История развития домов ребенок

История развития домов ребенок thumbnail

Продолжаю рассказывать о проблемах Дома ребенка, о его истории, сотрудниках, воспитанниках.
Подробные истории о детях Дома ребенка:

Дом ребенка. Взгляд изнутри
Работники детского дома — взгляд изнутри
Дом ребенка. Из опыта работы с усыновителями русских детей в Испании

Сейчас решают — быть Дому ребенка или не быть, хорошо это или плохо.

Дома ребенка — это не хорошо и не плохо. Они просто есть. Пока нужны. И скоро исполнится сто лет их существования.

Сразу хочется уточнить некоторые детали. В Доме ребенка малыши находятся с 2 месяцев до 3-4 лет, в зависимости от состояния здоровья. Далее — детский дом. Там живут ребятишки — от 3 до 7 лет. Затем детей переводят в школу-интернат, где они находятся до совершеннолетия.

В основном это совершенно разные заведения. Дом ребенка и Дом инвалидов, куда отправляют некоторых наших детей, относятся к Минздраву. А Детские дома и школы-интернаты — к Министерству образования.

История домов ребенка: как все начиналось

Однажды мне пришлось поработать в архивах, чтобы выяснить историю нашего Дома ребенка, так как забылась даже дата его организации. Я обнаружила там очень интересные документы.Дома ребенка в России стали открываться в первые годы Советской Власти. После Первой Мировой войны, революции 1917 года и Гражданской войны 1918 -1921 годов в России появилось огромное количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сначала Дома ребенка находились в неприспособленных помещениях. За детьми ухаживали люди без специальной подготовки. Не хватало питания, одежды, медикаментов. Дети умирали от тифа, дизентерии, дифтерита. Из 50—70 детей Дома ребенка умирало от 5 до 20 детей в месяц. Не хватало медработников. Врач и медсестры из городских больниц посещали детей 1-2 раза в неделю. Не было специализированных детских врачей.

Правительство России с каждым годом уделяло все больше внимания детям-сиротам. Строились специализированные здания Домов ребенка, детских домов и интернатов. Появлялось современное оборудование: кухонное, прачечное; паровое отопление, горячая вода.

Выделялись деньги на питание, одежду, мебель, игрушки. Постепенно работать с детьми стали разрешать только сотрудникам со специальным образованием: медицинским, педагогическим, психологическим.

Несколько лет назад для наших детей было построено новое здание по специальному проекту. Были спроектированы и построены удобные игровые комнаты для детей, спальни, кабинеты для специалистов. Появились новые кабинеты с медицинским оборудованием: диагностическим, лечебным, зубоврачебным, кабинеты для массажа, сауна, зимний сад, веранды для прогулок. Наш мир достиг высокого уровня технологического оснащения во всех сферах жизни.

Дом ребенка — это детище медиков и воспитателей

Когда я пришла работать, там уже были воспитатели. А раньше работали только медсестры. Вообще, Дом ребенка — епархия медиков. Поначалу с педагогами особо не считались. Детей без разговора забирали с занятия, с прогулки, с дневного сна на медицинские процедуры. Это и понятно. Врачи головой отвечали за жизнь и здоровье малышей. А дети в основном больные, среди них было много инвалидов.

Постепенно педагоги отвоевывали место и время для своей работы. Приходилось объяснять и доказывать, что педагогическая работа ничуть не менее важна. Со временем врачи поняли и признали, что работа воспитателей необходима.
В настоящее время педагоги и медики работают сообща.

Вместе оценивают психическое, умственное и физическое развитие воспитанников. Вместе участвуют в консультациях, педсоветах и психологических тренингах, проводимых педагогами.Очень часто малыши тяжело болеют и даже имеют инвалидность именно из-за своей брошенности. Они не чувствуют себя нужными в этом мире. Мамы, которые дали им жизнь, отказали им в любви.

История о больных детях

Это необычные дети. Они не могут, как здоровые детишки, бегать, прыгать, играть. Просто потому, что у них нет для этого физических возможностей. В Доме ребенка есть группы для детей-инвалидов, правильнее сказать — для детей с ограниченными возможностями. Там находятся лежачие дети. У них детский церебральный паралич, водянка головы и другие врожденные заболевания.

Работать с ними трудно, и физически, и морально. Каждый день видеть страдания этих детей — мучительно. Я видела, как в этих группах работают замечательные люди — воспитатели, медсестры, — которые вкладывают в развитие детей свою душу. Такое счастье, когда к деткам попадают специалисты с развитым зрительным вектором : проникаясь заботой и состраданием к детям, они дарят им возможность ощутить хоть какую-то замену эмоциональной связи, которая должна быть у мамы и ребенка.

Благодаря эмоциональной связи дети раскрываются, быстрее выздоравливают.С такими детьми, кроме медицинских процедур, проводятся каждый день занятия, по их возможностям, конечно. Им читают сказки, показывают картинки, проводят с ними музыкальные занятия и прочие развлечения.

Наши сотрудники любят этих деток, ухаживают, развлекают, но, когда они попадают в дом инвалидов, там уже нет такого тщательного ухода и эти дети долго не живут.В последние годы появилось намного больше малышей с синдромом Дауна. Хотя их всегда было немало. Этих деток в Доме ребенка все просто обожают. Они такие забавные, всегда радостные.

Это — очень музыкальные, любвеобильные детки. Они любят слушать музыку, танцевать под нее. У них отличный слух и ритм. Эти малыши есть в каждой группе и не по одному. Другие дети их любят, обнимаются с ними, играют, танцуют.

Благодаря тренингу «Системно-векторная психология», я поняла, что такие детки рождаются не случайно — именно они могут научить всех нас безусловной любви. Сделать мир светлее и мягче, снизить градус напряжения и ненависти в обществе.

Также немало появляется детей с аутизмом. Эти малыши с трудом идут на контакт, часто уединяются, не общаются с другими детьми и взрослыми. Это детки со звуковым вектором. Их состояние можно улучшить, если знать, как формируется аутизм и почему только детишки со звуковым вектором имеют предрасположенность к аутизму.

Читайте также:  Тренажеры для развития мелкой моторики рук ребенка

Такие дети психологически уходят в свой мир, так как очень чувствительны к звукам и смыслам слов. Они любят тишину, тихую классическую музыку. Понимать таких детишек стало возможным после тренинга, а значит, и появилась возможность помочь им.Многие педагоги и волонтеры стремятся брать на руки детей — и это правильно: всех малышей как можно чаще брать на руки, обнимать, нежно прикасаться к ним.

Ведь это помогает им ощутить чувство защищенности и безопасности, без которого невозможно полноценное психическое развитие.Огромное желание и энтузиазм работников Дома ребенка позволяют внести искорки радости и счастья в жизнь брошенных деток. Помочь им состояться и адаптироваться в жизни наилучшим образом, возродить веру в людей и в благосклонность жизни.

Но без понимания, как лучше развивать конкретного ребенка, мы можем наделать ошибок, которые только ухудшат и без того уязвимое психологическое состояние детишек.Уверена, что педагоги, психологи, воспитатели, врачи со временем будут готовы написать новую, современную историю развития домов ребенка в России, используя системные рекомендации.

«…Пришла на тренинг из-за сумасшедших проблем с ребенком, которые не могли решиться и не решались лет 7, поначалу мучила паническая мысль «как страшно все и запущено…я же не успею исправить ЭТО до пубертата, это невозможно!», еще и личных консультаций нет — ужас,безысходность, а как же я, а как же мы? Ребята, ЮРИЙ — УСПЕЛА!!! УЖЕ успела (занимаюсь с декабря прошлого года).
Трудные сомнительные решения стали приниматься на «раз». Результат — ребенка не узнать, сам себе удивляется. Из сумасшедшего монстра — в чуткого человечка…Камень свалился не передать какой…а до СВП при тех состояниях — хоть в окно…НАСКОЛЬКО ЛЕГЧЕ и спокойнее за детей!
Всем с детками, с любыми — сюда! Самое глубокое понимание себя и психического детей — в СВП. ПРОВЕРЕНО.
С ребенками разобрались…»

«…Раньше я бы ответила на этот вопрос примерно так: да просто они разные, разные характеры. А сейчас все понимается намного глубже и многограннее, в определенных ситуациях поведение деток предугадывается с точностью до 100. Понимаешь, почему одни дети истерят, а другие просто орут, добиваясь, в принципе, одних и тех же вещей. Понимаешь, почему они делали и будут делать это так, а не иначе. Понимаешь, какому ребенку можно доверить сходить в магазин за покупками, какому — организовать группу мальчишек, а кого нужно просто оставить в тишине и спокойствии.
Только прохождение тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана дало мне внутреннее понимание, ответы на все мои вопросы. Ко мне пришло осознание истоков, корней поведения детей. Теперь абсолютно понятно, что рожденные «дикими зверенышами», они развиваются и эволюционируют от своей дикой природы к противоположности человека мыслящего, человека разумного. От влияния родителей и социума зависит, кем они вырастут: трусами или отважными летчиками, шизофрениками или гениальными учеными, увальнями с пивом на диване
или мастерам своего дела! …»

Больше узнать об особом психологическом подходе к детям Домов ребенка, а также получить уникальные инструменты психологического взаимодействия с детьми можно уже на бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Регистрируйтесь здесь.

Автор Елена Вахрушева, педагог-психолог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Читайте также:

Зарядка по Скайпу для мамы, или Зачем все-таки нужны гаджеты
Опять принес двойку по физкультуре? Родителям о детском спорте
От жены укротительницы до музы вдохновительницы, или Как вдохновить мужа и не развестись Часть 3

Источник

Консультация для педагогов детских домов по теме «История появления детских домов в России».

Консультация для педагогов детских домов и всех заинтересованных темой сиротства. Данная статья будет полезна воспитателям и сотрудникам детских домов, студентам факультета педагогики и психологии. В статье описана история появления детских домов в России от 1072 года до наших дней.

История появления детских домов в России.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

История развития домов ребенок

Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.
В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

История развития домов ребенок

Согласно закону Российской Федерации “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

Проблема сиротства всегда существовала в нашем государстве.

История развития домов ребенок

Усыновление и воспитание в государственных учреждениях существовало в России с 11-го века. Причем, учреждения, создаваемые для сирот, сразу носили воспитательный и образовательный характер. Первым таким учреждением было училище для сирот, учрежденное в 1072 г. Ярославом Мудрым. В этом училище проживало и обучалось 300 юношей. В дохристианский период дети-сироты также не оставлялись без внимания.

Читайте также:  Развитие речи ребенка раннего возраста книги

В скудельницах бездомные старики и старухи кормили и воспитывали брошенных детей. Средства на поддержание скудельни собирали всей общиной. Или сирот забирали семьи, которые были в то время многодетными, и появление лишнего рта не сказывалось на благосостоянии семьи. Причем многодетность в те давние времена была признаком благополучия семьи.

При Иване Грозном начали открываться сиротские дома, которыми ведал церковный патриарший приказ. В царствование Федора Алексеевича в 1682 году издается Указ об открытии специальных домов для безродных сирот, где их обучали грамоте и ремеслам.

В 1706 г. Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмово-Успенском монастыре воспитательный дом для “незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев”. К 1706 году митрополит Иов уже открыл 10 приютов и сиропитательниц, в которых призревались до 3 тысяч сирот и приносимых детей, “коих жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, от чего оные младенцы безгодно помирают”.

Петр Первый 4 ноября 1715 г издал Указ, предписывающий в Москве и других городах устраивать “гошпитали для зазорных младенцев, которые не от законных жен рождены, дабы вящего греха не делали, сиречь убийства, по примеру Новгородского Архиерея”. В “гошпиталях” практиковался тайный принос младенцев, когда женщина могла положить своего ребенка в специальную люльку, не показывая себя. То есть изначально в России приюты для детей-сирот открывались не только для воспитания и обучения детей, а и для “спасения каждой христианской души”, для удержания женщин от греха детоубийства.

Дело устройства детей-сирот продолжила Екатерина II. Был открыт Московский воспитательный дом. В марте 1770 г. – Санкт-Петербургский воспитательный дом. По всей стране создавалась сеть подобных заведений. Также как и при Петре I практиковался тайный принос младенцев, и открывались родовспомогательные отделения, где женщинам разрешалось рожать в маске, не открывая себя. При Петре I и при Екатерине II ослабленных и больных детей отдавали на воспитание людям по деревням, в монастыри, помещикам, в сельские общины, где сироты содержались до 7 лет. Затем посылались в школу для обучения мастерству соответственно полу, то есть, девочек — в услужение, мальчиков – в мастерские. Указ Екатерины от 7 ноября 1775 г “Учреждения для управления губерний”, в котором приписывалось Приказу неимущих сирот (ст. 385) отдавать последних “добродетельным людям” для содержания и воспитания с обязательством, чтобы предоставить их во всякое время Приказу для дальнейшего воспитание и обучение. Большое количество приютов для детей-сирот было создано и на частные средства. Известно, что только “Московское общество попечения о бедных и больных детях” в 1899 г открыло 86 учреждений для 848 детей-сирот в возрасте от 3-х до 10 лет. Известна сеть детских приютов, созданная на средства П.Г. Ольденбургского (СПб 1846), приют в Сокольниках, созданный и существовавший на средства Бахрушиных, приют барона Штиглица, содержавшийся им на свои деньги в течение 70 лет, приют, созданный горнозаводчиком А. Демидовым и др. Заслуживает внимания его книга “Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами”.

Организации, принципам, содержанию деятельности воспитательных домов посвящены работы известного русского педагога В.Я. Стоюнина (1826 – 1888), имеющего опыт работы в Николаевском сиротском институте Москвы. Работа Гатчинского Сиротского института тесно связана с именем русского педагога Е.О. Гугеля (1804 – 1841).

Распространение сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х — 30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х — начала 90-х годов.
Первая империалистическая война способствовала увеличению числа детей, лишившихся семьи, родителей, крова. Факторами, отвлекающими от естественной заботы о детях, в 1917 году стало революционное брожение в широких массах населения, развертывание политической борьбы. Увеличилось число бездомных детей, детей, оказавшихся сиротами при живых родителях. Поскольку впервые послеоктябрьские годы одной из главных причин страдания всех детей был голод, новое государство сосредотачивает свое внимание именно на этой проблеме. Декреты и постановления СНК 1918-1921 гг. имели своей целью обеспечение всех детей независимо от сословной, классовой принадлежности их родителей. Однако, несмотря на все предпринимаемые меры, невозможно было оградить детей от трудностей, порождаемых военным коммунизмом. Увеличению числа бездомных детей способствовали в то время как голод так и резкое сокращение числа детских учреждений, где они могли бы спастись. Особенно пострадали от голода 1921 г. дети Поволжья. К 1922 г. детей оставшихся без родителей насчитывалось около 7 млн. человек.

Нехватка средств на оказание помощи нуждающимся детям послужила толчком к созданию 26 января 1923 г. специального фонда имени В.И. Ленина при ЦИК СССР. Все эти годы оказание помощи детям осуществлялось главным образом под знаком борьбы с детской беспризорностью. А она имела непосредственное отношение к защите детей-сирот, поскольку больше половины детей-бродяг, беспризорников составляли дети, оставшиеся без родителей. Бимиеспризорность как явление, порожденное сиротством, социально-экономическими условиями, окружающими ребенка, то возрастала, то шла на некоторый спад, но продолжала существовать.

История развития домов ребенок

Причины беспризорности:
• гражданская война;
• голод;
• репрессии;
• дети, убегающие из детских домов;

Поэтому предпринимались разные меры хотя бы по сокращению ее масштабов путем устройства детей в другую семью. Но в результате за десятилетия гражданской войны и первых лет строительства социализма был нанесен мощнейший удар по патриархальному укладу российского общества и связям между поколениями (взаимосвязь прошлого – настоящего – будущего). Этот удар отразился и на состоянии российской семьи.

Читайте также:  Развитие языковой личности ребенка

Согласно коммунистическим социальным концепциям того времени, роль семьи в обществе должна постепенно уменьшаться, пока, наконец, не исчезнет вообще. В 20– 30-е годы в России регистрация брака и его расторжение были настолько упрощены, что занимали несколько минут. При этом заключить или расторгнуть брак мог один из супругов, даже не ставя другого в известность. Исчезло отношение к браку как к величайшему таинству и акту ответственности, на смену ему пришло легкомыслие. Гибель семьи, ее традиций, негативное отношение к семейному воспитанию приводило к увеличению бездомных детей. В 1931 г. 1.600000 женщин вырваны из семьи, вовлечены в производство, идет процесс “раскрепощения ” женщины, что порождало новые проблемы. Чем дальше шел процесс отрыва матери от семьи и ребенка, тем больше создавалось предпосылок для возникновения социального сиротства, физической и духовной гибели целых поколений. Попытка как-то остановить этот процесс, ставший уже неизбежным, проявилась в более пристальном внимании устройства детей в другую семью.

Накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. проблема устройства детей, оставшихся без родителей, продолжала существовать. Не снимается она тем, что только в РСФСР 165 тысяч несовершенных находились на патронате, примерно такое же количество – в детских домах. По-прежнему существует задача ликвидации беспризорности. Правда, одно из межведомственных совещаний по вопросу о ликвидации беспризорности и безнадзорности констатирует: “Беспризорности как массового явления у нас сейчас нет”.

В предвоенные годы источником появления детей, оставшихся без семьи, попечения родителей, оставалась занятость родителей, материальная необеспеченность многих из них, потеря отца и матери в результате репрессий. Но среди прочих причин в это время заметное место занимают побеги детей из детских домов. Великая Отечественная война лишила тысячи и тысячи детей крова, семьи, родителей. Как известно из материалов Нюрнбергского процесса, на территории нашей страны было уничтожено и сильно разрушено 1710 городов и более чем 70 000 деревень и населенных пунктов. Лишенные дома, родителей, теплой одежды и пищи дети погибали от голодной смерти, становились инвалидными. Только в осажденном Ленинграде умерло 630 тыс. человек. Среди них были и те, кто оставил своих детей сиротами. А если учесть, что всего на оккупированной территории погибло почти 10 млн. советских граждан, то станет ясно, сколько сирот породила эта война в нашей стране. Многие дети потеряли родителей, погибших на фронте. Так же детей насильственно разлучали с родителями, которых угоняли на работу на Запад. Было решено отправить в Германию для домашних работ 500 000 наших женщин в возрасте от 15 до 35 лет. Только из СССР этапировали сюда 4 978 000 человек. Среди них были женщины-матери, вынужденные оставить своих детей.

История развития домов ребенок

Например, в Гжатске Смоленской области до войны было 13 тысяч жителей. В день освобождения их оказалось немногим более одной тысячи – в подавляющем большинстве своем разлученные со своими родителями малолетние дети. Отрыв массы детей от своих родителей по причинам военного времени вызвал к жизни необходимость незамедлительного принятия государственных мер по их спасению. В их числе была и эвакуация детского населения на Восток. Причем дети далеко не всегда уезжали с родителями. Тысячи и тысячи эшелонов с детьми всех возрастов, начиная от ясельного, двигались в восточные, северные районы страны в неизвестность, в жизнь без семьи, без матери. К ним присоединились воспитанники детских домов. Масштабы эвакуации были огромными. Из докладной записки Совету народных комиссаров РСФСР от 18 декабря 1941г. видно, что по неполным данным число эвакуированных детей составляло тогда уже 255 620 человек.

В первые послевоенные годы – годы разрухи, нехватки продовольствия, материальных трудностей – к массе детей-сирот стали прибавляться те, кто оказался заброшенным по причине крайней занятости матери, чьи рабочие руки стали особенно нужны из-за гибели мужской части населения.
В условиях послевоенного времени решение проблемы устройства всех детей, оставшихся без семьи, лишенных заботы со стороны родителей и живущих в тяжелых материально- бытовых условия, связывалось с созданием школ-интернатов. Для предупреждения социального сиротства, детской безнадзорности постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 15 января 1960 г. были введены школы с продленным днем. А для детей дошкольного возраста предназначалась широкая сеть яслей, детских садов.
Строительство именно этих учреждений достигло в те годы небывалого размаха. Другими словами, для 50-х и 70-х годов характерно стремление всяческими путями заменить семью, родителей даже тем, у кого она была. Негативные последствия проведения именно этой линии находились тогда еще где-то подспудом. Они начали давать о себе знать в 80-е — 90-е годы, когда масштабы социального сиротства достигли небывалых размеров. Сегодня мир вступает в XXI век. Однако проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. Сегодня, в мирное время, первое место в мире по количеству детей-сирот занимает Россия. Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последние 10 лет в нашей стране, придали этому явлению особый трагизм.

Используемая литература:
1.Гурко Т.А., Тасеев В.Б. Приемные семьи в России (на примере Самарской области)// Актуальные проблемы семей в России / Под ред. Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 74-91.
2.Добровольская А.В. Патронатное воспитание — новая возможность решения проблемы социального сиротства //Актуальные проблемы семей в России / Ред. Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 92-102.

Рекомендуем посмотреть:

История развития домов ребенок
Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Источник