Вопросы ребенку 5 лет о своей семье

Галина Чередниченко
Викторина для детей средней группы «Моя семья»

Цель: Формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе.

Задачи:

1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные (мама, папа, бабушка,дедушка); формировать представление о составе семьи, используя модели.

2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.

3. Воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам своей семьи.

Оборудование: мольберт, музыкальное сопровождение, чайная посуда, фартук, косынка, конструктор, строительная каска, фишки, магниты, угощение.

Материал демонстрационный: фотографии, цветок.

Материал раздаточный: Альбомные листы с ребусами, карандаши.

Предварительная работа:

— Разучивание пословиц и поговорок о семье.

— Рассматривание фотографий, иллюстраций.

— Чтение стихотворений А. Костецкий «Самое дорогое», О. Дриза «Мама», И. Мазнин «Простое слово», С. Капутикян «Папа».

— Беседа о семье.

— Рисования на тему «Моя семья».

Ход викторины:

Орг.момент:

(Дети стоят в кругу.)

— Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Посмотрю на ваши лица,

Хочу с вами подружиться

— Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. И с таким замечательным настроением я приглашаю вас на игру-викторину,

а тема нашей викторины «Самое дорогое, что есть у меня — это моя семья».

Чья команда наберет больше фишек, та и победит.

Но прежде, чем начать играть, вам нужно поделиться на две команды.

— Теперь решите, кто будет капитаном вашей команды.

— Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей)

1й: Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

2й: Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

3й: Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

4й: Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

5й: Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Сегодня в игре участвуют две команды. Это команда «Дружная семейка» (поприветствуем их).

И команда «Озорная семейка» (поприветствуем их). Какая из команд наберет наибольшее количество фишек, та и будет победителем. Фишки для команды «Дружная семейка» будут желтого цвета, а фишки для команды «Озорная семейка» будут красного цвета.

Первое задание начинаем с разминки: вам предстоит отгадать загадки. Готовы? Загадка для команды «Дружная семейка»

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша.

(Бабушка)

Следующая загадка для команды «Озорная семейка».

Он все может, все умеет,

Всех храбрее и сильнее

Штанга для него как, вата

Ну конечно это (папа)

Много их на белом свете.

Всей душой их любят дети.

Только у каждого, она одна.

Всех дороже Вам она

Кто она? Отвечу я… (это мамочка моя)

Он — мужчина, и он сед,

Папе — папа, мне он — (Дед)

Молодцы, за каждую отгаданную загадку, команда получает по фишке.

Второе задание Кто знает стихотворения о своих родственниках? Кого мы называем родственниками? (мама, папа, тетя, дядя). Чтение стихов.

1 команда «Мы с мамой делали котлеты,

А за окошком дождик шел.

Мы с мамой думали при этом,

Как вместе быть нам хорошо!»

«У меня есть дедушка,

Как зима, седой,

У меня есть дедушка

С белой бородой.

Мне на все мой дедушка

Может дать ответ.

И не стар мой дедушка,

Хоть ему сто лет!»

2команда

«Бабушки нашей

Нет в мире родней,

Часто читаем

И вяжем мы с ней.

Вместе играем,

Готовим обед.

Будем друзьями

С бабулей сто лет!»

«Не терпит мой папа безделья и скуки.

У папы умелые, сильные руки.

И, если кому-нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь».

Молодцы! Обе команды справились с заданием и принесли своей команде еще по одной фишке.

Третье задание Я задам сейчас вопросы — отвечать на них не просто:

Какой должна быть семья? (Дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая, большая и т. д.)

Перечислите ласковые обращения к маме (мамочка, мамуля, мамулечка, мамуся и т. д.)

— Перечислите ласковые обращения к папе (папочка, папенька, батюшка, тятенька и т. д.)

Дополнительные фишки получают обе команды.

Четвертый конкурс. Музыкальный

Танец «Полька»

Пятое задание В каждой семье существует такая традиция, как встречать гостей. Хорошей хозяйкой считается та, которая умеет вкусно приготовить еду, красиво накрыть на стол. И сейчас мы проверим, какими же хозяюшками растут наши девочки.

По одной девочке из каждой команды нужно приготовиться к приходу гостей, накрыть на стол. Ваша задача — сделать это быстро, аккуратно, красиво.

— Вы пошли бы пить чай к такой хозяйке?

. …. (имя) доказала нам, что она растет хорошей хозяйкой.

Мальчики из каждой команды будет строить дом из конструктора. Ведь издавна в народе говорили, что одна из задач мужчин — построить дом. Команды выбирают по одному мальчику, которые будут участвовать в конкурсе.

…. (имя) всем показал, какой хороший он строитель.

Раздаются фишки.

Шестое задание А следующее задание, которое предстоит выполнить обеим командам, это назвать как можно больше пословиц о семье.

В семье и каша гуще.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Какая команда назовет больше пословиц — получает фишку.

Седьмое задание Следующее задание для капитанов называется «Назови правильно». Вос-ль читает дети отвечают. Показ ответа на доске.

Мама мелет кофе в (кофемолке)

Белье стирает… (стиральная машина)

Яйца для пирога взбивают (миксером)

Бабушка гладит белье (утюгом)

Папа пылесосит ковер (пылесосом)

Мама прокручивает мясо через (мясорубку)

Дедушка забивает гвозди (молотком)

Папа сверлит дырку в стене (дрелью)

Раздаются фишки.

Восьмое задание

У каждого члена семьи есть свои обязанности. Скажите, пожалуйста, а как вы можете помочь своим близким? (Ответы детей) А вы помогаете дома своим родителям?

Конкурс «В доме все перепуталось»

Но прежде послушаем стихотворение З. С. Козловой «В гостях».

Читайте также:  Пойкилоцитоз у ребенка 5 лет

Мы кушали варенье,

Потом смотрели книжки,

Кривлялись у зеркала

Как будто мы мартышки.

Потом играли в прятки,

Скакали как лошадки.

Немного посидели-

Варенье все доели.

Со стула прыгали потом,

Играли весело с мячом.

Сказала мама: «Ну и дом!

Все кувырком и все вверх дном!»

Вздохнув,сказала: «Ну, дела!

Спасибо, люстра хоть цела!»

— Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (ответы детей)

— Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и ни когда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей.И следующее задание такое: попросить прощения у мамы. Представьте, что вы из маминого платья сделали парус для своей лодки, которую построили из стульев. Я буду вашей мамой, а вы должны попросить у меня прощения. Чья команда сделает это лучше, та и победит.

Победившая команда получает фишки.

Наша викторина подошла к концу. Все члены команд работали активно. Отдельное спасибо хочу сказать нашим капитанам. Хорошо, когда семья большая и дружная, и мы в детском саду живем большой и дружной семьей!

Подведение итогов.

Дети сами при помощи воспитателя считают фишки.

Каждая команда награждается грамотой.

Источник

Раиля Курамшина
Викторина для детей среднего дошкольного возраста «Моя семья»

Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе.

Задачи:

Познавательное развитие

• Обобщение и уточнение знаний детей о семье, о том, кто такие родные; формирование представлений о составе семьи.

• Расширение кругозора детей посредством дидактических игр, загадок.

Речевое развитие

• Развитие умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.

• Активизация, расширение и пополнение словарного запаса детей посредством речевых игр, стихов и загадок.

Социально-коммуникативное развитие

• Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

• Воспитание любви и уважения к окружающим и членам своей семьи.

Художественно-эстетическое развитие

• Приобщение детей к осуществлению художественного замысла по теме.

• Формирование эстетического восприятия окружающего мира.

Физическое развитие

• Развитие внимания, зрительной памяти, ориентировки в пространстве.

• Развитие крупно-моторных и мелко-моторных навыков.

Материалы и оборудование:

Магнитная доска, фотографии из семейных альбомов, коллективная работа «Семейное древо», картотека загадок, сюжетные картинки, цветные фишки.

Предварительная работа:

Разучивание пословиц и поговорок о семье.

Рассматривание фотографий, иллюстраций, семейного древа.

Чтение стихотворений А. Костецкий «Самое дорогое», О. Дриза «Мама», И. Мазнин «Простое слово», С. Капутикян «Папа».

Беседа о семье, о членах семьи.

Рисования на тему «Моя семья»

Ход занятия:

Звучит песенка «От улыбки» (М. Пляцковского, В. Шаинского) — Собрались все дети в круг и поют песню.

Ребята, посмотрите, пожалуйста,на доску и скажите: на какую тему мы с вами будем сегодня говорить?

— О семье, о членах семьи, о дружбе…

Правильно. Мы с вами изучали свои родословные и, чтобы закрепить наши знания, мы проведем с вами викторину. Как назовем нашу игру?

— Моя семья. Дружная семья. Веселая семья. И др. ответы детей

Как вы думаете, что такое семья? (ответы детей) Да, семья-это семь Я, то есть –одно целое. Правильно? Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.

Так как у нас игра командная, что мы свами должны сделать? Правильно, разделиться на две команды, которые будут называться «Дружная семейка» и «Веселая семейка». А кто в какой команде будет играть вы сами решите. Какая из команд наберет наибольшее количество фишек, та и будет победителем. Фишки для команды «Дружная семейка» будут желтого цвета, а фишки для команды «Веселая семейка» будут красного цвета.

Начинаем с разминки: вам предстоит отгадать загадки. Готовы?

1. Загадка для команды «Дружная семейка»:

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша. (бабушка)

2. Следующая загадка для команды «Веселая семейка»:

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто нас любит так как мама,

Ну конечно это (папа)

3. Загадка для «Дружной семейки»:

Много их на белом свете.

Всей душой их любят дети.

Только у каждого, она одна.

Всех дороже Вам она

Кто она? Отвечу я… (это мамочка моя)

4. Загадка для «Веселой Семейки»:

Он — мужчина, и он сед,

Папе — папа, мне он — (дед)

5.Загадка для обеих команд:

Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка

Моя любимая… (сестрёнка)

Молодцы, за каждую отгаданную загадку, команда получает по фишке.

Первый конкурс. Игра «Скажи ласково»

Команде «Дружная семейка»:

— мама (мамочка, мамулечка, мамуля, мамусечка)

— дед (дедушка, дедуля, дедулечка)

— сестра (сестренка, сестреночка, сестричка)

— сын (сынок, сыночек, сыночка, сынуля, сынулечка)

— внучка (внучечка, внученька)

Команде «Веселая семейка»:

— папа (папочка, папуля, папулечка,папусечка)

— баба (бабушка, бабуля, бабулечка)

— брат (братик, братишка, братишечка)

— дочь (дочка, доченька, дочурка, дочурочка)

— внук (внучек, внучечек)

Каждая команда получает фишки.

Второй конкурс. Здесь нужно проявить смекалку и сообразительность.Задание для первой команды: – Сына зовут Сергей, папу зовут Ваня. Как будут называть сына, когда он вырастет?

Задание для второй команды: – Дочку зовут Оля, папу зовут Сережа. Как будут называть дочку, когда она вырастет? (по окончанию конкурса обе команды получают по фишке)

Третий конкурс «Закончи предложение»

Какая из команд быстрее ответит:

Мама мелет кофе в (кофемолке)

Белье стирает в… (стиральной машине)

Яйца для пирога взбивают (миксером)

Бабушка гладит белье (утюгом)

Папа пылесосит ковер (пылесосом)

Мама прокручивает мясо через (мясорубку)

Дедушка забивает гвозди (молотком)

Папа сверлит дырку в стене (дрелью)

Каждой команде раздаются фишки.

Четвертый конкурс. «Что такое хорошо и что такое плохо».

Я буду называть поступки. А вы должны подумать какой смайлик мне показать. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете печальку (грустный смайлик, если порадует – улыбку (веселый смайлик).

— Нарисовали красивую картину

— Подрались с другом

— Съели манную кашу

— Убрали игрушки на место

— Порвали книгу

— Разбили чашку

— Уступили место в автобусе бабушке

— Помогли маме с уборкой

— Отыскали потерянные бабушкой очки

— Помогли маме с уборкой…

Каждой команде раздаются фишки.

Читайте также:  Мышьяк в зубе у ребенка 5 лет

Пятый конкурс: «Кто есть кто?» Чья команда первая ответит.

-Кто ты для мамы? (сын, дочь)

-Кто ты для папы? (сын, дочь)

-Кто ты для бабушки? (внук, внучка)

-Кто ты для дедушки?

-Кто для тебя папина мама? (бабушка)

-Кто для тебя мамин папа? (дедушка)

-Кто для тебя папин брат (дядя)

-Кто для тебя мамина сестра (тетя)

-Кто для тебя папина жена? (мама)

-Кто для тебя мамин муж? (папа)

Фишку получает та команда, которая быстрее ответит.

Наша викторина подошла к концу. Давайте подведем итоги нашей игры (подсчет фишек). Командам раздается угощение.

Источник

Лисовая Светлана Юрьевна
Беседы с детьми дошкольного возраста «Что такое семья»

Семья

В беседах по этой теме воспитатель помогает детям осознать, что семья, родители – самые близкие для них люди. Семья всегда остается для человека самым надежным пристанищем. Где бы человек ни был, он всегда знает, что дома его ждут отец и мать, бабушка и дедушка, братья и сестры. Любовь родителей – самая бескорыстная, самая преданная. Любовь родителей к своим детям безгранична. Ребенок может наблюдать это на примере своих бабушек и дедушек. Для них его мама и папа остаются теми, о ком нужно заботиться, хотя они уже не требуют прежних забот и сами помогают своим родителям.

Педагог знает, что не во всех семьях идеальные отношения. Есть и трудные семьи, в которых ребенок не получает должного внимания и заботы. Тем не менее, положительный образ семьи, семейных отношений поможет ребенку не принимать как норму, как эталон те отрицательные проявления, с которыми он вынужден сталкиваться в жизни.

Важно, чтобы ребенок понял, что в семье у каждого, в том числе и у него, есть свои права и обязанности, что он тоже должен заботиться о близких по мере своих сил.

Моя мама (4–5 лет)

В ходе беседы воспитатель дает детям представление о семье, об особой роли мамы в семье.

Педагог предлагает детям послушать рассказ о семье Павлика (по рассказу М. Зощенко «Показательный ребенок»):

.

Жил-был маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Утром папа и мама уходили на работу. Павлик оставался с бабушкой. Когда он подрос, стал ходить в детский садик. Утром туда Павлика отводят мама или папа, а вечером забирает бабушка. Когда Павлик приходит домой, он играет с кошкой Бубенчиком, учит ее ходить на задних лапах. Потом все приходят домой и собираются за столом. Мама и папа спрашивают, что у Павлика было интересного в садике, и рассказывают о своей работе. Бубенчик тут как тут, ждет, что ему тоже что-нибудь дадут.

Ориентируясь на этот рассказ, дети (с помощью воспитателя) рассказывают о своих семьях.

В процессе беседывоспитатель может задать детям следующие вопросы:

– Куда каждый из вас приходит с прогулки (из гостей, из детского сада? (Домой.)

– Кто каждое утро будит вас, помогает собраться в детский сад?

– Кто ухаживает за вами, когда вы болеете?

– Кто поздравляет вас с днем рождения, дарит подарки?

– Кто покупает вам все необходимое? А что вам необходимо? (Еда, одежда, игрушки)

Воспитатель подводит детей к разговору о маме, о том, что мама самый дорогой и близкий человек. Педагог рассказывает о том, что о маме написано много стихотворений, существует немало пословиц.Он предлагает послушать некоторые из этих произведений:

Мама

Мама, так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам названье «Мама».

Я. Аким Моя мама

Маму крепко поцелую,

Обниму мою родную.

Очень я люблю ее,

Мама – солнышко мое.

Я. Аким

С помощью педагога дети объясняют пословицу «При солнышке тепло, при матери добро».

– А как вы обращаетесь к маме, когда хотите выразить свою любовь к ней? (Мамочка, мамуля)

Воспитатель просит детей подумать и сказать, за что они любят своих мам.

– За то, что она покупает игрушки? (Не только.)

– За то, что она вкусно кормит? (Не только.)

– А за что же? (Когда мне больно, мама меня жалеет, лечит меня, и мне становится легче. Когда мне весело, мы вместе с мамой смеемся, а когда мне грустно, мама меня жалеет. А я люблю маму за то, что мы с ней вместе играем, гуляем.)

Далее воспитатель читает рассказ одного ребенка о своей маме (записано Д. Габе):

.

Самое лучшее слово на свете – «мама». Самая хорошая на свете мама – моя. Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня… Поэтому она не отпускает меня далеко, а когда мы идем в детский сад, держит за руку.

После чтения педагог предлагает детям рассказать о своих мамах.

В конце занятия воспитатель просит детей нарисовать маму, пароход под названием «Мама»; подарки, которые они получили от родителей на день рождения; свою семью (по выбору).

Семьи большие и маленькие (5–6 лет)

Важно, чтобы в ходе беседы дети поняли, что независимо от числа родных семья является для ребенка родным домом, где его любят, заботятся о нем.

Воспитатель просит детей назвать членов своей семьи. Обобщая ответы детей, педагог обращается к литературным произведениям, знакомым дошкольникам.

– В одних семьях есть мама, папа и ребенок, как в сказке «Три медведя». У папы-медведя были большая кровать, большой стул, большая миска, а у мамы-медведицы – поменьше, а у мишутки все было совсем маленьким. Они жили дружно.

– А вот Буратино жил вдвоем с папой Карло. Их семья была небольшая, дружная. Папа Карло купил на последние деньги для Буратино «Букварь», чтобы он смог научиться читать.

– А у Красной Шапочки были мама и бабушка. Бабушка жила отдельно в лесном домике. Внучка часто гостила у нее. Когда мама пекла пироги, Красная Шапочка относила их бабушке. Так они заботились друг о друге.

– Снегурочка (сказка «Снегурочка») жила с дедушкой и бабушкой. Старики очень любили свою внучку, заботились о ней, а она всегда помогала им по хозяйству.

– А вот у Чиполлино, лукового мальчика, был отец Чиполлоне, мама и семь братьев. В этой большой семье все заботились друг о друге. Когда злой Лимон обидел старого отца Чиполлоне, его сын Чиполлино вместе с братьями и друзьями защитили его.

Читайте также:  Сколько пряжи нужно на кофту для ребенка 5 лет

– А эта семья большая или маленькая? (Стихотворение 3. Александровой.)

<…>И в нашей квартире

Ребята растут.

Кроватки четыре —

Их четверо тут.

Наташа постарше

И в школу пошла,

А Танечка наша

Мала и кругла.

На толстеньких ножках

Топочет она

То с куклой, то с кошкой,

То просто одна.

– Сколько детей в этой семье?

– Как вы думаете, Наташа заботится о маленькой Танечке? Расскажите, как она это делает.

– Есть ли еще дети в этой семье? (Есть. Еще двое.) Давайте дадим им имена. Пусть это будут мальчики. (Дети придумывают имена.)

– А теперь давайте поиграем в игру «Наша семья«. Наташа будет заботиться о Тане (готовить обед, купать Таню, играть с ней, а мальчики (называет имена) будут ей помогать.

После игры воспитатель возвращается к беседе:

– У кого дома есть братья или сестры?

– Вы с ними играете?

– Вы их любите?

– Люди всегда ценили любовь братьев и сестер. Когда хотят сказать о крепкой дружбе,говорят: «Они как родные братья».

Воспитатель предлагает детям нарисовать сестру или брата.

– Вместе с вами могут жить дедушка и бабушка. Но даже если они живут отдельно – они тоже ваша семья.

Воспитатель стремится показать детям, как бабушки и дедушки заботятся о своей семье. Важно, чтобы дети поняли, что пожилым людям надо помогать, что нужно заботиться о них. Педагог предлагает поднять руки тем ребятам, у которых есть бабушки и дедушки, просит рассказать, как дети о них заботятся.

– Дедушки и бабушки – это папы и мамы ваших пап и мам. С годами они стали старенькими. Вот как это случается. (Г. Сапгир «Семья«; стихотворение читается по желанию воспитателя.)

Очень-очень-очень-очень

Маленький мальчонка

Встретил очень-очень-очень-очень

Бойкую девчонку

Когда они выросли и поженились,

Они нисколько не изменились:

Очень-очень-очень-очень

Симпатичный папа

И очень-очень-очень-очень

Озорная мама.

Шли годы: осень на смену весне.

И у них появились

Морщины,

Седины,

Пенсне.

И теперь уже они

Не юноша и девушка,

А очень-очень-очень-очень

Бабушка и дедушка.

И рассказывают сказки,

В креслах сидя рядом,

Очень-очень-очень-очень

Маленьким внучатам.

– Как в вашей семье отмечают день рождения бабушки или дедушки? Что приятного вы можете сделать им? (Нарисовать открытку, спеть песню, прочитать стихотворение) Послушайте, какое стихотворение приготовил внук своей бабушке на день рождения. (С. Капутикян «Моя бабушка».)

Стала бабушка

Старой, хворою.

От ходьбы она устает.

Храбрым летчиком

Стану скоро я,

Посажу ее в самолет.

Не тряхну ее,

Не качну ее.

Отдохнет она наконец.

Скажет бабушка:

«Ай да внучек мой!

Ай да внучек мой

Молодец!»

– Про бабушку люди складывают песни.Вот одна из них:

Мы у бабушки

Ели кашку, пили

Простоквашку.

Простоквашка

Вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Скажем бабушке: «Спасибо».

– А вы с бабушкой вежливы? Как вы заботитесь о ней? (Ответы детей.)

В конце занятия воспитатель предлагает детям сделать подарок бабушке (дедушке).

Как дети могут заботиться о взрослых (6–7 лет)

В ходе беседы воспитатель показывает детям, что они могут быть полезными в семье, по мере своих сил заботиться о взрослых

– Помните в сказке, – начинает беседу воспитатель, – дед никак не мог вытащить репку, и тогда ему на помощь пришла вся семья, даже маленькая мышка.

.

…Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,дедка за репку: тянут-потянут – вытянули репку!

– Только все вместе герои сказки смогли вытащить репку.

– А как вы думаете, что было потом, когда репку вытянули? (Герои все вместе чистили репку, варили кашу, а потом ее ели.) (Можно сделать инсценировку.)

– А как еще дети могут заботиться о взрослых?

Воспитатель предлагает послушать стихотворение Е.Благининой:

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

Я уселась и сижу <…>

Я бы многого хотела,

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, а я молчу.

– А вот как хотела помочь маме другая девочка (рассказ К. Ушин-ского):

.

Захворала мать Тани, и доктор прописал больной горькое лекарство. Видит дочка, что мать пьет его с трудом,и говорит ей: «Милая мама! Дай, я выпью лекарство за тебя».

– За что мама была благодарна дочери?

– Почему мы улыбаемся, когда слышим предложение девочки?

– А теперь послушайте, что обещал один мальчик своему папе. (Автор Е. Рау.)

.

– Папа, подари мне барабан.

– Я бы подарил, сынок, да боюсь, ты мне будешь мешать работать.

– Что ты, папа, я только тогда буду барабанить, когда ты будешь спать.

– В этих рассказах дети готовы оказать помощь взрослым, но не знают, как это сделать.

– А в стихотворении (Л. Николаенко «Все сделалось грустным»; воспитатель не говорит, как называется стихотворение, которое вы сейчас услышите, герою все кажется необычным.

Яблоко

Стало невкусным.

Веселое

Сделалось грустным.

Сахар —

Не сладкий.

Соль —

Не соленая.

Дождик —

Не мокрый

Трава —

Не зеленая.

Гром

На кого-то с неба

Ворчит.

Мама не хочет

Со мной

Разговаривать.

Мама молчит…

– Почему герою стихотворения все кажется странным?

– Почему мама не разговаривает с ребенком?

– Вспомните, за что на вас обижалась мама. Может быть, здесь такой же случай?

– Что должен сделать герой стихотворения, что сказать маме, чтобы она его простила? (Извиниться, попросить прощения.)

– А сам обидчик как себя чувствует? (Плохо.)

– Значит, от обиды плохо становится всем?

– Как должен был вести себя герой стихотворения? (Не обижать маму’у а если это случилось, извиниться.)

– Давайте вместе придумаем название этому стихотворению. (В случае затруднения воспитатель предлагает детям несколько вариантов на выбор, объясняет,почему лучше то или иное название: «Я обидел маму», «Почему мама молчит» и др.).

Источник