Волосова развитие ребенка раннего возраста основные показатели

Содержание:

  • Познавательное развитие
  • Социально-эмоциональное развитие
  • Речевое развитие
  • Бытовые навыки
  • Физическое развитие

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).

Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).

Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).

Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.

Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).

В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.

Игровые действия (сюжетно-отобразительные):

Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку.

Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заместители.

Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):

  • по просьбе взрослого, без показа,
  • по подражанию.

Подражает действию близкого взрослого (бытовому). «Роль» не берет.

Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.)

  • по просьбе взрослого,
  • по образцу,
  • самостоятельно.

Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Эмоциональное, активное, деятельное состояние.

Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.

Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем.

Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.

Кричит, жестикулирует, капризничает:

  • при нежелании выполнить просьбу взрослого,
  • подражая близкому человеку, другому ребенку,
  • для привлечения внимания.

Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого.

Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым.

Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.

Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.

Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).

Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.

Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.

Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность).

Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к играм.

Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.

С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.

Эмоционально предвосхищает результаты:

  • собственного действия,
  • действия взрослого.

Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:

  • по примеру взрослого,
  • по собственной инициативе (редко).

Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «Собери игрушки», «это можно», «этого нельзя». Понимает слова: «хорошо», «плохо».

Речевое развитие

Понимание речи:

Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делал на прогулке).

Отвечает на вопросы об этих событиях. Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи). «Жалеет», «помогает» по просьбе взрослого. Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина).

Активная речь (до 200-300 разнопроизносимых слов):

Использует предложения из двух-трех слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах.

Фразы не оформлены. Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги, наречия. Может называть себя в третьем лице.

Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает. В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент. Задает вопросы. Называет предметы на картинке:

  • по просьбе взрослого,
  • самостоятельно (комментирует).

Облегченные слова заменяет правильными. Дает оценку себе: «хороший», «большой», «красивый». Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении.

Бытовые навыки

Ест аккуратно, не обливаясь.

При умывании трет ладони, часть лица.

Вытирается с помощью взрослого.

Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого)). Частично раздевается.

Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек. Пользуется носовым платком (при напоминании). Контролирует физиологические потребности.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом. Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу.

Поднимается и спускается по лестнице детской горки. Меняет темп: ходьбу на бег. Бегает семенящим шагом. Подпрыгивает.

Удерживает мяч одной или двумя руками. Бросает мяч в горизонтальную цель. Ловит мяч с близкого расстояния. Скатывает мяч с горки.

Из книги Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста»
(основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999 г.

Ну, показатели очень общие, но в основном проходят. Правда, не знаю, есть ли дети , соответствующие ВСЕМУ написанному :). Да и не надо это -а то где же индивидуальность;). Кто-то лучше рисует, кто то поет…
Мой Леха из перечисленного — не рисует ( ну, линию проведет -в лучшем случае), никогда долго не плачет ( оказывается,должен:)), не любит смотреть мультики( вот уж точно интересное умение -мы своего вообще к телевизору не приучаем — очень удивилась, что надо…),
и уж точно не относится спокойно к слову «нельзя» …
Все остальное — к двум год делает.А вот по физическому воспитанию мы точно обогнали — мой уже хорошо прыгает( и вперед, и вниз),подтягивается на руках, висит в позе уголок до минуты, лазит по шведским стенкам -и перелезать на др. сторону умеет, и о-очень любит лазить по всяким железкам/деревяшкам :)).
Говорит он хорошо — действительно хорошо и выговаривает почти все. И предложения строит из 3-5 слов свободно. Запас слов -примерно 200, но не считала — он же просто говорит -как тут посчитаешь :).Стихов наизусть знает много — из общеизвестных Мойдодыра, Бармалея,Федорино горе — и рассказывает почти без ошибок;). Правда, о себе пока говорит в третьем лице — исключая утверждение » Я — Леша Петров» :))…
А в обсуждении статьи еще хочу заметить, что дети развиваются неравномерно — каждый по отрезкам. И отрезки не обязательно должны кончаться в 2/3/4 и др. целые годы. Ну очень у всех по разному! Все-таки правильнее было бы оценивать показатели к 3 годам -там уже все дети говорят, все что-то умееют и т.д. ИМХО

2005-06-09, kicik (Леша 2,1)

Нам годик и полмесяца, мы многое умеем: формы в аналогичные отверстия умеем складывать, с матрешками слабее, но когда покажешь, повторит. Кормит мишку ложкой или просто в рот пытается ему запихать булку :), катает в машинке, тоже по просьбе, скажешь ему, мол, покатай мишку, он его сажает в кузов и катает. Выносим памперс сами, уже без просьбы, увидел, памперс грязный валяется, хватает и несет в мусорку, открывает сам дверцу, бросает и закрывает и говорит «кака» 🙂 Так и с мусором, скажешь ему, это кака, он сразу несет в мусорку, поэтому я уже очень осторожно говорю это слово, мало ли что в мусорке окажется 🙂 Пытается и сам кормится, конечно, мимо, но если помочь, в рот попадет, по просьбе пытается шапку на голов натянуть, тоже слабо получается, но он понимает, самое главное, думаю. Что еще умеем? Слова говорим — мама, папа, кака, сися, глазик (показывает), ушко (показывает), носик (показывает) и т.д. Приносит свою обувь по просьбе. Причем уже отличает прогулочную от домашней 🙂 Короче, много чего умеем и очень стремимся быть самостоятельным 🙂 Это радует. Ну, у нас папа был очень ранний он в 10 месяцев сказал — какади — крокодил 🙂 Стал программером ) Не Гошка меня очень радует 🙂 Сообщает, когда пописает/покакает, уже постфактум — быстрее бы заранее стал проситься…

Читайте также:  Развитие ребенка 1 год 5 месяцев доктор комаровский

2005-06-09, Sabayka&Гошик (годовасик :о)

Нам годик и полмесяца, мы многое умеем: формы в аналогичные отверстия умеем складывать, с матрешками слабее, но когда покажешь, повторит. Кормит мишку ложкой или просто в рот пытается ему запихать булку :), катает в машинке, тоже по просьбе, скажешь ему, мол, покатай мишку, он его сажает в кузов и катает. Выносим памперс сами, уже без просьбы, увидел, памперс грязный валяется, хватает и несет в мусорку, открывает сам дверцу, бросает и закрывает и говорит «кака» 🙂 Так и с мусором, скажешь ему, это кака, он сразу несет в мусорку, поэтому я уже очень осторожно говорю это слово, мало ли что в мусорке окажется 🙂 Пытается и сам кормится, конечно, мимо, но если помочь, в рот попадет, по просьбе пытается шапку на голов натянуть, тоже слабо получается, но он понимает, самое главное, думаю. Что еще умеем? Слова говорим — мама, папа, кака, сися, глазик (показывает), ушко (показывает), носик (показывает) и т.д. Приносит свою обувь по просьбе. Причем уже отличает прогулочную от домашней 🙂 Короче, много чего умеем и очень стремимся быть самостоятельным 🙂 Это радует. Ну, у нас папа был очень ранний он в 10 месяцев сказал — какади — крокодил 🙂 Стал программером ) Не Гошка меня очень радует 🙂 Сообщает, когда пописает/покакает, уже постфактум — быстрее бы заранее стал проситься…

2005-06-09, Sabayka&Гошик (годовасик :о)

А мой в 2,8 упорно не желает сам одеваться и учиться это делать не желает. Зато раздевается очень быстро, видимо любит воздушные ванны)))
Про «вылавливает сачком предметы из воды» впечатлило)))) а если сачка нет? или в воду ничего не упало?)))
В 2 года говорил он не очень много и практически совсем не понятно. Еще в марте, когда мы в сад собирали справки, логопед грозно сообщила нам, что если к трем годам не научимся правильно произносить шипящие и «Р», то запишет нам отставание. Гы))) Не успела. Сейчас и рычит и шипит — все в порядке. И слова стал ясно произносить. Выяснилось, что он все марки машин знает. Во как! А тут — 300 слов в 2 года)))

2005-06-09, БуБуся

все то что надо уметь делать из статьи мы все умеем и все с удовольствием делаем, правда петь начали со дня своего рождения (2 х летия)а теперь каждый день слышу от него пение да еще и с придтанцовкой, а вот с речью как и у многих проблемы, говорит вроде много и пытается повторять правда не всегда удачно, но четких и понятных слов очень мало, хотя так же как и остальные уделяем немало внимания пальчиковым играм, логопед на 2 года написал 10 слов + 100 ассоциативных (т.е. ав ав, би-би, ко-ко-ко и т.д.) и до сих пор не могу понять как она могла установить это все при стесняющемся чуть-ли не до истерик ребенке, на единственном посещении.

2005-06-09, madam_sha&son (Данила 2г)

Моему сыну 1год11мес. разговаривает хорошо с 1г2м. Сейчас реально все то, о чем написано+ голова уже болит от его болтовни. Говорит очень много и практически постоянно, требует читать книги (уже целая библиотека дома), знает стишки, сочиняет песенки И постоянные вопросы:ЭТО КТО? оТКУДА ? кУДА ? чТО? кТО? Зачем? Если он со мной на кухне, а папа из комнаты его зовет, то нет чтоб сходить. Сынок меня спрашивает: Зачем папа зовет? И только потом идет. Болтовня постоянная. Но у нас в семье я заговорила в 1г1м., ситать сама начала в 2,6 ; и муж заговорил в 1,3. Но все детки разные…

2007-02-13, НАТАЛЬЯ

Нам два года и пол месяца мы не говорим не то что 200-300 слов там дай бог 20-30 при большом спасибо!Хотя даже при нашем небольшом словарном запасе довольно чотко выражаем свои мысли, даже, даже не даже, а вполне нормально составляем(складываем) предложения. У нас мальчик говорят мальчики разговаривают позже; зато ходим, залезаем на все и пройдем везде где можно особенно нельзя, это мы мастеры.Вообще все дети разные, мы этим себя и утешаем.Вот мы до года опережали сильно в 7-8 месяцев ходли, а теперь отстаем.

2007-01-18, Надежда

Всего 38 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник

Волосова Е.Б. Диагностика развития ребёнка раннего возраста (от рождения до 2 лет)

Доступные файлы (1):

n1.doc

1   2   3

Речевое РАЗВИТИЕ

Понимание речи:

Понимает многие названия знакомых игрушек, окружаю­щих предметов, знает имена близких взрослых, на­звания одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций.

Показывает по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки.

Выполняет одно-два поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями: приносит, находит, играет в «ладушки».

С интересом рассматривает картинки в книжке (узнает персонажей).

Слушает потешки, стихи, песенки.

Активная речь (произносит до 20 облегченных слов):

Произносит простые слова, соотносит их с предметами, действиями.

Употребляет слова (в индивидуальном произношении):

— в момент радости,

— при удивлении,

— констатируя знакомые явления,

— в процессе двигательной активности,

— по подражанию,

— по просьбе взрослого,

— в процессе своих игровых действий.

Продолжает произносить лепетные звуки.

Имитирует звуки (слова) по просьбе взрослого («лает», «пищит», «гудит»).
бытовые НАВЫКИ

Пьет из чашки (немного).

Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, наби­рает немного, доносит до рта, ест (взрослый докар­мливает).

«Вытирает» руки, лицо при умывании.

Начинает проситься на горшок.

физическое РАЗВИТИЕ

Ходит самостоятельно, но может и падать. Устойчиво стоит, приседает, наклоняется, поворачивается, пятится (меняет положения). Может иногда ползать.

Поднимается на лесенку детской горки приставным шагом. Ходит по доске, лежащей на полу.

Поднимает руки вперед, вверх, в стороны, отводит за спину, вращает (стоя, сидя, лежа):

— по показу,

— по слову взрослого,

— самостоятельно. Шевелит пальцами, вращает кистями рук.

Показатели развития ребенка к 1 году 6 месяцам

познавательное развитие

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.

Читайте также:  Как помощь отстающим в развитии ребенку

Подбирает предмет такой же формы, как на образце.

Начинает подбирать геометрический предмет к соответству­ющему по форме отверстию на грани пособия (при­кладывая).

Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.

Собирает пирамидку из двух контрастных колец по вели­чине; после показа.

Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.

Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.

Игровые действия:

Переворачивает страницы книг («читает»).

Катит перед собой коляску,

Тянет игрушку за веревочку за собой.

Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюда­емых действия (кормит, причесывает куклу):

— по показу взрослого,

— по просьбе взрослого,

— в самостоятельной игре.

Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предме­тами.

Действует с предметами в игре в зависимости от их на­значения.

Подражает двум-трем игровым действиям сверстников.

Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влеза­ет, использует дополнительный предмет, чтобы до­стать понадобившуюся вещь.

социально-эмоциональное РАЗВИТИЕ

Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состо­яние в течение дня.

Появляются социально-значимые жесты и мимика («жа­леет»):

— по показу,

— по просьбе взрослого,

— редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.

Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (под­ражает радостным или крикливым возгласам).

Подражает эмоциональному отношению взрослого к си­туации («жалеет», «сопереживает»).

Легко переключается (переходит) с одного эмоциональ­ного состояния на другое (огорчается, успокаивает­ся). Отвлекается.

Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.

Интересуется действиями других детей.

Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстни­ками (не уступает свою игрушку, отнимает).

Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.

Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.

Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.

Интересуется самостоятельными действиями с игрушка­ми, радуется собственным удачам. Огорчается неуме­нием (отказывается от действия).

Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).

С удовольствием повторяет знакомые движения под му­зыку.
речевое РАЗВИТИЕ

Понимание речи:

Показывает части тела по просьбе взрослого.

Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, неза­висимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.

Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложений.

Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрос­лого (положи, отнеси, накрой и др.).

Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):

Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).

Пользуется словом в моменты особой заинтересованности.

Отвечает на вопросы: «Кто (что) это?» (в реальной ситу­ации и по картинке).

Стремится связать два слова в предложение.

Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрос­лого.

Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).

бытовые НАВЫКИ

Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пищу.

Пьет из чашки, почти не проливая.

Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сооб­щает о физиологических потребностях.

Спокойно относится к умыванию.

физическое РАЗВИТИЕ

Хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы).

Перешагивает через препятствия на полу приставим ша­гом (после показа взрослым).

Входит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом.

Проходит по слегка наклонной доске.

Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.

Бросает мяч вниз, вперед, вверх.
Показатели развития ребенка к 1 году 9 месяцам

познавательное развитие

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

Ориентируется в четырех контрастных формах (шар, ку­бик, призма, кирпичик). Различает, соотносит кон­фигурацию предмета с соответствующим отверстием на грани пособия.

Ориентируется в трех величинах одной формы (большой— поменьше—маленький); находит по просьбе взрослого.

Определяет каждый раз большой и маленький предметы из пяти-шести, расположенных по степени уменьше­ния.

Собирает двух- или трехразмерную пирамидку, нанизы­вая на стержень по одному или по два кольца каждой величины.

Ориентируется в трех-четырех цветах. Находит такой же цвет, как на образце (по просьбе взрослого).

«Рисует» линии прямые и округлые, может назвать, что изображает.

Сгибает лист бумаги.

Игровые действия (отобразительные):

Отображает жизненные действия в игре, пользуется пред­метами-заместителями (кормит, возит, баюкает).

Воспроизводит из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать, ворота, забор) после

показа.

социально-эмоциональное РАЗВИТИЕ

Поведение спокойное, уравновешенное.

Радостно настроен, постоянно интересуется окружающим.

Подражает взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги, безразличия.

Эмоционально чуток к разным интонациям голоса взрос­лого: спокоен, встревожен, доволен.

При общении с близким взрослым использует эмоцио­нально окрашенные возгласы (слова), мимику, дви­жения.

Скучает при расставании с мамой.

Проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрос­лому, играющему с ним.

Напряжен в незнакомой обстановке.

Эмоционально контактирует со сверстником: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, загляды­вай ием в глаза.

Самостоятельные игровые действия сопровождает эмоци­онально выразительными «высказываниями», мими­кой.

Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками.

Радуется или огорчается в связи с умелыми или неумелы­ми игровыми самостоятельными действиями.

Обижается, делает недовольное лицо в ответ на наказа­ние, запрет.

Эмоционально различно реагирует на пение, музыку, художественное слово (эмоциональное узнавание).

Проявляет эмоциональную память в знакомых бытовых ситуациях.

Речевое РАЗВИТИЕ

Понимание речи:

Понимает несложный сюжет на картинке.

Отвечает на воп­росы: «Где?», «Кто это?», «Что это?», «Что делает?».

Выполняет (запоминает) два поручения (возьми и поставь и др.).

Понимает несложный рассказ со знакомыми событиями.

Активная речь:

Использует предложения из двух слов (при общении со взрослыми, прося что-то, в играх).

Называет словом свои или чьи-то действия. Договаривает последние слова знакомых стихов, песенок.

Бытовые НАВЫКИ

Самостоятельно ест любую пищу. Ест с хлебом. Ест только из своей тарелки.

Самостоятельно снимает (стягивает) шапку, обувь.

Частично одевается (натягивает шапку, надевает туфельки).

Обращает внимание на грязное лицо, руки.

Контролирует физиологические потребности (заранее со­общает взрослому характерным словом).

Проявляет желание многое делать самостоятельно.

Знает место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей.

физическое РАЗВИТИЕ

Выполняет по показу, по словесному указанию, самосто­ятельно:

Перешагивает через небольшое препятствие на полу (бру­сочки, палочки).

Проходит по доске, немного приподнятой над полом, или по гимнастической скамеечке.

Забрасывает мяч в корзину, стоящую на полу.

Бегает в разных направлениях.

Легко влезает на диван, стул, спускается на пол.

Показатели развития ребенка к 2 годам

познавательное развитие

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

Соотносит конфигурацию объемной геометрической фи­гуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).

Ориентируется в трех и более контрастных величинах (со­бирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).

Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).

Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называ­ет; подбирает к образцу.

Начинает распознавать вес, фактуру, температуру пред­метов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холод­ный, теплый).

В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.

Игровые действия (сюжетно-отобразительные):

Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сач­ком из воды понравившуюся игрушку.

Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявле­ния игрового материала, находясь в проблемной си­туации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заместители.

Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):

Читайте также:  Развитие логического мышления для вашего ребенка

— по просьбе взрослого, без показа,

— по подражанию.

Подражает действию близкого взрослого (бытовому). «Роль» не берет.

Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких иг­рушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.)

— по просьбе взрослого,

— по образцу,

— самостоятельно. Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

социально-эмоциональное РАЗВИТИЕ

Эмоциональное, активное, деятельное состояние.

Хорошо настроен при самостоятельных умелых действи­ях, при положительной оценке взрослого.

Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на сво­ем.

Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.

Кричит, жестикулирует, капризничает:

— при нежелании выполнить просьбу взрослого,

— подражая близкому человеку, другому ребенку,

— для привлечения внимания.

Непослушен, злится при ограничении движений, в от­вет на грубый тон взрослого.

Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрос­лым.

Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.

Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.

Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).

Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.

Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.

Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, от­ношение к ним дифференцированное (активные дви­жения, раскованность, зачарованность, заторможен­ность).

Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к ифам.

Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.

С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизион­ные передачи.

Эмоционально предвосхищает результаты:

— собственного действия,

— действия взрослого.

Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожило­му человеку, бережно относится к животным, расте­ниям:

— по примеру взрослого,

— по собственной инициативе (редко).

Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к

указаниям: «Собери игрушки», «это можно», «этого нельзя». Понимает слова: «хорошо», «плохо».

речевое РАЗВИТИЕ

Понимание речи:

Понимает короткий рассказ (без показа действий) о зна­комых событиях (о том, что делал на прогулке). Отвечает на вопросы об этих событиях.

Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи).

«Жалеет», «помогает» по просьбе взрослого.

Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина).

Активная речь (до 200—ЗОО разнопроизносимых слов):

Использует предложения из двух-трех слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах.

Фразы не оформлены.

Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги, наречия.

Может называть себя в третьем лице.

Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпе­вает.

В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент.

Задает вопросы.

Называет предметы на картинке:

— по просьбе взрослого,

— самостоятельно (комментирует).

Облегченные слова заменяет правильными. Дает оценку себе: «хороший», «большой», «красивый».

Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуй­те» в индивидуальном произношении.

бытовые НАВЫКИ

Ест аккуратно, не обливаясь.

При умывании трет ладони, часть лица.

Вытирается с помощью взрослого.

Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого)).

Частично раздевается.

Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.

Пользуется носовым платком (при напоминании).

Контролирует физиологические потребности.

физическое РАЗВИТИЕ

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Перешагивает через несколько препятствий чередующим­ся шагом.

Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу.

Поднимается и спускается по лестнице детской горки.

Меняет темп: ходьбу на бег.

Бегает семенящим шагом.

Подпрыгивает.

Удерживает мяч одной или двумя руками.

Бросает мяч в горизонтальную цель.

Ловит мяч с близкого расстояния.

Скатывает мяч с горки.

Показатели развития ребенка к 2 годам 6 месяцев

познавательное развитие

Отличие предметов по цвету, форме, величине:

Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы.

Ориентируется в четырех цветах и оттенках; подбирает:

— по образцу,

— по просьбе взрослого.

Может назвать правильно 1—2 цвета.

Ориентируется в 4—6 геометрических формах.

Подбира­ет, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.

Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигу­ры к образцу.

Ориентируется в различных по величине формах.

Собирает пирамидку из 4—8 колец по убывающей (по показу).

Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки — из 3—4 составляю­щих (по показу).

Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.

Держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым. Дорисовывает к рисунку взрослого линии, овалы.

Узнает, что нарисовал (или вылепил).

Игровые действия (сюжетная игра}:

Подражает своему полу: девочка — маме, мальчик — папе

(в самостоятельной игре).

Отображает сюжет (отобразительные сюжетные действия).

Выполняет два-три последовательных действия (дела­ет как мама, как врач, не называя роль):

— по предложению взрослого, без показа,

— в самостоятельной игре.

Начинает играть вдвоем со сверстником (действуют с игрушкой одинаково или выполняют вместе несколь­ко действий).

Подражает игровым действиям другого ребенка. Использует несколько предметов-заместителей (проявляет воображение).

Строит из кубиков разной формы и величины дом, забор (конструктивная деятельность):

— по просьбе взрослого,

— в самостоятельной игре,

— по образцу.

Использует постройки из кубиков для настольной игры с небольшими сюжетными игрушками.

Экспериментирует в игре.

Участвует в подвижных играх с группой детей (запомина­ет несложные правила игры).

социально-эмоциональное РАЗВИТИЕ
Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в пе­риоды бодрствования.

Проявляет специфические свойства: веселый, активный, неугомонный, шумный, любознательный, безразлич­ный, спокойный, вялый, капризный и др.

Может определить свое состояние. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональ­ные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.

Появляется долговременная эмоциональная память. Вспо­минает свои прежние эмоциональные ощущения, ока­зываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях — весело; при болезни — неприятно, плохо.

Бывает эмоционально сдержан при указаниях: «нужно», «надо», «подожди» и др. (осознание ситуации на основе эмоционального опыта).

Увлекается интересной игрой (трудно отвлечь). Эмоцио­нально заинтересован. Спокойно выполняет знакомые действия.

Неинтересные непонятные игры отвергает (трудно при­влечь к действиям, если не заинтересовать).

Огорчается, сердится на свои неудачи при выполнении малознакомого действия.

Радуется, смеется при получении результата, выполняя знакомые действия.

Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.

Испытывает эмоциональное удовольствие (зарождение эстетических чувств), слушая знакомые музыкальные произведения, песни.

Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые дви­жения (один и с группой детей).

Испытывает радость, восторг при выполнении танцеваль­ных движений.

Начинает чувствовать красоту.

Присущи тонкие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему, сочувствие, жалость, обида, зависть, тоска, радость, гнев (агрессия), боязнь, интерес к животному и растительному миру, явлени­ям природы.

Нуждается в доброжелательном отношении взрослых, их положительной оценке.

Сохраняется чувство привязанности к маме, папе, близ­ким взрослым. Беспокоится при их уходе, но быстро успокаивается.

Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступ­ных для понимания ситуациях.

Способен понять радость или печаль (огорчение) другого ребенка.

Оценивает взрослых («плохой», «хороший») в зависимо­сти от их эмоционально-индивидуальных черт харак­тера и отношения к нему самому.

Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по-разному (подчиняется или не слушается).

Не всегда может оценить доброту или понять наказание.

Настораживается при общении с незнакомыми взрослы­ми, но легко вступает в контакт при их доброжела­тельном отношении.

Подражает малознакомым людям, ситуациям, если глубоко затронуты эмоции (игра в театр, в поликлинику и др.).

1   2   3

Источник