужие поступки. Если в семье, например, позволяют грубить ребенку, унижать его, то нормы вежливости и нравственности для него искажаются;
  • Поощрять самостоятельность и инициативность, давать простые задания (например, по дому), учить преодолевать трудности (вместо того, чтобы решать все проблемы за него, можно вместе сесть и обсудить: а как бы мы могли вместе исправить эту ситуацию?), побуждать к самообслуживанию.

К нравственному воспитанию также можно отнести формирование вкуса, интерес к искусству и т.д. Для этого хорошо посещать интересные ребенку выставки, детские спектакли, больше читать книг.

Помочь ребенку в нравственном развитии можно также, занимаясь с психологом, который направит и вовремя скорректирует поведение и развитие малыша. В некоторых специализированных дошкольных учебных заведениях есть соответствующие курсы.

Нынешний ритм жизни значительно усложняет задачу современных родителей обеспечить полноценное всестороннее развитие ребенка, – как правило, на реализацию всех необходимых запланированных мероприятий своими силами не хватает времени и возможностей, большинство определенных целей требует системного подхода, что еще больше усложняет ситуацию, особенно когда в семье есть двое или более разновозрастных детей. Одно из оптимальных решений – современные детские центры образования и развития, направленные на то, чтобы облегчить и ускорить процессы образования и воспитания, сделать их более разнообразными, увлекательными и эффективными.

Источник

⬛ Запрещают эмоции. Начиная с мнимого “нытья”, слёз и заканчивая абстрактными “жалобами”. В результате вырастают живые мертвецы, которые не могут поговорить друг с другом по душам и не всегда в состоянии понять мотивы других людей.

Мужчины не плачут, они в 40 лет внезапно умирают от инсульта.

А кто не умер, спиваются потихоньку, прожив всю жизнь в латентной депрессии и страхе потери мужественности.

⬛ Принуждают доминировать, поощряют агрессию внутри гендерной группы и обесценивают мужскую жизнь.

⬛ Закладывают фундамент для сексистских взглядов: “не веди себя как девочка”, “чё ты как баба”, “хуже бабы”. Не учат мальчиков ценить собственный домашний труд и не рассказывают им, почему это важно.

⬛ Если за микроклимат в семье ответственна мама, мальчик наверняка вырастет чёрствым и чуждым психологии. “Мужчина — кремень. Немногословен. Скажет, как отрежет” — несмотря на то что родоначальниками риторики и великим мыслителями античности были мужчины.

У мальчика отрублена эмпатия или же очень заглушена из-за того, что он привык, что это “женские” качества, а в обиходной культуре женские болтливость и эмоциональность поощряются в разы чаще, чем у мужчин.

⬛ Если хозяйство в доме висит тоже исключительно на женщине (приготовление еды, стирка, уборка, порядок) и если отгораживать мальчика от рутинных дел, наверняка вырастет эгоист, комнатный ленивец или маменькин сынок, не приспособленный к самостоятельной жизни.

Тем более что во взрослой жизни это может больно ударить по мужчине, выключенному из домашних дел — и повлиять на отношения с женщинами, и привести к личностному кризису, если у мужчины сложности с точки зрения маскулинной самореализации.

Скажем, в нормальной паре люди готовят вместе — или готовит тот, кто кто меньше получает/у кого больше свободного времени. Если же оба, и М, и Ж, консервативных взглядов, то она идёт варить борщ, а он мучается из-за того,что не может купить ей новую шубу и так далее. Страдают оба.

⬛ Навязывают амплуа добытчика или доминантного самца в ущерб личностному развитию.

⬛ “Мужское” воспитание по типу футбол, охота, рыбалка, MMA, гаражи и техника, которое укрепляет гипермаскулинность (ибо делается акцент на том, что это “мужские” увлечения), но не способствует комплексному развитию.

⬛ “Женское” воспитание в рамках патриархального модуса, воспевающее женскую меркантильность и истерики по поводу кризиса маскулинности. Лучший способ воспитать сексиста и мизогина (вкупе с выключением мальчика из домашнего труда) — мамины тирады “вымерли на Руси богатыри”, “русские мужчины измельчали”, “мужики ненадёжны” и прочие обобщения федерального уровня, особенно если мать совсем не разборчива и связывается с асоциальными элементами.

⬛ Обесценивание мужской внешности и ухода за собственным телом. Стрижка? “Ёжиком” или “машинкой 2 мм”. Часто мыть руки? “Танки грязи не боятся”, “фу, белоручка”. Большой гардероб? “Клоун, что ли?”, “бл.., ты чё наряжаешься опять, ты мужик или кто?!”.

Некоторых в принципе не учат элементарной гигиене (менять трусы и носки ежедневно, не надевать одежду со следами пота на воротнике, чистить зубы дважды в день, умываться с мылом, пользоваться влажными салфетками)…

Слава богу, сейчас детей мало-помалу водят в барбершопы и приучают к стильным стрижкам. Что, кстати, не настолько и дорого: мужская стрижка в барбершопе среднего класса не сильно дороже обычной парикмахерской; ходить в премиум-заведения за 1500 и выше рублей совсем не обязательно.

Мужчина может быть красивым и опрятным, а не “чуть симпатичнее обезьяны”.

⬛ Это при общеизвестных масштабах женского увлечения модой и красотой. “Девочки должны быть нарядными, им можно”.

Как тут не стать сексистом, предвзятым и по отношению к женщинам, и по отношению к собственному гендеру.

⬛ Гиперопека. Лишение ребёнка личного пространства.

⬛ Запрет мужской сексуальности. Многие просто наживают подростковые комплексы на этой почве из-за родительского пуританства и отсутствия того же личного пространства. Родитель или родительница не должны быть ментором в настолько щекотливом вопросе.

Не знаю, насколько корректно намекать в 14—15 лет школьнику на то, что он может заниматься сексом (с другой стороны, есть интернет), но пресекать любые разговоры про это и не давать мальчику завуалированных шансов на удовлетворение интимных порывов — ещё хуже.

Следует склонять ребёнка к дружбе с другим полом, а в те самые 14—15 (хотя я бы подождал до 16) иногда “невзначай” оставлять ему квартиру на несколько часов, предварительно спрятав ценные вещи и примерно узнав ФИО его знакомых. Оптимальный вариант — поездка на дачу с предварительным походом по грибы или на ближайшую речку. С участием взрослого — самому при этом “спрятавшись” у соседей по дачному посёлку на ночь или на три—четыре часа.

Лучше потратиться на презервативы для отпрыска, чем покупать ему новый жёсткий диск для порно, скачанного из интернета.

Порно он всё равно скачает.

Либо заработает психологическую травму. Либо потеряет уверенность в себе в гендерном смысле. Уйдёт в субкультуры, сублимируя либидо и компенсируя одиночество.

Я бы вообще при первых признаках серьёзного пубертата (мастурбация, общение со сверстниками и, видимо, не очень удачное со сверстницами) у сына обстоятельно поговорил с ним. Рассказал о принципах сексуального согласия и добровольности секса, о женском оргазме и женских манипуляциях их сексуальным ресурсом (чтобы “не давать”), о технике безопасного секса, об интимной гигиене и о том, что женщинам бывает больно при коитусе. О первом разе и о том, что нельзя вслух осуждать женскую сексуальность. О том, что синица в руке (пардон) в виде женщины, готовой с тобой общаться и не только, лучше журавля в небе в виде первой красавицы класса или местного двора. О замшелых клише типа “мужчина опытный, ловелас” и “женщина скромная, целомудренная”, которые накладывают на сына определённые ожидания. А дальше оно само бы сложилось — если его одноклассницы и подруги адекватны; девушкам тоже хочется секса.

К сожалению, родители советской закваски в таких материях не разбираются напрочь. А страдают дети.

⬛ Отсутствие коммуникации с девочками. Многих мальчиков до сих пор воспитывают на патриархальных клише “дружбы между М и Ж не бывает” или используют эвфемизм “дружба” для названия романтических отношений. И хотя понятно, что есть гендерная специфика, к которой человек может быть не готов (мальчикам не нравится играть в куклы, девочкам — в солдатиков и машинки), всё равно нужно искать гендерно-нейтральный досуг. Кино, музыка, живопись, книги, спорт, театр, архитектура, интеллектуальные игры…

Не надо отрезать носителя XY-хромосом от “женского мира”. Напротив, если он будет вхож в женскую компанию и будет способен общаться с ними без эксплицитного сексуального подтекста (какие отношения в 10—12 лет, люди?), это избавит его от проблем пубертатного периода. И позволит не стать сычом, видевшим женскую вагину только на экране компьютера.

Надо учить мальчика вежливости, дипломатии и азам флирта. Если он не альфа- и не бета-самец класса. При всём скепсисе к таким иерархическим теориям, очевидно, что во многих школьных классах есть неформальные вожаки (альфы) и теневые лидеры (беты) или свита этих вожаков, у которых не будет недостатка в женском внимании.

Уже не говоря о том, что нормальная коммуникация с другим полом прекрасно поможет затем во взрослой жизни, от офисов и рабочих коллективов до учёбы в вузе.

⬛ Игнорирование проблем ребёнка. Если он вдруг подвергся травле, ни в коей мере нельзя пускать это на самотёк или включать сварливую мамашу, которая ставит на уши весь педсостав. Необходимо переводиться в другую школу, а мальчику объяснить базовые принципы детской психологии и психологии толпы, рассказать о самообороне и научить давать сдачи.

Надо следить за тем, вписан ли мальчик в коллектив (класса) и реагировать на малейшие проблемы. Если ребёнок стал белой вороной, зачем равнодушно отдавать его на растерзание шакалья? Что, нормальных школ, где важна успеваемость учеников и учениц, в окр`уге нет совсем?

Нельзя ругать за малейшие ошибки, совершённые вне дома. Если ребёнка высмеяли в классе или попытались задеть (играли в футбол, порвал штанину), ему и так уже плохо, а критика от родителей только добьёт его. Нужно выслушать все обстоятельства истории и рассказать детёнышу, зачем, допустим, существует спорт и что такое пойти попинать мяч с точки зрения психологии. Также научить его отстаивать впредь свою позицию. Иначе он быстро скатится вниз по школьной иерархии, а боязнь снова ошибиться сделает его забитым “омегой” в глазах окружающих. Потому что дома у него — прокуроры.

Главное, что нужно всегда иметь в виду: вы уже воспитываете человека с амбициями, внутренним миром и своей системой ценностей. Ребёнок может быть не прав, но политика запретов и родительской строгости наряду с гиперопекой и с амплуа сыночки-корзиночки — худшие способы помочь юному человечку.

Источник