Вокал развитие способностей ребенка
«Центр образования №1» г. Белгорода
И.А. Тимирова
2019 г.
Введение
Основной целью обучения народному пению является приобщение учащихся к традиционной народной культуре, развитие вокальных и технических способностей учащихся , укрепление голосового аппарата, развитие артистических задатков, эмоционально-образной и интонационной сферы итд
Знания и навыки, полученные учащимися в процессе занятий направлены на воспитание вокальной культуры и эстетического вкуса, позволяющих сохранить самобытную манеру народного звукообразования, специфических особенностей вокальной техники, выработанных народно-певческой исполнительской традицией, без которых невозможно грамотно- профессиональное и плодотворное участие в хоровом коллективе.
Поскольку обучение постановке голоса происходит индивидуально, это создает возможность: выявить вокально-технические данные и степень подготовленности каждого обучающегося; последовательно обучать народной манере пения, начиная от наиболее общих её закономерностей до специфических особенностей.
В процессе занятий в хоровом классе проявляет такое ценное качество как умение «пристраивать» свой голос, а именно манеру, тембр, выразительность, динамические нюансы, интонирование, вокально — технические приемы к общему исполнительскому характеру.
Вокальная работа направлена на простоту, естественность и характерность пения, инструментальную ровность звучания голоса; развитие вокально-хоровых навыков учащихся , использование вокально-технических навыков, методов и приемов в упражнениях различной сложности и народных песнях.
I. Основные моменты развития вокальных способностей учащихся
Основные моменты развития вокальных способностей учащихся заключаются в освоении певческой установки сидя, стоя,
выработке навыков вдоха, выдоха без звука, на отдельной гласной,
на слове, на фразе, с использованием скороговорок, небольших
попевок на 3-х звуках увеличивая попевки до 5,6 звуков , в освоении мягкой и твердой атаке звука, навыков цепного дыхания
Благодаря системе упражнений у учащихся начальных классов наблюдается правильное формирование певческих навыков, что сказывается на качестве пения. С первого по третий год обучения происходит овладение элементарными действиями техники пения. На четвертом , пятом году – развития действий, стабилизация. Шестой, седьмой год – совершенствование полученных навыков, приобретение своего собственного имиджа и стиля.
Из своего опыта я знаю, что процесс формирования и развитие вокальных (певческих ) навыков зависит от индивидуальных особенностей детей, от певческой подготовки, с которой они пришли в школу искусств , что влияет на характер становления навыков и качество результатов обучения.
На первом году обучения происходит формирования певческих навыков. На втором году обучения я отмечаю, что формирование основных певческих навыков претерпевает изменение от некоторого улучшения по всем параметрам, к концу учебного года певческие навыки приобретают относительную устойчивость в чистоте интонирования, в способе звукообразования.
Можно отметить, что степень развития музыкального слуха (мелодического) оказывает влияние на качество тембра голоса, способ звукообразования. На качество тембра влияет и навык дыхания. Правильное дыхание способствует чистоте интонирования.
II.Комплекс упражнений для развития вокальных способностей учащихся.
На своих уроках я использую комплекс упражнений :
для постановки дыхания
Я прошу детей для контроля над дыханием во время упражнений, да и потом при пении, держать ладони рук на нижних ребрах. При правильном вдохе нижние ребра раздвигаются не только с боков, но и в спине.
Именно такое раздвижение ребер — показатель полноценного нижнее-реберного диафрагмального дыхания.
1 «Дуем на свечку» (беззвучно, на шипящие), «Собачка» -имитирование дыхания собаки «Пушинка — легкий выдох, будто сдуваем пушинку.
2. «муха» или «пчела» — резкий выдох.
3. «маленький хомячок» — надуть щеки, разомкнуть зубы и быстро перекатывать воздух.
4. «тпрунюшки» — с силой выдыхаем воздух, копируя отфыркивание лошадей.
Эти упражнения для освобождения нижней челюсти.
Задача : Эти упражнения основные. Они способствуют умению управлять своим дыханием, распределять дыхание , почувствовать диафрагму , опору
для приведение в работу и развития резонаторов
1 .массаж точек лица, пальцев рук, груди
2. ощущение работы резонатора через » резонирование голоса в носовой и придаточных полостях, то есть в верхней части лица,
Чтобы это «понять мышцами», ощутить «маску», «вокальный зевок» и
получить представление о происходящих в пении процессах, проделываем простые упражнения.
Рот открыть, подержать в этом состоянии, послушать ощущение
естественности, свободы самого рта, языка, горла.. Сомкнуть губы, но не
плотно, и, оставляя горло таким же свободным, помычать на удобном тоне, ощущая щекотание на верхней губе, зубах и в переносице.
Если нет ощущения щекотания, вибрации, значит поджато горло, нужно освободить его. Направить мычание к зубам, ощущается щекотание, и есть «маска», позиция. Выдвигайте звук вперед, через эту область. Изобразить гудок парохода
В песнях южной и центральной областей России в основном используется грудной резонатор
Упражнение :м-м-м-м(ощущуение вибрации в груди), при движении по полутонам вверх следить за сохранением этого ощущения , используется понятие «не отрывать звук от груди» (школа народного пения С.Мешко)
Пение с использованием головной резонатора очень сложный процесс.
Упр. глиссандо вверх , упр. «Вьюга» — изображение завывания вьюги с переходом высокую тесситуру на звук «У»
для развития подвижности арткуляционного аппарата
В работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, сознательный
контроль, внимание.
b) Очень важна работа с зеркалом.
c) В работе над «активной свободой» надо быть к себе очень
требовательным, чтобы не пропустить никаких зажатий типа «кривого рта»,
«бровей домиком» или «вытаращенные глаза».
d) При тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные
повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Не надо бояться усталости
мышц, но надо избегать новых зажатий.
e) Очень важно и полезно слушать записи хороших исполнителей,
так как слуховое восприятие улучшает осознание мышечных ощущений.
Упр: иголочка, щеточка, мячик, ящик, рыбки итд
С помощью этих упражнений снимается напряженность и зажатость
В работе над скороговорками «На мели» «Бык» , « На поповском на лугу» , «От топота копыт», «Два голубя» итд добиваюсь четкости , звонкости произносимых звуков , развитие артикуляционной памяти.
В работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, сознательный
контроль, внимание.
1. Очень важна работа с зеркалом.
2. В работе над «активной свободой» надо быть к себе очень
требовательным, чтобы не пропустить никаких зажатий типа «кривого рта»,»бровей домиком» или «вытаращенные глаза».
3. При тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Не надо бояться усталости мышц, но надо избегать новых зажатий.
4. Очень важно и полезно слушать записи хороших исполнителей,
так как слуховое восприятие улучшает осознание мышечных ощущений.
работа над гласными.
Основной момент в работе над гласными — воспроизведении их в чистом виде то есть без искажений. В речи смысловую роль выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции.
Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижение унисона в хоровых партиях. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных.
Упражнение : «Ой, ты радуница», «Лилия белая выросла», «Зелены луга» пропевание гласными и словом
С помощью этих упражнений добиваюсь единой манеры звукообразования , ровности гласных в одной певческой позиции и плавности звуковедения.
Заключение
Процесс формирования певческого голоса труден, т.к.
дети еще не умеют анализировать поставленную
задачу в целом. Но при правильном воспитании их певческая
деятельность принимает особый характер управляемый,
целенаправленный. Наиболее рациональным способом развития
памяти является запоминание и частое повторение небольших
заданий и постепенное их усложнение. Формирование певческих
навыков строится на развитии образного мышления, способности
общения. Этот процесс протекает интереснее, если дети
осознают свои ошибки и умеют отличать хороший результат от
плохого. С этой целью после исполнения упражнений ,концертного выступления мы делаем анализ ошибок, почему они были допущены и как их
избежать в будущем.
Список литературы:
1. И. Левидов “Певческий голос”. Л.1941
2. М.Л. Львов “Русские певцы”. М.1965
3. Н.М. Малышева “О пении”. Из во “Сов. Композитор”, М.1988
4. А.Г. Менабени “Методика обучения сольному пению”. М.1987
5. Методика обучения сольному пению. Из во “Просвещение”, М.1987
6. В.П. Морозов “Биофизические основы вокальной речи”. Л.1977
7. В.П. Морозов “Вокальный слух и голос”. Из во “Музыка”, М.1965
8. В.П. Морозов “Тайны вокальной речи”. М.1967
9. И.К.Назаренко “Искусство пения”. (Хрестоматия). Из во “Музыка”, М.1968.
10. М.И. Переверзева “Творческая и педагогическая деятельность Е.Ф. Петренко”. Из во “Музыка”, М.1970
11. И. Прянишников “Советы обучающимся пению”. Из во “Музгиз”, М.1958
Содержание:
Введение. 2стр
I. Основные моменты развития вокальных способностей учащихся 2 стр
II.Комплекс упражнений для развития 3 стр
вокальных способностей учащихся.
Заключение 5 стр
Список литературы 7 стр
Источник
Оксана Семухина
Развитие вокальных навыков у детей
ЦЕЛЬ: Развитие музыкальных способностей и певческих навыков у дошкольника.
Задачи:
1. Развиватьмузыкальные способности ребенка: чувство ритма, музыкальную память, ладовое чувство, координацию слуха и голоса.
2. Развивать певческие навыки ребенка:
речевое и певческое дыхание;
правильную артикуляцию;
интонирование;
голосовые возможности;
звукообразование;
выразительное пение.
3. Развивать коммуникативные качества детей.
Этапы развития певческих навыков и музыкальных способностей у детей
1. Подготовительный или ознакомительный этап.
Знакомство детей с песней происходит с помощью выразительного исполнения музыкального произведения (песни) или прослушивания аудиозаписи со звучанием хорового пения или отдельных исполнителей. С помощью выразительного исполнения, образного слова, беседы о характере музыки можно пробудить интерес к ней, желание выучить. Важно, чтобы дети почувствовали настроение, переданное в музыке, высказывались о характере песни.После получения базовых понятий следует объяснить детям правила певческой постановки: как надо сидеть, как надо стоять во время пения (руки свободно опустить вниз, голову держать прямо, рот открывать свободно). К этим требованиям следует постоянно возвращаться, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.
2. Первичное освоение певческих навыков
Дыхание играет важную роль в процессе первичного освоения певческих навыков. Емкость детских легких мала, отсюда естественная ограниченность силы звука детского голоса. У детей с ОНР отмечается поверхностное дыхание, малый объем и сила выдоха, не дифференцированный носовой вдох и выдох, поэтому работа над постановкой дыхания является основой для дальнейшей работы по вокалу.
А. Г. Менабени в своей книге «Методика обучения сольному пению»пишет: «В вокально — педагогической практике наиболее удобным считается нижнерёберно — диафрагматическое дыхание, т. е. смешанное дыхание, при котором поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота…. Певческий вдох берётся бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования…. Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой – остановкой дыхания, после чего начинается выдох….».
С первых занятий следует приучать детей правильно брать дыхание, делать активный вдох, постепенный выдох.Предполагаются следующие упражнения:
• «Надуй шарик»;
• «Игра с флюгером»;
• «Задуй свечку»;
• «Вдохни аромат цветка».
Дикция оказывает важное влияние на выразительность исполнения произведения. Вокальная дикция подразумевает четкое и ясное произношение, чистоту и безукоризненность звучания каждого гласного и согласного в отдельности, а также слов и фраз в целом.Для выработки правильной дикции подходят следующие приемы:
• Выразительное чтение текста;
• Разъяснение смысла некоторых незнакомых слов;
• Правильное и отчетливое произношение слов;
• Чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией.
Артикуляция — работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Важно развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, неба, нижней челюсти) с помощью упражнений.
Для формирования навыков правильного звукообразования целесообразны такие методы и приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения, т. к. со звукообразованием связана напевность. Начинать работу следует с формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях. Отмечено, что у детей дошкольного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного звука следует использовать попевки, упражнения на гласные (У, (Ю, а также песни с нисходящим движением мелодии. Эти гласные помогают развитию высокого звучания («Куда летишь, кукушечка?», «Веселая дудочка»).
Большое внимание в вокальном формировании нужно уделять гласному звуку (О). Пение упражнений на гласные (О) и (Ё) способствуют образованию округлого красивого звука.
Специального округления требуют звуки (И, (А, (Е, (Ё, (А) приближен к (О, (Е) – к (jО). Немаловажное значение в произношении гласных звуков имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся четко и легко. Важно учить детей ясно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в первую очередь – (Р).
3. Работа по развитию динамического, ритмического ансамбля.
Для развития ритмического ансамбля важно учить детейпеть песни с движением: шаги на месте, хлопки, повороты вокруг себя («Во поле береза стояла», «А я по лугу»).
Динамический и интонационный ансамбль зависит от правильного расположения детей. Поэтому целесообразно посадить хорошо и плохо интонирующих детей через одного,иногда отдельными рядами или группами по качеству интонирования или по характеру звучания их голосов: высокие, средние, низкие. Это дает возможность дифференцировать работу по отношению к каждой группе воспитанников. Исполнение песен нужно проводить не только хором, но и группами.Очень хорошо вносить элемент игры: кто-то поет громче, кто-то тише, пение по цепочке. Наибольшая заинтересованность проявляется у детей, если у них имеется задача закончить певческую фразу или предложение. Например, «Что ты хочешь кошечка?», когда педагог поет начало музыкальной фразы «Что ты хочешь, кошечка…», а дети всей группой или индивидуально пропевают ее окончание. Ребенок имеет хорошую возможность проявить музыкальность и чувство лада, ритма, фантазии, жизненного опыта. В данной игре все взаимосвязано.
Важно учить детей слушать и слышать сопряжение двух звуков – интервал, чтобы помочь им ориентироваться в чистоте интонирования через специальные упражнения на освоение различных мелодических интервалов. Например, изучая с детьми квартовые интонации, можно показать голосом опору на верхний звук (дети повторяют: «Вставай, вставай, постельку заправляй, штанишки натягивай, песенку затягивай»). Здесь важны активность, целеустремленность, волевое начало. Опора на первый звук несколько смягчает интонацию, делая ее спокойной. Каждый интервал, даже вне музыкального контекста, имеет большое количество «переменных величин»,оказывающих влияние на интонационную образность: направление движения мелодии, метроритмическое и динамическое соотношение звуков, способ звуковедения. Для музыкальной педагогики это важно, так как, с одной стороны, обеспечивает интонационно чистое пение, с другой стороны – от этого зависит выразительность исполнения. С этой целью проводятся специальные упражнения, последовательность которых предполагает обработку каждого мелодического скачка.
Через певческую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение обеспечивает прекрасную психологическую, нравственную и эстетическую среду для формирования лучших человеческих качеств. В пении дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве. У детей с ОНР развитие певческих навыков и музыкальных способностей способствует также и улучшению фонематического слуха, устранению речевых дефектов, формированию правильного речевого дыхания и интонации голоса, развитию речи.
Содержание занятий вокальногокружка включает в себя:
1. Упражнения на постановку речевого и певческого дыхания;
1. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
2. Образные упражнения — распевки, потешки, прибаутки и т. д.
3. Упражнения на развитие чувства ритма и музыкальной памяти;
4. Детские эстрадные песни, детские песни советских и современных композиторов; народные хороводные и плясовые песни, детские песни из мультфильмов;
5. Музыкальные игры, загадки;
6. Упражнения на развитие музыкальных способностей
Характеристика возрастных возможностей певческих навыков
детей от 3 до 5 лет
— происходит координация слуха и голоса; музыки и движения;
— певческий диапазон в пределах ре – ля, ре – си;
— поют слитно короткие фразы;
— используют различные типы дыхания (ключичное, грудное, нижнереберное, смешанное);
— мелодии песен исполняют в медленном и среднем темпе;
— певческая дикция, в основном, нечеткая и неясная;
— отсутствие отдельных звуков в речи;
— не могут следить за чистотой певческой интонации;
— поют мелодию не всегда верно;
— отмечается неуверенность, зажатость и робость при исполнении песен на аудитории.
Задачи:
1. Развивать музыкальные способности ребенка.
2. Развивать певческие навыки.
3. Через музыкальную деятельность развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.
4. Учить преодолевать робость и стеснение, снимать напряженность и зажатость.
Предполагаемый результат
Ребенок умеет:
* проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных песен.
* петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-ля.
* самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение года.
* исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании слова и короткие фразы.
* достаточно уверенно прохлопать ритм простейших песен.
* импровизировать голосом короткую фразу.
* достаточно эмоционально передать содержание песни.
* достаточно уверенно выступать на сцене с другими участника коллектива.
Характеристика возрастных возможностей певческих навыков
детей от 5 до 7 лет
— происходит координация слуха и голоса; музыки и движения;
— певческий диапазон в пределах ре –си, ре – до;
— способен петь более сложные по мелодическим и ритмическим особенностям песни;
— голос становится более звонким;
— отсутствие отдельных звуков в речи;
— способен следить за певческой интонацией, контролировать и исправлять неточности своего пения;
— ребенок способен петь на одном дыхания целые фразы и предложения;
— певческая дикция у большинства детей правильная;
— хоровое пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам.
Предполагаемый результат
Ребенок умеет:
* проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных песен.
* петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-си.
* самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение года.
* исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании целые фразы.
* уверенно прохлопать ритм простейших песен.
* импровизировать голосом короткую фразу.
* достаточно эмоционально передать содержание песни.
* выступать в качестве солиста целой песни или отдельной части (куплета).
* достаточно уверенно исполнить песню в дуэте, трио или квартете.
* выступать на сцене с другими участника коллектива.
Источник