Вопросы по истории развитии ребенка

Вопросы по истории развитии ребенка thumbnail

Исторические викторины для школьников с ответами

Викторины для младших и средних школьников с ответами.

Викторины на знание истории.

Интересные и познавательные викторины для учащихся начальных и средних классов.

Все вопросы викторины с ответами.

Викторина «Историческая»

Вопросы викторины

■ Как в Древней Руси называли воина, дружинника? Ответ: Ратник.

■ Какое событие произошло на Руси в 988 году? Ответ: Крещение Руси.

■ Какому князю мы обязаны обликом современного Кремля? ОТвет: Ивану III.

■ Как звали главного бога славян? Ответ: Перун.

■ Место жилья людей, обнесенное оградой. Ответ: Городище.

■ Лыковая обувь русских крестьян на онучах. Ответ: Лапти.

■ Старинная верхняя крестьянская одежда без пуговиц, которую по бедности подпоясывали вожжой. Ответ: Армяк.

■ Старинный способ завоевания крепостей, городов (синоним слова «блокада»). Ответ: Измор.

■ В каком городе Древней Руси проходили народные собрания, которые назывались «вече»? Ответ: Новгород.

■ На берегах какой реки построен Новгород? Ответ: Волхов.

■ С древних времен до сегодняшних дней — представитель своей страны за границей. Ответ: Посол.

■ У кого появились самые первые флаги? Ответ: У воинов.

■ Как называли шведских и немецких рыцарей, которых победили войска Александра Невского во время Ледового побоища? Ответ: Крестоносцами.

■ Как звали первого владельца земли, на которой стоит Москва? Ответ: Боярин Кучка.

■ Какие два царя находятся в данное время в Московском Кремле? Ответ: Царь-пушка и Царь-колокол.

■ Какой царь велел казнить слона и за что? Ответ: Иван IV Грозный за то, что слон не хотел встать перед ним на колени.

■ При каком царе началось книгопечатание? Ответ: При Иване Грозном.

■ Как называлась первая печатная книга в России? Ответ: «Апостол».

■ Первооткрывателем какой земли стал Ермак? Ответ: Сибири.

■ Кто является основателем Москвы? Ответ: Юрий Долгорукий.

■ Специалист, занимающийся изучением быта и культуры древних народов по сохранившимся памятникам. Ответ: Археолог.

Викторина «История в лицах»

Вопросы викторины

■ Имя предводителя викингов, который с 862 года стал править Русью. Ответ: Рюрик.

■ Имя монаха, который написал «Повесть временных лет». Ответ: Нестор.

■ Русский князь, принявший смерть от коня своего. Ответ: Олег.

■ Русская княгиня, первой принявшая крещение на Руси. Ответ: Ольга.

■ Князь, который крестил Русь … Ответ: Владимир.

■ Внук Чингис-хана — хан … Ответ: Батый.

■ Во времена его правления было открыто много школ, собрана крупная библиотека в Софийском соборе. Ответ: Ярослав Мудрый.

■ Прозвище князя Александра Ярославовича, победившего шведских и немецких рыцарей. Ответ: Невский.

■ Имя первого Московского князя. В каком веке он правил? Ответ: Даниил Александрович, XIII век.

■ Братья, которые изобрели славянскую азбуку. Ответ: Кирилл и Мефодий.

■ Фамилия русского купца, который в XV веке побывал в Индии. Ответ: Никитин.

■ Имя русского первопечатника. Ответ: Иван.

■ Гражданин Нижнего Новгорода, возглавивший ополчение для освобождения Москвы от поляков. Ответ: Кузьма Минин.

■ Имя первого царя из династии Романовых. Ответ: Михаил.

■ Атаман, покоривший Сибирь. Ответ: Ермак.

■ Крестьянин, пожертвовавший жизнью ради спасения молодого царя. Ответ: Сусанин.

■ Единственная женщина, которая была президентом Российской Академии наук и директором Петербургской Академии. Ответ: Дашкова.

■ Сын конюха, друг Петра I, ставший впоследствии генералиссимусом. Ответ: А. Меншиков.

■ Генерал-адмирал, защищавший новую столицу от шведов и отличившийся в морских сражениях. Ответ: Апраксин.

■ Предводитель крестьянской войны 1670-1671 гг., донской казак Степан… Ответ: Разин.

■ Ученый, по инициативе которого был открыт в 1755 г. Московский университет. Ответ: М. Ломоносов.

■ Русский генерал, герой Бородинской битвы. Ответ: Багратион.

■ Имя царя, отменившего крепостное право. Ответ: Александр II.

■ Адмирал, начальник обороны Севастополя в XIX в. Ответ: Корнилов.

■ Имя последнего русского царя. Ответ: Николай II.

Рекомендуем посмотреть:

Викторина для начальной школы. Викторина по сказкам Андерсена

Медовый спас

Викторины для школьников. Викторины про сказки

Название дней масленичной недели. Масленичная неделя

Викторина для младших школьников. Тема Деревья и травы

Источник

Историческая викторина для начальной школы «Колесо истории».

Цели: приобщение детей к историческому прошлому нашей страны; расширение кругозора; развитие патриотических чувств.

Оборудование: рисунки к конкурсам; русский алфавит; костюмы; музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Звучит оркестровое вступление к опере М.П. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке», колокольный звон.

Ведущий 1. «За морем теплее, а у нас светлее». «На чужой стороне Родина милей вдвойне». «Где кто родится, там и пригодится»… Вот некоторые из пословиц о Родине, которые сложил русский народ. Русский человек всегда готов отдать свою любовь, преданность и жизнь Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего Отечества.

Ведущий 2.

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Колесо истории мы повернем

И рассказывать о ней начнем.

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли!

Ведущий 1. Ha нашей викторине «Колесо истории» встречаются две дружины. Приветствуем дружину «Русичи» с девизом…

«Русичи» (хором). Русский в словах горд, в делах тверд.

Ведущий 1. Воевода — … (имя, фамилия).

Воевода кланяется зрителям.

Ведущий 2. Приветствуем дружину «Братья славяне» с девизом…

«Братья славя н е» (хором). Доброе братство дороже всякого богатства.

Ведущий 2. Воевода — … (имя, фамилия).

Воевода кланяется зрителям. Звучит музыка.

Ведущий 1. Представляем наших судей, которые будут смотреть и оценивать знания, смекалку команд. Все ответы оцениваются по пятибалльной системе.

Ведущий 2. Итак, первый конкурс «Выбери жилище».

В игре принимают участие по одному игроку от каждой команды. На доске — рисунки. Надо найти соответствие: изба — крестьянин; дворец — царь; терем — боярин.

Ведущий 1. А теперь конкурс «Идет — словно павушка плывет». Так говорили про русскую красавицу.

Участвуют по одному игроку от команды. На доске рисунки, изображающие женщину и девушку, одетых в национальные костюмы.

Ведущий 2. Чем отличался костюм замужней женщины от костюма девушки на Руси? (Девушки вокруг головы повязывали ленту, а иногда носили венец — расшитый бусами и жемчугом. А замужние женщины носили легкую шапочку, под которую прятали свои волосы)

Ведущий 1. Молодцы! Переходим к следующему заданию. Конкурс «Заморочки».

На доске изображения зверей: заяц, белка, рысь, соболь, медведь.

Ведущий 2. Мехом какого зверька оторочена шапка Мономаха — один из символов самодержавия в России? (Мехом соболя) Какой зверь выступал как артист на русских ярмарках? (Медведь) Какой зверь в русских пословицах стал воплощением трусости? (Заяц)

На доске русский алфавит.

Ведущий 1. Современный алфавит отличается от алфавита, созданного Кириллом и Мефодием. Сколько букв было в первом алфавите? (43) Сейчас мы называем первые три буквы: А, Б, В. А как они назывались в первом русском алфавите? (Аз, буки, веди) Какой современной букве соответствует ее древнее название — жизнь? (Букве Ж) Какая буква появилась в русском алфавите последней? (Буква Ё)

Ведущий 2. А теперь, дорогие зрители и участники, нас ждет конкурс «Ты — мне, я — тебе».

Воеводы задают друг другу по пять вопросов.

Примерные вопросы

— Какого князя люди прозвали Красное Солнышко? (Киевского князя Владимира)

— Какой город был столицей Древней Руси? (Киев)

— Какие дороги считались главными во времена Древней Руси? (Реки. По ним можно было передвигаться от одного поселения к другому)

— Кого на Руси называли варягами? (Воинские племена с побережий и островов Балтийского моря)

— Со времен Древней Руси сохранилось название города Вышний Волочек. Почему город так назвали? (Чтобы попасть из реки Ловати в Днепр, ладьи тащили волоком по суше. Эта дорога проходила через поселение, которое и прозвали Вышний Волочек)

— Какой материал был в распоряжении славян для строительства? (Дерево, земля, глина)

— Как назывались жилища древних славян? (Землянки)

— Чем были покрыты крыши землянок? (Дерном)

— Кого славяне считали богом грома? (Перуна)

— Как звали трех русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович)

— В какой реке совершался первый обряд Крещения на Руси? (В Днепре)

Читайте также:  Как влияют аденоиды на умственное развитие ребенка

— От какого народа пришло христианство на Русь? (От греков)

— Какой русский богатырь сражался с Соловьём-разбойником? (Илья Муромец)

— Что такое кремль? (Это центр древнерусского города, на территории которого строился княжеский дворец и главная городская церковь)

— Какой собор был главным в Новгороде? (Софийский)

— Кто такой посадник? (Знатный боярин, управлявший Новгородом)

— Как звали князя, при котором Русь приняла христианство? (Владимир)

— Как звали князя, основавшего Москву? (Юрий Долгорукий)

— Как называется березовая кора, на которой писали в XI в. на Руси? (Береста)

— Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

Ведущий 1. Объявляется конкурс для болельщиков, он же — конкурс «Заработай дополнительный балл». Отвечая на вопросы этого конкурса, болельщики зарабатывают дополнительные баллы для команд.

— Какой год считается годом основания Москвы? (1147-й)

— На какой улице в Москве стоит памятник ее основателю, Юрию Долгорукому? (На Тверской)

— На скольких холмах построена Москва? (На семи холмах)

— О каком событии писал летописец «Обед был силен»? (О пире, который устроил Юрий Долгорукий в честь черниговского князя Святослава, которого он пригласил словами: «Приди ко мне, брате, в Москву»)

Можно включить в сценарий конкурс на лучшее стихотворение о Родине.

Ведущий 2. А теперь конкурс «Пиктографическое письмо».

Звучит народная музыка. Дружинам предлагаются фразы (в конвертах). Нужно зашифровать их с помощью рисунков и предложить соперникам прочесть.

Примерные фразы

1. Летом я слушаю пение птиц.

2. Летом мы купаемся в реке.

Ведущий 1. Продолжаем проверять себя на знание старины. Конкурс «Найди лишний предмет». Перед вами — гость из прошлого. Нужно найти лишний предмет в его наряде и обстановке.

Один из участников команды переодет в национальный костюм. Ищет вся команда.

Купеческая дочка. Ах, как скучно мне, девице-красавице, в тереме сидеть! Батюшка не велит одной на улицу выходить, мамки-няньки с младшими братиками хлопочут. Учиться нам, девицам, не надо. Да и то хорошо, зачем глаза портить? Ручки мои беленькие, работой не испорченные.

Ведущий 1. Итак, посмотрите внимательно на эту красавицу. Что не вяжется с ее образом? (Лишние предметы: бигуди, фартук, сумочка, автоматическая заколка)

Ведущий 2. Молодцы! А теперь следующий сюжет.

Крестьянка. Сынок, Павлуша, сходи в поле, отнеси обед тятеньке!

Крестьянский сынок. Матушка, я собрался с ребятами рыбу ловить.

Крестьянка. А рубаху праздничную надел! Ах ты, бездельник! Только бы гулять, да на балалайке играть. Сымай рубаху, говорю, иди в поле помогать отцу.

Ведущий 2. Что лишнее? (Лишние предметы: галстук, носки, вилка, свена в подсвечнике)

Ведущий 1. А теперь объявляю конкурс «Домашнее задание».

Дети заранее рисуют гербы вымышленных городов, стилизованные под настоящие, и делают небольшие сообщения о самих городах.

Примерные тексты сообщений

• Много веков на высоком холме стоит этот красивый город. Издавна жители его занимались рыбной ловлей. Славится город своими мастерами по изготовлению оружия — оружейниками.

• Среди дремучего леса на берегу живописного озера вырос красавец-город. А леса были богаты и зверем, и птицей. К царскому двору поставляли охотники пушнину, за что и жаловал царь этот город. И т. п.

Ведущий 2. Молодцы, ребята! Переходим к конкурсу «Вопрос — ответ». За одну минуту нужно дать как можно больше правильных ответов на вопросы.

Ведущий 1. Вопросы 1-й команде.

— Что такое герб? (Символ государства)

— Какие цвета у российского флага? (Белый, синий, красный)

— От какого слова произошло слово «копейка»? (Копье; от изображения всадника с копьем — святого Георгия)

— Что такое аз, буки, веди и т. д.? (Буквы славянской азбуки)

— Что такое скипетр? (Украшенный жезл — символ власти, одна из регалий монарха)

— Что придумали Кирилл и Мефодий? (Славянскую письменность)

— Закончите пословицу: «При солнышке — тепло, при матери… — (добро)».

Ведущий 2. А теперь вопросы 2-й команде.

— Что такое флаг? (Символ государства)

— Кто изображен на российском гербе? (Двуглавый орел)

— Что такое монета? (Кусочек металла с особым тиснением; служит для расчетов в торговле)

— Как называлась первая печатная книга? («Апостол»)

— Что такое держава? (Золотой шар с короной или крестом наверху — символ власти, одна из регалий монарха)

— Какими были первые книги? (Рукописными)

— Закончите пословицу: «Человек без Родины, что соловей без… (песни)».

Ведущий 1 (на фоне марша).

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережет.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

Подведение итогов, награждение.

Похожие статьи:

Занятие в начальной школе. Правила поведения у воды

Викторина для начальной школы про животных и рыб

Викторина для младших школьников

Внеклассное мероприятие на тему «Тайна твоего имени». Начальная школа

Внеклассное занятие по сказкам Пушкина в начальной школе

Источник

Краткое описание документа:

Викторина по истории России для учащихся 3-4 классов. «От Руси до России».

На звание «Знаток истории».

Цель: Создать для учащихся условия, которые позволят в увлекательной форме проверить свои интеллектуальные способности и дать возможность приобрести новые знания и расширить кругозор.

Задачи: Учить детей использовать свои знания в нестандартной обстановке. 

Подготовка: Выборы 10 участников для участия в викторине.(обучающиеся 3-4 класса) В классах проводится конкурс стихов о Родине, выбираются лучшие чтецы для выступления во время перерывов в игре. Выбирается жюри.

Оборудование:

  • а) для учителя: мультимедиа, наградной материал
  • б) для участников: бланки для ответов(приложение 3), ручка.

Ход игры:

Наша игра тоже посвящена Российской истории.

Правила игры:

Игра состоит из 3 туров. 1 тур – выбор ответа из 3 предложенных вариантов, 5 игроков давших наибольшее количество правильных ответов переходят во 2 тур, в котором необходимо выбрать одну из пяти категорий и ответить на 14 вопросов, три игрока, кто даст наибольшее количество правильных ответов, перейдут во третий тур, в котором предстоит из предложенного слова составить как можно больше, новых слов.

Один игрок — становиться победителем.И так 1 тур

В 1 туре необходимо за 5 секунд выбрать один из 3 вариантов ответов, написать букву — напротив цифры — обозначающих номер вопроса. После необходимо сдать судьям таблицы. Начинаем!(Приложение1) презентация 1tur xПока жюри подводят итоги, на сцену вызываются чтецы 1 классов.(Объявление участников, которые прошли во 2 тур, если 1 тур не выявил 5 победителей, для тех, кто набрал равное количество может быть проведен дополнительный тур )

В дополнительном туре надо соединить имена и прозвища великих людей.Во 2 туре вам необходимо выбрать одну категорию из 5 предложенных. (Даты, Праздники, Архаизмы, Имена, Секрет)Но чтобы узнать, кто первый будет выбирать категорию, поиграем в игру «дешифровщик».

УСЛОВИЯ составления слова ТЕ ЖЕ САМЫЕ, что на мобильном телефоне , каждой цифрой можно набрать одну из трех букв. Например: цифры 4,5,6, могут соответствовать буквам к,о,т- то есть слово кот.Кто быстрее отгадает это слово, тот и будет выбирать категорию.

Условия второго тура: Необходимо по выбранной категории ответить верно, на как можно большее количество вопросов, если вы не знаете ответа, то говорите: «дальше» и я вам задаю следующий вопрос. Судьи будут подсчитывать верное количество ответов. Приложение 2

Пока судьи подводят итоги 2 тура выступят чтецы 2 классовВ 3 тур переходят – три участника набравших наибольшее количество баллов за верные ответы.В третьем туре участникам предстоит из букв слова Летописец составить как можно больше слов, буквы в одном слове не должны повторяться более, чем они повторяются в слове летописец, слова должны быть именами существительными, существующими в русском языке.

Время тура 3 минуты. Готовы? Вперед! К Победе.Пока судьи подводят итоги 3 тура выступят чтецы 3 классовНаграждение, поздравление победителя.Рефлексия Игра подошла к концу, сегодня мы увидели, как много знают об истории нашей Родины участники игры, а кто из зрителей хотел бы оказаться на их месте?

Есть ли среди вас те, кого заинтересовало какое-то событие и захотелось узнать о нем подробней, ведь год Российской истории продолжается, а строителями новой истории России будете вы История учит нас жизни, не совершать ошибки прошлого, любить и гордиться своей Родиной. Удачи всем в этом интереснейшем деле –изучении истории России.В заключении стихи читают учащиеся 4 классов

Читайте также:  Общее развитие ребенка от 1 года до 3 лет

В приложении 3 представлены бланки ответов для распечатки участникам и жюри

Источник

Викторина по истории России

«Колесо истории»

Цели:

Проверить знания учащихся по курсу « История Отечества»;

способствовать развитию логического мышления при решении познавательных задач;

формировать интерес к изучению предметов гуманитарного цикла.

Оборудование:

Компьютер и медиапроектор с экраном для демонстрации слайдов.

Таблица подсчета итогов викторины.

Карточки с заданиями.

ХОД ВИКТОРИНЫ

1 конкурс — «Разминка»

2 конкурс — «Всякая всячина»

3 конкурс — «История на пушкинских страницах»

4 конкурс — конкурс капитанов

5 конкурс — «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…»

6 конкурс — «История в стихах»

7 конкурс — «Историческая математика»

8 конкурс — «Исторический портрет»

9 конкурс — «История в произведениях искусства»

Ведущий. Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа.

(слайд) !!!

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Свою землю бережет.
А преданья старины
Забывать мы не должны!

Задание для команд. Придумать название и выбрать капитана.

1 конкурс « Разминка»(слайд) !!!

Командам предлагается исправить ошибки в предложении. (за каждый правильный ответ 3 балла)

«Крестьянин Пётр Ковалёв нажарил картошки на подсолнечном масле и съел её с помидорами». Сколько исторических ошибок в этой фразе, если дело происходило в 9 веке?

Ответ: В 9 веке на Руси не было слова «крестьянин»: оно произошло от слова «христианин» только в 14 веке. Не было имени «Петр»: оно появилось после крещения Руси в 10 веке. Фамилий не было — но слово «Ковалев» могло быть отчеством, от прозвища «Коваль» (кузнец). Картофель в России появился в середине 18 века. Помидоры вошли в русский обиход в конце 18 века. Жарить что-либо на сковороде в печи в 9 веке славяне также не умели: пищу пекли в углях очага, либо обжаривали на вертеле над очагом.

2 конкурс «Всякая всячина»

Каждой команде предлагается 10 вопросов, на которые они должны ответить за 2 минуты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы для первой команды:

1. Столица древнерусского государства. (Киев)

2. Русский царь, проводивший опричнину. (Иван Грозный)

3. Место, где было ледовое побоище. (Чудское озеро)

4. Полуостров, проданный Россией Америке. (Аляска)

5. Первый русский император. (Петр1)

6. Бабушка Николая I. (Екатерина 2)

7. Первый русский музей. (кунсткамера)

8. Победитель крестоносцев на Чудском озере. (АлександрНевский)

9. Поэт, гусар, герой войны 1812 года. (Денис Давыдов)

10. Фамилия царя Бориса. (Годунов)

Вопросы для второй команды:

1. Предводитель русских дружин на Куликовом поле. (Дмитрий)

2. Главное сражение войны 1812 года. (Бородинское)

3. Площадь, где было восстание декабристов. (Сенатская)

4. Форма правления, при которой власть передается наследству. (монархия)

5. Князь, который ввел христианство на Руси. (Владимир)

6. Царь, при котором к России были присоединены Сибирь, Казань, Астрахань. (Иван Грозный)

7. Царь, в припадке гнева убивший своего сына. (Иван Грозный)

8. Кого на престоле сменил Александр I? (Павла 1)

9. Князь, основатель Москвы. (Юрий Долгорукий)

10. Царь, основатель Петербурга. (Петр 1)

Вопросы для третьей команды:

1. Порядковый номер Иоанна Грозного? (4)

2. Часть света, в которую Пётр «прорубил окно»? (Европа).

3. В каком городе было найдено большое количество берестяных грамот? (Новгороде)

4. В каком веке отмечалось 1000-летие Крещения Руси? (В 20-м)

5. В начале царствования какого русского императора произошло восстание декабристов?
(Николая I)
6. Как называлась династия русских князей, правивших с 10 по 16 век? (Рюриковичи)

7. Кто сказал: “кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет”? (А.Невский)

8. Название первой древнерусской летописи? («Повесть временных лет»)

9. Назовите имя и фамилию человека, венчавшегося летом 1613 года на царство в России?
(Михаил Романов)
10. Назовите имена первых русских святых? ( Борис и Глеб)

3 конкурс «История на пушкинских страницах» (слайды) !!! (за правильный ответ 3 балла)

1. О каком событии говорится в стихотворном отрывке?

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко…

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу. (основание Санкт-Петербурга в 1703г.)

2. К кому обращены следующие строки?

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье. (декабристам)

3. О каком сражении идёт речь в этих стихах?

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон. (Полтавская битва)

4. О каком историческом деятеле идёт речь?

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он. (Наполеон)

5. О каком историческом деятеле идёт речь?

Запомни же ныне ты слово мое:

Воителю слава – отрада;

Победой прославлено имя твое:

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе. (князь Олег)

6. О каком историческом деятеле идёт речь?

Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Зять палача и сам в душе палач,

Возьмет венец и бармы Мономаха… (Борис Годунов)

4 конкурс капитанов (слайды) !!!

Капитаны команд должны назвать исторического деятеля, который изображен на слайдах. (за правильный ответ 1 балл)

1. Иван Грозный

2. Петр 1

3. М.И. Кутузов

4. В.И. Ленин

5. Г.К. Жуков

6. Денис Давыдов

7. Александр Невский

8. Ю. Гагарин

9. М.В. Ломоносов

10. Дмитрий Донской

11. А.В. Суворов

12. И.В. Сталин

5 конкурс «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…» (слайды) !!! (вопрос болельщикам – назовите исторического деятеля, которому посвящены эти слова)(за каждый правильный ответ 3 балла)

1. На слайде мы видим так называемые «Бородовые знаки». Какое право получал человек при покупке этих знаков? (Право носить бороду)

2. Этот документ в XVIII в. определял систему чинов и порядок продвижения по государственной службе? (Табель о рангах)

3. Перед вами «Азбука гражданская с нравоучениями» 1708 г. О какой реформе Петра І свидетельствует этот документ?(Появление гражданского алфавита)

4. Как назывались собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, введенные и регламентированные в 1718 г. Петром I?(Ассамблеи)
5. Второе название этой книги «Показания к житейскому обхождению». В ней говорится о правилах поведения в обществе, а под каким названием она известна нам? («Юности честное зерцало»)

6. Какое историческое событие показано на карте? (Полтавское сражение)

6 конкурс  «История в стихах» (за правильный ответ 3 балла)

1. «Старинные русские города» (о каком городе идет речь)

***

Святой Софии купола

Отсюда путнику светили,

Славян столица здесь была,

Впервые русских здесь крестили. (Киев)

***

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов. (Москва)

***

По живленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева,

Мосты повисли над водами,

Темно – зелеными садами

Её покрылись острова. (Санкт-Петербург)

2. «Поймай дату» (назвать дату и событие)

***

Киев замер, в одночасье вымер,

Злые взгляды древних стариков:

В это утро светлый князь Владимир

Сокрушал языческих богов. (988 г. – крещение Руси)

***

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Читайте также:  Развитие ребенка при беременности по неделям с картинками

Построили редут

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут. (1812 г. – Бородинское сражение)

***

Позади у воинов Непрядва,

Слева – затуманившийся Дон.

И простор великий только на два,

Только на два стана разделен. (1380 г. – Куликовская битва)

***

Полки ряды свои сомкнули,

В кустах рассыпались стрелки,

Катятся ядра, свищут пули,

Нависли хладные штыки.

Сыны, любимые победы,

Сквозь огонь окопов рвутся шведы. (1709 г. – Полтавская битва)

***

Впереди по звонким льдинам,

Гремя тяжелой чешуей,

Ливонцы едут грозным клином,

Свиной железной головой. (1242 г. – Ледовое побоище)

***

Прервался древний царский род,

Распалась связь времен,

И обсуждают на Руси:

«Кому же быть царем?» (1613 г. – начало правления династии Романовых)

3. «Исторические личности» (назвать историческую личность)

***

1. Славься народу давший свободу.

Доля народа, счастье его-

Свет и свобода! Прежде всего. (Александр 2)

***

2. Правил в Киеве тот князь,

И молва о нём неслась.

Все соседи князя знали

И мудрейшим назвали (Ярослав)

***

3. В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал из года в год

Про великий наш народ. (Нестор)

***

4. В годы кровавых набегов врагов

В монастыре, за стенами

Он написал образ светлых богов,

Как бы беседующих с нами.

Три молодых человека сидят

В тихом раздумье о мире,

Складки одежды легки на скамьях,

Образы как бы застыли.

Образы эти пройдут сквозь века,

Хоть и трудна дорога,

Но на Руси будет вера всегда

В триединого Бога. (Андрей Рублев)

***

5. Куда ты ведешь нас?

Не видно ни зги!

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега,

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути. (Иван Сусанин)

***

6. Воспитанный под барабаном,

Наш царь лихим был капитаном.

Под Аустерлицем он бежал,

В двенадцатом году дрожал. (Александр 1)

7 конкурс «Историческая математика» (слайд) !!! (ответы на слайдах) !!!

Найдите значение выражения, заменив названия исторических событий их датами. Какое событие произошло в году Х? (за правильный ответ 3 балла)

1. (Брестский мир + Соляной бунт + образование СССР + восстание декабристов + начало правления Анны Иоанновны + Ледовое побоище): 5 – 332 = Х. (ответ: 1725г. – смерть Петра 1 или начало правления Екатерины 1)

2. (Съезд князей в Любече + начало правления Петра 1 + основание Санкт-Петербурга + свержение монголо-татарского ига + восстание декабристов + отмена крепостного права): 6 – 366 = Х. (ответ: 1242г. – Ледовое побоище)

3. (Начало правления Рюрика + нашествие Батыя на Русь + свержение золотоордынского ига + создание народного ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского + Полтавская битва): 5 = Х. (ответ: 1380г. – Куликовская битва)

Конкурс болельщиков «Загадочная Россия» (за правильный ответ 1 балл)

***

В болоте родился,

Три раза крестился. (Петербург, Петроград, Ленинград)

***

Звонарь в седую старину

Усвоил истину одну

Что, если вдруг беда нагрянет,

Сигнал тревоги бить он станет. (Набат)

***

Им сверху церковь украшает

И купола под ним сияют.

Вопрос тебе несложный дам-

Назвать лишь символ христиан (крест)

***

Он стоял в амбаре встарь

Для зерна и звался… (ларь)

***

Зимой, когда по снегу

Не катится телега,

В них лошадь запрягали.

Как их называли? (Сани)

***

Из овчины шубу сшили

И довольны очень были

Ведь морозов не боится,

Тот, кто в шубу облачится. (Тулуп)

***

Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья. (Куликовская битва)

***

На голубом и мокроватом

Чудском потрескивавшем льду

В шесть тысяч семьсотпятидесятом

От сотворения году. (Ледовое побоище)

***

Ой, ты город Великий!

Господин торговых дел!

От боев с ордою дикой

Ты счастливо уцелел! (Новгород Великий)

***

Со времени княжения Кия

Над Днепром поднялся новый град

В белокаменной Софии

Побывать был каждый рад. (Киев)

8 конкурс  — «Исторический портрет» (слайды) !!!

Команды должны определить («узнать») исторических деятелей по их характеристикам. (за каждый правильный ответ 5 баллов)

1. «…И легко он ходил в походах, и много воевал. В походах же не возил с собою ни возов, ни котлов, ни варил мяса. Не имел он и шатра, но спал, подослав потник, с седлом в головах… И посылал в иные земли со словами: «Иду на вы»». (Святослав)

2. Русский государственный и военный деятель, князь новгородский, великий князь владимирский. Был канонизирован Русской православной церковью как воин-избавитель. По приказу Петра 1 его останки были перевезены в Петербург. В дореволюционной России и в советский период его именем были названы ордена, которыми награждали за выдающиеся заслуги перед Отечеством. (Александр Невский)

3. Был поэтом и гусаром, служил в одном из первых летучих кавалерийских отрядов, о его подвигах под Москвой слагали легенды. Он писал: «Я был рожден для рокового 1812 года» (Денис Давыдов)

4. Этот русский царь стал также называться «царем Казанским и Астраханским».

(Иван Грозный)

5. Об этом царе можно сказать, что он был сыном царя и воспитанником поэта, а современники называли его царем-освободителем. (Александр 2)

6. Этот князь прекрасно владел и оружием, и дипломатией, был большим любителем книг и учености, инициатором создания письменного свода законов. (Ярослав Мудрый)

7. «Тогда за благо рассудил старинное русское платье отменить, а повелел всем своим подданным носить по обычаю европейских христианских государств, такожде и бороды повелел сбрить». (Петр 1)

8. Об этом предводителе крестьянской войны, объявившем себя Петром 3, А.С. Пушкин писал, что он «бежал, но бегство его казалось нашествием». Он стал одним из героев в повести «Капитанская дочка». (Емельян Пугачев)

9. При Александре 1 он испытал и взлет, и падение; его высоко оценил Наполеон; Николай 1 за составление Свода законов Российской империи возложил на него снятый с себя орден Андрей Первозванного. (М.М. Сперанский)

10. Не только боевой офицер, но и участник экспедиций на Крайний Север, этот военачальник в 1918г. был провозглашен диктатором и «Верховным правителем России». (А. Колчак)

11. С его именем связано суздальское княжение, постоянные вмешательства в дела соседей, а также приглашение князя Святослава Ольговича в 1147г. в Москву.

(Юрий Долгорукий)

12. Четыре Золотые Звезды Героя Советского Союза, два высших полководческих ордена «Победа», шесть орденов Ленина, орден Октябрьской революции, три ордена Красного Знамени, два ордена Суворова 1 степени, почетное оружие – такими наградами отмечены заслуги этого маршала. (Г.К. Жуков)

Продолжение конкурса болельщиков «Загадочная Россия»

(за правильный ответ 1 балл)

1. Русский император. Его первой женой была Евдокия Лопухина. С детства любил всевозможные потехи, игры. Самое любимое развлечение — «потешные полки». Победил шведов. Ввел новую моду в России. (Петр 1)

2. Какое название в русской истории получило 9 января 1905 года?(Кровавое воскресенье)
3. Назовите сумму порядковых номеров месяцев начала и окончания Великой Отечественной Войны.(11, ведь это были июнь и май)
4. Русский полководец XVIII века. Родился слабым мальчиком, но решил стать военным. Прошел путь от солдата до фельдмаршала. Участвовал в подавлении восстания Пугачева. Взял штурмом турецкую крепость Измаил. Генералиссимус русской армии. (Суворов)

5. Какое название получил парад, прошедший на Красной площади 24 июня 1945 года?
(Парад Победы)

6. В истории России их было трое. И второй, и третий были внуками первого. На то, чтобы называться третьим, было много претендентов. Первого звали Великий. Назовите имя. (Пётр)
7. Как называлась династия русских царей, правивших с 1613 по 1917 годы? (Романовы)

8.Смутное время в России связано с появлением самозванцев. Назовите их прозвища? (Лжедмитрий I — Гришка Отрепьев, Лжедмитрий II — тушинский вор)

.      9. Русский национальный герой. Крестьянин, нанятый поляками в качестве проводника в с. Домнино, где находился молодой царь. За отказ указать верный