Волосова е развитие ребенка раннего возраста основные показатели м 1999

Волосова е развитие ребенка раннего возраста основные показатели м 1999 thumbnail

Кузьмина Надежда Игоревна

Предварительный просмотр:

БИБЛИОГРАФИЯ

«Раннее детство»

Диагностическое обследование детей раннего возраста

  1. Н.А. Ноткина и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. — С.-Пб: «Акцидент». 1999.
  2. А.М. Казьмин, Л.В. Казьмина. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. – Москва: «Когито-Центр. 2000.
  3. К.Л. Печора « Методические рекомендации. Психолого-педагогическое обследование детей в возрасте от 1 года  3 месяцев до  6 лет».
  4. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. Изд-во МГППУ, 2003.
  5. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. – СПб.: Детство пресс, 2005.
  6. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005.
  7. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.

Организация и содержание работы по адаптации детей в ДО

  1. Кирюхина  Н. В.Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие/- 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006.
  2. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи : пособие для воспитателей /— М. : Просвещение, 2007.  
  3. Ильина И.С. Адаптация ребёнка к детскому  саду. Общение, речь, эмоциональное развитие.- Ярославль: Академия развития, 2008.
  4. Социальная адаптация детей в ДОУ/ Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. — М., 1992.
  5.  Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
  6. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Воспитание, обучение  и развитие детей раннего возраста

  1. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет: Методическое пособие/ Под ред. Парамоновой Л.А.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
  2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
  3. Г.Г. Григорьева. Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию   детей до 3 лет. –Москва: «Просвещение». 2000.
  4. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  5. Кисляковская В.Г. Питание детей раннего и дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1983.
  6. Н.Я. Иванова, Е.А. Лебедева. Самые маленькие в детском саду.-  Москва: «Просвещение». 1985.
  7. Л.Н. Павлова.  365 дней и ночей из жизни младенца. – Москва: «Айрис -Пресс. Рольф». 2001.
  8. Л.Н. Павлова.  365 дней и ночей из жизни ребенка. Год третий.  – Москва: «Педагогика-  Пресс».1996.
  9. Л.Н. Павлова. Наглядно-дидактическое пособие.- Москва:  2000.«Просвещение».1984.
  10. Л.Н. Павлова.  Воспитание и обучение детей раннего возраста. – Москва: «Просвещение». 1986.
  11. Г.М.  Лямина.  Воспитание и развитие детей раннего возраста. – Москва: «Просвещение». 1981.
  12. С.В. Попова. Воспитание и развитие детей раннего возраста. — Москва.
  13. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в ДОУ: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  14. Л.Ф. Островская. Первый год жизни вашего ребенка.-  Москва: «Педагогика». 1977.
  15. В. Алямовская. Ясли — это серьезно. – Москва: «Линка- Пресс». 1999.Просвещение. 1972.
  16. С.В.Фонарева. Развитие и воспитание детей второго года жизни. – Москва:  Просвещение. 1977.
  17. И.С. Авдеева, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Помоги мне сделать самому ( развитие навыков самообслуживания). -С.Пб: «Паритет».2003.
  18. Аксарина Н.М.  Воспитание детей раннего возраста.-  Москва: Медицина. 1977.
  19. Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.
  20. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001–2002 года.-М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 392 с.
  21. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика–Синтез, 2005. – 208 с.
  22. Голицына Н.С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Первая младшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  23. Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, А.Г. Ахтян. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет.- М.:Айрис-пресс, 2009.
  24. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. — М.: ТЦ Сфера, 2006

Познавательно-речевое развитие

  1. Ю.В. Микляев, В.Н. Сидоренко. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  2. Л.Н. Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления (1 –3 года). – Москва: «Мозаика-синтез». 2000.
  3. Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова. Раннее детство: познавательное развитие.- Москва: «Мозаика-синтез». 2000.
  4. Л.Н. Павлова. Знакомим малышей с окружающим миром.- Москва: «Просвещение».1987.
  5. Э.Г. Пилюгина. Сенсорные способности малыша. – Москва: «Просвещение». 1996.
  6. В. Петрова. Методика занятий по развитию речи с детьми раннего возраста.- Москва: «Просвещение». 1995.
  7. В. Петрова. Ладушки, ладушки.-  Москва: «Знание». 1995.
  8. Л.А. Венгер,Э.Г. Пилюгина , Н.Б. Венгер  «Воспитание сенсорной культуры ребенка ». Москва. «Просвещение». 1988.
  9. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  10. Зенина Т.Экологическое воспитание детей раннего возраста/ДВ №7 – 2005 г. стр. 17.
  11. О.А. Айрих. Эмоциональное развитие детей. Занятия в 1-й младшей группе. Дидактические игры. Работа с семьёй.- Волгоград: Учитель, 2008.

Художественно-эстетическое развитие

  1. Т.Н.  Доронова, С.Г. Якобсон. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации. – Москва: «Просвещение». 1992.
  2. Т.Г. Казакова. Изобразительная деятельность младших дошкольников.-  Москва: «Просвещение». 1980.
  3. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
  4. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. Музыкальный калейдоскоп. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений. – М.:ИИП, 2002 – 165 с.
  5. Л.А. Парамонова. Детское творческое конструирование. – Москва:«Карапуз».1999.

Игровая деятельность  с детьми

  1. Е.В. Зворыгина.Первые сюжетные игры малышей. – Москва: «Просвещение».1988.
  2.  О.Н. Козак. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. — С.-Пб: «Союз»1998.
  3. В.М. Сотникова. Действия с предметами и предметные игры для детей. — Москва:  «Мипкро». 2000.
  4. С.Л. Новоселова. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – Москва: «Просвещение». 1985.
  5. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет.- Ярославль: Академия развития. 1997.
  6. Н.Б. Куприянова. Игры и занятия с детьми до трех лет.
  7. А. Ануфриева, О. Митюкова. Игры и занятия для малышей.-  Горьковское книжное издательство. 1985.
  8. Родина Е.И. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста.- Москва: «Просвещение». 1972.
  9. З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова.  Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – Москва: Просвещение. 1991.
  10. Е.А. Тимофеева. Подвижные игры младших дошкольников.-  Москва: Просвещение. 1991.
  11. Л.А. Венгер. — Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.-  Москва: «Просвещение». 1983.
  12. Крупенчук О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005. – 32.: ил. – (Серия “Готовимся к школе).
  13. Крупенчук О.И. Тренируем  пальчики – развиваем речь. Младшая группа детского сада. –СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
  14. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  15. Коскова Н.В. Поиграй со мной! Развивающие игры и упражнения для детей  трёх лет. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008.
  16. Д.Н.Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2010.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

  1. З.С. Уварова, Р.Г. Сорочек . Гимнастика для детей  раннего возраста. – Москва: «Медицина».1965.
  2. Л.Д. Глазырина. Нетрадиционные занятий по физической культуре для самых маленьких. –Минск: «Бестпринт». 1997.
  3. НИЦ  им. А.В. Запорожца.Педагогические условия психофизического благополучия детей раннего возраста.-  Москва,  1994.
  4. С.Я. Лайзане. Физическая культура для малышей.- Москва: «Просвещение». 1987.
  5. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет.
  6. С.Я. Лайзане. Гимнастика и массаж в раннем возрасте. – Москва: «Просвещение». 1989.
  7. Масякина Ж., Соломина К.Физкультурные занятия в первой младшей группе/ДВ № 9 – 1989 г.

Взаимодействие с семьями  воспитанников

  1. Пошва Г.И., Бутерус Е.Г., Елестна Л.Н., Волоцкова О.Б.//Создание клуба для родителей и детей  не посещающих ДОУ (нормативная база)/Управление дошкольным образованием № 3 – 2006 г. с.64.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится  (2)

Источник

ZybarevaДорогие друзья, мы рады представить вам Зыбареву Ирину Викторовну, воспитателя первой младшей группы МБДОУ детский сад № 45 города Таганрога, Ростовской области. Сегодня Ирина Викторовна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по сенсорному развтию детей раннего возраста. Сенсорное развитие ребенка имеет очень важное значение особенно в раннем и дошкольном возрасте, так как именно этот возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире. Статья будет интересна воспитателям и родителям.

Краткий комментарий к статье

«Я убеждена в том, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.»

Познавательного чтения…

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками — многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание — целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание- это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому что, именно она оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребенка. В рамках этой деятельности возникают и развиваются основные психологические новообразования раннего возраста.

Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер. Наряду с этим видом мышления развиваются такие его формы как, наглядно-образное и символическое мышление, которые тоже опираются на опыт практических действий малыша.

Речь ребенка возникает и развивается также в контексте совместной с взрослыми предметной деятельности. На основе предметной деятельности зарождается процессуальная игра. Благодаря развитию предметных действий и речи в игре ребенка появляются игровые замещения. Становление игровых замещений дает начало сюжетно-ролевой игре, которая становится ведущей на следующем этапе развития ребенка.

В рамках предметной деятельности создаются условия для развития таких личностных качеств ребенка, как самостоятельность и целенаправленность. У малыша формируется стремление к достижению правильного результата своей деятельности. Достижения в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для ребенка способом утверждения собственного достоинства, мерой своего Я.

Однако следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям трудно одновременно решать несколько задач восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе, что является актуальным в развитии детей раннего возраста.

Для детей третьего года жизни — при создании необходимых для этого условий — характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является основной линией развития, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе.

Ребенок в этом возрасте интенсивно накапливает впечатления и представления о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт, т. е. представления о величине, цвете, форме, фактуре, положение в пространстве и т. п., связывается с конкретными предметами и явлениями.

Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) детьми раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования. (Человечество широко использует их, о чем свидетельствуют, например, названия цветовых тонов: морковный, лимонный, розовый, апельсиновый, абрикосовый, сиреневый, вишневый и т. д.). Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику: малышам понятно и доступно называние прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы — крышей, предметов овальной формы — огурчиком или яичком и т. д.

Дети третьего года жизни, назвав какой-либо из цветов, часто не связывают это название с конкретным цветом. Двухлетний ребенок, самостоятельно произнеся слово красный, может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом красный подменяют слово цвет. Устойчивой связи между словами — названиями цвета и конкретным цветом еще не образовалось.

Именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями; белые пятна на голубом фоне — это «снег идет», «зайчики прыгают»; оранжевое пятно — это «солнышко светит», «колобок». Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т.п. С помощью цвета обобщает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений.

К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Малыш теперь стремится к достижению определенной цели, получению правильного результата. Ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желаемого результата. Для этого целесообразно использовать такие игры и игрушки, действиями с которыми предполагают наличие образца: фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определенный предмет (машину, слоника, собачку и пр.); всевозможные мозаики или пазлы; кубики или простые конструкторы. Образцом может быть картинка, задание взрослого, собственный замысел ребенка. Все эти игры требуют определенного представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении результата.

Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Список литературы:

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е.Ю. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» — М.: Просвещение,1991г.
  2. Волосова Е.Б. «Развитие ребенка раннего возраста» — М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1999г.
  3. Доронова Т. Н., Веннецкая О. Е.,Двуреченская Т. В. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» — М.: Обруч, 2010г.
  4. Доронова Т.Н., Доронов С.Г. «Ранний возраст: планирование работы с детьми» — М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2007г.
  5. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья» — М.: Мозаика-Синтез 2007г
  6. Маркова Т. А., Загик Л. В., Иванова В. М. «Детский сад и семья» — М.: Просвещение,1981г
  7. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. «Раннее детство: познавательное развитие» — М.: Мозаика-Синтез 2000г.
  8. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» — М.: Просвещение: АО «Учебная литература» 1996г.
  9. Смирнова Е.О., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей» — М.: Мозаика-Синтез 2008г.
  10. Фонарев А. М, Новоселова С. Л, Каплан Л. И. «Воспитание и обучение детей раннего возраста» — М.: Просвещение, 1986г.
  11. Щелованов Н.М. Ясли и дома ребенка — задачи воспитания. — В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.
  12. Венгер Л.А. др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. — М.: Просвещение, 1988.

Источник

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для
предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

Приложение 11

Примерная структура заключения об уровне психического развития
ребенка в возрасте от 2 до 3 лет [14, с. 125]

Фамилия, имя ребенка: __________________________________________
Возраст: _______________________________________________________
Дата обследования: ______________________________________________

Развитие общения и речи
1. Инициативность ребенка в общении (высокая, средняя, низкая, отсутствует).
2. Чувствительность к воздействиям взрослого (высокая, средняя, низкая,
отсутствует).
3. Репертуар коммуникативных действий (разнообразный, ограниченный,
обедненный; предпочитаемые средства общения).
4. Уровень развития активной речи (высокий, средний, низкий, активная
речь отсутствует).
5. Уровень понимания речи (высокий, средний, низкий).
6. Уровень выполнения речевых инструкций (высокий, средний, низкий).

Развитие предметной деятельности
1. Виды действий с предметами
Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные (отсутствуют, исполь-
зуются редко, часто).
Культурно-фиксированные (отсутствуют, используются редко, используются
часто).
2. Познавательная активность
Эмоциональная вовлеченность (отсутствует, слабая, высокая).
Настойчивость в деятельности (отсутствует, слабовыраженная, ярко выра-
женная).
Стремление к самостоятельности в деятельности (отсутствует, низкое,
среднее, выраженное).
3. Включенность предметной деятельности в общение со взрослым
Стремление воспроизводить образец действия (отсутствует, слабое, среднее,
сильное).
Ориентация на оценку взрослого (отсутствует, выраженность слабая, средняя,
высокая).
Речевое сопровождение деятельности (отсутствует, слабое, выраженное).
4. Целенаправленность (отсутствует, слабовыраженная, ярко выраженная).

Развитие процессуальной игры
1. Потребность в игре с сюжетными игрушками
Инициативность (отсутствует, слабая, средняя, высокая).
Длительность игры (отсутствует, кратковременная, средняя, длительная).
21

2. Характер игровых действий
Вариативность (отсутствует, слабая, средняя, высокая).
Речевая активность (отсутствует, слабая, средняя, высокая).
3. Воображение
Использование предметов-заместителей (отсутствует, редкое, частое).
4. Принятие игровой инициативы взрослого (отсутствие, слабое, среднее,
активное).
Заключение (содержит вывод об уровне развития общения и речи, предмет-
ной деятельности, игровой деятельности – нормальный, задержка, грубая задерж-
ка – с указанием отсутствующих или слабовыраженных параметров и возможных
причин задержки).
Рекомендации (даются в соответствии с выявленными причинами задержки в
развитии общения, речи, предметной деятельности, игровой деятельности, в слу-
чае необходимости – направление к соответствующим специалистам).

22

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в разви-
тии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекци-
онной) педагогики // Дефектология. – 2002. – №3. – С.9–20.
2. Баенская Е.Р., Разенкова Ю.А., Выродова И.А. Мы: Общение и игра взрос-
лого с младенцем. – М.: ООО «Полиграф сервис», 2002. – 132 с.
3. Бернадская М.Э., Грачева Л.В., Фролова М.И., Особенности раннего психи-
ческого развития недоношенных детей, имеющих критически низкую массу тела
при рождении и перинатальное поражение ЦНС// Альманах института коррекци-
онной педагогики РАО. – 2000. – Вып.2. – С. 21–26.
4. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). –
М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
5. Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи
детям в России // Дефектология. – 2003. – №4. – С.4–7.
6. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сбор-
ник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук. – СПб.: Детство – Пресс, 2003. –
220 с.
7. Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Под ред. Ляминой Г.М. –
М.: Просвещение, 1981. – 224 с.
8. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога/
Под ред. Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. –
С. 340–368, 367–376.
10. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до
года. – М.: АРКТИ, 2001. – 112 с.
11. Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста//
Вопросы психологии. – 1993. – № 2. – С.14–16.
12. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до
шести лет: Советы психолога. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.
13. Дети–сироты: Консультирование и диагностика развития/ Под ред.
Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.
14. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет/
Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – М.:
МГППУ, 2002. – 128 с.
15. Дунайкин М.Л., Брин И.Л. Методические подходы к оценке нервно-
психического развития детей первого года жизни// Дефектология. – 2002. – № 3. –
С.78–83.
16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребѐнок отстаѐт в развитии. – М.:
Медицина, 1993 – С.26–364.
17. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в пси-
хофизическом развитии/ Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М.: Поли-
граф сервис, 2002. – 128 с.

23

18. Изменение социального окружения в домах ребенка: программа раннего
вмешательства / Р.Ж. Мухамедрахимов, О.И. Пальмов, Н.В. Никифорова и др. //
Дефектология. – 2003. – №4. – С.44–53.
19. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. – СПб.: Прайм –
ЕВРО-ЗНАК, 2002. – 416 с.
20. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обуче-
нии умственно отсталых дошкольников. – М.: Изд-во «Бук – Мастер», 1993. –191 с.
21. Кожевникова Е.В. Опыт работы Санкт-Петербургского института раннего
вмешательства // Дефектология. – 2003. – № 4. – С.78 – 81.
22. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М.: Сов. Россия, 1973. – 160 с.
23. Лисина М.И. Проблемы формирования личности. – Воронеж: НПО
«МОДЭК», 1995. – С.75–103, 106–120.
24. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной
педагогики // Дефектология. – 2003. – №4. – С.7–11.
25. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. –
М.: Владос, 1997. – С.145–164, 170–194, 291–295.
26. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы
психологии. – 2000. – № 5. – С.10–12.
27. Морозова Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации де-
тей раннего (преддошкольного) возраста // Дефектология. – 1997. – № 4. – С.67–79.
28. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодейст-
вие. – СПб.: Издательство С-Петерб. ун-та, 1999. – 288 с.
29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 1997. – С.120–
152.
30. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму дет-
ского аутизма. – М.: Центр лечебной педагогики, 2000. – С.174–207.
31. Новосѐлова С.Л. Генетически ранние формы мышления. – М.: НПО
«МОДЭК», 2002. – 320 с.
32. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми/ Под ред.
М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1985. – 208 с.
33. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познаватель-
ное развитие: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2000. – С.33–38.
34. Педагогика раннего возраста/ Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетко-
вой, Д.В. Сергеевой. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 336 с.
35. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе. – М.: Московское педа-
гогическое общество, 1998. – 222 с.
36. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в до-
школьных учреждениях. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.
37. Поляков Ю.Ф., Солоед К.В. Развитие инициативности у детей первого го-
да жизни в условиях материнской депривации// Вопросы психологии. – 2000. –
№ 3. – С. 9–17.
38. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педаго-
гов, родителей / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 224 с.
24

39. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошко-
льного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.
40. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – М.: Школьная
пресса, 2000. – 160 с.
41. Разенкова Ю.А. К вопросу об использовании отечественных и зарубежных
методик диагностики психомоторного развития в качестве инструментов раннего
выявления возможных отклонений в развитии. Дискуссионные аспекты проблемы
/ Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2000. – №2. – С.10–14.
42. Разенкова Ю.А. Региональная политика в области ранней помощи: про-
блемы и перспективы // Дефектология. – 2003. – №4. – С.72–78.
43. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей
младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в
доме ребенка // Дефектология. – 1998. – №3. – С.57–63.
44. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М.: Школа – Пресс, 1997. – 384 с.
45. Специальная дошкольная педагогика/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.:
Изд. центр «Академия», 2001. – 312 с.
46. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-
педагогическому изучению детей (2–3 лет). Ранняя диагностика умственного раз-
вития. – М.: Компания «Петит», 1994. – 32 с.
47. Стребелева Е.А. Подходы к созданию единой системы раннего выявления
и коррекции отклонений в развитии детей / Альманах института коррекционной
педагогики РАО. – 2000. – №2. – С.11–12.
48. Ткачѐва В.В., Психо-коррекционная работа с матерями, воспитывающими
детей с отклонениями в развитии. – М.: Изд-во «Гном-Пресс», 1999. – 64 с.
49. Фатеева Е.М., Цареградская Ж.В. Грудное вскармливание и психологиче-
ское единство «мать-дитя». – М.: АГАР, 2000. – 183 с.
50. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений
речевого развития у детей// Альманах института коррекционной педагогики РАО.
– 2000. – №2. – С.14–16.
51. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией
Д.И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж:
НПО «МОДЭК», 1995. – 416 с.
52. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – С. 151–168.

25

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………… 3
2. Содержание дисциплины…………………………………………………… 4
3. Тематика лекций……………………………………………………………. 4
4. Семинарские занятия………………………………………………………. 7
5. Самостоятельная работа студентов (СРС)………………………………… 13
Контрольные вопросы….…………………………………………………….. 10
Приложения…………………………………………………………………… 13
Приложение 1. Примерное заключение об уровне развития
общения у ребенка в первом полугодии жизни…………………………….. 13
Приложение 2. Примерная структура заключения об уровне развития
познавательной активности у ребенка в первом полугодии жизни ………. 14
Приложение 3. Примерная структура заключения об уровне
психического развития ребенка первого полугодия жизни………………… 14
Приложение 4. Примерное заключение об уровне психического
развития ребенка первого полугодия жизни…………………………..…….. 15
Приложение 5. Примерная структура заключения об уровне
психического развития ребенка второго полугодия жизни………………… 16
Приложение 6. Примерная структура заключения об уровне
развития предметной деятельности у ребенка второго года жизни………. 17
Приложение 7. Примерная структура заключения об уровне
психического развития ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет……………… 18
Приложение 8. Примерная структура заключения об уровне
развития общения и речи ребенка третьего года жизни……………………. 19
Приложение 9. Примерная структура заключения об уровне
развития предметной деятельности у ребенка на третьем году жизни……. 19
Приложение 10. Примерная структура заключения об уровне
развития процессуальной игры на третьем году жизни ребенка…………… 20
Приложение 11. Примерная структура заключения об уровне
психического развития ребенка в возрасте от 2 до 3 лет…………………… 21
Библиографический список…………………………………………………… 23

26

Источник